Случаи сложения и вычитания основанные на знании нумерации чисел конспект урока 1 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Чтобы тайну чисел разгадать
В двухзначных числах разряды выделять,
Затем их суммой заменять,
Десятки, единицы вычитать.

- Сегодня мы совершим путешествие в страну "Числа", где живут сказочные герои. А отправимся мы в путь на веселом паровозике. Но паровозик находится на "запасном пути"

II. Устный счет.

А) Игра "Составим поезд". На доске рисунок паровозика и вагончиков.

Задание: Составить вагоны по порядку. Ответ решенного примера покажет номер вагона. Дети решают примеры.

Перрон украшен флажками, на которых написаны примеры.

Чтобы ход паровозу набрать, число на трубе предстоит угадать. Я думаю это не трудный вопрос, число - это сумма веселых колес.

Б) Индивидуальная работа.

1. "Засели домики"

- На этой станции живут числа. Нужно навести порядок и поселить числа в соответствующие домики:

- На пути повстречался Колобок.

- Какие же он нам задания приготовил?

2. Какие карточки перевернуты? Какое число спряталось?

(дети показывают ответы с помощью разрезных карточек с цифрами).

III. Решение задач.

На пути станция "Задачка".

"Брейн-ринг".

На станции живет серьезный человечек, который решает сложные задачи.

- Смотрите, кто это? (Чиполино)

У него в руках горит фонарик.

- Как вы думаете, для чего фонарик у Чиполино?

Он в мир задач укажет путь,
Научит их решать.
И все, что знает Чипполино сам
Вам хочет передать.

Задача 1.

Было 8 голубей. Улетели 3 голубя. Сколько голубей осталось? (показ задачи наглядно с помощью картинок). Записи решения задачи в прописи с. 20 № 1.

Задача 2.

У Тани 2 синих шарика и 4 красных. Сколько всего шариков у Тани? (показ задачи наглядно с помощью картинок). Записи решения задачи в прописи с. 20 № 4.

Решение задач в стихах.

Повстречалась на тропинке Красная Шапочка.

- Помогите, пожалуйста, собрать букет цветов для бабушки.

На доске макет цветов, на каждом записана задача.

- У меня 4 книжки
3 машинки и 3 мишки.
Кто ответит побыстрей,
Сколько у меня вещей? (10).

- 3 ромашки - желтоглазки
2 веселых василька.
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (5)

- На прогулку из яслей
Вышли 10 малышей.
из них на травку сели
Остальные - на качели.
Сколько ребят сели на качели? (5 )

Станция "Веселые нотки". Ритмическая физкультминутка под мелодию "Улыбка".

IV. Работа над новой темой урока.

Станция "Десяток".

А) Игра "Хлопки".

Хлопните в ладоши один раз, когда я называю однозначное число и два раза - когда называю двузначное: 2,17,18,10, 1, 7, 20,19, 4.

Б) Задание: назвать десятки и единицы в числах.

На доске макеты шаров.

- Ребята, кто повстречался на нашем пути? (Незнайка).

- Ребята, помогите Незнайке разобраться с разноцветными шарами.

Здесь шары такие разные:

На шарах еще и цифры есть.

2. Объяснение нового материала.

Учитель просит учеников взять 10 палочек.

- Сколько у вас палочек? (10 или 1 десяток).

- Возьмите еще 3 палочки.

Сколько стало палочек? (13)

- Какой пример можно составить? (10+ 3= 13)

Учитель просит убрать три палочки и составить пример.

- Как из 13 вычесть 3?

- Возьмите снова 13 палочек.

Уберите 10. Сколько осталось?

Как записать пример? (13 - 10 = 3).

- Как из 13 вычесть 10?

(13 - это один десяток и 3 единицы, если вычесть 10, то останется 3 ).

Для закрепления используем иллюстрации в учебнике. стр. 48.

Прочитайте записанные примеры.

V. Физкультминутка.

Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала.

Устно. Дополни до 10 8; 7; 9; 6.

Решить примеры:

3 + 7 - 2 16 - 6 + 3 20 - 1 - 9
6 + 4 - 9 17 - 10 + 1 20 - 10 + 8
2 + 8 - 3 14 - 4 + 6 20 - 10 - 4

Ученики 1 ряда решают примеры 1 строки, 2 ряда - 2 строки, 3 ряда - 3 строки.

Проверка : ученики каждого ряда называют свои ответы, остальные проверяют. Если есть ошибка пример объясняется.

VII. Итог урока. Станция "Конечная"

Голубой вагон бежит, качается,
И машина набирает ход.
Здесь наш путь пока кончается.
И перемена впереди нас ждет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока математики для 1 класса

Цель: совершенствовать умения выполнять вычисления, основываясь на знаниях по нумерации.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): использовать математические термины; повторят состав чисел, запись чисел второго десятка.

Метапредметные: регулятивные : овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; составлять план и последовательность действий;

познавательные: отвечать на вопросы, оценивать свои достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения примеров и задач, уметь обобщать;

к оммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности , уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником, рабочей тетрадью.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на основе положительного отношения к школе

Оборудование: презентация

I. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята!

- Пожелайте доброго утра нашим гостям.

- Садитесь. Поздоровайтесь с партнерами по лицу кулачками, партнерами по плечу – ладошкой.

- Какой сейчас у нас урок?

- Скажите, какой девиз наших уроков?

II. Актуализация знаний. Введение в тему.

– Ребята, сели правильно, внимание на экран. Слайд 1

- Скажите, что видите на экране? (иллюстрации к сказкам)

- Сегодня мы продолжим путешествие в мир математики, а в этом нам помогут…сказки, в названиях которых есть числа.

- Назовите число, предшествующее числу 4? (3)

- На что похожа цифра 3? (похожа на букву З)

- Что еще вы знаете о числе 3? (стоит после 2, между 2 и 4, состоит из 2 + 1 или 1+1+1)

Запись на доске 2+ 1= 3

- Как читается данный пример? Как называется действие, использованное в данном числовом выражении?

- Составьте выражение к данной схеме:

- Как читается этот пример? На какое действие данное числовое выражение?

2. Определение темы, постановка цели.

- Ребята, сформулируйте тему урока, основываясь на действиях данных примеров. (Сложение и вычитание, основанные на знании нумерации чисел)

- А какую цель вы поставите перед собой? (научиться сложению и вычитанию чисел, основываясь на знании нумерации чисел)

- Вы знаете в названиях каких сказок есть число 3?

Слайд 2

- Как звали поросят?

- Кто больше всех вам из них нравится? Почему?

- Что сейчас мы повторяли? (состав чисел, основываясь на знании (какого действия?) сложения)

Слайд 3

- Как их звали? (Михаил Потапыч, Анастасия Петровна, Мишутка)

- Медведи пробуждаются ото сна в оттепель и предлагают нам пройти по лесной тропинке.

Слайд 4

- Проведем континиус раунд робин (выполняем задания по кругу более одного раза)

- Проверим. Сколько получилось?

Молодцы! Что мы выполняли? (решали примеры на сложение и вычитание)

- Откройте тетради, запишите число.

Выполним минутку чистописания. Письмо цифры 7.

3. Арифметический диктант:

Слайд 5

- Кто знает, почему царевна умерла? (Чернавка- прислуга угостила ее по велению царицы, отравленным яблоком). Богатыри очень расстроились, придя домой и увидев мертвую царевну. Мы ее должны спасти: выполним арифметический диктант. Будьте внимательны. Пишем числа через запятые.

1 дес. и 5 ед, 1 дес. и 8 ед, 1 дес., 1 дес. 3 ед, 4 ед, 2 дес.,

- Сколько всего чисел? Сосчитайте.

Слайд 6

- Какое число лишнее и почему?

- Запишите вот эти числа в порядке увеличения.

- Чему учились? (записывать числа)

- Какое самое маленькое двузначное число? (10)

- Молодцы, спасли царевну!

Слайд 7

Слайд 8

Помогите козлятам спрятаться от волка.

- Сколько козлят? (7) Составьте 7 числовых выражений на сложение.

8+2, 7+3, 6+4, 9+1, 3+2+5, 5+4+1, 3+1+6.

- Молодцы, помогли козлятам спрятаться. Они очень рады и предлагают с ними отдохнуть.

I V . Физминутка Фолоу зе лидер (следуй за лидером).

V . Решение задач

- Угадайте название следующей сказки.

Слайд 9

Белоснежка просит вас выполнить задания:

Слайд 10

- В банку входит 10 стаканов воды. Сколько стаканов надо долить в каждую банку?

- Что сейчас мы делали? (решали задачу)

- Какие компоненты должны быть в задаче?

2. Задание № 1 в рабочей тетради с. 28

Слайд 11

V I . Решение примеров

Слайд 12

Слайд 13

7 + 3 + 5 6 + 4 + 2

Февралю тоже интересно узнать, сможете ли вы объяснить решение этих примеров:

Сложение – арифметическое действие, объединение двух и более объектов (или чисел).

Слагаемое – числа, которые соединены знаком сложения (плюс +); компонент действия сложения.

Сумма – результат сложения двух и более чисел.

Вычитание – действие обратное сложению.

Уменьшаемое – число, из которого вычитают.

Вычитаемое – число, которое вычитают.

Разность – результат вычитания.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Ч. 2. М.; Просвещение, 2017. – с. 52.
  2. М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2016. – с. 25.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

14 + 1 10 + 7 17 – 7

10 – 9 18 – 1 17 – 10

Значения каких выражений мы не можем вычислить?

10 + 7 17 – 7 17 – 10

Почему? Не знаем.

Вычислите остальные суммы и разности. Проверьте.

14 + 1 = 15 10 – 9 = 1 18 – 1 = 17

Как найти сумму чисел 10 и 7? Разности чисел 17 и 7? Разности чисел 17 и 10?

Найдем сумму чисел 10 и 7. 10 – это 1 десяток. 1 десяток плюс 7 единиц получится 1десяток 7 единиц, то есть 17. Значит, 10 + 7 = 17.

Найдем разность чисел 17 и 7. 17 – это 10 и 7. Если вычесть 7, то останется 10.

Найдем разность чисел 17 и 10. 17 – это 10 и 7. Если вычесть 10, то останется 7.

Составим по рисунку суммы и разности и вычислим их.

На рисунке 1 десяток палочек, то есть 10, и ещё 6 палочек.

10 + 6 = 16 16 – 6 = 10 16 – 10 = 6

Решим задачу. В букете 10 васильков, а ромашек – на 3 цветка больше. Сколько ромашек в букете?

Для решения задачи выберем действие сложение. Ромашек столько, сколько васильков, и ещё 3 цветка.

Ответ: 13 ромашек.

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Зная нумерацию двузначных чисел, мы можем быстро находить суммы и разности для случаев вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: математика

Класс-1 Урок №-85 Дата_________
Тема : Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с приёмами сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел; представления двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; закрепления знаний нумерации чисел от 11 до 20.

Планируемые результаты (предметные): уметь использовать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел; представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; знать нумерацию чисел от 11 до 20.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Личностные: определяют и высказывают под руководством учителя правила поведения при сотрудничестве.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование : мел,доска,учебник.

I. Организационный момент.

– Какие цифры использовали для записи числа 13? (1, 3.)

– Расскажите всё, что знаете об этом числе. (Число 13 следует за числом 12 и предшествует числу 14; 13 – двузначное число, в числе 13 – 1 десяток и 3 единицы; 13 – нечётное число.)

II. Актуализация знаний.

Устный счёт.

– Не выполняя сложения, соедините на рисунке 1 суммы в порядке увеличения их значения, а на рисунке 2 – в порядке уменьшения их значения.

III. Закрепление знания нумерации чисел от 11 до 20.

Работа с использованием сигнальных карточек.

– Увеличьте на 1 числа: 11, 15, 17, 19.

– Уменьшите на 1 числа: 13, 14, 19, 11.

– Назовите соседей числа: 15, 18, 11.

Работа в тетради (задания 2, 5, 7, с. 25) .

Выполняют самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

IV. Изучение нового материала.

1. Знакомство с разрядным составом чисел в пределах 20.

Работа по учебнику.

10 + 3: 1 десяток и 3 единицы – это 13.

13 – 3: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 3 единицы, получится 1 десяток, или число 10.

13 – 10: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 1 десяток, получится 3 единицы, то есть число 3.

Затем коллективно рассматриваются остальные случаи, которые проговариваются учащимися хором, а также разбирается задание 1 (с. 52); оно выполняется аналогично.

Работа в тетради.

Учащиеся выполняют в парах задание 1 (с. 26) с последующей фронтальной проверкой.

2. Решение выражений изученных видов.

Учащиеся выполняют задание 5 (с. 52 учебника). Выражения первого столбика решаются устно (с подробным объяснением), выражения 2 и 3-го столбиков – с комментированием .

V. Работа над задачами.

1. Подготовка к решению составных задач (задание 2, с. 52 учебника) .

Учащиеся читают задачи и сравнивают их; выделяют условие и вопрос, данные и искомые числа в каждой задаче; высказывают мнение о том, связаны ли между собой задачи, и если связаны, то каким образом; решают каждую задачу; дают ответы на поставленные вопросы. Также к задачам могут быть составлены схемы.

2. Решение задач изученных видов

Учащиеся решают самостоятельно задачи по вариантам. Проверка с использованием сигнальных карточек.

– Покажите, каким действием решали первую задачу? Сколько цветков стало?

– Какое действие выбрали для решения второй задачи? Сколько машин осталось?

VI. Рефлексия. Итог урока.

Оцените работу на уроке. С чем познакомились сегодня на уроке? Всё ли вам было понятно? Какое задание вызвало у вас затруднения? Что было самым интересным?

Читайте также: