Соколов микитов улетают журавли конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель углубить и уточнить знание знания детей о журавлях как символе и обереге

Украины; формировать навыки правильного выразительного чтения текста,

обогащать словарный запас, упражнять в составлении диалога, развивать

образное восприятие окружающего мира; воспитывать любовь и уважительное

отношение к природе родного края.

Образование: Слоговые таблицы, таблицы, к словарной работе, «Соедини

Организационный момент.

Вот звонок для нас- сигнал

Поработать время дал.

Упражнения для развития артикуляц. аппарата.

-свободно по дорожке ВБР;

-четко, отрывисто по дорожке ВКЛ;

2.2. Чтение скороговорки

На болоте журавель

Целый день искал щавель

И уже собрал на борщ

Как тот час удал дождь.

Работа над скороговоркой:

-чтение про себя;

-на одном дыхании;

-весело, с чувством юмора;

-выделить голосом существительные;

-4 ученика читают наизусть.

-Переставить буквы и прочитать слова. Найти лишние.


Почему оно лишнее?

А С Л Т Ч К О А

Ж Ь У Л Р В А Е

-Молодцы! Помните всегда, что память, внимание, связная речь –

сокровищница ума, её надо постоянно пополнять.

Проверка домашнего задания.

Раздаются карточки с дифф. заданиями

1 группа -Читают стихи наизусть о деревьях и представляют свои рисунки

3 группа – Описание ёлочки. Описание леса

-Молодцы! Надо всегда быть внимательными к окружающей природе и

4. Мотивация темы урока.

4.1. Осень (девочка в осеннем наряде с корзинкой, наполненной дарами).

Я летела к вам в гости на порыве теплого осеннего ветерка, но не с пустыми

руками, а с дарами. И хочу у вас спросить: знаете ли вы, кто:

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,


Ловит в них лягушек.

Листья падают с осин

Мчится в небе острый клин.

-Много красок приносит осень. Она богата своими плодами. Люди убирают

урожай на полях, на огородах, в садах. Животные готовятся к зиме. А гуси,

грачи, лебеди, журавли отправляются на зимовье в теплые края.

4.2. Актуализация знаний о журавлях

-Какой внешний вид имеет серый журавль

(журавль серый -это большая красивая птица, которая напоминает аиста.

У него длинные ноги, шея и клюв. Оперение –серое, хвост, часть головы и шеи,

а также концы крыльев- черные. На голове сверху красное пятно)

-А где живут журавли?

(В Украине серый журавль гнездится на малодоступных болотах Полесья)

-Эта птица занесена в Красную книгу Украины.

В Житомирской области -Полесский заповедник (1968 г.), где и водятся эти

-А что едят журавли?

(Больше всего они любят клюкву. А ещё питаются корешками, рыбой,

жабами. Также они едят насекомых, оберегая растения от вредителей).

-А может кто -нибудь знает, где строят они свои гнезда?

(Гнезда строят иногда в ямках на земле, где откладывают 1-2 яйца).

журавлей. И, наверное, больше всего за их любовь к Родине. Вот и строят

колодцы с журавлями, как символ и оберег.

-А ещё журавли живут в приметах

Журавли летят на юг низко -зима близко.

Летят журавли один за другим -будет много воды и тепло.

Ранний прилет журавлей -на раннюю весну.

Изучение нового материала

5.1. -Сегодня мы познакомимся с рассказом И. Соколова -Микитова

И. Соколов –Микитов родился в конце 19 века.

-Жил за границей, в Германии. Много путешествовал. В своих

произведениях показывает красоту природы, старался воспитать бережное

отношение к природе. Описывает лес в разные времена года., пишет статьи об

обитателях леса, о птицах, о земле.

5.2. Словарная работа (соединить стрелкой)

небольшая болотная птица с

множество деревьев, растущих на

постоянный водный поток с

естественным течением по руслу

топкое место со стоячей водой

Прочитать только слова, которые отвечают на вопросы какое? какая?

5.3. Самостоятельное чтение

-Почему журавли проснулись до рассвета?

5.4. Проверка прочитанного.

Журавли собрались к отлёту:

а) ранней осенью; б) золотые осенние дни.

Они собрались в косяки, и потянулись в:

а)дальние страны; б) родные болота; в) дальние болота.

Кто автор рассказа:

а) В. Коркин; б) Б.Заходер; в) И. Соколов -Микитов.

Как летели журавли:

а) поодиночке; б) стаей; в) косяком.

а) до рассвета; б) в полночь.

6.С высокого неба услышим:

а) прощальный крик; б) гул; в) прощальные голоса.

Журавлям не до науки

Ох, давно вже терплять муки.

Затекли і ніжки, й крила.

Журавлиха зве до діла:

-Ану, славні малюки,

Стали струнко,мов грабки.

Крила в гору піднімайте,

Ними добре помахайте,

Стане добре й легко враз.

5.6.Повторное чтение текста

-3 упражнения- чтения (по 1 мин.)

5.7.Выборочное чтение

а) продолжить предложения

-Через леса, через поля, через…….

-В глухом лесу, на краю….

-Чуть брезжит над рекой,…..

б) прочитайте восклицательные предложения.

5.8.Составление диалога (работа в парах).

Сегодня на уроке мы пополнили свои знания об обереге родной земли-

-А теперь давайте поупражняемся в составлении диалога.

Представьте себе, что один из вас будет журавлем, а другой куликом,

составьте диалог между двумя птицами.

6. Итог урока

Игра “Волшебная палочка”.

-Что взяли для себя из сегодняшнего урока.

(дети рассказывают, что они запомнили).7.Домашнее задание

7. Выразительное чтение.

-Составить описание леса.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 052 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.01.2018 2202
  • DOCX 118.5 кбайт
  • 12 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ляхова Анжелика Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

-связная речь: формировать навык пересказа отрывка литературного произведения, последовательно и точно, используя слова и речевые обороты из текста; закреплять умение отвечать на вопросы развернутым предложением.

-словарь и грамматика: расширять и активизировать словарный запас; упражнять в образовании притяжательных прилагательных от имен существительных; совершенствовать навыки составления и использования сложноподчиненных предложений; упражнять в усвоение категории творительного падежа единственного числа

ВложениеРазмер
pereskaz_rasskaza_uletayut_zhuravli.docx 30.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГДБОУ Детский сад №15 Приморского района

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы

Составила: Вебер Т.Н

Виды детской деятельности : коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы
Тип : интегрированное
Возраст детей: 6-7лет
Формы непрерывной образовательной деятельности : совместная деятельность
Формы организации: группа
Цель: развитие связной речи у детей через обучение пересказыванию
Задачи:

- связная речь : формировать навык пересказа отрывка литературного произведения, последовательно и точно, используя слова и речевые обороты из текста; закреплять умение отвечать на вопросы развернутым предложением.

- словарь и грамматика : расширять и активизировать словарный запас; упражнять в образовании притяжательных прилагательных от имен существительных; совершенствовать навыки составления и использования сложноподчиненных предложений; упражнять в усвоение категории творительного падежа единственного числа

существительные: птица, грач, ласточка, утка, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, ласточка, стая, клин, косяк, вереница, отлет, перелет, оперение, перо, гнездо, корм, насекомые

глаголы : петь, кричать, щебетать, летать, улетать, голодать, курлыкать, кормит, плывет

прилагательные : перелетные, водоплавающие, быстрые, певчая, голодная, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная

наречия: громко, весело, холодно, голодно, быстро

Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД):

Воспитатель загадывает детям загадку:

-Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает-

Это всё когда бывает?

-Ответ детей (осенью)

- Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Часто идет дождь, солнце-светит, но не греет, температура воздуха понижается, листва меняет цвет и опадает-листопад; светлое время суток становится короче, а темное-длиннее; изменяется жизнь людей, животных, птиц)

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Птицы собираются в стаи, много кушают, готовятся к отлету)

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

- Назовите их. ( Ласточка, грач, кукушка, скворец, журавль и т.д)

- Почему птицы покидают родные места и улетают на юг? Остаются же с нами круглогодично вороны, голуби, галки, воробьи. ( Потому- что становится холодно, насекомые пропадают. Птицам нечем питаться)

- Как выживают оставшиеся с нами птицы? ( Они перелетают ближе к дому человека, и могут питаться семенами и плодами растений, питаются др.пищей )

- Ребята, отгадайте загадку:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. Кто это? (Журавль)

(показ иллюстрации: журавль)
- Что вы знаете об этой птице? ( Одна из крупнейших прелетных птиц, с длинными ногами и длинной шеей. Питается рыбой, лягушками, в осенний период-растительными кормами. Журавли , сооружают гнезда у самой воды)

- Посмотрите на картинки. Что вы видите? (Журавли летят)

-Как называется стая журавлей (Журавлиный клин)

- Кто из вас видел, как летят в небе журавли? (ответы детей)

- Ребята, когда мы гуляли, мы наблюдали с вами за птицами, летящими высоко в небе. Помните? ( ответы детей)

Гуси, утки, лебеди— вереницей,

Ласточки, грачи, скворцы— стаей,

Предложить детям выложить силуэты птиц на доске (вереница, стая, клин, по одиночке)

- Ребята, а чем отличается буква от звука? (Буквы мы видим и пишем, а звук слышим)

- А согласные? ( При произношении согласных звуков, мы испытываем преграду)

Упражнение на ослабление голоса (громко-средне-тихо-шепотом- беззвучная артикуляция: А-А-А-ааааа)

Упражнение на внимание

А. Воспитатель произносит сначала сочетание звуков: СКЛПФ, НРЛМ, АОЛЫЭ, РПЛЭИ, АНОЛД; а потом слоги: АЛ, ОП, УМ, УЛ, АМ, НУ, ЛА, ДА

Речевая динамическая пауза.

-А теперь немного отдохнем, повторяйте за мной слова и движения.

Спит журавлик под кустом, (показываем дом)
Там его уютный дом.

Мы смеялись и шумели, (прыгают на двух ногах)
Разбудить его хотели.

Но журавлик стоя спал, (стоят на одной ноге)
Видно сильно он устал.

- Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал

Садитесь на этой солнечной поляне (дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом).

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли.

Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

- Как называется рассказ?

- В какие дни собирались к отлету журавли?

- Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг?

- Как летят журавли?

- Какой путь предстоит журавлям?

- Куда потянулись косяки птиц?

- Над чем пролетали журавли?

- Где останавливались на отдых?

- Когда журавли продолжили свой путь?

- Что изменилось в лесу, когда взошло солнце?

- Откуда мы слышим прощальные голоса журавлей?

- Что кричали дети журавлям?

- Когда можно ждать журавлей обратно?

- Почему осенние дни золотые? ( Потому-что осенью листва меняет цвет от желтого до красного)

- Почему болото для журавлей родное?(Потому-что, болото место обитания птиц)

- Почему косяки птиц стройные? (Потому-что, чтицы летят ровными линиями)

- Почему небо высокое и ясное? (Потому-что, погода хорошая)

- Почему крики прощальные? ( Потому-что птицы улетают и вернутся только весной)

- Почему встреча весной будет радостной? ( Потому-что птицы вернуться в родные края)

Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ.

(Слушают текст, рассматривают иллюстрации)

-Давайте встанем в круг и превратимся в журавлей.

Журавлики – журавли (пальцы в замок-разжать, сжать)

Оторвались от земли,

Пересказ произведения детьми.

- Ребята, а теперь давайте вместе перескажем рассказ.

Я начну рассказывать, а вы мне поможете. Если кому-то сложно, смотрим на иллюстрации к рассказу

- А кто хочет пересказать весь рассказ?

-Молодцы ребята, прекрасный рассказ у нас получился!

-Ребята, на игровом поле расположены птицы и их гнезда.

-Я попрошу вас рассмотреть картинки и назвать перелетных птиц.

-Журавлиное гнездо и т.д

- какие гласные звуки вы знаете?

-Как их обозначают на схеме?

-Подберите предмет и схему слова

-О каком времени года мы сегодня говорили?

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

-Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего? А где испытали затруднения и над чем еще нужно поработь еще? (ответы детей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного занятия является обучение детей пересказыванию литературных текстов с передачей смысла произведения, использованием приближенной лексики, грамматически правильно оформленой речи.

Занятие по речевому развитию в старшей группе

коррекционно-образовательная:

обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов:

закрепить знания о перелетных и зимующих птицах, особенностях их жизнедеятельности,.

коррекционно-развивающие:

закреплять умение синтаксически верно стро­ить предложения;

упражнять детей в образовании сложных при­лагательных;

коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Ход занятия

Организационный момент.

-Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает-

Это всё когда бывает?

-Ответ детей (осенью)

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Часто идет дождь, солнце-светит, но не греет, температура воздуха понижается, листва меняет цвет и опадает-листопад; светлое время суток становится короче, а темное-длиннее; изменяется жизнь людей, животных, птиц)

Воспитатель:

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Птицы собираются в стаи, много кушают, готовятся к отлету)

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

- Назовите их. ( Ласточка, грач, кукушка, скворец, журавль и т.д)

- Почему птицы покидают родные места и улетают на юг? Остаются же с нами круглогодично вороны, голуби, галки, воробьи. (Потому- что становится холодно, насекомые пропадают. Птицам нечем питаться)

- Как выживают оставшиеся с нами птицы? ( Они перелетают ближе к дому человека, и могут питаться семенами и плодами растений, питаются др.пищей )

Журавли – клин.

Гуси, утки, лебеди— вереницей,

Ласточки, грачи, скворцы— стаей,

Кукушки— по-одиночке.

Предложить детям выложить силуэты птиц на доске (вереница, стая, клин, по одиночке)

Воспитатель:

- Ребята, отгадайте загадку:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. Кто это? (Журавль)

Объявление темы.

Основная часть

1. Чтение рассказа с последующим обсуждением

Куда собрались улететь журавли?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Как собираются журавли для полета?

Над чем пролетали журавли?

Где останавливались на отдых?

Какой был лес? (Мрачный, темный.)

Когда журавли продолжили свой путь?

Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

Когда можно ждать журавлей обратно?

У леса на опушке, Высоко на суку,

С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.

Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку!

Присели. Руками производят волнообразные движения.

Зеленые лягушки Попрыгали в реку.

Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова)

Сидя на корточках, подрыги­вают как лягушки.

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Во время чтения логопед выставляет опорные сиг­налы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие техники чтения, формирование умения самостоятельного, осмысленного чтения.

Дети рассказывают об определенном изменении в природе, используя цветные карандаши (краски). Это задание развивает у детей творческое мышление.

Посмотрите внимательно на картинку, скажите, что вам понадобится, чтобы из летней картинки сделать осеннюю. Краски напомнят вам, о чем говорить.

Б) Назовите месяцы осени?

В) Каждому месяцу соответствует своя пора осени. Как вы думаете, какая пора осени наступила?

На доске таблички: ранняя золотая поздняя

- По каким признакам догадались, что сейчас золотая осень?

Используются картины русских художников, на которых изображен лес в разную пору осени.

Г) Работа с картинами.

- Перед вами три картины:

Поздняя осень Ранняя осень Золотая осень

картина картина картина

ранняя поздняя золотая

Найти каждой табличке своё место.

- Что изображено на этих картинках? (Лес)

- Кто автор этого рассказа? (И.С.Соколов-Микитов).

III. Проверка домашнего задания

А) О какой поре осени рассказывает автор? (о золотой).

Б) Вспомните и подберите к данным словам-признакам, слова, обозначающие предметы из рассказа.

Хорошая проверка знания текста учащимися, читали они или нет, опора на память.

Знойное ______________________________ (лето)

Августовские _________________________ (дни)

Красноголовые ________________________ (подосиновики)

Скользкие ____________________________ (грузди)

Румяная ______________________________ (клюква)

Тонкая _______________________________ (травинка)

Прозрачное ___________________________ (небо)

Отрабатывается чтение трудных для детей слов из рассказа

В) Речевая гимнастика.

Чтение 10 слов, написанных на доске (см. выше) на время.

Это упражнение выполняется ежедневно и повышает скорость чтения.

После чтения закрыть (стереть) слова.

- Назовите первое слово? (знойное)

Последнее слово? (прозрачное)

Г) Чтение учащимися шепотом (дети читают 1 минуту, считают, сколько слов они прочитали). Оценки.

Д) Выборочное чтение.

- Как сказано в рассказе о грибах? Какие они? Прочитайте.

- Что сказано об осеннем воздухе?

- Что сказано о лесном ручье?

- Найдите и прочитайте, что говорится о небе.

Г) Чтение по замаранным окончаниям (по цепочке).

На столе у учителя карточки с 2-мя предложениями. Каждая карточка пронумерована. Ученик подходит к столу, берет нужную карточку, читает её вслух, садится, затем 2-ой ученик и т.д.

  1. В эти осенние дни мног…… птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрыл…… стрижи.
  2. Остаются зимовать рябчик…, тетерев…, куропатк…. В шумн…… стайки собираются скворц…, улета…… на юг певчие птиц…. и т.д.

Оценки с комментированием.

IV Физминутка.

V Работа над новым текстом.

А) Чтение рассказа учениками вместе с учителем. (Учитель читает 1-2 фразы, ученик повторяет последнюю фразу и продолжает читать следующие 2 фразы, затем снова учитель - 2-й ученик и т. д)

- Ответ на вопрос: Как летят журавли? (клином, косяком).

Б) Словарная работа. Объяснение смысла слов.

Косяк – стая птиц, летящих углом.

- Скажите, какие слова в рассказе вам непонятны?

В) Беседа по тексту.

- Когда журавли улетают от нас в теплые страны?

- Как они готовятся к отлету?

- Где журавли останавливаются на отдых?

Г) Чтение по цепочке с заданием.

Такое чтение заставляет ребенка читать очень внимательно.

Д) Работа над интонационной стороной речи.

- Найдите в тексте предложения, которые требуют особой выразительности (последние два предложения).

Читайте также: