Современные достижения биологии в практике спорта конспект

Обновлено: 05.07.2024

Биология в изучение человеческого организма позволяет нам оценивать теоретические способности человеческого тела. В спорте мы используем знания о механизме накопления мышц. Часто спортсмены употребляют гормональные препараты и протеиновые коктейли. Знание об их влиянии на организм - заслуга биологии. В конце концов, выявление нормы физических нагрузок связано прежде всего с изучением физиологии человеческого организма.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Последние десятилетия уходящего века ознаменовались бурным развитием биологических исследований и широким внедрением их результатов в спорте. Учеными из разных стран были реализованы углубленные исследовательские программы, направленные на решение ключевых проблем теории и практики спорта 8. С применением самых совершенных технологий и сложнейших инструментальных методов исследования были изучены молекулярные механизмы мышечного сокращения [13,14], биоэнергетические процессы, обеспечивающие различные виды мышечной деятельности [15,16], особенности нервной и гормональной регуляции функций при мышечной работе [17,18], развитие процессов адаптации в ходе спортивной тренировки 19, проявления утомления в различных формах напряженной мышечной деятельности [22,23].

Как правило, большинство исследователей, обращавшихся к изучению биологических процессов при занятиях спортом, прежде всего пытались удовлетворить свое собственное любопытство как специалиста в определенной области биологии и ответить на вопрос о том, как занятия спортом влияют на ту или иную функцию, полезны ли эти занятия для здоровья человека, способствуют ли они расширению и укреплению его функциональных возможностей. И в наши дни многие из выполняемых изысканий в области биологии спорта все еще пытаются утвердить тезис о безусловной полезности занятий спортом. В то же время неуклонно растет число ученых-биологов, которые уже сполна удовлетворили свой интерес в понимании феномена спорта и обрели способность воспринимать запросы практиков на разрешение специфических проблем, связанных с повышением эффективности тренировки и улучшением спортивной работоспособности 30.

Фундаментальные проблемы современного спорта, на решение которых ориентированы прикладные биологические исследования, могут быть сведены к четырем основным вопросам:

- Что лимитирует уровень достижений в избранном виде спорта (проблема факторной структуры спортивной работоспособности);

- Какие средства и методы тренировки оказывают наибольшее воздействие на лимитирующие факторы спортивной работоспособности ( проблема наиболее эффективных средств и методов тренировки);

- Как лучше всего построить тренировку, чтобы достичь наибольшего прироста спортивного результата (проблема оптимального построения тренировочного процесса);

- Как можно корректировать и видоизменить воздействие традиционных тренировочных средств за счет применения дополнительных диетарных, фармакологических, физиотерапевтических и биоклиматических средств ( проблема эргогенических средств в спорте).

Для разрешения вышеуказанных проблем со стороны ряда национальных и международных организаций (Международный олимпийский Комитет(IOC)), Международный Совет спортивной науки и физического воспитания(ICSSPE), Европейский колледж спортивной науки(ECSS), Британская Ассоциация спортивных наук, Канадская Ассоциация спортивных наук, Национальный институт спорта и физического воспитания Франции, Американская академия физического воспитания, Американский колледж спортивной медицины(АСЗМ), Гаторейдовский институт спортивной науки(GSSI), Корпорация Марс и т.д. предпринимают активные усилия по координации научных исследований, проводимых в этих направлениях, по сбору и обобщению информации о результатах выполненных исследовательских работ.

Как свидетельствуют результаты недавних историографических изысканий, выполненных на материале наиболее популярных видов спорта 34, развитие мировых рекордов в спорте происходит сменяющими друг друга экспоненциальными скачками, отражающими процесс адаптации к доминирующему на данном этапе методу тренировки. В столетней истории современных олимпийских игр четко прослеживаются две различающиеся по относительным темпам прироста рекордов эпохи. В период, охватывающий первую половину XX века, доминирующими методами спортивной подготовки были методы длительной непрерывной и повторной работы; во второй половине нынешнего века, начиная с 50-х годов, доминирующим методом спортивной подготовки становится метод интервальной тренировки в различных сочетаниях с иными тренировочными средствами и методами.

За истекшее столетие ученые и практики спорта испробовали при подготовке ведущих спортсменов мира все допустимые сочетания основных эргометрических характеристик нагрузки, вида применяемых упражнений, их интенсивности и продолжительности, числа повторений упражнения, длительности пауз отдыха и характера отдыха после завершения упражнения. Для того чтобы ускорить развитие процесса адаптации в ходе тренировки и достичь заметного прироста спортивных результатов в ближайшем будущем, следует изыскать новые необычные тренировочные средства, которые могут вызвать необходимые адаптационные перестройки в организме. В качестве таких средств, в достаточной мере апробированных при подготовке высококвалифицированных спортсменов, в настоящее время могут рассматриваться тренировка в горах, применение искусственно вызываемой прерывистой гипоксии, барокамерная тренировка, эргогеническая диететика, использование фармакологических средств и различного рода физиотерапевтических воздействий и т.д.

Анализируя развитие биологических исследований в спорте за последние десятилетия, можно составить следующий прогноз на начало XXI века:

- В ближайшие годы можно ожидать создания на базе углубленных и всесторонних исследований процессов биологической адаптации при выполнении физических нагрузок в сочетании с иными эргогеническими средствами специальной теории спорта. Исходные посылки такой теории уже отчетливо просматриваются в отдельных руководствах и монографиях [24,37-49].

- Важным разделом специальной теории спорта будет разработка математических моделей развития адаптации в процессе спортивной тренировки и создание автоматизированной системы управления физическим состоянием спортсменов.

- Широкое развитие получат исследования по изучению новых эргогенических средств и условий их применения в различных видах спорта. Эти исследования будут дифференцированы в зависимости от специфики изучаемых биологических механизмов и направленности физиологического воздействия эргогенических средств на стимуляцию срочного, отставленного и кумулятивного эффектов тренировки.

С этим направлением тесно смыкается применение в области спорта современных биотехнологий для разработки как основных, так и дополнительных тренировочных средств. Можно предполагать, что по мере изучения особенностей воздействия и установления адекватных условий применения для отдельных эргогенических средств они из разряда дополнительных, применяемых от случая к случаю, будут переходить в разряд основных тренировочных средств, систематически употребляемых на соответствующих этапах подготовки.

Будут разрабатываться и внедряться в спортивную практику методы дистанционного контроля и управления ключевыми биологическими функциями, определяющими спортивные достижения в избранном виде упражнений.

Получат широкое распространение специальные формы организации биологических исследований в спорте, в частности создание постоянно и временно действующих международных центров, организация совместных экспедиций ученых-биологов для проведения исследований на крупнейших международных соревнованиях, обмен информацией из накопленных банков данных и пересылка инструкций по системе Internet и т.п.

Многие из отмеченных выше направлений биологических исследований в спорте уже частично реализованы в наши дни, и они, без сомнения, будут расширены и приобретут масштаб международных научных программ в грядущем XXI веке.

1. Фарфель В.С. Исследования по физиологии выносливости. -М: ФиС, 1949.

2. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев:3доров'я, 1988.

3. Яковлев Н.Н. Биохимия спорта. -М.: ФиС, 1974.

4. Яковлев Н.Н., Коробков А.В., Янанис С.В. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки.- М.: ФиС, 1960.

5. Bucci L., Nutrients As Ergogenic aids for sports and exercise. -Boca Raton: CRC Press, 1993.

6. Hollman W. Hochst- und Dauerleistungsfahigkeit des Sportlers.-Munchen: J.A.Barth, 1963.

7. Jokl E., Anand P.L., Stoboy H., eds. Advances in exercise physiology.-Basel, S.Karger, 1976.

8. Komi P.V. ed. Strength and power in sport. - Oxford: Blackwell Scientific Publications, 1992.

9. Margaria R., ed. Exercise at altitude.-N.Y.:ExcerptaMed., 1967.

10. Pernow В., Saltin В., eds. Muscle metabolism during exercise.- N.Y.: Plenum Press, 1971.

11. Shephard R.J., Astrand P.-O., eds. Endurance in sport.-Oxford: Blackwell Scientific Publications, 1992 .

12. Williams M.H., ed. Ergogenic aids in sport.- Champaign: Human Kinetics Publ., 1983.

13. Hochachka P. Muscle as molecular and metabolic machines.-Boca Raton: CRC Press, 1994.

14. Margaria R. Biomechanics and energetics of muscular exercise.-Oxford: Clarendon Press, 1976.

15. Keul J., Doll E., Keppler D. Muskelstoffwechsel.- Munchen: J.A.Barth, 1969.

16. Cerretelli P., Whipp B.J., eds. Exercise bioenergetics and gas exchange.- Amsterdam: Elsevier/North- Holland Biomedical Press, 1980.

17. Galbo H. Hormonal and metabolic adaptation to exercise.-Stuttgart: G.ThimeVerl., 1983.

18. Viru A.A. Hormones in muscular activity, Vol. 1, Hormonal ensemble in exercise.- Boca Raton: CRC Press, 1985.

19. Меерсон Ф.З., Пшеюшкова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам.- М.: Медицина, 1988.

21. Viru A.A. Adaptation in sports training.- Boca Raton; CRC Press, 1995.

22. Моногаров В.Д. Утомление в спорте.- Киев: Здоров'я, 1986.

23. Simonson E. Physiology of work capacity and fatigue.-Springfield: C. Thomas, 1971.

24. Волков Н.И., Карасев А., Хосни М. Теория и практика интервальной тренировки в спорте.: Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1995.

25. Burke E.R., Newsom M.M. Medical and scientific aspects of cycling.- Champaign: Human Kinetics.

26. Colgan M. Optimum sports nutrition.- N.Y.; Advanced Research Press, 1993.

27. Costill D.L. Inside running: Basics of sports physiology.-Indianapolis: Benchmark Press, 1986.

28. Costill D.L., Maglischo E.W., Richardson А.В. Swimming. -Oxford: Blackwell Scientific Publications, 1992.

29. Courtay R. Entrainement et performance athletique: Biologic, methodologie, application a la course a pied.- Paris: Ed. Amphora, S.a., 1986.

30. Newshoime E.A., Leech A.R., Duester G. Keep on running: The science of training and performance. -Chichester J.Wiley, 1994.

31. Reilly Т., Lees A., Davids К., Murphy W.J., eds. Science and football.- London: E.& F.N.Spon.

32. Zatsiorsky V.M. Science and practice of strength training.-Champaign: Human Kinetics, 1995.

33. Волков Н.И. Рекорды грядущего. Легкая атлетика, 1970, №6,с.6.

34. Волков Н.И., Ионов С.В. Теор.практ.физ. культ., 1994,№ 10,с.21.

35. Clarke D.H. The limits of human performance.- In: Clarke D.H., Eckert H.M., eds. Limits of Human Performance.-Champaign: Human Kinetics, 1985,p.4.

36. Astrand P.-O., Borgstrom A. Pourquoi les records sportifs progressent - ils?- In: Strauss R.H. Medicaments et performances sportives.- Paris: Masson, 1990, p. 147.

37. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса.- М.: ФиС.

38. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.- М.: ФиС, 1980.

39. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: ФиС, 1977.

40. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов.-М.: ФиС, 1986.

41. Желязков Ц. Теория и методика на спортната тренировка.- София: Медицина и физкултура.

42. Astrand P.-O., Rodahl K. Textbook of Work Physiology.-N.Y.: McGraw- Hill Book Сотр., 1977.

43. Choutka M., Dovalil J. Sportovni trenink.- Praha: Olympia, 1987.

44. Haag H., Grupe O., Kirsch A. Sport Science in Germany.-Berlin: Springer Verl., 1992.

45. Harre D. ed. Principles of Sports Training.- Berlin: Sportverlag, 1982.

46. Komer Th., Schwanitz P. Rudem.-Berlin: Sportverlag, 1987;

47. Veineck J. Optimales training.-Perimed, 1983.

48. Wilmore J., Costill D.L. Training for Sport and Activity.-Champaign, Human Kinetics, 1988.

49. Платонов Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература. 1997.

Очень часто мы, учителя, говорим о межпредметных связях при изучении различных учебных дисциплин. Порой эти связи разговорами и ограничиваются. Но если налажен деловой контакт между учителями, если согласованы материалы учебных программ, работать учителям легче, а заниматься ученикам на уроках интереснее.

В данной статье идет разговор о теснейшей связи двух учебных школьных предметов – физической культуры и биологии, а точнее, физической культуры и курса анатомии, физиологии и гигиены человека.

Физиология позволяет познать суть изменений в организме, а следовательно, понять возможности совершенствования функций при занятиях физическими упражнениями. Значение физиологических процессов и механизмов жизнедеятельности организма человека показывает ученику причины и условия протекания сложных функциональных состояний организма, характерны для мышечной деятельности. Это – прямой путь к рациональному распределению физической нагрузки и отдыха на уроках физической культуры, к анализу результатов занятий.

Трудно представить учителей физической культуры, не разбирающихся в строении человеческого организма и его функционирования. Ну и ученики должны представлять действия физической нагрузки на органы и системы. Понимание этого невозможно без знаний, полученных на уроках биологии.

Изучая механизмы опоры и движения дети с интересом и даже некоторым удивлением рассматривают систему суставов, сгибание и разгибание руки, убеждаются согласованности работы мышц. Раньше они об этом даже не задумывались. Знания о процессе сокращения мышц, об управлении движением, развитии утопления вследствие мышечной работы – это не только усвоение теоретического материала. Они помогают формированию учащихся определенных практических навыков. Изучив строение двигательного аппарата, дети получают возможность самостоятельно оценивать нагрузки при разных видах спортивных деятельности, осознанно носить изменения в технику выполнения движений, а также выполнять необходимые правила, что бы избежать травм.

Выявляются связи между мышечной активностью и состоянием сердца и сердечной сосудистой системы в целом.

Мудрая Природа запрограммировала для человека высокую надежность и прочность всех органов и систем,рассчитанную,по оценкам специалистов,не менее чем на 120-150 лет здоровой жизни.Однако реализовать эту программу не так-то прото.Подавляющее большинство людей в силу разных причин вольно или невольно укорачивают свою жизнь,нарушая правила Природы.Первым реагирует на эти нарушения сердце.

Сердце нетренированного человека отвечает максимальной работой на любую нагрузку.Вследствии такой неэкономной работы быстро наступает утомление,и человеку приходится переходить на более щадящий режим деятельности или вообще ее прекращать. При тренеровках укрепляется мышечная ткань сердца.Это делает сердце сильнее.При гиподинамии же мышечная ткань от бездействия атрофируется,а соединительная ткань разрастается.

В ней может откладываться жир,от этого сердце иногда сильно увеличиваетя в размерах. Но оно не делается сильнее,т.к соединительная ткань сокращается как мышечная не может.

Структурные изменения в сердечной мышце-основа долговременной адаптации сердца к мышечной работе. В нормальном развитом сердце на 1 мм в третьей степени мышечной массы в покое приходится 2300 раскрытых капилляров.

При мышечной работе раскрываются дополнительно около 2000 капилляров. Тренированное, умеренно увеличенное сердце в условиях относительного физического покоя имеет пониженный обмен, сниженный минутный объем крови. Оно работает на 15-20 процентов экономнее, чем нетренированное. Производительность тренированного сердца возрастает по сравнению с нетренированным примерно в два раза. Перегрузка такого сердца практически исключается даже при весьма напряженной мышечной работе, характерной для сегодняшнего спорта.

Зная все это, школьники осознают необходимость занятий физической культурой. Они четко представляют, как важна регулярность выполнения физических упражнений.

Обеспечение скелетных мышц и организма в целом кислородом невозможно без работы органов дыхания. Изучая дыхание на уроках биологии, мы с девятиклассниками отмечаем роль физической тренировки в развитии системы дыхания. Например, отмечаем , что при физической тренировке жизненная емкость легких может увеличиваться на 1-2 л. Поэтому у спортсмена не возникает отдышки даже при выполнении тяжелой работы. Большие порции воздуха, поступающего в легкие при вдохе, позволяют снабжать организм достаточным количеством кислорода, не увеличивая частоту дыхания. В целом дыхательная функция-это обеспечение обмена газами между атмосферным воздухом и организмом человека.

Система органов дыхания способна адаптироваться к физическим нагрузкам, легочной вентиляции, потребления кислорода тканями, в том числе и мышечной.

Интенсивный мышечный труд требует больших затрат энергии и следовательно, повышенного внимания пище. Рациональное питание и физическая активность обеспечивает детям нормальный рост и развитие. Пищевые продукты содержат различные органические соединения (белки, жиры и углеводы) и поэтому должны отвечать определенным требованиям ; соответствовать энергетическим затратам ребенка, содержать все необходимые пищевые вещества, сбалансированные в наиболее благоприятных отношениях; быть разнообразными (продукты животного и особенно растительного происхождения.

Курс биологии дает представление школьникам о широком многообразии пищевых продуктов, помогает использовать их с учетом состава и энергической ценности.

Организм человека в определенном смысле, представляет собой замкнутую систему, где всё тесно взаимосвязано и оптимально работает лишь при условии согласования в деятельности всех систем организма.

Важнейшую роль в этом играет нервная система. Нервные окончания , расположенные в мышцах, воспринимают раздражения. Из разных отделов центральной нервной системы проходят сигналы к скелетной мускулатуре. Таким образом, развитие разных групп мышц влечет за собой развитие нервной системы и наоборот.

Нервная система сложилась как чрезвычайно сложный аппарат, управляющий деятельностью всех других систем и органов в организме человека, обеспечивающий совершенную форму его поведения. Через органы чувств и специальные нервные окончания, расположенные в скелетных мышцах, нервная система получает информацию о состоянии внутренне и внешней среды организма, формирует его ответные реакции. Нервная система регулирует силу и скорость мышечного сокращения, степень напряжения или расслабления мышц, а также процессы питания и обмена веществ в них. Нервная система позволяет человеку ориентироваться в пространстве, чувствовать свою позу, координировать движения.

Получая информацию об этом на уроках биологии, учащиеся могут повторить ее на практике, занимаясь физической культурой в спортивном зале или на открытой площадке.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. Презентация на заданную тему содержит 29 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Организм человека, как единая саморазвивающаяся биологическая система. Организм человека, как единая саморазвивающаяся биологическая система. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность. Физическое развитие человека. Роль отдельных систем организма в обеспечении физического развития, функциональных и двигательных возможностей организма человека. Двигательная активность и ее влияние на устойчивость, и адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды.

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

С помощью физических упражнений осуществляется биологическое воздействие на организм, изменяющее его физическое состояние. Поэтому научную основу физической культуры составляют медико-биологические науки - биология, физиология, анатомия, биохимия и др.

Организм человека единая сложная высокоорганизованная биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с изменяющимися условиями окружающей среды и обладающая способностью саморегуляции и саморазвития, способностью к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации и совершенствованию механизмов управления биологическими процессами.

Функциональные системы организма группы органов, обеспечивающие протекающие в них согласованные процессы жизнедеятельности. К ним относятся нервная, кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная, органы чувств, половая и иммунная система. Они осуществляют свои функции в теснейшем взаимодействии.

Юношеский возраст (16–21 год) связан с периодом созревания, все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (22–60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту (61–74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: снижение активных возможностей организма и его систем – иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения.

В основе жизнедеятельности клеток, тканей, органов и всего организма лежит обмен веществ, включающий два взаимосвязанных процесса: усвоение питательных веществ (ассимиляцию) и распад органических веществ (диссимиляцию). Взаимосвязь между различными системами органов проявляется и в согласованном изменении их деятельности. Усиление деятельности одного органа или системы органов сопровождается изменениями и в других системах. Так, во время физической работы резко возрастает обмен веществ в мышцах, что приводит к согласованному изменению деятельности сердечнососудистой, дыхательной, выделительной и других систем органов.

- изучить особенности функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды; - уметь диагностировать состояние своего организма и отдельных его систем; - вносить необходимую коррекцию в их состояние средствами физической культуры и спорта; - уметь рационально соотносить физкультурно-спортивную деятельность и индивидуальные особенности организма, а также учитывать условия труда, быта, отдыха.

В связи с активизацией учебного труда при возрастающих нагрузках требуется оздоровление условий и режима учебы, быта и отдыха студентов, в том числе с использованием средств физической культуры - физических упражнений, оздоровительных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов и других составляющих здорового образа жизни. Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

В современных условиях жизни при достаточном и полноценном питании и малоподвижном образе жизни для сохранения энергетического баланса, поддержания нормальной массы тела, обеспечения высокой умственной и физической работоспособности и профилактики заболеваний возникает необходимость увеличивать расход энергии за счет повышения двигательной активности, и прежде всего с помощью регулярных занятий физическими упражнениями, что существенно стимулирует обменные процессы.

Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций повышать резервы организма. Следует отметить и существование обратного процесса - падение функциональных возможностей организма и ускоренное старение при снижении физической активности.

Формирование физической культуры личности будущего специалиста немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и спорта. Движения играют существенную роль в развитии и формировании человека. Организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температурных, барометрического давления, влажности воздуха, солнечной и космической радиации и т.д. если наблюдается двигательный режим развивающейся направленности.

Под влиянием физической тренировки происходит адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды, повышение резервных возможностей организма, физической работоспособности. Стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень умственной работоспособности давно стало аксиомой.

Таким образом, двигательная активность имеет ярко выраженное положительное действие на организм. Физические упражнения повышают экономичность обмена веществ, позволяют укрепить сердце и мускулатуру, способствуют профилактике заболеваний, повышают устойчивость организма к большому числу неблагоприятных факторов (промышленные яды, радиация и др.), повышают иммунитет, усиливают положительные эмоции и ощущения, улучшают сон, делают человека бодрым и жизнерадостным, увеличивают умственную, физическую и иную работоспособность. Все эти эффекты способствуют заметному увеличению творческого долголетия и в целом продолжительности жизни

Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Большинство сочленяющихся костей соединены связками и мышечными сухожилиями, образуя суставы конечностей, позвоночника и др. Основные функции – опора и перемещение тела и его частей в пространстве.

На рост и формирование костей существенное влияние показывают социально-экологические факторы: питание, окружающая среда и т.д. Дефицит питательных веществ, солей или нарушение обменных процессов, связанных с синтезом белка, незамедлительно отражаются на росте костей. Недостаток витаминов C, D, кальция или фосфора нарушает естественный процесс обызвествления и синтеза белка в костях, делает их более хрупкими. На изменение костей влияют и физические нагрузки. При систематическом выполнении значительных по объему и интенсивности статических и динамических упражнений кости становятся более массивными, в местах прикрепления мышц формируются хорошо выраженные утолщения – костные выступы, бугры и гребни. Происходит внутренняя перестройка компактного костного вещества, увеличиваются количество и размеры костных клеток, кости становятся значительно прочнее. Правильно организованная физическая нагрузка при выполнении силовых и скоростно-силовых упражнений способствует замедлению процесса старения костей.

Физическое развитие человека динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата[3]. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата[3]. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и её цели.

Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знании о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

……. прикладное значение спортивной подготовки вообще – элемент сознательности в занятиях, сопряженный с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования наиболее важных в современном производстве психофизиологических функций, психологической закалки людей, воспитания необходимых моральных качеств…..

Все это особенно ярко выражено в командных видах спорта и в командных спортивных соревнованиях, проведение которых в студенческих коллективах предпочтительней перед личными первенствами.

Широкое применение различных видов спорта в процессе ППФП студентов оправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоциональной и оздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако если такая спортивная тренировка проводится с целью подготовки студентов к их профессиональной деятельности, то должна быть обеспечена ее доступность для каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данному виду спорта. Профессионально-прикладная физическая подготовка(ППФП) — это целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности

высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения – это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.

Важное условие эффективного отдыха – регулярное чередование периодов работы и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение так называемого активного отдыха. Русский физиолог И. М. Сеченов доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности после утомительной работы одной рукой наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей ранее рукой. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Переключение с одного вида работы на другой, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.

Читайте также: