Сознание и мозг конспект

Обновлено: 05.07.2024

Введение

В последующих книгах 9 13 17 и многих статьях моя теория подробно излагалась и в ряде отношений существенно развивалась.

Автор отдает себе ясный отчет в том, что предлагаемая им теория, как и всякая иная, претендующая на решение сложной научной проблемы, носит, по существу, пробный характер и должна пройти основательные критические испытания в научном сообществе. К моему сожалению, за многие годы этого так и не gроизошло. Да, некоторые философы и ученые высказывали в общих чертах одобрительное отношение в ее адрес, среди них были и такие выдающиеся нейрофизиологи, как Я. Сентаготаи и Р. Сперри 35 38 ; на мою концепцию приводились даже ссылки в учебниках по психофизиологии 5 (что было для меня весьма лестным и служило моральной поддержкой). Вместе с тем, по поводу информационного подхода философами не раз высказывались критические замечания и соображения. Однако они носили, как правило, фрагментарный или слишком общий характер, не затрагивая основ теории, оставляя в стороне анализ связей между ее исходными посылками и объяснительными следствиями 6 ; она так и не удостоилась систематизированного критического анализа. В надежде на то, что это не исключено в будущем, я решил представить ее основное содержание в сравнительно краткой и четкой форме, удобной для осмысления и для критики.

Субъективная реальность как объект нейронаучного исследования

Специфика явлений СР состоит в том, что им, как уже отмечалось, нельзя приписывать физические свойства: массу, энергию, пространственные характеристики. Этим они отличаются от предметов исследования классического естествознания и претендуют на особый онтологический статус, определение которого всегда предъявляло трудные вопросы для философов материалистической ориентации и естествоиспытателей, в особенности для тех, кто изучал связь психических явлений с деятельностью головного мозга.

В общефилософском плане эти вопросы многократно ставились и решались по-разному с тех или иных классических позиций. Однако в свете насущных проблем современной науки они продолжают оставаться открытыми. Это особенно остро сказывается в тех отраслях нейронауки, которые нацелены на исследования психической деятельности, феноменов сознания и не приемлют редукционистских решений (т.е. концепций, стремящихся свести явления СР к физическим процессам, речевым или поведенческим актам). В этом отношении принципиальное значение приобретают вопросы феноменологического анализа и систематизации
явлений СР, дискретизации континуума СР, формирования таких инвариантов явлений СР, которые могли бы служить достаточно определенными объектами для соотнесения их с мозговыми процессами (подробнее об этом будет сказано далее).

Сознание и мозг. Два основных вопроса

Эта проблема в ее современной трактовке является научной проблемой. Ее следует отличать от психофизической проблемы как собственно философской, выражавшей в общем виде вопрос о соотношении духовного и телесного (физического).

Вместе с тем, наука тоже располагает значительными средствами изучения сознания, ею накоплен в этом отношении чрезвычайно большой опыт, требующий осмысления (имеются в виду данные психологии, психиатрии, лингвистики, информатики, социогуманитарных и когнитивных дисциплин, множества других отраслей науки, в особенности междисциплинарного характера, таких как психофизиология, психофармакология, психогенетика, психолингвистика и др.).

Для решения этой проблемы прежде всего требуется теоретически обоснованный ответ на два главных вопроса:

1. Как объяснить связь явлений СР с мозговыми процессами, если первым нельзя приписывать физические свойства: массу, энергию, пространственные характеристики, а вторые ими необходимо обладают?

2. Если явлениям СР нельзя приписывать физические свойства, то как объяснить их способность
причинного действия на телесные процессы?

Кроме этих основных вопросов, имеется и ряд других, которые обычно служат камнем преткновения для естествоиспытателей и настоятельно требуют решения. Однако надо сразу сказать, что ответы на них определяются решением первых двух. Более того, можно утверждать, что они зависят в большей степени от решения первого фундаментального вопроса.

Эти другие существенные вопросы следующие:

3. Как объяснить феномены произвольных действий и свободы воли и как совместить их с детерминизмом мозговых процессов?

5. Почему информация о действующем агенте не просто репрезентируется, а переживается в форме СР? Это вопрос, тесно связанный с предыдущим (его обычно остро ставят представители аналитической философии).

Эти и ряд других частных вопросов будут выделены и теоретически осмыслены ниже.

Предлагаемая теория

Предлагаемая теория опирается на современные знания о биологической эволюции и о процессах
самоорганизации (биологической и социальной, включая ее технические составляющие) и использует для решения поставленных вопросов информационный подход.

Предлагаемая мной теория сравнительно четко и просто организована и потому удобна для критики. В ней принимаются три исходные посылки. Первые две из них являются принципами, не встречающими эмпирических опровержений, третья – интуитивно приемлемым соглашением, которое убедительно подтверждается обыденным и научным опытом. Привожу эти исходные посылки.

I. Информация необходимо воплощена в своем физическом носителе (не существует вне и помимо него).

II. Информация инвариантна по отношению

к физическим свойствам своего носителя, т.е. одна и та же информация (для данной самоорганизующейся системы – для данного организма, человека или сообщества) может быть воплощена и передана разными по своим физическим свойствам носителями, т.е. кодироваться по-разному. Например, информация о том, что завтра ожидается дождь, может быть передана на разных языках, устно, письменно, с помощью азбуки Морзе и т.д.; во всех этих случаях ее носитель может быть разным по величине массы, энергии, пространственновременным характеристикам. Обозначим сокращенно этот принцип ПИ.

Если эти три исходные посылки принимаются, то из них логически выводятся искомые объяснительные следствия.

1.1. Поскольку указанное явление СР есть информация об А (обозначим его А), то оно имеет свой определенный носитель (обозначим его Х), который, согласно данным нейронауки, представляет собой определенную мозговую нейродинамическую систему. Таким образом, явление субъективной реальности необходимо связано с соответствующим мозговым процессом как информация со своим носителем. Хотя нейродинамическая система Х необходимо состоит из физических компонентов, ее функциональная специфика не может быть объяснена на основе физических свойств и закономерностей (поскольку, как известно, описание функциональных отношений логически независимо от описания физических свойств и
отношений). Это показывает и анализ характера необходимой связи А и Х .

1.2. Связь между А и Х не является причинной, это особый вид функциональной связи: А и Х – явления одновременные и однопричинные; они находятся в отношении взаимооднозначного соответствия; Х есть кодовое воплощение А или, короче, код А . Такого рода связь можно назвать кодовой зависимостью, она образуется в филогенезе и онтогенезе самоорганизующейся системы (носит характер исторического новообразования и в этом
смысле случайна, т.е. данная информация обрела в данной самоорганизующейся системе именно такое
кодовое воплощение, но в принципе могла иметь другое; однако, возникнув в таком виде, она становится функциональным элементом процесса самоорганизации в данной системе). Эта связь действительна, т.е. сохраняет свою функциональную роль либо в разовом действии, либо в некотором интервале (например, условно-рефлекторная связь), а нередко на протяжении всей жизни индивида и даже всей истории вида, а в случае фундаментального кода ДНК – для всего периода существования на Земле живых систем. Но даже генетический код не является исключением, его возникновение не было необходимым, тоже носило вероятностный, случайный характер 8 . Еще в большей мере это присуще происхождению кодовой структуры языка (о чем свидетельствует множество разных языков). Однако случайный характер образования данной кодовой зависимости не отменяет принципа необходимой связи информации и ее ноcителя, а лишь указывает на то, что конкретный носитель может быть разным по своим физическим свойствам (в соответствии с ПИ). При этом в ходе эволюции, разумеется, отбирались более экономичные формы кодов по своей массе, энергии, пространственно-временным характеристикам.

В сложной самоорганизующейся системе (т.е. состоящей из самоорганизующихся элементов и подсистем) налицо многоступенчатая иерархия кодовых зависимостей, отражающих ее историю (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом плане). Эта иерархия кодовых зависимостей представляет собой основные уровни и узлы организации данной системы и, следовательно, основные контуры структуры управления. Опыт исследования такого типа систем свидетельствует о весьма сложных отношениях централизации и автономности в их целостном функционировании. Эти отношения пока еще слабо изучены. Однако не вызывает сомнения, что это своего рода сплав иерархической централизованности кодовых зависимостей с высокой степенью автономности определенных уровней организации, включающей не только отношения кооперативности, но и конкурентности. Самоорганизация – это многомерная динамическая структура кодовых зависимостей (соответственно информационных процессов). Отсюда – особая актуальность изучения природы кодовой зависимости как элемента самоорганизации.

Связь А и Х , как всякая кодовая зависимость, качественно отличается от сугубо физической связи, она выражает специфику информационных процессов. Среди них некоторые информационные процессы в головном мозгу связаны с качеством СР, представлены в виде кодовых образований типа Х . Основательное исследование связи А - Х , структурной и функциональной организации систем типа Х означает расшифровку мозгового кода данного явления СР.

Прямая задача: дан кодовый объект, требуется
выяснить содержащуюся в нем информацию. В случае кодовых объектов типа Х возникают трудности его выделения и описания, не говоря уже о поисках способов расшифровки кода и реализации процесса декодирования 13 .

В реальном процессе исследования кодовых зависимостей прямая и обратная задачи обнаруживают тесную взаимозависимость. Тем не менее в проблематике расшифровки нейродинамического кода психических явлений доминирующее место занимает обратная задача, ибо здесь поиск направлен от данной нам информации к ее носителю. В рассматриваемом случае – от A к искомым нейродинамическим корреляциям, которые должны в той или иной степени соответствовать X . Эти корреляции устанавливаются и исследуются в современной нейронауке при помощи различных методов (ЭЭГ, ЭМГ, ФМРТ, ПЭТ и др.). При этом обнаруженные корреляты лишь опосредованно связаны с X , представляющим чрезвычайно сложную, многомерную кольцевую нейродинамическую сетевую систему, и требуют специального анализа и интерпретации с использованием математических и иных средств для построения адекватных моделей искомой кодовой зависимости.

Для повышения эффективности этого направления нейронаучных исследований необходима, однако, основательная феноменологическая разработка объектов расшифровки кода, т.е. вычленение, формирование достаточно определенных явлений СР. В существующих исследованиях объект расшифровки кода (т.е. выделяемое явление СР) остается большей частью недостаточно определенным, что снижает их результативность.

Проблема соотношения сознания и мозга находится на стыке философии и конкретно-научных дисциплин. Философское решение этой проблемы представлено в трех вариантах. Дуалистическая концепция рассматривает материю и сознание как две не зависящие друг от друга субстанции, существующие по собственным законам. Идеализм признает первичным духовное начало, а материю рассматривает как одно из проявлений духовной субстанции. Материализм, напротив, сводит сознание к одному из типов материальных процессов и называет сознание функцией высокоорганизованной материи. Наука в силу особенностей этого типа знания тяготеет к материалистической форме мировоззрения. Однако абстрактное философское положение о первичности материи и вторичности сознания не может удовлетворить науку, стремящуюся выявить механизмы взаимосвязей материи и сознания, наполнить конкретным смыслом представление о специфике процессов сознания и подтвердить невозможность их существования вне материи.

• каким образом явление субъективной реальности связано с мозговым процессом, если явлениям субъективной реальности невозможно приписать физических характеристик, а мозговые процессы ими обладают?

• как объяснить управляющую функцию субъективных процессов, т. е. каким образом сознание управляет физическими действиями человека?

Д.И. Дубровский предлагает информационную модель для объяснения соотношения сознания и мозга. По его мнению, отношение между материальным и психическим, т. е. между мозгом и сознанием, следует рассматривать как отношение между носителем информации и самой информацией. Сознание отличается от других типов информации по своему кодовому воплощению. Кодом для сознания выступают мозговые нейродинамические процессы: сознание – образ, а мозговой процесс – код для этого образа. Управляющая функция сознания объясняется его информационной природой. Особенность сознания состоит в том, что оно представляет собой информацию только о предмете, но не о коде – нейрофизиологическом процессе в мозге – носителе этой информации. Сам нейродинамический процесс остается скрытым от сознания. Другой особенностью сознательной информации является то, что один и тот же образ может передаваться бесчисленным количеством кодов. Это обстоятельство подтверждается научными и медицинскими данными. Если у человека повреждается какая-то часть мозга, другие сферы берут на себя выполнение утраченных функций: правое полушарие может частично выполнять функции левого, и наоборот.

В информационной концепции сознания приемлемым с точки зрения современных научных данных образом конкретизируется философское положение о первичности материального и неразрывной связи материального и психического, а также объясняются конкретные механизмы связи между материальным и психическим. Именно поэтому информационную модель соотношения сознания и мозга с успехом используют не только философы, но и представители конкретно-научных дисциплин.

Цель: дать понятие о психике и сознании, раскрыть взаимосвязь мозга и психики, показать различие психики человека и животных.

Задачи

— раскрыть понятие психики,
— рассмотреть уровни отражения и феномен психического отражения как предпосылки развития психики,
— выявить различия психики человека и животных,
— дать понятие о сознании,
— рассмотреть взаимосвязь сознания и мозга,
— показать общественно-историческую обусловленностиь происхождения сознания.

Ход урока

На протяжении многих веков ведутся споры о том, что появилось сначала — материя (мозг) или сознание (психика), зависит ли психика от работы мозга, функционирует ли сознание по тем же законам. Первичность сознания и вторичность материи отстаивают идеалисты, а первичность материи — материалисты. Истина же, как всегда, находится где-то посередине.

Многочисленные исследования позволили определить, что есть психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях. Способность отражать, то есть передавать характеристики объекта взаимодействия, является свойством любой материи. Самый низший и простой уровень отражения — физико-химический, — можно наблюдать в природе при взаимодействии материальных тел; оно связано с разрушением или перемещением материальных частиц. Например, следы на песке, сломанная ветром ветка дерева, смытая дождем пыль и т. п.

Более сложный уровень отражения, проявляющийся только у живой материи, — раздражимость. Это способность избегать вредных, опасных для жизнедеятельности воздействий путем внутренних биохимических изменений. Ярким примером этого является стремление организма к сохранению гомеостаза — биологического равновесия: если животное голодно, то, не поев, оно может умереть, поэтому в мозг быстро идет сигнал о том, что надо поесть, и тогда тигр идет на охоту. Человек коснулся пальцем горячего утюга — и сигнал боли заставляет его отдернуть руку, иначе бы сгорел весь палец.

Следующим уровнем отражения является чувствительность — способность живой материи реагировать на такие воздействия, которые сами по себе для жизни не опасны, но несут информацию о возможной угрозе. Этой способности служат органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и прочие. Например, хруст ветки сам по себе не опасен для жизни, но для оленя он служит сигналом приближения хищника. Чувствительность помогает высокоорганизованным живым существам эффективно ориентироваться в окружающем мире.

Высшим уровнем отражения является психическое отражение — собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека — это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Различия психики человека и животных следующие:

— животные не могут анализировать ( если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);
— у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);
— нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они — пустой звук);
— нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;
— животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);
— у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных. Этими особенностями являются:
— наличие речи,
— умение логически мыслить (находить причинно-следственные связи),
— умение планировать свою деятельность,
— наличие мира внутренних переживаний,
— наличие отношения к миру,
— человек не просто отражает окружающий мир, он может его моделировать в сознании по своему усмотрению,
— появление мышления как самостоятельной внутренней деятельности.

Как связаны сознание и мозг? В результате исследований установлено, что сознание есть функция мозга, его производная. Именно в головном мозге сознание возникает, так как при повреждении головного мозга оно исчезает. Мозг влияет на сознание: при очень низкой активности нейронов коры (например, при повреждении ретикулярной формации) человек теряет сознание; при очень высоком уровне активности нейронов коры (при эпилептическом припадке) происходит то же самое. Головной мозг — это физиологическая база, на которой сознание возникает и посредством которой оно функционирует. Если происходят изменения в мозгу, то изменяется и сознание. Этому посвящено множество экспериментов, посредством которых изучается сознание, его структура и свойства.

В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и где обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов; моторные зоны, управляющие движениями тела; гностические зоны, отвечающие за восприятие. Ассоциативные зоны в лобной части мозга обеспечивают мышление, речь, память и осознание положения тела в пространстве.

Интересно, как открывали местонахождение этих зон и то, за что они отвечают: иногда в определенном участке мозга что-то нарушалось, и человек переставал уметь делать что-то. Тогда-то и понимали, что данный участок мозга отвечает за такую-то функцию. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, то оба уже не могли говорить и писать, но продолжали сочинять музыку — так было установлено, что центр речи и письма находится в левом полушарии.

Существует и другой путь исследования. В мозг вживляются электроды, и их стимуляция вызывает определенные реакции: стимулируется обонятельный центр — и человек чувствует запахи, возбуждают центр слуха — слышит звуки. При травме головы, затронувшей центр памяти, человек теряет память частично или полностью (популярный сюжет мексиканских сериалов). Ранее пробовали лечить эпилепсию расщеплением мозга: перерезали мозолистое тело, соединяющее левое и правое полушария мозга. Это помогало, но пациенты теряли способность рисовать или писать, считать или говорить. Также известен сюжет из художественных фильмов о психбольницах, когда с помощью лоботомии (иссечения участка головного мозга) делали пациента покорным, теряющим интерес к окружающему миру, — он переставал быть человеком. Сейчас этот метод официально уже не используется.

Человек рождается с зачатками сознания, но так как он — существо социальное, то развитие сознания и становление человеческого детёныша человеком происходит только в обществе людей. Всем известен феномен Маугли: дети, с раннего детства изолированные от человеческого общества, уже никогда не становились полноценными людьми, у них отсутствовала речь, мышление, интересы, нравственные ценности, они вели себя как животные и не могли жить как люди.

Вывод

Нервная система является физиологическим субстратом психики и сознания — как высшей формы развития психики, возникшей в процессе общественно-исторического развития.

Вопросы

1. В чем сложность изучения психики и сознания?
2. Отражение и его уровни.
3. Что такое психика? Различие психики человека и животных.
4. Что такое сознание? Как оно связано с окружающим миром?
5. Как бы вы ответили на вопрос о первичности материи или духа?

Взгляд в философии на сознание и мозг

Человеку дан дар – разум и полёт идей. Предметы и явления, которые обитают на грани духовного мира. Богословы продвигают идею о божественной искре высшего разума. Идеалисты утверждают, что разум первичен и дан людям для самоизучения. Материалисты и психологи признают разум функцией мозговой активности, которая отражает мир.

Практически никто уже не спорит о том, что есть прямая взаимосвязь между осознанием бытия и работой мозга. Огромное количество научных дисциплин занимается исследованием природы этих феноменов: психофизиология, психология, медицина и другие. Философия уже многие тысячелетия не является исключением. Философский анализ заключается в том, чтобы понять сущность происхождения и возможности сознания и мозга во время преобразования реальности, в которой мы живём.

Люди активно познают объективную реальность и своё бытие с самого рождения, через данные природой психические явления и функции. Отношения рождаются только через общение с другими людьми при помощи речи. Это свойственно только человеку, и только если он живёт в обществе.

Миллионы лет прошли, прежде чем появился человек с разумом. Всё благодаря уникальному свойству психики отражать. Отражение – это свойство любой системы изменяться при взаимодействии с чем-либо. Где же находятся корни, начало сознания?

Всё начинается в мозге

Сознание в философии

Человеческий мозг – тонкое устройство, которое являет собой часть целого организма и одновременно автономно. Именно мозг и есть орган, рождающий сознание, утверждает философия.

Изначально врачи, позже учёные заметили и подтвердили массой примеров и экспериментов, что все реакции у людей наблюдаются если есть нормальное функционирование мозга, основного органа центральной нервной системы. Именно здоровая мозговая материя даёт нормальную работу всей психики. Удовольствие, смех, слёзы, боль и много другое недоступны тем, у кого нарушены или поражены её части.

Ранение лобной доли лишает возможности производить мыслительные действия. Нарушены мозговые структуры затылочной части, происходит потеря пространственной ориентации. Повреждены доли лобные, сложные поведенческие программы становятся недоступными. Подобных примеров множество.

Сознание ребёнка проходит все стадии взросления вместе с развитием мозга. При этом мозг старца демонстрирует уже некоторые потери функциональности разума. Чем сложнее структура мозга живого существа, тем многообразнее и тоньше реакции. Тем оригинальнее отражается действительность.

Сознание и язык

Невозможно отделить даже временно мысль от материи, которая её мылит. Мозг – материальный субстрат сознания. Всю полученную информацию он обрабатывает логическими алгоритмами, переводя её в знаки, слова составляют речь. Язык есть основание для мышления.

Средством общения между людьми является слово. Язык выступает способом сформулировать, выразить свою мысль и передать её другим в результате мыслительных операций и осознания происходящего. Мыслительная речь известна устная, письменная и внутренняя (думы о себе). Рождение её происходит всё там же, в мозгу.

Только если присутствует вторая сигнальная система мы понимаем, что сознание у человека присутствует. Без сознания нет речи, без речи нет признаков сознания. В этом их единство и взаимное существование. Язык позволяет перейти от восприятия и представлений к формированию целых понятий. Однако говорить о тождественности этих двух явлений не приходится, даже в философии. Сознание отражает мир, а язык обозначает и выражает мысль.

Сознание как философский феномен

Сама проблема взаимоотношений мозга и разума обитает на границе философии и научных дисциплин. Философия её рассматривает через призму трёх граней: дуализм, идеализм и материализм.

Античные мыслители смотрели на сознание как на момент попадания различных сигналов от органов чувств и их дальнейший анализ, сравнение, обработка.

В Средние века это понятие было наделено философами надмировым началом (божественным), существовавшим до природы.

В философии Нового времени оно предстаёт как замкнутая в себе субъективность, особая идеальная материя.

Материалисты добавили к идеальному представлению об этом явлении логику и разумные факты. По их мнению, это функция мозга, отражающая действительность.

В одном из неклассических философских подходов сознание – это субъективность бытия, в котором важно бытие мышления, а не мышление о бытие.

Сознание и бессознательной

Возможности в сознании человека

Психоанализ добавил к осознанию понятие бессознательного, символизирующего опыт предшествующих поколений в психике индивидуума. Часто люди доверяют бессознательному больше, чем сознанию, особенно когда не находят логического решения.

Итак, сознание получило самостоятельный статус существования. Кто бы из учёных ни изучал, отмечают, что оно объединяет все психические процессы и функции:

  • получение, интерпретация и аккумуляция информации и впечатлений;
  • интеграция опыта, определение его значимости;
  • формирование отношения к миру, определение своего места;
  • проектирование, прогнозирование и регламентирование своей деятельности.

Сознание в жизни проявляется в чувственной форме (ощущения, восприятие, представления) и в рациональной (понятия, суждения, умозаключения). Внимание, эмоции, память, воля, мышление – его компоненты.

Новый виток в изучении сознания и пересмотр постулатов в самой философии случился в связи с разработками искусственного интеллекта в последние годы. Создание программ, понимающих язык, объединило естественно-научный и гуманитарный подходы, разрешило психофизиологические проблемы через анализ этого феномена.

Его структура и компоненты философами изучаются до сих пор, поскольку современные исследования продолжают выделять новые элементы. Функционалисты доказывают аналогию между компьютером и функционированием мозга. Компьютерные исследования, инженерная лингвистика, теория искусственного интеллекта рождают иные компоненты сознания: когнитивная схема, когнитивная карта, фрейм и другие.

Существуют важные отличия психики человека от разных даже самых развитых представителей на земле: самосознание, самоанализ и самоконтроль. Только человек способен выделять себя из окружающей среды и проявлять. Только ему присуща интуиция, вдохновение, инсайт, рефлексия.

В настоящее время самые активно развивающиеся подходы в науке изучения сознания и мозга:

  • - нейропсихологический, в котором функции разума зависят от конкретных участков коры головного мозга;
  • - нейрохимический, в котором изучают влияние на сознание настроения, алкоголя, наркотиков, изменяя химию мозговой материи;
  • - нейрокибернетический, в нём сознание и мозг – информационные системы со сложными программами и алгоритмами.

Сознание – это особый тип информации, поэтому и рассматривают отношение между носителем этой информации и самой информацией. Оно воплощается в кодах, то есть в образах, а возникая в мозговых нервных связях, происходит кодирование образа. Любая информация – это и содержание, и ценность и фактор управления.

Философия и космос

Структура сознания человека

Философы позволили себе подойти к понятию с иных сторон, отличных от естествоиспытателей. Их пытливый ум заметил попытки человека овладеть языком космоса, понять его инфо-структуры. Теперь понятно, что человек с его сознанием и бессознанием связан и с космическими процессами.

И всё это благодаря человеческому мозгу и всем процессам, осознаваемым им и в нём. Таким образом, можно сделать некоторые выводы о сознании и мозге:

Читайте также: