Сочинение по картине иван царевич на сером волке 3 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: учить писать сочинение-описание по картине.

Задачи:

  • учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;
  • совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования;
  • развивать воображение;
  • расширять словарный запас.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:

Предметные:

  • писать сочинение с опорой на план, понимать мысли художника картины;
  • соотносить текст и содержание картины;
  • подбирать необходимые описания;

Метапредметные:

  • искать и выделять необходимую информацию;
  • ставить и формулировать проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности;
  • анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
  • планирование.
  • полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

проявлять интерес к уроку русского языка, сотрудничать с учителем и сверстниками.

На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света почти не видно. Под ногами чёрное болота. Цветет только одна дикая яблонька рядом с героями картины.

В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.

Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова

1. Вступление (о Васнецове, о сказке).

2. Основная часть.

а) Волшебный лес.

б) Стремительный бег волка.

Карточка-помощница

2. Основная часть.

а) Волшебный лес.

дремучий, глухой, загораживают небо, света почти не видно, чёрное болота, цветущая, дикая яблонька

б) Стремительный бег волка.

вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши.

Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие)

парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушакм, шапка, отороченная мехом, узорчатые рукавицы.

Елена Прекрасная (поза, лицо, волосы

шёлковое платье светло-зелёного цвета, яхонтовая корона, на шее - бусы из жемчуга, на ногах - сафьяновые сапожки.

Мое впечатление о картине.

Мне эта картина …, ощутил напряжение погони, конец у этой сказки будет счастливым, когда я на нее смотрю, кажется, что …

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: обучение написанию сочинения – описания.

Задачи урока:

1. расширение знаний учащихся о сочинении-описании в художественном стиле речи;

2. развитие коммуникативно-речевых умений:

- понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства,

- сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью,

- сравнивать заголовки картины и сказки,

- составлять речевое высказывание на основе заданной модели текста-описания,

- отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины (эпитеты, сравнения, метафоры и т. д.),

- выражать свои чувства от восприятия картины, диалога с художником.

Оборудование:

- словарь настроений: радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование; грусть, печаль, тоска, жалость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение,
равнодушие, нежность, уверенность; злость, зависть, ярость, гнев; удивление, изумление и др.

- карточки со словами, называющими черты характера: мужество, смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, доброта, доброжелательность, доверие, покорность судьбе, целеустремленность и др.

- п ортрет В.М.Васнецова .

Ход урока

I. Подготовительный этап

Подготовка учителя

Формат картины прямоугольный, вытянутый по вертикали, что усиливает ощущение тревоги: опасность может поджидать с любой стороны, но мы ее не можем увидеть. Формат подчёркивает также устремленность в высоту заросших мхом деревьев, настолько старых и мощных, что вершины их рассмотреть невозможно.

Линия горизонта, находящаяся на уровне глаз зрителя, создает впечатление определенной причастности к событиям.

Композиция картины также способствует выражению основной мысли. На первом плане расположены главные герои картины, образующие композиционный центр. Светлые, теплые, яркие цвета их одежды, лиц, плавные линии тел, заключенные как бы в овал, контрастируют с темным, мрачным фоном леса, суровость, жесткость которого подчеркивается почти геометричес­ки правильными вертикальными стволами деревьев.

Освещение также помогает выделить фигуры главных персонажей. Свет солнца, пробивающийся сквозь клочья тумана, падает сверху. И в то же время от какого-то неизвестного источника света, находящегося впереди, рождаются отблески на одежде Елены Прекрасной. Свет - отовсюду, со всех сторон, хотя у зрителя преобладает ощущение сумрака и сумерек.

Что касается цвета, то герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана-царевича и красные ножны его меча, его красные сапоги, алый язык волка. Красный цвет - сигнал опасности, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.

Подготовка учащихся

Рассказ о детстве художника

Детские годы Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошли в небольшом вятском селе Рябова. Их отец был там священником. Он знакомил детей с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Он читал детям рассказы о русских святых, о могучих богатырях, сказки.

У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студеной водой, рос огромный вяз, который посадил отец.

За домом было место, где играли братья Васнецовы и их друзья. Там Виктор и Аполлинарий вылепили из глины, большой игрушечный дом. Рядом пристроили крестьянский поселок. Здесь были мельница и пекарня, где выпекали глиняные калачи. Телегами при игре служили лапти.

Во время осеннего праздника площадь перед церковью превращалась в веселую ярмарку. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка, где продавались иконы и книги.

Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины, где сказка и быль сливались воедино.

Ответы учащихся

1

2

Выписать в два столбика имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?;

Определить число имён существительных

Кто?

Виктор Михайлович Васнецов- (ед.ч.)

брат Аполлинарий - (ед.ч.)

отец - (ед.ч.)

богатыри - (мн.ч.)

братья – (мн.ч.)

Что?

рассказы-(мн.ч.)

красота - (ед.ч.)

сказки - (мн.ч.)

дом - (ед.ч.)

колодец - (ед.ч.)

мельница - (ед.ч.)

пекарня - (ед.ч.)

картины - (мн.ч.)

II. Теоретико-практический этап

1. Введение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.

Движения рук

1

«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: поле­зай через стену, не бойся - час удачный, все сторожа спят.

2

Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка.

Пальцы правой и левой рук переплетаются, изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко.

3

А в клетке сидит Жар-птица, золо­тые зернышки клюет.

С помощью указатель­ного пальца правой руки и раскрытой левой ладони показывается, как Жар-птица клюет зерна.

4

Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет.

С помощью правой руки изображается хвост Жар-птицы: пальцы то соединяются, то разъединяются.

5

Руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.

Учитель: Кто вспомнит, из какой сказки эти слова?

/Название сказки записывается на доске/

Учитель: Вспомните, какие герои есть в этой сказке?

/Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Их имена также могут быть записаны на доске/

Ученик: Иван-царевич, Серый Волк, Елена Прекрасная, Жар-Птица

Учитель: Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своем творчестве Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов картины. А кто знает, какие картины ещё написал художник?

2. Подготовка учащихся к восприятию картины.

Беседа о В. М. Васнецове. Рассказ учителя дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художника или его автопортрета.

3. Сравнение темы и основной мысли сказки и картины.

- Обратите внимание на названия сказки и картины. (Они записываются на доске друг под другом.)

Учитель: Чем отличаются названия картины и сказки?

Ученик: В названии сказки перечисляют героев, а в названии картины указано, что Иван-царевич сидит на Сером Волке

Ученик: Это кличка животного.

Учитель: Каково отношение художника к этому персонажу?

Ученик: Художник показывает волка как помощника и друга человеку.

Учитель: Почему в названии картины использован не союз и, как бы соединяющий героев, а предлог на?

Ученик: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражен только один эпизод сказки.

Учитель: Сравните эпизод из сказки, соответствующий картине, и саму картину.

Ученик: Эпизод сказки и картина похожи по сюжету.

Учитель: Верно. Я зачитаю вам фрагменты, а вы должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной.

1). Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал - синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.

2). Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.

3). Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.

Ученик: Второй фрагмент подходит к сюжету картины.

Учитель: Обратите внимание на глаголы движения в этих отрывках, прочитайте их.

Ученик: Поскакал, помчался, поехал.

Учитель: Определите, какое из этих слов передает самое быстрое движение.

Ученик: Помчался.

Учитель: Прочитайте второй отрывок еще раз, выделите слово, передающее основное настроение фрагмента:

Ученики читают фрагмент:

«Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

4 . Рассматривание картины.

hello_html_m29db7faf.jpg

/ Рассматривание картины после её сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выражения определенного настроения и основной мысли /.

5 . Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.

Ответы учащихся

1

Каково общее впечатление от картины?

Иван-царевич и серый волк победили зло и хитрость

2

Какие чувства она вызывает? Для ответа можете использовать словарь настроений.

Картина вызывает восхищение, удовольствие, любование; умиротворение,
уверенность; изумление

3

Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. Посмотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?

Помчался.

Основная мысль картины и отрывка из сказки совпадают.

4

Какие особенности живописного полотна позволяют вам это утверждать?

1. Картина расположена вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади - неизвестность, возможно, погоня.

2. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей.

3. Серый Волк быстро мчится вперед, при этом скорость движения подчеркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремленностью взгляда вперед, высунутым от быстрого движения языком.

4. Все герои заключены как бы в красный, неправильной формы четырехугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные сапоги, красный язык Волка. Красный цвет тоже становится средством, позволяющим выразить тревогу, ощущение опасности.

5

Что является центром картины?

По центру картины взгляду предстают фигуры Еленой Прекрасной и Ивана-царевича, которые летят сквозь чащу на Сером Волке прочь от царя Далмата.

6

С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины - Ивана-царевича и Елену Прекрасную, мчащихся через лес на Сером Волке?

Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией, чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

7

Какую роль играют здесь композиция картины, освещение и краски?

На дальнем плане находятся мощные стволы вековых дубов. Задний фон нарисован с использованием красок тёмных тонов. Тёмная гамма отражает состояние страха, нависающей опасности преследования. На этом фоне выделяются фигуры героев, написанные светлыми тонами, поскольку они творят правое дело. Среди топкого болота видны белые кувшинки, сбоку расположена цветущая ветвь, которые символизируют надежду на успех

8

Сравните центр картины и фон. Как художник
передает контраст между ними?

Теплые, яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной - и тёмные, мрачные деревья, лишенные листвы; фигуры главных персонажей, как бы заключенные в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона; центральные фигуры, как бы освещенные со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри.

9

Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу?

Непонятно, откуда в этом лесу падает свет; неясно, какое это время дня и года; здесь одновременно цветут две переплетенные яблоньки, являющиеся как бы лирическим повтором образов главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зеленого листочка.

10

Как Васнецов изображает Серого Волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя?

Лапы Волка не касаются земли - он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только этот персонаж картины смотрит вперед и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждет героев.

6 . Выявление основных микротем картины.

Задание: выделить микротемы.

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает?

Основные персонажи

Иван-царевич

смелый

храбрый

красивый

- сидит верхом на Сером Волке

- крепко держит Елену Прекрасную

- с тревогой глядит назад

Елена Прекрасная

красивая

напуганная

- сидит прижавшись к Ивану-царевичу

Серый Волк

преданный

отважный

мчится

Лирический повтор образов глав­ных героев

яблоньки

цве­тущие

лес

тёмный

дремучий

болото

топкое

III. Практический этап

1 . Составление плана сочинения.

/ Коллективного или индивидуального - это зависит от уровня развития учащихся класса и умения писать сочинения-описания по картине.

Структура текста-описания может быть предъявлена детям в виде графической или словесной модели. На её основе составляется план сочинения. План должен включать, как минимум, три основные части: вступление, где указывается предмет описания, имеется указание на автора и название картины; описание самой картины по выделенным микротемам; заключительную часть, содержащую оценку картины, ее общее настроение, основную идею /.

Учитель. Составим план сочинения. О чём нужно рассказать в самом начале сочинения?

Ученик: Указывается предмет описания, имеется указание на автора и название картины.

Учитель: О ком нужно рассказывать в основной части?

Ученик: Рассказывается об основных персонажах.

Учитель: Как можно закончить рассказ?

Ученик: Выразить своё отношение к картине.

План

I. Вступление. О Васнецове и о сказке.

1. Эпизод сказки.

2. Стремительный бег волка.

3. Всадники:

а) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);

б) Елена Прекрасная (поза, лицо, волосы, одежда);

в) чувства героев.

III. Заключение. Моё впечатление от картины.

2. Коллективное устное составление речевого высказывания по отдельным частям плана.

Учитель: Как можно начать сочинение?

Учитель: А как можно закончить сочинение?

3 . Орфографическая подготовка.

Учитель: Вспомним, что такое описание?

Ученик: Описание – это изображение предмета, явления, его признаков.

В тексте-описании говорится о признаках предмета. К такому тексту ставим вопрос КАКОЙ предмет?

Учитель: Что передаётся в художественном описании?

Ученик: Указываются все существенные признаки предмета и впечатление.

Учитель: Как использовать слова-связки?

Ученик: Иногда эти слова можно опускать.

Учитель: Расскажите, что надо делать, чтобы не было повторов.

Ученик: Чтобы не повторяться используем синонимы.

4. Самостоятельная письменная работа.

Написание сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки учителем, на чистовике.

5. Работа над редактированием текста

Оценка учителем результатов работы класса в целом.

Зачитывание учителем отдельных удачных и неудачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Повторить произведения изученные в этом разделе. Написать сочинение по иллюстрации к сказке.

Учитель начальных классов Горбачёва Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г.Караганда

Урок литературного чтения в 3 классе

Цель урока: Повторить произведения изученные в этом разделе. Написать сочинение по иллюстрации к сказке.

2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально – этические качества личности учащихся.

3. Развивать память, внимание, мышление.

Карточки со словами, передающими чувства (из словаря настроений): радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование; грусть, печаль, тоска, жа­лость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение, равнодушие, нежность, уверенность; злость, зависть, ярость, гнев; удивление, изумление и др.

Карточки со словами, называющими черты ха­рактера: мужество, смелость, храбрость, отвага, бес­страшие, доброта, доброжелательность, доверие, по­корность судьбе, целеустремленность и др.

Портрет В. М. Васнецова, например работы М. В. Нестерова, или автопортрет художника.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Повторение. Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы учебника.

Назови народные сказки. Какая из них тебе боль­ше всего понравилась? Почему?

Чем отличается литературная (авторская) сказка от народной? Назови литературные сказки.

Назови сказку А. С. Пушкина. Почему она от­носится к литературной? Можно ли её назвать волшебной?

В какой сказке герои брали без спросу чужое и бы­ли наказаны за это?

В какой сказке герой был наказан за эгоизм* и жес­токость?

Узнай сказки по строчкам:

I этап. Подготовка учителя.

Формат картины прямоугольный, вытянутый по вертикали, что усиливает ощущение тревоги: опас­ность может поджидать с любой стороны, но мы ее не можем увидеть. Формат подчеркивает также устрем­ленность в высоту заросших мхом деревьев, настолько старых и мощных, что вершины их рассмотреть невоз­можно.

Линия горизонта, находящаяся на уровне глаз зри­теля, создает впечатление определенной причастности к событиям.

Композиция картины также способствует выраже­нию основной мысли. На первом плане расположены главные герои картины, образующие композиционный центр. Светлые, теплые, яркие цвета их одежды, лиц, плавные линии тел, заключенные как бы в овал, кон­трастируют с темным, мрачным фоном леса, суровость, жесткость которого подчеркивается почти геометричес­ки правильными вертикальными стволами деревьев.

Освещение также помогает выделить фигуры глав­ных персонажей. Свет солнца, пробивающийся сквозь клочья тумана, падает сверху. И в то же время от како­го-то неизвестного источника света, находящегося впе­реди, рождаются отблески на одежде Елены Прекрас­ной. Свет — отовсюду, со всех сторон, хотя у зрителя преобладает ощущение сумрака и сумерек.

Что касается цвета, то герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана- царевича и красные ножны его меча, его красные сапо­ги, алый язык волка. Красный цвет — сигнал опаснос­ти, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.

II этап. Подготовка учащихся.

ДЕТСТВО ХУДОЖНИКА

Детские годы Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошли в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был там священником. Он знако­мил детей с науками, помогал видеть красоту окру­жающего мира, учил рисовать и петь. Он читал де­тям рассказы о русских святых, о могучих богаты­рях, сказки.

У Васнецовых был большой светлый дом. Перед до­мом находился колодец с чистой студеной водой, рос огромный вяз, который посадил отец.

За домом было место, где играли братья Васнецовы и их друзья. Там Виктор и Аполлинарий вылепили из глины большой игрушечный дом. Рядом пристроили крестьянский поселок. Здесь были мельница и пекар­ня, где выпекали глиняные калачи. Телегами при игре служили лапти.

Во время осеннего праздника площадь перед церко­вью превращалась в веселую ярмарку. Сюда везли рас­писные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашен­ные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка, где продавались иконы и книги.

Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины, где сказка и быль сливались воедино.

III этап. Сочинение по картине.

Введение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.

Сегодня мы попадем в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки и попробуйте про­иллюстрировать его с помощью движений рук.

Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Их имена также могут быть записаны на доске.

2. Подготовка учащихся к восприятию картины.

Беседа о В. М. Васнецове. Рассказ учителя дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художни­ка или его автопортрета.

3. Сравнение темы и основной мысли сказки и кар­тины.

— Обратите внимание на названия сказки и карти­ны. (Они записываются на доске друг под другом.)

Учитель предлагает детям сравнить эпизод из сказ­ки, соответствующий картине, и саму картину.

Учитель зачитывает вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной.

1. Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еле­ной Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.

Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Еле­ну Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в род­ную сторону.

После этого учитель обращает внимание детей на глаголы движения в этих отрывках (поскакал, по­мчался, поехал) и просит определить, какое из слов передает самое быстрое движение. Второй отрывок прочитывается еще раз, в более полном варианте, вы­деляется слово, передающее основное настроение фрагмента:

«Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настига­ет его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Рассматривание картины.

Рассматривание картины после ее сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выра­жения определенного настроения и основной мысли.

Беседа по картине. Комплексный анализ карти­ны под руководством учителя.

Вопросы учителя к учащимся:

- Каково общее впечатление от картины?

- Какие чувства она вызывает? Для ответа мо­жете использовать словарь настроений.

- Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. По­смотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?

- Какие особенности живописного полотна позво­ляют вам это утверждать? (Картина расположена вер­тикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади — неизвестность, возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых пре­следователей. Серый Волк быстро мчится вперед, при этом скорость движения подчеркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения спра­ва налево, как бы навстречу нашему взгляду, устрем­ленностью взгляда вперед, высунутым от быстрого дви­жения языком. Все герои заключены как бы в крас­ный, неправильной формы четырехугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные са­поги, красный язык Волка. Красный цвет тоже стано­вится средством, позволяющим выразить тревогу, ощу­щение опасности.)

- Что является центром картины? С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины — Ивана-царевича и Елену Пре­красную, мчащихся через лес на Сером Волке? Ка­кую роль играют здесь композиция картины, освеще­ние и краски?

- Сравните центр картины и фон. Как художник передает контраст между ними? (Теплые, яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной — и тем­ные, мрачные деревья, лишенные листвы; фигуры главных персонажей, как бы заключенные в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона; цен­тральные фигуры, как бы освещенные со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри и т. д.)

- Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу? (Непонятно, откуда в этом лесу падает свет; неясно, какое это время дня и года; здесь одновременно цветут две переплетенные яблоньки, являющиеся как бы ли­рическим повтором образов главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зеленого листочка, и т. д.)

- Как Васнецов изображает Серого Волка? Что от­личает его от реального зверя и делает волшебным по­мощником героя? (Лапы Волка не касаются земли — он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только этот персонаж кар­тины смотрит вперед и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждет героев.)

Выявление основных микротем картины.

Кто?Что? Какой? Что делает?

Иван-царевич смелый сидит верхом на Сером Волке

храбрый крепко держит Елену Прекрасную

красивый с тревогой глядит назад

При работе над данной картиной могут быть выде­лены следующие микротемы: основные персонажи (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк); цве­тущие яблоньки как лирический повтор образов глав­ных героев; лес; болото и др.

7.Составление плана сочинения. (Коллективного или индивидуального — это зависит от уровня разви­тия учащихся класса и умения писать сочинения-опи­сания по картине.)

Структура текста-описания может быть предъявле­на детям в виде графической или словесной модели. На ее основе составляется план сочинения.

План должен включать, как минимум, три основ­ные части: вступление, где указывается предмет опи­сания, имеется указание на автора и название карти­ны; описание самой картины по выделенным микроте­мам; заключительную часть, содержащую оценку картины, ее общее настроение, основную идею.

Примерный план может быть таким:

б) Главные герои картины, их облик, мысли и чув­ства.

в) Тайны волшебного леса.

г) Чувства, навеянные картиной.

8.Коллективное устное составление речевого вы­сказывания по отдельным частям плана.

9.Орфографическая подготовка.

10.Уточнение требований к основному типу текста (описанию), стилю речи (художественному), отбору языковых средств.

11.Самостоятельная письменная работа. Написа­ние сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки учителем,— на чистовике.

В зависимости от речевой подготовки класса учи­тель может предложить и такой вид работы: написать сочинение от имени героя картины (от имени Ивана- царевича, Серого Волка, Елены Прекрасной). Посколь­ку это творческое задание рассчитано на самостоятель­ное решение темы, учитель плана сочинения не пред­лагает. Учащиеся имеют право выбора: создавать описание картины или писать сочинение от имени од­ного из героев.

IV этап. Работа над редактированием текста.

Оценка учителем результатов работы класса в це­лом.

Зачитывание учителем отдельных удачных и не­удачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.

Работа над ошибками (групповая и индивиду­альная).

Приведем пример сочинения учащегося, написан­ного от имени Серого Волка.

«Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землей и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озера хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широ­кий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человечес­кие, видят любую даль и освещают любую тьму.

Я легко несу свою ношу — Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперед, но вижу и то, что сзади.

- Какие сказки называются “народными”? (Сказки, придуманные народом, у них нет конкретного автора)
- Какое еще они носят название? (Фольклорные сказки)
- Какие сказки называют “авторскими”? (Если есть конкретный автор сказочник)
- Есть ли сходство между народными и авторскими сказками? (Есть сказочная концовка, добро и зло, волшебные предметы, троекратный повтор, простой, понятный язык)

Планируемые результаты: предметные: знать особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки, подробно пересказывать текст сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной литературе, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу; личностные: работать с текстом повествовательного характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Альбом для рисования

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски.

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

— Прочитайте жужжащим способом (медленно; начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

III. Проверка домашнего задания

- Вы подготовили иллюстрации к изучаемой нами сказке. Расскажите, какие эпизоды сказки вы изобразили.

(Учащиеся вывешивают иллюстрации и рассказывают, какой отрывок им больше всего понравился.)

IV. Работа по теме урока

— Сегодня мы продолжим работу со сказкой, узнаем что-то новое. Вспомните, какие виды плана вы знаете.

— Рассмотрите ваши иллюстрации. Подумайте, можем ли мы составить с их помощью план?

(Учащиеся составляют картинный план.)

— Расположите события по порядку. Подготовьте пересказ по полученному плану.

План

1. Старшие братья караулят сад.

2. Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.

3. Иван-царевич стережет сад и получает перо Жар-птицы.

4. Братья убивают Ивана-царевича.

5. Волк помогает Ивану-царевичу вернуться домой.

6. Похищение золотых яблок из сада царя Берендея. Ответ: 6, 1,3, 2, 4, 5.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Вспомните, как называлось стихотворение, которое мы читали в речевой разминке. О чем оно?

— Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать?

— Определите тему и цели урока.

— Послушайте стихотворный отрывок.

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнет мне бабка

Как ему невесту

Серый Волк достал.

А во сне мне снятся

— Почему картина Васнецова так называется? Почему слово серый написано с заглавной буквы? (Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич.)

— Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.

Художник избрал волнующий момент, когда Иван-царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони. Чудесно передал тревожность и загадочность момента.

— Откройте учебники на с. 61. Ознакомьтесь с планом работы и подготовьте рассказ по картине.

(Работа в паре. Ученики готовятся, затем пересказывают. Учитель спрашивает четырех учеников, чтобы выслушать рассказы от лица разных героев.)

VII. Повторение изученного материала

— Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые. )

— Докажите, что она волшебная. (В ней Иванушка превращается в козленочка, а потом обратно. Аленушка, утонув, остается живой и т. п.)

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

— Что нового узнали?

— Чему учит эта сказка?

Домашнее задание (по выбору)

Подготовить рассказ по картине. Подготовить пересказ сказки.

Материал для учителя

Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника 15 мая 1848 г. Семья жила в вятском селе Рябове. Виктор Михайлович очень любил народные песни и сказки. Зимой в их дом часто заходили странники, они рассказывали много историй и преданий. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная любовь к искусству, к народному эпосу.

Васнецов поступил учиться в Петербургскую академию художеств. Учась в академии, он много работал, помогал младшим братьям, так как родители умерли.

Читайте также: