Составить конспект экскурсии в соответствии со структурой тема и возрастная группа на выбор

Обновлено: 05.07.2024

Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ. консультация

Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ.

Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения. Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной группах. Но маленьким детям можно организовать специальные занятия-экскурсии по групповой комнате с наблюдением (в комнате, на площадке).

Планируя работу с детьми в летний период, необходимо помнить о включении в план физкультурных и музыкальных развлечений (2 раза в неделю); дней здоровья (1 раз в квартал); спортивных праздников (1 раз в квартал); работы по правилам дорожного движения (1 раз в неделю) и основам безопасности (1 раз в неделю); прогулок по маршруту (простейший туризм), экскурсий, пешеходных прогулок (1-2 раза в неделю, в старшей группе — до 3 раз в неделю).

По содержанию экскурсии делятся на 2 вида: природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру; экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека, музей, в пожарную часть и различные производственные предприятия).

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

В основном проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.

Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться.

Начиная со второй младшей группы, проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение д/с, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту:

— прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;

— тщательно продумывается содержание маршрута, похода;

— взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;

— продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;

— о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;

— желательно уточнить прогноз погоды;

— накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;

— взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности;

— должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;

— взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);

— план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;

— взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей схеме: дата проведения; тема или объекты наблюдения; цель; отметка о выполнении.

Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них. К каждому походу составляется сценарий (конспект), где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.

Содержание прогулки-похода составляют: дидактические игры; подвижные игры; чтение художественной литературы; экспериментальная и практическая работа.

Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности. Детей можно учить ориентированию на местности.

Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Все маршруты нумеруются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы. Отмечается общая протяженность маршрута и длина отрезков пути между привалами, а также его продолжительность.

Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход по схеме: №; дата; группа; кол-во детей; № маршрута; кол-во сопровождающих, Ф.И.О.; время ухода; подпись; время возвращения; подпись кто принял сведения.

Памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок: Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону. В таком походе крепнут силы детей, развивается выносливость, способность преодолевать трудности, упражняется воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообразными естественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т.д. места для привалов и место для разбивки лагеря.

В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, медицинская сестра. Составляется конспект. В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования. Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека.

На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д. Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания. Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями. Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток), пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.

Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности. После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.

При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь лагеря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т.д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.

Туристическое снаряжение: Головной убор (шляпа, шапка, панама), спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.). Обязательно, возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты.

Экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. Повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Правильно проведенная экскурсия оставляет глубокий след в детской памяти и находит отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение. Но в игре не получают отражения наблюдения, в которых для ребенка на первый план выступают только предметы и ускользают люди, их деятельность и взаимоотношения. Удачная экскурсия, конечно, является основой процесса усвоения детьми знаний о значении труда, о том, как, кем и для чего он проводится. Поскольку наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством включения детей в различные виды деятельности, уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Подготовка к экскурсии.

Одна из форм экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых – это производственная экскурсия. Подготовка к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора объекта, то есть предприятия, которые дошкольники будут посещать. И сходя из цели и задач экскурсии, педагог определяет вопросы, на которые детям следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии или добивается разрешения провести её самому. Намечая план маршрута, педагог продумывает, как обеспечить безопасное передвижение детей по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.

Ниже приведены несколько ориентировочных вопросов, по которым можно готовить информацию для проведения производственной экскурсии:

- пополнение уголка природы иллюстрациями, репродукциями, фотографиями с изображением деревьев, летнего леса.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в парк, и посмотрим, какие деревья растут в парке (дети встают парами и идут за воспитателем). Какая сегодня погода? (солнечная, тёплая)

Ребята, послушайте загадку:

«На одной ноге стоит,

Все ветвями шевелит,

-Ребята, посмотрите как много деревьев в парке.

-А кто сможет назвать части дерева? (есть корни, ствол, ветки, листья).

- Чем покрыт ствол дерева? Для чего нужны дереву корни, кора? (через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). Молодцы, правильно назвали строение дерева.

-Что происходит с деревьями после зимы? (на деревьях набухают почки; появляются сережки и листья).

- Молодцы, а давайте с вами сегодня соберем красивый букет из листьев и плоды деревьев, чтобы сделать поделки из природного материала и гербарий.

-Ребята, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её:

«Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(береза)

- Правильно, это берёза. Давайте постоим около берёзы и полюбуемся её светом и чистотой. Посмотрите, над головой шелестит листва, которую пронизывают лучи солнца. Здесь легко дышится. Берёза единственное в мире белоствольное дерево. В народе её называют берёзонькой белоствольной, русской красавицей. Её ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья треугольной формы с зазубринками на концах, на березе есть сережки.

Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике,

С красивыми застежками, с зелеными сережками. (С. Есенин)

-Ребята, рядом с берёзками растут и вот эти деревья. Послушайте загадку:

Ягоды – не сладость,

Зато людям – радость.

- Молодцы! Посмотрите, какая красавица рябина! Ее еще называют кудрявой, тонкой! Листочки у нее резные и ярко-зеленые. Ягодки у рябинки кислые и витаминные, а после первых морозов они становятся сладкими. В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое дерево.

- А сейчас послушайте стихотворение:

Клён ты мой опавший, клён заледенелый!

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

- Пойдёмте, и найдём, где растёт клён.

Вот он ребятки, ствол у клена темно-серый, обратите внимание на форму и размер кленовых листьев с пятью острыми концами. Особенно красив клён осенью, листочки окрашиваются в разные цвета: жёлтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. А плоды клёна похожи на маленькие пропеллеры или ещё их называют носики - курносики.

Клён встречает самый первый

Кружит в воздухе весёлый

Землю быстро укрывает

Пусть родная засыпает

Долгим зимним сном.

-Ребята, а теперь к какому дереву мы подошли?

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч,

Я кормлю свиней и бело

Ничего, что плод мой мелок.

-Верно, ребята это дуб. Дуб - могучее, сильное дерево, его мощный ствол покрыт коричнево - серой плотной, крепкой корой, листья овальной формы, с волнистым краем, кроме листьев у дуба есть желуди. Живут дубы 400-500 лет.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Ведь до поздней осени

Значит я выносливый,

- Ну, а эту красавицу вы узнали?

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

- Правильно, это дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год. Ель высокое дерево, ствол прямой, покрыт серой или красновато-бурой корой, с пушистыми ветками, покрытыми хвоей, а ещё есть шишки.

Если у других деревьев листья желтеют и опадают, то у хвойных - хвоинки остаются зелёными и в зимнюю пору.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая как ёж,

Зимою в платье летнем.

Ребятки, все эти деревья растут в России, мы их очень любим.

- Ребята, как называются леса, которых растут одни березы? (роща)

Как называются леса, где растут дубы? (дубрава)

Как называются леса, где растут сосны? (сосновый бор)

Как называются леса, где растут ели? (ельник)

А если деревья разные в лесу? (смешанный лес)

- Куда мы с вами ходили?

- Какие деревья видели?

- Как называют в народе берёзу?

- Как называют дуб?

Наша природа подарила нам эти необыкновенной красоты деревья. Мы ими должны не только любоваться и использовать в своих целях, но и заботиться и беречь и тогда они будут радовать нас своей красотой.

- А, сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями.


Экскурсия - 1 Старшая группа 27.10.2014 год Тверская область Калининский район п.Орша Тема экскурсии: "Наша малая Родина!"

Фотоотчёт экскурсии 1 старшая группа Тема экскурсии: "Наша малая Родина!".



совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.

Цели: · Увидеть, как природа готовится к зиме.· Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.·.


Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ".

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ". Цель: познакомить с истор.


Конспект экскурсии с детьми подготовительной к школе группы "Осенний сквер" Тема экскурсии: Осенний сквер.

Конспект экскурсии с детьми подготовительной группе "Осенний сквер".

Экскурсия "Экскурсия в домашний птичий зоопарк"

Дать детям общее представление о многообразии птиц живущих в домашних условиях.

Цель: Дать детям представление о лесе, видах леса, продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев нашей местности.

Образовательные: закрепить знания о сезонных изменениях в природе, уточнить знания детей о деревьях, вызвать интерес к растениям родного края, совершенствовать речь.

Развивающие: развивать память, мышление, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

активизация словаря: лес, деревья (берёза, рябинка, клён, дуб)

Предварительная работа: получить допуск на проведение экскурсии заведующего; наблюдение за деревьями на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Средства : листочки (берёзовые, с рябинки, клёновые, дубовые)

Форма организации детей: фронтальная

Способы: сюрпризный момент, напоминание правил в лесу, рассказ о лесе, о деревьях, словарная работа, показ, рассматривание деревьев, вопросы к детям, положительная оценка.

Ход занятия:

- Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила :

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

Поиграем в игру "Можно - нельзя"

- Ломать ветки, деревья?

-Ходить по тропинке?

-Оставлять за собой мусор?

-Собирать ягоды, грибы?

- Вот мы с вами и в лесу.

Посмотрите, какой красивый лес!

- Ребята, какое сейчас время года? (осень)

- Как вы узнали, что наступила осень? (лес стал разноцветным)

Ребята, так, что же такое лес?

Дети: Лес - дом для птиц и животных. Лес - наше богатство. Лес - красота нашей природы. Лес - это чистый воздух, кислород.

-Правильно, лес - это замечательное природное богатство, большой дом, где растут разные деревья, живут птицы и звери. А люди приходят в лес не только за грибами и ягодами, но и отдыхать, насладиться тишиной, свежим воздухом, пением птиц. Лес надо беречь и любить, он красив во все времена года.

-Ребята, а чем может пахнуть лес? (цветами, листьями, хвоей, грибами, корой деревьев, травой)

Самые главные жители леса - это деревья. Они бывают разные - высокие и низкие, их много. Посмотрите (показ березы, липы, клена).

Чем похожи эти деревья? (У них есть листочки)

-Правильно, именно поэтому - лес, в котором растут такие деревья, называется лиственный. Посмотрите, какой он светлый. А в этой части лес какой - темный, мрачный. Какие деревья здесь растут? (Ель, сосна) Чем похожи ель и сосна? (У них есть иголки)

- Иголки у ели и сосны называются хвоей. Поэтому и лес, где растут такие деревья, называется хвойным. А если все деревья растут вместе, то лес называется смешанный. Лес щедро делится своими дарами с человеком. Что мы собираем в лесу? (Ягоды, цветы, грибы)

-Вот и сейчас деревья приготовили нам какой - то подарок.

- Давайте посмотрим. Что же это такое? (Листья)

-Это какой лист? (березовый)

-А этот лист, с какого дерева? (с рябины)

-Это какой листочек? (кленовый)

- Тихо постойте. Что слышите?

Дети: Ветер шумит, листья шуршат.

- Что они говорят? (ответы детей)

Покружитесь, полетайте, как листочки.

-Давайте поиграем с этими листочками.

Игра называется "С какого дерева листочек". /

Детям раздаются листочки (берёзки, рябинки, клёна, после слов воспитателя, дети находят соответствующее листочку дерево.

-Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного ещё об одном дереве.

- О каком дереве, отгадайте загадку.

- Он красивый и могучий

Для зверей кормилец лучший.

На нем желуди растут

Придет осень опадут.

На нем листья засыхают

До весны не опадают

Словно он одел тулуп,

Угадали? Это - (дуб)

- Чтение сказки о дубе:

«В чаще леса на опушке я стою большой.

Величавый и могучий, с кроною густой!

Высоченный! Я макушкой небо достаю!

Звезды по ночам считаю, словно звездочет!

Я прожил на этом свете целых двести лет!

Видел грезы, видел бури, видел взлет ракет!

Наблюдал затменье солнца и не раз, не два.

Я скрывал от непогоды маленьких птенцов

Как отец, качал на ветках, прятал от врагов.

Помогал летать учиться, пенье слушал их!

И росой поил прохладной, как детей своих.

А зимой ко мне сбегались зайцы поутру,

В чехарду играли, в салки, прятались в снегу.

Под моей широкой кроной всем хватает места.

Я один такой огромный! Знает обо мне весь лес!

В чаще леса на опушке я живу

Очень добрый, очень умный - всякого пойму.

- Вот сколько интересного рассказал про себя дуб. Ребята, дуб растет медленно, сначала в высоту, затем в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому дуб крепко стоит и не боится даже сильных ветров. Он всегда выше всех деревьев, потому что дуб любит солнце, яркий свет. Листья и цветы на дубах появляются в мае, осенью листочки опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветках сухими почти всю зиму.

Посмотрите, какой листочек. (Дети рассматривают листики с дерева) - Дубы - деревья долгожители. Как вы понимаете это слово -"долгожители". (Тот, кто живет долго)

-Издавна у людей дуб считается символом силы, здоровья, красоты. У дуба есть плоды. Они называются желуди. (Рассматривание желудей)

- Желуди замечательный корм для медведей, оленей, кабанов, белок и некоторых птиц. Особенно любят желуди кабаны. Раньше люди из желудей делали муку и пекли хлеб. Сегодня ваши мамы дубовые листья используют при засолке огурцов, делают веники для бани.

Учить детей составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).

( Другие задания: составь пару - листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)

- А теперь давайте наберём желудей для поделок и принесём в детский сад.

- Вот сколько нового и интересного мы с вами узнали про дуб. Ребята, вам понравилось в лесу. Хорошо в лесу, но нам надо возвратиться в детский сад. Пришло время проститься с лесом.

- Лес дремучий, до свидания!

Ты расти на радость людям

Мы дружить с тобою будем.

-Вам понравилась экскурсия? Чем понравилась экскурсия? Что нового узнали?

-А сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад, соблюдаем правила поведения. Нас ждёт прогулка.

Конспект проведения экскурсии в дом-музей А. С. Голубкиной Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Голубкиной. Методические приемы: - беседа о жизни и творчестве скульптора А. С. Голубкиной;.

Конспект проведения экскурсии в Государственный Русский музей для детей 5–6 лет. "Первые встречи с изобразительным искусством. Художники- пейзажисты". Цель экскурсии: - Раскрыть перед детьми эмоционально-выразительную.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе. Формирование представлений детей о парке.

Программные задачи:

Расширять и обогащать знания детей о летних изменениях в природе.

Способствовать формированию интереса детей к природе.

Побуждать детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее, появились растения, насекомые.

Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий), применения приёмов моделирования.

Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.

Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.

Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.

Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).

Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.

Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.

Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.

Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.

Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. Содействовать развитию интереса у детей к природе, умение видеть её красоту.

Интеграция Образовательных Областей:

Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.

Предварительная работа:

Организационный момент

Отгадайте время года:

Жаркая стоит погода,

Рано солнышко встает,

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо,

Не ленись, до собирай.

В поле рожь шумит, как море,

Соловьи поют на зорях,

травы сочные стоят,

Косари в луга спешат. (Лето)

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:

-Какая сегодня погода? (ответы детей)

-Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?

-Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?

-Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

- Сколько вы знаете летних месяцев? С какого месяца начинается лето? (с июня).

- Вижу, вы действительно готовы помочь Лету. Тогда отправляемся в путь.

Дети с воспитателями отправляются в Новокасторенский парк.

Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда зимой и весной? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей). Чтобы мы ничего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты).

Лето приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

- Ребята, нас с вами встречает аллея.

- Какие деревья встречаются вдоль дорожки? (клены)

Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу).

- Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)

(Дети отправляются дальше, описывая и рассматривая знакомые деревья.)

- Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает,

Накинута на спинку

А платьице в полоску.

Узнаешь Ты. (березку)!

- Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают её)

- Что вы знаете о березе?

- Чем отличается кора?

- Как человек использует древесину дерева? (дети делятся знаниями)

- Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается).

- Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки — не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)

Воспитатель: Первые следы мы разгадали. Это - следы деревьев.

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, цветы и т.д.)

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день!

Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники).

- А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)

- Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

(Воспитатель показывает экологические знаки)

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

- Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)

Воспитатель: Следы птиц мы тоже изучили. У нас хорошо получается.

Мы все любим ходить в парк, но там встречается много насекомых

А теперь отгадайте загадки:

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (бабочка)

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (пчела)

Самого не видно,

А песню слышно. (комар)

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

Кто над нами вверх ногами. (муха)

На берёзовую ветку

Повесил сетку? (паук)

(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом)

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками).

Дождик закапал (встряхивают кистями рук),

паучка смывает (движения рук вниз).

Солнышко встало (разводят руки в стороны),

лужи высыхают (движения рук внизу).

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками).

Воспитатель: — О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук). Почему?

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых: надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.

Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Вот и вы стали насекомыми - насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю. Разлетайтесь по лужайке, а я посмотрю, кто из вас в какое насекомое превратился.

Воспитатель: Как здорово искать следы! Вы молодцы!

- Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых (свободное наблюдение).

Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами). Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей).

Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать.

Воспитатель: Найдите лист цветка. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают).

Воспитатель: Следы цветов самое красивое занятие.

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?

- Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии).

- Мы помогли лету, а на прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о лете и выйдем из парка.

• Люди рады лету, а пчела цвету.
• Плохое лето, коли солнца нету.
• По дважды в год лета не бывает.
• Роса да туман живут по утрам.
• Солнце летом греет, а зимой морозит.
• Худо лето, коль солнца нету.
• Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Ребята, а вам понравилась сегодняшняя прогулка? Что вам больше всего запомнилось? Вы все были молодцы, все хорошо отвечали на вопросы, отгадывали загадки и играли в игры.

Педагог (ФИО) __ Артюшина Наталья Николаевна __________

Направление__________ краеведение ( дополнительное образование) __________________

Возраст обучающихся______ 14-15 лет _______________________________________

Необходимое оборудование___ компьютерный класс с мультимедийным оборудованием (с достаточным количеством ПК и выходом в Интернет, экран для демонстрации, видео-проектор, музыкальные колонки) ____

Время занятия: 2 академических часа (по 45 мин)

Цель занятия - повышение эффективности целостного учебно-воспитательного процесса.

1. Организационный момент:

Цель – привлечение внимания обучающихся к экскурсионной деятельности, с целью пропаганды бережного отношения к культурно-историческому наследию родного края.
Задачи:
1. Через мотивацию обучающихся, сконцентрировать их внимание на теме, содержании и форме предстоящей работы на занятии.

2. Создание благоприятной доброжелательной атмосферы на занятии.

Используемые м етоды обучения:

- по внешним признакам деятельности педагога и обучающихся: рассказ, демонстрация, инструктаж;

- по источнику получения знаний: словесные, использование технических средств, просмотр слайдового клипа.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

2.Подготока рабочих мест.

Вступительное слово педагога: Чувство малой Родины со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, появляется у человека с детства. Среди просторов нашей Родины есть край, где находится наш родной дом, наша родная земля – город Сальск. Сальская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее. И каждый из нас может прикоснуться к этой истории через учебники и художественную литературу по истории Донского края, искрометные и содержательные экскурсии руководителей музея Дома пионеров и школьников и музея городского Дома культуры, через публикации материалов на страницах наших районных газет и интернет-источники.

Педагог читает отрывок из стихотворения О.Волобуева
Города – города,

Вы похожи и так не похожи,

Вы растите детей

И, как дети, торопитесь ввысь,

Только есть на земле,

Есть у каждого самый хороший,

Тот единственный город,

Где некогда мы родились.

2. Изучение нового учебного материала.

Цель – развитие образовательной деятельности обучающихся средствами краеведческо - экскурсионной деятельности. Задачи:

1.изучение краеведческого опыта в организации экскурсионной работы;

2. получение новой и систематизация имеющейся информации по историческому, культурному, природному наследию родного города;
3.освоение новых форм и методов коллективной работы ( обучение в команде).
4. воспитание патриотизма и гражданственности.

Используемые методы обучения:

- по внешним признакам деятельности преподавателя и обучающихся: видео-лекция, беседа, рассказ, демонстрация, упражнение;

- по источнику получения знаний: словесные, использование технических средств, просмотр тематической слайдовой презентации, наглядные (демонстрация опыта работы в форме слайдовой презентации), практические (практические задания, тренинги).

Общее время:30 мин

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

1.Просмотр слайдовой презентации. Участие в беседе по её содержанию.

2. Ознакомление с алгоритмом работы : - титульный лист
-вступление
-карта-схема экскурсионного маршрута
- основная часть
- заключение
- библиография

3.Ознакомление со структурой текста экскурсии:

- титульный лист
-вступление
-карта-схема экскурси-онного маршрута
- основная часть
- заключение
- библиография
4.Формирование рабочих подгрупп, выбор темы будущего экскур-сионного маршру-та.

Вопросы: - Что мы знаем о родном городе? Насколько интересна его история? Почему, мы - сальчане, можем и должны гордится своей историей? Как мы можем донести эту информацию до других людей, жителей и гостей нашего степного городка? ( ответы обучающихся )

3.Знакомит со структурой текста экскурсии ( Приложение № 1 )

Ознакомление с критериями оценки экскурсионного маршрута: в работе оценивается:
- соответствие оформления общепринятым требованиям;
- тактическое построение маршрута (логическая последовательность);
- техничность прохождения маршрута;
- соответствие теме;
- насыщенность экскурсионного рассказа историческими данными на объектах и их ценностное значение;
- связь объекта с современностью.
( Приложение № 2 )

Процесс обучения: Упражнение обучающихся по применению полученных знаний проводится под руководством педагога. Совместная проработка основных критериев и последовательности алгоритма подготовки экскурсионного маршрута.

Используется мульти-медийное оборудование для демонстрации слайдовой презентации;

Критерии оценки экскурсионного марш-рута, структура и алгоритм распечатаны на листах бумаги формата А4

Используется мульти-медийное оборудование для демонстрации слайдового проекта автобусной экскурсии;

3. Практическая работа

Цель практической работы – обучение разработке краеведческого экскурсионного маршрута, получение обучающимися навыков самостоятельной работы.

1. применение знаний и умений в новой ситуации;

2.формирование навыков планирования своей деятельности, работы с алгоритмами, проведения анализа, умения вести активный целенаправленный поиск информации, используя различные Интернет-источники;

3.формирование навыков социализации (работать в группе, вести конструктивный диалог);

4. развивать самостоятельность, творческое отношение к краеведческой деятельности;

5.воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Используемые методы обучения:

- по степени активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый;

- по источнику получения знаний: словесные (представление, обсуждение), использование технических средств, просмотр текстового и фото-материала в Интернет-источниках, наглядные, практические (практические задания);

- по логичности подхода: аналитический, синтетический.

- по критериям степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся.

Общее время:30 мин

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Каждая группа разрабатывает план экскурсионного маршрута по выбранной теме, по предложенному алгоритму:

цель и задачи ее проведения

определяют основные объекты, их ценностное назначение в историческом, культурном или экологическом аспекте

прорисовывают схему движения по этому маршруту с указанием объектов экскурсии (наклеивают фото объектов)

представляют схему движения по этому маршруту с указанием объектов экскурсии .

Распределение обязанностей между членами подгруппы.

2.Работа с Интернет-ресурсами:

- поиск и распечатка текстового и фото-материала по выбранной теме; Время выполнения задания – 20 мин.

-представление найденного материала, отбор текстового и фото-материала к содержанию экскурсии; Время выполнения задания – 10 мин.

-разработка маршрута, изготовление схемы тематического маршрута (проклеивают объекты, прорисовывают и прописывают последовательность прохождения маршрута). Соблюдение структуры текста экскурсии. Время выполнения задания – 15 мин.

Подгрупповая и индивидуальная работа педагога с отдельными воспитанниками:

Осуществляет 1.консультирование групп и отдельных обучающихся в моменты затруднений;

2. контроль за работой обучающихся в командах.

для работы обучаю-щихся предлагается

-алгоритм по разра-ботке экскурсион-ного маршрута (представлен на экране) ;

4. Закрепление учебного материала

Цель - формирование самосознания обучающихся, когда они начинают видеть связь между способами действий и конечным результатом занятия.

1.обобщение и систематизация полученных знаний;

2. проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

3.обучение самопрезентации созданного экскурсионного проекта;

4.соблюдать намеченный алгоритм работы;

5.мотивация включения обучающихся в создание банка данных экскурсионных маршрутов Сальского района;

М етоды обучения:

- по внешним признакам деятельности обучающихся: демонстрация, презентация экскурсионных проектов;

- по источнику получения знаний: словесные, использование технических средств, просмотр видео-ролика, слайдовых презентаций, наглядные, практические (практические задания);

- по логичности подхода: аналитический, синтетический.

- по критериям степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся.

Общее время: 15 мин.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Устное представление и творческая защита раз-работанного (чернового) проекта экскурсионного маршрута каждой под-группой. Время – до 5 мин. (выступление мо-жет быть коллективное или индивидуальное по выбору, по решению команды)

1.Организует с обу-чающимися подгрупп представление и анализ раз-работанных проектов экскурсионных маршрутов.

2.Педагог задаёт ряд вопросов по содержательной работе над проектом, с целью уточнения и определения, как отдельные обучающиеся усвоили данную тему.

Подгруппы демонстрируют наглядную схему экскурсионного маршрута

5. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия :

Цель – овладение навыками самоанализа.

контроль усвоения материала занятия;

обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

создание дополнительной положительной мотивации обучающихся на дальнейшую творческую работу.

Общее время: 10 мин.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

3. Получение и запись домашнего задания к следующему занятию.

2. В конце занятия педагог кратко даёт собственную оценку проведённой группами деятельности, подчёркивает успехи каждой группы, которые зависели от стараний её членов, насколько.

3. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: к следующему занятию состав групп сохраняется, каждый обучающийся дома выполняет слайдовый проект виртуальной экскурсии (не более 5-6 слайдов), готовит примерный текст проведения краеведческой экскурсии . На занятии творческие группы будут разрабатывать единое содержание тематической экскурсии по выбранной теме, которые в следующем месяце будут самостоятельно проводить с обучающимися 1-4-х классов своей школы.

При подготовке Д/З рекомендовано использовать Приложения № 1, № 2

Тест дается на индивидуальных листоч-ках (с указанием Ф.И. обучающегося, 3 верти-кальные шкалы с вопросами и критериями по выполненному зада-нию).

Педагог проводит занятия краеведческого детского объединения на базе школы, где и будут организованы экскурсии с обучающимися 1-4-х классов.

Требования к практической работе
Юные экскурсоводы после выбора темы экскурсии должны распределить обязанности между членами подгруппы (команды), провести намеченную по плану творческую работу: провести поиск необходимого краеведческого материала, разработать маршрут экскурсии, подобрать яркие выразительные экскурсионные фото-объекты, раскрывающие тему экскурсии, наглядно описать их, включить эти описания в текст экскурсии с использованием приложений: набор иллюстраций, текстов цитат, наглядных пособий, фотоматериалы – не менее 3-х фотографий, соответствующих теме и объектам маршрута. Краеведческие материалы должны быть (желательно) научно обоснованными, обязательно наличие списка использованных источников, электронных ссылок и литературы.

наличие пунктов инфраструктуры: источников питьевой воды, медицинских пунктов, пунктов питания и санитарных зон.
- Основная часть: текст экскурсионного рассказа на каждом объекте маршрута (от 3 до 10 мин.).
- Заключение: общественно – полезная значимость экскурсии, связь выбранной темы с юбилейными датами города или области.
- Рекомендации по прохождению маршрута: рекомендуемый возраст обучающихся, сезонность (благоприятные месяцы для экскурсии).
- Используемые источники и литература.

Требования к оформлению:
- работа представляется в печатном виде, собранная в скоросшиватель; формат листа А4; - объем текста – от 6 до 10 страниц; - шрифт - Times New Roman, обычный; - межстрочный интервал – 1,5; - размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. - все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят внизу (правый угол); на титульном листе номер страницы не ставится; - приложения нумеруются самостоятельно;
В работе оценивается:
- соответствие оформления требованиям положения;
- тактическое построение маршрута (логическая последовательность);
- техничность прохождения маршрута;
- соответствие теме;
- насыщенность экскурсионного рассказа историческими данными на объектах и их ценностное значение;

Читайте также: