Составить конспект работы лапина н и когда и как огюст конт ввел термин sociologie

Обновлено: 05.07.2024

Содержание
Работа содержит 1 файл

Вклад О.Конта в возникновение и развитии социологии как науки.doc

В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, при­надлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадле­жащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существую­щих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завер­шается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Была ли у Конта наука следствием его утопии или, наоборот, утопия -следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, ясно одно: Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обосно­вание было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззрен­ческим: очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала, Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило.

4. Конт неоднократно подчеркивал, что ценит методы выше любой конструкции, полученной с их помощью. Ряд методов (наблюдение, классификация, эксперимент, измерение) Конт рекомендовал заимствовать у передового естествознания, но в силу крайней специфичности социальных явлений он требовал обоснования новых методов – сравнительно-исторического, конструктивно-типологического и субъективного.[14]

В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, ко­торые необходимо изучать и на основе которых следует строить социаль­ную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социоло­гии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и мно­гие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п.

Влияние работы с философом А. де Сен-Симоном (с 1817 по 1824 годы) повлияло на идею создания Контом особой науки об обществе, которая опиралась бы на объективные наблюдения. Сен-Симоном предложил назвать такую науку "социальная физиология", а Конт дал ей название "социальная физика". Однако в четвертом томе "Курса позитивной философии" (1839 г.) Конт употребил новый термин вместо "социальной физики" - "социология".

Термин "социология" О. Конт образовал с помощью соединения латинского слова "социум" (общий, общинный, общественный) с греческим словом "логос" (слово, понятие, учение). В дальнейшем термином "социология" стали обозначать науку об обществе.

Место социологии в системе позитивных наук

Конт дал несколько определений термину позитивный:

  • реальный в противовес химерическому;
  • полезный в противовес негодному;
  • достоверный в противовес сомнительному;
  • точный в противовес смутному;
  • организующий в противовес разрушительному.

Именно в системе позитивных наук Конт отвел место социологии. Конт выстроил науки в соответствии с принципами: восхождения от абстрактного к конкретному и от простого к сложному в содержании предмета науки.

Место социологии в системе позитивных наук

Таким образом, система наук представляла собой пирамиду, на вершине которой располагалась социология. Основания пирамиды составляла математика как самая абстрактная наука, затем следовали - астрономия, физика, химия, биология.

В предложенной Контом иерархии обозначается положение, что развитие конкретных наук неосуществимо без предшествующего исследования положений, установленных более абстрактными науками. Социология же появляется в арсенале человеческого познания, когда прочие его сферы уже достаточно развиты.

Конт считал, что социология должна изучать общество, исходя из объективных законов, как это делают естественные науки. Социология, по Конту, является конкретной и сложной по содержанию наукой, которая опирается в своем познании действительности на предыдущие отрасли научного знания.

Социальная статика и социальная динамика

Социальная статика, по Конту, представляет собой отрасль, в рамках которой имеют место процессы социального порядка, то есть некоторой гармонии элементов, находящихся во взаимном притяжении, связи. Предложенные Огюстом Контом законы социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей морали стали основой его видения социального порядка.

Социальная динамика - отрасль, изучающая социум в его развитии.

Развитие общества Конт понимает как трехстадийный процесс:

  • военное господство ( теологическая стадия);
  • феодальное господство (метафизическая стадия);
  • промышленная цивилизация (позитивная стадия).

Первым, кто поддержал Конта и его позитивизм стал философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), который был лично знаком с Контом и написал труд "Огюст Конт и позитивизм" (1859).

Милль уточнил предмет и задачи социологии, дополнил классификацию позитивных наук (политэкономия, психология и этология). Так же Милль предложил индуктивную логику как метод социальных наук, схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, которые используется до сих пор в социальном эксперименте (на принципе сравнения двух и более групп).

Конт впервые обосновал необходимость научного подхода к исследованию общества и возможность познания законов его развития. Он определил социологию как особенную науку об обществе, которая основывается на эмпирических исследованиях, что должно обеспечить ее объективность и беспристрастность. В своих трудах Конт рассмотрел общество как систему с ее статическими и динамическими закономерностями, акцентировал внимание на изучении социальных институтов и структуры этой системы, механизмов ее модификации.

(Предметом этой науки Конт считает обще­ство в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития носят точный и строгий характер, как и законы мате­матики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм Конта носит"идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Мар­кса – способом производства, то у О. Конта – образом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе че­ловека и объясняет Конт историческое движение человеческой циви­лизации.(Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Конт отождествляет прогресс с развитием человеческого знания, которое проходит три стадии; каждой из них соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний).

Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук.




-фетишизм (люди видят богов во внешних предметах. Им же приписывается жизнь);

- монетеизм (хрестианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый бог).

Стадия развития знания Стадия развития общества(составить таблицу)

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им, появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают кооперация и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство соли подобно разделам физики дарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия, и призвана, по мнению О.Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части (подобно разделам физики): социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О.Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Социология, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во взаимосвязи:

· (Статикаизучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей; она сходна с анатомией (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество). Динамика выводит общие законы эволюции общества (анализ общества через выявление соц. изменений и прогресса);

· понимал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

· выделил четыре структурных элемента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы, предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

· утверждал, что элементарной структурной единицей общества является семья;

Несмотря на то, что Конт был сторонником позитивизма и негативно относился к социальной философии, его социология все еще оставалась ее [социальной философии] разновидностью, т.е., сугубо теоретической областью знания, тяготеющей к общим рассуждениям и схоластическим построениям.

(Предметом этой науки Конт считает обще­ство в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития носят точный и строгий характер, как и законы мате­матики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм Конта носит"идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Мар­кса – способом производства, то у О. Конта – образом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе че­ловека и объясняет Конт историческое движение человеческой циви­лизации.(Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Конт отождествляет прогресс с развитием человеческого знания, которое проходит три стадии; каждой из них соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний).

Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук.

-фетишизм (люди видят богов во внешних предметах. Им же приписывается жизнь);

- монетеизм (хрестианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый бог).

Стадия развития знания Стадия развития общества(составить таблицу)

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им, появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают кооперация и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство соли подобно разделам физики дарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия, и призвана, по мнению О.Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части (подобно разделам физики): социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О.Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Социология, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во взаимосвязи:

· (Статикаизучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей; она сходна с анатомией (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество). Динамика выводит общие законы эволюции общества (анализ общества через выявление соц. изменений и прогресса);

· понимал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

· выделил четыре структурных элемента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы, предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

· утверждал, что элементарной структурной единицей общества является семья;

Несмотря на то, что Конт был сторонником позитивизма и негативно относился к социальной философии, его социология все еще оставалась ее [социальной философии] разновидностью, т.е., сугубо теоретической областью знания, тяготеющей к общим рассуждениям и схоластическим построениям.

Гост

ГОСТ

Социологический проект О. Конта

Социология – это одна из общественных наук, изучающая целостное общество и составляющие его системы, закономерности его развития и функционирования, социальные институты, отношения и общности.

Конт предполагал, что социология должна венчать все науки, как естественные, так и науки о человеке. Но это невозможно осуществить. Он считал, что социология делится на два раздела:

  1. социальная статика;
  2. социальная динамика.

Социальная статика должна заниматься изучением процесса социальных изменений. Основной фактор развития общества – человеческий разум в своем развитии, а три ступени развития общества – это три ступени в развитии разума:

  1. теологическая;
  2. метафизическая;
  3. позитивная.

Теологическая ступень еще не имеет объяснений происходящих в мире явлений и использует фантастические образы. На данной стадии религия господствует над разумом. Метафизическая ступень отражает развитие философии – человек объясняет мир через сложные абстрактные теоретические образы. Позитивная ступень отражает переход разума человека к истинному, то есть научному типу познания окружающей действительности.

Основные положения позитивистской социологии Конта

Конт считал, что посредством науки может познать любой скрытый закон, управляющий любым обществом. Такой подход он называл сначала социальной физикой, а позже дал название – социология, то есть наука об обществе. Конт стремился к выработке рационального подхода к изучению общества, основой которого были бы наблюдение и эксперимент. По Конту такой подход, часто называемый позитивистским, должен обеспечить практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • реальное, противопоставляемое химеричскому;
  • полезное, противопоставляемое негодному;
  • достоверное, противопоставляемое сомнительному;
  • точное, противопоставляемое смутному;
  • организующее, противопоставляемое разрушительному.

К этим категориям Конт добавил несколько черт позитивного мышления, как тенденции везде и во всем заменять абсолютное на относительное, его непосредственно социальный характер, а также тесную связь со всеобщим здравым смыслом.

В системе взглядов Конта место позитивного мышления может быть понято только в тесной связи с его знаменитым законом трех стадий, или трех состояний, который он называл главным своим открытий.

В соответствии с этим, индивидуальный человек, человечество и общество в своем развитии неизбежно и последовательно проходят обозначенные три ступени:

  1. На теологической стадии, называемой также фиктивной, человеческий разум стремится найти начальные или конечные причины всех явлений, стремится постичь абсолютное знание. В свою очередь, теологическое мышление проходит свои три стадии развития: фетишизм, политеизм и монотеизм. Данная стадия была необходима в свое время, так как она обеспечила предварительное становление социальности людей и рост умственных сил. Но стремление теологии проникнуть в предначертания Провидения – безрассудство, схожее с предположением, касающемся того, что низшие животные обладают способностью предвидеть желания человека или иных высших животных.
  2. Метафизическая, или абстрактная стадия человеческого мышления характеризует попытки объяснения внутренней природы явлений, их начала и предназначения, главного способа их образования. Но, в отличие от теологии, метафизика стремится объяснить явление не через сверхъестественные факторы, а через сущности, то есть абстракции. На данной стадии очень велика спекулятивная, умозрительная часть, в связи с упорным стремлением аргументировать, а не наблюдать. Метафизический тип мышления составляет, как и теологический тип, неизбежную стадию, являясь по природе своей критическим, разрушительным. Его черты в существенной степени сохранились и в современном мире.
  3. Позитивистская, или реальная, или научная стадия, в качестве основного своего признака содержит то, что в ней работает закон постоянного подчинения воображаемого наблюдаемому. На данной стадии ум отказывается воспринимать недоступное определение конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простейшему исследования законов, то есть, исследуются постоянные отношения, существующие между наблюдаемыми явлениями.

Позитивное мышление, которое характеризуется всеми названными выше признаками, далеко от эмпиризма и мистицизма. В соответствии с законом трех стадий, все науки и любое общество неизбежно завершит свою эволюцию позитивной стадией. Именно третья стадия характеризуется формированием истинной, то есть позитивной наукой, цель которой – познать не факты, которые для науки составляют только необходимый сырой материал, а законы. Существование неизменных естественных законов – обязательное условие существования науки. Познание законов с целью развития рационального предвидения – ее предназначение.

Читайте также: