Составление коллекций сырья и материалов 5 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Материаловедение; краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.

Цель урока : ознакомить учащихся с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей в текстильном производстве. Научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей.

1) дать краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях, сырье, последовательности текстильной обработки;

2) сообщить сведения о прядении, ткачестве, полотняном переплетении, нитях основы и утка, свойствах этих тканей;

3) рассказать об особенностях лицевой и изнаночной сторон ткани;

4) практическая работа: выполнение из бумаги макета полотняного переплетения; определение лицевой стороны ткани;

5) подведение итогов урока.

I . Организационный момент.

II . Постановка целей и задач урока.

III . Познавательные сведения.

1. Текстильная промышленность нашей страны выпускает много разнообразных тканей, различных по составу, строению и отделке. Ткани отличаются по внешнему виду, свойствам и требуют разных приемов обработки, как в процессе шитья, так и при стирке, чистке и глаженье.

Сырьем для получения пряжи, из которой изготавливают ткани, служат волокна. По происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.

Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу.

Химические волокна – это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.

Натуральные растительные волокна получают из хлопчатника, льна, пеньки, кенафа, и других растений.

Хлопчатник – однолетнее растение древовидной формы. Плоды хлопчатника коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называют хлопком.

Свойства хлопка. Отдельные волокна хлопка при рассмотрении невооруженным глазом представляют собой очень тонкий волосок. Волокна хлопка имеют различную длину – от 6до 52 мм. Зрелые волокна более прочные, чем незрелые. Природный цвет волокон хлопка белый или кремовый, но встречаются бежевый, зеленый и другие цвета.

(Показ наглядных пособий).

Гигроскопичность – это способность волокон поглощать влагу из

окружающей среды. Гигроскопичность хлопка высока.

Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточный срок службы. Они удобны в носке, легко стираются и утюжатся.

Лен - это однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия.

Существует три вида льна: лен – долгунец, лен-кудряш, лен-межеумок.

Для получения волокон выращивают лен-долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 метра и диаметром 3-5 мм.

(Показ наглядных пособий).

Свойства льна. Толщина волокон такая же, как и волокон хлопка. Длина их равна 15-26 мм. Цвет волокон льна от светло серого до темно –серого. Лен обладает характерным блеском. Гигроскопичность льняного волокна больше чем у хлопкового. Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются.

2. Пряжей – называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий.

Прядение - процесс, в результате которого из коротких тонких волокон получают непрерывную нить.

Ткачество – процесс переплетения нитей пряжи основы и утка между собой для получения ткани.

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют утком.

Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам:

2. По степени растяжения - нить основы меньше тянется.

3. основная нить прямая, а уточная извитая.

Существует шесть производственных этапов изготовления ткани .

Волокно Нити Ткачество Суровая

Ткацкое переплетение- это переплетение нитей основы и утка.

Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Самый распространенный вид переплетения – полотняное. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, также некоторые льняные и шелковые ткани.

3. Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

1.На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.

2.На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.

3.Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки узелки) выведены на изнаночную сторону.

Раз, два, три, четыре,

Жили мыши на квартире,

Чай пили, чашки били.

Челяби, чаби, чаби.

Челяби, чаби, чаби.

4. Практическая работа №1. Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения.

Материалы и инструменты: полоски бумаги двух цветов (желтый и синий- 1х10 см.), клей, кисточки, образцы тканей.

Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения .

Из готовых полосок выполнить переплетение через одну, концы полосок подклеить.

Практическая работа №2.Определение лицевой стороны ткани.

По предложенным образцам тканей определить в них лицевую сторону. В рабочей тетради описать то, по каким признакам определили лицевую сторону ткани.

5.Подведение итогов урока

Похожие документы:

План-конспект уроков по технологии обработки ткани в 5 классе урок 1

. для творческого проекта. УРОК 2 Тема: материаловедение; краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях. Цель: ознакомить с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей в текстильном производстве .

Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии,

Программа по технологии (для девочек) для 5-8 классов

.  межпредметных интегрированных уроков;  проектной деятельности по ключевым темам курса. Для технологического . сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. .

. сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. . уроков в 1 классе – 35 минут, 1 четверть по 3 урока при 5-ти дневной учебной неделе. 2, 3, 4 четверть по 4 урока .

Автор: Ярмусь Нина Сергеевна, учитель технологии (обслуживающий труд), МБОУ СОШ № 24, г. Симферополь
Вторичное сырье, поделки из бросового материала мастер-класс
Предмет- Технология
Класс – 5
Цель урока - привлечь внимание людей к проблеме увеличения объемов образования отходов. (слайд 2)




Задачи:
• развитие познавательно-исследовательской деятельности, проектировочных и технологических умений, художественно-эстетических способностей,
• формирование представлений о том, что такое вторсырьё, как можно использовать текстильные и промышленные отходы, как влияют данные отходы на экологию окружающей среды (слайд 3)



Оборудование: мультимедийный проектор, презентация “Вторичное сырьё”, картон А4, ножницы, клей, пластиковые бутылки
Ход урока
1. Оргмомент
1. Психологический настрой
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка-Земля!
Здравствуйте, мои друзья
2. Проверка готовности к уроку
3. Техника безопасности.
Правила обращения с ножницами
- Где должны лежать ножницы
- Как нужно передавать ?
- Как выполнять разрезы?
2. Изучение нового материала
1) Учитель: Прочтите тему сегодняшнего урока.
Дети: Вторичное сырьё
Учите ль: Что такое вторичное сырьё?
Дети: Вторичное сырьё - это “вторичные материальные ресурсы, которые в настоящее время могут повторно использоваться в народном хозяйстве”. При этом под вторичными материальными ресурсами понимаются “отходы производства и потребления, которые образуются в народном хозяйстве”. Вторичным сырьем отходы являются лишь в том случае, если их можно использовать либо взамен первичного сырья, либо как принципиально новый вид сырья без существенной их обработки и подготовки к применению (чистки, мойки, сушки и др. аналогичных подготовительных операций) (слайд 4)




Как вы думаете можно ли вы делить виды вторичного сырья.
Дети: Да.
Учите ль: Какие виды вторичного сырья вы знаете?
Дети: Виды вторичного сырья
• Макулатура
• Стекло
• Металлолом
• Химикаты
• Нефтепродукты
• Электроника
• Пластмассы
• Резина
• Биологические
• Древесина
• Строительные



Учите ль: Приносит ли пользу использование вторичных отходов?
Дети: Использование отходов в качестве вторсырья позволяет экономить первичное сырье и материалы.
Например, использование 1 т макулатуры экономит 3,5 мЗ древесины; 1 т вторичного полимерного сырья - 0,7 т первичного полимерного сырья; 1 т изношенных шин - 0,33 т каучука синтетического; 1 т вторичного текстильного сырья - 0,7 т натуральных или синтетических волокон. (слайд 6)



Учите ль: Какой самый распространенный вид вторичных отходов?
Дети: Одним из самых распространенных видов вторичного сырья является металлолом (металлический лом)
Учите ль: Что такое металлолом?
Дети: Металлолом - общее, собирательное название различного металлического мусора (пришедших в негодность металлических изделий), утилизируемого или не утилизируемого во вторичном металлургическом цикле. Чаще всего к металлолому относят специально концентрируемый в отведенных местах металлический мусор для последующей переработки (утилизации) (слайд 7)



Учите ль: Что собой представляет такой вид вторичных отходов как макулатура?
Дети: Макулатура - это отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования
Учите ль: Сбор макулатуры приносит огромную пользу лесу, ведь 17 деревьев спасает вывоз и переработка 1(одной) тонны макулатуры.
Учите ль: Что изготавливают из макулатуры?
Дети: 80% всей используемой макулатуры идёт на изготовление картона.
Учите ль: После переработкив макулатуру добавляются наполнители: полимеры, мел или краска, затем масса отжимается и прессуется. Картон готов. По некоторым свойствам картон из макулатуры лучше целлюлозного: в переплётах книг используют только картон от переработки макулатуры.
(слайд 8)





Теперь осталось зафиксировать каждый ярус ёлки скотчем по кругу и маленькая новогодняя поделка: елка своими руками готова!



Верхушку нашего новогоднего дерева можете украсить самодельной елочной игрушкой либо сделать завершение елочки так, как это сделали мы.



Если же вы хотите сделать елочку из пластиковых бутылок более пушистой такой, как на фото, при изготовлении елки иголочки нужно нарезать как можно тоньше (чаще).


Тема урока: Натуральные, искусственные и синтетические материалы.

познакомить со свойства искусственных и синтетических материалов.

Личностные: умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и

Метапредметные: Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.

Научить применять полученные знания и умения в практичес кой деятельности. Развивать логичес кое

мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения,

познавательный интерес к предмету. преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение

работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем

Оборудование: проектор,компьютер, тетрадь,учебник, видео,презентация , образц ы изделий из

резины. Дерева, пенорзины. Пластика, карбоновй ткани, карбоновой нити

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых и навыков умений

Организационный момент . Приветствует учеников. Провер ка готовност и к уроку: наличие тетради /

Что такое материал? Материал – это вещество, предмет, сырьё, применяемые для изготовления

чего - либо. Из материалов создаются потребительские блага.

Что такое сырье? это материал, предназначенный для дальнейшей обработки на производстве. По

сути, именно с него начинается выпуск любой продукции.

На какие группы делятся материалы? Материалы могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными.

Мотивация учебной деятельности. Вы уже знаете, что есть материалы, которые нам даёт природа. Это

древесина, руда, волокна растительного и животного происхождения. Но есть и другие материалы, из

которых изготавливают предметы, окружающие нас. Как их производят? Почем у они прочно входят в

Тема нашего урока : Натуральные, искусственные и синтетические материалы. И целью нашег о

познакомиться со свойства искусственных и синтетических материалов.

Натуральные материалы – это материалы, используемые для производства потребительских благ,

Искусственные материалы - это материалы, которые созданы человеком на основе соединения

Материалы, получаемые в процессе создания или построения сложных молекул из более простых,

называются синтетическими , а сам процесс – синтезом .

Все предметы, окружающие нас, изготавливаются из материалов. Материалы, используемые для

производства потребительских благ, добываемые в природе, называются натуральными.

Природные материалы, которые перед использованием на производстве подверглись предварительной

обработке и подлежат дальнейшей переработке, называются сырьём.

Например, сырьём лесоперерабатывающей промышленности являются брёвна, полученные из

спиленных деревьев. Сырьё для производства шерстяной пряжи является шерс ть, состриженная с

Все добытые вещества, используемые ч еловеком и сохранившие в предмете труда свои природ ные

На ранних этапах человечес кого существования люди и с пользовали крайне ограниченное чи сло

материалов. Это были материалы, имеющиеся в природе — камни, дерево, глина, шкуры животных.

Со временем люди научились производить материалы, по свойствам превосходящие природные

продукты. Это были такие новые материалы, как керам ика и различные металлы.

Было обнаружено, что свойства материалов могут изменяться в результате термической обработки или

Материалы, которые созданы человеком на основе соединения природных материалов и не суще ствуют

Для получения искусственных материалов природные компоненты подве ргают технологической

При производстве стекла – происходит нагрев кварцевого песка до состояния плавления.

При производстве кирпича происходит обжиг заготовки из специальной глиняной смеси;

При производстве древесно - стружечные или древесноволокнистые плиты происходит прессование

При производстве искусственного шёлка происходит растворение целлюлозы в специальном растворе ,

Со временем учёные поняли, что существует соответствие между структурн ыми элементами,

составляющими материал, и им самим. Эти знания стали доступными примерно 100 лет назад , и в

значительной степени были обусловлены тем, что люди научились оце нивать характеристики

Все это привело к тому, что появились десятки тысяч различных материалов с вес ьма специфическими

свойствами, что позволило удовлетворять самые сложные потребности совреме нного общества.

Производство материалов, которые делают наше существование более комфортным, связаны с тем, что

На уроках химии вы узнаете, что все вещества состоят из атомов и молекул. С помощью химических

реакций их можно перестраивать. Изменение порядка приводит к образованию нового вещества. Такие

реакции называются синтезом, а получаемые материалы синтетическими.

Сырьём для производства этих материалов являются нефтепродукты, уголь, газ.

Часто материалы полученные искусственным или синтетическим путё м обобщают и называют

Современные технологии производства синтетических материалов коснулись всех с фер

жизнедеятельности человека. Вы встречаетесь с этой продукцией ежедневно и повсем естно.

Полиэтилен, синтетический материал, из которого изготавливают плёнку, бутылки, крышки.

Органическое стекло. Из него изготавливают небьющееся прозрачные экраны, художес твенно -

Полистирол используют для изготовления одноразовой посуды.

Но лучшим примером производства синтетических материалов может служить текстильная

промышленность. Синтетические ткани изготавливаются из полимеров, полученных благодаря

Как правило, из синтетических тканей производят спортивную одежду или вещи, необходимые для

Производство синтетического волокна аналогично процессу получения искусственного: получение

прядильного раствора, формирование волокон, отделка. Искусстве нное волокно за счёт того, что

получается из природного материала имеет более вы сокую стоимость, поэтому оно менее популя рно,

Синтетические материалы имеют ряд преимуще ств. В отличие от природных материалов,

синтетическая ткань обладае т незначительным весом. Одежда из такого материала менее подвержена

износу и хорошо сохраняет стойкость цвета. Практически все синтетические материалы не впитывают в

себя много влаги, и сушка не занимает много вре мени. Низкая цена материала за счёт невысокой

Производство синтетических материалов постоянно развивается. Учёные - химики постоянно

синтезируют новые виды волокон с заданными свойствами. Некоторые материалы, получе нные на

основе этих волокон, в несколько раз превосходят прочность стали.

Таким волокном, например, являе тся кевлар. Из него делают лёгкие прочные надувные лодки и

textile-exports-up-by-10pc-to-3-576b-in-first-quarter-1382471159-2361

3. Какие виды хлопчатобумажных и льняных тканей вы знаете?

3. Сатин, байка, вельвет и др

2. Подготовить презентацию о возможных применениях х/б и льняных тканей (например, какие ткани используются для пошива мешков для картофеля, праздничного платья, летнего костюма)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

В.А.Тропинин Пряха 1820e г.

Читайте также: