Содержание и формы духовной деятельности 10 класс конспект профиль

Обновлено: 05.07.2024

Цель: дать представление о различных видах деятельности в духовной сфере, её отличиях от деятельности в сфере материального производства.

- дать представление учащимся о духовно-теоретической и духовно практической деятельности

-научить анализировать схемы;

-активизировать познавательную активность;

-раскрыть типичные черты духовной деятельности.

- показать роль духовной деятельности;

-вовлечь в активную практическую деятельность;

-совершенствовать навыки общения.

- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

- формировать умение работы с литературой, схемами;

- научить работать с дополнительной литературой и другими источниками; готовить доклады; выступать перед аудиторией.

Интерактивная доска, презентация

  1. Человек и общество. 10-11 классы/ Под ред. Л.Н. Боголюблова. – М., 2001г.
  1. Человек и общество/ Под ред. В.И. Купцова. – М., 1993г.
  2. Малышевский А.Ф. Мир человека. –М., 1997 Г.
  3. Школьный философский словарь/ под ред. А.Ф. Малышевского. – М., 1995г.
  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Этап проверки домашнего задания (5 мин.)
  3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (3 мин.)
  4. Этап усвоения нового материала (25 мин.)
  5. Этап закрепления новых знаний (5 мин.)
  6. Этап применения на практике новых знаний (5 мин)
  7. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (1 мин.)
  1. Сущность и виды духовной деятельности.
  2. Духовное производство
  3. Сохранение и распространение духовных ценностей:
  1. роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей;
  2. роль библиотек;
  3. роль школы
  4. роль архивов
  5. роль средств массовой информации.
  1. духовное потребление:
  1. особенности духовного потребления
  2. духовное потребление и духовные запросы человека.

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь!

Ученики приветствуют учителя.

Учащиеся решают кроссворд

Что же такое духовная деятельность, что она в себя включает, какие особенности имеет? Об этом мы и поговорим на нашем уроке

Учащиеся записывают дату и тему в тетрадях

Ребята, вспомните содержание духовной деятельности. Это один из вариантов классификаций видов духовной деятельности. В материале который мы с вами сегодня изучаем представлен иной вариант видов духовной деятельности – это духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Последующее изучение подтемы будет осуществляться в соответствии с этой классификацией.

Ребята что такое творческая деятельность? В чём её особенность?

Духовное производство – это производство идей, а материальная это производство вещей. Что же ещё является перечнем продуктов духовного производства? Кроме идей она включает в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать. Иными словами, духовное производство – это научное и художественное творчество, философия, т.е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей. А что бы раскрыть отличия и связь материального и духовного производства обратимся к тексту учебника на странице 97.

Сейчас мы с вами прочитаем отрывок из текста и я вам задам вопросы. Сборник избранных произведений А.С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый-массовым тиражом, второй-небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включённых в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем первой.

О чём это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене? (слайд 4)

Как и для деятельности учителя или инженера, водителя или маркетолога, профессия художника, актёра, музыканта требует приобретения профессиональных навыков, эти навыки они получают в профессиональных учебных заведениях. Так в Москве работает Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А.П. Чехова; Литературный институт им. Горького; Московская государственная консерватория им А.П. Чайковского; Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Вы должны хорошо понимать что без профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна. Духовное творчество удовлетворяет не только общественные потребности в том или ином произведении, но и внутренние потребности самого автора в самовыражении, реализации своих способностей.

Цель: выяснить содержание, особенности и формы духовной деятельности.

  1. Определить понятия и термины темы.
  2. Познакомиться с особенностями деятельности в сфере духовной деятельности, взглядами философов, трактовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.
  1. Продолжить развитие у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы по исходному материалу, рационально подходить к поставленным задачам.
  1. Способствовать выработке гражданской позиции, умению работать в группе и индивидуально.
  2. Продолжить работу по развитию коммуникативности, эффективного общения, самостоятельности и ответственности, способности к мини-научному поиску и анализу информации, критическому и объективному мышлению.

1. Содержание учебного материала урока.

В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям полученным на уроке. Заранее, за две недели, учащиеся готовят социологический опрос и представляют его в выводах перед основной работой по заданиям в группах; так же готовят презентации по теме урока которые лягут в основу будущего домашнего задания. В ходе работы с новым материалом в группах учащиеся должны определить понятия темы, а также содержания и формы духовной деятельности.

План урока: Эпиграф: “Не хлебом единым…”

2. Создание и освоение духовных ценностей.

3. Духовная жизнь общества.

4. Духовный мир человека.

7. Домашнее задание.

Оборудование урока: учебник “Обществознание” 10 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И.Смирновой). – М., Просвещение, 2010.

Мультимедийный проектор, презентации, раздаточный материал.

2. Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока

1. Используемые образовательные технологии:

работа в группах;

работа с учебником;

словесные методы: беседа, объяснение;

наглядные методы: показ презентаций;

Приемы: логический, организационные (организация работы по группам), технические приемы (демонстрация презентаций, дидактические карточки).

Все методы и приемы используются в ходе урока в соответствии с логикой изложения учебного материала.

2. Дидактические материалы и средства обучения:

Презентации учащихся, дидактические карточки.

Учебник пар. 18, с 180-186; раздаточный обобщенный материал урока.

3. Оформление урока:

Учебник: “Обществознание” 10 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Смирновой).– М., Просвещение, 2010.

Мультимедийный проектор, презентации, раздаточный материал, таблицы, слайды.

4. Рекомендации по подготовке и проведению урока.

1. За две недели до проведения урока, учащиеся распределяются по группам для проведения социологического исследования. Цель – провести опрос разных людей о значении слов “дух” и “духовный”. Сделать обобщенный вывод.

2. Сделать презентацию на основании отснятых фотоаппаратом фотографий по теме: “Духовный мир Петербурга”.

Таким образом, в ходе выполнения заданий формируются группы для дальнейшей комфортной работы учащихся в условиях дифференцированного подхода к изучению темы урока.

а) Карточки с заданием:

2. Привести примеры в письменном виде духовной деятельности в обществах, используя знания истории, литературы, МХК:

в) нового времени;

2. В письменном виде сформулировать как Э. Фромм определяет смысл жизни через соотнесение с ценностями? Какова роль духовных ценностей в жизни человека? Ответ аргументировать, используя знания по литературе, истории, МХК.

Итог: видеослайды с понятиями трёх групп. Приложение 5

1. Анализ результативности деятельности на уроке и примеры выполнения заданий:

5. Причина многозначности интерпретаций этих понятий

6. Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности этих вещей.

7. ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ГЛАВНЫЙ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИХ ИДЕАЛЬНОСТИ.

Вещественный материал, в который облекаются
духовные ценности, выступает лишь формой
воплощения сверхчувственного содержания.
Древнегреческий философ Платон:
учение об идеях, в котором духовные ценности,
такие как благо, истина, красота, представлялись
в виде автономного идеального мира,
существующего параллельно с миром реальных
вещей и определяющего сущность последних.
ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ГЛАВНЫЙ
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ДУХОВНЫХ
ЯВЛЕНИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИХ ИДЕАЛЬНОСТИ.

8. Словарь:

9. Словарь:

Духовное - особая сфера деятельности,
для которой характерны
специфические проявления духа язык, нравственность, идеология,
политика, религия, искусство,
философия. К духовному относятся
также высшие ценности
человеческого существования свобода, любовь, творчество, вера.

10. Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию.

Г. Гегель считал, что главное свойство духа —
рефлексия, т. е. способность к самопознанию.
• Создавая произведения
культуры и искусства,
люди опредмечивают в
них свои знания,
эмоции, жизненный
опыт, свои идеалы,
стремления и надежды.
• Среди явлений
духовной жизни Гегель
особенно выделял язык,
науку, религию, мораль,
искусство, философию и
право.
• Усваивая культуру в
процессе обучения и
самообразования,
люди, наоборот,
распредмечивают
заключенные в ней
духовные ценности,
расширяя при этом свой
интеллектуальный
кругозор, умножая и
развивая
индивидуальные
творческие
способности.

11. Структура деятельности

12. Результат духовной деятельности:

13. Зачем человеку ценности?

Ценности
упорядочивают
действительность,
вносят в ее
осмысление
оценочные моменты,
придают смысл
человеческой жизни.

14. Словарь:

15. Отличительные признаки духовных явлений (стр. 181-182):

Идеальность
Общественный характер духовных
ценностей
Содержание духовных ценностей
является объективным
В процессе создания ценностей
специфическую роль играют знаки
и символы.

16. Особенности духовных ценностей

• общественный характер духовных ценностей
(создаются в процессе общения, распространяются
посредством коммуникации и служат прежде всего
повышению эффективности социальных
взаимодействий).
• В ходе потребления духовных ценностей их
совокупный фонд не уменьшается, а
увеличивается.
• духовное общение возможно поверх
пространственных и временных барьеров.

18. основные исторические формы духовной деятельности


религия
мораль
искусство
наука
философия
право
Политическая
идеология
Историческими они называются
потому, что отражают
определенную
последовательность духовного
становления человечества.
Каждая из этих форм
удовлетворяет специфические
духовные запросы людей и
использует своеобразные
символические, знаковые
средства выражения.

Когда-то давным-давно на Земле был
остров, на котором жили все духовные
ценности. Но однажды они заметили,
как остров начал уходить под воду. Все
ценности сели на свои корабли и
уплыли. На острове осталась лишь
Любовь. Она ждала до последнего, но
когда ждать уже стало нечего, она тоже
захотела уплыть с острова.

22. Приведите примеры подобных попыток.

23. Исторические формы духовной деятельности


религия
Историческими они называются
потому, что отражают
мораль
определенную
искусство
последовательность духовного
становления человечества.
наука
Каждая из этих форм
философия
удовлетворяет специфические
право
духовные запросы людей и
использует своеобразные
политическая
символические, знаковые
идеология
средства выражения.

24. Докажите или опровергните мысль

25. Виды духовной деятельности

специализированная
духовная деятельность.
неспециализированная
духовная деятельность
• развивается и
совершенствуется
преимущественно
профессионалами в стенах
специализированных
культурных учреждений,
таких как школа и
университет, церковь,
музей, библиотека, театр
и т. п.
• Вся область духовных
отношений, связанная с
культурой труда, быта,
досуга, семейного и
личного общения,
выступает как
неспециализированная
деятельность.

Всю сознательную жизнь человек проявляет активность, стремится действовать. Деятельность – процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя. Она весьма разнообразна, охватывает различные сферы жизни общества. Существуют различные классификации видов деятельности. Обычно по способу осуществления выделяют духовную и практическую деятельности.

http://recrut.mil.ru/images/military/military/photo/MA_48910.jpg

Практическая деятельностьнаправлена на преобразование реальных объектов природы и общества.

Ее подвидами являются:

- материально-производственная(объектом является природа, а результатом - материальные блага) и

- социально-преобразовательная деятельность(объект - общество, а результат - изменение общественных отношений).

Другой стороной человеческой деятельности является изменение качеств самих субъектов деятельности, формирование мировоззрения, т.е. духовная деятельность. Она формирует сознание человека. Примером духовной деятельности является труд художника, писателя, учителя.

http://www.lotosgtrk.ru/upload/iblock/b98/b98461541f7a04746b2b80230035d14f.jpg

К подвидам духовной деятельности исследователи относят познание, направленное на получение знаний. Как известно, познавательная деятельностьявляется базой обучения и науки, поэтому очень важна для человечества в целом. Познание многогранно, включает в себя научные и ненаучные виды, к последним относят мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное и т.д. Познание не всегда несет практическую пользу, зачастую результатом его является истина, которая никаким образом не применяется в действительности (к данной познавательной деятельности относится, например, деятельность археолога).

Другим подвидом духовной деятельности является ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на формирование мировоззрения человека, усвоение им определенных духовных ценностей. Эта деятельность осуществляется, к примеру, в школе на уроках истории и обществознания (формирование чувства патриотизма) или на уроках рисования, музыки (формирование эстетического вкуса).

http://www.fincenter.info/i/finansowoe-planirowanie.jpg

К третьему подвиду духовной деятельности ученые относят прогностическую деятельность, содержанием которой является планирование или предвидение возможных изменений действительности. Это, например, прогноз погоды или составление бизнес-плана на год.

Продуктами духовной деятельности являются духовные ценности. К их отличительным признакам относятся

- идеальность (их нельзя увидеть, потрогать и т.д.),

- социальный характер (формируются в обществе),

- объективность (существование вне зависимости от воли и сознания отдельных лиц).

http://www.nntu.ru/sites/default/files/image/newsportal/2060-b.jpg

Иногда духовные ценности передаются из поколения в поколение устно (песни, сказки, былины), но зачастую духовные ценности воплощены в материальных объектах. Например, стихи мы читаем в книге, музыку слушаем при помощи плеера, народный танец смотрим по телевизору. В этом случае ценности можно видеть, слышать, транслировать из поколения в поколения, в том числе и уничтожить.

Читайте также: