Сопереживание изо 4 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусственна.

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:

- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Познавательные:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов

Коммуникативные:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы

Методы и формы взаимодействия

Фронтальный, индивидуальный. Словесный, наглядный, практический.

Основные понятия

Внутренний мир человека, эмоции, понимание, люди.

Образовательные ресурсы

Презентация, рисунки с изображениями людей.

Этапы урока,

Формы и приёмы работы.

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя школьников и готовности к сотрудничеству.

3.Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте ребята, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я, меня зовут Татьяна Юрьевна.

- Проверка готовности к уроку:

Но прежде чем мы начнем работу, давайте проверим вашу готовность к уроку, у вас на столе лежат: краски, кисть и альбом. Также не забываем, что сидеть вы должны правильно, спины держать прямо, руки лежат на партах, ноги ровно стоят на полу.

Осуществляет эмоциональный настрой.

Осуществляет проверку готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

II. Постановка учебной задачи

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока.

1. Просмотр видеоролика

2. Анализ содержания видео

Сейчас предлагаю вам посмотреть видео. После просмотра, мы с вами обсудим его содержание.

-О чем говорилось в стихотворении?

- Это стихотворение написал Эдуард Асадов, советский писатель.

-Какие у вас чувства появились после этого видео?

-Было ли вам жаль собаку?

Чувство жалости к кому либо это сопереживание. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Сопереживание) Верно ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся изобразить сопереживание.

Подводит детей к формулированию цели урока.

III. Изучение нового.

Цель: получение новых знаний, навыков.

Самая высокая цель искусства - помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других, его называют черствым, сухим. Потому что его высушенная душа как безлюдная пустыня. Объединить людей состраданием ко всему живому – это значит научить их быть великодушными.

«… Однажды к художнику пришла пожилая женщина, одетая очень бедно. Она сказала, что скопила немного денег и просила продать ей картину.

- Какую картину? – удивился художник.

- Васенька – сынок мой – заплакала женщина – портрет вы с него рисовали.

- Рассмотрите внимательно эту картину, и расскажите, что вы видите на ней? ( Ответы учащихся)

- Ушедший из дома сын после долгой разлуки возвращается домой в лохмотьях, несчастный и виноватый. Он падает на колени перед состарившимся отцом. В жесте рук склонившегося отца ласка. В этой картине значительность происходящего подчеркнута до глубокого волнения. Золотые, коричневые и красноватые оттенки согревают картину внутренним теплом, мерцают и светятся. Все замерло. Кажется, что совершается чудо, доброе волшебство встречи, всепрощения.

Посмотрите на рисунки ваших сверстников, что они изобразили? Вы можете придумать свой рисунок сами, а может взять, что то за образец.

Объясняет материал, проводит беседу с учащимися

Усваивают учебный материал

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: создание эмоционального настроя, обеспечение учебной мотивации

- На крыльце магазина сидит мокрый, брошенный котенок, ваши действия?

- Дома не вымытая посуда, а мама с работы придет очень поздно и усталая, как вы поступите в этой ситуации?

- Ваш одноклассник попал в больницу?

- Молодцы ребята, я в вас не сомневалась!

Обеспечивает мотивацию учащихся к учению, успешному усвоению материала.

Рассматривают репродукцию, осознают важность учения

V.Творческая практическая деятельность

Цель: формировать самостоятельность учащихся. Применять полученные знания на практике.

1. Рисование педагогического рисунка

Ребята, на верное и в вашей жизни были грустные моменты и печальные истории, когда кто- то рядом испытывал боль или страдания. Это не обязательно может быть человек, кто еще, как вы думаете, в нашем мире может испытывать боль, страдать рядом с нами? (ответы учащихся) Посмотрите на работы других ребят (изображение брошенных, раненых и страдающих животных)

- Как выразить все это в рисунках, что бы зритель понял и сопереживал, почувствовал сострадание? (ответы учащихся)

- Главных героев мы изображаем крупно, ближе к центру листа.

- Обратите внимание на выражение лица, какое оно должно быть (ответы учащихся)

- Что должно изображаться вокруг главных героев? Какой вы нарисуете фон? (ответы учащихся)

- Какие цвета и оттенки вы возьмете для изображения фона?(ответы учащихся)

Перед вами образцы, служащие вам подсказкой. Можете приступать к работе.

Осуществляет самостоятельную работу учащимися при изучении материала. Контролирует и корректирует работу учащихся.

Тема "Сопереживание" дается в четвертом классе в четвертой четверти.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_soperezhivanie.doc 330 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу изобразительное искусство.

Некрасова Светлана Владиславовна,

Визинга, 2011 год.

- Дать учащимся ясные представления о взаимодействии искусства с жизнью и широкого привлечения жизненного опыта детей, их примеров из окружающей действительности.

Все это в целом способствует духовно – нравственному развитию и воспитанию личности, формированию у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

Цель урока: Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека.

Задачи : - Воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужим страданиям.

- Развитие умения воспринимать произведения искусства, в которых отраженны драматические картины жизни.

- Обучение и совершенствование изобразительных навыков учащихся.

Задание : Создание картины с драматическим сюжетом, взятым из своей жизни.

Орг. момент : проверка рабочего места.

Ход урока : Ребята, посмотрите на доску, какая необычная сегодня выставка картин художников и работ ребят.

- Что объединяет все эти работы? (ответы учащихся)

- А какие чувства вызывают у вас эти картины? (ответы учащихся)

(Вывешивается на доске слово- сопереживание.)

- Что означает это слово? (ответы учащихся) Сочувствие, переживание за кого либо, вызванное чьим-нибудь несчастьем или горем (в словаре).

Самая высокая цель искусства - помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других, его называют черствым, сухим. Потому что его высушенная душа как безлюдная пустыня. Объединить людей состраданием ко всему живому – это значит научить их быть великодушными.

«… Однажды к художнику пришла пожилая женщина, одетая очень бедно. Она сказала, что скопила немного денег и просила продать ей картину.

- Какую картину? – удивился художник.

- Васенька – сынок мой – заплакала женщина – портрет вы с него рисовали.

- Рассмотрите внимательно эту картину, и расскажите, что вы видите на ней? ( Ответы учащихся)

- Жалко таких ребят, правда? А ведь важно не только пожалеть, сопереживать этим обделенным детям. Важно им помочь. Очень часто наша помощь нужна окружающим нас людям, а мы не замечаем этого. Достаточно просто оглянуться вокруг – может, я могу помочь?

- На крыльце магазина сидит мокрый, брошенный котенок, ваши действия?

- Дома не вымытая посуда, а мама с работы придет очень поздно и усталая, как вы поступите в этой ситуации?

- Ваш одноклассник попал в больницу?

- Молодцы ребята, я в вас не сомневалась!

- Ушедший из дома сын после долгой разлуки возвращается домой в лохмотьях, несчастный и виноватый. Он падает на колени перед состарившимся отцом. В жесте рук склонившегося отца ласка. В этой картине значительность происходящего подчеркнута до глубокого волнения. Золотые, коричневые и красноватые оттенки согревают картину внутренним теплом, мерцают и светятся. Все замерло. Кажется, что совершается чудо, доброе волшебство встречи, всепрощения.

Планирование творческой деятельности учащихся .

- Ребята, на верное и в вашей жизни были грустные моменты и печальные истории, когда кто- то рядом испытывал боль или страдания. Это не обязательно может быть человек, кто еще, как вы думаете, в нашем мире может испытывать боль, страдать рядом с нами? (ответы учащихся) Посмотрите на работы других ребят (изображение брошенных, раненых и страдающих животных). Расскажите о своих историях (рассказы детей)

- Как выразить все это в рисунках, что бы зритель понял и сопереживал, почувствовал сострадание? (ответы учащихся)

- Главных героев мы изображаем крупно, ближе к центру листа.

- Обратите внимание на выражение лица, какое оно должно быть (ответы учащихся)

- Что должно изображаться вокруг главных героев? Какой вы нарисуете фон? (ответы учащихся)

- Какие цвета и оттенки вы возьмете для изображения фона?(ответы учащихся)

- Наша практическая работа продлится на два урока, сегодня мы рисуем в карандаше, и работаем в цвете над фоном, а на следующем уроке мы будем работать над деталями в картине.

Небольшая разминка перед практической работой.

Самостоятельная творческая работа .

Первый урок: композиция в карандаше и фон в цвете; второй урок: доработка элементов и деталей в цвете.

Класс 4
Соответствие программе “Изобразительное искусство” (Неменский Б.М.)
Цель урока Создание сюжетной композиции на тему “Сопереживание”
Задачи:
Образовательные Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности композиционные навыки
Развивающие Создание условий для развития образного мышления, индивидуальных творческих способностей, навыков общения с произведениями искусства
Воспитательные Создание условий для проявления и развития способности сочувствовать, сопереживать
Тип урока Комбинированный
Форма урока Урок творчества
Оборудование к уроку Мультимедиа-проектор, экран, презентация
Материалы для работы Бумага формата А-5, фломастеры, гелевые ручки, корректоры, маркеры, простые карандаши, ластик

Ход урока

1.Организационный момент

2. Постановка цели и задач, включение в деятельность

“Мы согреваем душу от души,
Когда кому-то горя очень много.
Быть может это качество от Бога,
Длиною в человеческую жизнь.
Мы согреваем душу от души-
Глаза в глаза, как будто застывая.
Одну секунду СО-переживая,
Мы лучшее возможно совершим!”

Тема нашего урока – “Сопереживание”

Давайте вместе попробуем определить, что такое “сопереживание”: Игра “Синоним по цепочке”: детям предлагается написать на листе бумаги синоним слова “сопереживать”, затем завернуть лист так, чтобы закрыть написанное слово и передать лист следующему ученику (если количество учеников в классе большое - класс делится на группы.) По окончании – зачитываем и обобщаем написанное.

Совместно с учащимися выводим определение понятия “сопереживание” : это понимание, что чувствует другой, ощущение того, что происходит во внутреннем мире другого человека. Сопереживание учит нас совершать добрые и нужные поступки, объединяет людей.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к теме сопереживания в изобразительном искусстве – посмотрим, как и зачем к этой теме обращаются художники и попробуем сами создать изобразительное сочинение на тему “Сопереживание”!

3. Введение новых знаний

Актуализация собственных знаний

Перед тем как мы перейдём к практической работе, посмотрим как в искусстве человек стремится выразить свои чувства и переживания , своё отношение к самым разным событиям жизни и тем самым передаёт свои чувства и делит их с другими людьми.

Работа с презентацией:

Например, художник К. Брюллов в своей картине “Последний день Помпеи”, изображающей трагическое событие истории, вызывает у нас-зрителей какие чувства? - Ответы учащихся. Что и как художник изобразил, что вызвал у нас такие чувства? – Ответы учащихся. (обратить внимание на мимику, движение людей, композиционное и цветовое решение)

: А ситуация, изображённая на картине Ф.Решетникова знакома ли вам? (ответ учащихся ) Можем ли мы сказать, что узнаЁм свои чувства на картине? Какие чувства вызывает у нас главный герой? Почему?

: Как вы думаете, кто главный герой этой картины (“Неравный брак” В. Пукирев)? Почему? (ответы учащихся – акцент на изобразительные средства-контраст, освещение) Как вам кажется, что чувствует героиня картины? Как художник передал её чувства? Передал ли он эти чувства нам?

: Глядя на эту картину, предположите – зачем художник обращает нас к теме чужого горя и страдания? Ведь нам всем приятнее смотреть на картину с изображением природы или корзины с цветами. Ответы учащихся и подведение учителем учащихся к выводу о том, что художник учит нас сопереживать, а искусство помогает нам развивать свои чувства, передавая опыт переживаний других людей.

: причём сопереживание касается всех чувств - и грустных, и радостных

: ведь грусть и радость, горе и счастье всегда живут рядом

: пожалуйста, расскажите, какая из увиденных картин запомнилась вам больше? Какие чувства она вызвала?

4. Релаксационная пауза

Дадим отдохнуть глазам :

Упражнение “Шапка-невидимка”: это упражнение улучшает микроциркуляцию крови, улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Выполнить упражнение надо 3 раза: Ребята, вы устали, но у нас есть волшебная шапка, которая поможет нам избавиться от усталости. Для того чтобы её надеть надо размять ладошки, разогреть их, а потом надеть волшебную шапку на голову. Расправляйте шапку осторожно от макушки до ушей, аккуратно потрите уши, покрутите мочки ушей

5. Творческое применение знаний и навыков в новой ситуации

Давайте обобщим - какими выразительными средствами пользовались художники для передачи чувств? Давайте вернёмся к некоторым произведениям

Ответы учащихся и обобщение : выбор темы (сюжет), выражение лиц (мимика), движение, освещение, контраст и др.

5.1 Определение темы задания

А теперь вам самим предстоит стать художниками !Прошу вас создать изобразительное сочинение не тему “Сопереживание” - т.е. без слов, используя названные ранее выразительные средства, рассказать в рисунке о событии из своей жизни или наблюдений, вызвавшем ваше сочувственное понимание. Ваша задача - попытаться вызвать сопереживание зрителя.

5.2 Планирование деятельности:

- Самоопределение в рамках темы - проговаривание возможных сюжетов, размышление

- Отбор выразительных средств и работа над осуществлением замысла

5.3 Формулирование способов действий , необходимых для реализации поставленной цели

  • Правило №1: работаем КРУПНО, чтобы не пришлось рассматривать рисунок под микроскопом .
  • Правило №2: зрителю должно быть ИНТЕРЕСНО, поэтому уделяем внимание деталям, но без излишеств.
  • Правило №3: рисунок должен быть ЧЁТКИМ, понятным для зрителя.

Итак: ЧЁТКО, КРУПНО, ИНТЕРЕСНО

Требования к рисунку: соблюдение законов композиции и рисунка, графической грамоты

5.4 Творческое применение знаний и навыков в новой ситуации

Самостоятельная работа учащихся под музыку (см. презентацию).

Сопровождение работы учащихся – по необходимости. Регулирование творческого процесса в направлении композиционного построения, соблюдения пропорций и увлечения излишними деталями.

В конце работы наклеиваем учащихся на лист ватмана с заголовком “Изобразительное сочинение “Я сопереживаю. ”. Лист прикреплён к магнитной доске. Таким образом, объединяем работы в общее панно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема учебного занятия : Сопереживание – великая тема искусства

Продолжительность учебного занятия: 40 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

- формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей;

-познакомить с картинами художников, писавших про несчастие, несправедливость нашего мира людей;

-учить анализировать картины художников.

- дать понятие о том, что такое сопереживание;

-развивать навыки анализа, синтеза, сравнения;

-развивать умение строить композицию рисунка, использовать образный язык

материалов: карандаша, угля

-воспитывать неравнодушное отношение к несправедливости .

Оборудование : учебный класс с мультимедийным проектором; репродукционный материал по теме; слайд-фильм; белые листы, кисти, гуашь, дидактические материалы к учебному занятию:

2. Репродукции художников.

Планируемый результат:

-понимать важность движения для своего здоровья;

-уметь адекватно и эмоционально реагировать на картины художников;

Регулятивные:

- уметь адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

-уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и художественную деятельность одноклассников с позиции творческих задач темы урока, с точки зрения содержания и средств его выражения

-уметь формулировать тему урока;

-уметь выделять главное;

-уметь формулировать цель урока с помощью учителя;

Познавательные:

-уметь адекватно и эмоционально реагировать на картины художников;

-уметь выражать в своем рисунке свои чувства, настроение людей.

Коммуникативные:

-уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками;

-уметь слушать и слышать учителя и одноклассников;

-уметь осознанно строить устное речевое высказывание.

Прозвенел уже звонок,

Все пришли мы на кружок,

Здравствуйте, ребята!

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя на разных языках мира

-формирование умения организовывать свое рабочее место;

-формирование умения взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

Постановка цели и задач урока.

Создает эмоциональный настрой на восприятие темы урока : Показ презентации: слайд №1:

Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения.

“ Мы согреваем душу от души,

Когда кому-то горя очень много.

Быть может это качество от Бога,

Длиною в человеческую жизнь.

Мы согреваем душу от души-

Глаза в глаза, как будто застывая.

Одну секунду СО-переживая,

Побуждает к высказыванию учащимися своего мнения: О каком чувстве идет речь?

Что заставляет вас испытывать именно эти чувства? Совершенно верно, это СОПЕРЕЖИВАНИЕ. А что такое сопереживание? (СЛАЙД№2)

Подводит учащихся к формулированию темы урока:

Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас на уроке?(СЛАЙД № 3)

Уточняет, озвучивает тему урока

Тема нашего урока звучит:

Какова же может быть цель нашего урока?

Помогает формулировать цель урока

Настраиваются на просмотр презентации.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение.

Анализируют иллюстрацию: кто главный герой, его поза, выражение мордочки, цвета, используемые в иллюстрации.

Формулируют тему урока

Формулируют цель урока с помощью учителя.

(-рассмотреть картины художников, писавших про горе, несчастья людей;

-понять, как и через что художники выражают то, о чем хотят рассказать

-суметь через рисунок выразить свои чувства.

-формирование умения строить понятную для собеседников речь;

-формирование умения формулировать собственное мнение;

-формирование умения рассуждать на заданную тему и поддерживать беседу на протяжении продолжительного времени;

-формирование умения слушать и слышать учителя и одноклассников;

-формирование умения формулировать тему урока;

-формирование умения выделения главного;

-формирование умения формулирования цели урока;

Самая высокая цель искусства – помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком.

Художники разных стран, разных времён всегда горячо откликались своим искусством на человеческое горе и учили людей сочувствовать чужому горю, чужому страданию. С древнейших времен в искусстве присутствует тема страдания. А рядом с ней – тема великой любви и веры в добро.

Ситуация, изображённая на картине Ф.Решетникова знакома ли вам? (ответ учащихся ) Можем ли мы сказать, что узнаём свои чувства на картине? Какие чувства вызывает у нас главный герой? Почему? (СЛАЙД №5)

«… Однажды к художнику рано утром пришла пожилая женщина, одетая очень бедно. Она сказала, что скопила немного денег и просила продать ей картину.

-- Какую картину? – удивился Перов.

-- Васенька… сынок мой – заплакала женщина. -- Портрет вы с него снимали…

1.В какое время года и суток происходит действие в картине?

3.Если бы озвучили картину, что бы мы услышали?

4.В какую сторону дует ветер?

5.Как одеты дети?

6.Насколько трудно детям везти воду? Почему?

7.Как чувствуют себя дети?

8.Кто помогает детям?

9.Что произойдет в картине через несколько минут?

Да, Перов хотел показать детей в момент наивысшего напряжения сил, чтобы картина не говорила, а кричала о бесчеловечном отношении к беззащитным детям.

-- Ребята, а какие чувства испытывает каждый из вас к этим детям?

А что изображено на этой картине? (СЛАЙД№8)

Какие чувства вызвали у вас эти картины?

Жалость, Страх, Надежда, Желание помочь, спасти

Вы СОпереживали героям?

Давайте обобщим - какими выразительными средствами пользовались художники для передачи чувств? Вернёмся к некоторым произведениям

На уроке мы говорим с ребятами о том, что сопереживание - это переживание за кого-либо, умение чувствовать чужую боль, горе. Художники стремятся в своих картинах рассказать о страданиях людей, чтобы зритель задумался о том, как много несправедливости, горя, страдания в нашем мире. Суть урока заключается в этом же: чтобы дети задумались о нашем жестоком мире и что они могут сделать для улучшения ситуации.



Читайте также: