Составить конспект по тексту кризис османской империи и попытки реформ

Обновлено: 07.07.2024

I. Опорный конспект.

1789-1807 гг. — правление султана Селима III. Провел ряд реформ. Были созданы суды, появилась система светских школ, принят ряд мер для реформирования земельных отношений и развития экономики. Начал реформирование армии. Был убит янычарами, недовольных реформированием армии.

1809-1839 гг. - правление султана Махмуда II. Продолжил реформы, начатые Селимом III. Проводил ненасильственную политику подчинения феодалов султанскому правительству.

Ø обеспечение безопасности жизни и собственности

Ø каждого гражданина империи, независимо от вероисповедания,

Ø правильное взимание налогов, сокращение сроков военной службы.

1853-1856 гг. – Крымская война.

Реформы танзимата 1839-1870 гг. были направлены на обновление государства.

Содержание реформ:

1. 1856г. - издан манифест, в котором впервые в истории Османской империи было провозглашено равенство всех граждан: мусульман и немусульман, перед законом, что вызвало недовольство мусульман и к обострению внутриполитического кризиса.

2. Гос-во узаконило право на существование немусульманских религиозных объединений.

3. Христиане получили разрешение служить в госучреждениях.

4. Система высшего образования перешла от мусульманского религиозного направления в светское русло.

1) развитие промышленности и торговли

2) либерализация общественной жизни

1) налоги выросли, пострадали крестьяне,

1876г., - принятие конституции, провозглашавшей основные права и свободы граждан. Был образован парламент. Все эти нововведения вызвали недовольство мусульманского духовенства.

1877-1878 гг. – поражение в русско-турецкой войне султан Абдул Хамид II использовал для роспуска парламента. Конституция продолжала существовать формально.

1888г.-Германия установила с Турцией дружеские отношения.

1889г.-возникновение первых организаций младотурок, ставивших своей целью добиться возвращения к конституционным нормам.

Ø добились развития просвещения,

Ø препятствовали абсолютизации феодальной власти,

Ø угнетению страны иностранным капиталом,

Ø формированию политического сознания в тур. об-ве

Ø цель – создание конституционного государства

Ø были далеки от истинных интересов народа,

Ø не нашли поддержки нетурецких наций, т.к. предлагали объявить всех единым народом, не взирая на язык, национальность, вероисповедание

Ø искали пути для сохранения целостности империи

Причины распада Османской империи:

1) сохранение султанской власти,

2) экономическое отставание от западных стран,

3) неплатёжеспособность страны,

4) вмешательство западных стран во внутренние дела О.и.,

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные (закрытые) тесты:

Д) 1877-1880. Е) 1887-1888.
7. Правление султана Абдул-Хамида II было названо "зулюм", т. е. эпоха:

А) Надежд. В) Реформ. С) Расцвета.

D) Тирании. Е) Просвещения.

8. Стремясь разрядить политический кризис 70-х гг. XIX в., османское правительство:

А) Прекратило репрессии в отношении "новых османов".

В) Уменьшило налоги для крестьян.

С) Стало разжигать мусульманский фанатизм и религиозную рознь.

D) Ввело конституцию.

Е) Провело политические реформы.

9. Реформы в Османской империи в конце ХVIII- начале XIX века были проведены:

А) Мустафой Решид-пашой.

Е) Сулейманом Великолепным.

10. Первая конституция Османской империи была принята Абдул-Хамидом в.:

А) 1876 г . В) 1889 г . С) 1870 г .

D) 1875 г . Е) 1877 г .

Ключ: е, а, в, с, д, с,д,д,в,а

1. Реформы Селима III поддержали в Османской империи: _____________

2. Младотурки находились у власти с_______ по _______ гг.

3. Младотурецкая революция состоялась в ________ гг.

4. Принятая в 1876 г . конституция османской империи фaктически пере­стала существовать в _______ г.

  1. Творческие задания:
  1. Назовите причины кризиса Османской империи в XIX – нач. XXвв.:

I период (1839-1853 гг.)

II период (1856 – 1870 гг.)

III. Понятия и термины:

В конце XVIII века, когда Россия воевала с Турцией, в ставке верховного главнокомандующего не хватало музыкантов. Тогда из австрийского посольства пришло обещание "послать фюрсту отменнейшего клавесинщика", однако сей музыкант в силу то ли несобранности, то ли еще каких обстоятельств в Россию так и не прибыл. И встреча двух великих людей не состоялась. Русским фюрстом был Потемкин, а отменным клавесинщиком - Моцарт.

В ночь на 30 мая 1876 г . Абдул-Азиз был свергнут с престола. Спустя два дня было объявлено, что он покончил самоубийством. Мидхат-паша и его сторонники полагали, что при новом султане, Мураде V, они смогут осуществить свою конституционную программу. Однако вскоре выяснилось, что Мурад V болен тяжелой душевной болезнью и не в состоянии исполнять даже несложные обязанности, связанные с публичными выходами и богослужениями. Этим обстоятельством воспользовались представители реакционных феодально-клерикальных кругов. Они стали обвинять правительство и Мидхатпашу в том, что те, воспользовавшись болезнью султана, узурпировали его власть. Противники Мидхата требовали низложения Мурада V и передачи престола принцу Абдул-Хамиду. Сторонники Абдул-Хамида грозили вооруженным выступлением против правительства. Сам Мидхат тоже стремился к соглашению с Абдул-Хамидом. Получив от него обещание ввести конституцию, Мидхат поддержал кандидатуру Абдул-Хамида. 31 августа 1876 г . произошла новая смена султана. На престол вступил Абдул-Хамид II.. Вскоре Мидхат был назначен великим визирем и приступил к составлению проекта конституции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 КЛАССОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ: ПОПЫТКИ РЕФОРМ

Описание презентации по отдельным слайдам:

8 КЛАССОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ: ПОПЫТКИ РЕФОРМ

8 КЛАСС
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ:
ПОПЫТКИ РЕФОРМ


Упадок империи вследствие войн
Кризис внутриполитический

Роль янычаровЯнычары - во­ен­но-про­фес­сио­наль­ное со­сло­вие Ос­ман­ской и.

Роль янычаров
Янычары - во­ен­но-про­фес­сио­наль­ное со­сло­вие Ос­ман­ской им­пе­рии (Тур­ции) в 14–19 вв.

Янычары были действующей силой, от которой зависел исход реформ.

Выступали против любых реформ и преобразований.

Преобразования султанов

Преобразования султановАхмед IIIСелим III

Преобразования султанов
Ахмед III
Селим III

Преобразования султанов

Выпишите определение Восточного вопроса.

Восточный вопрос

Домашнее заданиеПараграф 20, пересказ.

Домашнее задание
Параграф 20, пересказ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 247 материалов в базе

Материал подходит для УМК

20. Османская империя: попытки реформ

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.11.2021 772
  • PPTX 2.4 мбайт
  • 49 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шостина Мария Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

К середине 17 века Османская империя начала терять свою былую мощь. Упадок государства явно обозначился во второй половине 18 века. Турки потеряли Крым и отодвинули свои южные границы за пределы Чёрного моря. Правящий султан Селим Третий ввел некоторые реформы для устранения кризиса, но они не дали нужного результата. Османская империя становилась на путь распада и в первой половине 19 века империя распадется.
Причины:
1. Резкое понижение поступлений в государственную казну.
2. Уменьшение средств на содержание профессиональной армии и иностранных инструкторов.
3. Переход производства на военные нужды.
4. Противостояние султана с крупными феодалами в провинциях.
5. Захват Бонапартом Египта. Турция лишилась богатой провинции.
6. Национальные восстания в закабаленных балканских землях.
7. Ликвидация янычарской гвардии.

Упадок военного могущества Османской империи начался, как вы помните, еще в середине XVII в. Во второй половине XVIII в. окрепшая Россия, отвоевав Крым, вышла к берегам Черного моря, а Османской империи пришлось отодвинуть свои границы к югу.


Другие реформы Селима III нанесли удар по феодальному укладу. Так, цеховая система была ликвидирована и заменена мануфактурами. Но последние работали в основном на нужды армии и не могли обеспечить подъем производства. Кроме того, реформы встречали сильное сопротивление, порой даже вооруженное. Например, крупный феодал Пазван-оглу во главе сильного войска к 1797 г. захватил почти всю Болгарию (она входила тогда в состав Османской империи). Пазван-оглу сумел отбить натиск стотысячной турецкой армии, направленной против него, и правил Болгарией до самой смерти (1807). Он даже чеканил собственную монету и вел самостоятельные переговоры с другими державами.

Неспокойно было и в других владениях империи. В 1798 г., как вы уже знаете, Бонапарт отбил у османов Египет. Правда, вскоре французам пришлось оттуда уйти (1801). Но местные вожди-шейхи фактически установили в Египте свою власть. Не раз вспыхивали восстания и на Балканах. Османы жестоко подавляли их, и все же восстания сербов (особенно в 1804–1813 и в 1815 гг.) положили начало борьбе за восстановление свободной Сербии.

Но слабеющей империи грозили не только национальные движения. Захваченные османами территории становились объектом внимания сильных европейских держав. Наполеон еще на встречах с Александром I в Тильзите (1807) предложил поделить европейские владения османов между Францией, Россией и Австрией. Тогда эти планы не были реализованы, но судьба Османской империи уже была предрешена.


Почему реформы в Османской империи (к тому же ограниченные) стали проводиться только в начале XIX в.? Что мешало сделать это раньше?

Начало распада Османской империи

Турция могла сохранить власть над своей распадавшейся империей только при поддержке сильных держав, не желавших ее краха. Но те прежде всего предпочитали усиливаться сами, в одних случаях используя Турцию в своих целях, а в других – просто за ее счет.

Противоречивой в этом смысле была позиция России. Ее патриотические круги поддерживали освободительную борьбу православных народов, порабощенных османами (сербов, болгар, греков). В эти области нередко пробирались русские добровольцы, в основном офицеры, чтоб помочь братьям по вере свергнуть османское иго. Но власти феодально-абсолютистской России, разумеется, были заинтересованы не столько в помощи порабощенным народам, сколько в приобретении новых территорий и сфер влияния.

Особая опасность для империи исходила от ее владений на Балканах, являвшихся сферой интересов России, Австрии, да и других сильных держав. Первый чувствительный удар османы получили в Греции.


Мечеть Айя-София в Стамбуле

Постоянные восстания греческих патриотов в 1820-е гг. вызывали сочувствие и поддержку в России и ряде других стран Европы. В результате русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Османской империи пришлось уступить России ряд причерноморских земель. А Греция получила независимость, хотя ее территория была значительно урезана.

Сербия во многом перестала подчиняться османам еще в середине 1810-х гг. А в 1833 г. она при поддержке России была провозглашена автономным княжеством, формально принадлежавшим османам. Отпал от империи и Алжир, правда, он вскоре был завоеван французами в результате упорных войн в 1830-е гг. Весьма существенной потерей для османов стал Египет. После двух турецко-египетских войн (1831–1833 и 1839–1840 гг.) он фактически отделился от империи. Но на словах египетские паши (правители) признавали себя подвластными османскому султану.


Сами же правители Османской империи по-прежнему основное внимание уделяли армии. Султан Махмуд II, правивший в 1808–1839 гг., провел в середине 1820-х гг. еще одну реформу армии. Были укреплены регулярные части, которые начали формироваться еще при Селиме III. Это-то и привело к обострению внутреннего кризиса в империи. Дело в том, что солдатам новых формирований было назначено весьма высокое денежное и натуральное довольствие. Недовольные этим янычары подняли бунт (июль 1826 г.), который был жестоко подавлен новой армией. Янычаров сжигали прямо в казармах, расстреливали в упор из пушек, топили в Босфоре. Но ликвидация янычарского войска в итоге лишь ослабила османскую армию в целом.


Пользуясь картой, ответьте: какие из национальных владений Османской империи ей было особенно трудно удерживать? Почему?

Нарастание кризиса империи

Османская империя В XVIII–XIX вв.



Постарайтесь с помощью карты определить, что больше угрожало целостности Османской империи в первой половине XIX в. – фактическое отделение от нее Египта или обострившееся соперничество с окрепшей Россией? Обоснуйте свое мнение.

Между тем в стране крепли антифеодальные настроения. Сближение Турции с европейскими державами в период Крымской войны привело к появлению демократических кружков и обществ. В июне 1865 г. возникло Общество младоосманов, планировавшее путем переворота ввести в стране конституционное устройство. Но уже в 1866 г. организация младоосманов была раскрыта и разгромлена. Часть ее лидеров, сумевших бежать за границу, продолжала вести пропаганду оттуда. Идеи младоосманов постепенно укреплялись и в самой Турции.


Примерно тогда же (к лету 1876 г.) разные районы Балкан охватили антиосманские восстания. Объявили Турции войну Сербия и Черногория. Туркам удалось разбить сербские войска, но в конфликт вмешалась Россия и другие европейские державы. По их настоянию в Стамбуле была созвана международная конференция (декабрь 1876 г.), на которой европейцы намеревались навязать Турции свой вариант решения конфликта на Балканах.


Однако на открытии конференции турки внезапно объявили, что в империи вводится конституция, которая гарантирует равенство всем ее подданным, включая и христиан. А поскольку именно на этом и строили свои требования европейские державы, конференция лишалась смысла. Но конституция не внесла принципиальных изменений в жизнь империи. Созванный в марте 1877 г. первый турецкий парламент уже через год был распущен и не собирался вплоть до 1908 г.


Почему и новые попытки реформ в Турции (танзимат) не дали ожидаемых результатов? Что (или кто) мешало более решительному проведению реформ?

Турция в 1877–1914 гг.


Турецкие солдаты после боя (русско-турецкая война 1877–1878 гг.). Художник В. В. Верещагин

Главным результатом этого соглашения было создание на Балканах сильной независимой Болгарии. Это вызвало недовольство ряда европейских держав: они опасались, что Болгария попадет под влияние России, позиции которой на Балканах сразу же резко усилятся. В Берлине был созван конгресс, пересмотревший русско-турецкий мирный договор. По решениям конгресса границы Болгарии были урезаны, а на Балканах усилилось влияние не столько России, сколько Австрии. Она фактически получила в свое распоряжение Боснию и Герцеговину.


В начале 1890-х гг. в Турции вновь оживилось демократическое движение. В нем участвовали передовое офицерство, интеллигенция, представители формирующейся буржуазии. Младотурки (так стали обобщенно именовать участников демократических обществ и кружков) выступали за буржуазные реформы, развитие национальной промышленности, восстановление парламента и конституции 1876 г. Власти жестоко расправлялись с участниками движения. Суды не раз приговаривали их лидеров к смертной казни, еще чаще с участниками движения расправлялись вообще без суда и следствия, тайком.

Парламент сразу же объявил султана низложенным, однако монархия в Турции не была ликвидирована. Трон достался Мехмеду V, брату свергнутого султана. Фактически же власть перешла к правительству младотурок. Оно выдвинуло широкую программу модернизации экономики, системы управления, всего строя жизни. Правда, реформы проводились довольно медленно. А затем их осуществление было приостановлено двумя Балканскими войнами и Первой мировой войной.

В течение XIX в. Османская империя переживала серьезный политический и экономический кризис. Его дополнял ряд военных поражений. Победа младотурецкого движения в 1908–1909 гг. могла укрепить лишь национальное ядро империи – Турцию. Но сама гигантская империя уже стояла на краю гибели.


Модернизация — освоение и практическое применение той или иной страной (группой стран) всей совокупности передового экономического, социально-политического и прочего опыта наиболее развитых государств.


• 1789–1808 Правление и реформы султана Селима III.

• 1865, июнь Создание Общества младоосманов.

• 1877–1878 Русско-турецкая война.

• 1908–1909 Победа младотурецкого движения.

(Из выступления султана Абдул-Хамида II перед толпой демонстрантов, подошедшей к его дворцу 24 июля 1908 г.)

1. Какая страна (или страны) была в начале XIX в. больше других заинтересована в ослаблении Османской империи? При ответе используйте карту.

2. Как вы расцениваете позицию России в отношении Османской империи? Почему европейские державы опасались усиления России за счет гибнувшей империи османов?

3. Чем объяснить поражение младоосманского движения в 1860-е гг.? Насколько была сильна в то время поддержка младоосманов народом Турции и империи в целом?

4. Почему в рядах младотурок (а еще раньше – младоосманов) было так много офицеров? Как получилось, что демократическое движение стало для них привлекательнее, чем военная карьера?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Кровавый навет в Османской империи

Распад Османской империи

Распад Османской империи Распад великой империи, что характерно, произошел под аккомпанемент ура-патриотических лозунгов.В конце XIX – начале XX века в Османской империи зародилось антиабсолютистское, буржуазно-помещичье националистическое движение младотурков. Первые

42. КАЗАКИ ПРОТИВ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

42. КАЗАКИ ПРОТИВ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В то время, когда царь вел войну на западе, важные события происходили и на востоке. В Средней Азии усиливалась Бухара. Хан Абдула подчинил таджиков, одерживал победы над Хорезмом, казахами. А его брат Кучум одолевал вассала Москвы

Взлет и упадок Османской империи

Взлет и упадок Османской империи Перед тем как перейти к биографии Сулеймана Великолепного, бросим взгляд на предшествовавшую историю и состояние Османской империи, чтобы понять, что же досталось султану в наследство.Турки-османы были кочевниками. Их легкая кавалерия в

Наследие. Кризис Османской империи

Наследие. Кризис Османской империи Еще при жизни Сулеймана Великолепного роковое влияние на Османскую империю стали оказывать великие географические открытия. Был открыт морской путь в Индию, что подорвало турецкую монополию на транзитную торговлю между Европой и

Султаны Османской империи

Султаны Османской империи Осман I прибл.?-1324 Орхан I прибл.1324–1362 Мурад I 1362–1389 Баязид I Молниеносный 1389–1402 Междуцарствие 1402–1413 Мехмед I 1413–1421 Мурад II (отрекся) 1421–1444 Мехмед II 1444–1446 Мурад II 1446–1451 Мехмед II Завоеватель 1451–1481 Баязид II (низложен) 1481–1512 Селим

ЕВРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

ЕВРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Другим направлением миграции евреев в XV–XVI вв. стала Османская империя. Отношение изгнанников к Германии и Турции иллюстрирует письмо эмигранта рабби Исаака Царфати, призывающего соплеменников последовать его примеру (Салоники,

Глава VII Город в Османской империи

Султаны Османской империи

Султаны Османской империи Осман I прибл.?-1324 Орхан I прибл.1324–1362 Мурад I 1362–1389 Баязид I Молниеносный 1389–1402 Междуцарствие 1402–1413 Мехмед I 1413–1421 Мурад II (отрекся) 1421–1444 Мехмед II 1444–1446 Мурад II 1446–1451 Мехмед II Завоеватель 1451–1481 Баязид II (низложен) 1481–1512 Селим

Взлет и упадок Османской империи

Взлет и упадок Османской империи Перед тем как перейти к биографии Сулеймана Великолепного, бросим взгляд на предшествовавшую историю и состояние Османской империи, чтобы понять, что же досталось султану в наследство.Турки-османы были кочевниками. Их легкая кавалерия в

Наследие. Кризис Османской империи

Наследие. Кризис Османской империи Еще при жизни Сулеймана Великолепного роковое влияние на Османскую империю стали оказывать великие географические открытия. Был открыт морской путь в Индию, что подорвало турецкую монополию на транзитную торговлю между Европой и

§ 45. Образование Османской империи

§ 45. Образование Османской империи Формирование турецкой государственности Начало государственно-политического определения турецкого народа пришлось на X–XI вв. Во второй половине Х в. племенные объединения тюрок-огузов (сельджуков), скотоводов и земледельцев, были

§ 46. Право и суд в Османской империи

§ 46. Право и суд в Османской империи Основы правовой системы Канун-наме (кодексы) Судебно-правовая система турецкого государства сложилась на основе и мусульманского права (общего для значительной части народов средневековой Азии), и собственного традиционного права —

12.2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

12.2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В соответствии с теорией военной революции освоение нового оружия сыграло большую роль в формировании новой имперской иерархии, носившей открытый и эгалитарный характер. Отсутствие потомственной знати и сословных привилегий

84. КРИЗИС ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

84. КРИЗИС ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Главными причинами возникновения кризиса Османской империи были:1) частые восстания балканских народов против турецкого владычества, начиная с начала XIX в. и в течение всего XIX в.;2) Русско—турецкие войны 1828–1829 гг., 1854–1856 гг., 1877–1879 гг., в

§ 19. Кризис Османской империи

§ 19. Кризис Османской империи Султан Селим III и попытки реформУпадок военного могущества Османской империи начался, как вы помните, еще в середине XVII в. Во второй половине XVIII в. окрепшая Россия, отвоевав Крым, вышла к берегам Черного моря, а Османской империи пришлось

Читайте также: