Специфика изображений в полиграфии конспект

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Интегрированный урок получения новых знаний.

Цель: Познакомить учащихся со спецификой книжной графики

Познакомить учащихся с работами выдающихся художников-графиков

Развивать умение находить и обрабатывать необходимую информацию.

Развивать интерес к предмету.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать умение работать сообща, взаимопонимание, чувство локтя, ответственность.

Оборудование и материалы: ПК, слайд-презентация, книги различных типов изданий, индивидуальные таблицы для заполнения, таблица книжных форматов.

1. Организационный момент 2 мин.

2. Введение в тему урока и постановка задачи 5 мин.

3. Самостоятельная работа по группам 15 мин.

4. Проверка выполнения задания. 5 мин

5. Динамическая пауза 1 мин

6. Презентация о художниках-графиках 5 мин.

8. Актуализация знаний 5 мин.

9. Домашнее задание 2 мин.

1. Здравствуйте, ребята. Проверим вашу готовность к уроку: тетради, ручки, дневники. Вы разделены по группам, для успешной работы я назначу главных группы: ….

2. Скажите, пожалуйста, кто из вас сейчас читает какую-либо художественную литературу?

Если в тексте встречаются иллюстрации, вы останавливаетесь и рассматриваете их или они вам мешают?

Всегда ли возникший в вашем воображении образ героя или происходящего события созвучен с иллюстрацией в книге?

И так, тема нашего урока специфика изображений в полиграфии. Запишите тему в тетради.

Слайд 1

Нас с вами сегодня интересует особенности книжной графики.

Книга – синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий. Назовите их. (писатели, редакторы, дизайнеры, художники).

Слайд 3. Основные задачи книжной графики: оформление и иллюстрирование книги.

Оформление книги - ее декоративный наряд, украшение, рисованные шрифтовые элементы, обложка, титульный лист, и пр.

Иллюстрирование книги - образное раскрытие литературного текста при помощи рисунков.

В зависимости от цели, которую преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: научно-познавательные и художественно-образные.

Слайд 4 В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

Существуют различные виды литературы и различные типы книг: детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству, энциклопедия и т.д. В зависимости от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, и какие цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, характер оформления и иллюстрирования.

Сейчас вам самостоятельно предстоит с помощью опорной таблицы выяснить, в чём же специфика оформления книг предназначенных для разного круга читателей. Познакомьтесь с графами таблицы. Всё ли вам в ней понятно? Вам в помощь небольшая информация о стандартах формата книги, то есть ее размера. И ещё, обратите внимание, что на титульных листах, сзади и впереди, обычно печатают тираж книги и если это детская литература – возраст читателей. Приступайте к выполнению задания.

3. Самостоятельная работа по группам, по 5 минут на каждый тип книг.

4. Проверка выполнения задания.

5. Сейчас встаньте, пожалуйста, мы немного разомнёмся.

Исходное положение стоя - потянулись вверх, опустились, ещё раз.

Садитесь. Продолжаем работу.

6. История книги теснейшим образом связана с историей изобразительного искусства и графики, в частности художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг.Слайд 5 Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков.

Создание иллюстраций к художественному произведению - дело сложное и деликатное. Художнику иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа.

Слайд 8

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России наряду с В. Фаворским были Э. Лисицкий, В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин, И. Билибин и др.

Скажите, пожалуйста, только ли иллюстрацией можно усилить впечатление при прочтении литературного произведения? Какие ещё искусства помогают нашему восприятию?

Слайд 9

7. Чтение под музыку. Слайд 10

8. Мы с вами сегодня говорили о специфике изображений в полиграфии. Скажите, пожалуйста, что нужно художнику, который собирается иллюстрировать роман, рассказывающий о событиях Древней Руси или 17- 18 веков?

Сейчас много спорят, что лучше: прочесть хорошую книгу или посмотреть фильм, созданный на её основе. Каково ваше мнение?

Как вы думаете, какие психические процессы работают при просмотре фильма, а какие при чтении книги?

Что полезнее для вашего развития?

9. Наш урок закончен. Запишите домашнее задание. Слайд 11

Разработать идею и выполнить виртуальный макет сборника стихов, или любимого художественного произведения, или детской сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Специфика изображений в полиграфии" знакомит учащихся с особенностями книжной графики, с работами выдающихся художников-оформителей; содержит творческую работу, которая сделает урок насыщеннее и интереснее.

Специфика изображений в полиграфии

Цели и задачи: познакомить учащихся со спецификой книжной графики; познакомить учащихся с работами выдающихся художников-графиков; развивать умение находить и обрабатывать необходимую информацию; развивать интерес к предмету.

1. Организационный момент.

2. Беседа. Целеполагание.

Скажите, пожалуйста, кто из вас сейчас читает какую-либо художественную литературу?

Если в тексте встречаются иллюстрации, вы останавливаетесь и рассматриваете их или они вам мешают?

Всегда ли возникший в вашем воображении образ героя или происходящего события созвучен с иллюстрацией в книге?

И так, тема нашего урока специфика изображений в полиграфии. Запишите тему в тетради.

3. Работа по теме урока (лекция-беседа с показом презентации)

Нас с вами сегодня интересует особенности книжной графики.

Книга – синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий. Назовите их. (писатели, редакторы, дизайнеры, художники).

Слайд 3. Основные задачи книжной графики: оформление и иллюстрирование книги.

Оформление книги - ее декоративный наряд, украшение, рисованные шрифтовые элементы, обложка, титульный лист, и пр.

Иллюстрирование книги - образное раскрытие литературного текста при помощи рисунков.

В зависимости от цели, которую преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: научно-познавательные и художественно-образные.

Слайд 4 В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

Существуют различные виды литературы и различные типы книг: детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству, энциклопедия и т.д. В зависимости от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, и какие цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, характер оформления и иллюстрирования.

Слайд 5 История книги теснейшим образом связана с историей изобразительного искусства и графики, в частности художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков.

Создание иллюстраций к художественному произведению - дело сложное и деликатное. Художнику иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России наряду с В. Фаворским были В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин, И. Билибин и др.

Скажите, пожалуйста, только ли иллюстрацией можно усилить впечатление при прочтении литературного произведения? Какие ещё искусства помогают нашему восприятию?

Слайд 11

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Мы с вами сегодня говорили о специфике изображений в полиграфии. Скажите, пожалуйста, что нужно художнику, который собирается иллюстрировать роман, рассказывающий о событиях Древней Руси или 17- 18 веков?

Сейчас много спорят, что лучше: прочесть хорошую книгу или посмотреть фильм, созданный на её основе. Каково ваше мнение?

Как вы думаете, какие психические процессы работают при просмотре фильма, а какие при чтении книги?

Что полезнее для вашего развития?

6. Домашнее задание.

Разработать идею и выполнить виртуальный макет сборника стихов, или любимого художественного произведения, или детской сказки.

Копылова Лариса Михайловна

Работа о том,как ученик в техническом редакторе создал обложку для своего любимого предмета информатики..

ВложениеРазмер
spetsifika_izobrazheniy_v_poligrafii.docx 139.78 КБ

Предварительный просмотр:

Ученик 8 класса

4.Что такое иллюстрация?

6.Иллюстрации в музыке.

2.Выполнить фрагмент макета учебника по любимому предмету.

1. Раскрывать специфику иллюстрации и её особенности как универсального способа общения.

2. Разработать художественную идею и замысел проекта.

Полиграфи́я ( от поли. и . графия ) — это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции: книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.

В отличие от др. способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию. Под П. понимают также отрасль промышленности — полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию (книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и т.п.). П., или полиграфическая промышленность, является материально-технической базой издательского дела .

Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. Её технической основой является изобретённое около 1440 И. Гутенбергом книгопечатание . Уже в 16 в. П. приобрела характер развитой мануфактуры. В 19 в. с изобретением печатной машины в П. происходит промышленная революция, ознаменованная созданием полиграфического машиностроения . В середине 20 в. в ходе научно-технической революции П. развивается по следующим направлениям: переход к электронным способам изготовления печатных форм для всех способов печати, широкое применение ролевой офсетной печати на высокоскоростных машинах, создание автоматических поточных линий в отделочных цехах, комплексная механизация и автоматизация всего производства, использование фототелеграфной техники для передачи газетных полос (см. Газетное производство ) .

Технология П. содержит 3 основные группы производственных процессов: формные, печатные (собственно полиграфические) и отделочные. Формные процессы направлены на изготовление печатной формы — приспособления или устройства, формирующего красочный слой в соответствии с конфигурацией изобразительных элементов оригинала. Задача печатных процессов — получение множественных печатных оттисков, воспроизводящих оригинал. Отделочные процессы завершают изготовление печатной продукции.


Что такое иллюстрация?

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии . Такие изображения носят название иллюстраций . Слово это происходит от латинского “illustratio” — освещение , наглядное изображение . Их назначение — помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным содержание любого произведения – литературного, научного, и всякого другого.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение — “осветить” , “сделать наглядным” то, о чем рассказывается в книге, — события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.

Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры , в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными — фреска , станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге .

Книжная графика.
Книга — синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, редакторы, дизайнеры, художники.

Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор компонентов ее оформления, изготовление макета, иллюстраций.

Специфика оформления книги зависит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плотной бумаге , содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной литературе главное — содержание, поэтому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-белые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.

Иллюстрации, зримо представляющие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие литературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читателю в осознании замысла автора.

Создание иллюстраций к художественному произведению — дело сложное и деликатное. Художнику-иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру , необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа. Неразрывная его целостность и остается в сознании читателя.

Художник ищет присущий каждому из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мятежной поэзии М. Лермонтова .

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой. . .

Есть такие литературные произведения, которые иллюстрировались множество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.

Иллюстрации в музыке.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

n1.doc

МБОУ ‘’Лицей имени С.Н. Булгакова’’ г.Ливны

Тема урока: «СПЕЦИФИКА

Искусство, 9 класс

Учитель ИЗО, МХК

высшей квалификационной категории:

Тарасова Нина Алексеевна

Тема раздела: Дар созидания. Практическая функция искусства.

Тема урока: Специфика изображений в полиграфии.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок-исследование.

Форма урока: экскурсия.
Цель: знакомство учащихся с основами полиграфического искусства, основами печатных процессов.


  • познакомить учащихся с основными терминами полиграфии;

  • ознакомить учеников с основными принципами и видами современной печати;

  • показать универсальность технологий печати при создании различных видов печатной продукции: книги, журналы, календари, визитные карточки, плакаты…;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • научить учащихся понимать особенности художественного оформления различных видов полиграфической продукции;

  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.

Художественный материал:

Иллюстрации и плакаты:


  1. Организационный момент

  2. Вхождение в урок

Вспомните, пожалуйста, с какими разновидностями полиграфической продукции мы с вами встречаемся ежедневно.

Для того, чтобы более полно ответить на этот вопрос сначала мы с вами должны дать определение полиграфии. (слайд 1)

Высо́кая печа́ть в полиграфии— способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше пробельных . Исторически этот способ, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования изображений. Краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. При соприкосновении с бумагой, для полного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин для этой цели использовали пресс. Для воспроизведения текста и штриховых изображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную форму даже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одном уровне. На них легко нанести краску тампоном или валиком, положить бумагу и прижать ее для перехода краски

В изобразительном искусстве данная концепция реализована в линогравюре , гравюре на дереве ( ксилография ) и т. п.
Простота печатного процесса, легкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способ печати доминирующим. Четкие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисков высокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати. Однако в высокой печати использовали долгое время тяжелые наборные металлические печатные формы из гартового сплава, содержащий вредный для здоровья и экологически опасный свинец . (слайд 5)

Пло́ская печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами.

В полиграфической промышленности на базе данного принципа функционирует большинство машин офсетной печати . (слайд 7)

Офсетная печать , это вид промышленной печати, которая выполняется при помощи специальных фотоформ и офсетных валов. Этот вид печати позволяет выполнять работы большими тиражами на форматах бумаги до А0. Существует также офсетная ролевая печать, которая наносит изображение на носитель, разматывая его с большого роля и нарезая в процессе. Офсетная печать, безусловно выигрывает по цене изделия по сравнению с так называемой цифровой печатью, и если Ваши тиражи насчитывают более 1000 экземпляров, то Вам необходимо размещать свои заказы в типографиях , обладающих таким оборудованием. В изобразительном искусстве данная концепция реализована в литографии . (Гравюра на камне). (слайд 8)

Издавна печатная графика теснейшим образом была связана с литературой. Древние летописи иллюстрировались миниатюрами - докумен­тальными свидетельствами истории. Это были первые уникальные (существующие в единственном экземпляре) иллюстрации. С раз­витием печатной графики - гравюры книжная графика получает широкое распространение. Литературное произведение, воплощен­ное в образе книги, нередко сопоставляют с произведением архитек­туры: в книге оно обретает долговечность; книга объединяет в себе разные виды искусства, подчиненные литературному образу - его содержанию и форме выражения. Оформленные художниками книги по­рой помогают нам глубже понять писателя, его замысел, его эпоху, исторические подробности жизни героев. В качестве примера мож­но рассмотреть иллюстраци­и созданные В.А.Фаворским. (слайд 9)



(слайд 11) (слайд 12) (слайд 13)

Технический прогресс рождает всё новые и новые технологии и материалы, способствующие развитию полиграфии. С каждым годом мы наблюдаем не только улучшение качества печатной продукции (газет, журналов…), но и появление новых видов печати, например ароматической (используется в глянцевых журналах и каталогах парфюмерной продукции), или скажем, стремительное развитие цифровой печати, благодаря чему появились и стали доступнее такие виды коммерческой графики как автомобильная, (слайд 14) напольная (слайд 15) и асфальтная. (слайд 16).

Обобщение и закрепление материала

Мы с вами совершили экскурсию в мир полиграфии. Давайте вспомним о каких способах печати мы говорили сегодня? Что общего у всех способов печати? А что ещё из из мира полиграфии окружает нас ежедневно?

Вниманию учащихся предлагаются слайды с различной полиграфической продукцией. (слайд 17) (слайд 18) (слайд 19)

Звучит музыкальная композиция Pink Floyd ‘Money’.

Домашнее задание: самостоятельно изучить информацию о послепечатной обработке (вырубка, тиснение, ламинирование, фольгирование, лакировка..). Самостоятельно найти образец печатной продукции и постараться определить способ печати, используемый при его изготовлении и технологии послепечатной обработки.

Читайте также: