Сложные слова 3 класс школа россии конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

3 Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков – от самых твердых до самых нежных и мягких. Н.В. Гоголь

4 Чистый писать Чистописание Путь шествовать Путешествие

5 Тема урока: Сложные слова. Путешествие по стране ____________ ? Паровоз Листопад Ледокол Пылесос Звездопад Водопад Лежебока Сладкоежка

6 Жизнь – Радость Цель – Устремлять Добро – Желать Труд – Любить

7 Жизнь – Радость Жизнерадостный Цель – Устремлять Целеустремленный Добро – Желать Доброжелательный Труд – Любить Трудолюбивый

8 ро до во же це ше ле не те жизнерадостный целеустремленный доброжелательный трудолюбивый

9 Алгоритм написания соединительных гласных о,е в сложных словах. 1.Если основа оканчивается на твердый согласный звук – пиши О Водопад, скороход. 2. Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пиши Е Землемер, синеглазый 3. После [ж] [ш] [ц] - всегда пиши Е Пешеход, сердцеед

10 Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл, Научился применять. Задание легко мне выполнять. Рефлексия.

11 Страна ЕОландия В добрый путь! о е

12 Гид – экскурсовод Иван – Царевич или Соловей - Разбойник

13 Трудолюбивый Самолюбивый Сердобольный Слабовольный Милосердный Тугодум Добродушный Властолюбивый Великодушный Благородный

14 Профессии жителей ЕОландии Пчела разводить Земля пахать Лес рубить Свинья пасти Сталь варить Скала лазать Море плавать Рыба ловить

15 Пчела, разводить - пчеловод Земля, пахать - землепашец Лес, рубить - лесоруб Свинья, пасти - свинопас Сталь, варить - сталевар Скала, лазать - скалолаз Море, плавать - мореплаватель Рыба, ловить - рыболов

16 Музей волшебных вещей Сапоги – Ковер – Скатерть – Гусли –

17 Музей волшебных вещей Сапоги – скороходы Ковер – самолет Скатерть – самобранка Гусли – самогуды

20 ___________ ________________ ____________

21 Мухоловка __________________ _____________

22 Мухоловка Черноголовка _____________

23 Мухоловка Черноголовка Зимородок

25 Творческое задание Составить небольшой рассказ по ключевым словам: правый берег книга любить третий класс труд любить новый год гости принимать Благодарю за работу! Молодцы !

26 Страна ЕОландия о е 1.Слова, у которых ____________________, называются сложными. 2.Гласные буквы ______ и ___, которые соединяют корни в сложных словах, называются ______________________________ гласными. 3.Гласная о пишется после _______, а гласная е после ____ и ____.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект русский 3 класс открытый урок.docx

Тема: Сложные слова. 3 класс

Вид урока : обобщение новых знаний.

Задачи урока : формирование умения правильно записывать сложные слова, использую соединительную гласную о, е, применять правила написания орфограмм в корнях сложных слов, способствовать развитию орфографической зоркости и фонематического слуха, умение самостоятельно распознавать сложные слова.

Планируемые результаты:

Личностные: 1. сформировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способы решения учебной задачи,

2. способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности учащихся,

Регулятивные: 1. принимать и сохранять учебную задачу,

2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

3. различать способ и результат действия,

Познавательные: 1. строить речевые высказывания в устной и письменной речи,

2. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,

Коммуникативные : 1. допускать существование у людей различных точек зрения,

Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных слова, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.

Развивающие: развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.

Воспитательные: воспитывать интерес к языкознанию, аккуратность и прилежание.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентационная программа, презентация урока, выполненная средствами Power Point , учебник Зелениной Л.М., Хохловой Т. Е. “Русский язык” 3 кл., методическое пособие “Поурочные разработки по русскому языку” Псарёвой Л.А., Жиренко О.Е., Обуховой Л.А.

Ход урока

1) Организационный момент.

Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2) Активизация знаний.

– Давайте вспомним при помощи чего могут образовываться новые слова? Какие части слова в этом участвуют? Приведите примеры. ( Бег – забег – беговая – бегун – бегать.)

– Сегодня вы узнаете ещё один способ образования новых слов.

3) Знакомство с новой темой.

– Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.

Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.

4) Беседа по прочитанному.

– Какие слова жили отдельно?

– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)

Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)

– Как называются такие слова? (Однокоренные).

– При помощи каких частей слова образовались новые слова от слова ход?

– Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их соединили.)

– Какое слово получилось? (Пароход.) На экране высвечиваются слова и картинка с изображением парохода).

5) Проблемная ситуация.

– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)

– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?

– Сколько основ в этом слове? ( Две.)

– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).

– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).

– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)

– Такие слова, как пароход называются сложными.

6) Игровой момент.

– Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов.

*Жили – были слова НОС и РОГ.

– Когда их соединили, какое слово получилось? (Носорог). На экране высвечивается картинка с этим животным.

– С помощью чего соединили эти слова? (С помощью гласной буквы о.)

– Запишите это слово в тетрадь, разберите его по составу. ( Вызываю ученика к доске.)

– Что означает слово НОСОРОГ? (Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.)

– Почему это животное так назвали? (Выслушиваются ответы детей).

*Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА.

– Когда их соединили, что получилось? (ПТИЦЕФЕРМА.) На экране высвечивается картинка.)

– С помощью какой гласной соединили эти слова? (С помощью гласной -Е).

Задание: запишите слово в тетрадь и разберите по составу. ( Вызываю ученика к доске.)

– Что интересного заметили в образовании этого слова? (Окончание в слове ПТИЦА исчезло, вместо него появилась соединительная гласная -Е.)

– Объясните значение этого слова.

– Птицеферма – это предприятие, где занимаются разведением домашней птицы.

*Жили-были слова ЛЁД и КОЛ.

– Когда их соединили, какое слово получилось? ( ЛЕДОКОЛ).

– Запишите это слово и разберите его по составу. (Вызываю ученика к доске.)

– Объясните значение этого слова.

– Ледокол – мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды.

– Сделаем вывод: какие слова называются сложными?

-Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е.

7) Работа с деформированным предложением.

На экране записаны слова:

Др…бил, мощный, льдины, л..д…кол.

Задание: Прочитайте, составьте из данных слов предложение. (Ответы детей.)

– Мощный ледокол дробил льдины.

– Запишите это предложение в тетрадь, разберите его по членам предложения и частям речи. Дайте характеристику этому предложению. (Дети выполняют задание самостоятельно.)

– Проверим как вы справились с этим заданием. (Ответы детей.)

8) Физминутка. Проводится гимнастика для глаз.

– Продолжим учиться записывать сложные слова и разбирать их по составу.

– Я буду загадывать вам загадки, вы будете их отгадывать и слова– отгадки записывать в тетрадь, и разбирать их по составу.

9) Загадки.

1) На полу крошка-слон,
На колёсиках он,
Гладит хоботом ковёр,
Будет гладить до тех пор,
Пока всю пыль не втянет
И чистым пол не станет. (Пылесос.).

На экране появляется картинка пылесоса. Ученик записывает отгадку с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.

2) Его работа-
В глубине на самом дне.
Его работа –
В темноте и в тишине.
Но кто же он,
Ответь-ка на вопрос? (Водолаз.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.

3) Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает это слово с комментированием и разбирает его по составу.

4) Есть лужайка в нашей школе,
А на ней – козлы и кони.
Кувыркаетесь вы тут
Ровно сорок минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием и разбирает его по составу.

– Из скольких частей (корней) состоят слова? Как называются такие слова?

– На какую часть в слове падает ударение? (На вторую.)

– Значит, в первой части слова какая орфограмма может вызвать затруднение? (Безударная гласная-0).

– Как проверяем безударную гласную в корне слова? Назовите два способа проверки.

– В каком слове написание первого корня может вызвать затруднение? (Водолаз).

– Подберите к первой части (корню) этого слова проверочные слова.( Воды, водный.)

– Есть ли отличия в образовании этих сложных слов? Как образованы два последних слова?

– Есть ли в них соединительная гласная? ( Нет.)

– Эти слова образованы сложением двух основ.

– Какой вывод можем сделать? Как ещё могут образовываться сложные слова? (Сложением двух основ.)

10) Работа в парах.

Задание на карточке: Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Резать овощи – ……………..
2.Варить кофе – ……………..
3.Ловить мышей – ……………
4.Любитель книг – ……………
5.Ходит по луне – ……………..

Проверка. (Дети зачитывают получившиеся слова: овощерезка, кофеварка, мышеловка, книголюб, луноход.)

– Из каких частей состоит первая основа каждого слова?

– Из каких частей состоит вторая основа каждого слова?

11) Итог.

– С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?

– Как образуются сложные слова? – Для чего люди используют такие слова? (Для краткости речи, для замены словосочетаний одним словом.)

– Понравился ли вам урок? Что было интересным для вас на уроке?

– Кого можно отметить за активную работу на уроке?

Домашнее задание: с. 40, упр.90, учить правило.

Творческое задание: придумать свои сложные слова и записать их на листочек.



Структура урока соответствует его цели и типу. Логика построения учебного материала очевидна. Учитель работает над формированием общеучебных навыков. Процесс изучения материала происходит динамично. Презентация оформлена в едином стиле, использованы возможности программы PowerPoint.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: