Современные подходы к пониманию права конспект кратко 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

Современные подходы к пониманию права Открытый урок 10.02.2015 ГБОУ ЦО № 133 Невского района СПБ Учитель обществознания Самойлов В.А.

Пра́во — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения

Главный вопрос любого подхода к праву: Соотношение ПРАВО ЗАКОН

Два основных подхода: НОРМАТИВНЫЙ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ

Плюсы 1- практичность 2 – четкая определенность того как можно или нельзя поступать 3 - четкая формальная определенность 4 – четкая фиксация санкций Минусы 1 – игнорирование гуманитарной стороны права, что опасно не только для граждан, но и для самих государств

Плюсы Для юриста -практика , применяющего право, такой подход вполне приемлем . Поскольку что в законе написано, то и применяется. Минусы Однако для адресатов права, граждан , их объединений , и законодателей подобный взгляд на право считается недостаточным . Право при таком подходе поставлено в строгую зависимость от государства и по существу сводится к государственным установлениям .

Права человека – нормативно оформленные особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни , ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, с государством Естественные права человека .

- на жизнь - неприкосновенность личности - иметь собственность - на свободу мысли, слова, передвижения - избирать своих представителей во власть - и т.д. Право:

свобода н ормы права

Естественное право Позитивное / Нормативное право Чет кое закреп ление гра ниц сво боды

ЗАКОН - в юриспруденции — в узком смысле нормативный правовой акт , который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт , действующий в рамках конкретной правовой системы

Законо твор ческий п роце сс в Р оссий ской Федер ации

Президент Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Прокуратура

Федеральное собрание РФ (или парламент РФ) Совет Федераций РФ (верхняя палата) Государственная дума РФ (нижняя палата)

Пять стадий принятия ЗАКОНА в РФ

Стадия 1 Законодательная инициатива ( внесение законопроекта в законодательное учреждение )

Стадия 3 Принятие законопроекта ( голосование в Госдуме РФ ) большинство голосов от общего числа представителей ГД РФ

Стадия 4 Утверждение законопроекта ( высшими структурами ) СФ РФ 5 дней Президент РФ 14 дней

Стадия 5 Промульгация закона ( опубликование в официальном печатном органе и вступление в силу ) 7 дней с момента подписания 10 дней с момента опубликования

Исключения для Федеральных Конституционных Законов Приняты если одобрены 2/3 депутатов ГОСДУМЫ и 3/4 депутатов СОВЕТА ФЕДЕРАЦИЙ 14 дней

Повторим: 5 стадий 3 органа Право вето Промульгация Конституционные законы

Контрольный вопрос: Что не учитывает Нормативный подход к праву. (сдающим ЕГЭ – придумать дома и прислать мне по электронной почте два предложения иллюстрирующие данный недочет)

Ловите домашнее задание на своих электронных адресах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История подходов к пониманию одарённости

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием.


Современные подходы к пониманию права

Урок по обществознанию в 11 классе по праву.


Учебно-методический семинар "Современные подходы к преподавания Права в школе" 09 октября 2015 г.

Учителя истории: МОУ "Школа-лицей № 1" - Дуганова Л.В., Татарцева Н.И.МОУ "Школа № 2" - Филяревич В.В.МОУ "Школа № 3" - Андриишина Н.В.МОУ "Школа-коллегиум" - Нестерова Т.М.МОУ "Изобильненская шк.

Практическая работа по теме Подходы к пониманию права,обществознание, 10 класс

Практическая работа по теме "Подходы к пониманию права", обществознание, 10 класс может использоваться на разных этапах урока: для самостоятельного изучения нового материала в качестве инструмента сам.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА.

Цель: формирование правовой компетенции учащихся.Задачи: сформировать представление о целостности системы права и ее элементах; развить компетенции работы с документом (анализ в .

Современные подходы к пониманию права

Методическая разработка по обществознанию по теме "Современные подходы к пониманию права" для 11 класса.

Основные методологические подходы к пониманию групповой сплоченности

В данной работе был проведен теоретический обзор различных источников по тематике групповой сплоченности, в которых были собраны и обобщены научные подходы к изучаемому нами феномену, разработанные в .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ норма права.docx

Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА.

учитель истории и обществознания Вострикова Инна Николаевна.

Тип урока: урок применения знаний и формирования навыков и умений;

(разработан по учебнику: Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Под ред.Л.Н.Боголюбова, А.В.Белявского,Н.И.Городецкой – М.: Просвещение, 2013. ).

Цель: формирование правовой компетенции учащихся.

сформировать представление о целостности системы права и ее элементах;
развить компетенции работы с документом (анализ в рамках решения проблемных заданий);
расширить знания учащихся в различных отраслях права (с упором на правовые нормы в отношении несовершеннолетних).

Оборудование:

ПК на базе операционной системы Windows, интерактивная доска, мультимедийная техника.

I этап урока: постановка задач на урок

На начальном этапе учитель озвучивает тему, задачи и устанавливает ориентиры учебной деятельности.

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать нормы как социальные регуляторы.

Давайте вспомним базовые понятия, усвоенные нами на прошлом занятии.

(ожидаемая сущность ответа: правило, образец).

Вопрос : Перечислите основные виды норм?

(ожидаемая сущность ответа: технические и социальные нормы).

Вопрос : Назовите наиболее известные виды социальных норм (регуляторов)?

(ожидаемая сущность ответа: обычаи, моральные, правовые, политические, религиозные, корпоративные нормы, деловые обыкновения и др.).

Сегодня мы с вами сосредоточим свое внимание на правовых нормах, рассмотрим их отличительные (характерные) признаки, структуру, и по ходу занятия, используя записи, сделанные вами в тетрадь, проанализируем некоторые правовые нормы из различных отраслей российского права.

II этап урока: комбинирование этапов получения новых знаний и их практического применения

Слайд 1: Тема и план урока

(На интерактивную доску выводится слайд №1 с темой, эпиграфом, планом-навигатором урока).

hello_html_m581480c0.jpg

Обратите внимание на римское юридическое изречение, выбранное в качестве эпиграфа:

Вопрос : Проанализируете это высказывание и сделайте вывод о взаимосвязи нормы и права.

Если учащиеся уйдут в стороны перефразирования цитаты, то можно конкретизировать задание вопросом: Что первично: право или норма права?

Слайд 2: Норма права: понятие и признаки

hello_html_m37af4569.jpg

(ожидаемая сущность ответа: понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и отличительные признаки вещей).

(ожидаемая сущность ответа: обычаи, объем – правило поведения; содержание – общеобязательное, формально определенное /…/ установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав, обязанностей и ответственности их участников).

Выделим несколько главных признаков нормы права, вытекающих из его определения:

Слайд 3: Структура нормы права

hello_html_57b3e4bc.jpg

Главной функцией нормы права является регулирование поведения людей .

Поэтому она должна содержать в себе не только само предписание как себя вести, но и указания на кого она распространяется и в каких условиях должна соблюдаться.

Исходя из этого норма права имеет трехэлементную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – это условия, при которых должно исполняться установленное правило. Т.е. это указание, на кого и в каких условиях распространяется установленное правило поведения.

Диспозиция – это само правило поведение (обязанность или возможность).

Санкция – это последствия реализации диспозиции. Но, учитывая, что правовые нормы, в отличие от моральных, устанавливаются государством и имеют регулятивную функцию, правовые санкции рассматривают как принудительные меры воздействия, применяемые государством к нарушителям установленного правила.

Вопрос : Какие виды санкций вы можете назвать?

(учащиеся 10-х классов в состоянии назвать санкции по отраслям права, например уголовные или административные, а также по характеру последствий: позитивные и негативные).

( С помощью маркера интерактивной доски или компьютерной мышки осуществляется переход к видам санкций).

hello_html_db7f0a1.jpg

Запишите в тетрадь три вида классификации санкций:

По отраслевой принадлежности:

1. Уголовные (напр. лишение свободы).
2. Административные (напр., штраф).
3. Гражданские (напр., компенсация причиненного ущерба).
4. Дисциплинарные (напр., выговор, увольнение).

По характеру последствий:

1. Позитивные (поощрения).
2. Негативные (наказания).

По характеру мер государственного воздействия:

1. Карательные (напр., лишение свободы).
2. Правовосстановительные (напр., восстановление в должности).
3. Предупредительные (напр., привод, арест).

Слайд 4: Практическое задание 1

hello_html_5b19f68b.jpg

С помощью записей в вашей тетради выполним несколько практических заданий.

Задания можно выполнять как в форме фронтального (учитель – класс), так и комбинированного (учитель – ученик – класс) опроса.

( С помощью маркера интерактивной доски или компьютерной мышки на доску выводится правильное решение задания.

hello_html_m6cdcfbfa.jpg

Слайд 5: Практическое задание 2

(На интерактивную доску выводится слайд №5 с извлечением из статьи 26 Гражданского кодекса РФ и знаком вопроса).

hello_html_m3ade8196.jpg

Задание : Аналогично анализируем статью 26 Гражданского кодекса РФ:

Осложнение может вызвать определение санкции, которая в явном виде в статье не указана. Учащимся можно предложить спрогнозировать ситуацию, при которой несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет совершил сделку (напр., передачу или обмен имущества) без письменного согласия законных представителей, которые впоследствии обратились в суд со своим несогласием. Какое решение, исходя из этой статьи, вынесет суд?
Учащиеся в состоянии предположить, что суд признает сделку, совершенную в нарушение закона, недействительной.

( С помощью маркера интерактивной доски или компьютерной мышки на доску выводится правильное решение задания.

hello_html_m74164270.jpg

Слайд 6: Практическое задание 3

hello_html_m3ae8aa68.jpg

Задание : Не все правовые нормы содержат трехэлементную структуру. Проанализируйте всё известное вам в рамках Уголовного и Налогового кодексов и Конституции РФ, и определите, в каком из них правовые нормы содержат лишь два элемента, и какой элемент там отсутствует?

(ожидаемая сущность ответа: в Конституции РФ отсутствует санкция).

Слайд 7: Виды правовых норм

(На интерактивную доску выводится слайд №7 со схемой видов норм права в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений).

hello_html_200f3316.jpg

Для упорядочения применения норм права их группируют (классифицируют) по разновидностям.

Познакомимся с тремя основными классификациями норм права.

Первая, виды норм права в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений.
По этому критерию выделяют нормы материального и процессуального права.

Нормы материального блага регламентируют отношения, связанные с материальными условиями жизни (напр., право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом).

Нормы процессуального права регламентируют отношения, возникающие в процессе реализации нами норм материального права (например, порядок решения споров участников гражданских правоотношений).

Как видите, нормы процессуального права вторичны.

( С помощью маркера интерактивной доски или компьютерной мышки на доску выводится схема видов норм права по отраслевой принадлежности.

hello_html_mba3bc4c.jpg

Право включает в себя множество отраслей, и каждая отрасль представляет собой совокупность норм права в определенной сфере отношений/

( С помощью маркера интерактивной доски или компьютерной мышки на доску выводится схема видов норм права в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний.

hello_html_m76acfda6.jpg

Третья классификация норма права, которой мы уделим внимание, основана на характере содержащихся в норме предписаний.

Слайд 8: Практическое задание 4

(На интерактивную доску выводится слайд №8 с извлечением из ст. 346.11 Налогового кодекса РФ и заданием к нему).

hello_html_580b73f8.jpg

Задание : Используя записи, сделанные во время урока, определите вид правовой нормы в зависимости от характера содержащихся в них предписаний.

(ожидаемая сущность ответа: нормы управомочивающие).

Слайд 9: Практическое задание 5

(На интерактивную доску выводится слайд №9 со знаком вопроса и заданием: определите виды правовых норм: а) по отраслевой принадлежности; б) в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний).

hello_html_m1ad8937c.jpg

( С помощью маркера интерактивной доски или компьютерной мышки на доску выводится извлечение из ст. 63 Трудового кодекса РФ.

hello_html_67db31e9.jpg

Задание : Ознакомьтесь со статьей Трудового кодекса РФ и, используя свои записи, выполните задание.

(ожидаемая сущность ответа:
а) по отраслевой принадлежности – нормы трудового права;
б) в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний – управомочивающие нормы).

Слайд 10: Практическое задание 6

(На интерактивную доску выводится слайд №10 со знаком вопроса и заданием: 1) определите структуру правовой нормы; 2) Определите виды правовых норм: а) по отраслевой принадлежности; б) в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний).

Последнее практическое задание можно дать для самостоятельного выполнения тетрадь с последующей индивидуальной проверкой тетрадей отдельных учащихся.и фронтального опроса класса.

hello_html_24640f77.jpg

« Статья 2 . Особые обстоятельства для получения разрешения на вступление в брак
Особыми обстоятельствами, дающими право на получение разрешения на вступление в брак лицу (лицам), не достигшему возраста шестнадцати лет, являются беременность, рождение общего ребенка (детей) у граждан, желающих вступить в брак, непосредственная угроза жизни одной из сторон.

hello_html_7ea4b4a2.jpg

Задание : Ознакомьтесь со статьей Трудового кодекса РФ и, используя свои записи, выполните задание.

(ожидаемая сущность ответа:

1. Структура правовой нормы:

Санкция:
в явном виде не указана, но по общей правовой норме, в случае нарушения гипотезы, свершившийся факт (т.е. брак) будет признан недействительным.

2. Вид правовой нормы по отраслевой принадлежности – норма семейного права.

3. Вид правовой нормы в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний – управомочивающая.

§ 19. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА

Почему люди по-разному понимают право ? В каком случае закон противоречит праву ? Можно ли создать идеальное право ? Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой ?

Из курса 10 класса вам известно, что в современном правоведении существуют различные подходы к понимаю права (иначе говоря, различное правопонимание). Явление это вполне нормальное. Для глубокого изучения права ценны разные подходы, если они помогают в поиске истины.

Правоведы отмечают, что в наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона. Обратимся к двум наиболее типичным подходам, знакомство с которыми позволит выявить ценное и полезное в каждом из них.

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРАВУ

Такой подход к праву таит в себе опасность, как минимум, государственного произвола. В целом же для данного подхода, по мнению его критиков, вопроса о том, что такое право, в подлинном смысле не существует, поскольку для него право — это официально данное, действующее позитивное право (т. е. существующие законы).

Вместе с тем нормативный подход привлекателен с практической точки зрения. Ведь в решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона.

В целом же в отношении нормативного подхода в правоведении нет однозначной оценки. Отмечают одновременно и положительные, и отрицательные его черты. Охарактеризуем некоторые из них.

Положительную сторону видят в том, что нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает главное, определяющее свойство права — его нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый (без каких-либо исключений) должен исполнять, — это благо для общества.

Другой положительной чертой нормативного подхода является четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определенность нормы. Это позволяет правильно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта, руководствоваться его требованиями.

Еще одно достоинство нормативного подхода в том, что в нем четко зафиксированы санкции — средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права).

К числу явно отрицательных черт нормативного правопонимания относится прежде всего игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства.

Сразу отметим, что какой-либо единой теории естественного права не существует. Естественно-правовые идеи развивали в своих трудах различные авторы, среди которых множество выдающихся умов человечества. Вместе с тем в этих учениях содержится немало сходных идей, положений, выводов, что позволяет говорить о некоторых типичных чертах естественного права. Согласно этим идеям, каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод,которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь.

Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права. Поясним.

Дело в том, что законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя, государства) и называют позитивным правом, т. е. положительным, существующим как документальная реальность.

Однако не все формы права созданы людьми, государством. Наряду с позитивным существует право, независимое от воли того или иного законодателя, государства, —естественное право.

Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Напомним об уже известных вам крупнейших правовых документах, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США — Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции — Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).

Далее следует длительный период спада. Как вам известно из курса истории, конец XIX — первая половина XX в. отмечены гигантскими социальными катастрофами — кризисами, революциями, мировыми войнами.

Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее — объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, — Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.

Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека — это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Удивительное по глубине и выразительности определение. Становится понятным, в чем состоит особенность (суть, отличительное свойство) естественных прав во всем бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права могут определить нормативно оформленную (т. е. закрепленную в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности).

Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека — его правам — относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека — это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством (например, можно вспомнить правовые документы, о которых вы, возможно, знаете из истории: древнеиндийские законы Ману, законы царя Хаммурапи, римские законы XII таблиц, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.).

Естественное право, будучи объективной первоосновой правовых норм, действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет (прежде всего влияет на правосознание).

Сторонники естественно-правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они конечно же не отвергают позитивное право, т. е. законы, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если он не отвечает ценностям естественного права, его нельзя считать правовым. Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права — это человек, его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Это главная идея естественно-правового подхода.

Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служит критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека, его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако такое разграничение не абсолютно. В современном праве идет вполне закономерный процесс сближения естественного права с позитивным. Разберемся подробнее.

Выше уже было отмечено, что естественные права выражают меру свободы человека. Сама свобода с позиций естественно-правового подхода трактуется как пространство человеческой активности, реализации природных задатков людей, как естественная возможность поступать по собственному усмотрению, сообразно своей воле и интересу.

Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724—1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящих из самой жизни, — право и мораль.

Есть основание сделать вывод, что необходимость четкого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом. По своей фундаментальной социальной роли естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. В свою очередь, позитивное право придает этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения — силу закона, делая тем самым желанную свободу людей реальной.

Чтобы проиллюстрировать взаимосвязь естественного и позитивного права (закона), приведем пример судебного дела, о котором рассказал известный российский правовед С. С. Алексеев.

Финал истории трагичен: на другом берегу они убили не медведя, а начальника соседней геологической партии, который возился с рыбацкими снастями. Во время судебного разбирательства выяснилось, что погибший был убит только одной пулей, а вторая, ударившись о патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля убила, определить было невозможно: стреляли оба. Но это было не умышленное убийство, хотя оба проявили грубую неосторожность и вторая пуля отскочила только случайно. Поэтому суд признал их виновными. С точки зрения действовавшего закона все было верно. Однако Верховный Суд отменил это решение. Судьи рассудили: смерть наступила только от одной пули, значит, кто-то один заведомо невиновен. И вот тут проявилось глубокое понимание судьями самой сути права — права каксправедливости. А справедливость требовала освободить невиновного. Но кого? Определить невозможно. И освободили обоих.

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ

Процесс создания закона состоит из нескольких основных этапов, или, как говорят, стадий.

Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идето праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнем, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесен к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации).

Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1). Сюда включены: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции). Вместе с тем никто не лишен права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Разница в том, что в отношении предложений парламент волен решать, как он с ними поступит, а законодательную инициативу обязан рассмотреть. Отметим также, что ряд законопроектов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (это касается так называемых финансовых законопроектов — ст. 104, ч. 3).

Вторая стадия— обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.) . Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона.

Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трех чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонен или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идет детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонен или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное — одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трех чтениях).

Третья стадия — принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа — 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов).

Четвертая стадия — принятие закона в Совете Федерации (его численность — 178 депутатов). Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации,где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, принят или отклонен. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 (по вопросам финансов, международных договоров, государственной границы, войны и мира). И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается принятым, если за него проголосует более половины депутатов; за принятие федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трех четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

В ситуации, когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат. И если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ст. 107).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Итак, права принадлежат человеку от рождения . Эти права являются высшей ценностью. Правильно ею распорядиться — ваша основная практическая задача. Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.

2 Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности : права человека необходимоа ) уважать, б) соблюдать и в) защищать . Уважение прав проявляется прежде всего в их соблюдении . А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанносте й потребует огромных личных усилий на протяжении все й жизни .

З Как гражданину вам придется не только наблюдать за действиями власти , но и сталкиваться с ее представителями . Действия власти можно правильно оценить только через призму ее отношения к правам человека , к вашим правам. Более того , следует твердо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.

4 Вы живете в обществе, в окружении других людей, наделенных теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей .

5 У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин вы можете выступить с законодательным предложением (если будет, что предложить) .

Теория естественного права стала по сути дела первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.
2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем суть нормативного подхода к праву ?
2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права .
3 Какими путями естественное право становится юридической реальностью?
4 . Объясните , почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права .
5. В чем гуманистический смысл естественного права ? с Почему законодательный процесс строится поэтапно ? Каковы основные этапы создания закона?

1 . На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм , охраняемых силой государственного принуждения , обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений , выполните ряд заданий :
1) укажите , какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении ;
2 ) докажите , что данное определение не дает полного представления о сути современного понимания права ;
3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте свое определение права (не обязательно краткое, можете дать описание ; главное, чтобы он о отражало типичные черты современног о правопонимания) .

Сравните два высказывания :

МЫСЛИ МУДРЫХ

Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . — М. : Просвещение, 2006. — 349 с.


Планирование обществознанию, материалы по обществознанию 11 класса скачать, учебники онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.


Описание разработки

Задачи:

- представить многообразие подходов к пониманию права;

- показать различия нормативного и естественно-правового подходов, достоинства и недостатки каждого из них;

- помочь школьникам осознавать ценность естественных неотчуждаемых прав человека;

- раскрыть характер и значение взаимосвязи естественного и позитивного права.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивационный момент.

Мы с вами попытаемся ответить на следующие вопросы:

Почему люди по-разному понимают право?

В каком случае закон противоречит праву?

Можно ли создать идеальное право.

3. Изучение нового материала.

1. Особенность нормативного подхода к праву.

2. Естественно-правовой подход к праву.

3. Взаимосвязь естественного и позитивного права.

4. Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание.

1. Особенность нормативного подхода к праву.

В науке о праве – правоведении – существуют различные теории, или, как еще говорят, подходы к пониманию права, т. е различные представления о том, что такое право, в чем его сущность, ценность для человека и общества. В число основных теорий обычно включают :

Разработка урока по обществознанию Современные подходы к пониманию права

Для глубокого изучения права все они важны, если они помогают в поиске истины.

В соответствии с данным законом между правом и законом фактически нет различия.

Закон – это и есть право. Оно представляет собой:

- нормы меньшей юридической силы (подзаконные акты)

Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчёркивает главное, определяющее свойство права – его нормативность.

Другой положительной чертой является чёткость и однозначность выражения правового требования, правовых формулировок – формальная определенность нормы.

Чётко зафиксированы санкции – средства государственного принуждения в случае нарушения нормы права.

К ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ НОРМАТИВНОГО ПОДХОДА ОТНОСИТСЯ:

Игнорирование гуманистической стороны в содержании права.

Право не рассматривается как мера свободы и справедливости

Не учитывается ведущая роль прав человека в системе права.

6. Естественно-правовой подход к праву.

В основе данного подхода лежит теория естественного права.

Вопрос к классу: какие естественные права даны человеку?

Сторонники естественного права пологают, что право не тождественно закону и означает нечто большее.

Закон(согласно такому правопониманию) – одна из форм выражения права.

Законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека и называют позитивным правом.

7. Взаимосвязь естественного и позитивного права.

Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок №

Тема урока: Современные подходы к пониманию права.

Задачи:

- представить многообразие подходов к пониманию права;

- показать различия нормативного и естественно-правового подходов, достоинства и недостатки каждого из них;

- помочь школьникам осознавать ценность естественных неотчуждаемых прав человека;

- раскрыть характер и значение взаимосвязи естественного и позитивного права.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент.

Мотивационный момент

Мы с вами попытаемся ответить на следующие вопросы:

Почему люди по-разному понимают право?

В каком случае закон противоречит праву?

Можно ли создать идеальное право.

Изучение нового материала

Особенность нормативного подхода к праву.

Естественно-правовой подход к праву.

Взаимосвязь естественного и позитивного права.

Закрепление изученного материала

Домашнее задание.

Особенность нормативного подхода к праву.

В науке о праве – правоведении – существуют различные теории, или, как еще говорят, подходы к пониманию права, т.е различные представления о том, что такое право, в чем его сущность, ценность для человека и общества. В число основных теорий обычно включают :

Для глубокого изучения права все они важны, если они помогают в поиске истины.

В соответствии с данным законом между правом и законом фактически нет различия.

Закон – это и есть право. Оно представляет собой:

- нормы меньшей юридической силы ( подзаконные акты)

Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчёркивает главное, определяющее свойство права – его нормативность.

Другой положительной чертой является чёткость и однозначность выражения правового требования, правовых формулировок – формальная определенность нормы.

Чётко зафиксированы санкции – средства государственного принуждения в случае нарушения нормы права.

К ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ НОРМАТИВНОГО ПОДХОДА ОТНОСИТСЯ:

Игнорирование гуманистической стороны в содержании права.

Право не рассматривается как мера свободы и справедливости

Не учитывается ведущая роль прав человека в системе права.

Естественно-правовой подход к праву.

В основе данного подхода лежит теория естественного права.

Вопрос к классу: какие естественные права даны человеку?


Сторонники естественного права пологают, что право не тождественно закону и означает нечто большее.

Закон(согласно такому правопониманию) – одна из форм выражения права.

Законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека и называют позитивным правом.

Взаимосвязь естественного и позитивного права.

Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством.

Закрепление знаний.

Закреплению материала будет способствовать обращение к практическим выводам. (пар.17)

Ученые предлагают несколько версий относительно того, какие существуют современные подходы к пониманию права. Эта отрасль считается одной из самых сложных, а в истории развития цивилизации насчитывается свыше сотни различных теорий, предложенных великими умами человечества. Известные на сегодняшний день концепции являются результатом многовекового изучения правовой сущности, ее содержания и форм на разных этапах развития общества.

Подход к пониманию права таблица

Общая суть и развитие концепций

Современное толкование права как критерия справедливости, защиты прав и свобод, существенно отличается от представлений, которые существовали в глубокой древности и даже в средневековый период. Оно выступает основной категорией всей отрасли, имеет не только научное значение, но и приобретает глубокий практический смысл. От правильного понимания зависит не только деятельность представителей законодательных органов, но и правосознание граждан России и обстановка в государстве.

Для более точного и глубокого изучения системы права рассматривается несколько обоснованных концепций. Их множественность обусловлена различными факторами:

  • национальными традициями;
  • региональными обычаями и классовой принадлежностью;
  • идеологическими и философскими мировоззрениями;
  • историческими событиями;
  • социально-психологическими особенностями общества.

Становление всей отрасли — это результат многовековой целенаправленной работы человечества, которая включает познание и восприятие, формирование отношения и анализ права как целостного социального явления. Этот процесс можно назвать вечным, так как на каждом из этапов развития общества открываются новые свойства, качества, стороны и грани.

Современные подходы к пониманию права

На правопонимание оказывают влияние структура общества, экономическая и политическая обстановка в государстве. Познание позволяет кратко акцентировать внимание на обособленности и уникальности явлений и фактов, устранить нечеткость понятий и интерпретаций. В результате исследовательского процесса становятся очевидными изменения во взглядах, восприятии права и его практическом применении.

В основе современных теорий лежат принципы верификации и фальсификации. Первый гласит, что достоверность любого выдвинутого предположения проверяется экспериментальным способом. Если следовать второму принципу, то любую концепцию невозможно проверить на предмет истинности, но когда есть некоторые факты, удается опровергнуть.

Основные теории

В учебниках и других источниках описывается несколько подходов современности, которые позволяют трактовать право и оценивать его значение для общества. В литературе краткие характеристики и описания встречаются в виде презентаций, таблиц и шпаргалок, где указываются также плюсы и минусы каждой теории. Юристы-социологи выделяют следующие современные подходы к определению права:

Подходы к пониманию права

Подходы к праву

  1. Нормативистский. Заключается в обобщении юридических норм в единую совокупность, которая должна охраняться и гарантироваться государством. Сторонниками концепции являются Кельзен, Штаммлер и Новгородцев. По мнению ученых, верхнюю ступень занимает суверенное положение.
  2. Естественно-правовой. Приверженцы этой теории А. Радищев и Т. Гоббс в своих докладах утверждали, что право (на свободу, равенство, жизнь, собственность и т. д. ) присуще каждому гражданину с момента его появления на свет. Все это имеет высшее значение и преобладает над действующим законодательством.
  3. Исторический. Представители этой школы Ф. Савиньи, Г. Пухта, Гуго и другие сходились во мнении, что право никак не может быть инициировано законодателями, оно формируется в произвольной форме по мере развития народного единства и национального духа. Специалисты должны вовремя заметить и выразить эти проявления, изложив их в юридических доктринах и формулах.
  4. Теологический. Концепция опирается на Библию и другие заповеди. Сторонники теории Фома Аквинский и Аристотель утверждали, что естественными правами человек наделяется при рождении, и они имеют божественное происхождение.
  5. Социологический. Главная идея заключается в прагматическом восприятии права и закона. При этом подчеркивается, что первое находится в области сущего, а второе — в сфере должного. Доктрина предусматривает реальное правовое поведение юридических и физических лиц, их действия, реализацию и применение нормативных актов. Сторонники идеи выступают за приоритет общественных отношений с максимальным ограничением вмешательства государства.

Все представленные теории имеют свои черты и характеристики, определяют происхождение, принципы реализации и назначение права. Для составления объективной оценки требуется внимательное изучение каждого подхода с его позитивными и отрицательными аспектами.

Социальное значение доктрин

Современные подходы к изучению и пониманию системы права основаны на высших представлениях о справедливости, свободе, равенстве, что не было свойственно древнему и средневековому обществу. Хоть единой трактовки не существует, в планах всех концепций есть то, что их объединяет.

Современные подходы к пониманию права

Например, общим для всех подходов к праву является то, что они рассматривают его в виде общественно-социального института, одного из главных элементов структуры общества. Кроме того, оно признается основным средством регулирования поведения, позволяющим фиксировать гражданский порядок и упорядочивать отношения в различных сферах деятельности. В любом случае важнейшим признается нравственное начало, а конспекты и своды юридических и законодательных норм поддерживают его или в определенной степени искажают.

На школьных уроках текст каждой концепции рассматривается также с учетом двух принципов, характеризующих разрешительный подход к пониманию права или запретительный. Это основные идеи, которые лежат в основе функционирования всей отрасли и отдельных ее направлений.

Читайте также: