Советское право 1917 1953 кратко конспект

Обновлено: 06.07.2024

Источники советского права. Советское право возникло одновременно с советским государством и так же, как и оно: в ходе слома старого права.

Следует отметить три основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

  1. новое законодательство, новые нормативные акты;
  2. старое законодательство (в особенности те его нормы, которые носили общечеловеческий характер);
  3. революционное правосознание трудящихся.

Особенностью законодательства данного периода является множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы советского государства, в том числе наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

Гражданское право. В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности — государственной социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, — сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

Земельное право. Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии.

В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом груда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приняты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрреволюционными и воинскими преступлениями.

Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно которому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

Местные суды применяли также новые, не урегулированные законодательством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

Суд и процесс. Создание новых — советских — судебных органов сопровождалось учреждением нового демократического порядка рассмотрения дел. Советское судопроизводство отличалось обвинительно-состязательным характером, устностью, гласностью и непосредственностью. Суд не был стеснен никакими формальностями в отношении доказательств и сроков исковой давности. Доказательства оценивались по внутреннему убеждению судей.

В изучаемый период допускалось судопроизводство на основании Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части, не отмененной советской властью и не противоречащей социалистическому правосознанию.

На смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных показаний.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "п. Советское право в 1917–1953 гг."

Один из первых законодательных актов советской власти — Декрет о земле. Он отменял право частной собственности на землю, помещичьи имения конфисковывались. Изъятая земля передавалась в распоряжение уездных советов крестьянских депутатов и волостных земельных комитетов.


Вообще, отношение к частной собственности у советской власти было резко отрицательным. Без её ликвидации невозможно было говорить о построении социализма и тем более коммунизма. По крайней мере, так это представлялось большевикам. В декабре 1917 года ВЦИК принял декрет о национализации банков.


Новая экономическая политика частично легализовала частную собственность. Была разрешена предпринимательская деятельность, открывались частные магазины, рестораны, парикмахерские, заводы. Точнее, заводики. Численность работников на них не могла превышать двадцати человек.


Но такое допущение рыночных отношений было временной мерой. В конце 1920-х годов нэп был свёрнут. Теперь закон признавал лишь государственную (она же общенародная) и кооперативную собственность.

В конце октября 1917 года был принят Декрет о введении восьмичасового рабочего дня. В честь десятилетнего юбилея Октябрьской революции было принято решение о переходе на семичасовой рабочий день. Чуть позже рабочая неделя стала непрерывной – пятидневной или шестидневной. То есть каждый пятый (или каждый шестой) день становился выходным, независимо от дня недели.


Трудовое законодательство предусматривало также ежегодный оплачиваемый отпуск и социальное страхование – на случай болезни, инвалидности, старости…

Но в реальной практике регулирования трудовых отношений были примеры и другого рода. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа объявляла труд не правом, а обязанностью граждан – вводилась всеобщая трудовая повинность. С началом нэпа она была отменена. Но принудительный труд сохранился в качестве одного из видов уголовных и административных наказаний. С конца 1920-х годов труд заключённых широко использовался на крупнейших стройках. Одним из первых примеров такого рода стал Беломорско-Балтийский канал.

Накануне Великой Отечественной войны – в 1940 году – рабочий день вновь был увеличен до восьми часов при семидневной рабочей неделе (с одним выходным). Одновременно вводились жёсткие меры по поддержанию трудовой дисциплины. Так, самовольный уход с работы и опоздание более чем на двадцать минут квалифицировались как уголовное преступление (с назначением вполне реальных сроков лишения свободы). Работникам запрещалось по своему желанию увольняться, переводиться на другое место работы. В то же время предусматривалась возможность принудительного перевода, независимо от того, где находится новое предприятие. Интересы государства выше интересов граждан – этот основополагающий принцип действовал во всех отраслях права.

2 декабря 1917 года была принята Декларация прав народов России.

Она провозглашала равенство всех национальных общностей, право народов на самоопределение, в том числе на образование собственного государства. Этим правом в первые годы после Октябрьской революции воспользовались Финляндия, Польша, Латвия, Литва, Эстония.


Советские республики были провозглашены в Беларуси, Украине, Азербайджане, Армении, Грузии.

Популярность идеи национально-государственного строительства была учтена при образовании союзного советского государства. План автономизации, предложенный Иосифом Сталиным, – вхождение национальных советских республик в состав РСФСР на правах автономии – был отклонён. И принят ленинский федеративный план. 30 декабря 1922 года на Первом Всесоюзном съезде Советов были подписаны Декларация и Договор об образовании СССР.


Советские республики объединялись на принципах равноправия независимо от размеров территории и численности населения. За ними сохранялось право выхода из состава СССР. При желании можете подискутировать о преимуществах и недостатках такой формы организации многонационального государства.

Союзные республики в начале и середине 1920-х годов имели определённую самостоятельность в решении вопросов развития образования, культуры, сельского хозяйства. Создавались территориальные военные подразделения. Формально такой их статус сохранялся и в дальнейшем. Скажем, в 1944 году они получили право самостоятельно вступать в отношения с иностранными государствами. Были даже созданы республиканские наркоматы иностранных дел. Белорусская и Украинская ССР стали членами-учредителями Организации Объединённых Наций.



Здесь к месту придётся рассказ о принципах, на которых было построено советское государство. Идея разделения властей признавалась буржуазной, а значит неприемлемой для него. Съезд Советов, а затем Верховный Совет обладали и законодательной и исполнительной властью. Законодательные функции были и у правительства – Совета народных комиссаров. Часть декретов, о которых мы уже упоминали, принимал СНК РСФСР. Суды были под контролем органов исполнительной власти. И над всей этой системой стояла Коммунистическая партия. С 1922 года она стала не просто правящей, а единственной политической партией в стране. В партийных комитетах разных уровней принимались решения, которые затем утверждались конституционными органами власти. Там же одобрялись кандидатуры на занятие государственных, в том числе и выборных должностей.



Обвиняемый не только не имел возможности воспользоваться правом на защиту, но даже не присутствовал при вынесении решения по своему делу.

За некоторые преступления устанавливались непропорционально тяжкие наказания. Закон об охране социалистической собственности 1932 года не вводил разграничения тяжести преступления в зависимости от размеров похищенного.


Подведём итог нашего краткого обзора истории развития советского права в 1917–1953 годах.

· В нём присутствовала идея защиты прав трудящегося населения, народов, проживающих на территории государства.

· Отказ от соблюдения принципа разделения властей привёл к произволу исполнительной власти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвещён развитию законодательства в первые годы Советской власти.

Советское право в 1917 – 1953 гг. (право, 10 класс, профильный уровень)

Советское право в 1917 – 1953 гг.

Диктатура пролетариата Взяв власть в октябре 1917 г., большевики объявили о введении диктатуры пролетариата. О необходимости и сущности диктатуры пролетариата лидер партии большевиков В. И. Ленин (1870-1924) писал задолго до революции: Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

Диктатура пролетариата

Взяв власть в октябре 1917 г., большевики объявили о введении диктатуры пролетариата. О необходимости и сущности диктатуры пролетариата лидер партии большевиков В. И. Ленин (1870-1924) писал задолго до революции:

Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

Причины победы большевиков в октябре 1917 г. Идеология партии (лозунги и программы соответствовали основным требования населения) Продуманная тактика, стратегия, четкая организация партии Слабость Временного правительства

Причины победы большевиков в октябре 1917 г.

ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ

До 2 марта 1917 г.

До 25 октября 1917 г.

Император, Государственная Дума, Гос. Совет

До 9 июля 1918 г.

Предполагалось создать на Учредительном собрании

Всероссийский съезд Советов, ВЦИК

Временное правительство 4 состава

Губернаторы, земства, городские думы.

Совет народных комиссаров

Комиссары Временного правительства, земства, городские думы.

Окружные суды, палаты, Сенат

Армия, флот, полиция, жандармерия

Советы разного уровня

Окружные суды, палаты, Сенат, мировые суды.

Армия, флот распались, появилась милиция.

Народные суды, революционные трибуналы

Поместный собор выбрал патриарха

РККА, РККФ, ВЧК, рабоче-крестьянская милиция

Организации разного типа, политические партии

Церковь отделена от государства

Размежевание между организациями и внутри них. Ведущая роль политических партий.

Замена элементов гражданского общества господством РКП(б).

Центральная

Гражданское

Формирование новой государственности после октября 1917 г. Создание высших органов государственной власти: Совета народных комиссаров (СНК), Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) – на Втором Всероссийском съезде советов. Создание рабочей – крестьянской милиции, советского суда, всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Формирование Красной армии (к весне 1918 г.).

Формирование новой государственности после октября 1917 г.

Первые мероприятия советской власти

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКИ ВОЕННОГО КОММУНИЗМА И НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

НЭП (1921 – 1929 гг.)

ВК (1918 – 1920 гг.)

Частичная денационализация с передачей в частную собственность мелкой и средней промышленности

Привлечение иностранного капитала посредством концессий.

Воссоздание банковской системы и роли денег (финансовая реформа).

Национализация всей промышленности и банков

Замена продразверстки продналогом.

Разрешение крестьянам самостоятельно реализовывать излишки продукции.

Продовольственная разверстка в сельском хозяйстве, безвозмездное изъятие у крестьян большей части произведенной продукции

Восстановление зарплаты в денежной форме в зависимости от квалификации, количества и качества произведенной продукции.

Натурализации заработной платы, ее выдача промышленными изделиями и продуктами

Введение свободной торговли, восстановление рыночных отношений. Сосуществование государственной, кооперативной и частной торговли.

Запрет частной торговли

НЭП (1921 – 1929 гг.) ВК (1918 – 1920 гг.) Всеобщая трудовая повинность Отмена всеобщей трудовой повинности. Разрешение найма рабочей силы. Возникновение безработицы. Строгая централизация управления (главкизм) Преобразование главков в тресты, синдикаты, действующие на принципах хозяйственного расчета. Нормированное снабжение (карточная система) Ликвидация карточной системы. Конкуренция государственной, частной и кооперативной систем торговли. Уравнительное распределение Распределение в соответствии с количеством и качеством труда, допущение арендной платы, процентов на вложенный капитал. Свободный наем рабочей силы. Милитаризация труда Введение платы за жилье, коммунальные услуги, транспорт, обучение в вузах и т.д. Бесплатное жилье, коммунальные услуги, транспорт

НЭП (1921 – 1929 гг.)

ВК (1918 – 1920 гг.)

Всеобщая трудовая повинность

Отмена всеобщей трудовой повинности. Разрешение найма рабочей силы. Возникновение безработицы.

Строгая централизация управления (главкизм)

Преобразование главков в тресты, синдикаты, действующие на принципах хозяйственного расчета.

Нормированное снабжение (карточная система)

Ликвидация карточной системы. Конкуренция государственной, частной и кооперативной систем торговли.

Распределение в соответствии с количеством и качеством труда, допущение арендной платы, процентов на вложенный капитал.

Свободный наем рабочей силы.

Введение платы за жилье, коммунальные услуги, транспорт, обучение в вузах и т.д.

Бесплатное жилье, коммунальные услуги, транспорт

ПРОЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ СССР АВТОНОМИЗАЦИЯ (проект И.Сталина) - Все республики входят в состав РСФСР на правах автономных. - Руководящие органы РСФСР становятся центральными союзными государственными органами. - Полномочия автономных республик урезаются. В.Ленин обвинил Сталина в великодержавном шовинизме. КОНФЕДЕРАЦИЯ (проект Х.Раковского) - Все республики заключают между собой двусторонние равноправные договоры. - Центральные союзные органы не создаются - Полномочия субъектов объединения равные. В.Ленин считал такое объединение слишком аморфным, слабым перед лицом внешней опасности. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (проект В.Ленина) - Все республики, включая РСФСР, образуют союз равных – Союз Советских Социалистических Республик Европы и Азии. - Создаются новые центральные руководящие органы. - Союзные республики сохраняют широкие, равные полномочия.

ПРОЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

- Все республики входят в состав РСФСР на правах автономных.

- Руководящие органы РСФСР становятся центральными союзными государственными органами.

- Полномочия автономных республик урезаются.

В.Ленин обвинил Сталина в великодержавном шовинизме.

- Все республики заключают между собой двусторонние равноправные договоры.

- Центральные союзные органы не создаются

- Полномочия субъектов объединения равные.

В.Ленин считал такое объединение слишком аморфным, слабым перед лицом внешней опасности.

- Все республики, включая РСФСР, образуют союз равных – Союз Советских Социалистических Республик Европы и Азии.

- Создаются новые центральные руководящие органы.

- Союзные республики сохраняют широкие, равные полномочия.

Образование СССР. Национально-государственное строительство в 1922-1940 гг.

Образование СССР. Национально-государственное строительство в 1922-1940 гг.

Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов.

Первым государственным актом, положившим начал формированию единой судебной системы, стал декрет СНК РСФСР ноя. 1917 г. - Декрет о суде № 1. Он 1 упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3 , далее расширявший компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов.

Создавался в Москве Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

С марта 1918 г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставляюсь исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. существовали повсеместно

В июне ВЦИК утвердил Положение о рабоче-крестьянской милиции, возлагавшее на ее органы функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознаний по уголовным делам.

Положение об общих местах заключения было принято Наркомюстом в ноябре 1920 г.

7 августа 1932 г. был принят Закон об охране социалистической собственности.

12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях - от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысячи предложений, поправок, дополнений.

Конституция определяла, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, имеющей форму:

* государственной собственности; * колхозно-кооперативной собственности.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924г. Содержала ряд глав, которых ранее не было: * об общественном устройстве;* о суде и прокуратуре;

* об основных правах и обязанностях граждан (в этой главе упоминается о следующих обязанностях: соблюдать конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность, защищать СССР – почетная обязанность);

* об избирательной системе.

Нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, образование и функционирование системы высших органов власти СССР и союзных республик, таких как:

1) высший орган власти — Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на четыре года);

2) Совет Народных Комиссаров (высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат — оба эти органа подотчетны Верховному Совету;

3) система судов и прокуратуры. Она состояла из Верховного Суда СССР, Верховных Судов союзных республик, краевых, областных, окружных судов.

Народные суды — выборные органы, срок их полномочий три года.

Изменилась и классовая структура общества: были ликвидированы капиталисты, кулаки, частные торговцы, большая часть духовенства.

В общественном устройстве было установлено наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Интеллигенция определялась как прослойка.

В Конституции 1936 г. закреплялась политическая основа СССР — Советы депутатов трудящихся. Этим законодательно оформилась единая политическая идеология.

Тоталитаризм характеризуется следующими признаками: способность режима создавать себе массовую поддержку, мобилизуя общество во имя единой цели, имеющей общенациональное значение; установление тотального контроля за всеми сферами жизни общества и государства; однопартийность; сращивание партийного и государственного аппарата; массовые политические репрессии; особая роль чрезвычайных карательных органов; культ личности вождя.

Тоталитаризм характеризуется следующими признаками:

СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ТОТАЛИТАРИЗМА.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА в 1930-е гг.

- господство государственной собственности, ликвидация частной собственности;

- командно-административная система управления;

- ликвидация свободы труда, внеэкономическое принуждение (ГУЛАГ);

- запрет забастовок, жесткая дисциплина;

- социальный патернализм, уравниловка;

- однопартийная система – монополия ВКП(б) на власть;

- сращивание партийного и государственного аппарата;

- номенклатура – правящий привилегированный слой советского общества;

- унификация общественной жизни;

- наличие мощного репрессивного аппарата, уничтожение противников, репрессии, террор;

- подчинение ВКП(б) массовых организаций;

- культ харизматического вождя;

- отсутствие реальных свобод в обществе.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ В СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НОМИНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РЕАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1917-1936 гг. – Всероссийский (Всесоюзный) съезд Советов, ВЦИК 1937-1989 г. – Верховный Совет СССР, Президиум ВС СССР 7-27 съезды КП, пленумы ЦК, Политбюро (Президиум) ЦК РСДРП(б), РКП(б), КПСС. 1917-1946 гг. – СНК РСФСР (СССР); 1946 -1990 гг. СМ СССР Члены Политбюро ЦК, секретари ЦК, Отделы ЦК КП и партийные комитеты в министерствах направляли их работу Местные Советы (республиканские, областные, районные, городские, сельские), их исполнительные комитеты. Работу Советов контролировали и направляли отделы соответствующих партийных комитетов и первые секретари Верховная власть (законодательная) Центральная власть (исполнительная) Местная власть

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ В СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

1917-1936 гг. – Всероссийский (Всесоюзный) съезд Советов, ВЦИК

1937-1989 г. – Верховный Совет СССР, Президиум ВС СССР

7-27 съезды КП, пленумы ЦК, Политбюро (Президиум) ЦК РСДРП(б), РКП(б), КПСС.

1917-1946 гг. – СНК РСФСР (СССР);

1946 -1990 гг. СМ СССР

Члены Политбюро ЦК, секретари ЦК, Отделы ЦК КП и партийные комитеты в министерствах направляли их работу

Местные Советы (республиканские, областные, районные, городские, сельские), их исполнительные комитеты.

Работу Советов контролировали и направляли отделы соответствующих партийных комитетов и первые секретари

(законодательная)

Центральная

(исполнительная)

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ В СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

РККА, РККФ, ВС СССР, ВЧК – ОГПУ – НКВД – КГБ, милиция.

Контролировались отделами ЦК КП, партийными организациями в этих структурах

Профессиональные союзы, ВЛКСМ, творческие, научные, спортивные и др. организации. Совет по делам религий.

Контролировались отделами ЦК КП, партийными организациями в этих структурах, религиозные организации контролировались НКВД – КГБ.

Советское право в 1917 – 1953 гг 1. Правовая политика Советского государства (19

№ слайда 1

Советское право в 1917 – 1953 гг 1. Правовая политика Советского государства (1917–1953 гг.) Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть. В. Ленин

ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ Верховная власть Центральная власть Мест

№ слайда 2

ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ Верховная власть Центральная власть Местная власть Судебная власть Силовые структуры Церковная власть Гражданское общество До 2 марта 1917 г. До 25 октября 1917 г. До 9 июля 1918 г. Император, Государственная Дума, Гос. Совет Предполагалось создать на Учредительном собрании Всероссийский съезд Советов, ВЦИК Совет министров Временное правительство 4 состава Совет народных комиссаров Губернаторы, земства, городские думы. Комиссары Временного правительства, земства, городские думы. Советы разного уровня Окружные суды, палаты, Сенат Окружные суды, палаты, Сенат, мировые суды. Народные суды, революционные трибуналы Армия, флот, полиция, жандармерия Армия, флот распались, появилась милиция. РККА, РККФ, ВЧК, рабоче-крестьянская милиция Синод Поместный собор выбрал патриарха Церковь отделена от государства Организации разного типа, политические партии Размежевание между организациями и внутри них. Ведущая роль политических партий. Замена элементов гражданского общества господством РКП(б).


№ слайда 3

Октябрьская революция произвела коренные изменения и социальном строе России. Ге

№ слайда 4

Октябрьская революция произвела коренные изменения и социальном строе России. Генеральная их линия означала переход от прежней общественно-экономической формации к новой — социалистической: обобществить средства производства, сделать их собственностью народа путем их национализации, т.е. передачи имущества буржуазии и помещиков в собственность государства. Национализация средств производства

 На первом этапе (осень 1917г. – весна 1918 г.) национализации были подвергнуты

№ слайда 5

На первом этапе (осень 1917г. – весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных так и местных. С весны 1918 г. начался второй этап - национализация не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности. Третий этап национализации промышленности приходится на период гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателей) или десяти (без двигателей на предприятии) человек объявляются национализированными. Тем самым национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности. Уже в первый период существования Советского государства были национализированы и другие объекты - железные дороги, частные бани и пр.

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет На

№ слайда 6

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиcсapoв, группу экспертов, отраслевые отделы Руководящим органом было Бюро ВСНХ. В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительной национализации отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов. Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.

Исторически первым объектом национализации стала земля. Эта задача была решена Д

№ слайда 7

Исторически первым объектом национализации стала земля. Эта задача была решена Декретом о земле, который превращал в общенародную собственность не только имущество эксплуататоров, но и земли крестьян.

2 сент. 1918г.- ВЦИК объявил страну военным лагерем (с лета 1918г.идет формирова

№ слайда 8

Причины введения НЭПа. Экономический кризис в результате политики «военного комм

№ слайда 10

Основные мероприятия НЭПа 1. Введение продналога, который был вдвое меньше продр

№ слайда 11

Результаты НЭПа. Позитивные итоги НЭПа. Удалось восстановить народное хозяйство.

№ слайда 12

Результаты НЭПа. Позитивные итоги НЭПа. Удалось восстановить народное хозяйство. 2. Получилось возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны. 3. Увеличился национальный доход. 4. Рост промышленной продукции привел к быстрому росту производительности труда. 5. Национальная валюта страны стала крепкой и стабильной. 6. Быстро росло материальное благосостояние населения. Негативные итоги НЭПа. Непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства. 2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства. 3. Расслоение крестьянства. 4. Рост безработицы. 5. Во второй половине 20-х годов начались финансовые проблемы.

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование,

№ слайда 13

В декабре 1917 г. ВЦИК принял постановление «О страховании на случай безработицы

№ слайда 14

В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР,

№ слайда 16

10 июля 1918 года, Москва, V съезд Советов Закреплялась победа Советов, как орга

№ слайда 17

10 июля 1918 года, Москва, V съезд Советов Закреплялась победа Советов, как органа диктатуры пролетариата и крестьянства. Россия провозглашалась федерацией. Конечная цель: создание социалистического общества, в котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти. Устанавливалась однопартийная система.

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федера

№ слайда 18

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, у и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали: изменения в Конституцию; принятие в состав РСФСР; объявление войны и заключение мира; общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой; устанавливали общегосударственные налоги и повинности и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры. Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов. Первым го

№ слайда 19

Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов. Первым государственным актом, положившим начал формированию единой судебной системы, стал декрет СНК РСФСР ноя. 1917 г. - Декрет о суде № 1. Он 1 упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных

№ слайда 20

Принципами нового судебного права стали: коллегиальность в принятии судебных реш

№ слайда 21

В июне 1918 г. прошла Первая Всероссийская конференция ЧК, разработавшая общие п

№ слайда 22

Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде и

№ слайда 23

В июне ВЦИК утвердил Положение о рабоче-крестьянской милиции, возлагавшее на ее

№ слайда 24

7 августа 1932 г. был принят Закон об охране со- циалистической собственности. С

№ слайда 25


№ слайда 26

Послевоенное восстановление хозяйства происходило по пути возврата к довоенной м

№ слайда 27

12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полуго

№ слайда 28

Нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство С

№ слайда 29

Нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, образование и функционирование системы высших органов власти СССР и союзных республик, таких как: 1) высший орган власти — Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на четыре года); 2) Совет Народных Комиссаров (высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат — оба эти органа подотчетны Верховному Совету; 3) система судов и прокуратуры. Она состояла из Верховного Суда СССР, Верховных Судов союзных республик, краевых, областных, окружных судов. Народные суды — выборные органы, срок их полномочий три года. Изменилась и классовая структура общества: были ликвидированы капиталисты, кулаки, частные торговцы, большая часть духовенства. В общественном устройстве было установлено наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Интеллигенция определялась как прослойка. В Конституции 1936 г. закреплялась политическая основа СССР — Советы депутатов трудящихся. Этим законодательно оформилась единая политическая идеология.


№ слайда 30

Повторение: 1.Как понимал сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленин? 2. Что тако

№ слайда 31

Повторение: 1.Как понимал сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленин? 2. Что такое революционное правосознание? 3. Какие нарушения законности имели место в нашей стране в 1920—1950-е гг.? 4. Были ли репрессии 1930-х гг. следствием нарушений законности в период революции и Гражданской войны?

Домашнее задание:§7 Тема для реферата: 1. Какое влияние на общество оказывает ре

№ слайда 32

Домашнее задание:§7 Тема для реферата: 1. Какое влияние на общество оказывает резкая смена правовой системы?

Источники: 1. http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo

№ слайда 33

Читайте также: