Конспект урока по теме число 20
Обновлено: 07.07.2024
Цель урока. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки счёта в пределах 20.
- Образовательные: продолжать формировать у учащихся представления о числе 20;
- Коррекционно-развивающие задачи: корригировать мыслительную деятельность, память, математическую речь через решение примеров и задачи; мелкую моторику через письменные работы, не произвольное внимание через перенесение точек по клеточкам с карточки в тетрадь (выполнение геометрического материала); совершенствовать умения работать по образцу и ориентироваться в тетради;
- Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к учебному процессу, предмету математика.
Используемые методы: объяснение, демонстрация, наблюдение, работа с книгой,игра, упражнение, применение технических средств обучения.
Оборудование: капельки,где записаны оценки “3”, “4”, “5”, карточки с условием задачи,карточки с цепочками, карточки с точками для выполнения геометрического материала, мультимедиа, компьютер, экран, презентация (см. Приложение).
Речевой материал: сложение, вычитание.
1. Организационный момент
– Долгожданный дан звонок. Вы готовы начать урок? (Ответы обучающихся.)
– Всё ль на месте, всё в порядке: ручка, книжка, и тетрадка? (Ответы обучающихся.)
– За парты правильно присядьте. Свой взгляд на меня вы направьте. На уроке не шумите. Учителя и одноклассников уважайте. Все задания выполняйте. (Обучающиеся присаживаются за парты и направляют взгляд на учителя.)
– Какой сейчас урок? (Урок математики.) (Слайд 2)
– Какое сегодня число? (Сегодня 16 число.)
– Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц апрель.)
– Апрель это месяц, какого времени года? (Апрель это месяц весны.)
– Правильно у нас на дворе весна. У каждого времени года, в том числе и у весны, есть свои приметы. Какие, мы узнаем, совершив путешествие.
Мотивация:
– Во время путешествия за каждое правильно выполненное задание и правильный ответ вы будете получать капельки, на которых записаны оценки. Затем в конце урока их посчитаем.
2. Проверка домашнего задания
– Начинаем наше путешествие по приметам весны. Обратите внимание на слайд. (Слайд 3)
– Назовите по картинке первую примету весны. (Весной ярче светит солнце.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Яркое солнце, интересуется, как вы выполнили домашнее задание. Откройте тетради. Вспомните, что было задано. (Надо было списать числа с карточки в рабочую тетрадь, сначала слева от каждого числа записать предыдущее число, затем справа от каждого числа записать следующее число.) (Слайд 4)
– Сколько чисел нужно было записать I группе, II группе и III группе. (Нужно было записать I группе – 6 чисел: 19, 17, 15, 13, 11, 9; II группе – 5 чисел: 19, 17, 15, 13, 11; III группе – 3 числа: 19, 15, 9.) (Слайд 5)
– Проверим правильность записи чисел, их предыдущих и следующих чисел, сравнивая запись на слайде с записью в тетради. Если какое-либо число записали не правильно, то простым карандашом зачеркните неправильное число и сверху напишите правильное. (Обучающиеся проверяют домашнее задание, зачитывая число, к нему предыдущее и следующее числа. Исправляют ошибки, если таковые имеются.)
– Итак, домашнее задание проверено. Поднимите руки, у кого нет ошибок при выполнении домашнего задания – оценка ”5”. (Обучающимся, выполнивших домашнее задание без одной ошибки, раздаются капельки с оценкой ”5”.)
– Поднимите руки, у кого имеется одна или две ошибки – оценка ”4”. (Обучающимся, выполнивших домашнее задание с одной или двумя ошибками, раздаются капельки с оценкой ”4”.)
– Поднимите руки, у кого имеется три или больше трёх ошибок – оценка ”3”. (Обучающимся, выполнивших домашнее задание с тремя или более ошибок, раздаются капельки с оценкой ”3”.)
3. Подготовка к активной деятельности на уроке
– Смотрите, на крыше дома висят сосульки. Сосчитаем их. Работаем по цепочке. (Обучающиеся считают сосульки по цепочке.)
– Сколько всего сосулек на крыше? (Всего двадцать сосулек.)
– Число 20 однозначное или двухзначное число? (Число 20 двухзначное число.)
– Почему? (Потому что в записи числа 20 две цифры.)
– Какую цифру в числе 20 надо писать сначала, какую потом? (В числе 20 писать надо сначала цифру 2, потом – цифру 0.)
– Сколько десятков в числе 20? (В числе 20 два десятка.)
– Сколько единиц в числе 20? (В числе 20 нуль единиц.)
– После какого числа следует число 20? (Число 20 следует после числа 19.)
– Какое число предшествует числу 20? (Числу 20 предшествует число 19.)
– Молодцы! При повторении ранее изученного материала, правильно и полными предложениями отвечали на вопросы … (называются имена обучающихся), поэтому вы получаете оценку ”5”. Оценку ”4” заработали … (называются имена обучающихся), потому что вы не всегда правильно и полными предложениями отвечали на вопросы. … (называются имена обучающихся) чаще всего отвечали на вопросы не правильно и с помощью, поэтому вы получаете оценку ”3”. (Раздаются капельки, соответствующие выставленным оценкам.)
– Путешествие по приметам весны продолжается.
(Слайд 9)
– Посмотрите на картинку и назовите третью примету весны. (Весной текут ручьи.)
– Для проверки не забудьте нажать на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Правильно. А по ручьям можно пускать кораблики. Вы пускали когда-нибудь такие кораблики? (Ответы обучающихся.)
(Слайд 10)
– Смотрите, к нам по ручью плывут кораблики, преодолевая на своём пути разыгравшиеся волны. Выполним пальчиковую гимнастику. Покажем, как играют волны, при этом повторим обратный счёт в пределах 20. Ну-ка вместе, ну-ка дружно. (Под шум волн обучающиеся выполняют волнистые движения рук, проговаривая хором обратный счёт в пределах 20.)
4. Организация деятельности по применению полученных знаний
Работа в тетрадях
– Пальчиковую гимнастику выполнили. Можно и в тетрадях пописать.(Слайд 11) Опустите взгляд на парту, обратите внимание, правильно ли лежит у вас тетрадь, если нет, то поправьте её. Возьмите в одну руку ручку, а другую положите на тетрадь. Спину выпрямите. Голову слегка наклоните вперёд. (Проверяют правильное положение тетради на парте, свою посадку за партой.)
– Отступите в своих тетрадях от домашнего задания 4 клетки вниз, восемь клеточек вправо и запишите сначала число, месяц. После чего отступите клеточку вниз и четыре клеточки вправо и запишите классная работа. (Отступая нужное количество клеточек вниз и вправо, обучающиеся записывают в тетрадях: 16 апреля. Классная работа.)
– Наше путешествие продолжается.
(Слайд 12)
– Посмотрите внимательно на картинку и назовите четвёртую примету весны. (Весной прилетают птицы с юга.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Каких перелётных птиц вы знаете? (Скворцы, грачи, ласточки, дикие гуси и утки, лебеди.)
– Так же как птицы летят с юга друг за другом, и вам надо чисто и аккуратно под музыку написать строчку числа 20. (Обучающиеся записывают строчку числа 20.)
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность записи числа 20 и каллиграфию. (Обучающиеся меняются тетрадями и проверяют правильность записи числа 20 и каллиграфию.)
– Друг другу выставьте оценки за каллиграфическое написание числа 20. (Обучающиеся выставляют друг другу оценки за каллиграфическое написание числа 20. Учителем раздаются капельки с оценками.)
б) Оформление и решение задачи.
– Смотрите, одна из птиц что-то несёт в клюве. Это конверт с задачей. (Слайд 13)
(Учащимся раздаются карточки с задачей.) Нам предстоит её составить, решить и записать в тетрадях.
– Рассмотрите картинку. (Рисунок на карточке:)
– Что на ней нарисовано? (На картинке нарисован кошелек.)
– Прочитайте надписи. (20 рублей минус один рубль.)
– Составьте задачу. (В кошельке было 20 рублей. Из кошелька взяли 1 рубль. Сколько рублей осталось в кошельке?)
(Слайд 14)
– Что известно в задаче? (В задаче известно, сколько было в кошельке денег, и сколько взяли из него.)
– Что нужно найти в задаче? (В задаче нужно найти, сколько рублей осталось в кошельке.)
– Какие слова нам нужны для составления краткой записи? (Для составления краткой записи нам нужны слова: было, взяли, осталось.) (Слайд 15)
– Как запишем вопрос? (Сколько рублей осталось в кошельке?) (Слайд 16)
– Каким действием воспользуемся при решении задачи? (При решении задачи воспользуемся вычитанием.)
– Что запишем при решении задачи? (20 р. – 1 р. =19 р.) (Слайд 17)
– Сформулируйте ответ задачи. (В кошельке осталось 19 рублей.)
– Как кратко запишем ответ? (Ответ. 19 рублей.) (Слайд 18)
При разборе задача учителем оформляется на доске:
Задача.
Было – 20 р.
Взяли – 1 р.
Осталось - ?
Сколько рублей осталось в кошельке?
20 р.–1 р. =19 р.
(Обучающиеся наблюдают за правильным оформлением задачи.)
– Запишите краткую запись, решение и ответ задачи у себя в тетрадях, соблюдая правила оформления (отступы). (Обучающиеся записывают краткую запись, решение и ответ задачи у себя в тетрадях, соблюдая правила оформления).
– Задача решена. Получите капельки за её решение. (Учителем раздаются капельки с оценками за решение и оформление задачи.)
– Я вижу, что при решении задачи вы немножечко устали. Предлагаю вам провести физкультурную минутку. (Слайд 19)
– Тихо встаньте из-за парт. Начинаем отдыхать. (Встают из-за парт. Выходят к доске. Становятся друг за другом.)
Физкультурная минутка:
– Отдохнули? (Ответы обучающихся.)
– А сейчас тихо и соблюдая правильную посадку, присядьте за свои парты. Продолжим наше путешествие. (Обучающиеся тихо и соблюдая правильную посадку, присаживаются за парты.)
– Путешествие по приметам весны продолжается. (Слайд 20)
– Назовите пятую примету. (Весной появляются первые цветы.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Как называются первые цветы? (Первые цветы называются подснежниками.)
– На этой поляне с подснежниками предлагаю вам следующее задание.(Слайд 21)
в) Решение примеров.
Запись на карточках:
– Проверяем выполненное задание по цепочке с комментированием. (Обучающиеся объясняют выполненное задание по цепочке: К 2 прибавить 5 получится 7 (2+5=7). К 7 прибавить 3 получится 10 (7+3=10). К 10 прибавить 10 получится 20 (10+10=20). Из 20 вычесть 1 единицу получится 19 (20–1=19). Из 19 вычесть 1 единицу получится 18 (19–1=18). Из 18 вычесть 1 единицу получится 17 (18–1=17).)
– Молодцы! Задание выполнено, получите капельки. (Выставляются обучающимся оценки за решение примеров. Раздаются капельки с оценками.)
– Продолжаем путешествие. (Слайд 22)
– Рассмотрите картинку. Назовите шестую примету весны. (Весной просыпаются насекомые.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Каких насекомых вы знаете? (Бабочка, стрекоза, оса, пчела, муха, комар, кузнечик.)
г) Геометрический материал.
– На этой страничке путешествия выполним геометрический материал.
(Слайд 23)
Рисунок на карточке:
– Обратите внимание. На карточке изображены точки. Сначала по клеточкам перенесите их к себе в тетрадь в таком же расположении друг от друга. Потом соедините эти точки по порядку прямыми линиями, начиная с числа 10 с помощью линейки. И вы узнаете, что находится ещё на поляне, где просыпаются насекомые. Приступим к выполнению данного задания. (Обучающиеся переносят по клеточкам данные на карточке точки, соединяют их по порядку прямыми линиями, начиная с числа 10 с помощью линейки.)
– Что у вас получилось? (У нас получилась ель.)
– Как вы думаете, из каких геометрических фигур её можно составить? (Её можно составить из одного большого треугольника, двух маленьких треугольников и двух одинаковых квадратов.)
– За выполнение геометрического материала получите капельки с оценками. (Выставляются обучающимся оценки за выполненный геометрический материал. Раздаются капельки с оценками.)
5. Объявление домашнего задания
– Итак, геометрический материал выполнен и оценен. Перейдём к информации по домашнему заданию. Домашнее задание у каждого из вас на карточке. Даны примеры. Вам необходимо сначала вписать нужные числа в пустые квадраты на своих карточках, затем переписать примеры в рабочую тетрадь.
1 группа – 1, 2, 3 столбики,
2 группа – 1, 2 столбики,
3 группа – 1 столбик.
Запись на карточках:
6. Подведение итогов
– Наше путешествие подошло к концу. Подведём итоги.
(Слайд 25)
– Чем занимались на уроке? (Сегодня на уроке мы путешествовали. По картинкам определяли приметы весны. Выполняли задания. Писали число 20. Решали задачу, примеры в пределах 20. Вписывали числа в пустые фигуры. Рисовали ель по точкам.)
– На следующем уроке мы будем продолжать работать над числом 20. При выполнении заданий мы будем находить пропущенные числа, сравнивать числа между собой, находить двузначные числа среди однозначных чисел, выполнять сложение и вычитание в пределах 20. А сейчас сосчитайте капельки с каждой оценкой отдельно, полученные за выполнение заданий на уроке. Поднимите капельку с оценкой, которой получилось больше всего. (Считают и поднимают капельки с оценкой, которой получилось больше всего.)
– Вот с такой капельки начинается ручеёк, а с маленького успеха начинается большой успех в освоении математики. Эти оценки и будут выставлены вам в журнал. (В журнал выставляются оценки.)
(Слайд 26)
– Спасибо всем за работу на уроке.
Познакомить детей с числом 20; дать понятие о десятке, как новой счетной единице; познакомить детей с образованием и написанием чисел второго десятка; продолжать учить решать арифметические примеры, составлять и решать арифметические и логические задачи.
Задачи :
-познакомить с образованием числа 20, с его образованием и написанием;
-дать понятие о новой счетной единице – десятке;
-познакомить детей с образование чисел второго десятка и их написанием;
-закреплять умение составлять и решать арифметические задачи, примеры;
- продолжать учить решать логические задачи;
-закрепить знания о геометрических фигурах.
-развивать внимание, память, логическое мышление.
-воспитывать самостоятельность, инициативность, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Оборудование и материалы :
Для воспитателя: набор цифр, карточки с арифметическими примерами, магнитная доска, плакаты для составления арифметических задач на сложение и вычитание, схема теремка.
Предварительная подготовка : индивидуальные занятия по решению примеров по карточкам, составлению и решению арифметических задач; решение логических задач.
Методы и приемы работы с детьми:
-словесные: беседа, объяснения, вопросы;
-наглядные: демонстрация карточек и схем.
Содержание занятия.
Медведь: Дети, вы, конечно, помните, что случилось с теремком, когда я на него попытался залезть?
Ответы детей: Он развалился.
Медведь: Верно. Я пообещал зверям его восстановить и обратился к строителям. Они сказали, что для строительства понадобится 20 бревен, а я научился считать только до 10. Помогите мне научиться считать до 20.
II этап. Воспитатель: Ребята, давайте поможем Мишке. А ты, Миша, повторяй за нами. Сначала давайте расставим на доске цифры по порядку. (Воспитатель вызывает к доске одного ребенка для выполнения задания и просит медведя назвать все цифры).
Воспитатель: Дети, правильно ли Мишка справился с заданием?
Ответы детей: Правильно.
Отсчитайте и отложите слева 10 палочек. Сколько палочек вы отложили? Как можно сказать по-другому?
Ответы детей. Мы отложили 10 палочек или один десяток.
Воспитатель: Свяжите эти палочки в пучок и обозначьте количество десятков цифрой.
Дети и медведь выполняют задание.
Воспитатель: А теперь выложите цифрами, сколько палочек в пучке.
Дети выкладывают цифру 10.
Воспитатель: Что показывает цифра 1 и цифра 0?
Ответы детей: Цифра 1 показывает, что здесь один десяток, а 0 – что единиц нет.
Воспитатель: Теперь справа от десятка положите одну палочку и выложите цифрами, какое число получилось. (Дети выкладывают цифру 11).
Воспитатель: Сколько десятков и сколько единиц в числе 11.
Ответы детей: Один десяток и одна единица.
Воспитатель: Справа от десятка выложите еще 1 палочку. Сколько палочек вы выложили справа от десятка? Сколько всего палочек вы выложили? Запишите их цифрами.
Ответы детей: Справа от десятка мы выложили 2 палочки. Всего вместе с десятком получилось 12 палочек.
Воспитатель: Сколько всего получится палочек, если справа от десятка положить еще 3 палочки? Выложите ответ цифрами.
Ответы детей: Получится 15 палочек и цифра 15.
Воспитатель: Добавляйте справа от десятка по одной палочке, пока не получится десять. Сколько палочек справа, и как их можно назвать по-другому?
Ответы детей: Справа десять палочек или один десяток.
Воспитатель: Перевяжите и этот десяток резинкой. Сколько десятков получилось? Сколько всего вы отложили палочек? Выложите цифрами получившееся число.
Ответы детей: Два десятка или двадцать палочек.
Воспитатель: Ну, Мишка, понял теперь, как отсчитать 20 бревен?
Медведь: Спасибо вам, ребята. Теперь я научился считать до 20 и смогу построить новый теремок. Приходите к нам на новоселье. (Медведь уходит).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Мишка забыл у нас свой чертеж нового теремка. Давайте его рассмотрим. Из каких геометрических фигур составлен этот чертеж?
Ответы детей: Квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, ромбы.
Воспитатель: Предлагаю вам взять конверты с набором геометрических фигур и составить свой теремок. Самый красивый теремок мы покажем Мишке.
Стоит в поле теремок, Кончики пальцев соединены над головой.
Он не низок, не высок. Руки на поясе, приседания.
Там звери живут, Разведение рук в стороны,
Нам поклоны шлют. Наклоны туловища вперед.
Мы к ним в гости придем Ходьба на месте.
Всем подарки принесем.
Воспитатель размещает на доске карточки с примерами на сложение и вычитание и ответы к ним.
Воспитатель: Ребята, прочитайте примеры на карточках и найдите карточки с правильными ответами:
11+2= 16; 13; 14; 19; 20
Воспитатель: Посмотрите на плакат с изображенными на нем воробьями, сосчитайте, сколько их сидит на ветках дерева, и придумайте задачу на вычитание.
Ответы детей: На ветках сидело 9 воробьев, 2 воробья улетели. Сколько воробьев осталось на ветках?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Дети, с каким числом вы сегодня познакомились? Расскажите, что вы о нем узнали?
Ответы детей: С числом 20. Оно состоит из 2-х десятков и 0 единиц.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе Образовательная область (познавательное развитие)Программные задачи: • Закрепить.
Тип урока: Изучение нового материала.
1. Показать образование числа 20 путем сложения 2 десятков и его запись цифрами.
2. Активизировать операции сравнения и анализа, и сравнения в процессе соотнесения числа, количества и цифры.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, учить работать в коллективе.
Тип урока: Изучение нового материала.
1. Показать образование числа 20 путем сложения 2 десятков и его запись цифрами.
2. Активизировать операции сравнения и анализа, и сравнения в процессе соотнесения числа, количества и цифры.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, учить работать в коллективе.
Проверка готовности учащихся к уроку
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем – внимательно,
II. Актуализация знаний
- Посмотрите, какие шарики у нас на доске. За каждым из них спрятались примеры. Сейчас каждый из вас будет выходить к доске, брать шарик и решать пример и берет нужное число из корзинки. Так мы узнаем, какие числа спрятались за шариками.
- Кто поможет числам встать в числовой ряд?
- Молодцы, мы с вами хорошо поработали.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
- А сейчас мы будем работать с палочками.
- Отсчитайте десять палочек. Завяжите их в пучок. Сколько получилось?
- А как из десятка получить десять палочек?
1) Образование числа 20 из двух десятков.
Что надо сделать, чтобы получить десяток? Давайте возьмем 1 дес. палочек и еще 1 дес. палочек. Получилось всего 2 десятка палочек. К 10 прибавили 10, получилось 20.
2) Запись числа.
Показ числа 20.
- Сколько цифр в записи числа 20? Какую цифру надо писать сначала? Какую цифру надо писать потом? Давайте напишем число 20 в тетрадях.
V. Первичное закрепление
- Сколько десятков в числе 20? Сколько единиц? Подчеркни десятки двумя чертами, единицы одной.
- Давайте выложим число 20 из ниток, лежащих у вас на партах.
- Посмотрите на картинки у вас на столе. Что на них нарисовано? Сколько предметов на каждом рисунке? Составьте примеры, запишите их в тетрадь.
- А сейчас поиграем. У вас на партах лежат карточки. Что на них нарисовано? Закройте картинки нужной цифрой. А сейчас проверим. На какой картинке лежит карточка с цифрой 19, 20, и т. д. Почему эта цифра лежит на этой картинке?
Целью моего урока являлось обобщение знаний детей о составе чисел второго десятка.
В процессе урока создавались условия для уточнения, систематизации, пополнения знаний, умений и навыков: знание состава каждого двузначного числа из десятков и единиц, продолжалась работа над решением примеров на сложение и вычитание чисел без перехода через десяток, также работали над решением задач на увеличение на несколько единиц.
В ходе занятия учащиеся развивали и корректировали навыки устного счета, память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные процессы.
Была также поставлена задача привить познавательный интерес к предмету и показать значимость каждого ученика в единой работе класса.
Читайте также: