Способы и методы трудоустройства конспект

Обновлено: 05.07.2024

Знать: основы социальных и правовых гарантий в области занятости и трудоустройства, юридические основы трудовой деятельности;
Уметь: различать понятия “трудоустройство” и “занятость”; работать с источниками трудового права и находить нужную информацию, формировать правовые компетенции в области трудовых правоотношений; использовать психологические рекомендации при устройстве на работу.

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций в социуме, навыков самопрезентации обучающихся.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду как к важнейшей нравственной категории.

Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, литература, производственное обучение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: Урок - деловая игра.

Формы работы:

Моделирование и проигрывание ситуации

Методы работы: игровой, проблемно-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, нормативно-правовые и законодательные акты: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ”, ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, презентация, примерная форма трудового договора, карточки для индивидуальной работы.

Этап Организационный момент. 1мин

Вступительное слово учителя.

II . Этап Определим тему нашего урока 4мин

ВИДЕОРОЛИК

Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь на уроке?( о трудоустройстве и занятости)

Учитель: Верно, молодцы!

Слайд 2. Тема урока

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Учитель: -Ребята, попробуйте определить цель урока, исходя из темы.

Ученики: цель урока узнать, уметь

Слайд 3. Цель урока

Слайд 4. (картинка трудоустройство и занятость)

3 мин

Учитель: Сегодняшний урок посвящён трудовым отношениям имеет огромное значение для вашего будущего. Ситуация на рынке труда в наше время меняется очень быстро. Проблема поиска работы в нашей стране еще никогда не стояла так остро. Она волнует значительную часть трудоспособного населения. Найти хорошую работу не просто. И все же есть способы, с помощью которых можно правильно оценить себя, свои возможности и устроится на подходящую работу.

Итак! приступим к выполнению задания №1(работа с учебником)

Прочитаем его. Пожалуйста, кто желает?

Трудоустройство – это деятельность граждан, связанная с поиском нужной работы, которая удовлетворяет личные и общественные потребности, не противоречит законодательству России и нормам международного права и приносит заработок (трудовой доход).

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству и приносит им заработок (трудовой доход).

Отличие в том, что …

IV . Этап 2 мин

Учитель: Приступаем к следующему Заданию №2. Прочитаем его. Составьте кластер

- Куда вам необходимо обращаться в поисках работы.

В виде схемы обозначьте ответ на данный вопрос, и кто то один это задание выполнит у доски, кто желает? Григорьев Саша

ПОИСК РАБОТЫ



объявления в газетах, знакомые, друзья, объявления по радио, служба журналах,

сети Интернет родственники телевидению

IV . Этап Задание 3. Практическая работа 3 мин

Учитель: Теперь на практике попробуем подобрать объявления, которые могут подойти вам.

Возьмите газеты с объявлениями о рабочих местах (преподаватель заранее их заготовил). Просмотрите объявления, отберите наиболее привлекательное и соответствующие вашим потребностям и интересам. На это задание отводится время 2 минуты

Учитель: Расскажите нам о своем выборе. т.е почему вы выбрали именно такую профессию

Я выбрал профессию учитель физики потому что:

у меня есть навыки для этой работы

-есть опыт работы

-подхожу по возрасту

Учитель: Отлично, вы нашли необходимое объявление о приеме на работу. Каковы Ваши действия дальше?

Ученики: (Например: позвоню по телефону и уточню, верно, ли я понял объявление и каковы мои шансы быть принятым на работу).

Учитель: А как Вы думаете, нужно готовиться к этому телефонному звонку, либо встречи с руководителем??

Ученики: (резюме это….

Учитель: Из каких реквизитов состоит Резюме:

- фамилия, имя, отчество; адрес; телефон.

- Должность, которую Вы хотите получить.

- Ваш трудовой опыт в обратном порядке (с последнего места работы до первого).

-Образование в обратном порядке.

-Личные данные (увлечения, семейное положение).

-Рекомендации (если они имеются).

В отдельном случае можно привести кратко свои достижения. Описать свой опыт работы.

Если у Вас нет опыта работы, необходимо подчеркнуть успехи в учебе, программы в которых Вы работали, награды за учебу.

Задание №4. Составить резюме 5 мин.

Учитель: Сейчас попробуйте написать резюме, затем обменяйтесь друг с другом и прочитайте, представив себя в роли работодателя. Проанализируйте резюме друг друга, деликатно и тактично укажите на ошибки.

Фамилия, имя, отчество: ____________________

Дата рождения: _____________

Адрес: _____________________

Тел.: _________________________

Семейное положение: ______________

Цель: _______________________________-

Образование:____________________________

Профессиональный опыт:___________________________________________

Дополнительные сведения: ______________________________

16.05.2005 Подпись Р.А.Иванов

Хорошо, а теперь представим, что отправив резюме, Вас пригласили на собеседование и назначили встречу в 10.00 часов.

Задание № 5. Я предлагаю вам ролевую игру “Прием на работу учителя физики в школу ”.

-Добрый день! Меня зовут Владимир Владимирович, я по поводу вакансии учитель физики.

-Здравствуйте!

1.Скажите, как вы узнали о наличии вакансии?

2. Сколько вам лет, есть ли у вас семья, дети?

3.Какой стаж педагогической деятельности?

Спасибо, мы вам перезвоним.

1) Воспитанный, уверенный в себе человек;
2) “Тихоня”, неуверенный в себе человек;
3) “Наглец”;

Как вы думаете, кого все-таки из этих трех претендентов примут на работу? 1. Воспитанного и уверенного в себе человека, это ситуация №1. Почему?

Потому что……… манеры поведения, культура, жесты имеют важную роль…

Я предложу вам ряд рекомендаций о том, как нужно вести себя при устройстве на работу:

1. Будучи уверенным в себе, избегай быть самоуверенным.

2. В разговоре с нанимателем руководствуйся тремя “НЕ”: не раздражайся, не теряйся, не распыляйся.

3. Следи за своей позой, жестами, мимикой.

4. Соблюдай культуру одежды (красивая, гармоничная одежда повышает имидж человека), сочетай цвета одежды и обуви, держись подальше от ультрамодных направлений.

Учитель: Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.

- Как называется отрасль права, регулирующая трудовые отношения?

Учитель: правильно!

Сейчас я вам предлагаю прочитать ситуацию ваша задача – найти неправомерные действия работодателя.

Учитель: Итак, попробуем помочь парням разобраться в сложившейся ситуации, и выяснить какие же права Миши были нарушены его директором.

Каждая группа получает пакет документов и путеводитель. Ваша задача: проанализировав документы, найти случаи нарушения трудового права, допущенные работодателем Миши. (5 минут)

Задания для групп:

1 группа: получает задание: выяснить: что такое трудовой договор и каковы условия его заключения; в чем состоят обязательные и дополнительные условия трудового договора; г) как определяются сроки трудового договора.

2 группа: какие документы необходимы при заключении трудового договора; что такое трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся, меры поощрения и наказания за труд.

3 группа: продолжительность рабочего времени и времени отдыха, что такое больничный лист.

4 группа: увольнение работника; как регламентируется прекращение трудового договора. Выступление групп

В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся, как можно раньше начать зарабатывать, чтобы перестать быть материально зависимыми от родителей, здесь конечно очень важно знать трудовое законодательство, что бы ваши права не были нарушены.

Этап Рефлексия

Учитель: Теперь проверим, какие знания вы получили на уроке. Ответе на вопросы теста и произведите подсчет своих баллов и поставьте отметку(перед вами оценочные листы, в которых вы должны проставить общее количество баллов).

1. Документ, подтверждающий трудовую деятельность:

1) трудовая книжка; 3) Трудовой кодекс РФ;

2) трудовой договор; 4) коллективный договор.

2. Обязанностью работника является:

1) создание профессиональных союзов; 3) соблюдение трудовой дисциплины;

2) повышение своей квалификации; 4) выплата заработной платы.

3. Документ, в котором конкретно определяются взаимные права и обязанности работника и работодателя:

1) Трудовой кодекс РФ; 3) трудовая книжка;

2) трудовой договор; 4) декларация.

4. Документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую информацию это

1) резюме; 3) трудовая книжка;

2) трудовой договор; 4) декларация

5.. Что является причиной увольнения сотрудника?

1) инициатива работника; 3) личная неприязнь;

2) прогул; 4) неисполнение трудовых обязанностей.

Сегодня на уроке мы увидели, что вы коммуникабельны, умеете ориентироваться в непростом правовом пространстве нашего общества, использовать знания источников российского законодательства и некоторые из вас я уверенна будут востребованы на рынке труда.

Сегодня вы честно заработали свою заработную плату, в виде отметки (выставление отметок)

Вам предлагаются ответить на вопросы:

Я сегодня на уроке узнал….

Из того, что я узнал, мне пригодится в жизни…

Качества, которые помогут мне найти работу……..
Качества, которые мне помешают найти работу…..

Подводя итоги урока, хотелось бы отметить, что соблюдение прав и гарантий в трудовой деятельности это хорошо, но еще необходимо соблюдение обязанностей работником, его добросовестный и честный труд.

Спасибо за работу!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Одной из самых уязвимых социальных групп населения на рынке труда являются выпускники средних профессиональных учебных заведений по различным причинам: существующие диспропорции между потребностями и выпуском молодых специалистов, нежелание руководителей предприятий работать с неопытной молодежью, большими социальными запросами и малой профессиональной компетентностью самих соискателей и т.д. Молодые люди чаще всего выходят с дипломом в руках на рынок труда, но психологически и социально неподготовленными к его жестким условиям. Определенной мерой социальной защиты служит факультативный курс “Технология поиска работы”

Программа курса предназначена для реализации государственных требований и уровню подготовки выпускников педагогического колледжа среднего профессионального образования специальностей “Преподавание в начальных классах”, “Дошкольное образование”, “Информатика”, “Иностранный язык”.

Цель курса: создать условия для повышения социально-психологической компетентности выпускников учреждения среднего профессионального образования и их конкурентоспособности на рынке труда.

  1. Укрепить уверенность выпускников в своих профессиональных и личностных возможностях.
  2. Сформировать активную позицию поведения на рынке труда.
  3. Познакомить студентов с общими понятиями рынка труда и его особенностями в новых социально-экономических условиях.
  4. Раскрыть приемы эффективного поиска работы и само презентации.
  5. Показать влияние личностных особенностей на выбор успешной карьеры.
  6. Дать представление об основных психологических барьерах предпринимательства и приемах их успешного преодоления.
  7. Познакомить с этапами адаптации в новом трудовом коллективе.
  8. Приобщить студентов к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, пониманию собственного предназначения и способности с самоактуализации и творческому поиску.

Тематический план курса “Технология поиска работы”.

Наименование разделов Максимальная Учебная нагрузка Всего часов аудиторных Практических
1. Рынок труда 3 2 1
2. Профессиональная карьера 2 2 1
3. Личностные характеристики и влияние их на самоопределение 4 4 4
4. Формы и методы поиска работы 3 3 3
5. Собеседование с работодателем. Начало работы. 3 3 3
6. Зачетное (составление резюме) 1 1 1
Итого 16 15 13

Предмет: Технология поиска работы.

Тема: Профессиональная карьера.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лабораторно-практический.

Технология: обучение в сотрудничестве.

  1. Познакомить студентов с понятиями: карьера и работа, с условиями успешной карьеры.
  2. Развивать учебно-интеллектуальные умения, сравнивать и сопоставлять понятия, формулировать ответы.
  3. Создать условия для сплочения группы, для активного взаимодействия участников, углубить процесс самоанализа и саморазвития.
  4. Закрепить навыки активного диалогового стиля общения, способствовать самораскрытию участников.
  5. Воспитывать культуру общения, отношения сотрудничества и сотворчества.

Оборудование урока: интерактивная доска, карточки с заданиями, опорный конспект занятия у каждого студента (с узловыми моментами, списком литературы), таблица на доске “Формула успеха”.

2. Актуальность темы урока

– Прочтите на доске два высказывания:

  • Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.
  • Правильно выбрать профессиональную карьеру – значит найти свое место в жизни.

– Какое из этих высказываний вам больше по душе? Почему?
– Вы выпускники и стоите на пороге самостоятельной жизни. Вам предстоит в скором будущем определиться с профессией. Как не ошибиться и сделать это правильно, мы должны с вами постараться решить эту проблему.

3. Работа с понятиями “работа” и “карьера”.

– В высказываниях встретились два понятия. Давайте проанализируем, чем они отличаются.
– Для этого поделимся на 2 группы. Одна группа по цепочке продолжает фразу “Работа – это…”, а вторая – “Карьера – это…”

На доске появляется запись:

  • Способ зарабатывать деньги.
  • Возможность жить.
  • Возможность стать профессионалом.
  • Общение, приобретение новых знакомых.
  • Материальная независимость.
  • Уверенность в себе, построение своего будущего.
  • Жизненный тонус.
  • Разнообразие в жизни.
  • Способ получения морального удовлетворения.
  • Установка на работу (просто надо).
  • Карьера – это…
  • Престижное положение в обществе.
  • Успешность в жизни.
  • Постоянный профессиональный рост.
  • Судьба.
  • Высокий уровень дохода.
  • Самореализация своих потребностей.
  • Самоуважение, принятие себя, как специалиста-профессионала, гордость за себя.
  • Продвижение по профессиональной лестнице.
  • Достижение известности, славы, выгоды.
  • Стремление стать профессионалом.

– В чем же отличие этих двух понятий? Что бы вы хотели найти в своей жизни: работу или карьеру?

4. Условия успешной профессиональной карьеры.

– При правильном выборе успешной профессиональной карьеры необходимо ориентироваться на три важные вещи:

“Хочу” – это ваши интересы, желания.
“Могу” – это состояние вашего здоровья, способности (общие и специальные), профессиональная компетентность, материальные возможности, характер и т. д.
“Надо” – спрос на рынке труда, соотношение спроса и предложения.

– Если вы сумеете совместить все три составляющие, ваша карьера будет вполне успешной.

5. Упражнение “Я через 10 лет”.

– А сейчас я предлагаю вам немного помечтать. Представьте себя через 10 лет. Кто вы? Кем стали? Чего добились?
– Для того чтобы легче вам было это сделать, я предлагаю на листках бумаги записать продолжение нескольких фраз:

  • Я вижу свою цель в том, чтобы…
  • Я могу достичь успеха в…
  • В обществе я займу положение…
  • Я мечтаю…

– Вы можете не ограничиваться только этими фразами, а придумать свои высказывания. (Время 2 мин.)
– Закончили? А теперь я прошу поработать в группах. Пусть каждый озвучит свои записи. Задайте друг другу дополнительные вопросы, порассуждайте, а затем найдите то общее, что вас всех объединяет, и подготовьтесь к представлению своей группы “Мы через 10 лет”. (Время 5мин)

– Спасибо за работу. У вас здорово получилось!
– Вы сумели более или мене четко определиться с будущим. Это означает, что у вас есть конкретные цели. А если быть целеустремленной личностью, можно в жизни многого добиться.

6. Проблемы выбора карьеры. Упражнение – диалог.

– В реальной жизни не всегда, к сожалению, бывает все так гладко, встречаются всевозможные препятствия, возникают непредвиденные проблемы. Как не допустить ошибок?
– В связи с этим я предлагаю упражнение-диалог “Согласны ли вы…?” Обе группы получают карточки с вопросами. Задание: прочитать и обсудить вопрос в группе, через минуту предложить его другой группе, обобщить ответы (резюме в скобках).

1) Согласны ли вы, что не стоит ориентироваться сразу на высокую квалификацию? (наибольших успехов добивается тот, кто прошел начальные ступени профессии, освоил ее азы).

2) Согласны ли вы, что престиж и популярность профессии – ненадежное основание для ее выбора? (мода на профессии обманчива и непостоянна; следование ей часто приводит к разочарованию и в избранном виде деятельности, и в самом себе).

3) Согласны ли вы, что неумение разобраться в себе – основная причина неудачной карьеры? (слабый самоанализ, неадекватная самооценка, неумение разобраться в своих способностях и склонностях могут стать причиной неудачи).

4) Согласны ли вы, что увлечение внешней стороной профессии, не вникая в суть ее содержания, может стать причиной неудачно сложившейся карьеры? (нетрудно обмануться внешней легкостью, встретив серьезные проблемы или хоты бы скуку).

5) Согласны ли вы, что перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии на саму профессию также является ошибкой в выборе карьеры? (личная симпатия к человеку – не повод для выбора вами аналогичной профессии).

6) Согласны ли вы, что выбор профессии за компанию – плохой выбор? (профессия, которую выбрал ваш лучший друг, может не подойти вам).

7) Согласны ли вы, что отождествление учебного процесса с профессией – не верный способ выбора любимого дела? (мир профессий значительно шире, за каждым учебным предметом стоит обширный профессиональный ореол; постарайтесь узнать о большом количестве профессий до того, как сделать свой выбор).

8) Согласны ли вы, что, если не учитывать развитие старых профессий, можно прогадать в этом деле? (за старым, порою дедовским названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда; стремитесь узнать о современном облике и содержании профессии).

6. Рефлексия “Откровенно говоря…”

– В заключение нашего занятия я предлагаю поговорить откровенно о том, что здесь произошло. Для этого прошу взять в руки кубик. На его гранях написаны неоконченные фразы. Вы выбираете одну и озвучиваете.

  • Во время занятия я понял, что…
  • Самым полезным для меня было…
  • Мне понравилось то, что…
  • Мне не понравилось…
  • На месте ведущего я…
  • Если бы я знал, то…

7. Подведение итогов. Анализ притчи “Бабочка”.

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Проходивший мимо человек наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, но усилия бабочки были тщетны, щель не увеличивалась. Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял ножик и разрезал кокон. Бабочка тот час же вылетела. Но тельце ее было слабым и немощным, а прозрачные крылья едва двигались. Человек продолжал наблюдать думая, что бабочка окрепнет и улетит. Но этого не случилось. Бабочка так и не смогла взлететь.

– Почему бабочка не смогла взлететь?

Поиски работы – это тоже работа. Трудности человеку нужны. Они его закаляют и преподносят жизненные уроки. Человек приобретает необходимый ему для дальнейшего развития опыт. Надеемся, что вы вовремя нашей первой встречи также получили первый урок в выборе профессиональной карьеры.

4 условия работы? Соответствуют ли они требуемому качеству работы? Думаете ли вы, что вам понравится работать с вашим непосредственным начальником и коллегами? Повлияет ли новая работа на изменение вашего стиля жизни? Согласны ли вы с возможными изменениями (больше поездок и командировок; больше времени, которое придется посвящать работе, дольше добираться до работы и т.д.). Насколько эта работа совпадает с вашими планами в целом? Даст ли она возможность продвигаться вперед к целям вашей карьеры? Насколько вам интересен данный бизнес в целом? Каковы могут быть перспективы карьеры в этом бизнесе через пять лет? Достаточно ли высок компенсационный пакет (включая то, что вы предполагаете заработать на бонусах и комиссионных, если подобные имеются) для того, чтобы покрыть ваши расходы на жизнь? Может ли компенсационный пакет конкурировать с пакетами, которые предлагают другие компании этой отрасли или за подобную работу? Насколько сравним компенсационный пакет с тем, который Вы получаете сейчас или получали на последней работе? Соответствует ли вашим реальным нуждам медицинская страховка? В случае, если вас примут на работу, какой процент от социального пакета вы будете оплачивать? Насколько привлекательны и велики побочные преимущества (предполагая, что организация предоставляет такие преимущества, как служебная машина, возмещение расходов на обучение, отпуск и т.д.). Ответы на эти вопросы помогут вам оценить предложение с точки зрения соответствия вашим настоящим и будущим ожиданиям. От чего зависит разброс в оплате труда? Не секрет, что на вакансии с одними и теми же требованиями к кандидату и приблизительно одинаковым кругом обязанностей, разница в заработной плате может составлять до 100%. Во-первых, это зависит от отрасли, в которой вы предполагаете работать. Все помнят ситуацию до кризиса, когда зарплата в банках была в несколько раз больше, чем в других компаниях. И это касалось не только сотрудников, работающих с кредитами или ценными бумагами в так называемых зарабатывающих отделах. Это касалось и кассиров, и секретарей, и программистов. Их работа по своему содержанию мало отличалась от аналогичной работы в других фирмах, но получали они в несколько раз больше. Сейчас ситуация иная банков стало значительно меньше, а зарплата во многих из них оставляет желать лучшего. Во-вторых, это зависит непосредственно от компании, которая нанимает сотрудника. Больший уровень оплаты труда предлагают молодые динамично развивающиеся компании. Им важно привлечь инициативных и талантливых, а небольшая продолжительность жизни компании компенсируется чуть более высокой оплатой труда, чем в среднем по рынку. Стабильные компании платят сотрудникам (это не относится к топ-менеджерам) обычно по нижней среднерыночной планке, но зато гарантируют надежность и уверенность в завтрашнем дне, а также определенный социальный пакет. В-третьих, уровень оплаты зависит от того впечатления, которое вы смогли произвести на работодателя. Если вы показались ему человеком, жизненно необходимым для компании, возможно, вам даже увеличат первоначально объявленную заработную плату. Но не стоит думать, что такое увеличение возможно в несколько раз, скорее всего, в подобных случаях речь может идти о 20 25%.

7 работодатели отправляются на поиски идеального работника, то в более благополучные времена их интересует, по меньшей мере, удовлетворяющий их требованиям сотрудник. Таким образом, тестирование отвечает стремлению работодателя сделать свой выбор объективным. Задача тестов предсказать будущий успех или неудачу кандидата на искомой должности. Тестирование при приеме на работу представляет определенное испытание, включающее общее задание с четкой системой определения успешного или неудачного решения или оценки его результата в баллах. Задание может задействовать либо приобретенные знания, либо сенсорно-моторные или ментальные функции (психологические тесты). Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени разности изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнить друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены. Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности. Существуют различные виды тестов: интеллектуальные, личностные и тесты межличностных отношений. Для диагностирования кандидата на вакантную должность сотрудник службы персонала совместно с психологом подбирает несколько тестов, выявляющих наиболее важные для данной должности интеллектуальные, личные, мотивационные и волевые качества. Каждая вакансия требует собственного набора тестов, который предъявляется кандидатам на должность. Как правило, используются тесты: Интеллектуальные (общего интеллекта и специальные). Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. Личностные (поведенческие особенности, социальные навыки, способность к адаптации). Тесты личности предназначены для оценки эмоционально-волевых компонентов психической деятельности мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления. Личностные особенности измеряются с помощью трех видов методик: тестов, опросников и проективной техники. Опросники группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). Опросники предназначены для получения объективных или субъективных данных со слов обследуемого. Проективные техники совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятие,

8 чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Межличностных отношений. В современной психодиагностике существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, которые изучают отношения между группами, внутригрупповые процессы, выявляют групповую сплоченность, совместимость и т.д.. По результатам тестирования с помощью различных методик выявляется степень выраженности трех групп профессиональных качеств, коррелирующих с успешной трудовой деятельностью: 1) деловые качества: ответственность, стиль принятия решения, организаторские способности, инициативность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность; 2) индивидуально-психологические и личностные качества: мотивационная направленность, уровень интеллектуального развития, эмоциональная и нервнопсихическая устойчивость, внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение), память (долговременная, оперативная), мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению), гибкость общения, стиль межличностного поведения; 3) психофизиологические качества: выносливость, работоспособность; простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность). По результатам тестирования делается заключение, где отражаются основные психологические особенности кандидата, его сильные и слабые стороны, возможные трудности адаптации на новом рабочем месте. Заключение передается для ознакомления руководителю подразделения, для которого подбирается сотрудник. Существуют определенные правила прохождения тестов. 1. Перед началом тестирования убедитесь в том, что вы правильно поняли тестовое задание и сопровождающую его инструкцию (если возникли вопросы, необходимо задать их до момента заполнения теста). 2. Во время проведения группового тестирования необходимо работать самостоятельно, не оказывать друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования, не отвлекаться и не совещаться. 3. При выполнении тестового задания следует аккуратно, четко и разборчиво отвечать на вопросы и записывать ответы. 4. Некоторые тестовые задания предполагают строго фиксированное время, поэтому следует строго соблюдать это правило. Помимо тестирования при приеме на работу активно используется анкетирование. Анкеты представляют собой специально разработанные опросники и предназначены для получения данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы анкеты относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Количество пунктов анкеты, как правило, не превышает 20, вопросы могут касаться прошлой работы, целей карьеры, жизненных ценностей, успешных и трудных рабочих ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, и способов поведения в этих ситуациях. Вопросы предполагают любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа. При заполнении анкет следует придерживаться следующих правил:

Приложение № 2. Пример сопроводительного письма………………….

При подготовке к занятию необходимо проанализировать предложения ЦЗН города и подшивки газет за последние 4-5 недель и выделить только необходимые по той или иной специальности/профессии.

проведения внеклассного мероприятия

в группе ЭЭПП-14/9

специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Цель: формирование стратегии карьерного роста по специальности.

расширение знаний о специальности и возможных видах деятельности;

формирование навыков выбора высшего учебного заведения;

характеристика основных этапов построения профессиональной карьеры, функциональных обязанностей.

Форма проведения: беседа с элементами практического занятия.

План проведения:

Вступительное слово классного руководителя.

Беседа со студентами:

Какая работа мне необходима?

Технологии поиска работы.

приложение № 1. Конспект беседы.

приложение № 2. Бланки для выполнения заданий.

газеты объявлений о вакансиях.

Приложение № 1.

Конспект беседы

«Кто никуда не плывет,

Уже совсем скоро вы закончите техникум, и перед каждым из вас встанет проблема поиска работы. Даже если вы решите получить высшее образование, эта проблема встанет перед вами после окончания вуза. Сегодня мы попытаемся разобраться, где и как искать работу, какие методы поиска являются наиболее эффективными.

Вопрос: С чего начать поиск работы? (Студенты предлагают свои варианты ответа) .

А начать необходимо с определения того, какая именно работа вам необходима.

Вопрос: А какая работа вам необходима? (Студенты предлагают свои варианты ответа)

Казалось бы, простой вопрос. В действительности же ответить на него не так просто. Работа – это очень общее понятие, которое необходимо максимально конкретизировать. Итак, первое задание.

Используя предложенные характеристики, определите, какая именно работа вам необходима. Распределите данные характеристики на две группы – важные и второстепенные в зависимости от степени их важности лично для вас.

Должность (несколько должностей).

Форма собственности предприятия/организации:

Возможности карьерного роста:

Удаленность места работы от места жительства:

(Студенты выполняют задание, обсуждаются его результаты)

Вот теперь вы более точно представляете, какую работу хотите найти. Осталось определиться с методом поиска.

Вопрос: Какие методы поиска работы вы знаете? (Студенты предлагают свои варианты ответа)

Рассмотрим наиболее распространенные способы поиска работы.

Рекрутинговые компании (агентства по подбору персонала)

Немало людей, имеющих опыт работы, обращается сегодня к посредничеству рекрутинговых компаний (кадровых агентств), а также агентств по трудоустройству. Коренное различие этих компаний состоит в том, что рекрутинговые компании за услуги по подбору персонала берут деньги с работодателя, а агентства по трудоустройству - с соискателя. Координаты этих фирм вы можете найти в специализированных изданиях и в Интернете.

Можно просто рассылать свое резюме в кадровые агентства, а можно отреагировать на конкретно объявленную вакансию (либо на сайте самой компании, либо в тех же специализированных изданиях). Такой способ поиска работы подходит тем людям, которые не являются инициаторами по натуре. Кадровые специалисты в большинстве случаев - профессионалы, поэтому их опыту и интуиции можно смело доверять.

Вакансии в специализированных изданиях

Сегодня существует несколько изданий, помогающих людям найти работу. Самые крупные и эффективные из них - "Работа для Вас", "Вакансия", "Профессия", "Работа и зарплата" и другие. Диапазон предложений, публикуемых в прессе, весьма широк - как в смысле рода деятельности, так и в плане оплаты труда.

Каждая газета или журнал по трудоустройству обычно имеет удобный рубрикатор, позволяющий выбрать интересующую вас сферу деятельности. Когда вы внимательно прочитаете предложения и выберете то, что вас устраивает, вам останется только позвонить по указанным телефонам и выслать резюме по факсу или электронной почте. Если вы заинтересуете работодателя или кадрового сотрудника, вам обязательно позвонят.

Публикация мини-резюме в специализированных изданиях

Чтобы сведения о вас узнали те, кто нужно, вам нужно будет подъехать в пункт приема объявлений, заплатить небольшую сумму и заполнить бланк мини-резюме. Постарайтесь заплатить сразу за несколько объявлений, чтобы предложения о работе поступали к вам в течение длительного периода времени, и у вас бы была возможность большего выбора.

Мини-резюме - довольно полезная вещь. Во-первых, отреагировавшие на публикацию работодатели выбирают именно вас, что уже приятно. Во-вторых, само написание краткого резюме помогает грамотно сформулировать и сконцентрировать наиболее емкую информацию о себе. И в третьих, вы сможете сами отследить конкуренцию в вашей сфере деятельности, проанализировав предложения других кандидатов.

Прямое обращение к работодателю

Если вы четко представляете себе, чем хотите заниматься, то этот способ тоже может стать весьма эффективным. В этом случае мы рекомендуем вам раздобыть координаты компаний, занимающихся деятельностью в интересующей вас сфере. Предварительно позвонив, и удостоверившись, что компания действительно расширяется или заинтересована в притоке свежих кадров, можете смело посылать резюме. Оно не останется без внимания, если вы выясните фамилию руководителя отдела персонала, и адресуете свое послание именно ему. Адресность - довольно интеллигентный ход.

Также потенциального работодателя можно встретить на многочисленных выставках, конференциях, презентациях. Личный, ни к чему не обязывающий разговор и вовремя врученная визитка могут буквально творить чудеса.

Поиск работы через Интернет

На сегодняшний день все больше и больше работодателей отдают предпочтение виртуальному способу поиска специалистов - быстрому и практически всегда бесплатному. Помимо того, что вы сами можете оставить свое резюме на любом сайте интересующей вас компании, кадрового агентства или сайте по трудоустройству (здесь все примерно так же, как и при размещении мини-резюме в печатных изданиях), всемирная паутина предложит вам огромное количество вакансий.

Чтобы всегда быть в курсе событий на рынке труда, можно пользоваться любой поисковой системой, где в пункте меню "Работа" вы найдете солидный список сайтов, на которых размещены вакансии.

Приложение № 2.

ПРИМЕР СОПРОВОДИТЕЛЬНОГО ПИСЬМА

101943, Светлозаводск,
ул. Светлозаводская, 13, кв. 49
30 августа 2005 г.

Г-ну Иванову Ивану Ивановичу,
Менеджеру по персоналу
Компании "Свет",
101948, Светлозаводск,
ул. Заводская, 5

Уважаемый г-н Иванов!

От вашего сотрудника, Васильева Василия Васильевича, узнал о том, что в вашей компании есть вакантная должность менеджера по маркетингу. Василий Васильевич в общих чертах ознакомил с тем, в чем заключается эта работа, в результате чего я пришел к выводу, что могу принести значительную пользу вашей компании, работая в этой должности.

В настоящее время являюсь менеджером по маркетингу корпорации XYZ . У меня прекрасные отношения с XYZ, но, учитывая свои профессиональные достижения и сильные стороны, считаю, что мои деловые качества больше соответствуют той атмосфере предпринимательского бизнеса, которая присуща компании "Свет".

Как будет видно из прилагаемого к этому письму резюме, широкий диапазон маркетинговых функций, которые я выполнял на протяжении всей своей карьеры, вполне соответствует сфере деятельности фирмы "Свет", осваивающей в последнее время 15 новых регионов. Кроме того, у меня имеется обширный опыт в следующих областях: совместная торгово-промышленная реклама, региональные продвижения продуктов, маркетинговые исследования рынка - т.е. в тех сферах деятельности, которые, как я предполагаю, были бы моими основными должностными обязанностями, если бы я был принят на работу в вашу компанию. Как может подтвердить Василий Васильевич, я чрезвычайно прилежный и преданный работник, хорошо адаптируюсь в любом коллективе.

Если у вас есть какие-то вопросы, связанные с любым аспектом моей трудовой биографии, можете обращаться ко мне в любое удобное для вас время. С удовольствием приму предложение встретиться с вами и рассказать несколько больше о том, какую пользу, по моему мнению, я мог бы принести вашей фирме.

Чрезвычайно признателен Вам за интерес и внимание, проявленные к моему письму. Надеюсь на ответ на мое предложение.

Читайте также: