Случаи сложения и вычитания основанные на знании нумерации чисел конспект урока 1 класс школа россии
Обновлено: 06.07.2024
Чтобы тайну чисел разгадать
В двухзначных числах разряды выделять,
Затем их суммой заменять,
Десятки, единицы вычитать.
- Сегодня мы совершим путешествие в страну "Числа", где живут сказочные герои. А отправимся мы в путь на веселом паровозике. Но паровозик находится на "запасном пути"
II. Устный счет.
А) Игра "Составим поезд". На доске рисунок паровозика и вагончиков.
Задание: Составить вагоны по порядку. Ответ решенного примера покажет номер вагона. Дети решают примеры.
Перрон украшен флажками, на которых написаны примеры.
Чтобы ход паровозу набрать, число на трубе предстоит угадать. Я думаю это не трудный вопрос, число - это сумма веселых колес.
Б) Индивидуальная работа.
1. "Засели домики"
- На этой станции живут числа. Нужно навести порядок и поселить числа в соответствующие домики:
- На пути повстречался Колобок.
- Какие же он нам задания приготовил?
2. Какие карточки перевернуты? Какое число спряталось?
(дети показывают ответы с помощью разрезных карточек с цифрами).
III. Решение задач.
На пути станция "Задачка".
"Брейн-ринг".
На станции живет серьезный человечек, который решает сложные задачи.
- Смотрите, кто это? (Чиполино)
У него в руках горит фонарик.
- Как вы думаете, для чего фонарик у Чиполино?
Он в мир задач укажет путь,
Научит их решать.
И все, что знает Чипполино сам
Вам хочет передать.
Задача 1.
Было 8 голубей. Улетели 3 голубя. Сколько голубей осталось? (показ задачи наглядно с помощью картинок). Записи решения задачи в прописи с. 20 № 1.
Задача 2.
У Тани 2 синих шарика и 4 красных. Сколько всего шариков у Тани? (показ задачи наглядно с помощью картинок). Записи решения задачи в прописи с. 20 № 4.
Решение задач в стихах.
Повстречалась на тропинке Красная Шапочка.
- Помогите, пожалуйста, собрать букет цветов для бабушки.
На доске макет цветов, на каждом записана задача.
- У меня 4 книжки
3 машинки и 3 мишки.
Кто ответит побыстрей,
Сколько у меня вещей? (10).
- 3 ромашки - желтоглазки
2 веселых василька.
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (5)
- На прогулку из яслей
Вышли 10 малышей.
из них на травку сели
Остальные - на качели.
Сколько ребят сели на качели? (5 )
Станция "Веселые нотки". Ритмическая физкультминутка под мелодию "Улыбка".
IV. Работа над новой темой урока.
Станция "Десяток".
А) Игра "Хлопки".
Хлопните в ладоши один раз, когда я называю однозначное число и два раза - когда называю двузначное: 2,17,18,10, 1, 7, 20,19, 4.
Б) Задание: назвать десятки и единицы в числах.
На доске макеты шаров.
- Ребята, кто повстречался на нашем пути? (Незнайка).
- Ребята, помогите Незнайке разобраться с разноцветными шарами.
Здесь шары такие разные:
На шарах еще и цифры есть.
2. Объяснение нового материала.
Учитель просит учеников взять 10 палочек.
- Сколько у вас палочек? (10 или 1 десяток).
- Возьмите еще 3 палочки.
Сколько стало палочек? (13)
- Какой пример можно составить? (10+ 3= 13)
Учитель просит убрать три палочки и составить пример.
- Как из 13 вычесть 3?
- Возьмите снова 13 палочек.
Уберите 10. Сколько осталось?
Как записать пример? (13 - 10 = 3).
- Как из 13 вычесть 10?
(13 - это один десяток и 3 единицы, если вычесть 10, то останется 3 ).
Для закрепления используем иллюстрации в учебнике. стр. 48.
Прочитайте записанные примеры.
V. Физкультминутка.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
VI. Закрепление изученного материала.
Устно. Дополни до 10 8; 7; 9; 6.
Решить примеры:
3 + 7 - 2 16 - 6 + 3 20 - 1 - 9 6 + 4 - 9 17 - 10 + 1 20 - 10 + 8 2 + 8 - 3 14 - 4 + 6 20 - 10 - 4
Ученики 1 ряда решают примеры 1 строки, 2 ряда - 2 строки, 3 ряда - 3 строки.
Проверка : ученики каждого ряда называют свои ответы, остальные проверяют. Если есть ошибка пример объясняется.
VII. Итог урока. Станция "Конечная"
Голубой вагон бежит, качается,
И машина набирает ход.
Здесь наш путь пока кончается.
И перемена впереди нас ждет.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока математики для 1 класса
Цель: совершенствовать умения выполнять вычисления, основываясь на знаниях по нумерации.
Планируемые образовательные результаты :
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): использовать математические термины; повторят состав чисел, запись чисел второго десятка.
Метапредметные: регулятивные : овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; составлять план и последовательность действий;
познавательные: отвечать на вопросы, оценивать свои достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения примеров и задач, уметь обобщать;
к оммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности , уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником, рабочей тетрадью.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на основе положительного отношения к школе
Оборудование: презентация
I. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята!
- Пожелайте доброго утра нашим гостям.
- Садитесь. Поздоровайтесь с партнерами по лицу кулачками, партнерами по плечу – ладошкой.
- Какой сейчас у нас урок?
- Скажите, какой девиз наших уроков?
II. Актуализация знаний. Введение в тему.
– Ребята, сели правильно, внимание на экран. Слайд 1
- Скажите, что видите на экране? (иллюстрации к сказкам)
- Сегодня мы продолжим путешествие в мир математики, а в этом нам помогут…сказки, в названиях которых есть числа.
- Назовите число, предшествующее числу 4? (3)
- На что похожа цифра 3? (похожа на букву З)
- Что еще вы знаете о числе 3? (стоит после 2, между 2 и 4, состоит из 2 + 1 или 1+1+1)
Запись на доске 2+ 1= 3
- Как читается данный пример? Как называется действие, использованное в данном числовом выражении?
- Составьте выражение к данной схеме:
- Как читается этот пример? На какое действие данное числовое выражение?
2. Определение темы, постановка цели.
- Ребята, сформулируйте тему урока, основываясь на действиях данных примеров. (Сложение и вычитание, основанные на знании нумерации чисел)
- А какую цель вы поставите перед собой? (научиться сложению и вычитанию чисел, основываясь на знании нумерации чисел)
- Вы знаете в названиях каких сказок есть число 3?
Слайд 2
- Как звали поросят?
- Кто больше всех вам из них нравится? Почему?
- Что сейчас мы повторяли? (состав чисел, основываясь на знании (какого действия?) сложения)
Слайд 3
- Как их звали? (Михаил Потапыч, Анастасия Петровна, Мишутка)
- Медведи пробуждаются ото сна в оттепель и предлагают нам пройти по лесной тропинке.
Слайд 4
- Проведем континиус раунд робин (выполняем задания по кругу более одного раза)
- Проверим. Сколько получилось?
Молодцы! Что мы выполняли? (решали примеры на сложение и вычитание)
- Откройте тетради, запишите число.
Выполним минутку чистописания. Письмо цифры 7.
3. Арифметический диктант:
Слайд 5
- Кто знает, почему царевна умерла? (Чернавка- прислуга угостила ее по велению царицы, отравленным яблоком). Богатыри очень расстроились, придя домой и увидев мертвую царевну. Мы ее должны спасти: выполним арифметический диктант. Будьте внимательны. Пишем числа через запятые.
1 дес. и 5 ед, 1 дес. и 8 ед, 1 дес., 1 дес. 3 ед, 4 ед, 2 дес.,
- Сколько всего чисел? Сосчитайте.
Слайд 6
- Какое число лишнее и почему?
- Запишите вот эти числа в порядке увеличения.
- Чему учились? (записывать числа)
- Какое самое маленькое двузначное число? (10)
- Молодцы, спасли царевну!
Слайд 7
Слайд 8
Помогите козлятам спрятаться от волка.
- Сколько козлят? (7) Составьте 7 числовых выражений на сложение.
8+2, 7+3, 6+4, 9+1, 3+2+5, 5+4+1, 3+1+6.
- Молодцы, помогли козлятам спрятаться. Они очень рады и предлагают с ними отдохнуть.
I V . Физминутка Фолоу зе лидер (следуй за лидером).
V . Решение задач
- Угадайте название следующей сказки.
Слайд 9
Белоснежка просит вас выполнить задания:
Слайд 10
- В банку входит 10 стаканов воды. Сколько стаканов надо долить в каждую банку?
- Что сейчас мы делали? (решали задачу)
- Какие компоненты должны быть в задаче?
2. Задание № 1 в рабочей тетради с. 28
Слайд 11
V I . Решение примеров
Слайд 12
Слайд 13
7 + 3 + 5 6 + 4 + 2
Февралю тоже интересно узнать, сможете ли вы объяснить решение этих примеров:
Сложение – арифметическое действие, объединение двух и более объектов (или чисел).
Слагаемое – числа, которые соединены знаком сложения (плюс +); компонент действия сложения.
Сумма – результат сложения двух и более чисел.
Вычитание – действие обратное сложению.
Уменьшаемое – число, из которого вычитают.
Вычитаемое – число, которое вычитают.
Разность – результат вычитания.
Обязательная литература и дополнительная литература:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Ч. 2. М.; Просвещение, 2017. – с. 52.
- М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2016. – с. 25.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
14 + 1 10 + 7 17 – 7
10 – 9 18 – 1 17 – 10
Значения каких выражений мы не можем вычислить?
10 + 7 17 – 7 17 – 10
Почему? Не знаем.
Вычислите остальные суммы и разности. Проверьте.
14 + 1 = 15 10 – 9 = 1 18 – 1 = 17
Как найти сумму чисел 10 и 7? Разности чисел 17 и 7? Разности чисел 17 и 10?
Найдем сумму чисел 10 и 7. 10 – это 1 десяток. 1 десяток плюс 7 единиц получится 1десяток 7 единиц, то есть 17. Значит, 10 + 7 = 17.
Найдем разность чисел 17 и 7. 17 – это 10 и 7. Если вычесть 7, то останется 10.
Найдем разность чисел 17 и 10. 17 – это 10 и 7. Если вычесть 10, то останется 7.
Составим по рисунку суммы и разности и вычислим их.
На рисунке 1 десяток палочек, то есть 10, и ещё 6 палочек.
10 + 6 = 16 16 – 6 = 10 16 – 10 = 6
Решим задачу. В букете 10 васильков, а ромашек – на 3 цветка больше. Сколько ромашек в букете?
Для решения задачи выберем действие сложение. Ромашек столько, сколько васильков, и ещё 3 цветка.
Ответ: 13 ромашек.
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Зная нумерацию двузначных чисел, мы можем быстро находить суммы и разности для случаев вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: математика
Класс-1 Урок №-85 Дата_________
Тема : Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с приёмами сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел; представления двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; закрепления знаний нумерации чисел от 11 до 20.
Планируемые результаты (предметные): уметь использовать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел; представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; знать нумерацию чисел от 11 до 20.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные: определяют и высказывают под руководством учителя правила поведения при сотрудничестве.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование : мел,доска,учебник.
I. Организационный момент.
– Какие цифры использовали для записи числа 13? (1, 3.)
– Расскажите всё, что знаете об этом числе. (Число 13 следует за числом 12 и предшествует числу 14; 13 – двузначное число, в числе 13 – 1 десяток и 3 единицы; 13 – нечётное число.)
II. Актуализация знаний.
Устный счёт.
– Не выполняя сложения, соедините на рисунке 1 суммы в порядке увеличения их значения, а на рисунке 2 – в порядке уменьшения их значения.
III. Закрепление знания нумерации чисел от 11 до 20.
Работа с использованием сигнальных карточек.
– Увеличьте на 1 числа: 11, 15, 17, 19.
– Уменьшите на 1 числа: 13, 14, 19, 11.
– Назовите соседей числа: 15, 18, 11.
Работа в тетради (задания 2, 5, 7, с. 25) .
Выполняют самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с разрядным составом чисел в пределах 20.
Работа по учебнику.
10 + 3: 1 десяток и 3 единицы – это 13.
13 – 3: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 3 единицы, получится 1 десяток, или число 10.
13 – 10: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 1 десяток, получится 3 единицы, то есть число 3.
Затем коллективно рассматриваются остальные случаи, которые проговариваются учащимися хором, а также разбирается задание 1 (с. 52); оно выполняется аналогично.
Работа в тетради.
Учащиеся выполняют в парах задание 1 (с. 26) с последующей фронтальной проверкой.
2. Решение выражений изученных видов.
Учащиеся выполняют задание 5 (с. 52 учебника). Выражения первого столбика решаются устно (с подробным объяснением), выражения 2 и 3-го столбиков – с комментированием .
V. Работа над задачами.
1. Подготовка к решению составных задач (задание 2, с. 52 учебника) .
Учащиеся читают задачи и сравнивают их; выделяют условие и вопрос, данные и искомые числа в каждой задаче; высказывают мнение о том, связаны ли между собой задачи, и если связаны, то каким образом; решают каждую задачу; дают ответы на поставленные вопросы. Также к задачам могут быть составлены схемы.
2. Решение задач изученных видов
Учащиеся решают самостоятельно задачи по вариантам. Проверка с использованием сигнальных карточек.
– Покажите, каким действием решали первую задачу? Сколько цветков стало?
– Какое действие выбрали для решения второй задачи? Сколько машин осталось?
VI. Рефлексия. Итог урока.
Оцените работу на уроке. С чем познакомились сегодня на уроке? Всё ли вам было понятно? Какое задание вызвало у вас затруднения? Что было самым интересным?
Читайте также: