Способы разрешения внутриличностного конфликта конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель: способствовать пониманию подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формированию эффективных навыков общения.

Образовательные: познакомить учащихся с различными путями реагирования в конфликтных ситуациях, с навыками конструктивного разрешения конфликта.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества (сдержанность, терпеливость, чувство уважения и понимания друг к другу, чувство общности с другими людьми) и прививать навыки бесконфликтного общения.

Ход занятия.

Приветствие.

Психолог: «Ребята, добрый день. Сегодня мы встретились, чтобы вместе поговорить про конфликты и способы выхода из конфликтных ситуаций. Почему мы выбрали эту тему? Эта тема очень актуальна в вашем возрасте, когда почти все поступки вы совершаете под влиянием эмоций. Мы с вами попытаемся сегодня во время беседы, различных упражнений, по - возможности, откровенных высказываний понять, что такое конфликт, как и почему он возникает, как вести себя в конфликтной ситуации.

Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной.

Инструкция: «К онфликт, когда мы говорим это слово, у каждого человека возникает ряд ассоциаций и чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Давайте подумаем:

Если конфликт – это мебель, то какая? (Ответы детей: старый рваный диван, твёрдый стул, тяжёлый шкаф и т.д.)

Если конфликт – это посуда, то какая? (Ответы детей: грязная кастрюля, стакан, вилки, ножи и т. д.)

Если конфликт – это одежда, то какая? (Ответы детей: рваная, испачканная, потрёпанная и т. д.)

Если конфликт – это растение, то какое? (Ответы детей: кактус, колючее, горькое, ядовитое и т. д.)

Если конфликт – это техника, то какая? (Ответы детей: испорченная, сломанная, мясорубка и т. д.)

Цель: учить детей взаимодействовать в группе сверстников, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, развивать умение управлять своими эмоциями, развитие воображения и снятие эмоционального напряжения.

Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определённых условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

неумение контролировать своё эмоциональное состояние;

различие целей, интересов;

неумение сотрудничать и др.

Психолог: «Виды конфликтов разнообразны, выделяют:

Межличностный - это самый распространённый вид конфликта . Он представлен двумя сторонами. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.

Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие - то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

Определяют пять основных стратегий поведения:

Цель: снятие мышечного напряжения, взаимодействие и сотрудничество в группе сверстников.

Инструкция: «Представьте себе, что по волнам плывёт наш парусник, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки . А теперь шумно выдохните через рот воздух, пусть вырвется на волю ветер, который подгоняет корабль. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер! (Упражнение можно повторить трижды).

Учащиеся делятся на 5 групп по 2 - 3 человека в каждой и располагаются за столами, где уже лежат карточки с названием стратегий поведения (потом появятся карточки с изображением животных). (Приложение 1).

В результате, учащиеся в группах размышляют и пытаются определить, какое животное соответствует конкретной стратегии поведения.

Деструктивным способом является решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить - значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствования. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.

Цель: актуализация качеств и умений, необходимых для успешного разрешения конфликта.

Инструкция: «Каждый из вас сейчас получит ладошку (Приложение 3). В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях . В контуре каждого из пальцев напишите то, что может вам пригодиться для решения возможных конфликтов, например, качества, которые помогут вам успешно разрешить конфликт.

(Учащиеся в течение 5 – 7 минут выполняют предложенное задание. После этого желающие озвучивают свои ответы).

Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту;

Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген;

Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику;

Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Нельзя откладывать решение назревшего конфликта;

Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором;

Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого;

Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику;

Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие;


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

План-конспект занятия по психологии

Формы проведения: групповая лекция, комбинированной внутренней формы организации.

Цели: 1) обучающая,

Используемые методы: словесные, практические.

1) Вводная часть. Классификация видов конфликтов.

2) Основная часть. Более подробное рассмотрение темы внутриличностных конфликтов.

3) Заключительная часть. Проведение тестирования на выявление конфликтности личности

Между личностью и группой

1. Общая характеристика внутриличностных конфликтов

Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.


  1. когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов. Которыми вы раньше руководствовались;

  1. эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;

  1. поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;

  1. интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.


Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.

Внутренний мир человека включает: мотивы, ценности, самооценку.

Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие внутриличностные конфликты:


^ Мотивационный конфликт


Известны и другие классификации внутриличностных конфликтов.


  • конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)

  • конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.

Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих

Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением

Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.


  1. ^ Последствия внутриличностных конфликтов

Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.

Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.

^ 3. Психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов

Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен.

От внутриличностных конфликтов никто не застрахован. Их арсенал поистине неисчерпаем. В ироничной формуле указаны условия, необходимые для предупреждения внутриличностного конфликта:

не желать (так, как отпугнешь); не надеяться (иначе больно будет, если не получится); не искать дважды в одном месте (удача не глупее тебя); искать молча; не хватать грязными руками; вовремя отпускать.

^ Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

^ Механизмы и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин). Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-тенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее “собственную активность”. Но, так или иначе, в трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в любом случае будет лучше, если мы будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно.

Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее .
^

“Не замечай это”

Отрицание — один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельства ми. Их игнорированием.

Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.
^

“Плачь об этом”


Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.
^

“Напади на что-то, заменяющее это”


Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.
^

“Не помни об этом”


Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

“Не чуствуй этого”

Изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

Интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из тенденций и их суммирование.

“Отмени это”

Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

Сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.
^


Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемы ми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).
^

“Обрати это в противоположное”
“Приобрети это”


Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.
^

"Будь, как это, чтобы не потерять его”


Идентификация — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.
^

“Мечтай об этом”

Фантазия — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

Существует множество рекомендаций по выходу из состояния внутриличностного конфликта. Несмотря на сомнительность большинства и необходимость строго индивидуального подбора, приведем в качестве примера одну из них.

^ Разрешение внутриличностного конфликта. Стадии

Отчетливо идентифицируйте и отделите части друг от друга. Будет казаться, что они выдвигают конфликтующие требования. Например, одна часть может требовать свободы и досуга, а другая - гарантии устойчивого дохода. Или одна часть может быть очень аккуратной в общении с деньгами, другая - расточительной. Каждая часть будет высказывать негативные оценочные суждения о другой части. Некоторые часть строятся на ценностных ориентациях родителей. У каждой части своя ценность.

Получите ясную репрезентацию каждой части. Как они выглядят? Что они чувствуют? Как звучит их голос (родители, близкие)? Есть ли слова или фразы, которыми их можно было бы охарактеризовать? Визуализируйте из (руки. )

Выясните намерения каждой части. Учтите, что каждая из них имеет позитивные намерения. Поднимайтесь вверх настолько, насколько это вам необходимо для того, чтобы части пришли к взаимовыгодному результату. Обе должны придти к соглашению. Начните переговоры так, как будто имеете дело с двумя различными людьми. Иногда, когда разногласия велики, единственное соглашение, которое может быть достигнуто - сохранение вашей жизни.

Переговоры. Какие ресурсы каждой части могли бы оказаться полезными другой части для реализации ее интересов? Чем можно обменяться? На чем они могли бы скооперироваться? Что каждая из них хочет от своей соперницы для того, чтобы получить удовлетворение? Что именно хочет каждая часть от другой (время, поведение, внимание и т.п.)

Создайте картинку сотрудничества частей (. ). Посидите некоторое время спокойно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможнь познакомить обучающихся с понятием конфликт, узнать кго виды, типы и способы разрешения конфликтных ситуациях.

Открытый урок

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

- расширить представление учащихся об основных типах и причинах конфликтов;

- познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуаций;

- побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

1. Образовательные:

• способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;

• создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

2. Воспитательные: создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: конфликт, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта, способы разрешения конфликта.

Оборудование: телевизор, dvd проигрыватель.

1. Понятие конфликта.

2. Структура конфликта.

3. Причины конфликтов.

4. Типология конфликтов

5. Значение конфликта

6. Стили разрешения конфликта

- Ребята, мы собрались для обсуждения очень важной и актуальной для нашего времени темы. Но для того чтобы узнать о чем мы будем говорить, вам нужно посмотреть мультфильм. И самим определить тему и цели занятия. ( Просмотр фильма)

- Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? (ссора, спор, конфликт…) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об отношениях, конфликтах…)

- Какие цели мы поставим для нашего занятия?

- Молодцы! Вы все правильно сказали. Тема нашего занятия "Конфликт и пути его решения". Запишите её в учебных листах.

- Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия "конфликт", причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

- Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.д. Конфликтология - наука о конфликтах и путях их разрешения. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Наиболее известными специалистами в области конфликтов являются Валентин Иванович Андреев, Наталья Владимировна Гришина, Борис Иосифович Хасан. Из зарубежных конфликтологов – Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр.

- Как вы думаете, что такое конфликт? (Участники высказывают свои предположения.) Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Каждый по-своему объясняет, что это. Слово “конфликт” происходит от латинского conflictus – столкновение.

Вот одно из определений, предложенный В.И. Андреевым, что такое конфликт: это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека. Запишите в своих учебных листах.

- Рассмотрим теперь, что входит в структуру конфликта, из каких элементов он состоит.

Основные структурные элементы конфликта.

1. Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).

2. Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея).

3. Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания).

4. Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).

5. Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).

Причины конфликтов

- В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).

- Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

- Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни — в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Очень часто причиной конфликта выступает недовольство собой, чувство неполноценности, потребность в самоутверждении, мысль о своей исключительности, неудовлетворенное желание занять достойное место в коллективе. Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Причины конфликтов – это рассогласование:

1. Целей, интересов.

2. Взглядов, убеждений.

3. Личностных качеств.

4. Понимания информации.

5. Ожиданий, позиций.

Отметьте их в рабочих листах

Типология конфликтов

- Какие виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

1. Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).

3. Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

- Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые) Зафиксируйте в своих рабочих листах.

По степени вовлечённости людей в конфликт:

-Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из мультфильмафильма “ с которого мы начали урок? (межгрупповой)

- Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором, угрозами, ссорами, криками. В результате бытует мнение, что конфликт – явление нежелательное, что его следует немедленно разрешить, как только он возникает. А ведь у конфликта есть две стороны – негативная и позитивная.

Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 2 минуты.

- Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число проблем.

-В какой-то мере конфликты даже необходимы для развития ситуации и отношений, роста личности, иначе может наступить застой.

- В конфликте часто мы находим новые, нестандартные способы решения проблемы.

- Но также необходимо сказать о таком неблагоприятном действии конфликта, как разрыв отношений между конфликтующими сторонами.

Конфликт это не трагедия, он имеет право на существование. Внутри любой группы людей неизбежно возникает соревнование или соперничество между ее членами. Бесконфликтная жизнь – иллюзия. И в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина.

- Однако, при неумелом разрешении конфликта разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, затрудняются или делаются невозможными их совместные координированные действия.

-Действительно, конфликт – это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. Я предлагаю вам определить их (в учебных листах пишут, беседа).

К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.

С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, “оздоровления” отношений.

- А теперь я попрошу вас выполнить такое упражнение. Пожалуйста, соедините ладони рук на уровне груди. Левой рукой надавите на правую.

- По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий не производится. Какой вывод из этого можно сделать? Правильно, при каждом споре, в ответ мы подсознательно начинаем сопротивляться. Т.е агрессия порождает агрессию.

- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? Как?

- Как видите, путей выхода из конфликта множество. Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.

Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:

- Как вы думаете какой из этих стилей является наиболее эффективным?

- Да, действительно, это- сотрудничество, а наиболее конфликтным - является соперничество.

- Не секрет, что умение вовремя предотвратить конфликт играет важную роль в людских отношениях. Давайте потренируемся сглаживать конфликты и опытным путем проделаем основные методы урегулирования конфликтов!

- Сейчас я вам раздам различные конфликтные ситуации. Ваша задача состоит в примирении, в нахождении оптимальных путей решения конфликта.

Ситуация №1: Вы ожидаете свою очередь в больнице уже 3 часа, с очень большой температурой. Тут подходит пожилая женщина, хочет пройти без очереди, как вы поступите?

Ситуация №2: В компании друзей разделились во мнениях, кто предлагает сходить в кино, а кто-то пойти на дискотеку. Как вы поступите?

Ситуация №3: Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.

Ситуация 4. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор. Как быть?

Ситуация 5.Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.

Ситуация 6. Родители заставляют за брата убираться в комнате.

Ситуация 7.Ты любишь слушать музыку громко, а родители предпочитают тишину. Возник конфликт.

Ситуация 8.Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном. Ваша реакция?

- Молодцы! - Чей ответ вам больше понравился? Почему?

-чувство юмора очень часто помогает нам загладить конфликтные ситуации. И в любых ситуациях нужно:

1 .Относиться друг к другу терпимо;

2. Уважать друг друга;

3. Уметь ставить себя на место другого;

- Использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов. Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. На столе у вас лежат памятки, где проинформировано как благоприятно решать конфликты, вы можете забрать их и надеюсь это будет полезной информацией для вас в будущем! И пусть ваше решение всегда будут верными!

Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре ква­драта. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Ве­дущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)

После того как все квадраты заполнены, педагог предла­гает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмот­рите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный чело­век получился!

Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и по­смотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким чело­веком никто не захочет общаться.

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом Деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Благодаря этому упражнению можно проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути форми­рования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, оно способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими.

- Отлично, вы можете оставить эти листы себе.

Подведение итогов урока.

- Наша встреча подходит к завершению.

– Что нового ты узнал сегодня на занятии?

– Было ли оно полезным для тебя?

– Что ты понял, какие выводы смог сделать?

- Мы узнали, что означает понятие конфликт, разобрались, что конфликты встречаются повсюду и что жизнь без конфликтов практически невозможна. Жизнь без конфликтов – застойная, в ней нет развития, так как только в конфликте люди пытаются решить проблему новыми, оригинальными способами, за счет чего идет процесс развития. Так же мы узнали, что очень важно научиться находить верное решение конфликта, вести себя достойно в конфликтной ситуации, так как именно от нашего поведения зависит, разрешится конфликт или нет. Домашнее задание у вас записано на учебных листах.

Благодарю вас за активность, инициативность, творчество! Наша совместная работа заканчивается, и я хочу ее завершить притчей

Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма. Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак. Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!

ВложениеРазмер
kelina_yu.a._metodicheskaya_razrabotka.doc 95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме

Келина Юлия Александровна – учитель ОРКСЭ, ОДНКНР

Зданович М.А. – учитель начальных классов, учитель ОРКСЭ

Келина Ю.А. .: Методическая разработка урока по теме

Утверждено методическим советом ГБОУ 691 Невского района

Методическая разработка урока по теме

Актуальность темы урока обусловлена тем, что учащимся необходимо научится выстраивать отношения с друг другом. Каждый человек – это личность, обладающая набором своих внутренних характеристик и качеств. В связи с этим возможно возникновение различных конфликтных ситуаций.

Урок носит компетентностно-ориентированный характер, поскольку задания на уроке выстроены на компетентностной основе и способствуют формированию коммуникативной компетенции.

Содержание урока способствует не только формированию знаний на основе жизненного опыта, но также способствует адекватной самооценке учащихся, что очень важно при их будущей перспективе в профессиональной деятельности.

Тема урока: Конфликт и способы его разрешения

Развивающий аспект: Способствовать формированию умений работы в команде; развитию самоменеджмента, оценки и коррекции собственной деятельности

Воспитательный аспект: содействовать воспитанию личностных качеств: внимательности, ответственности за результаты своей работы.

  1. Притча
  2. Совместное целеполагание.
  3. Таблица Д. Огле
  4. Работа с ассоциациями
  5. Домино
  6. Вербальной и невербальной коммуникации.

Вид урока : компетентностно-развивающий на основе технологии критического мышления.

Организационные формы : Индивидуальное и групповое обучение.

Методы обучения : частично-поисковые, наглядно-демонстративные.

Методическое обеспечение : интерактивная доска, карточки с заданиями, видеосюжет, психологический тест.

ТСО: Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска

Межпредметные связи : социальная психология, производственное обучение

Вступительное слово преподавателя (рассказывается притча):

Я просил Бога забрать мою гордыню

Он сказал, что гордыню не забирают. От нее отказываются.

Я попросил Бога даровать мне терпение,

Он сказал, что терпение результат испытаний.

Его не дают, а заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье,

Он сказал, что дает благословение,

А буду ли я при этом счастлив, зависит от меня.

- Преподаватель: Точно так же будет зависеть от вас и то, как вы будете работать на этом уроке. А оценивать свою работу на уроке предлагаю вот в этих листах (лист самоконтроля).

А теперь предлагаю посмотреть видеоряд.

Просмотрев данный видеоряд, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Преподаватель: Сейчас я вам предлагаю заполнить вот такую таблицу:

- Преподаватель: Все мы с вами стремимся стать компетентными специалистами.

- Преподаватель: Вы можете себя назвать компетентными специалистами? (отвечают)

- Преподаватель: Кто такой компетентный специалист? (отвечают)

- Преподаватель: Скажите пожалуйста, что необходимо знать или уметь чтобы стать компетентным специалистом? (отвечают)

- Преподаватель: А в рамках нашей темы урока? (отвечают)

- Преподаватель: И так, мы поставили цель на этот урок и спланировали нашу работу. А теперь предлагаю оценить себя по первым трем позициям (листы самоконтроля).

Работа с ассоциациями

- Преподаватель: Скажите между кем могут происходить конфликты.

Ответы записываются преподавателем на доске, из этого выделяется четыре типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между группой и личностью. Записывается в тетрадь.

- Преподаватель: И так, мы выяснили, что такое конфликт и выделили четыре типа конфликтов. Предлагаю оценить себя по следующим двум позициям (лист самоконтроля).

Осмысление проблемы на основе жизненного опыта и проблемной кейс-ситуации.

После просмотра учащимся дается задание для работы в группе.

- Преподаватель: Обсудите в группе, какой это конфликт. Между кем он происходит, тип конфликта. Что можно сделать, чтобы избежать конфликта. Как бы в этой ситуации поступили вы (на столах в группах аналогичный текст имеются на карточках)

Задается время для работы.

После отведенного для работы времени учащимися дается полный анализ ситуации. Каждая группа высказывает свое мнение.

- Преподаватель: И так мы с вами выяснили, что каждый человек в конфликтной ситуации ведет себя по разному. И выяснили, что авторами в литературе выделяется пять стратегий поведения в конфликтной ситуации. Предлагаю оценить себя по следующим трем позициям (лист самоконтроля).

3. Стадия рефлексии

- Преподаватель: Предлагаю проверить то, как вы ведете себя в конфликтной ситуации (для работы индивидуально каждому предлагается психологический тест с его интерпретацией).

На слайде, на графике отражаются данные учащихся в группе, т.е. какая стратегия выраженная и количество человек. Отображается график, т. е. в целом какая стратегия поведения присуща данной группе. Затем, учащимися дается анализ графика. Задача преподавателя подвести учащихся к тому, какая стратегия для них как компетентных специалистов будет более грамотной во взаимоотношениях и почему.

- Преподаватель: А теперь предлагаю вернуться к нашей таблице. Помните, у нас третий столбец таблицы не заполнен. Заполните его.

«Умение избежать конфликта - одна из составных частей

Еще раз немного о конфликтах

В любом случае при решении конфликта только с помощью действий результат чаще всего предсказуем и имеет три возможных варианта.

Вариант 1. Побеждает сторона, обладающая большим количеством ресурсов и полномочий, заставляя оппонента подчиниться её требованиям.

Вариант 2. Сторона, обладающая меньшими ресурсами и полномочиями, физически выходит из конфликтной ситуации.

При этом все три варианта являются деструктивными.

Альтернативным вариантом поведения в конфликте, направленным на его кон-
структивное завершение, является следующий универсальный алгоритм, ведущий к разрешению практически любой конфликтной ситуации.

  • Шаг первый – установление доверия и сотрудничества
  • Шаг второй – согласование восприятия конфликтующих сторон.
  • Шаг третий - согласование интересов конфликтующих сторон.
  • Шаг четвертый – поиск, согласование и принятие решений о совместных действиях, направленных на решение конфликта с учетом интересов обеих сторон.

Помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом. Необходимо постараться снизить своё внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка), разрядка необходима, но не на человеке, а в делах.

Что значит удачное завершение конфликта?

В споре нет победителя, есть либо два проигравших, либо два победителя. И нужно стремиться к тому, чтобы было два победителя. А это значит, что:

Несколько рекомендаций для предотвращения или эффективного разрешения конфликтов

уверенность в позитивном разрешении событий ведёт к ожидаемому результату. И дело
здесь не в мистике, а в том, что наша психика откликается на установки, которые
мы ей задаём.

ресованность, позитивные невербальные сигналы и стремление понять
друг друга.

Подходите к решению конфликта творчески. Воспринимайте лю-
бое противоречие как интересную сложную задачу. Альберт Эйн-
штейн говорил, что проблемы нельзя разрешить тем же способом,
каким они были созданы.

Он зависит от пола, возраста, жизненного опыта и многих других факторов.

  • Толкуйте слова оппонента в позитивном ключе. Представьте, что он не критикует вас, а просит помощи, чтобы решить проблему. Ваша реакция должна быть соответствующей:
  • Отделите в конфликте главное от второстепенного, свои интересы от интересов оппонента, прошлые обиды от будущих целей. Это позволит отчётливо увидеть возможные пути преодоления разногласий.
  • Если произошла конфликтная ситуация, как можно скорее сообщите директору о произошедшем инциденте, сохранив копию докладной у себя. Иначе слухи вас опередят, и вам придётся опровергать несправедливые суждения.
  • Даже если вы были безупречны во время конфликта, ваша профессиональная деятельность может стать предметом проверки. Следите за своевременным и правильным оформлением документации и не пренебрегайте должностными обязанностями.

Не извиняйтесь, если вы не виноваты. Страх перед проверками - не повод подчиняться людям с неадекватным поведением. Чем больше уступать агрессору, тем больше будет от него претензий.


создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

2. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.

Воспитательные: создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Значение конфликтов (положительное и отрицательное).

1 этап. Организационный момент. Создание мотивации

Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Приветствие, проверка готовности к уроку

Вступительное слово учителя

Заинтересовать студентов проблемами общения

Привлечь внимание студентов к проблеме конструктивного общения

Приветствие, проверка готовности к уроку

2 этап. Объяснение нового материала

Создание проблемной ситуации

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

Восприятие нового учебного материала.

И тема нашего урока…

Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт” ?

Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Что же такое конфликт? Дайте ему определение из своего личного опыта.

Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты являются неизбежным явлением общественной жизни. Не обойтись без них и в деловой сфере. Поэтому каждый человек, особенно выбирающий профессию, связанную с общением, должен знать, какие причины приводят к конфликтам и какие существуют способы их разрешения

Структура конфликта

Беседа по содержанию слайда.

Основные структурные элементы конфликта.

Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).

Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея).

Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания).

Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).

Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).

Зафиксируйте структуру конфликта в своих учебных листах

Причины конфликтов

В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).

Упражнение “Копилка”

Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

Причины конфликтов – это рассогласование:

Посмотрите, из перечисленных причин вы назвали… (взгляды, интересы, качества). Отметьте их в рабочих листах

Упражнение “Снежинки”

Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).

Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Типология конфликтов

Какие виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

По степени вовлечённости людей в конфликт:

Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).

Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).

Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые)

По степени остроты противоречий:

Копилка добрых советов

СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Отнеситесь к другим людям так, как хотели бы, что бы они относились к вам.

СОВЕТ ТРЕТИЙ. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Не обижайтесь.

Написать, в каких литературных произведениях есть разрешение конфликтов или

Найти пословицы и поговорки о дружбе или ссоре, написать в тетрадь

Содержимое разработки

Конфликт. Способы разрешения конфликтов.

Конфликт. Способы разрешения конфликтов.


Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты являются неизбежным явлением общественной жизни. Не обойтись без них и в деловой сфере. Поэтому каждый человек, особенно выбирающий профессию, связанную с общением, должен знать, какие причины приводят к конфликтам и какие существуют способы их разрешения.

Конфликты являются неизбежным явлением общественной жизни. Не обойтись без них и в деловой сфере. Поэтому каждый человек, особенно выбирающий профессию, связанную с общением, должен знать, какие причины приводят к конфликтам и какие существуют способы их разрешения.

Основные структурные элементы конфликта. Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники). Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея). Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания). Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины). Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).

Основные структурные элементы конфликта.

Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).

Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея).

Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания).

Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).

Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).

Упражнение “Копилка” Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов

Упражнение “Копилка”

Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов

Причины конфликтов – это рассогласование: Целей, интересов. Взглядов, убеждений. Личностных качеств. Понимания информации. Ожиданий, позиций.

Причины конфликтов – это рассогласование:

Упражнение “Снежинки”

Упражнение “Снежинки”

По степени вовлечённости людей в конфликт: Внутриличностные Межличностные Межгрупповые

По степени вовлечённости людей в конфликт:

Типология конфликтов Ситуации: Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти”

Типология конфликтов Ситуации:

Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм

Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти”

Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес

Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес

По степени остроты противоречий: Недовольство Разногласие Противодействие Раздор Вражда

По степени остроты противоречий:

Копилка добрых советов

СОВЕТ ПЕРВЫЙ . Отнеситесь к другим людям так, как хотели бы, что бы они относились к вам.

СОВЕТ ТРЕТИЙ. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Не обижайтесь.

Домашнее задание Написать, в каких литературных произведениях есть разрешение конфликтов или

  • Написать, в каких литературных произведениях есть разрешение конфликтов
  • Найти пословицы и поговорки о дружбе или ссоре, написать в тетрадь


-75%

Читайте также: