Составьте конспект параграфа обратив особое внимание на синтаксические единицы номинативные

Обновлено: 23.07.2024

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в системе языка, основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис - особый раздел языковой науки

Основные единицы

Основные единицы синтаксиса – это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

Одна грамматическая основа

Две грамматические основы

Смотреть фильм, письменный стол, цветок на подоконнике, прыгнуть вниз.

Зимой лес необычайно красив.

Ему было очень весело.

Я пришла, чтобы ответить на Ваши вопросы.

Природа оживает: кое-где уже зеленеет травка.

Подчинительная связь

Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная. Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная – от которой необходимо задавать вопрос, зависимая – к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) правило. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "правило" – зависимым.

Я не знаю, что произойдёт завтра. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (чего?) "что произойдёт завтра".

Способы подчинения

Реализуется подчинительная связь несколькими способами.

1.Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Большая корзина; большой корзины, о большой корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.

2.Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Написал сочинение – написала сочинение – написали сочинение. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.

3.Примыкание: связь только по смыслу. Шли улыбаясь, очень красивый, уехал работать. Здесь в качестве зависимых будут все неизменяемые части речи.

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. – Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором – союз и (сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание – самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
  2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (письменный стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла улыбаясь, говорить вежливо) и наречные (очень шумно, направо от магазина, где-нибудь в аудитории).

В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава – полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду писать (будущее время), самый нежный (превосходнаястепень), более спокойный (сравнительная степень), пускай запишет (повелительное наклонение).

Откройте учебник, стр. 278, прочитайте параграф 41, Типы синтаксической связи

Сегодня мы с Вами ещё раз вспомнили типы словосочетаний. Предложения разберём на следующем занятии.

Вопросы по теме занятия.

Откройте учебник, стр. 283. Синтаксический разбор словосочетаний.

Выполните упр. 159 со стр. 284.

Проверка выполненного задания.

Домашнее задание: придумать по пять словосочетаний разных типов и конструкций.

Выпишите несколько словосочетаний с разными видами связи из учебника по вашей специальности. Составьте их схемы. Какой вид связи преобладает в словосочетаниях? Почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки .


План - конспект открытого занятия по английскому языку для детей 5-7 лет старшая и подготовительная группы

План - конспект открытого занятия по английскому языку для детей 5-7 летстаршая и подготовительная группы.


Конспект открытого урока "Словари русского языка"

22 ноября 2018 года в рамках празднования Дня словарей и энциклопедий, приуроченного ко дню рождения создателя "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля, мною .


На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими русскими народными сказками.

Данное факультативное занятие познакомит ребят с истоками и возникновением русского языка. Занятие позволит расширить знания учащихся о древнерусском языке, реформах азбуки, позволит понятт, как старо.


Методическая разработка Конспект открытого занятия Программная музыка (русская и зарубежная), особенности исполнения

Применение знаний и умений в работе над музыкальным произведением, выявление особенностей исполнения музыки русских и зарубежных композиторов.


Урок разработан по проекту РКМЧП. Тема синтаксиса связывается с пунктуацией и статистикой. Через диаграмму Венна сравниваются основные единицы синтаксиса (словосочетание и предложение).

Описание разработки

Цели урока:

- изучить синтаксис как раздел грамматики;

- рассмотреть единицы синтаксиса, как словосочетание и предложение;

- развить умения различать словосочетания от предложений;

- развить самостоятельность мышления;

- привить бережное отношение к Слову, к доброте и любви.

Оборудование: карточки, схемы, интерактивная доска, флипчарт, слайды, задания по уровням.

Форма урока: групповая, коллективная.

Методы: поисковой, творческий.

Технология: критическое мышление через чтение и письмо.

Ход урока.

I. Побуждение. Психологический настрой.

День хороший наступил,

Солнце светит нам всегда

И природа оживает

Всех будить уже пора.

А мы с вами уже проснулись,

И я очень рада видеть ваши глаза.

- С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (с хорошим)

Я желаю сохранить его до конца этого дня.

- Ребята, обратите внимание на экран. Какие единицы языка (по структуре) вы видите.

Добрый человек - Мир не без добрых людей.

Добрая душа - Душа каждого человека наполнена красотой и светом.

Доброе сердце - Доброе сердце человека растопит многовековой лед.

С правой стороны даны словосочетания, а с левой - предложения.

- Как вы думаете, какое слово является ключевым? (доброта)

Составьте ассоциации на абстрактные понятия - доброта и любовь.

- В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения? (синтаксис).

II. Осмысление значения.

Основные единицы синтаксиса.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Сагатова Айгерим Адилбековна

Средняя школа имени Абая с.Акжар Тарбагатайского района

Восточно- Казахстанской области

Уроки русского языка, 9 класс.

-изучить синтаксис как раздел грамматики;

- рассмотреть единицы синтаксиса, как словосочетание и предложение;

2.Развивающая:

-развить умения различать словосочетания от предложений;

- развить самостоятельность мышления;

3.Воспитывающая:

- привить бережное отношение к Слову, к доброте и любви.

Оборудование: карточки, схемы, интерактивная доска, флипчарт, слайды, задания по уровням.

Форма урока: групповая, коллективная.

Методы: поисковой, творческий.

Технология: критическое мышление через чтение и письмо.

I.Побуждение

Психологический настрой.

День хороший наступил,

Солнце светит нам всегда

И природа оживает

Всех будить уже пора.

А мы с вами уже проснулись,

И я очень рада видеть ваши глаза.

- С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (с хорошим)

Я желаю сохранить его до конца этого дня.

- Ребята, обратите внимание на экран. Какие единицы языка (по структуре) вы видите?

Добрый человек Мир не без добрых людей.

Добрая душа Душа каждого человека наполнена красотой и светом.

Доброе сердце Доброе сердце человека растопит многовековой лед.

С правой стороны даны словосочетания, а с левой - предложения.

- Как вы думаете, какое слово является ключевым? (доброта)

Ассоциативная карта.

Составьте ассоциации на абстрактные понятия - доброта и любовь.

















- В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения? (синтаксис).

II. Осмысление значения.

Диаграмма Венна.

Основные единицы синтаксиса


- Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: беречь (что?)чувство.

Предложение – основная единица синтаксиса, которая имеет грамматическую основу и характеризуется интонационной законченностью.

Например, Я берегу чувство любви к миру.

Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него.

Например, из предложений в стихотворной форме:

Берегите друг друга,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте. (О. Высоцкая)

можно выделить словосочетания: берегите друг друга, добротой согревайте. Данное четверостишие в поэтической речи в форме обобщенного – личного предложения.

- Ребята, обратите внимание на экран. Почему синтаксис непосредственно связан с пунктуацией и стилистикой?







(изучение синтаксиса помогают выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые подходят для нужного в данной ситуации стиля речи; знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, правильно ставить знаки препинания).

1.Потерявшиеся слова (работа по флипчарту). Выделите словосочетания.

Прекрасна была……….. в дивном серебряном блеске.

Мы хотим, чтобы солнечное небо подарило каждой стране свой …..

Юность богата………………, а старость – опытом.

Добрая жена………..сбережет, а плохая рукавом разнесет.

Без доброты нет …………………….

(дом, земля, добро, милосердия, свет надеждами. )

2. Расставьте знаки препинания в предложениях (в группе)

1. Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна. Что вам нужно для счастья. Пусть добрым будет ум у вас а сердце умным будет.

Доброта залог счастья.

2. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Благородство бескорыстие верность идеалам добра и справедливости вот черты истинного человека.


Чтобы понять, что именно является единицами синтаксиса, достаточно вникнуть в определение этого раздела науки о языке, где указывается, что синтаксис изучает правила построения словосочетания, предложения и текста. Именно эти три единицы и являются основными в данном разделе. Чтобы действительно хорошо понять структуру русского языка, уметь грамотно строить устную и письменную речь, а также осознанно ставить знаки препинания, школьник должен досконально разобраться в данном вопросе.


Основные единицы синтаксиса

Итак, их три. И первая – словосочетание, оно же – сочетание слов, которые соединяются в его пределах по смыслу и грамматически. Это минимальная единица синтаксиса, который особое внимание уделяет изучению различных форм связи слов в словосочетаниях. Основная функция словосочетания – номинативная.

Следующая единица – это предложение. Оно представляет собой соединение слов, организованное по грамматическому принципу. Два его главных признака – это смысловая и интонационная законченность.

Предложение может состоять только из одного слова и при этом обладать всеми характерными признаками данной синтаксической единицы. Если же в нем больше двух слов, оно легко делится на словосочетания.

Основная функция предложения – коммуникативная.

Ну и самая крупная синтаксическая единица – это, конечно же, текст. Он состоит из ряда предложений, которые объединены не только по смыслу, но также лексически и грамматически. Это развернутое высказывание, где предложения объединены темой и основной мыслью и располагаются в определенном порядке. Смысловая целостность и связность – вот два основных признака текста.Текст может состоять и из одного предложения: пословица, загадка, короткое стихотворение, афоризм и т.п.

Тема текста – это то, что отображено в тексте, тот предмет речи, который был выбран автором для словесного изображения, а его основная мысль – это то, что хотел сказать автор, его отношение к данному предмету речи.

Текст также необходим для того, чтобы обменяться мыслями и чувствами, он необходим для общения, то есть, как и предложение, выполняет коммуникативную функцию. Он обязательно отражает какой-то конкретный фрагмент действительности.

Синтаксис изучает также и отдельные слова, но они интересуют его не как лексические единицы и не как части речи, а как члены предложения.

Что мы узнали?

Синтаксис как раздел науки о языке изучает три основных языковых единицы: это словосочетание, предложение и текст. Все они состоят из слов, но слова изучаются в пределах данного раздела только как структурные элементы более крупных единиц. Самой мелкой единицей, которую изучает синтаксис, является словосочетание, за ним следует предложение (хотя оно и может состоять всего из одного слова), а самой большой является текст. Синтаксис рассматривает все эти единицы и формы связи слов в предложении и словосочетании, а также предложений в тексте. Словосочетание как языковая единица выполняет номинативную функцию, а предложение и текст – коммуникативную, то есть необходимы для общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Цель урока:Формировать понятие о синтаксисе.

Тема: Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

Цель урока: Формировать понятие о синтаксисе. Уметь различать словосочетание и предложение; определять виды (типы) предложений и словосочетаний; использовать предложения в разных стилях речи; правильно ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Ожидаемый результат: Раскрыть роль и значение языка в жизни человека, развитии общества. изучать синтаксис как раздел грамматики; развиваются умения различать словосочетания от предложений: рассмотреть единицы синтаксиса, как словосочетание и предложение

Имена мальчиков-1 группа

Имена девочек -2 группа

б) Что такое предложение? Какими бывают предложения?

в) Что называется словосочетанием?

г) Какие различаются способы подчинительной связи слов в словосочетании?

Ребята, обратите внимание на экран. Какие единицы языка (по структуре) вы видите?

Добрый человек Мир не без добрых людей.

Добрая душа Душа каждого человека наполнена красотой и светом.

Доброе сердце Доброе сердце человека растопит многовековой лед.

С правой стороны даны словосочетания, а с левой - предложения.

- Как вы думаете, какое слово является ключевым? (доброта)

Ассоциативная карта.

Составьте ассоциации на абстрактные понятия - доброта и любовь.


Читайте также: