Состояние окружающей среды конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды.

  • повторить изученные стили и типы речи;
  • рассмотреть особенности текста данного типа, способы выражения состояния;
  • формировать умение создавать этюды, лирические зарисовки;
  • вести работу над формированием внимания, наблюдательности, образного и творческого мышления;
  • продемонстрировать репродукции картин;
  • ввести в урок как иллюстрацию к упражнениям прослушивание звуков природы;
  • использовать для творческой работы аудиозапись пьесы П.И.Чайковского “Март”.

Оформление урока: опорная таблица, немой кроссворд, раздаточный материал – тексты, раздаточный материал для творческой работы – изображение облака, репродукции картин С.Ю.Жуковского “Осень. Веранда.”, И.Левитана “Март”, аудиозаписи звуков природы и пьесы П.И.Чайковского “Март”.

1. Повторение

– Сегодня у нас очередной урок развития речи. А что мы знаем о речи? Вспомнить поможет вам немой кроссворд. Заполните его.

– Какая бывает речь?

– Какие стили речи мы знаем?

– А теперь скажите, о каком типе речи идет речь?

– Тип речи, в котором изображаются предметы. “Новое” отвечает на вопрос Какой?

– Тип речи, в котором обычно говорится о действиях и событиях. Вопрос Что произошло?

– Тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий – Почему?

Описание, повествование, рассуждение.

– Сегодня мы работаем с описанием. Посмотрите на опорную схему и скажите, что мы о нем знаем.

– Кто? Что? – предмет – Какой? – признак

Описание – Где? – место – Что?– предмет

– Состояние окружающей среды

II. Определение темы урока

– Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока? Описание состояния окружающей среды.

III. Целеполагание

– Какие цели мы можем перед собой поставить? Узнать об особенностях описания состояния окружающей среды, учиться составлять тексты данного типа.

IV. Определение очередности этапов работы

– Как вы думаете, с чего нам лучше начать работу, как соотнести этапы работы на уроке?

– Проработать теоретический материал по теме.

– Выполнить практические задания.

– Обратиться к “Толковому словарю” и выяснить значения слов “состояние”, “среда”.

V. Описание состояния окружающей среды

Работаем по установленному детьми порядку.

1. Работа со словарными статьями.

– Как вы понимаете, что такое окружающая среда? (Среда – окружение, природные условия, в которых протекает деятельность человека.)

– А что такое состояние? (Состояние – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.)

(Содержание словарных статей в течение урока находится на доске перед глазами детей)

2. Работа с учебником.

– Прочитаем теоретический материал на с. 325–326.

Далее в ходе беседы составляем презентацию “Описание состояния окружающей среды”

– Что является “данным” в тексте этого типа? (“Данное” отсутствует или называет элементы природы, части ее.)

– Что является “новым”? На какой вопрос отвечает?

– В каком состоянии (природа)?

  • личными и безличными глаголами, например, сияет;
  • наречиями на -о со значением состояния – холодно;
  • именами существительными, передающими состояние – вечер.

– В чем особенность предложений в таком тексте? (Сказуемое + подлежащее.)

– Как соединяются предложения между собой? (Параллельно.)

3. Практическая работа.

– Посмотрите в окно, какая погода сегодня на улице? Составьте предложения со значением состояния.

– Прочитайте тексты. Являются ли они описанием состояния окружающей среды?

– К какому стилю речи относятся данные тексты? (Художественный.)

– Обратите внимание на текст 3. Изменится ли нарисованная А.П.Чеховым картина, если глаголы несовершенного вида заменить глаголами совершенного вида? (Продолжительное, длительное действие заменится началом действия: барабанили – забарабанили.)

– Прочитайте сочинение ученика. Удалось ли автору нарисовать картину осеннего дня? Какой тип речи он использовал? (Повествование, нарушены принципы описания состояния окружающей среды.)

– Пользуясь репродукцией картины художника С. Жуковского “Осень.Веранда” (вклейка 8), исправьте текст сочинения ученика.

– А в каком состоянии вы? Готовы ли вы к дальнейшей работе?

– Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своих чувствах, состоянии своей души. Вам хорошо, спокойно. Вам все удается. Откройте глаза. Поработаем с ушками, чтобы активизировать свою дальнейшую работу.

размяли
потянули
похлопали
покрутили
погладили – похвалили себя – молодцы

5. Продолжение практической работы.

– А теперь представьте себе, что вы синоптики.

Звучит аудиозапись “Дождь”.

– Какую бы вы сделали запись в своем дневнике наблюдений?

– Посмотрите на это же природное явление глазами художника. Какие бы использовали слова для описания дождя? Подсказка есть в упражнении 715. Выберите нужные слова.

– В этом же упражнении на с.330 есть рабочий материал для описания снега. Прочитайте.

– Посмотрите на репродукцию картины И.Левитана “Март”. Какие бы определения вы выбрали бы из упражнения для описания этого дня? (Снег: старый, серый, грязный, сырой, мокрый, липкий.)

– У вас на столах тексты – описание картины. Прочитайте.

– Картина “Март” написана Левитаном в период расцвета его творческих сил. Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Как отмечает писатель К.Паустовский, в этой картине художником “передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома”. Художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег…и вся природа ждет настоящей весны.

– У русского композитора П.И.Чайковского есть пьеса, которая тоже называется “Март”. Послушайте ее. (Звучит музыка.)

– Что общего с картиной Левитана вы уловили?

6. Творческая работа.

– Используя репродукцию картины И.Левитана, музыку П.И.Чайковского, картину за окном, попробуйте описать мартовский день.

Озвучивание отдельных работ.

VI. Домашнее задание: теоретический материал п.65.

VII. Рефлексия

– О каком описании мы сегодня узнали на уроке?

– Все ли этапы работы вы выполняли легко?

– Что вам удалось, а что нет?

– Сегодняшний урок мне хочется закончить словами Н.Рыленкова:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

– Этому мы и будем с вами продолжать учиться на всех последующих уроках развития речи. состоянии своей души звучит барабанили-забарабанили вечер

В нач. 21 в. проблемы окружающей среды стали актуальными для всех стран мира в связи с увеличением населения планеты (с 1,6 млрд. чел. в нач. 20 в. до 6 млрд. чел. к нач. 21 в.), развитием промышленности и др. отраслей хозяйства. Как и в др. странах, в России, в регионах с особенно интенсивным развитием промышленности и сельского хозяйства, во 2-й пол. 20 в. возникли обширные зоны экологического неблагополучия. Они охватывают ок. 15% территории страны, где сосредоточены основные производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья и где проживает более 60% населения.

Проблема взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная. Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и будущим. Человек-элемент природы, часть сложной системы "природа-общество". Многие свои потребности (биологические, ресурсные, духовные) человечество удовлетворяет за счет природы. Природная среда создает условия для жизни человека как биологического вида; компоненты природной среды используются в хозяйственной деятельности человека. Природа является источником удовлетворения его эстетических потребностей.

Свои потребности человечество удовлетворяет через различные виды деятельности. Современная хозяйственная деятельность приводит к существенным отрицательным изменениям окружающей среды. Реальностью сегодняшнего дня стали глобальные экологические проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества. Важнейшими причинами их возникновения считают рост численности населения Земли и беспрецедентное увеличение масштабов производства. Во многих регионах приоритетная роль в структуре производства отведена эксплуатирующим производствам. Несовершенство технологических процессов приводит к тому, что из огромного количества природных средств, изымаемых для целей производства, в конечный продукт превращается лишь 1,5 - 2 %. Основная же его масса переходит в производственные и бытовые отходы. Развитие сельского хозяйства, транспорта, рост городов также частенько создают отрицательные экологические последствия для человека. Осознание человечеством этих последствий, в особенности зависимости здоровья каждого человека от сохранения природного окружения, заставило иначе взглянуть на проблему охраны природы. Ведь на протяжении длительного времени человечество связывало свое благосостояние и комфортность жизни преимущественно с высокими темпами развития производства, отдавая львиную долю созданного продукта на новое, ещё более масштабное, расширенное производство. Охрана природы осуществлялась как бы по остаточному принципу.

Рейтинг самых неблагополучных регионов был составлен экологической организацией "Зелёный патруль". Экологическая обстановка во всех регионах оценивалась по 15 критериям, которые в свою очередь были объединены в 3 группы: экосфера, техносфера и социум.


Взять в табл. любые 5 регионов.

Регион Экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием Место в рейтинге

ТЕМА 2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ– привнесение новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Любое химическое загрязнение – это появление химического вещества в непредназначенном для него месте. Загрязнения, возникающие в процессе деятельности человека, являются главным фактором его вредного воздействия на природную среду.

Химические загрязнители могут вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие. Например, тяжелые металлы способны накапливаться в растительных и животных тканях, оказывая токсическое действие. Кроме тяжелых металлов, особо опасными загрязнителями являются хлордиоксины, которые образуются из хлорпроизводных ароматических углеводородов, используемых при производстве гербицидов. Источниками загрязнения окружающей среды диоксинами являются и побочные продукты целлюлозно-бумажной промышленности, отходы металлургической промышленности, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Эти вещества очень токсичны для человека и животных даже при низких концентрациях и вызывают поражение печени, почек, иммунной системы.




Наряду с загрязнением окружающей среды новыми для нее синтетическими веществами, большой ущерб природе и здоровью людей может нанести вмешательство в природные круговороты веществ за счет активной производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также образования бытовых отходов.

Загрязнению подвергаются атмосфера (воздушная среда), гидросфера (водная среда) и литосфера (твердая поверхность) Земли.

Различают природное и антропогенное загрязнения. Природное загрязнение возникает в результате естественных причин - извержения вулканов, землетрясений, катастрофических наводнений и пожаров. Антропогенное загрязнение - результат деятельности человека.
В настоящее время общая мощность источников антропогенного загрязнения во многих случаях превосходит мощность естественных. Так, природные источники окиси азота выбрасывают 30 млн т азота в год, а антропогенные - 35-50 млн т; двуокиси серы, соответственно, около 30 млн т и более 150 млн т. В результате деятельности человека свинца попадает в биосферу почти в 10 раз больше, чем в процессе природных загрязнений.
Загрязняющие вещества, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека, и их влияние на среду очень разнообразны. К ним относятся: соединения углерода, серы, азота, тяжелые металлы, различные органические вещества, искусственно созданные материалы, радиоактивные элементы и многое другое.

Так, по оценкам экспертов, в океан ежегодно попадает около 10 млн т нефти. Нефть на воде образует тонкую пленку, препятствующую газообмену между водой и воздухом. Оседая на дно, нефть попадает в донные отложения, где нарушает естественные процессы жизнедеятельности донных животных и микроорганизмов. Кроме нефти, значительно возрос выброс в океан бытовых и промышленных сточных вод, содержащих, в частности, такие опасные загрязнители, как свинец, ртуть, мышьяк, обладающие сильным токсическим действием. Фоновые концентрации таких веществ во многих местах уже превышены в десятки раз.

Каждый загрязнитель оказывает определенное отрицательное воздействие на природу, поэтому их поступление в окружающую среду должно строго контролироваться.

Основные источники загрязнения Основные вредные вещества последствия
Атмосфера
Гидросфера
Литосфера

Задания с 08 по 11 июня

Самостоятельно изучить лекции, самое главное записать в тетрадь, прислать мне фото тетрадей на почту.

ТЕМА 1. Современное состояние окружающей среды в России.

Проблема взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная. Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и будущим. Человек-элемент природы, часть сложной системы "природа-общество". Многие свои потребности (биологические, ресурсные, духовные) человечество удовлетворяет за счет природы. Природная среда создает условия для жизни человека как биологического вида; компоненты природной среды используются в хозяйственной деятельности человека. Природа является источником удовлетворения его эстетических потребностей.

Свои потребности человечество удовлетворяет через различные виды деятельности. Современная хозяйственная деятельность приводит к существенным отрицательным изменениям окружающей среды. Реальностью сегодняшнего дня стали глобальные экологические проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества. Важнейшими причинами их возникновения считают рост численности населения Земли и беспрецедентное увеличение масштабов производства. Во многих регионах приоритетная роль в структуре производства отведена эксплуатирующим производствам. Несовершенство технологических процессов приводит к тому, что из огромного количества природных средств, изымаемых для целей производства, в конечный продукт превращается лишь 1,5 - 2 %. Основная же его масса переходит в производственные и бытовые отходы. Развитие сельского хозяйства, транспорта, рост городов также частенько создают отрицательные экологические последствия для человека. Осознание человечеством этих последствий, в особенности зависимости здоровья каждого человека от сохранения природного окружения, заставило иначе взглянуть на проблему охраны природы. Ведь на протяжении длительного времени человечество связывало свое благосостояние и комфортность жизни преимущественно с высокими темпами развития производства, отдавая львиную долю созданного продукта на новое, ещё более масштабное, расширенное производство. Охрана природы осуществлялась как бы по остаточному принципу.

Рейтинг самых неблагополучных регионов был составлен экологической организацией "Зелёный патруль". Экологическая обстановка во всех регионах оценивалась по 15 критериям, которые в свою очередь были объединены в 3 группы: экосфера, техносфера и социум.


Взять в табл. любые 5 регионов.

Регион Экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием Место в рейтинге

ТЕМА 2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ– привнесение новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Любое химическое загрязнение – это появление химического вещества в непредназначенном для него месте. Загрязнения, возникающие в процессе деятельности человека, являются главным фактором его вредного воздействия на природную среду.

Химические загрязнители могут вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие. Например, тяжелые металлы способны накапливаться в растительных и животных тканях, оказывая токсическое действие. Кроме тяжелых металлов, особо опасными загрязнителями являются хлордиоксины, которые образуются из хлорпроизводных ароматических углеводородов, используемых при производстве гербицидов. Источниками загрязнения окружающей среды диоксинами являются и побочные продукты целлюлозно-бумажной промышленности, отходы металлургической промышленности, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Эти вещества очень токсичны для человека и животных даже при низких концентрациях и вызывают поражение печени, почек, иммунной системы.

Наряду с загрязнением окружающей среды новыми для нее синтетическими веществами, большой ущерб природе и здоровью людей может нанести вмешательство в природные круговороты веществ за счет активной производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также образования бытовых отходов.

Загрязнению подвергаются атмосфера (воздушная среда), гидросфера (водная среда) и литосфера (твердая поверхность) Земли.

Различают природное и антропогенное загрязнения. Природное загрязнение возникает в результате естественных причин - извержения вулканов, землетрясений, катастрофических наводнений и пожаров. Антропогенное загрязнение - результат деятельности человека.
В настоящее время общая мощность источников антропогенного загрязнения во многих случаях превосходит мощность естественных. Так, природные источники окиси азота выбрасывают 30 млн т азота в год, а антропогенные - 35-50 млн т; двуокиси серы, соответственно, около 30 млн т и более 150 млн т. В результате деятельности человека свинца попадает в биосферу почти в 10 раз больше, чем в процессе природных загрязнений.
Загрязняющие вещества, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека, и их влияние на среду очень разнообразны. К ним относятся: соединения углерода, серы, азота, тяжелые металлы, различные органические вещества, искусственно созданные материалы, радиоактивные элементы и многое другое.

Так, по оценкам экспертов, в океан ежегодно попадает около 10 млн т нефти. Нефть на воде образует тонкую пленку, препятствующую газообмену между водой и воздухом. Оседая на дно, нефть попадает в донные отложения, где нарушает естественные процессы жизнедеятельности донных животных и микроорганизмов. Кроме нефти, значительно возрос выброс в океан бытовых и промышленных сточных вод, содержащих, в частности, такие опасные загрязнители, как свинец, ртуть, мышьяк, обладающие сильным токсическим действием. Фоновые концентрации таких веществ во многих местах уже превышены в десятки раз.

Каждый загрязнитель оказывает определенное отрицательное воздействие на природу, поэтому их поступление в окружающую среду должно строго контролироваться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среда – это совокупность факторов и элементов, воздействующих на организм в месте его обитания. Любое живое существо живет в условиях постоянного изменения факторов среды, при-спосабливаясь к ним и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с этими изменениями. Живые организмы существуют как подвижные системы, открытые потоку энергии и информации из окружающей среды. На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания, каждая из которых отличается совокупностью специфических факторов и элементов, воздействующих на организм. Жизнь возникла и распространилась в водной среде. Впоследствии живые организмы вышли на сушу, овладели воздушной средой, заселили почву. Природная среда представляет человеку условия обитания и ресурсы для жизнедеятельности. Развитие хозяйственной деятельности человека улучшает условия его существования, но требует увеличения расходования природных, энергетических и материальных ресурсов. В ходе промышленного и сельскохозяйственного производства образуются отходы, которые в совокупности с самими производственными процессами нарушают и загрязняют биогеоценозы, постепенно ухудшая условия обитания человека.

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Приспособление организмов к воздействию факторов окружающей среды называется адаптацией. Способность к адаптации – одно из важнейших свойств живого. Выживают только приспособленные организмы, приобретающие в процессе эволюции признаки, полезные для жизни. Эти признаки закрепляются в поколениях благодаря способности организмов к размножению.

Пути воздействия человека на природу. Экологический кризис

Человек как антропогенный фактор оказывает огромное влияние на природу.

Изменения среды в результате воздействия антропогенных факторов:

1) изменение структуры земной поверхности;

2) изменение состава атмосферы;

3) изменение круговорота веществ;

4) изменение качественного и количественного состава флоры и фауны;

5) парниковый эффект;

6) шумовое загрязнение;

7) военные действия.

Нерациональная деятельность человека привела к нарушениям всех компонентов биосферы. Атмосфера

Основные источники загрязнения – автомобили и промышленные предприятия. Ежегодно в атмосферу выбрасывается 200 млн тонн угарного и углекислого газа, 150 млн тонн оксидов серы, 50 млн тонн оксидов азота. Кроме того, в атмосферу выбрасывается большое количество мелкодисперсных частиц, образующих так называемый атмосферный аэрозоль. За счет сжигания угля в атмосферу поступают ртуть, мышьяк, свинец, кадмий в количествах, превышающих их вовлечение в круговорот веществ. В воздух поднимается большое количество пыли в экологически грязных районах, которая задерживает 20–50 % солнечного света. Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере, возросшее за последние 100 лет на 10 %, препятствует тепловому излучению в космическое пространство, вызывая парниковый эффект.

Основной причиной загрязнения водного бассейна является сброс неочищенных сточных вод промышленных и коммунальных предприятий, а также сельскохозяйственных угодий. Смыв в реки минеральных удобрений и ядохимикатов служит причиной ухудшения качества питьевой воды и гибели многих видов водных животных. Возрастает уровень загрязненности Мирового океана с речным стоком, атмосферными осадками, добычей нефти на океанском шельфе. В воду попадает огромное количество свинца, нефти и нефтепродуктов, бытовых отходов, пестицидов.

Плодородный слой почвы формируется длительное время, а благодаря выращиванию сельскохозяйственных культур из почвы ежегодно изымаются десятки миллионов тонн калия, фосфора и азота – основных элементов питания растений. Истощения почвы не происходит, если вносятся органические и минеральные удобрения. Если же не проводится подкормка растений и не соблюдается севооборот, то плодородный слой сокращается до минимума. Неблагоприятное воздействие оказывает и искусственное орошение почв, так как чаще всего происходит заболачивание или засоление поверхностного слоя почвы. В числе антропогенных изменений почвы большое значение имеет эрозия – разрушение и снос верхнего плодородного слоя почвы. Трактор К-700 за один сезон превращает в пыль слой почвы, на образование которого требуется 5 лет. Существует ветровая и водная эрозия. Водная эрозия наиболее разрушительна, развивается при неправильной обработке земли.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

Читайте также: