Способы защиты имущественных и неимущественных прав конспект урока 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав.

Цель: дать представление понятию общей собственности и порядку защиты права собственности, обеспечить сознательное, активное и прочное усвоение необходимости знать и уметь защищать свои гражданские права , научить решать учебные задачи с заданиями аналитического и творческого уровней

Тип урока: комбинированный

  1. Закрепление предыдущего материала
  • Работа по карточкам
  • Устные ответы:
  • понятие права собственности
  • основание возникновения права собственности
  • подведение итогов
  1. Изучение нового материала

Рассуждая о праве собственности, следует, имеет в виду, что она может принадлежать не только одному субъекту. Одна и та же собственность может принадлежать нескольким собственникам. Общая собственность характеризуется множественностью субъектов права собственности, которые именуются участниками или сособственниками общей собственности. Такой вид собственности называется общий.

Виды общей собственности:

  • Общая долевая собственность
  • Общая совместная собственность

Общая долевая собственность – разновидность права собственности, предполагающего принадлежность имущества нескольким лицам в определенной доле.

У участников доли возникает преимущественное право покупки продаваемой доли. Расходы по содержанию каждый участник несет соразмерно своей доле. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, происходит пропорционально доле каждого участника. Если долю выделить невозможно, в этом случае участнику с его согласия выделяется денежная или иная компенсация.

Общая совместная собственность – разновидность права собственности, предполагающего нахождение имущества в собственности нескольких лиц без определения доли.

Совместная собственность делится на общую совместную собственность супругов и собственность членов крестьянского хозяйства. Участники совместной собственности владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в их собственности, сообща. Общая совместная собственность может возникать только на основании закона.

Совместная собственность супругов — имущество, нажитое супругами во время брака (договором между супругами может устанавливаться иной режим этого имущества).

Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью. Вещи индивидуального пользования, кроме драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Имущество каждого из супругов признается общей собственностью, если будет доказано, что во время брака в это имущество из общего имущества супругов или из имущества одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличившие стоимость этого имущества.

По обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество, находящееся в его собственности, а также на его долю в общем имуществе супругов, которая причиталась бы ему при разделе этого имущества.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Способы защиты права собственности

  • Виндикационный иск (требование собственника к тому, кто владеет его имуществом, о том, чтобы оно было возвращено);
  • Негаторный иск (требования собственника об устранении препятствия в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом);
  • Иск о признании права собственности (требование собственника имущества о констатации того факта, что он является собственником спорного имущества)

Предметом виндикации могут быть только индивидуально-определенные вещи, так как виндикационный иск направлен на возвращение именно той вещи, которая была у истца. При истребовании имущества из недобросовестного владения собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать о незаконности своего владения (недобросовестного владельца), возмещения всех доходов, извлеченных этим лицом за все время владения вещью; недобросовестный владелец возвращает собственнику все доходы, полученные им от пользования вещью, начиная с того времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности своего владения либо когда получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Виндикационный иск не может быть предъявлен в случае уничтожения имущества. Добросовестный и недобросовестный владельцы вправе требовать от собственника имущества возмещения затрат, произведенных ими на имущество.

При создании помех собственнику в пользовании и распоряжении своим имуществом он может подать негаторный иск. Истец по негаторному иску — собственник имущества, ответчик — лицо, мешающее собственнику осуществлять свои правомочия в отношении собственности.

Негаторный иск не может быть предъявлен, если действия третьих лиц, мешающие собственнику пользоваться или распоряжаться своим имуществом, прекращены. В таком случае возможна подача иска о возмещении убытков, понесенных собственником вследствие правонарушения.

Законом защищаются не только имущественные, но и неимущественные права.

Личные неимущественные права - права, возникающие по поводу нематериальных благ, неотделимы от личности.

Деловая репутация (оценка профессиональных качеств конкретного лица)

Честь (моральная оценка человека обществом, самооценка)

Достоинство (самооценка человеком своих моральных, профессиональных качеств)

Способы защиты нематериальных благ:

  • Уголовно-правовая (клевета, оскорбление)
  • Гражданско-правовая (ложная информация)

Средства восстановления неимущественных прав

  • Опровержение сведений
  • Возмещение убытков
  • Компенсация морального вреда (нравственные или физические страдания людей)

Состав гражданского правонарушения

  • Наличие вреда
  • Противоправность поведения причинителя вреда
  • Причинная связь между противоправным поведением и возникшим вредом
  • Вина причинителя вреда

На прием к адвокату обратилась Марина, которая развелась со своим супругом. Все нажитое имущество он забрал себе. Кроме того, спустя 2 месяца она узнала, что в период брака он продал без ее разрешения гараж, который был куплен на общие деньги.

Марина просит помочь разобраться в ситуации

Соседи по даче поспорили. Они утверждали, что их доски никому не мешают, а как собственники они вольны их класть в любое место. Другие же были недовольны тем, что строительный материал перегородил дорогу к их дому, а потому они не могут подъехать к дому.

Возможно ли решение спора в судебном порядке? С каким иском можно обратиться в суд?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тема: Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.


Защита личных имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних


Презентация на тему "Личные неимущественные права. Защита гражданских прав".

Авторский ЦОР предназначен в качестве мультимедийного сопровождения к уроку обществознания в 11 классе. Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.


Защита интеллектуальной собственности и авторского права

Презентация для учащихся 10-х классов по теме:" Защита интеллектуальной собственности и авторского права".


Для студентов по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Задачи – формирование и развитие общеучебных ( выбрать способы и найти информацию для решения учебных задач, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания) УУД ;

- логических (умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения) УУД ;

- личностных и коммуникативных УУД, а также гражданского правосознания учащихся

Тип урока – повторительно-обобщающий

Форма урока – работа в группах, игровая форма

Методы урока – словесный, работа с текстом, интерактивный, методы проблемного и смыслового чтения.

План и ход урока

1.Оргмомент – 2-4 мин.

- дать название своим командам (желательно, чтобы оно было связано с правом);

- выделить из своего состава по 1 человеку в счетную комиссию для подсчета баллов команд

2.Основная часть – 30-35 мин.

Состоит из 3-х блоков:

  1. Разминка. Работа с текстом, содержащим ошибки. 5-7 минут на решение и 1-2 минуты на проверку.
  2. Решение гражданско-правовых задач (8 задач). 22-25 минут (в среднем 3-4 минуты на решение одной задачи)
  3. Завершение. Разгадывание небольшого кроссворда. 3-4 минуты.

На этапе разминки на каждую команду раздается текст с ошибками, которые ребята должны найти прямо на листе заданий (5-7 мин.). После окончания выполнения команды передают свои листы соседним командам, получают лист с правильными ответами и проверяют друг друга, а затем проверенные листы передаются счетной комиссии для подсчета баллов (1 найденная ошибка – 1 балл).

На втором этапе на экран по очереди выводятся правовые задачи, которые сначала обсуждаются в командах (1-2мин.), а затем каждая команда по очереди (кто первым поднял руки и т.д.) дают свои ответы, после чео на экран выводится правильный ответ. Счетная комиссия фиксирует правильные ответы каждой команды (по 2 балла).

На третьей стадии ребятам дается мини-кроссворд, который они в течение 2-3 минут решают, а затем сдают в счетную комиссию, которая считает баллы (1 балл за каждый правильный ответ). Ответы на кроссворд также выводятся на экран.

3.Подведение итогов – 3-5 мин.

Пока счетная комиссия подсчитывает итоговые баллы, несколько ребят из разных команд высказываются – что удалось на уроке, какие задания были легкими, что вызвало наибольшие трудности и кратко оценивают свою работу на уроке – что получилось и что еще хотелось бы узнать.

Затем счетная комиссия объявляет итоги игры и называет победителей.

Алгоритм действия при работе с текстовыми заданиями на уроках обществознания

  • Необходимо четко понять смысл задания, что конкретно спрашивается, при необходимости подчеркнуть суть вопроса
  • Еще раз внимательно перечитать задание и выделить ключевые слова, которые могут явиться подсказкой к ответу
  • Исходя из сути вопроса и ключевых слов структурировать содержащуюся в тексте информацию по принципу: основная – второстепенная (ею можно пренебречь) и выявить причинно-следственные связи

Алгоритм действия при работе с текстовыми заданиями на уроках обществознания

  • Необходимо четко понять смысл задания, что конкретно спрашивается, при необходимости подчеркнуть суть вопроса
  • Еще раз внимательно перечитать задание и выделить ключевые слова, которые могут явиться подсказкой к ответу
  • Исходя из сути вопроса и ключевых слов структурировать содержащуюся в тексте информацию по принципу: основная – второстепенная (ею можно пренебречь) и выявить причинно-следственные связи

ТЕКСТ С ОШИБКАМИ (необходимо найти 10 ошибок)

Гражданское право представляет собой отрасль материального и публичного (частного) права, регулирующее и охраняющее имущественные и личные неимущественные права. Также к предмету гражданского права относится право интеллектуальной собственности и наследственное право. Участниками гражданских правоотношений – их объектами (субъектами) – являются физические лица (люди), юридические лица (организации) и публично-правовые образования. Все они обладают правоспособностью и дееспособностью. В отличие от физических лиц у юридических лиц правоспособность наступает раньше, чем дееспособность (у юридических лиц они в отличие от физических лиц наступают одновременно, в момент регистрации) . Дееспособность совершеннолетних граждан может быть ограничена судом и решением медицинской комиссии (только судом) . Содержание правоотношения – это совокупность прав и обязанностей его участников. К правомерным действиям, порождающим правоотношения, относятся сделки, решение суда, деликт и кондикция (деликт и кондикция являются действиями неправомерными) . Сделки могут быть только в письменном виде (могут и в устной форме) . Для реальных сделок необходима передача какого-либо имущества. Действие сделки, совершенной с нарушением закона, необходимой формы, требований к правоспособности и дееспособности участников, а также их воли, приостанавливается, но сама сделка не аннулируется (она аннулируется полностью). Договором называются только двухсторонние (и многосторонние) сделки. Договор может быть заключен через акцепт (предложение заключить договор) и оферту (согласие) (наоборот – оферта – это предложение, а акцепт – согласие) . Также своеобразными формами заключения договора являются конкурсы и аукционы. Участники сделок и договоров, нарушившие их условия привлекаются к гражданско-правовой ответственности и должны уплатить штраф (штраф относится к административной и уголовной ответственности) в размере причиненного ущерба.

ТЕКСТ С ОШИБКАМИ (необходимо найти 10 ошибок)

Гражданское право представляет собой отрасль материального и публичного права, регулирующее и охраняющее имущественные и личные неимущественные права. Также к предмету гражданского права относится право интеллектуальной собственности и наследственное право. Участниками гражданских правоотношений – их объектами – являются физические лица (люди), юридические лица (организации) и публично-правовые образования. Все они обладают правоспособностью и дееспособностью. В отличие от физических лиц у юридических лиц правоспособность наступает раньше, чем дееспособность. Дееспособность совершеннолетних граждан может быть ограничена судом и решением медицинской комиссии. Содержание правоотношения – это совокупность прав и обязанностей его участников. К правомерным действиям, порождающим правоотношения, относятся сделки, решение суда, деликт и кондикция. Сделки могут быть только в письменном виде. Для реальных сделок необходима передача какого-либо имущества. Действие сделки, совершенной с нарушением закона, необходимой формы, требований к правоспособности и дееспособности участников, а также их воли, приостанавливается, но сама сделка не аннулируется. Договором называются только двухсторонние сделки. Договор может быть заключен через акцепт (предложение заключить договор) и оферту (согласие). Также своеобразными формами заключения договора являются конкурсы и аукционы. Участники сделок и договоров, нарушившие их условия привлекаются к гражданско-правовой ответственности и должны уплатить штраф в размере причиненного ущерба.


Краткое описание идеи занятия: урок в теме 4-ый, но по отраслям права – первый. До этого момента рассматривались общие темы. Данный урок конкретен и строится на нормах гражданско-процессуального права. Велика практическая направленность урока: связь с жизнью. Прослеживается на уроке связь с темами обществоведческого курса 9-го класса.

Содержимое разработки

Этапы урока
Содержание конспекта

Гражданские правоотношения. (слайды 3-14)
Субъекты гражданского права:
граждане;
юридические лица;
Российская Федерация;
субъекты Российской Федерации;
муниципальные образования;
иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Объекты гражданского права:
вещи (движимые, недвижимые, ценные бумаги);
нематериальные блага;
работы и услуги;
информация;
результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);
иное имущество (в том числе имущественные права).
Чтобы осуществлять гражданские права, гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью.
2.Имущественные права. (слайды 15-18)
Отношения собственности - это:
а) право владения
б) право пользования
в) право распоряжения
3. Личные неимущественные права. (слайд 19)
Право на жизнь
Право на имя
Право на честь и достоинство
Право на здоровье
4. Право на интеллектуальную собственность. (слайд 20)
Патентное право
Авторское право
5. Наследование. (слайды 21-22)
По закону и по завещанию
6. Защита гражданских прав. (слайд 23)
Признание права
Восстановление положения , существовавшего до нарушения права
Возмещение убытков и взыскание неустойки
Компенсация морального вреда

4. Закрепление учебного
материала
Почему гражданское право относится к области частного права?
- Что такое правоспособность?
Что такое дееспособность?
С какого возраста разрешается заниматься предпринимательской деятельностью?
Каковы возрастные ограничения дееспособности гражданина?
Дайте определение юридического лица.
Как сочетаются собственность и нравственность?

5. Оценивание.
Закрепление в виде тестирования в форме ЕГЭ на презентации Power Point(с лайды 25-34).
Ответы есть в презентации, открываются по щелчку

6. Задание на дом


-75%

Цель урока: дать представления учащимся о формах защиты гражданских прав.

Задачи урока: раскрыть понятия формы и способ защиты гражданских прав; выделить признаки гражданско-правовой ответственности; рассмотреть виды судов гражданской юрисдикции; отрабатывать полученные знания применимо к юридическим ситуациям; воспитывать гражданские качества у учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Pover Point (Приложение 1), тесты (Приложение 2), документы (Приложение 3, приложение 4).

Основные понятия: гражданское право, гражданско-правовая ответственность, формы и способы защиты, договор, сделка, наследование.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. (Приложение 1. Слайды № 2 – 4)

2. Что такое наследование?

Какие формы наследования вам известны?

Кто из наследников имеет право на получение наследства?

Примером, какой формы наследования является данная ситуация?

Какие субъекты называются недостойными наследниками?

5. Каковы понятия и признаки завещания?

6. Гр-н Сидоров проживал с отцом, Н.К.Сидоровым, трехкомнатной квартире, принадлежавшей отцу на праве собственности.

После смерти отца Сидоров остался жить в этой квартире, а через 6 месяцев обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства.

Через 10 месяцев к нотариусу обратилась сестра гр-на Сидорова с тем же заявлением о принятии наследства.

Подлежит ли данное заявление удовлетворению?

Кто и на каких основаниях станет наследником?

III. Изучение темы урока. (Слайд № 5)

Давайте вспомним. Что называют гражданским правом? Что понимается под защитой гражданских прав?

План урока (Слайд № 6).

  1. Формы и способы защиты в гражданском праве.
  2. Гражданско-правовая ответственность.
  3. Состав гражданского правонарушения.

1. Формы и способы защиты в гражданском праве.

Право на защиту возникает вместе с каким-то конкретным правом субъекта. Например, если вы обладаете правом собственности на определенную вещь, у вас неотъемлемо существует право на защиту от посягательств на ваше имущество.

Существует две формы защиты гражданских прав:

Первая форма осуществляется с помощью уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав.

Органом, призванным заниматься разрешением споров юридического характера и наказывать тех, кто препятствует спокойствию и благополучию общества, с давних времен был суд.

В современной России сложилась система судов, ибо споры, разрешаемые ими, имеют свои особенности. Важным судебным органом страны является Конституционный Суд. Впервые такой суд был создан в Австрии в 1920 г. и получил большую популярность.

В составе Конституционного Суда РФ работают 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации путем тайного голосования. Обратиться в такой суд может каждый, кто считает, что какая то норма права противоречит Конституции РФ. В других случаях требуется разъяснить сущность того или иного конституционного положения. Все эти функции выполняет Конституционный Суд, который не разрешает споры людей. Он следит, чтобы правовые нормы соответствовали Конституции и не нарушали прав граждан. После вынесения решения о неконституционности того или иного юридического правила им нельзя руководствоваться.

Большую часть юридических конфликтов приходится разрешать системе судов общей юрисдикции, ее возглавляет Верховный Суд РФ. Ему подсудны самые сложные дела. Кроме того, он может пересматривать решения нижестоящих судов или давать разъяснения по вопросам судебной практики. На территории нашей страны действуют верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономных областей и округов, а также городские районные суды. К судам субъектов Федерации относятся мировые судьи. Они осуществляют правосудие по вопросам незначительной сложности: о преступлениях, за совершение которых наказание не должно превышать более двух лет лишения свободы; вопросы о расторжении брака, если нет споров о детях; о разделе совместно нажитого имущества между супругами, некоторые трудовые споры или вопросы административного характера.

Экономические споры между гражданами, различными организациями, занимающимися предпринимательской деятельностью, разрешают арбитражные суды. Их система состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Федерации.

Все гражданско-прававовые споры, могут рассматривать и не государственные суды – третейские суды (суды на доверии).

2. Гражданско-правовая ответственность. (Слайд № 8)

- Ответственность за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей.

Тому, кто оказался участником правового инцидента, необходимо разобраться, какой характер носит возникший спор. Это нужно для того, чтобы определиться, в какой суд можно обратиться с просьбой о защите своих прав.

Если же сделать это затруднительно, необходимо прибегнуть к помощи юриста.

Порядок рассмотрения гражданских споров (например, по вопросам авторского права или нарушения прав потребителей), семейных или трудовых основывается на специальных правилах ведения гражданского судопроизводства.

Эти же правила разъясняют, как разрешаются административно-правовые вопросы (например, жалоба на действия должностного лица в связи с наложением административного взыскания) или дела особого производства (о признании гражданина умершим и др.). Такие юридические нормы содержатся в Гражданско-процессуальном кодексе.

  1. Исковое заявление. (Приложение 3)
  2. Признаки ответственности:
    • имущественный характер,
    • за одинаковые нарушения одинаковая ответственность,
    • возмещение ущерба за гражданские правонарушения.

Закрепление. (Слайд № 9). Вставьте пропущенное слово.

“Правосудие по вопросам незначительной сложности: о преступлениях, за совершение которых наказание не должно превышать 2 лет лишения свобода; вопросы о расторжении брака, если нет спора о детях; некоторые трудовые споры, осуществляют … суды”.

3. Способы защиты в гражданском праве без обращения в суд.

Вторая форма охватывает действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным организациям.

Самооборона – способ защиты, при котором само лицо права которого были нарушены, защищает себя, не обращаясь к государственным органам.

Учитель отмечает, что при самозащите важно учитывать способ защиты.

Он не должен быть опасен для окружающих и не превышать пределов необходимой обороны.

Законом выработаны особые правила в отношении несовершеннолетних, оказавшихся волею судьбы в отношениях, регулируемых правовыми нормами. При задержании человека обязательно составляется протокол. В нем указывается дата, место, время, причины задержания. Следует предварительно внимательно ознакомиться с таким документом, прежде чем его подписывать. В случае, когда задержанный не согласен с отдельными записями, сделанными в этом документе, об этом следует обязательно написать. (Приложение 4)

Меры оперативного воздействия – условия прописанные в договоре при заключении сделки и применяемые субъектами самостоятельно без обращения в суд.

4. Состав гражданского правонарушения. (Слайд № 11)

Работа с текстом учебника. Параграф №8. С. 84-86

Назовите условия привлечения к ответственности в гражданском праве.

  • Противоправность деяния.
  • Наличие вреда и убытков.
  • Причинная связь между деянием и убытками.
  • Вина причинителя.

IV. Закрепление. (Слайд № 12)

Какое условие самообороны отражается в этом изречении?

Какой признак гражданско-правовой ответственности здесь отражен?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданское право. Урок для 11 класса по учебнику Л.Н.Боголюбова: базовый уровень. из-во "Просвещение", 2012.

Урок изучения нового материала.

Использованные методики- проблемного обучения, исследовательская( работа с документом), коммуникативная.

1. воспитание правовой культуры личности.

2. изучение Гражданского Кодекса РФ.

3. знакомство с правильным поведением в ходе реализации гражданских прав.

Управление образования администрации

Сергиево-Посадского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

141300, г. Сергиев Посад, ул. Дружбы, д. № 5

Открытый урок

по обществознанию

для 11 “Б” класса

по теме “Гражданское право”.

Подготовила и провела:

Косьмина О.А. – учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории.

Тема : “Гражданское право”.

Тип урока: комбинированный

1. Расширить знания учащихся по праву .

2. Повысить правовую культуру учащихся.

3. Воспитать грамотного гражданина, сознательно несущего ответственность за свои действия.

1.Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями гражданского законодательства.

2. научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях.

1. структура гражданского права

2. имущественные и личные неимущественные отношения

3. авторское право

4. патентное право

5. наследственное право

6. способы защиты гражданских прав.

Проблема: гражданское право является частным или публичным, естественным или позитивным.

- Найдите в тексте параграфа определение понятия ”Гражданское право”.

Гражданские правоотношения – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные права граждан.

- Назовите источники Гражданского права.

Гражданский Кодекс РФ.

Федеральные законы о правах потребителя, о собственности, об авторском и патентном праве…

- Рассмотрим структуру гражданского права.

Субъекты Объекты Содержание

- Кто может быть субъектом гражданских правоотношений? Составим схемы

Частные Юридические Государство Органы муниципальной

Лица Лица и его субъекты власти.

Вещи Информация Деньги Ценные бумаги Договоры Сделки

Авторское право Изобретения Здоровье Репутация…

- Работая с текстом параграфа, дайте определение понятий “физические лица”, “юридические лица”.

Физическое лицо- человек, имеющий имя ( ИФО ), адрес регистрации, обладающий правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – способность человека иметь права и обязанности. Наступает с рождения, оканчивается в момент смерти.

Дееспособность – способность человека реализовывать права и нести обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет.

- Работая с текстом параграфа 22, заполните таблицу:

Наличие и объем дееспособности.

В целом недееспособны

1. Мелкие бытовые сделки

2. Распоряжение денежными средствами, предоставленными родителями

3. Жалобы в органы защиты и попечительства.

1. Самостоятельно распоряжаться своими доходами.

2. Делать вклады в банки.

3. Заключать сделки с письменного согласия родителей.

4. Обращаться в суд

Досрочно полную дееспособность могут получить подростки с 16 до 18 лет:

1. при вступлении в брак.

2. при работе по трудовому договору

3. при занятиях предпринимательской деятельностью.

Юридическое лицо – фирма, организация, имеющие название, адрес, осуществления предпринимательской деятельности, обладающие дееспособностью с момента регистрации в налоговых органах.

Как субъект гражданских правоотношений государство и его субъекты, муниципалитеты обладают равными правами с другими субъектами.

2. Найдите в тексте параграфа правовое содержание имущественных прав:

- владение – обладание имуществом

- использование – извлечение полезных свойств

- распоряжение – решение юридической судьбы вещи.

! Воздушные и морские суда, космические корабли и спутники – недвижимое имущество.

Ст. 131 Гражданский кодекс.

Деньги – платежное средство.

Ценные бумаги – акции, облигации, векселя, документы, удостоверяющие имущественные права.

Собственник – лицо, владеющее чем-либо.

Обязанности собственника ( например ) :

1. содержать объект собственности в надлежащем состоянии.

2. следить, чтобы объект собственности не нанес вреда гражданам и их имуществу.

3. при необходимости, платить налоги ( например, с имущества ).

3,4. Используя текст параграфа, составьте схемы:

Личные неимущественные права

Право на жизнь право на имя(псевдоним) право на честь и достоинство…

Право на интеллектуальную собственность

- это исключительные права как личного имущественного, так и неимущественного характера на результаты творческой деятельности.

Авторское право Патентное право.

5. Наследственное право.

Наследование – это переход прав и обязанностей умершего лица к его наследникам в соответствии с нормами права.

Наследодатель – лицо, передающее свое имущество по наследству.

Наследник – лицо, принимающее наследство по закону или завещанию.

Дата открытия наследства – дата смерти наследодателя.

Сроки вступления в наследство – 6 месяцев со дня смерти наследодателя.

Формы завещания – простая, закрытая, нотариально удостоверенная.

Наследники по закону:

1 очередь – дети, родители, усыновленные…

2 очередь – братья-сестры, тети-дяди…

Обязательная доля в наследстве – несовершеннолетним и недееспособным, находившимся у наследодателя на иждивении независимо от завещания( 2/3 от причитающегося по наследству).

Документы для вступления в наследство:

- документы, подтверждающие родство,

- свидетельство о смерти наследодателя,

- и другие, потребованные нотариусом.

6. Способы защиты гражданских прав – это предусмотренные законом меры, направленные на восстановление нарушенного гражданского права субъекта или на обеспечение этого права.

Признание права Восстановление права Возмещение убытков.

Компенсация морального вреда.

Пути защиты гражданских прав

Обращение в суд Обращение в государственные органы.

Решение проблемы – выводы учащихся по теме:

1. Гражданское право – это частное право, т.к. оно регулирует стороны личной жизни граждан, конкретные ситуации.

2. Это позитивное право – т.к., оно регулирует права граждан, приобретаемые ими в течении жизни.

3. Это самостоятельная отрасль права.

Домашнее задание : выучить параграф, сделать письменный анализ документа к параграфу по вопросам к нему.

Читайте также: