Средства индивидуальной защиты обж 10 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока. Изучить: классификацию средств индивидуальной защи­ты, средства защиты органов дыхания. Изучить устройство и правила пользования индивидуальными средствами защиты кожи. Возможности некоторых индивидуальных средств защиты органов дыхания по защите от опасных веществ и атмосферных примесей.

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Вопросы для активизации знаний.

— Что понимается под индивидуальными средствами защиты ор­ганов дыхания? Каково их предназначение?

— Все ли средства индивидуальной защиты одинаковы по своей эффективности или нет?

— Можно ли тогда разделить их на группы?

— На каких физических принципах основано устройство индиви­дуальных средств защиты органов дыхания?

— Можно ли эти защитные устройства чем-либо заменить?

— Возможно ли бытовое использование индивидуальных средств защиты органов дыхания?

Средства индивидуальной защиты дыхания. К средствам индивидуальной защиты дыхания относят: фильтрующие и изолирую­щие противогазы, респираторы, комплект дополнительного патрона (ДП-2), гопкалитовый патрон (ДП-1), простейшие средства защиты органов дыхания.

Фильтрующие противогазы предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз от ОВ, РП, ВА. Принцип действия противогазов основан на изоляции органов дыхания от окружающей среды и очистке вдыхаемого воздуха от токсичных аэрозолей и паров в фильтрующе-поглощающей системе. Противогазы не обогащают вдыхаемый воздух кислородом, поэтому их можно использовать в атмосфере, содержащей не менее 17% кислорода (по объему).

Противогаз состоит из лицевой части и фильтрующе-поглощающей систе­мы (ФПС), которые соединены между собой непосредственно или с помощью соединительной трубки. В комплект противогаза входят сумка и незапотевающие пленки, а также в зависимости от типа противогаза могут входить мембраны переговорного устройства, трикотажный гидрофобный чехол, на­кладные утеплительные манжеты, водонепроницаемый мешок, крышка фляги с клапаном и бирка.

Фильтрующе-поглощающая система предназначена для очистки вдыхаемого воздуха от аэрозолей и паров, ОВ, РП, БА. В условиях применения противником ОМП один и тот же противогаз можно использовать многократно. Перерывы в использовании противогаза в зараженной атмосфере не снижают защитных свойств ФПК от ОВ. При повторном использовании противогазов выдува­ния ОВ или токсичных продуктов их разложения из ФПК не происходит. Конструкция фильтрующих противогазов обеспечивает достаточное удобство работы со всеми видами вооружения и военной техники, а также позволяет: вести прицельную стрельбу из стрелкового оружия; работать с оптическими приборами; подавать команды голосом, вести переговоры по радиотелефонным средствам связи.

Подбор шлем-масок противогаза осуществляют по результатам замера вер­тикального обхвата головы, который определяют путем измерения головы по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. Результаты измерений округляют до 0,5 см. По сумме двух измерений определяют типоразмер (рост маски и номера упо­ров лямок наголовника со стороны концов) маски в соответствии с ростовочными интервалами.

Респираторы представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли.

Респираторы делятся на два типа: первый — респираторы, у ко­торых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат и лицевой частью; второй — очищает вдыхаемый воздух в фильтрующих патронах, присоединяемых к полумаске.

Противопылевые респираторы представляют собой облегченные средства защиты органов дыхания от различных аэрозолей. Вдыхаемый воздух очищается от аэрозолей вредных веществ путем фильм рации через тонковолокнистые материалы, которые гидрофобны, устойчивы при температуре до 60 °С, стойки к кислотам и щелочами. Это обеспечивается однородностью фильтрующего слоя и наличием электростатических зарядов, которые резко повышают эффективность улавливания аэрозолей.

Противогазовые (газопылезащитные) респираторы имеют как бы промежуточное значение между респираторами противопылевыми и противогазами. Они легче, проще и удобнее в пользовании, чем противогаз. Однако защищают только органы дыхания при концентрации вредных веществ не более 10—15 ПДК. Глаза, лицо остаются открытыми. Такие респираторы во многих случаях довольно надежно предохраняют человека в газовой и пылегазовой среде.

Простейшие средства защиты, органов дыхания. Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими подручными средствами — ватно-марлевой повязкой, платком, шарфом, изделиями из тканей, предварительно смоченных водой или лучше 2—5% растворами питьевой соды (от хлора), уксусной или лимонной кислоты (от аммиака) и противопыльной тканевой маской (ПТМ). Они надежно защищают органы дыхания человека (а ПТМ кожу лица и глаза) от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекционные заболевания. Следует помнить, что от ОВ и многих АХОВ они не защищают.

Изготовление ватно-марлевой повязки. Берут кусок марли длиной 100 см и шириной 50 см; в средней части куска на площади 30X20 см кладут ровный слой ваты толщиной примерно 2 см; свободные от ваты концы марли по всей длине куска с обеих сторон заворачивают, закрывая вату; концы марли (около 30—35 см) с обеих сторон посредине разрезают ножницами, образуя две пары завязок; завязки закрепляют стежками ниток (обшивают). Если нет ваты, то можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска марли укладывают 5—6 слоев марли.

Ватно-марлевую (марлевую) повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край ее закрывал низ подбородка, а верхний доходил до глазных впадин, при этом хорошо должны закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние — на темени, верхние — на затылке. Для защиты глаз используют противопыльные очки.

Возможности некоторых индивидуальных средств защиты органов дыхания по защите от опасных веществ и атмосферных примесей.

Цели урока: Актуализировать и расширить знания уча¬щихся о средствах индивидуальной защиты. Рассмотреть возможности применения раз¬личных средств защиты органов дыхания. Научить изготавливать и применять простей¬шие СИЗ органов дыхания. Сформировать умения и навыки в использо¬вании СИЗ органов дыхания. Показать эффективность мероприятий по за¬щите населения от ЧС мирного и военного време¬ни и убедить в необходимости принимать в них участие.

ВложениеРазмер
urok_obzh_10_kl._sizod.docx 66.66 КБ
sredstva_individualnoy_zashchity_naseleniya.ppt 1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Средства индивидуальной защиты органов дыхания

Актуализировать и расширить знания учащихся о средствах индивидуальной защиты.

Рассмотреть возможности применения различных средств защиты органов дыхания.

Научить изготавливать и применять простейшие СИЗ органов дыхания.

Сформировать умения и навыки в использовании СИЗ органов дыхания.

Показать эффективность мероприятий по защите населения от ЧС мирного и военного времени и убедить в необходимости принимать в них участие.

1. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты (СИЗ).

2. Фильтрующие средства защиты органов дыхания (СИЗОД) (противогазы).

4. Простейшие и подручные СИЗ органов дыхания.

5. Изолирующие СИЗОД.
Учебно-материальное обеспечение:

-компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;

-электронная презентация, созданная средствами программы-редактора презентаций;

-образцы различных моделей противогазов, фильтрующих коробок, ватно-марлевая повязка (ВМП), вата и марля для изготовления ВМП;

-бланки опорных конспектов на каждого ученика.

Подготовка к уроку

Для проведения урока подготовлена электронная презентация. В слайды презентации включены основные определения, таблицы и схемы, фотографии и рисунки для иллюстрации рассказа преподавателя по всем изучаемым вопросам.

для организации работы обучающихся составлены и распечатаны бланки рабочих конспектов, которые заполняются учениками в ходе изложения нового материала преподавателем.

Для контроля подготовлены вопросы тестовой проверочной работы.

1 Организационный момент (2 мин).

2. Изучение нового материала. Заполнение учениками бланков рабочего конспекта (35 мин).

3. Закрепление материала. Тестовая проверочная работа (5 мин).

4. Подведение итогов урока и доведение домашнего задания (3 мин).

Проверка готовности к уроку: Принимаю доклад дежурного о готовности к занятию, объявляет тему, цель урока и учебные вопросы, доводит порядок его проведения.

На экране демонстрируется слайд

Тема раздела: средства индивидуальной защиты населения.

Ученикам раздаются бланки опорных конспектов, преподаватель объясняет, как их заполнять.

Назначение и классификация СИЗ

По назначению СИЗ подразделяются на:

— средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);

— средства защиты кожи (СЗК);

— медицинские средства индивидуальной защиты (МСИЗ).

По способу изготовления СИЗ разделяются на выпускаемые промышленностью (табельные) и изготавливаемые населением из подручных материалов.

По принципу защитного действия все СИЗ делятся на фильтрующие и изолирующие.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся:

- противогазьг, респираторы, изолирующие дыхательные аппараты, камеры детские и простейшие средства (противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки)

Его появление связано с появлением нового вида оружия массового поражения — химического оружия. Отравляющие вещества впервые применили

в Первую мировую войну войска кайзеровской Германии против позиций англо-французских войск. Необходимо было в короткие сроки создать надежные средства защиты от отравляющих веществ. Химики, медики и другие специалисты многих стран трудились над этой задачей. Лучше других работа удалась русскому ученому-химику Николаю Дмитриевичу Зелинскому (1861—1953 гг.), который предложил использовать в защитном приборе в качестве поглощающего вещества древесный уголь. Предложенная конструкция оказалась настолько удачной, что стала прообразом современных фильтрующих противогазов.

Противогаз Зелинского состоял из резиновой маски с очками и коробки, заполненной адсорбирующим веществом — активированным углем, в которой очищался зараженный воздух. Он надежно защищал лицо, глаза и органы дыхания человека от ядовитых газов. Постоянно совершенствуясь, противогаз дошел до наших дней и остается наиболее распространенным средством защиты органов дыхания

Все СИЗОД по принципу действия подразделяются на фильтрующие и изолирующие.

По своему назначению фильтрующие СИЗОД можно разделить на три группы:

1) противогазы и респираторы для личного состава Вооруженных сил, предназначенные в основном для защиты от радиоактивной пыли (РП), отравляющих веществ (ОВ) и биологических (бактериальных) аэрозолей (БА). Они обладают также защитными свойствами от ряда АХОВ;

2) гражданские противогазы и респираторы, предназначенные для формирований гражданской обороны и населения. Все они, как правило, исключая детские СИЗОД, представляют собой несколько упрощенные по конструкции средства защиты для личного состава Вооруженных сил;

3) промышленные противогазы и респираторы, предназначенные для защиты работающего персонала промышленного объекта от воздействия конкретного АХОВ их устройство весьма разнообразно и определяется особенностями производственной деятельности предприятия и характером возможной на нем аварийной ситуации.

(демонстрируется слайд «Назначение, принцип действия и классификация фильтрующих противогазов ).

Защита органов дыхания с помощью фильтрующих СИЗОД основана на очистке наружного зараженного воздуха от находящихся в нем вредных примесей. При пользовании фильтрующим средством защиты человек дышит кислородом, содержащимся в окружающей атмосфере. При всем многообразии вредных примесей очистка воздуха сводится к его очистке от аэрозолей и молекул (пар, газ).

Фильтрующие противогазы представляют собой наиболее универсальное средство защиты органов дыхания, так как они обеспечивают высокую степень очистки воздуха от вредных примесей как в виде аэрозолей, так и паров (газов).

По возрастному назначению противогазы подразделяются на противогазы, предназначенные

для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста,

для защиты детей в возрасте до 1,5 лет предназначены детские защитные камеры.

Принцип действия противогазов состоит в следующем. Для дыхания используется наружный зараженный воздух, который очищается от вредных примесей, проходя через фильтрующе-поглощающую коробку. В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из шлема-маски наружу через специальный клапан.

Гражданские фильтрующие противогазы

Имеются следующие виды гражданских противогазов.

Все гражданские противогазы комплектуются типовой противогазовой коробкой малого габарита, имеющей некоторые отличительные особенности по составу наполнителя. Главное же их отличие заключается в конструктивных особенностях и размерах лицевых частей.

Для взрослого населения применяются противогазы типа ГП-5 (ГП-5М) и ГП-7 (его модификации ГП-7В, ГП-7ВМ). Более подробно они будут нами рассмотрены на следующем уроке.

Для защиты детей младшего (начиная с 1,5 лет) и старшего возраста получил распространение противогаз ПДФ-7 (демонстрируется слайд (Детские противогазы).

Наиболее совершенными моделями являются детские противогазы ПДФ-2Д для дошкольного возраста и ПДФ-2Ш для школьного возраста. Проверка, сборка и подготовка детских противогазов практически не отличаются от аналогичных действий с противогазами для взрослых. Проведенные испытания показали, что время защитного действия детских гражданских противогазов примерно в два раза больше, чем у противогазов для взрослых.

Несмотря на то, что гражданские противогазы комплектуются малогабаритными коробками, имеющими небольшой слой шихты (активированного угля), их защитная способность от концентраций ОВ, создаваемых в полевых условиях, практически не ограничена. Испытания показали, что гражданские противогазы наряду с защитой от ОВ защищают от хлора, сероводорода, фосгена и некоторых других АХОВ (табл. 1).

Однако в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными выбросами АХОВ, когда в атмосфере могут создаваться концентрации на несколько порядков выше, чем от ОВ в полевых условиях, время защитного действия противогазов весьма ограничено. А в ряде случаев оно равно нулю. Это обуславливается, во- первых, тем, что гражданские противогазы не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, таких как аммиак, диметиламин, метил хлористый, окислы азота, окись этилена, окись углерода. Во-вторых, на небольших расстояниях от постоянно действующего источника заражения в условиях высоких концентраций может произойти мгновенный проскок шихты противогазовой коробки.

Внутри патрона один (ДПГ-З) или два (ДПГ-1) слоя: специальный поглотитель и гопкалит. Наружный воздух, попадая в фильтрующе-поглощающую коробку (ФПК), предварительно очищается от аэрозолей и паров АХОВ. Поступая затем в дополнительный патрон, окончательно очищается от вредных примесей. Патрон имеет цилиндрическую форму и внешне похож на ФПК противогазов ГП-5, ГП-7. На дне его нарезана внутренняя резьба для присоединения к ФВК ГП-5 или ГП-7.

Защитные свойства коробок промышленных противогазов от АХОВ существенно выше, чем у коробок гражданских противогазов (без дополнительного патрона). Поэтому промышленные противогазы могут использоваться в более широком диапазоне концентраций, т.е. возможно их использование на меньших удалениях от источника заражения по сравнению с гражданскими противогазами. Использование гражданских противогазов без дополнительного патрона возможно только на больших удалениях (сотни и более метров) от источника опасности.

Респиратор по своей сути есть индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных веществ содержащихся в воздухе. Они широко применяются рудниках, в шахтах, на химических и металлургических предприятиях, атомных электростанциях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве

Респираторы классифицируются по предназначению, устройству и сроку службы

По назначению респираторы подразделяются на противопылевые, противогазовые и газопылезащитные.

По устройству респираторы делятся на два типа:

— респираторы, у которых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат лицевой частью;

— респираторы, очищающие вдыхаемый воздух в фильтрующих патронах, присоединяемых к полумаске.

В зависимости от срока службы респираторы бывают одноразового применения и многоразового использования (в них предусмотрена замена фильтров)

Тип респиратора выбирают в зависимости от характеристики вредных веществ и их предельно допустимой концентрации в воздухе.

В условиях чрезвычайных ситуаций эти респираторы могут быть использованы для защиты органов дыхания от радиоактивной пыли и биологических средств поражения. Следует учитывать, что противопылевые респираторы не обеспечивают защиту от паров и газов вредных веществ.

В системе гражданской обороны наибольшее использование имеют респираторы Р-2 и Р-2Д

Респиратор Р-2 предназначен для оснащения личного состава формирований и сил ликвидации ЧС, Р-2Д — для защиты органов дыхания детей от 7 до 17 лет, отличается от взрослого размером. Респиратор Р-2 производится трех размеров (ростов) (1, 2,3), Р-2Д— четырех (0, 1,2, 3).

Для подбора респиратора Р-2 по размеру нужно знать высоту лица, то есть расстояние между точкой наибольшего углубления на переносье и самой нижней точкой подбородка. В соответствии с измеренной высотой лица выбирается рост респиратора (табл. 2, 3).

Плотность прилегания респиратора к лицу проверяют так: ладонью плотно закрыть отверстие предохранительного экрана выдоха и сделать легкий выдох. Если воздух из полумаски не выходит, а лишь слегка раздувает ее. респиратор обеспечивает герметичность.

Респираторы РУ-60М и РПГ-67 изготавливаются в виде резиновой полумаски ПР-7 с трикотажным обтюратором. РУ-60М используется с двумя поглощающими патронами, в которых размещается шихта и фильтр. РПГ-67 используется с патроном КД без фильтра и защищает только от паров и газов АХОВ.

Во всех случаях газопылезащитные респираторы имеют ограниченное использование. Их нельзя применять, если АХОВ оказывают воздействие на глаза и кожу.

Простейшие СИЗ органов дыхания

К простейшим СИЗ органов дыхания относят противопыльную тканевую маску ПТМ- 1 и ватно-марлевую повязку. Эти средства могут использоваться населением так же, как и противопылевые респираторы. Они вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Изготавливаются они либо по заказу органов управления по делам ГОЧС в швейных мастерских, либо самим населением по рекомендуемым органами ГОЧС образцам.

— берут кусок марли размером 100 на 50 см;

—на его середину кладут ровный слой ваты размером 30 на 20 см и толщиной примерно 2 см;

— марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату;

— свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок;

— завязки закрепляют стежками ниток (обшивают).

Если есть марля, но нет ваты, можно изготовить марлевую повязку. для этого вместо ваты на середину куска укладывают пять-шесть слоев

При этом должны хорошо закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: сначала верхние - на затылке за ушами, затем нижние — на темени. для защиты глаз используют специальные противопыльные очки различного устройства. Очки можно сделать и самим.

В экстренных случаях при отсутствии противопыльной маски и повязки можно использовать подручные средства: любую ткань, сложенную в несколько слоев, одежду, полотенце, шарф, платок и т. п.

Защитные свойства ПТМ, ВМП и подручных средств можно повысить, смочив их водой или специальным раствором.

для защиты органов дыхания в условиях химического заражения противопылевые респираторы и простейшие средства индивидуальной защиты используются лишь в исключительных случаях. Например, при эвакуации из зоны химического заражения после предварительной их пропитки 5—10-процентным раствором питьевой соды или 2-процентным раствором лимонной (уксусной) кислоты.

Изолирующие СИЗ органов дыхания

Использование фильтрующих противогазов при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ непосредственно у места пролива АХОВ небезопасно. В этих случаях рекомендуется применять средства индивидуальной защиты органов дыхания изолирующего типа.

К ним относятся противогазы ИП-4, ИП-4М, ИП-4МК для работы на суше и противогаз ИП-5 для работы под водой.

Принцип их действия состоит в том, что наружный воздух для дыхания не используется. Человек, надевший противогаз, дышит смесью кислорода, находящегося в специальной емкости, и выдыхаемого воздуха после его очистки от влаги и углекислого газа. Недостатком изолирующего противогаза является ограниченное время пребывания в нем.

Данные средства защиты работают на основе химически связанного кислорода. Кислород высвобождается в результате химической реакции, которая происходит в регенеративном патроне при взведении пускового механизма. В качестве регенерируюших препаратов наибольшее применение имеют соединения надперекиси натрия и калия, Все надперекисные соединения характеризуются наличием активного кислорода, который выделяется в молекулярном виде при реакции взаимодействия надперекиси с водой или углекислым газом.

Все изолирующие противогазы на основе химически связанного кислорода состоят из регенеративного патрона с пусковым приспособлением, дыхательного мешка с клапаном избыточного давления, лицевой части (имеет три размера) с соединительной трубкой, каркаса и сумки с принадлежностями. Регенеративный патрон служит для поглощения углекислого газа и паров воды из выдыхаемого человеком воздуха и подачи во вдыхаемый воздух кислорода, необходимого для дыхания. Дыхательный мешок служит резервуаром для воздуха. Он снабжен клапаном избыточного давления, обеспечивающим поддержание в дыхательном мешке давления, не превышающего 40 мм вод, ст. Лицевая часть служит для изоляции органов дыхания, глаз и лица от окружающей среды и подвода воздуха к органам дыхания из дыхательного мешка через регенеративный патрон к органам дыхания. Каркас предотвращает дыхательный мешок от сдавливания в процессе работы, а также обеспечивает крепление регенеративного патрона.

В указанных выше изолирующих противогазах и дыхательных аппаратах можно пребывать в условиях заражения окружающего воздуха самыми высокими концентрациями химически опасных веществ. Стоимость этих противогазов существенно превышает стоимость фильтрующих противогазов. Поэтому согласно существующим нормам ими обеспечивается только тот производственный персонал химически опасных объектов, деятельность которого непосредственно связана с выполнением работ на особо опасных участках. Это, прежде всего, личный состав газоспасательных и диспетчерских служб химически опасных производств и личный состав формирований, предназначенных для выполнения работ непосредственно по месту пролива АХОВ (разведчики, спасатели и ликвидаторы последствий химических аварий).

Изолирующие противогазы являются средствами многоразового пользования. По мере отработки регенеративных патронов или баллонов они заменяются новыми. Для использования противогазов необходима заблаговременная специальная подготовка персонала, которому предстоит в них работать.

В состав этих средств также входят регенеративные патроны и дыхательные мешки с клапаном избыточного давления. В отличие от изолирующих противогазов самоспасатели являются средствами защиты одноразового действия, их использование не представляет особых затруднений для необученного персонала.

Закрепление материала. (7 мин)

Выполнение тестовой проверочной работы в МS Excel.

Работа выполняется индивидуально по схеме ученик-компьютер.

Тестовая проверочная работа

Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить тестовую работу. В вашем конспекте уже есть таблица из двух строк. В первой строке записаны номера вопросов с первого по пятый, во второй строке вам необходимо поставить букву, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ. Приступим!

Ученики выполняют работу, сдают ее на проверку преподавателю. На экране в автоматическом режиме демонстрируются слайды презентации, уже просмотренные на уроке. Преподаватель объявляет; пока я проверяю работы, посмотрите еще раз слайд-фильм и мысленно прокомментируйте его. После проверки работы возвращаются ученикам.

Подведение итогов урока

и доведение домашнего задания

Итак, на сегодняшнем уроке мы изучили состав и назначение средств индивидуальной защиты, средств защиты органов дыхания, узнали, что наиболее надежным средством защиты является противогаз, научились изготавливать простейшие СИЗ органов дыхания — ватно-марлевые повязки.

домашнее задание : повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитательная – формирование осознанного поведения в условиях чрезвычайной ситуации.

Проблемный вопрос: Какое средство защиты органов дыхания наиболее приемлемо для каждого из вас и почему?

Тип урока: повторение и обобщение.

Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения.

Оформление доски: Средства индивидуальной защиты.

Учебные вопросы:

Классификация средств защиты.

СИЗ органов дыхания и устройство противогаза.

Выбор наиболее эффективного средства защиты.

Классификация средств защиты


Зелинский Николай Дмитриевич (1861-1953)

Материальное обеспечение:

Противопыльная тканевая маска.

Распечатка таблицы по СИЗ (каждому ученику)

Инструкции по использованию СИЗ (1 на парту).

1. Рассказ о происшествии на Балаковской АЭС.

2. Классификация средств защиты.

Существует классификация средств защиты, она представлена на доске (запись схемы в тетрадь).
Классификация неполная, дополнять пропущенные элементы вы будете по ходу изучения каждой разновидности средств защиты.
Сегодня мы подробно рассмотрим средства защиты органов дыхания.

Какие СИЗ ОД вы знаете? (ватно-марлевая повязка, противопыльная тканевая маска, респираторы, противогазы)
На уроке вам представлены образцы наиболее распространенных СИЗ ОД (показываю СИЗ ОД - запись примеров в схему).

Органов дыхания
ВМП
ПТМ
Респиратор (Р-2)
Противогаз (ГП-5)

А какое СИЗ ОД является наиболее сложным устройством и почему?
(противогаз – п.ч. наибольшее количество составных частей и более сложный принцип фильтрации воздуха)

Как называется такой принцип фильтрации воздуха? (адсорбция – способность твердого или жидкого вещества поглощать на своей поверхности газообразные или растворенные вещества с помощью вещества – активированный уголь).

Когда и почему появились первые противогазы? (в первую мировую войну в качестве защиты от отравляющих веществ).

Зелинский Николай Дмитриевич (1861-1953), выдающийся химик, академик, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии во время первой мировой войны предложил активный уголь для защиты от отравляющих веществ, один из создателей первого противогаза.

И следующий учебный вопрос, который мы должны рассмотреть, это устройство противогаза.

3. Устройство противогаза.

Показываю и называю составные части противогаза, учащиеся делают запись в тетрадь: (Устройство противогаза: 1. Полевая сумка, 2. Шлем-маска с впускным и выпускным клапаном и стеклами, 3. Фильтрующая коробка), потом учащиеся самостоятельно разбирают устройство противогаза (работа в парах с противогазом), опрашиваю нескольких учащихся (показать и назвать составные части).
Существует две разновидности противогазов – это фильтрующие и изолирующие противогазы (учащиеся записывают в тетрадь).
Изолирующие противогазы ИП-4М, ИП-4МК в отличие от фильтрующих полностью изолируют органы дыхания от окружающей среды. Дыхание в противогазах совершается за счет запаса кислорода, находящегося в самом противогазе. Изолирующими противогазами пользуются тогда, когда невозможно применить фильтрующие противогазы, в частности, при недостатке кислорода в окружающей среде, при очень высоких концентрациях ОВ, СДЯВ и других вредных веществ, при работе под водой.

А почему существует столько видов средств защиты органов дыхания? (основной критерий – эффективность защиты).
Для определения самого лучшего средства защиты органов дыхания мы заполним таблицу.

4 Выбор средства защиты. У каждого ученика на парте – незаполненная таблица.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока ОБЖ для 10 класса «СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Цель: познакомить учащихся с основными средствами инди­видуальной защиты, научить правильному пользованию ими.

Учебно-наглядный комплекс: противо­газ ГП-5, ватно-марлевая повязка.

I . Организационный момент.

II . Изучение новой темы.

Учитель обобщает итоги обсуждения:

Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. По способу изготовления средства индивидуальной защи­ты делятся на средства, изготовленные промышленностью, и про­стейшие, изготовленные населением из подручных материалов.

2. Рассмотрение средств индивидуальной защиты.
Средства защиты органов дыхания.

1) Наиболее надежным средством защиты органов дыхания людей являются противогазы. Они предназначены для защиты ор­ганов дыхания, лица и глаз человека от вредных примесей, нахо­дящихся в воздухе. Фильтрующие противогазы являются основным средством ин­дивидуальной защиты органов дыхания. Принцип их защитного действия основан на предварительном очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от различных вредных примесей. В настоящее время в системе гражданской обороны для взрослого населения используются фильтрующие противогазы ГП-5, ГП-5м и ГП-4у.




В системе гражданской обороны наибольшее применение име­ет респиратор Р-2. Респираторы применяются для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли. Респиратор Р-2 представляет собой фильтрующую полумаску, снабженную двумя клапанами вдоха и одним клапаном выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных (растягивающихся) тесемок и носовым зажимом.

При вдохе воздух проходит через наружную поверхность рес­пиратора и фильтр и, очищенный от пыли, через клапаны вдоха попадает в органы дыхания.

При выдохе воздух выходит наружу через клапан выдоха.

Респиратор надежно защищает органы дыхания от радиоактив­ной и грунтовой пыли. От отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ он не защищает.

Если во время пользования респиратором появится много вла­ги* то рекомендуется снять его на 1-2 минуты, удалить влагу, про­переть внутреннюю поверхность и снова надеть.




3) Противопыльная тканевая маска и ватно-марлевая повязка.

Противопыльная тканевая маска ПТМ-1 и ватно-марлевая по­вязка предназначаются для защиты органов дыхания человека от радиоактивной пыли и при действиях во вторичном облаке бакте­риальных средств. От отравляющих веществ они не защищают. Из­готавливает маски и повязки преимущественно само население. Маска состоит из двух основных частей - корпуса и крепления. Корпус сделан из 2-4 слоев ткани. В нем вырезаны смотровые от­верстия со вставленными в них стеклами. На голове маска крепится полосой ткани, пришитой к боковым краям корпуса. Плотное при­легание маски к голове обеспечивается при помощи резинки в верхнем шве и завязок в нижнем шве крепления, а также при помощи поперечной резинки, пришитой к верхним углам корпуса маски. Воздух очищается всей поверхностью маски в процессе его прохождения через ткань при входе. Маску может изготовить каж­дый рабочий или служащий.

Маску надевают при угрозе заражения радиоактивной пылью. При выходе из зараженного района при первой возможности ее де­зактивируют: чистят (выколачивают радиоактивную пыль), стира­ют в горячей воде с мылом и тщательно прополаскивают, меняя воду.

Ватно-марлевая повязка изготавливается населением самостоя­тельно. Для этого требуется кусок марли размером 100 на 50 см. На марлю накладывают слой ваты толщиной 1-2 см, длиной 30 см, шириной 20 см. Марлю с обеих сторон загибают и накладывают на вату. Концы подрезают вдоль на расстоянии 30-35 см так, чтобы образовалось две пары завязок. При необходимости повязкой за­крывают рот и нос; верхние концы завязывают на затылке, а ниж­ние - на темени. В узкие полоски по обе стороны носа закладывают комочки ваты. Для защиты глаз используются противопыльные защитные очки. Все средства защиты органов дыхания надо посто­янно содержать исправными и готовыми к использованию.




Какие средства относятся к простейшим средствам защиты органов дыхания?

От каких веществ не защищают респираторы?

В каких случаях используют противопыльную маску, а в ка­ких ватно-марлевую повязку?

Читайте также: