Сочинение моя любимая игрушка 4 класс конспект урока

Обновлено: 22.07.2024

1. Сколько лет игрушке. Ведь игрушки появились давным - давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие; конь считался слугой солнца; птицы предвещали весну, тепло (до сих пор в некоторых деревнях бабушки лепят - пекут из теста жаворонков). Игрушка так же, как сказки, песни, передавала понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это удивительное рукотворное ремесло.

2. Словарная работа.

- А как вы понимаете это слово "рукотворный"? (записать)

Обратите внимание на корень - твор - Он взят от глагола "творить".

Подберите и запишите однокоренные слова:

III. Экскурсия по "музею".

Чтобы лучше узнать о сотворении игрушки, мы сегодня отправимся с вами на экскурсию в музей игрушки. Правда, наш музей пока ещё мал. А существует в нашей стране большой музей игрушки. Он находится в Московской области, в городе Сергиев Посад, в огромном старинном здании.

А наш музей хоть и мал, но он волшебный. Вы видите, что закрыты его двери, без входного билета нас не пустят. А входными билетами станут ваши знания, правильные ответы на мои вопросы:

1. Устный опрос:

- Какие стили речи вы знаете?

- Какие типы речи вы знаете?

- Какова композиция (слово на доске) повествования?

- Какова композиция описания? (общее впечатление, описание деталей, оценка - запись в тетрадь!).

Ну что же, посмотрим, откроются ли нам двери музея?

(Звучит музыка, с помощью "волшебного" ключа ученик открывает музей.

Экскурсоводами музея будут заранее подготовленные ученики. Доклады о народной

игрущке были их домашним индивидуальным заданием.)

2. Перед нами первый зал музея: "Богородская игрушка".

Задание: при проведении экскурсии в рассказе экскурсовода найдите и запишите слова с приставками "при" -"пре". (Придумывая, принадлежавших. ) (Приложение №1)

3. А вот следующий зал нашего музея "Игрушки из Дымковской слободы".

Задание: найдите в рассказе экскурсовода имена прилагательные, употреблённые для описания игрушки. (Небольшая, особая, известная, глиняные, красные, синий, жёлтые, белые, чёрные, золотые) (Приложение №2)

4. И вот перед нами зал № 3 "Каргопольская игрушка". (Приложение №3)

Задание: найдите в рассказе экскурсовода слова, доказывающие древние истоки происхождения игрушки. (Первобытным, фантастическое, мифологического, сказочный.)

5. А наша экскурсия продолжается : Зал № 4 - "Филимоновская игрушка".

Задание: а теперь найдите слова с известными вам приставками и запишите их к себе в тетрадь. (Продавали, промысла, сохраняя, дополнения, изменения, выполненные, отличаются, причудливые, находится, вытягивают, приходится, подтягивать, приглаживать, удлиняется, расписывать, роспись.)

А как вы понимаете слово "орнамент"?

6. Свой орнамент присущ и следующему нашему экспонату, русской матрёшке. (Зал №5)

Как, например, К.Г.Паустовский в очерке "Толпа на набережной", отрывок из которого приведён в наших учебниках по развитию речи.

7. Работа по учебнику

1. чтение отрывка

2. определите стиль написания

3. отметьте наличие слов и оборотов, характерных для данного стиля

(метафора, сравнение, эпитеты).

4. определите тип речи (смешанный, повествование с элементами описания)

5. какое место в композиции повествования занимает описание матрёшки (кульминация)

Вот какую интересную страничку нашей истории, нашей культуры приоткрыли мы сегодня, знакомясь с русскими игрушками. Но о многом мы сегодня не упомянули, да и не могли упомянуть. В дальнейшем знакомстве с русской игрушкой вам помогут книги и ваша любознательность.

А впереди у нас ещё одна экспозиция, следующий зал. Только у него пока нет названия. Ведь там расположены ваши игрушки, а у них пока нет такого художественного паспорта, как у экспонатов предыдущих залов.(Зал №6)

Вот составлением таких паспортов-описаний мы и займёмся на следующем уроке.

(Второй урок)

IV. Работа над стилем и речью будущего сочинения.

1. Беседа (опрос) по теме урока.

- Заложена ли в формулировке темы сочинения ("Моя любимая игрушка") его идея?

("Любимая" - значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.)

- В каком стиле должно быть выдержано наше сочинение-описание? (художественном)

а) работа с текстами на парте. (Приложение №6) Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы (Текст А1).

- Соответствует ли этот текст нашей теме?

(Нет, здесь речь идёт об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выдержано авторское отношение.)

(Достать собачку : (похоже на фокус)).

- Не правда ли, не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами?

Посмотрите, она даже на нас обиделась.

А если так, то, может быть, другое описание ей понравится больше?

(читаем 2-е описание : (смотрите, щенку нравится)).

- Докажите, что это художественное описание. (Дети находят выразительные средства.)

- Найдите его композиционные части.

б) продолжение беседы.

- А можно ли описание совместить с повествованием? Какова композиция такого сочинения смешанного типа? (Описание может занимать место кульминации, как в тексте Паустовского.)

- В чём может состоять завязка, развитие действия? (Как появилась игрушка.)

- А можно ли начать сочинение, сразу с кульминации, т.е. с описания? (Да, например: "Эта игрушка меня очаровала, как только я её увидела :")

2. Cловарная работа.

- А как вы понимаете слова "очаровать, очаровательный"?

- Каков корень слова? Как его написать?

- А какие ещё слова могут нам помочь при описании игрушки?

Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, симпатичная, интересная, автоматическая, заводная.

- Какие из данных слов являются нейтральными, т.е. служат просто для описания, а какие слова содержат оценку. Подчеркнуть оценочные прилагательные.

Каждому из записанных вами слов необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота.

Поэтому сейчас мы поработаем над соединением слов в предложения, над композицией сочинения, его элементами.

3. Pедактирование.

Перед вами под литерой Б лежат отрывки из сочинений учащихся. В чём недочёты предложенных вам ученических работ? Отредактируйте их.

(Работа с текстами. Приложение №6)

4. Устное описание.

Итак, мы уже поняли, как, в какой последовательности, какими словами писать сочинение, - а вот о чём оно будет? Какое слово в названии сочинения говорит о его теме? ("Моя")

- Давайте с особым вниманием посмотрим на свои игрушки. Какой долгий путь проделали они к нам! Так неужели мы их обидим?! НЕТ! Мы должны составить для них такой паспорт, чтобы они с гордостью составили экспозицию этого, пока ещё не названного зала.

- Попробуйте устно (с учётом всего выше сказанного) описать принесённую игрушку.

А остальные внимательно слушают, комментируют, если надо, редактируют и оценивают ответы.

Мы слушали ваши рассказы об игрушках.

- Как же мы назовём этот зал нашего музея? (запись на листе)

("Моя любимая игрушка")

5. Вывод по уроку.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- В каком стиле должно быть написано наше сочинение?

- Какой тип речи мы будем использовать в нашей работе?

- Как должна строиться композиция описания?

- Какой ещё тип речи мы можем использовать в нашем сочинении?

- Какое место будет в этом типе речи занимать непосредственно описание игрушки?

- Какое слово отражает идею нашего сочинения?

- Может ли игрушка отразить личность своего владельца, рассказать о хозяине или хозяевах?

- А может ли игрушка рассказать о целом народе?

(В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор, художественное решение их скромное и простое, но они дарят радость.)

А ведь игрушка, ребята, может нам поведать не только о культуре народа, но даже о тайнах истории государства Российского.

Чтение учителем стихотворения Е.Евтушенко "Баллада о русской игрущке".

V. Домашнее задание.

Вот и закончилась наша экскурсия в музей игрушки.

Закрывают его двери.

Но разговор об игрушке будет продолжен на страницах ваших домашних сочинений.

Использованная литература.

1. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику "Русская речь. Развитие речи": 5 класс. - М., Дрофа, 2000.

2. Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М.: Современник, 1978.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Миссии : обучать быть документ — представление проделка ; совершенствовать разговор .
Создаваемые УУД: п. — осмысленное также случайное построе¬ние речевого выражения во произносимой также писчей фигуре ; ре¬флексия методов также обстоятельств воздействия , надзор также анализ процес¬са также итогов работы ; коннотационное прочтение ; ко . — обладание монологической также диалогической конфигурациями выступления во согласовании со грамматическими также синтаксическими общепризнанными мерками родимого стиля ; вести беседу . — формирование проекта также очередности операций ; сравнивание метода воздействия также его итога со установленным образцом ; введение требуемых добавлений также поправка во проект также метод воздействия ; буква . — морально - моральное расценивание усваиваемого содержа¬ния, обеспечивающее индивидуальный нравственный подбор в базе общественных также индивидуальных ценностей. Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания, которые вы записали.

— Какие словосочетания можно составить с невыбранными прилагательными? (Болотная трава, стеклянный кувшин, искусственный мех, злой пёс, праздный интерес, грецкий орех.)

— Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.

— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.

III . Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихи. Назовите в них имена прилагательные.

Малютка мышка

Сейчас я расскажу вам — вы будете смеяться —

Мою малышку мышку даже коты боятся!

Мою малютку мышку

В зелёненьких штанишках!

Боятся львы и тигры, пантеры и гориллы,

Боятся бегемоты и злые крокодилы.

Мою малютку мышку

В зелёненьких штанишках!

Поэтому считаю себя я смелой очень.

Я с мышкою читаю и сплю с ней, между прочим!

С моей малюткой мышкой

В зелёненьких штанишках!

Лечу куклу

В горлышке хрип.

Может быть, грипп?

— Что объединяет эти стихи? (Они о любимых игрушках детей.)

— А какие у вас любимые игрушки?

— Что мы будем делать сегодня на уроке? (Описывать свои любимые игрушки.)

— Какие знания и умения нам понадобятся?

IV . Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Определите тип текста. (Описание.)

— Назовите тему текста. (Игрушечный мишка.)

— Какова его основная мысль? (Старые, невзрачные на вид игрушки часто бывают любимы детьми.)

— Слова какой части речи помогли вам представить медвежонка?

— Расскажите, какой медвежонок.

— Красивый ли был медвежонок?

— Почему же девочка прижимала его к себе?

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Далее самостоятельное выполнение грамматических разборов. Три ученика работают у доски.)

— Запишите в словарик слово сейчас, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Что означает это слово? Найдите его значение в толковом словаре.

— Составьте предложение со словом сейчас.

( На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)

V . Физкультминутка

VI . Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

— О чём вы будете писать?

— Из каких частей состоит любой текст? (Из вступления, основной части и заключения.)

— Что вы напишете во вступлении? (Какая игрушка моя самая любимая, как она появилась у меня.)

— На какой вопрос вы будете отвечать в основной части? (Как выглядит игрушка ?)

— Для чего нужно заключение? (Чтобы подвести итог.)

— Составьте небольшой устный рассказ о любимой игрушке. (Заслушиваются три-четыре рассказа. Далее написание сочинения. Самопроверка.)

VII . Рефлексия

( Чтение и анализ нескольких сочинений.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII . Подведение итогов урока

— Чему мы учились на уроке? (Описывать предметы.)

— Какая часть речи нам помогает составлять текст-описание? (Имя прилагательное.)

Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка игрушек разных видов, нарисованное дерево, листочки, памятки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу

И улыбку не забудь!

2. Подготовка к написанию сочинения

- Ребята. У вас всех есть любимые игрушки. Сегодня вы принесли их в школу (слайд 1)

- А как вы к ним относитесь? (бережно, с любовью)

- Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем писать сочинение. (слайд 2)

- Как вы думаете, на какую тему?

(на тему Моя любимая игрушка) (открываю доску)

- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?

(любимая)

- Что значит любимая?

(Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)

Так какую же самую главную мысль, вы будете развивать в своем сочинении? (Показать любовь к своей игрушке)

- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.

чтобы вам легче было писать сочинение мы составим план по которому вы его напишите. составление плана.

План. (слайд 3)

1. Как эта игрушка попала ко мне.

2. Какая она (описание игрушки).

3. Как и с кем, я в неё играю.

4. Почему это самая любимая моя игрушка.

В первой части вы и расскажите:

Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?

- А какая часть текста самая большая? (2- основная)

- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? (Игрушка)

- В ней даётся описание игрушки, сообщаются основные особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится. Это будет основная часть вашего сочинения.

В третей части вы опишите как и с кем вы играете с игрушкой, перечислите игры, друзей.

В последней части вы должны объяснить почему эта игрушка является самой любимой. А так как вы авторы, то должны выразить свое отношение к предмету. Именно в последней части вы раскрываете главную мысль сочинения: Показать любовь к своей игрушке.

- Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. -Давайте прочитаем( 4 слайд)

3. Орфографическая работа

Чтобы написать сочинении нам нужно повторить орфограммы и записать слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки.

Пла …ма…овая М…ханическая

Ч…дес)ная Кр …сивая

Вот неваляшка, из какого материала она сделана? (из пластмасса) (слайд 5)

- значит она какая? (пластмассовая – подчё ркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с,

это машинка (а железо- это что такое? –металл) (металлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л) ,

а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая?

(заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма)

(механическая – непроверяемая гласная буква е в корне,

а матрёшка у нас какая? (деревянная- две буквы н в суффиксе янн),

а вот эти расписные кони, петушки – глиняные (запишите глиняная - одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее в 6 классе, а сейчас пока запомните).

- Ребята, а какое свойство имеет эта игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем (мягкая – парная согласная г в корне).(слайд 6)

- А вот эти слова прочитаем хором: (они же на доске) (слайд 7)

- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная (безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод, к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем)

- А теперь посмотрите ещё раз на все слова. (8 слайд)

- Какой частью речи они являются? (Именами прилагательными).

Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. (удивительная, чудесная, интересная, забавная)

- Эти слова помогут вам ярче описать игрушку.

- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.

- Ребята, так какой текст вы будете писать, текс - повествование или текст - описание? (описание)

4. Написание сочинения

- Ребята, давайте еще раз посмотрим на ваши игрушки. Рассмотрите их.

Чтобы правильно написать сочинения вам понадобятся памятки они у вас на столе. На уроке вы пишите сочинение в черновике, а дома переписываете на чистый лист и делаете иллюстрации. Дети пишут сочинение. если кому то нужна помощь поднимите руку я подойду и помогу. дети зачитывают черновые варианты текстов.

Вы сегодня все молодцы, за работу на уроке я многим поставлю отметки, но перед тем как я назову, кто что получил, оцените сначала вы себя. На парте к вас лежат листики (красные, желтые, зеленые). Если на уроке вам понравилось, затруднений не было то приклейте к дереву зелёный листок. Если вам в течении урока нужна была помощь приклейте жёлтый листик. Если вам было очень трудно и не справились с заданием, то приклейте красный листик.

(Приклеивают листики к дереву, спрашиваю несколько человек, как они себя оценили и почему.)

Как писать сочинение о любимой игрушке.

1. Сочинение необходимо писать, пользуясь планом.

2. В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке.

3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки.

слов ари, му ль тимедийное обору дов ание, плюшев ая игрушк а.

об учение прием ам написания св язног о тек ст а с опорой на ви з у ал ьный и

• развитие у мения со ставл ения тек ст а по к артинк е с использ о в анием

• развитие и сов ершенствов ание грамма тиче ск ог о стро я ре чи;

• к о личе ственное и ка че ственное обогаще ние слов арног о за паса

- Сег о дня на урок я принесла вам св ою любимую игр ушк у . Видите, и у

взро слых е сть любимые и гру шки. Какие чу вства они у в ас вызываю т , опишите?

( Восторг, рад о сть, э стетиче ск о е наслаждение, лю бовь, не жно сть, тепло,

- А нам и пре дстоит описа ть свою лю бимую игр ушку .

- Для на ча ла, дав айте вспом ним, какие т ипы текст ов су ще ств ую т?

- Как ой тип тек ста по д ойдет для оп исания любимой игр ушки?

(Много прилагате льных, пере числяются признаки, б лизок к из образите льно му

- Попроб у ем устно описа ть мою л юби мую игр ушку . В эт ом нам по мож ет

− М о ег о ме двеж онк а з о в ут У мка. К ак вы дум аете, по чему?

(Пох ож н а муль типлик ационного геро я, а мо же т он о чень у мный.)

− Как ова г лавная мысль нашег о со чинения — описания?

(Опис ать отличите льные ос об енности лю би мой игр ушки от в с е х остальных,

об ъяснить, по чему и менно э т а игрушк а с а мая лю бимая)

- Запи шем тему у рока — со чинение. И ег о название - М оя любим ая игр ушка.

4. Развитие у мения — применение зна ний. К оллективная за пись тек ст а.

− О чем ст ои т об яза тельно сказа ть во вст уплении?

- Т еперь сле дует ск азать, как давно у в ас живет эта игру шка. Ве д ь мо жет она

в ам дорога, по т о му что с в ами всю жизн ь. Или наоборо т - вы любите ее, по то му

− А теперь на пи шем, о тку да она у в ас. Чтобы прав ильно со ставить

пре дло жение, в о спо льзу емся вопро сом. Использ у ем подчеркну тые слова в

Помн им, что не об х одим о сог ласовыв ать ок ончания пр илага тельных с ро дом и

− Чт о помо ж ет нам правильно на пис а ть ок ончания прилага тельных?

(Ок ончания в в опрос ах, поставл енных от существите льных.)

− Про должим г лавную часть — опише м сперв а внешно сть игру шки.

− Опишем внеш ние приз наки игр ушки, опираясь на с хему - по мощницу и

− Но к аждая игр ушка имеет св ой харак тер. Ве д ь у г оно чной машины и

− Давайте и опис ание х ар акте рных о собенностей вклю чи м в н аше

со чинение, ве дь без эт ог о сочинение - оп ис ание б у дет ску чн ым.

− И, к о не чно же, ст оит рассказ ать, к ак, к ог да и с к ем вы в нее играете. Ве дь

со чинение - описание пишут четв ероклассники, к от орые о чень люб ят игра ть,

− У дало сь ли это до к аза ть в ам в своем соч ин ении?

− Самая люб имая игр ушк а — с амая для в ас о собе нная и не пов торима я.

− Но нашей за да чей было заставить ч ита телей нашег о со чинения за х отеть

познак омиться с нашей люб имой игр ушк ой и поигра ть в нее. Нам эт о у да ло сь?

Читайте также: