Согласные твердые и мягкие конспект

Обновлено: 26.07.2024

Тип урока: объясне ние нов ого материа ла - открытие нов ого знания.

Цель: научиться ра зличать твёрды е и мягкие согла сные звуки в сл овах .

Образовате льная: 1 научиться разли чать т вёрдые и мягкие согласные зву ки в словах;

2. выделять в словах соглас ные, пар ные по мяг кости - твёрдости ; 3 . формировать

умение определя ть и правильно п роизносить м ягкие и твё рдые согласн ые зву ки .

Развивающие: развивать орфографическу ю зоркость, внимание, речь,

Воспитательная: способствовать формированию комму никативных навыков и

воспитанию целеустремле нности, организованн ости, положительного отношени я к

Тема. Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.

Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

Ход занятия:

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

- На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)

- Какие звуки мы называем гласными?

- Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ - ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).

-Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком)

- Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).

-Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?

- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)

- Расскажите стихи о гласных и согласных звуках.

- Какие это звуки: [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.

-Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ)

2. Работа с наглядностью.

Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

3. Проверка выполнения задания.

Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны? Почему?

Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны, что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?

Произнесите первый звук в слове кот ([к]). Понаблюдайте за вашим язычком.

Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?

Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь. Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА.)

Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки

Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

Хорь пел весело и звонко.

(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)

3. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)

Составим звуковую модель слова лук.

А теперь звуковую модель слова люк.

Сравните наши модели. Что заметили?

Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки, мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками.

Давай с тобой попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

В ладоши мы похлопаем,

И ножками, потопаем,

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунок. Что вы видите?

Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)

Слова звучат одинаково: коса.

А что они значат?

Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый, разведите руки. Если мягкий, хлопните в ладоши.

Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…

Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.

Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Я бросаю мяч и называю согласный звук. Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости.

(Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]).

Попробуйте починить слова:

Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …

- Что вы знаете о звуках?

-Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот?

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии.

Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.

Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.

Воспитатель: А теперь попрощаемся с вами.

«До свидания, до свидания.

Приходите к нам ещё.

Звуковые домики

Звуковые домики Это звуковые домики. Пособие предназначено для дисциплины подготовка к обучению грамоте. Домики с зелёными крышами используются для мягких.

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков

Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.

- Произнесите каждое имя. Что заметили?

- Какими звуками различаются?

- Одинаковые или разные звуки в этих именах?

- Назовите первые в имени Том.

- А первый звук в имени Тим.

(Первые звуки разные: -т и –ть).

- Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.

- Давайте вместе скажем т.

- Скажем звук Т. Какой он?

3. Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные, которые любит Том?

- Как называются согласные, которые любит Тим?

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

(По цвету костюма).

- Так над какой темой урока мы будем работать?

(Твёрдые и мягкие согласные).

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.

- А мы с вами можем помочь нашим братьям?

- Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?

2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.

На экране два столбика слогов; читают слоги парами.(Электронное приложение – презентация)

- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?

- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?

- Какие согласные обозначают мягкость согласного?

Составляется таблица гласных детьми на доске.

3). Работа с правилом в учебнике.

- Сделайте вывод , какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда?

- Прочитаем правило на с. 82.

- Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные?

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.

Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое – Тима.

- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.

- Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.

  • Ученик рад хорошей оценке.
  • Алёша попал в первый ряд.
  • Гриша залез на ель.
  • Слава ел пельмени.
  • Вова мял кусок глины.
  • Дима мал .
  • Мальчик был грубияном.
  • Бил маленьких ребят.
  • Буратино нёс золотой ключик.
  • Он любил всюду совать свой нос .
  • Зелёный лук очень полезен.
  • Мяч упал в люк.
  • От мороза красный нос.
  • Я дрова для печки нёс.
  • Выкопали глубокий ров.
  • Дети подняли рёв.

7. Гимнастика для глаз.

1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.

2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.

1. Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей).

2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц).

- Скажите, какую букву запоминаем в отгадке?

- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.

Воробей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласные, 4 согласные:

в, р – твёрдые, б, й – мягкие.

Заяц – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных:

З, ц – твёрдые, й – мягкий.

- Составьте предложение со словом воробей.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

- Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

НА – НЯ ВО – ВЁ РУ – РЮ ТЭ – ТЕ МЫ – МИ

РАД – МАЛ – ЛУК – БЫЛ – РОВ – Р Я Д М Я Л Л Ю К Б И Л Р Ё В

УЧЕНИК ХОРОШЕЙ ОЦЕНКЕ. АЛЁША ПОПАЛ В ПЕРВЫЙ . ГРИША ЗАЛЕЗ НА СЛАВА ПЕЛЬМЕНИ. РАД РЯД ЕЛЬ . ЕЛ

ВОВА КУСОК ГЛИНЫ. ДИМА . МАЛЬЧИК ГРУБИЯНОМ И МАЛЕНЬКИХ РЕБЯТ. МЯЛ МАЛ БЫЛ БИЛ

БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК. ОН ЛЮБИЛ ВСЮДУ СОВАТЬ СВОЙ . ЗЕЛЁНЫЙ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗЕН. МЯЧ УПАЛ В . НЁС НОС ЛУК ЛЮК

ОТ МОРОЗА КРАСНЫЙ . Я ДРОВА ДЛЯ ПЕЧКИ . ВЫКОПАЛИ ГЛУБОКИЙ . ДЕТИ ПОДНЯЛИ . НОС НЁС РОВ РЁВ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Твёрдые и мягкие согласные звуки 2класс Школа России ФГОС

Разработка урока с использованием ЭОР.

Презентация к уроку обучения грамоте на тему:" Деление слов на слоги. Ударение. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки".

Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Школа 2100".

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов

Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс.


Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог.

Технологическая карта урока по русскому языку.Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Урок русского языка.


Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами е, ё, ю, я и буквой мягкий знак.

Создавать условия в ходе урока для оценки собственной деятельности и контроля за ней.

Развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на уроке.

Развивать умения работать в парах.

Оборудование:

Формируемые понятия: Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами.

Предметные результаты: Узнают особенности букв е , ё , ю , я , ь. Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, обозначать на письме мягкость согласного звука буквами е , ё , ю , я, и буквой ь.

Регулятивные: формировать умение работать в парах, самостоятельно.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.

Личностные результаты: Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

Организационный момент

Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

Но сначала, разминка для пальчиков.

а) Что такое? Что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше. (пальчиками по парте)

б)Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.

А потом, как только можем, крепко - накрепко сожмем.

( Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2 - 3 раза. )

в) Идет по парте человек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

Запишите число в тетради, сегодня …..

Актуализация знаний

Орфографическая минутка (письмо по памяти).

У Сени и у Сани в сетях сом с усами. (слайд)

- Прочитайте предложение. Чем оно интересно? ( в словах повторяется буква С, это скороговорка.)

- Прочитайте скороговорку медленно. Потом еще три раза, убыстряя темп.

- Кто хочет прочитать ее быстро и правильно? ( Отвечают 4 человека.)

- Какие орфограммы встретились в скороговорке? ( Имена собственные: Сеня, Саня, безударные гласные в слове сетях-сети, начало предложения)

- Прочитайте скороговорку, четко проговаривая записанные буквы – орфографически.

- Запишите ее по памяти.

Подчеркиваем только те буквы, которые обозначили мягкость согласных (простым карандашом).

Кто не сделал ни одной ошибки – тихонько похлопайте в ладоши.

( Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка.)

Самоопределение к деятельности

Коля просо курам нёс,

Замарал он просом нос. (слайд)

- Повторите скороговорку три раза в быстром темпе.

- Найдите в ней слова, которые отличаются одной буквой. ( Нёс-нос.)

Какими буквами отличаются слова? ( гласными О и Ё)

- Какой звук обозначает каждая буква?

Учитель делает на доске запись [НОС ], [Н , ос ].

- Какими звуками они отличаются? (согласными [ Н]. [Н, ].)

- Как произносится согласный звук в первом слове – твёрдо или мягко? Какой это согласный?

- Как произносится согласный звук во втором слове? Какой это согласный?

- Может быть кто - то догадался, какая тема урока? (слайд)

- Чему будем учиться на уроке? Чтобы вы хотели узнать на уроке?

( Различать мягкие и твёрдые согласные звуки.)

- Но ведь многие из вас умеют различать эти звуки, что же им делать?

**Продолжать учиться различать мягкие и твёрдые звуки, чтоб не ошибаться больше.

- А как же мы будем добиваться поставленной цели урока?

**Мы будем выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради, и определять звуки в словах.

Работа по теме урока.

1). На экране два столбика слогов; читают слоги парами .(слайд)

- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?

- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?

(А, о, у, э, ы). (выставить буквы)

- Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(Я, ё, ю, е, и)

- Сделайте вывод, как обозначаются твёрдость и мягкость согласных?(Слайд)

2) . Работа с правилом в учебнике.

- Прочитаем правило на с. 82.

- Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные?

(Ь – мягкий знак).

- Вернёмся к скороговорке . Подчеркните только те буквы, которые обозначили мягкость согласных (простым карандашом или зелёным).

Вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами Е, Ё, И, Я, Ю, Ь.

3). Упражнение 2 с. 81

- Рассмотрите рисунки. Что изображено? ( лук и люк) ( слайд)

- Сравните эти слова. Чем они отличаются по произношению?

- Чем ещё отличаются эти слова? ( значением)

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

V . Продолжение работы по теме урока.

1) стр. 82 упр. 3 в тетради

2) Работа в парах на карточках

Добавь слог с мягким согласным.

1) …сня, …ки, …сица. ( песня, реки, лисица )

Какие слова здесь спрятаны?

2) …ень, …ень, …ень, …ень. ( Д ень, п ень, л ень, т ень)

(Самопроверка на обратной стороне доски)

С любым из этих слов составить предложение и записать его.

Чётко назови в словах первый звук. Если он звучит мягко, соедини слово с подушкой. Если звук твёрдый, соедини слово с кирпичом. Проверь у соседа.

hello_html_4320610d.jpg
hello_html_m171ce92d.jpg

Встаньте те ребята, у которых имя начинается с гласного звука И.

С твёрдого согласного звука. ( Саша)

С мягкого согласного звука. (Вика, Диана)'

Фамилии начинаются с мягкого согласного звука

6) Найди слова с мягкими согласными (Слайд)

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова: репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

- Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

- Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика.

Планирование урока русского языка

в 1 классе по теме:

«Мягкие и твердые согласные звуки.

учитель начальных классов

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 090 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.11.2017 4500
  • DOCX 48.6 кбайт
  • 110 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белоконь Надежда Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке изучаются твердые и мягкие согласные. Конспект развработан с учетом психофизиологических особенностей детей.

Конспект урока по письму в 3 классе в общеобразовательной организации для детей с нарушениями интеллекта

Тема: ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

Цель: формирование представлений учащихся о различии согласных по твёрдости и мягкости.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать умения различать мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно произносить их в словах.

Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное и слуховое внимание;

-развивать зрительное и слуховое восприятие;

-обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к письму;

-способствовать развитию наблюдательности.
Оборудование: изображения: белка, бабочка, зонт, зеркало, лук, лимон, перец, помидор; тетради (10 шт.); слова на доске ( дом, платок, мать, фасоль, морс, январь, забор, мост, сталь, Люди стали рисовать очень давно. Они рисовали зверей.); учебник А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская Русский язык 3 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Организационный момент:

- Сегодня мы с вами начнем урок не обычно. На свое место сядет тот, кто правильно продолжит цепочку из слов.

На доске 2 рисунка.

- Ребята, назовите изображённых животных. (Бабочка, белка)

- Чем они различаются? Один мягкий, другой твёрдый.

- В каком слове первый согласный мягкий? (В слове белка)

На доску вешаются 3 карточки, на каждой из карточек по 2 рисунка.

- Назовите каждую пару предметов. (Зонтик и зеркало, лук и лимон, помидор и перец)

- Чем они различаются? (Некоторые мягкие, а некоторые твёрдые)

- Какие слова начинаются с твёрдых согласных звуков? (Зонтик, лук, помидор)

-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. 11 марта. (Записывают число)

III. Минутка чистописания:

Работа в тетрадях.

- Ребята, на доске написаны слова (дом, платок, мать, фасоль, морс, январь, забор, мост, сталь). Назовите и выпишите в тетрадь те слова, в которых есть мягкие согласные. (Выполняют задание)

IV. Изучение нового материала:

- Ребята, согласные звуки могут быть в словах и твёрдыми, и мягкими.

- Прочитайте запись на доске: Люди стали рисовать очень давно. Они рисовали зверей.

- О чём сообщается в тексте? ( О том, что люди рисуют давно и рисовали зверей)

- Сколько записано предложений? Как узнали?(2 предложения. Они разделяются точками)

- Спишите, диктуя себе по слогам.

- Произнесите согласные звуки в первом слове; в последнем слове. Что вы можете сказать об этих согласных звуках?

- Какими буквами обозначены на письме мягкие согласные?

- Подчеркните эти буквы.

Буквы и, ю, я, ё, е - это буквы гласные.

С ними дружат на письме мягкие согласные.

- Вы, наверное, устали, отдохнем немножко.

Физкультминутка:

- На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся,

ножки в стороны, ножки вкось,

ножки вместе, ножки врозь.

- Мишка лапки подними,

Мишка лапки опусти,

Мишка, Мишка, покружись,

а потом земли коснись, и животик свой потри,

раз, два, три – раз, два, три.

- А сейчас, ребята, я буду называть слова, и в которых встретится мягкий знак – вы хлопаете в ладоши.

Дождь, ведро, олень, окунь, ветер, дом, погода, день, ночь, конь. Молодцы!

Работа с учебником. Стр.77 упр. 3. Задание: Образуй слоги и запиши их. Подчеркни твёрдые согласные.

V. Закрепление знаний:

Работа с учебником. Стр. 78 упр. 4. Задание: Назови картинки парами, запиши их названия. Подчеркни мягкие согласные.

- Как определили, какие согласные мягкие?

Чтение правила в учебнике на стр. 78.

- Какие буквы указывают на мягкость согласного?

- Какие буквы - на твёрдость согласного?

VI. Итог урока:

- На какие две группы можно разделить все согласные? (твердые и мягкие)

- Назовите слог с мягким согласным. Запишите его.

- Назовите слог с твёрдым согласным. Запишите.

- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме?(е, ё, и, ю, я)

- Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы.

Выставление отметок ученикам за работу.

VII. Домашнее задание:

- Запишите домашнее задание в дневник.Стр. 77 упр. 2 (по учебнику А. К. Аксёновой, Э. В. Якубовской Русский язык 3 класс)

Читайте также: