Специфика изображений в полиграфии конспект
Обновлено: 05.07.2024
Тип урока: Интегрированный урок получения новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся со спецификой книжной графики
Познакомить учащихся с работами выдающихся художников-графиков
Развивать умение находить и обрабатывать необходимую информацию.
Развивать интерес к предмету.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать умение работать сообща, взаимопонимание, чувство локтя, ответственность.
Оборудование и материалы: ПК, слайд-презентация, книги различных типов изданий, индивидуальные таблицы для заполнения, таблица книжных форматов.
1. Организационный момент 2 мин.
2. Введение в тему урока и постановка задачи 5 мин.
3. Самостоятельная работа по группам 15 мин.
4. Проверка выполнения задания. 5 мин
5. Динамическая пауза 1 мин
6. Презентация о художниках-графиках 5 мин.
8. Актуализация знаний 5 мин.
9. Домашнее задание 2 мин.
1. Здравствуйте, ребята. Проверим вашу готовность к уроку: тетради, ручки, дневники. Вы разделены по группам, для успешной работы я назначу главных группы: ….
2. Скажите, пожалуйста, кто из вас сейчас читает какую-либо художественную литературу?
Если в тексте встречаются иллюстрации, вы останавливаетесь и рассматриваете их или они вам мешают?
Всегда ли возникший в вашем воображении образ героя или происходящего события созвучен с иллюстрацией в книге?
И так, тема нашего урока специфика изображений в полиграфии. Запишите тему в тетради.
Слайд 1
Нас с вами сегодня интересует особенности книжной графики.
Книга – синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий. Назовите их. (писатели, редакторы, дизайнеры, художники).
Слайд 3. Основные задачи книжной графики: оформление и иллюстрирование книги.
Оформление книги - ее декоративный наряд, украшение, рисованные шрифтовые элементы, обложка, титульный лист, и пр.
Иллюстрирование книги - образное раскрытие литературного текста при помощи рисунков.
В зависимости от цели, которую преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: научно-познавательные и художественно-образные.
Слайд 4 В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.
Существуют различные виды литературы и различные типы книг: детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству, энциклопедия и т.д. В зависимости от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, и какие цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, характер оформления и иллюстрирования.
Сейчас вам самостоятельно предстоит с помощью опорной таблицы выяснить, в чём же специфика оформления книг предназначенных для разного круга читателей. Познакомьтесь с графами таблицы. Всё ли вам в ней понятно? Вам в помощь небольшая информация о стандартах формата книги, то есть ее размера. И ещё, обратите внимание, что на титульных листах, сзади и впереди, обычно печатают тираж книги и если это детская литература – возраст читателей. Приступайте к выполнению задания.
3. Самостоятельная работа по группам, по 5 минут на каждый тип книг.
4. Проверка выполнения задания.
5. Сейчас встаньте, пожалуйста, мы немного разомнёмся.
Исходное положение стоя - потянулись вверх, опустились, ещё раз.
Садитесь. Продолжаем работу.
6. История книги теснейшим образом связана с историей изобразительного искусства и графики, в частности художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг.Слайд 5 Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков.
Создание иллюстраций к художественному произведению - дело сложное и деликатное. Художнику иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа.
Слайд 8
Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России наряду с В. Фаворским были Э. Лисицкий, В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин, И. Билибин и др.
Скажите, пожалуйста, только ли иллюстрацией можно усилить впечатление при прочтении литературного произведения? Какие ещё искусства помогают нашему восприятию?
Слайд 9
7. Чтение под музыку. Слайд 10
8. Мы с вами сегодня говорили о специфике изображений в полиграфии. Скажите, пожалуйста, что нужно художнику, который собирается иллюстрировать роман, рассказывающий о событиях Древней Руси или 17- 18 веков?
Сейчас много спорят, что лучше: прочесть хорошую книгу или посмотреть фильм, созданный на её основе. Каково ваше мнение?
Как вы думаете, какие психические процессы работают при просмотре фильма, а какие при чтении книги?
Что полезнее для вашего развития?
9. Наш урок закончен. Запишите домашнее задание. Слайд 11
Разработать идею и выполнить виртуальный макет сборника стихов, или любимого художественного произведения, или детской сказки.
Конспект урока по теме "Специфика изображений в полиграфии" знакомит учащихся с особенностями книжной графики, с работами выдающихся художников-оформителей; содержит творческую работу, которая сделает урок насыщеннее и интереснее.
Специфика изображений в полиграфии
Цели и задачи: познакомить учащихся со спецификой книжной графики; познакомить учащихся с работами выдающихся художников-графиков; развивать умение находить и обрабатывать необходимую информацию; развивать интерес к предмету.
1. Организационный момент.
2. Беседа. Целеполагание.
Скажите, пожалуйста, кто из вас сейчас читает какую-либо художественную литературу?
Если в тексте встречаются иллюстрации, вы останавливаетесь и рассматриваете их или они вам мешают?
Всегда ли возникший в вашем воображении образ героя или происходящего события созвучен с иллюстрацией в книге?
И так, тема нашего урока специфика изображений в полиграфии. Запишите тему в тетради.
3. Работа по теме урока (лекция-беседа с показом презентации)
Нас с вами сегодня интересует особенности книжной графики.
Книга – синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий. Назовите их. (писатели, редакторы, дизайнеры, художники).
Слайд 3. Основные задачи книжной графики: оформление и иллюстрирование книги.
Оформление книги - ее декоративный наряд, украшение, рисованные шрифтовые элементы, обложка, титульный лист, и пр.
Иллюстрирование книги - образное раскрытие литературного текста при помощи рисунков.
В зависимости от цели, которую преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: научно-познавательные и художественно-образные.
Слайд 4 В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.
Существуют различные виды литературы и различные типы книг: детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству, энциклопедия и т.д. В зависимости от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, и какие цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, характер оформления и иллюстрирования.
Слайд 5 История книги теснейшим образом связана с историей изобразительного искусства и графики, в частности художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков.
Создание иллюстраций к художественному произведению - дело сложное и деликатное. Художнику иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа.
Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России наряду с В. Фаворским были В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин, И. Билибин и др.
Скажите, пожалуйста, только ли иллюстрацией можно усилить впечатление при прочтении литературного произведения? Какие ещё искусства помогают нашему восприятию?
Слайд 11
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Мы с вами сегодня говорили о специфике изображений в полиграфии. Скажите, пожалуйста, что нужно художнику, который собирается иллюстрировать роман, рассказывающий о событиях Древней Руси или 17- 18 веков?
Сейчас много спорят, что лучше: прочесть хорошую книгу или посмотреть фильм, созданный на её основе. Каково ваше мнение?
Как вы думаете, какие психические процессы работают при просмотре фильма, а какие при чтении книги?
Что полезнее для вашего развития?
6. Домашнее задание.
Разработать идею и выполнить виртуальный макет сборника стихов, или любимого художественного произведения, или детской сказки.
Работа о том,как ученик в техническом редакторе создал обложку для своего любимого предмета информатики..
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_izobrazheniy_v_poligrafii.docx | 139.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Ученик 8 класса
4.Что такое иллюстрация?
6.Иллюстрации в музыке.
2.Выполнить фрагмент макета учебника по любимому предмету.
1. Раскрывать специфику иллюстрации и её особенности как универсального способа общения.
2. Разработать художественную идею и замысел проекта.
Полиграфи́я ( от поли. и . графия ) — это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции: книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.
В отличие от др. способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию. Под П. понимают также отрасль промышленности — полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию (книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и т.п.). П., или полиграфическая промышленность, является материально-технической базой издательского дела .
Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. Её технической основой является изобретённое около 1440 И. Гутенбергом книгопечатание . Уже в 16 в. П. приобрела характер развитой мануфактуры. В 19 в. с изобретением печатной машины в П. происходит промышленная революция, ознаменованная созданием полиграфического машиностроения . В середине 20 в. в ходе научно-технической революции П. развивается по следующим направлениям: переход к электронным способам изготовления печатных форм для всех способов печати, широкое применение ролевой офсетной печати на высокоскоростных машинах, создание автоматических поточных линий в отделочных цехах, комплексная механизация и автоматизация всего производства, использование фототелеграфной техники для передачи газетных полос (см. Газетное производство ) .
Технология П. содержит 3 основные группы производственных процессов: формные, печатные (собственно полиграфические) и отделочные. Формные процессы направлены на изготовление печатной формы — приспособления или устройства, формирующего красочный слой в соответствии с конфигурацией изобразительных элементов оригинала. Задача печатных процессов — получение множественных печатных оттисков, воспроизводящих оригинал. Отделочные процессы завершают изготовление печатной продукции.
Что такое иллюстрация?
В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии . Такие изображения носят название иллюстраций . Слово это происходит от латинского “illustratio” — освещение , наглядное изображение . Их назначение — помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным содержание любого произведения – литературного, научного, и всякого другого.
Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение — “осветить” , “сделать наглядным” то, о чем рассказывается в книге, — события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.
Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры , в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными — фреска , станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге .
Книжная графика.
Книга — синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, редакторы, дизайнеры, художники.
Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор компонентов ее оформления, изготовление макета, иллюстраций.
Специфика оформления книги зависит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плотной бумаге , содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной литературе главное — содержание, поэтому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-белые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.
Иллюстрации, зримо представляющие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие литературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читателю в осознании замысла автора.
Создание иллюстраций к художественному произведению — дело сложное и деликатное. Художнику-иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру , необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа. Неразрывная его целостность и остается в сознании читателя.
Художник ищет присущий каждому из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мятежной поэзии М. Лермонтова .
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой. . .
Есть такие литературные произведения, которые иллюстрировались множество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.
Иллюстрации в музыке.
Лекции
Лабораторные
Справочники
Эссе
Вопросы
Стандарты
Программы
Дипломные
Курсовые
Помогалки
Графические
Доступные файлы (1):
n1.doc
МБОУ ‘’Лицей имени С.Н. Булгакова’’ г.Ливны
Тема урока: «СПЕЦИФИКА
Искусство, 9 класс
Учитель ИЗО, МХК
высшей квалификационной категории:
Тарасова Нина Алексеевна
Тема раздела: Дар созидания. Практическая функция искусства.
Тема урока: Специфика изображений в полиграфии.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид: урок-исследование.
Форма урока: экскурсия.
Цель: знакомство учащихся с основами полиграфического искусства, основами печатных процессов.
познакомить учащихся с основными терминами полиграфии;
ознакомить учеников с основными принципами и видами современной печати;
показать универсальность технологий печати при создании различных видов печатной продукции: книги, журналы, календари, визитные карточки, плакаты…;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
научить учащихся понимать особенности художественного оформления различных видов полиграфической продукции;
развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.
Художественный материал:
Иллюстрации и плакаты:
Организационный момент
Вхождение в урок
Вспомните, пожалуйста, с какими разновидностями полиграфической продукции мы с вами встречаемся ежедневно.
Для того, чтобы более полно ответить на этот вопрос сначала мы с вами должны дать определение полиграфии. (слайд 1)
Высо́кая печа́ть в полиграфии— способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше пробельных . Исторически этот способ, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования изображений. Краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. При соприкосновении с бумагой, для полного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин для этой цели использовали пресс. Для воспроизведения текста и штриховых изображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную форму даже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одном уровне. На них легко нанести краску тампоном или валиком, положить бумагу и прижать ее для перехода краски
В изобразительном искусстве данная концепция реализована в линогравюре , гравюре на дереве ( ксилография ) и т. п.
Простота печатного процесса, легкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способ печати доминирующим. Четкие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисков высокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати. Однако в высокой печати использовали долгое время тяжелые наборные металлические печатные формы из гартового сплава, содержащий вредный для здоровья и экологически опасный свинец . (слайд 5)
Пло́ская печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами.
В полиграфической промышленности на базе данного принципа функционирует большинство машин офсетной печати . (слайд 7)
Офсетная печать , это вид промышленной печати, которая выполняется при помощи специальных фотоформ и офсетных валов. Этот вид печати позволяет выполнять работы большими тиражами на форматах бумаги до А0. Существует также офсетная ролевая печать, которая наносит изображение на носитель, разматывая его с большого роля и нарезая в процессе. Офсетная печать, безусловно выигрывает по цене изделия по сравнению с так называемой цифровой печатью, и если Ваши тиражи насчитывают более 1000 экземпляров, то Вам необходимо размещать свои заказы в типографиях , обладающих таким оборудованием. В изобразительном искусстве данная концепция реализована в литографии . (Гравюра на камне). (слайд 8)
Издавна печатная графика теснейшим образом была связана с литературой. Древние летописи иллюстрировались миниатюрами - документальными свидетельствами истории. Это были первые уникальные (существующие в единственном экземпляре) иллюстрации. С развитием печатной графики - гравюры книжная графика получает широкое распространение. Литературное произведение, воплощенное в образе книги, нередко сопоставляют с произведением архитектуры: в книге оно обретает долговечность; книга объединяет в себе разные виды искусства, подчиненные литературному образу - его содержанию и форме выражения. Оформленные художниками книги порой помогают нам глубже понять писателя, его замысел, его эпоху, исторические подробности жизни героев. В качестве примера можно рассмотреть иллюстрации созданные В.А.Фаворским. (слайд 9)
(слайд 11) (слайд 12) (слайд 13)
Технический прогресс рождает всё новые и новые технологии и материалы, способствующие развитию полиграфии. С каждым годом мы наблюдаем не только улучшение качества печатной продукции (газет, журналов…), но и появление новых видов печати, например ароматической (используется в глянцевых журналах и каталогах парфюмерной продукции), или скажем, стремительное развитие цифровой печати, благодаря чему появились и стали доступнее такие виды коммерческой графики как автомобильная, (слайд 14) напольная (слайд 15) и асфальтная. (слайд 16).
Обобщение и закрепление материала
Мы с вами совершили экскурсию в мир полиграфии. Давайте вспомним о каких способах печати мы говорили сегодня? Что общего у всех способов печати? А что ещё из из мира полиграфии окружает нас ежедневно?
Вниманию учащихся предлагаются слайды с различной полиграфической продукцией. (слайд 17) (слайд 18) (слайд 19)
Звучит музыкальная композиция Pink Floyd ‘Money’.
Домашнее задание: самостоятельно изучить информацию о послепечатной обработке (вырубка, тиснение, ламинирование, фольгирование, лакировка..). Самостоятельно найти образец печатной продукции и постараться определить способ печати, используемый при его изготовлении и технологии послепечатной обработки.
Читайте также: