Средневековая деревня и ее обитатели 6 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 класс учитель: Л.А. Нахапетян

2. Средневековая деревня и ее обитатели

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Роль крестьян в средневековом
обществе, деление на
2. свободных и зависимых.
3. Крестьянская община.
4. Натуральное хозяйство, его причины.
5. Крестьянский двор. Жизнь и быт
крестьян.
6. Труд крестьян.

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ
зависимые крестьяне, феодализм, феодальное общество,
феодальное государство, феодальные повинности,
крестьянская община, натуральное хозяйство
Молотьба и хранение снопов под навесом. Миниатюра в
рукописи Tacuinum Sanitatis. Северная Италия, XIV век.

Подавляющее большинство населения
составляли зависимые крестьяне
Привилегии и обязанности господ и крестьян
оформлялись обычаями, записанными законами
и установлениями.
Феодальное право – комплекс законодательных
установлений и обычаев

КАТЕГОРИИ КРЕСТЬЯН
СВОБОДНЫЕ
-платили оброк за
пользование землей;
-могли уйти от хозяина
-лично свободны;
-поземельно зависимы.
ЗАВИСИМЫЕ
-личная зависимость;
-могли покидать господ
только с их разрешения;
-главная повинностьбарщина;
-собственностью господина
являлась не только земля, но
и имущество;
-жениться могли только с
согласия сеньора;
-не могли уйти в монастырь.

10. За пользование землёй – крестьяне несли повинности

Повинности – принудительные обязанности.
Заполните таблицу: Объясните понятия,
приведите, примеры.
Барщина
Оброк
Даровые работы в
хозяйстве феодала
Доля продуктов,
которую крестьяне
отдавали за
пользование землёй.
Обрабатывали пашню,
чинили дом, строили
амбар, мосты.
Зерно, скот, мёд, пряжу,
деньги.

УПЛАТА ЦЕРКОВНОЙ ДЕСЯТИНЫ
Сарай для сбора десятины
монастыря Тер Дост.
Бельгия, XV век.
Помимо выполнения
барщины и оброка
десятую долю урожая
крестьяне должны
были отдавать церкви.
На эту церковную
десятину строили
храмы и монастыри,
украшали их
картинами,
скульптурами.

Крестьянская община
Крестьянская община – объединение крестьян одной
деревни.
Община поддерживала порядок на своей территории,
искала преступников, помогала бедным. Община
отвечала перед феодалом за выплату оброка и барщину.
Иногда община выступала против притеснений со
стороны феодала.

КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
Функции
крестьянской
общины
Задание: прочитайте текст на стр. 89 и составьте схему

КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
Сеятель. Миниатюра из
Часослова. Франция, XV
век.
Крестьяне всей общиной
нередко оказывали
сопротивление господину, если
он пытался увеличить обычные
размеры повинностей. Иногда
они отказывались работать на
господ, поджигали их дома и
амбары. В одиночку и целыми
деревнями они убегали от
жестоких господ и селились на
пустующих землях. Своим
упорным трудом крестьянские
общины добивались
ограничения феодальных
повинностей.

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Пастухи и овцы. Англия,
конец XV века.
Крестьяне обеспечивали
продуктами сельского хозяйства
и изделиями ремесла не только
себя, но и своего господина, его
семью, слуг и гостей. В вотчинах
феодалы устраивали мастерские;
там дворовые мастера
изготовляли оружие, конскую
сбрую, ткани, одежду. Все
необходимое для жизни
крестьян и феодалов
производилось в самой вотчине.
Ни феодалам, ни крестьянам
почти ничего не нужно было
покупать.

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Четыре воловьи упряжки
вспахивают узкие
полоски земли
крестьянских наделов.
Франция, XV век.
При медленном развитии техники
сельского хозяйства урожаи долгое
время были низкими.
Значительную часть продуктов,
которые производил крестьянин,
присваивал господин. Крестьянам
почти нечего было продавать. Вот
почему до XI века торговля в
Европе была развита слабо.
Хозяйство и феодалов, и крестьян
было натуральным: продукты и
вещи изготовляли не для продажи,
а для собственного потребления.

ФЕОДАЛЬНОЕ ПОМЕСТЬЕ
Задание: пользуясь картинкой расскажите о феодальном
поместье. Докажите, что феодальное поместье - это
натуральное хозяйство

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН
Крестьянский дом.
Современная
реконструкция.
Деревни насчитывали обычно 1015 дворов. В каждом дворе кроме
жилища, были сарай, хлев, амбар.
другие хозяйственные постройки.
На большей площади Европы
крестьянский дом строился из
дерева, но на юге, где этого
материала не хватало, — чаще из
камня. Деревянные дома крылись
соломой, которая годилась в
голодные зимы на корм скоту.
Маленькие окошки закрывались
деревянными ставнями,
затягивались пузырем или кожей.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН
В крестьянской хижине
Стекло использовалось
лишь в церквах, у сеньоров
и городских богачей. Вместо
дымохода часто зияла дыра
в потолке, и когда топили,
дым заполнял помещение.
В студеную пору нередко и
семья крестьянина, и его
скот жили рядом — в одной
избушке.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН
Выпечка хлеба.
Средневековая
миниатюра
Повседневной пищей
большинства населения был
хлеб, каши, варёные овощи,
зерновые и овощные похлёбки,
приправленные травами, с
луком и чесноком. Мяса в
народе ели мало, только по
праздникам. Употребляли
довольно много рыбы, потому
что 166 дней в году приходилось
на посты, когда есть мясо было
запрещено. Из сладостей был
известен только мёд

ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН
Пахота на волах в ярме.
Миниатюра (XV в.)
В отличие от рабов крестьяне уважали
свой тяжелый труд и высоко ценили
трудолюбие. Они обрабатывали
землю чаще всего теми же орудиями
труда, какие получали в наследство от
отцов и дедов. Когда созревал
урожай, колосья срезали серпами.
Молотили палками или деревянными
цепами, а затем зерно провеивали,
подбрасывая лопатой на ветру. Зерно,
если дозволял господин, обычно
мололи на ручной мельнице,
состоявшей из двух каменных
жерновов.

ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН
"Сельскохозяйственные
работы" /пахота).
Миниатюра XIV в
Урожаи были низкими: зерна
получали примерно в 3 раза больше,
чем сеяли. Треть, а то и почти
половину собранного оставляли на
семена, часть отдавали в оброк
господину и 1/10 часть урожая —
церкви. Урожай зависел не только от
стараний крестьянина, но и от
погоды. Даже небольшие заморозки
и засухи губили посевы, и тогда
наступал страшный голод.
Смертность была очень высокая.

ТЕСТОВЫЕ ЗДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.Важнейшая ценность средневекового общества
А)богатство
Б)земля
В)деньги
2.Большие группы людей, которые отличаются друг от
друга
закрепленными за ними правами и
обязанностями,
передающимися по наследству
А)сословия
Б)части
В)коллективы

ТЕСТОВЫЕ ЗДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
3.Барщина включала
А)работу зависимого крестьянина на поле и в хозяйстве
сеньора
Б)работу зависимого крестьянина по перевозке грузов
В)обязанность зависимого крестьянина печь хлеб в печи
сеньора
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
4.Оброк включал обязанность
А)приносить часть урожая зерновых, овощи, фрукты, птицу
сеньору
Б)отдавать сеньору часть денег, вырученных от продажи
продуктов
В)давить виноград на прессе сеньора
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

ТЕСТОВЫЕ ЗДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
5.Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные
слова.
Один средневековый мудрец уподобил духовенство
овцам, дающим молоко проповеди,
— собакам,
охраняющим овец от волков, а

быкам, терпеливо создающим то, что нужно для жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ПЛАН - конспект урока.doc

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Моисеева Татьяна Васильевна

Место работы

ГБОУ СОШ пос. Алексеевский имени Героя Советского Союза И. Е. Болесова Красноармейский р-он, Самарской области

Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

история и обществознание

Класс

Тема и номер урока в теме

Базовый учебник

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями быта, жизнью и занятиями средневековых крестьян; выделить причины объединения крестьян в общины и признаки натурального хозяйства.

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) развивать умение работать с историческим текстом, владение базовым историческими понятиями; закрепить овладение практически значимыми историческими умениями и навыками, их применение к решению различных исторических ситуаций, предполагающее умение: выполнять устные и письменные задания; проводить практические работы с использованием компьютера;

- развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель целеполагание , как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; знакомство и запоминание исторических терминов, а затем использование их в своей речи; способствовать выработки умения работать с таблицами, схемами, историческими картами, историческими источниками и анализировать их;

- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться умению слушать и вступать в диалог; учиться смыслообразованию т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом - продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.

10. Тип урока: комбинированный с использованием информационной и развивающей технологий.

11. Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа, работа в группах, работа с карточками и слайдами.

Длительность: 1 учебный час

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, карточки, плакаты по истории.

ХОД УРОКА:

I . Организационный момент, мотивация темы.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите на экран.

Познакомимся с планом урока.

План урока: (Слайд 2)

Господская земля и крестьянские наделы.

Феодал и зависимые крестьяне.

Как жили и трудились крестьяне.

Открываем тетради и записываем число и тему урока.

II . Задание на повторение.

Давайте внимательно подумаем и ответим на следующие вопросы: (Слайд 3)

А) На какие сословия делилось Средневековое общество?

Б) Кто такой феодал? (ответ уч-ся)

В) Что такое феод?

Г) К какому именно сословию относились крестьяне? (Слайд № 4)

Итак, ребята, подведем итоги по данному заданию. Как мы видим, все крестьяне Западной Европы в средневековый период относились к третьему сословию. Их насчитывалось 90 от всего населения. Таким образом, свободных крестьян к 12 веку в Западной Европе почти не осталось совсем.

III . Новая тема.

Далее рассказ учителя с опорой на данные плакаты:

Мы уже знаем, что в Средние века в Европе свободной земли не было. Она вся кому-то принадлежала. Вся земля делилась на две части: ( Слайд № 5)

(Вместе заполняем таблицу на слайде № 5)

А теперь записываем в тетрадь определения:

Поместье - это большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Вотчина – это крупное земельное владение феодала, которое передавалось по наследству.

Что такое феодальные повинности крестьян?

Назовите виды феодальных повинностей. ( Слайд № 6)

Виды феодальных повинностей записываем в тетрадь.

3) О каких формах зависимости крестьян вы узнали?

4) Положение каких крестьян было хуже и почему?

Слово учителя:

Т. о, все крестьяне несли массу различных феодальных повинностей, причём, не только за землю, но и за себя лично. Например, некоторые крестьяне обязаны были платить своему сеньору за право вступать в брак или за наследование имущества своего умершего отца. Крестьянские повинности были очень обременительны. Но они не менялись из поколения в поколение. И увеличить их феодалам было очень сложно. Хотя, конечно, они неоднократно и пытались это сделать, нарушая давний обычай. Но крестьяне серьёзно сопротивлялись этому произволу. Они могли жаловаться королю на своего хозяина и часто добивались справедливости.

Вторая группа задаёт вопросы по п.3 первой и оценивает ответы.

А) Что такое крестьянская община?

Б) Чем занимались крестьяне в общине?

В) Какими вопросами ведала община?

Г) К какому именно сословию относились крестьяне? (Слайд № 7)

Слово учителя:

Трудились крестьяне от зари до зари. Их ритм жизни определяла сама природа. Особенно тяжело было во время посевной и уборочной. Не зря это время издавна называется страдой- от слова страдать. Весной пахали землю и сеяли урожай. Летом заготавливали сено, собирали озимую пшеницу. Осенью собирали виноград, делали вино, сеяли озимые, убирали яровые. Зимой пряли, ткали, шили одежду, ремонтировали различный инвентарь. Землю обрабатывали примитивными орудиями труда: плугом, бороной, граблями. Урожай собирали при помощи серпа или косы. Зерно молотили палками и деревянными цепами и провеивали от мусора и шелухи, подбрасывая вверх лопатой по ветру. А в короткое время отдыха устраивали различные праздники и играли свадьбы. При выборе жениха или невесты наибольшее внимание уделяли умелости, сноровки и трудолюбию будущему члену семьи. . Кроме земледелия, занимались скотоводством. Разводили волов, овец, коров, различную птицу. От них получали молоко, мясо, яйца. Но очень часто продуктов семье не хватало до нового урожая. Поэтому жили впроголодь.

- Почему, как вы думаете?

( Платили оброк, частые неурожаи, эпидемии).

Мы видим, что крестьяне всё необходимое для жизни делали для себя сами и обеспечивали своих сеньоров. Такое хозяйство называется натуральным.

Записываем определение в тетрадь.

IV . Закрепление новой темы.

Работа с текстом. (Слайд № 8) и карточками.

Читаем внимательно текст:

У вас на руках карточки. В них слева написаны сословия. Поставьте напротив каждого сословия подходящее животное из текста.

Феодалы (рыцари) – ПСЫ

Духовенство - ОВЦЫ

Крестьяне – БЫКИ

Работа в рабочих тетрадях.

Выполняем задание № 1 (вопросы 1-6)

V . КОМЕНТИРОВАНИЕ И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

VI . Домашнее задание.

Открываем дневники и записываем д/з.

Параграф 11 изучить, ответить на вопросы после него. Уметь пересказывать.

В рабочих тетрадях доделать задания 2-3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поработайте с заданием №4

выпишите функции общины


Функции общины: решали важные вопросы; ведали хозяйственными делами; устанавливали правила пользования угодьями; поддерживали порядок; помогали выплачивать налоги; разрешали споры между крестьянами; оказывала помощь нуждающимся.

Функции общины:

Ответь на вопросы .

Натуральное хозяйство - это система ведения хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления.


Урок создаёт представление о занятиях и быте средневековых крестьян, их отношениях с феодалами. Объясняет особенности развития европейского феодального общества. Даёт представление о натуральной форме хозяйства и его особенностях.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"

В период Средних Веков основной ценностью была земля. Она кормила и одевала средневековых людей.

Работы в поле

В IX–X веках вся земля в Западной Европе оказалась в руках феодалов. Леса, реки, выгоны для скота, водоёмы тоже стали их собственностью.

Постепенно возникла феода̀льная во̀тчина (помѐстье) – потомственное земельное владение феодала.

Центром вотчины был госпо̀дский двор. В него входили: дом (позднее замок) феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, птичник, мастерские ремесленников, мельница, сад.

Господский двор

Вся земля вотчины делилась на две части: госпо̀дскую и крестьянские надѐлы.

За пользование наделами крестьяне несли повѝнности – выполняли определённые работы для феодала.

Основными повинностями были ба̀рщина и обро̀к.

Ба̀рщина – это все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Обро̀к заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.

Повинности крестьян

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей. Феодал мог взимать с крестьян пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Также крестьяне платили десятѝну – налог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог забрать его надел.

Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Феодал не мог его казнить, продать или обменять без земли и отдельно от семьи, произвольно увеличивать повинности.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда.

За плохую работу на барщине, за не вовремя сданный оброк, крестьянину могли назначить штраф или другое наказание.

Крестьяне были объединены в общѝну. Она играла огромную роль в жизни крестьян. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины.

Община занималась хозяйственными делами, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

На сельском сходе в рамках общины крестьяне решали свои дела.

Поля крестьян располагались наиболее близко к домам.

Деревенская пашня делилась на участки (по̀лосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чересполосица

За пашней располагались уго̀дья: луга, леса, реки и озера.

Между феодалами и крестьянами часто возникали конфликты.

Восстание крестьян

Чрезмерные требования феодалов вызвали сопротивление крестьян. Оно считалось справедливым, поскольку нарушались нормы обычаев, договоренности между крестьянами и владельцами земли, установленные очень давно.

Земледелие было основным занятием людей в эпоху Средневековья, поэтому большая часть населения Европы (около 90%) проживала в деревнях.

Средневековые деревни были небольшими – они насчитывали по 10–15 дворов. В землях, где был благоприятный климат, в деревнях было до 50 дворов.

Двор состоял из жилища крестьянина и хозяйственных построек: амбара, хлева, сарая. Ко двору примыкал приусадебный участок.

Материал, из которого строили дома крестьян, был разным и зависел от местности, в которой его возводили.

Крестьянский двор

На севере дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной. На юге больше применяли камень.

Беднейшие крестьяне могли жить и в землянках. Крышу дома покрывали соломой.

Окна на ночь и в непогоду закрывали ставнями.

Крестьянский дом

Дом состоял из одной комнаты с нишами для кроватей и кухни.

Обстановка дома состояла из большого ларя, грубо сколоченного стола, нескольких лавок или кроватей для сна.

Также в доме находился очаг. Он служил источником тепла, на нём готовили пищу.

Питание средневекового крестьянина всегда было скудным.

Обычной пищей крестьян были хлеб, каши, овощи, различные похлёбки. Реже ели мясо, рыбу и сыр.

Питание крестьян

Неурожаи и голод – постоянные спутники Средневековья.

Зерна собирали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Урожай зависел не только от труда крестьян, но и от погоды.

Холода и засухи губили посевы, после чего наступал голод. Он мог длиться годами. Поэтому население Европы почти не росло.

Положительные изменения начались только в XI веке. Они связаны с улучшением климата в Европе.

Орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всего Средневековья.

Пахал крестьянин лё̀гким плу̀гом. Он не переворачивал пласты земли, а только её бороздил.

Плуг тянули волы. Почву рыхлили бороно̀й. Урожай срезали серпа̀ми, потом молотили цѐпом. Зерно провеивали и затем мололи на мѐльнице – господской или чаще ручной. В итоге получалась мука, из которой пекли хлеб.

Крестьянин не мог содержать в своём хозяйстве много крупных животных (волов, лошадей), для них не хватало корма. Поэтому преобладал мелкий скот: свиньи, овцы, козы. Также крестьяне держали кур, уток, гусей.

Крестьяне и ремесленники обеспечивали продуктами своего труда не только себя, но и феодала. Вместе они же и потребляли все эти продукты.

Тип хозяйства, где всё необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натура̀льным.

Натуральное хозяйство являлось основой феодального общества.

Но некоторые продукты и изделия не могли быть произведены в вотчине. Поэтому железо, соль, предметы роскоши для феодалов приходилось покупать или выменивать.

Подведём итоги.

Вся жизнь крестьян была наполнена тяжёлым трудом.

Они сами строили жилища и делали мебель, обрабатывали продукты питания, изготавливали одежду.

Именно на крестьянском труде основывалась экономика Средневековой Европы.

Читайте также: