Современное хозяйство мира 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Каримова Елена Александрвна

Организация: МБОУ Лицей № 78 Фарватер

Населенный пункт: г. Казань

Цели урока: сформировать знания учащихся, хозяйственной деятельности людей

  • Образовательная: сформировать представление о хозяйственной деятельности людей и видах хозяйства;
  • Развивающая: создать условия для развития формирования универсальных учебных действий по построению схемы, анализу текста, решению практических задач.
  • Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся, интерес и эрудицию школьника;
  • Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку и здоровье сберегающие паузы.

Основные виды учебной деятельности ученика на уроке:

  • Составлять схему видов хозяйственной деятельности человека.
  • Приводить примеры различных видов хозяйственной деятельности.
  • Определять по картам (статистическим данным) страны-лидеры в сельском хозяйстве и промышленности.
  • Анализировать карты с целью выявления географических особенностей в распространении главных видов хозяйственной деятельности человека.

Тип урока: практикум.

Ключевые понятия новой темы: хозяйство, сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг, комплексные карты, культурно исторческие регионы мира, городское и сельское население, материальная и духовная культура.

Ход урока.

1. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока.

2. Учебная организация учащихся (наличие на рабочем месте учебника, атласа, контурной карты, дневника, принадлежностей).

II. Актуализация знаний и опрос д/з

б) около 12 млрд

г) около 120 млн

б) около 5оо тыс

г) около 1 миллион

  1. Назовите три признака, отличающие один народ от другого
  1. К какой языковой группе относят русский язык
  1. Назовите мировые религии
  2. Какая из них является самой распространенной
  3. Какая из перечисленных религий является национальной в Китае

9. Какую религию исповедует большинство населения России

10. Что такое языковые семьи?

1) народы, говорящие на одном языке

2) совокупности языков, произошедшие от одного корня

3) нет правильного ответа

Хорошо, молодцы. Население мы с вами повторили, но оно ведь должно где-то проживать и вести хозяйственную деятельность.

-Какими видами хозяйственной деятельности занимались люди в первобытном обществе?

-Какие виды хозяйственной деятельности появились позже?

-Какими видами хозяйственной деятельности заняты люди в вашей местности?

Так какова тема нашего урока?

Запись в тетрадь темы урока.

Учитель: сегодня мы поговорим о хозяйственной деятельности людей. Это очень важный вопрос, который имеет очень важную связь с географией как наукой, ведь географическое положение территории, особенности природно-климатических условий оказывают решающее влияние на направление деятельности людей.

III. Изучение новой темы

Регулятивные УУД: постановка темы, план урока и задачи.

Учитель: Более 10 тысяч лет назад люди почти ничего не производили, а только использовали то, что давала сама природа. Основным занятием человека первоначально было собирательство, рыболовство, охота. По мере расселения человека по материкам Земли и развития самого человека появились новые виды деятельности. А что же такое хозяйство?

Хозяйство – это производство людьми всего необходимого для своего жизнеобеспечения и улучшения условий существования.

Работают с текстом учебника


Учитель: Давайте применим ранее полученные знания с темой хозяйство

сегодня хозяйственная деятельность человека ведется не только на суше, но и на шельфе океанов, заливах и морях. Давайте вспомним, как человек использует океан в хозяйственной деятельности.

Вот примеры деятельности человека на воде.

Вопрос: какой из трех основных видов хозяйства более других зависит от особенностей природно – климатических условий, почему, приведите примеры? (сельское хозяйство более других зависит от особенностей условий среды)

Самостоятельная работа в парах с текстом учебника.

  1. Влияние с/х на ПК
  2. Влияние промышленности на ПК

озвучиваются экологические проблемы вызванные хозяйственной деятельностью человека.

Хозяйственная деятельность человека отражена на комплексных картах. По их условным знакам можно определить: (стр. 79)

а) места добычи полезных ископаемых;

б) особенности использования земель в сельском хозяйстве;

в) районы выращивания культурных растений и разведения домашних животных;

г) населенные пункты, некоторые предприятия, электростанции.

Изображены на карте и природные объекты, охраняемые территории.

Определяют, характеризуют, сравнивают хозяйственную деятельность в Африке ( север, юг).

ВложениеРазмер
09_noyabrya_2015_teh_karta.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Латынина Татьяна Николаевна

развивать умение работать с картой, ЭОР, анализировать, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности.

развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

Технология построения урока

осознание ценности географических знаний и умений, навыков; их применения в различных жизненных ситуациях, осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; выработать свои мировоззренческие позиции.

Регулятивные УУД: высказывать свое предположение на основе учебного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, паре; делать выводы.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Приветствие детей и гостей. Проверяет готовность к уроку.

Проверка изученного материала

Познавательные УУД: Формирование умений передавать информацию, умений самостоятельно строить ответ, давать характеристику таблицам, рисункам, обозначениям

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику

Работают с информацией, готовятся к ответу.

Познавательные УУД: Формирование умений находить информацию, умений самостоятельно строить ответ.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику.

Первичная проверка понимания

Предлагает выслушать ответы на вопрос.

Выступают, обобщают, делают выводы.

Познавательные УУД: Формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать факты.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику, считаться с мнением другого человека.

Обобщает ответы. На примере истории Робинзона Крузо хорошо видно, как и почему люди начали заниматься хозяйственной деятельностью. Сначала Робинзон просто использовал дары природы: охотился, ловил рыбу, собирал дикие плоды. Затем он начал обрабатывать землю и разводить скот, т. е. производить нужные продукты, воздействуя на природу. Это - первичный сектор хозяйства. Позже Робинзон обрабатывал шкуры, делая из них одежду, обрабатывал древесину, изготавливая из нее мебель, делал из глины горшки. Это – вторичный сектор хозяйства. Робинзон, обучая Пятницу, не производил предметов, результатом его деятельности явилось то, что Пятница заговорил по-английски, научился управлять лодкой. Значит, потребность людей в образовании, лечении, отдыхе – это третичный сектор экономики.

Все виды хозяйственной деятельности человека взаимосвязаны.

Слушают, делают запись в тетради.

Осуществляют поиск информации.

участвуют в коллективном обсуждении.

Принимают учебную задачу, учитывают выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Осмысление содержания. Первичное применение знаний.

Хозяйственная деятельность человека отражена на комплексных картах. По их условным знакам можно определить:

а) места добычи полезных ископаемых;

б) особенности использования земель в сельском хозяйстве;

в) районы выращивания культурных растений и разведения домашних животных;

г) населенные пункты, некоторые предприятия, электростанции. Изображены на карте и природные объекты, охраняемые территории.

Определяют, характеризуют, сравнивают хозяйственную деятельность в Австралии (восток, запад).

Осуществляют поиск информации.

участвуют в коллективном обсуждении.

Принимают учебную задачу.

Предлагает устно составить синквейн по теме урока.

1строка – 1 существительное

2строка - 2 прилагательных

3строка – 3 глагола

4строка – твое отношение к теме

5 строка - ассоциации

Познавательные УУД: Формирование умений оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, самостоятельность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований".


Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления.


Технологическая карта урока географии.Влияние климата на жизнь и здоровье человека. 8 класс


Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые"

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые". Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)

Блочно - модульная технология.

Технологическая карта урока географии 7 класс по теме Особенности природы Африки

Системно- деятельностный подход.

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России".

Слайды и текст этой презентации

Современное Мировое хозяйствоГеография 7 классПараграф №12

Современное
Мировое хозяйство

География 7 класс
Параграф №12

Возможно ли обойтись без взаимосвязи государств в современном мире?

Возможно ли обойтись без взаимосвязи государств в современном мире?

Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся система национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями

Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся система национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями на основе МГРТ





Вторичный сектор экономики. Обрабатывающая промышленность

Вторичный сектор экономики. Обрабатывающая промышленность

Третичный сектор экономики

Третичный сектор экономики

Проанализируйте график и ответьте на вопросы: 1. Почему в доиндустриальный период сельское хозяйство занимало более 50% экономики?

Проанализируйте график и ответьте на вопросы: 1. Почему в доиндустриальный период сельское хозяйство занимало более 50% экономики? 2. Какую долю занимает сфера услуг в постиндустриальном периоде? Почему так получается?

Структура экономики в некоторых странах мира.

Структура экономики в некоторых странах мира.

Домашнее задание Ответьте на вопросы 1;2 (слайд 10)3. Проанализируйте таблицу на слайде 11. Выпишите страны в три

Ответьте на вопросы 1;2 (слайд 10)
3. Проанализируйте таблицу на слайде 11. Выпишите страны в три столбика.
А Аграрные Б Индустриальные В Постиндустриальные
(более 50% с/Х) (более 50% промышленность) (более 50% сфера услуг)

4. С помощью учебника ответьте на вопросы:
4.1. В каких странах уровень сельского хозяйства очень высокий? С чем это связано?
4.2. Почему большинство стран Африки находятся на аграрной стадии развития?
4.3. Какие предприятия сферы услуг есть в Киришах? Как часто вы пользуетесь их услугами?
5. Выпишите в тетрадь выделенные слова и их определения.

Мы узнаем, что такое хозяйство, из каких частей состоит современное хозяйство.
Кроме того, изучим, как менялось значение каждой из частей хозяйства на разных этапах развития человечества.
Выясним, чем различаются поселения разных типов, какие бывают города и сельские поселения.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


На этом уроке мы узнаем, что такое хозяйство и из каких отраслей оно состоит, разбираемся, в чём отличие городского и сельского размещения населения, рассматриваем классификации городов и их влияние на окружающую природу.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население"

Сегодня на уроке узнаем, что такое хозяйство и из каких отраслей оно состоит, разберёмся, в чем отличие городского и сельского размещения населения, рассмотрим классификации городов и их влияние на окружающую природу.


Хозяйство - это природные и созданные человеком богатства, которые люди используют для обеспечения жизни и улучшения её условий.

Современное хозяйство состоит из трёх отраслей, которые появились последовательно в ходе развития человечества: сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг.


Сельское хозяйство занимает особое место в хозяйстве, так как обеспечивает население продуктами питания и поставляет для отдельных отраслей промышленности сырье (лен, хлопок, шкуры животных). Сельское хозяйство имеет два направления: растениеводство и животноводство. Растениеводство охватывает выращивание различных сельскохозяйственных культур. Животноводство - это отрасль, которая занимается разведением различных сельскохозяйственных животных. Развитие сельского хозяйства определяют природные условия.


Промышленность - это совокупность предприятий (шахт, фабрик, заводов, комбинатов), где добывают полезные ископаемые и производят разнообразную продукцию. Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую. К добывающей промышленности относят добычу различных полезных ископаемых (руд, нефти, угля, газа), заготовку леса, лов рыбы и морского зверя. Её размещение обусловлено расположением добываемых природных богатств. Предприятия обрабатывающей промышленности размещаются по определённым законам в зависимости от того, какую продукцию и как они производят. В развитых странах мира промышленность играет ведущую роль в хозяйстве.


Сфера услуг - это отрасль хозяйства, которая включает в себя все виды деятельности, важные для современных людей: образование, здравоохранение, торговля, транспорт и связь, культура и искусство. Предприятия этой сферы ориентированы на обслуживание людей. Поэтому, чем выше плотность населения, тем больше таких предприятий.

Транспорт обеспечивает связь между отдельными отраслями промышленности и сельского хозяйства, обмен продукцией внутри государства и между государствами, осуществляет перевозки пассажиров и грузов. Различают следующие основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный (речной, морской), трубопроводный.


С ростом предприятий промышленности усугубляется ситуация бережного отношения к природе. Загрязняются воздух, вода, почва. Количество населения на Земле постоянно растёт, следовательно, нужно все больше условий и средств для жизни человека, а это приводит к большему объёму работы предприятий и, самое печальное, к ухудшению качества окружающей среды.

Человек может проживать в городе и в сельской местности. В связи с этим выделяется городское и сельское расселение населения.

Соотношение городского и сельского населения на планете приблизительно одинаковое. Процесс урбанизации (рост городского населения) крупные масштабы приобрёл в XX веке. Но доля городского населения сильно отличается по регионам. В Европе, Северной и Южной Америке и Австралии доля его составляет ¾, в Азии и Африке всего ¼.


Города можно отличить от других поселений по ряду признаков:

· значительная численность населения, занятого преимущественно вне сельского хозяйства;

· более высокая плотность населения;

· характер жилой застройки;

· исторически сложившийся статус города;

Казалось, важнейшим критерием могла бы стать численность населения. Однако единых критериев в мире по людности городов нет. Так, в Скандинавских странах городом считают поселения, где проживает более 200 жителей, в Австралии - более 1 тыс. чел., в США - свыше 2,5 тыс. чел., в Китае - более 3 тыс. чел., в России - более 12 тыс. чел. На уровне ООН были сделаны попытки установить единый, общий для всех стран, критерий для определения статуса города - не менее 20 тыс. чел. Но, при этом количество городов мира сразу бы уменьшилось на четверть. Тогда было решено вести учёт городов по данным каждого государства.

По числу жителей различают:

1. малые (до 50 тыс. человек);

2. средние (от 50 до 100 тыс. человек);

3. большие (от 100 до 250 тыс. человек);

4. крупные (от 250 тыс. до 1 млн человек);

5. города-миллионеры (более 1 млн человек).


Москва является самым большим городом России по численности населения. И это не удивительно - здесь проживает более 15 млн. человек. Это гораздо больше, чем в Норвегии и Финляндии вместе взятых, или же примерно столько же, сколько в Чехии и Бельгии. А ведь это только официальные данные.

Другой классификацией городов является деление городов по их функциям. Различают города — промышленные центры (Магнитогорск), города-порты (Сидней), административные центры и города-столицы (Вашингтон), научные центры (Оксфорд), города-курорты (Ницца), туристические центры (Лас-Вегас). Однако наиболее часто встречаются многофункциональные города (Москва, Шанхай, Нью-Йорк).

Экология промышленных центров. В современном городе сосредоточено очень большое количество промышленных предприятий, транспорта и населения. Именно города играют одну из ведущих ролей в загрязнении окружающей среды.

В любом большом городе сформирован особый микроклимат. Дело в том, что жилые застройки сильно снижают скорость ветра, и воздух как бы застаивается. Возникающий смог сокращает количество солнечного света, что способствует возникновению различных заболеваний.

Все городские объекты являются источниками радиационного тепла, и городская атмосфера нагревается. В городе температура воздуха всегда гораздо выше, чем средняя температура данной местности.

Отсутствие тишины - одна из главных проблем городских жителей. Особенно это касается тех, кто живёт или работает в оживлённых районах, рядом с автотрассой. Допустимая отметка шума - 80 децибелов. Если уровень превышен, то результат – расстройства слуха, памяти, проблемы с нервной системой, хроническая усталость. Организм человека в условиях постоянного шума не отдыхает, поэтому не в состоянии восстановиться.


В крупных городах высокий уровень населённости. Люди, соприкасаясь в транспорте, в очередях, в магазинах, быстрее распространяют инфекционные заболевания (эпидемии). Огромный вред здоровью наносят курильщики. Они не только сами вдыхают вредные вещества, но и загрязняют атмосферу, подвергают опасности других людей.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое хозяйство и из каких отраслей оно состоит, разобрались, в чем отличие городского и сельского размещения населения, рассмотрели классификации городов и их влияние на окружающую природу.

Читайте также: