Социальные нормы конспект урока 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего.

М. Горький Ты рожден человеком, но человеком надо стать.

Цели: познакомить с назначением и содержанием социальных норм; воспитывать готовность к соблюдению социальных норм.

I. Организационный момент

Учитель обращает внимание учащихся на слова В. Сухомлин-ского и просит учащихся обосновать свое отношение к ним.

II. Изучение нового материала

1. Социальные нормы: понятие, сущность.

2. Типология социальных норм.

3. Функции социальных норм.

1. Социальные нормы: понятие, сущность

Во время объяснения материала учителю важно обратить внимание на следующие моменты.

Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми, различные вопросы общественной жизни. Общие признаки социальных норм:

• не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;

• возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;

• направлены на регулирование общественных отношений;

• возникают в процессе исторического развития;

• соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

Различия социальных норм:

• регулируют разные сферы отношений;

• адресованы разным людям;

• по-разному создаются и доводятся до людей;

• применяются разные меры принуждения для их исполнения.

2. Типология социальных норм

Итогом совместной работы должна стать следующая таблица.

Обычаи, ритуалы, традиции

Внутренняя установка и общественное мнение

Вера или страх Божьего наказания

Внутреннее убеждение и государственные меры принуждения

Появление партий и общественных организаций

Идеологические убеждения, программные установки,требования устава

Незаполненные строчки учащиеся заполняют самостоятельно, в ходе фронтального обсуждения записи уточняются и корректируются.

3. Функции социальных норм

Учащимся предлагается самостоятельное изучение вопроса по учебнику (с. 85-86 (Кравченко)).

III. Закрепление изученного материала

- Что такое социальная норма?

- Почему каждому человеку необходимо соблюдать в обществе определенные правила поведения?

- Приведите примеры разных видов социальных норм и выскажите предположение, почему они возникли.

- Решите следующие ситуативные задачи.

- Кем следует считать Деточкина - преступником или честным борцом за справедливость? Почему у многих зрителей Деточкин вызывает симпатию? Можно ли сравнивать Деточкина с некоторыми современными нуворишами, которые сначала торгуют наркотиками, а потом тратят огромные суммы на ремонт или строительство церкви?

2. В начале XX в. в Тифлисе (современный Тбилиси) большевик профессиональный революционер Тер-Петросян организовал вооруженное ограбление почтовой кареты, в которой перевозилась крупная сумма денег. Ограбление оказалось удачным, но были убиты охранники, погибло и несколько участников ограбления. Изъятые деньги предназначались для нужд большевистской партии. При размене за границей крупной купюры из похищенных денег Тер-Петросян был арестован. Но в тюрьме он прикинулся психически больным человеком и избежал сурового наказания, а впоследствии бежал из заключения.

- Можно ли считать Тер-Петросяна героем или он преступник? Оправдывает ли высокая цель преступное средство ее достижения?

1. § 10, с. 84—86 (Кравченко).

Что, по мнению иностранцев, русские привнесли в их жизнь

Во Франции, например, русской часто называют семью, в которой больше трех детей. Причем говорят уважительно, и оттого просыпается приятная гордость за нашу страну. В Польше, наоборот, это скорее даже обидный эпитет. Здесь семью называют русской, если муж сильно пьет да буянит, а жена это терпит и не решается на развод.

И еще немного про наше национальное (по их мнению) кухонное достояние.

Данный материал представляет собой разработку урока для старшеклассников. Презентация к уроку представлена в двух частях ( в связи с большим размером файла ограниченном сайтом).

ВложениеРазмер
План-конспект урока. 1.67 МБ
Презентация к уроку ч.1. 1.18 МБ
Презентация к уроку ч.1. 1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ . ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ . План урока : Социальные нормы, их значение Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение, его причины. Наиболее опасные проявления отклоняющегося поведения. Наркомания. Преступность.

План урока: Социальные нормы, их значение Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение, его причины. Наиболее опасные проявления отклоняющегося поведения. Наркомания. Преступность.

Социальные нормы, их значение Социальные нормы- это общие правила, которые для индивида являются мерой его поведения, а для общества – масштабом оценки этого поведения. Заполни таблицу используя учебник. Виды социальных норм Содержание ; примеры соц. норм. Обычаи, традиции Правовые нормы …..

Социальный контроль и самоконтроль. Социальный контроль - это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Элементы социального контроля: социальные нормы санкции

Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Люди, владеющие искусством самоконтроля, способны совершать осознанные действия, контролировать проявление своих эмоций, и руководствуясь мотивацией, достигать собственных целей или вносить личный вклад в достижение коллективных целей .

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Отклоняющееся поведение, его причины

Задание для групп. Составьте план по теме: 1 группа. Опасность организованной преступности.

2 группа. Опасность наркомании

3 группа. Опасность алкоголизма

Домашнее задание: Прочитать § Ответить на вопросы к параграфу. Составьте кроссворд по теме: (тема на выбор) 1)Социальный контроль и его виды. 2) Социальные нормы и социальные санкции. 3) Отклоняющееся поведение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока обществознания в 8 классе "Отклоняющееся поведение"

Разработка была подготовлена для районного конкурса "Уроки здоровья", поэтому большое внимание уделено вопросам здорового образа жизни, профилактики употребления ПАВ. Данный материал подойдё.

Разработка урока обществознания в 10 классе. Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.Цель :способствовать формированию адекватного представления о человеке, обосновывающее преобладание ду.


На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений.



Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"Цель урока:Личностные умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в ли.


Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)Учитель истории – Хингеева Аюна РобертовнаШкола – МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоение новых знаний.Включает в себя 6 этапов. На данном уроке использование задания, типичные ЕГЭ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Развивающая: Развитие умения работать с источниками информации разного вида (нормативными, историческими; социальными текстами), развитие умения анализировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; выявлять причинно-следственные связи, развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы, приводить примеры.

Воспитательная: воспитание морально-нравственные качества личности, активную гражданскую позицию;

Технология обучения: развивающее обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Оборудование:

I Орг. момент (психологический настрой)

Учитель: Здравствуйте, ребята,

Я желаю вам и себе успеха.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, посмотрите ролик и ответьте на вопрос: Для чего людям необходимо придерживаться определенных норм поведения? (просмотр видеоролика 2 минуты.) В Древней Греции существовал миф (КЛИК)

Учитель: Как называются нормы, принятые в обществе? (социальные).

Учитель: Так о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока. (о социальных нормах)

Учитель: Да мы сегодня рассмотрим социальные нормы, но это только часть темы.

Учитель: Всегда ли социальные нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, социальные нормы часто нарушаются).

- Как называется поведение, которое отклоняется от общепринятых норм?

Учитель: (Цель урока) (СЛАЙД 2) Исходя мз темы поставим цель урока. 1 Сущность какого понятия мы должны определить 2 Разобрать виды чего 3 И рассмотреть виды какого поведения.

III. Постановка учебной задачи и ее решение.(СЛАЙД 3)

Учитель: Социальные нормы-правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальным нормам присущи определенные признаки:

-они не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;

-возникают в связи с сознательной деятельностью людей;

-направлены на регулирование общественных отношений;

-их содержание соответствует характеру социальной организации общества.

В обществе существует множество видов социальных норм, которые являются частью нашего образа жизни и поддерживается силой общественного авторитета.

Учитель: ( СЛАЙД 4) Поработайте в паре. Возьмите лист с заданием 1 Рассмотрите кластер в учебнике на стр.154 и впишите в левую колонку вид социальной нормы в соответствии с характеристикой в правой колонке. На выполнение этого задания отводится 5 минут.

(Задание на соответствие в паре)

Виды социальных норм

Одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять

Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников, относятся к культурному наследию.

Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Их соблюдение обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а нарушение встречает осуждение в обществе.

Обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы.

Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах

Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту, а также восприятие красоты человеком.

Внешнее проявление отношения к людям.

Учитель: Сравним с эталоном (СЛАЙД 5,6,7). Поднимите руку у кого совпало с эталоном. А теперь проверим, насколько вы можете различать виды социальных норм. На слайде будет пример социальной нормы, ваша задача определить вид социальной нормы. (СЛАЙД 8,9)

Учитель: Пока мы будем анализировать ситуацию +2 ученика поработают по карточке (задание на соответсвие)

Разберем ситуацию. (СЛАЙД 10)

Три года назад в Дубае (ОАЭ) в суде рассматривалось дело молодой иностранной пары — гражданина Австралии и гражданки Германии, которых арестовали за поцелуй в общественном месте. Суд приговорил их к шести месяцам лишения свободы и оштрафовал на 570 долларов.

Вопрос: Как вы считаете, какова причина возникновения подобной ситуации? Какие бы советы вы дали русским туристам, выезжающим на отдых в другие страны?

Учитель: (СЛАЙД 11). Сделаем выводы. Закончите суждение, выбрав ответ из слов для справок:

Знание правовых и моральных норм, традиций и иных правил необходимо не столько для сдачи экзаменов, сколько для…………

Слова для справок: получения водительских прав, получения высшего образования, повседневной жизни человека, стремящегося интегрироваться в современном обществе.

Учитель: Давайте немного отдохнём, но с пользой. Отгадайте ребус, отгадка будет являться ответом на вопрос: Что же необходимо для того, чтобы социальные нормы соблюдались? ( СЛАЙД 12, нажать 2 раза) (КОНТРОЛЬ)

(СЛАЙД 13) Социальный контроль – система регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка (запись в тетрадь).

Механизм социального контроля

Внешний Внутренний

Социальные нормы общественное мнение (самоконтроль)-внутренне

соотнесение своих действий

и поступков с принятыми

в обществе правилами

Учитель: (СЛАЙД 14). Важнейшим механизмом социального контроля являются санкции. Санкции – предпринятые меры к кому-либо или к чему-либо. В каких случаях прибегают к санкциям? (когда происходит нарушение и не соблюдение социальных норм).

Санкции.

позитивные или негативные

Формальные санкции – Неформальные санкции

наказания, одобрения публичное нарицание

назначаемые или одобрение со стороны

официальными органами или общественного мнения..

Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад

В. Получил на заводе премию за свое изобретение.

Л. Присвоена степень доктора физико-математических наук

Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.

Учитель: Так какие вы записали ответы? (1,3,4 6) Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки.

Учитель: Вы обратили внимание, что мы привели примеры внешнего контроля, а что подразумевается под внутренним, как вы думаете? (Совесть, самоконтроль- ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами.)

Учитель: Итак, назовите важнейшие элементы механизма социального контроля

( социальные нормы, общественное мнение, санкции, самоконтроль)

Учитель: Всегда ли поведение людей соответствует социальным нормам?

Посмотрите видеоурок и заполните пропущенные строки в приложении 2.

Учитель: Какое поведение называют девиантным? Каковы признаки девиантного поведения? Приведите пример позитивного девиантного поведения, негативного девиантного поведения. Чем отличается деликвентное поведение от девиантного?

IV. Закрепление. (СЛАЙД 17 нажимать 2 раза)

Задание: определить, какие из указанных положений относятся:

А/ к девиантному поведению Б/ к делинквентному поведению.

1)Захват заложников. 2) Состояние опьянения.3)Обман родителей. 4)Нежелание уступить место пожилому человеку в автобусе. 5) Продажа наркотиков.

Цель: сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

План:

  1. Социальные ценности и нормы.
  2. Социальные санкции.

I. Изучение нового материала.

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой.

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей.

Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.

1. Социальные ценности и нормы

Классу предлагается из слов собрать целое понятие.

Ценности

Нормы

Социальные ценности - это мир внутренних устремлений, незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека.

Социальная норма - общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? Об общечеловеческих (вечных) ценностях:



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "05.1. Социальные нормы"

Нормой древнеримские каменщики называли один из своих инструментов: отвес, с помощью которого проверяли вертикальность стен. Стены должны были строиться правильно, чтобы здание не рухнуло.


В самом широком смысле слова, норма – это те границы, в рамках которых некий объект продолжает оставаться самим собой. Вот эта стена – вертикальная, а вот эта – уже нет. Пока человек действует в рамках закона, он – нормальный член общества. Нарушает закон – преступник.


Все нормы, с которыми нам приходится сталкиваться, можно поделить на две большие группы: технические и социальные.

Технические регулируют отношения человека и природы, человека и техники. Усваивая их, мы понимаем, как нужно обращаться с различными механизмами, орудиями труда или природными объектами. К этой группе относятся правила техники безопасности, инструкции пользователя, технологии (например, многопольный севооборот), правила ведения документации, грамматические правила и многое другое. И то, что касается поддержания здорового образа жизни: это ведь тоже можно считать инструкциями по обращению со сложным механизмом природного происхождения, не так ли?


Социальные нормы регулируют отношения людей между собой. Устанавливают рамки, за которые не рекомендуется выходить, участвуя в общественных отношениях.

Выделим характерные для них черты.

Социальные нормы указывают людям, какими должны быть их поступки. Это некие стандарты поведения, которым необходимо следовать. Или, как вариант, перечень тех действий, которые не нужно совершать. Эти требования объективны. Они выработаны обществом как ответ на существующие противоречия, как попытка их урегулировать ненасильственным путём, чтобы сохранить стабильность и не допустить хаоса.

Представьте себе на минуточку, что правил дорожного движения не существует. Пешеходы и водители ведут себя так, как им заблагорассудиться…



Пожалуй, особого смысла посещать школу не будет.

Объективность социальных норм вовсе не отменяет свободу воли человека. Разумеется, существуют различные формы контроля за их соблюдением. Общество может принудить индивида следовать правилам или наказать за неповиновение. Но выбор – выполнять или не выполнять – всё равно остаётся за нами.


Социальные нормы – это правила общего характера. Они не персонифицированы. То есть обращены не к конкретному человеку, а к каждому, кого касаются. Ко всем участникам тех или иных общественных отношений. Правила дорожного движения – к любому пешеходу или водителю транспортного средства.


Школьные правила – ко всем ученикам, учителям, администрации. И к родителям учеников, если речь идёт об их участии в организации учебного процесса.

Ещё одна черта социальных норм – многократная повторяемость. Каждый раз, когда наступает определённая ситуация, её участники должны соблюдать определённые правила. Когда человек устраивается на работу, он заключает договор с работодателем об условиях труда и его оплаты.

Социальные нормы обязательны для исполнения. Мы уже упоминали о том, что существует принудительные меры воздействия на тех, кто не хочет их соблюдать.

Таким образом, главная функция социальных норм – регулирование поведения людей и контроль девиантного (отклоняющегося) поведения. Главная, но не единственная.


Социальные нормы способствуют объединению людей, их интеграции. В масштабе отдельной группы или общества в целом. Живя по одним и тем же правилам, мы чувствуем себя общностью.

Ещё одна важная функция – воздействие на социализацию индивидов. Человек становится частью общества, полноправным его членом, усваивая нормы, которым необходимо следовать. Можно сказать и так: у человека в процессе социализации формируется образец поведения, идеал, к которому нужно стремиться.



· Социальные нормы – общепризнанные правила и образцы поведения, которые сложились в обществе в результате длительной практической деятельности людей и призваны обеспечивать стабильность взаимодействий отдельных индивидов и социальных групп.

· Социальные нормы объективны, многократно повторяются, носят общий характер (не персонифицированы) и обязательны для исполнения.

· Функции социальных норм: регулирование поведения людей, контроль отклоняющегося поведения, воздействие на социализацию индивидов и содействие их интеграции.

Читайте также: