Способ поразрядного нахождения результата деления 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.

Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.

Также можно купить бумажную версию книги здесь.

Поурочные разработки по математике, 4 класс, Афонина А.В., Ипатова Е.Е., 2011.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Способствовать развитию умений применять алгоритм сокращённой формы записи деления столбиком.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся применять сокращённую форму записи деления столбиком.

Метапредметные: (формирование универсальных учебных действий)

регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, работать по алгоритму;

познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов;

коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи.

Личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная .

Методы: словесный, наглядный, практический.

Математика 4 класс по программе ПНШ

Учебник, карточки с заданиями, тетрадь, компьютер.

Основные понятия и термины

Сокращенная форма записи деления столбиком

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы органи-зации взаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия )

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку

К- п ланируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация знаний.

Создаёт проблемную ситуацию.

1.Подумайте, что нужно сделать в этом задании.
426 * 70 = 356
65 * 4 = 260

7108 * 0 = 7108
714 * 7 = 102

2.Вспомним с вами письменный прием деления трехзначного числа на двузначное число. Предлагаю одному из вас объяснить, как выполнить деление: 587:28

Как решить другим способом?

3.Давайте откроем учебник стр.18 №44.

Чем отличаются записи? Почему вторую запись называют сокращенной? Чему равно второе промежуточное делимое? (Число 27.)

Какую цифру в неполном частном нужно писать на втором месте слева? ( Ц ифру 0.)

Сформулируйте тему урока? Цель урока?

7108 + 0 = 7108
714 :7 = 102

Один ученик выполняет деление столбиком у доски.

Предлагают свои варианты.

Учащиеся сравнивают две записи деления столбиком числа 587 на число 28.

Делают вывод, отвечают на вопросы.

Озвучивает тему, цель урока

П- п роводят анализ, сравнение, обобщение; строят речевые высказывания; подводят под понятия;

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

Озвучивает тему, цель урока

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

IV. Работа по теме урока.

1.Изучение нового материала .

2.Обобщение (решение тренировочных заданий)

Откройте тетради и оформите работу .

Задание 45 . Выберите и перепишите в тетрадь, только те примеры, которые можно решить сокращенным способом.

Задание 47. Пр едположите, сколько цифр будет в неполном частном при делении числа 962 на число 3? (Три цифры.) Выполните сокращённую запись деления столбиком.

Задание 48 . Учащиеся выполняют деление столбиком, используя ссокращённую запись,

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Прочитать текст, Выполнить деление столбиком, восстановив текст и узнать географические открытия.

Какие условия необходимы для того, чтобы выполнить это задание?

Записывают число, классная работа.

Взаимопроверка. Объясняют, почему так друг друга оценили.

1.Самая глубокая впадина в Тихом океане – Марианская. Её глубина _____________ метров.

33102 : 3 = __________ м

2.Самое глубокое озеро - Байкал. Его глубина ____________ метров.

8705 : 5 = _________ метров.

3.Самая высокая вершина - Эверест в Гималаях. Её высота _________ метров.

35 392 : 4 = _________ метров.

П- владеют способами выполнения заданий, базовыми предметными понятиями.

Р- понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; осуществляют поиск средств для решения учебной задачи; выполняют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни

Л - осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итак, ребята все настроились на начало урока? Отлично. А сейчас откройте тетради и подпишите число, классная работа.

(Дети подписывают число, классная работа).

Личностные: формирование положительного отношения к учебному труду.

Коммуникативные: умение слушать друг друга, вступать в учебный диалог.

Устный счёт.







6)


Ответ: 75 (Земляника)

Ответ: Альберт Эйнштейн

Ответ: 15000 + 75000 = 90000 (м 2)

Ответ: 5 * 3 = 15 ( м)

Познавательные:

совершенствовать вычислительные навыки;

Коммуникативные:

Высказывание своих мыслей с достаточной полнотой.

Познавательные:

Строить объяснение в устной форме.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Ребята, посмотрите на доску. Давайте попробуем решить эти примеры и найти лишний

-Известен ли нам способ решения данного примера?

-Такой способ называет поразрядным способом нахождения результата деления. А почему он так называется мы узнаем в процессе урока.

-Так какую же цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

-Ребята, а для того, чтобы узнать почему этот способ так называется, мы должны создать алгоритм решения данного примера.

Откройте учебник на странице 70. Найдите задание 229 и прочитайте его (один ученик читает).

-Давайте рассмотрим и попытаемся объяснить и прокомментировать каждое действие, записанное в решении этой задачи, а помогут нам в этом карточки на доске, которые мы должны расположить в правильном порядке

-Что сделали в 1 действии? А во втором? Что делали в последнем 3 действии?

(Работают с карточками у доски)

-У нас получился алгоритм решения примеров способом поразрядного нахождения результата. И я предлагаю вам решить один пример у доски, используя данный способ. Остальные три примера решите самостоятельно в тетради.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом, осуществите проверку.

Дети приходят к выводу что лишним примером является 46:2 т.к. они не знают ,каким способом его решать.

Один ученик читает).

Работа с карточками у доски:

1)4 дес. : 2 = 2 дес.- число десятков разделили на число 2 нацело;

2)6 : 2 =3 (шт.)- число единиц разделили на число 2 нацело;

3)2 дес. + 3 = 23 (шт)- выполнили сложение результатов деления в разряде десятков и в разряде единиц.

Работа с доской (карточками)

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

планировать учебные действия.

Построение проекта выхода из затруднения.

-Найдите в учебнике задание № 230.(стр 70) Давайте прочитаем задание

Используя решение предыдущей задачи выполни деление числа 96 на число 3 по действиям. Для этого разложи делимое на разрядные слагаемые. Затем раздели число десятков делимого на 3 нацело. Потом раздели количество единиц делимого на число 3. Полученные значения частных сложи.

-Попробуем решить эту задачу у доски, используя решение предыдущей задачи. Итак, с чего мы начнем?

-Во втором действии, что мы должны разделить?

-Что теперь мы должны сложить?

- Какой же способ мы использовали, чтобы решить это задание?

-Давайте проверим. Правильно ли мы выполнили этот номер. Молодец, все правильно. Садись.

(Один ученик читает)

Работа у доски и в тетрадях.

Следующее, что мы должны сделать- это разделить количество единиц делимого на число 3 (Пауза) Записывает на доске: 6 : 3 = 2

Сложим полученные значения частных (Пауза) Записывает на доске: 3 дес. + 2 = 32

Самопроверка с доски.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Регулятивные: осуществлять контроль и самоконтроль, развитие внимания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создание условий для усвоения учащимися математического понятия алгоритм деления столбиком и применения его для решения.

Урок математики в 4 классе

Тема: Алгоритм деления столбиком

Создание условий для усвоения учащимися математического понятия алгоритм деления столбиком и применения его для решения;

- учить анализировать запись деления четырехзначного числа на двузначное столбиком;

- формировать умение формулировать алгоритм деления столбиком, отвечая на вопросы;

- развивать математическую речь учащихся,

- Формировать соответствующие УУД

Личностные УУД:- способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:- умение определить и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение; выбирать для выполнения посильные задания.

Коммуникативные УУД:- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать, понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения при работе в парах и следовать им.

Познавательные УУД:-выполнять действия по заданному алгоритму; строить логическую цепь рассуждений; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Прогнозируемые результаты:

Знание алгоритма письменного деления.

умение делить многозначные числа на двузначные письменным способом.

умение ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

умение слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение определять успешность учебной деятельности

Оборудование: проектор, презентация, учебник, таблицы для рефлексии, пошаговый алгоритм в конверте.

1этап. Этап организации направленного внимания на начало учебного занятия

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока.

- Для успешной работы на уроке нам необходимы следующее: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Если все необходимое на парте, садитесь

Ученики проверяют необходимое на уроке оборудование, если все в наличии садятся, если нет достают все необходимое

2 этап. Этап целеполагания

Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся

Чтобы раскрыть название темы урока необходимо разгадать ребус. Он зашифрован в следующем задании:

- Запишите остаток от деления данных чисел в тетрадь: слайд1

70 : 8 47: 5 18 : 7 82 : 9 45 : 6 37 : 8 7 : 14 35 : 9

6 2 4 1 3 5 7 8

- Цифре 6 - И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.

- Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось? (алгоритм)

- Что значит слово алгоритм?

- С какими алгоритмами мы уже знакомы? (письменного сложения, вычитания, умножения столбиком)

- С каким алгоритмом мы еще не знакомы? Назовите тему нашего урока.

( Алгоритм письменного деления ) слайд 2

Кто сформулирует цель нашего урока? Используйте для этого слова: составление, знакомство, применение, решение слайд 3

Итак, цель урока: составление алгоритм деления столбиком и применение его для решения

3 этап. Этап актуализации знаний

Цель этапа: повторить понятие, правило, алгоритм и способ использования алгоритма

Открыли учебники записали число, тему слайд 4 и выключить

Работа по учебнику

З а д а н и е 38. Не забудьте, что обозначает условное обозначение. (не торопись с ответом, подумай) Учащиеся выполняют деление столбиком.

– Как определить первое промежуточное делимое? (выделить дугой первые две цифры в записи делимого и рассмотреть соответствующее двузначное число)

Как с его помощью определить число цифр в записи неполного частного? (Так как первое промежуточное делимое выражает число сотен25 сотен, то запись неполного частного будет состоять из трех цифр;)

Как найти первую цифру в записи неполного частного? (Нужно найти результат деления первого промежуточного делимого 25 на делитель 5 и записать соответствующую этому результату цифру 5 в старший разряд искомого неполного частного.)

– Нужно ли записывать остаток, если он промежуточный и равен 0? (Нет.)

Как получается следующее промежуточное делимое? (запись следующего промежуточного делимого получается с помощью приписывания к записи остатка цифры следующей за первым промежуточным делимым )

Как найти следующую цифру в записи неполного частного? (следующую цифру в записи неполного частного определяет результат деления второго промежуточного делимого на делитель

Какую цифру нужно писать в неполном частном, если промежуточное делимое меньше делителя?(Цифру 0.)

– Когда нужно заканчивать процесс деления? (деление нужно заканчивать тогда, когда будет выполнен деление последнего промежуточного делимого)

Какое число следует считать окончательным остатком деления? (остаток, который получается при делении последнего промежуточного делимого на делитель, и будет окончательным остатком деления)

4 этап. Этап объяснения

Цель этапа: сформировать понятие (алгоритм деления столбиком), обучение УУД (выполнять действия по заданному алгоритму; строить логическую цепь рассуждений;)

З а д а н и е 39 учащиеся переписывают запись деления столбиком в тетрадь

Этап физической разрядки

Цель этапа: смена вида деятельности

Физминутка Если число, которое я назову, является значением произведения таблицы умножения,то руки вверх поднимают девочки ,если же нет –то мальчики. 64 , 33, 24, 18, 53, 82, 16, 48, 56, 67.

З а д а н и е 40. Учащиеся объясняют деление с остатком в столбик, отвечая на вопросы, система вопросов аналогична системе вопросов из №38, но только теперь речь пойдет о случае деления с остатком столбиком на двузначное число, при этом соответствующая запись деления уже перенесена детьми в готом виде в тетрадь, таким образом учащиеся самостоятельно составляют алгоритм деления столбиком, работа направлена на среднего ученика

- выделить дугой первые две цифры в записи делимого и рассмотреть соответствующее двузначное число

- Так как первое промежуточное делимое выражает число сотен 35 сотен, то запись неполного частного будет состоять из трех цифр;

- Нужно найти результат деления первого промежуточного делимого 35 на делитель 17 и записать соответствующую этому результату цифру 2 в старший разряд искомого неполного частного.

- Запись следующего промежуточного делимого получается с помощью приписывания к записи остатка цифры следующей за первым промежуточным делимым, если остаток равен 0, то записывают только соответствующую цифру делимого

- Запись следующего промежуточного делимого получается с помощью приписывания к записи остатка цифры следующей за первым промежуточным делимым

- Если промежуточное делимое меньше делителя, то в неполном частном на соответствующем месте нужно писать цифру 0.

- Деление нужно заканчивать тогда, когда будет выполнен деление последнего промежуточного делимого

- Остаток, который получается при делении последнего промежуточного делимого на делитель, и будет окончательным остатком деления

5 этап. Этап применения и первичного закрепления теоритических положений в условиях выполнения упражнений и задач

Цель этапа: сформировать учебные действия по использованию алгоритма деления столбиком, продолжить формирование УУД по работе со словарем учебника

З а д а н и е 41. Что обозначает это условное обозначение (проверь правильность выполнения задания), что обозначает звездочка (посмотри в словарь)

Работаем в паре у одного открыто задание 41, у другого алгоритм. Один в паре читает вопрос, другой отвечает на него. В алгоритме записано как необходимо действовать, ваша задача ещё составить пошаговый план, что необходимо делать. Необходимые предложения вы найдете в конверте.

Правильно записать пример деления в столбик

Найти первое промежуточное делимое и определить количество цифр в неполном частном

Найти результат деления и правильно записать цифру в неполном частном и остаток (если остаток равен 0, то его не записывать)

Найти второе промежуточное делимое.

Найти результат деления и правильно записать цифру в неполном частном и остаток (если остаток равен 0, то его не записывать)

Действия из пунктов 4) и 5) повторит пока не будут использованы все цифры делимого.)

– Как нужно записать делимое и делитель? (Сначала записывают делимое, после этого справа от делимого ставят ├ (знак деления столбиком), в котором в верхней части записывают делитель, а нижнюю часть оставляют для записи искомого результата.)

– Как найти первое промежуточное делимое? (Отделяя последовательно цифры в записи делимого, находят первое промежуточное делимое и отмечают его в записи делимого с помощью дуги.)

– С помощью какого знака можно показать, какое число будет первым промежуточным делимым?

– Где записывается полученный результат первого промежуточного деления и как вычисляется остаток этого случая деления? (Находят результат деления с остатком первого промежуточного делимого на делитель и записывают полученное число в старший разряд искомого результата. После этого умножают полученный результат на делитель и записывают результат этого умножения под первым промежуточным делимым столбиком. Выполняют вычитание столбиком с целью получения остатка первого промежуточного деления.)

– Нужно ли записывать промежуточный остаток, если он равен 0? (Если остаток равен 0, то его не записывают.)

– Как получить второе промежуточное делимое и где оно записывается? (Запись второго промежуточного делимого получают с помощью приписывания к записи полученного ранее остатка цифры, которая в записи исходного делимого находится в старшем из неиспользуемых пока разрядов.)

– Где записывается полученный результат второго промежуточного деления и как вычисляется остаток этого случая деления?

– Если вычисленный остаток равен 0, то в каком случае его не нужно записывать? Можно ли утверждать, что все последующие случаи промежуточного деления повторяют процедуру второго случая промежуточного деления? Когда следует заканчивать процесс деления? (До тех пор пока в построении промежуточных делимых не будут использованы все цифры записи исходного делимого.)

– Где будет записано окончательное неполное делимое и окончательный остаток? Проверка на слайде алгоритма

6 этап. Этап формирование УУД

Цель этапа: закрепить, повторить, продолжить формирование УУД

Решение примеров записанных на доске 21 553 : 7; 53 132 :14по алгоритму

Для этого вы распределитесь в паре один в паре консультирует, другой записывает решение.

У кого возникают вопросы просят помощи (поднятая рука), оказывает индивидуальную помощь, через 2-3 минуты выполнившие решение проверяет учитель и просит помочь одноклассникам, которые работают медленнее других

7 этап. Этап контроля результатов деятельности учащихся или хода усвоения нового материала

Цель этапа: проконтролировать умение учеников использовать математические термины, алгоритм деления столбиком при решении примеров, ответах на вопросы

Учитель контролирует ответы детей, при решении примеров в течении всего урока

8 этап. Этап рефлексии

Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности

-Какую цель мы поставили в начале нашего урока?

- Достигли мы цели урока? ( познакомились с алгоритмом деления столбиком, учились его применять при решении примеров.)

- А теперь каждый оценит себя – достиг ли он цели урока - насколько хорошо вы усвоили алгоритм деления столбиком. Оценивайте свои умения по этапам.

Умею находить первое промежуточное делимое и определить количество цифр в неполном частном

Умею находить результат деления и правильно записать цифру в неполном частном и остаток (если остаток равен 0, то его не записывать)

Умею находить второе промежуточное делимое.

Умею находить результат деления и правильно записать цифру в неполном частном и остаток (если остаток равен 0, то его не записывать)

Читайте также: