Сложносокращенные слова 6 класс конспект урока с презентацией
Обновлено: 06.07.2024
развивать устойчивый познавательный интерес к предмету.
Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2- частях. – М.: Просвещение, 2015.
1. Актуализация полученных знаний.
Обратите внимание на экран. На нем представлены слова – сложные слова с соединительными гласными. Ваша задача – вспомнить правило, изученное на прошлом уроке, и вставить соединительные гласные О или Е. Проверьте себя: громоотвод, дождемер, грузоподъемник, кашевар, нефтепровод, машиностроение, ледоход, землетрясение, книгопечатание, черноморец.
2. Изучение нового материала.
На экране представлена таблица со словами. Сравните слова в двух колонках таблицы: ЦУМ, РФ, завуч, завхоз, универсам, ГАИ, МЛН, абв, ПРСТ, завтек, ЭЮЯ. Сравните слова, объясните их значение. Расшифруйте эти слова. ЦУМ – Центральный Универсальный Магазин, РФ – Российская Федерация, завуч – ЗАВедующий Учебной Частью, завхоз – ЗАВедующий ХОЗяйством. универсам – универсальный магазин, ГАИ – Городская Автомобильная Инспекция.
Такие слова, которые образованы из начальных букв, начальных звуков, нескольких начальных звуков, называются сложносокращенными.
1. Постановка цели занятия перед учащимися:
Сегодня на уроке мы поговорим о сложносокращенных словах, о способах их образования, об определении рода сложносокращенных слов.
2.Организация восприятия и осмысления новой информации
3.Творческое применение и добывание знаний
Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни?
Для чего нужны сложносокращенные слова?
Изучение нового материала.
Как образуются сложносокращенные слова?
Запишем в тетрадь: Способы образования сложносокращенных слов:
Несколько начальных звуков (рыбхоз, завхоз)
Начальные звуки (СМУ строительно-монтажное управление, МГИМО Московский государственный университет международных отношений)
Начальные буквы (МГУ Московский государственный университет, ВВС военно-воздушные силы)
3.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (работа с учебником)
Упражнение 220,с. 122
Упражнение 220,с. 122
Самая длинная аббревиатура состоит из 55 букв: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТУПРАСИАСССР и обозначает: научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.
Изучение нового материала:
Как правильно сказать: ГИБДД (проверил, проверила, проверило) автомобили, ООН (решил, решила, решило)?
Чтение правила, стр. 122
4. Физкультминутка.
5. Самостоятельная работа. Составить предложения с аббревиатурами МГУ,ООН, НИИ, МЧС,ГИБДД
8. Итог урока.
Ответьте на вопросы:
Что такое сложносокращённые слова?
Какие способы образования сложносокращённых слов вы знаете?
Как определить род сложносокращённого слова?
9. Разгадывание кроссворда.
Специалист по разведению садов. (садовод)
Локомотив с паровым двигателем. (паровоз)
Канал для выхода дыма из трубы. (дымоход)
Русская народная игра – пляска. (хоровод)
Лес, поваленный бурей. (бурелом)
Бесплановое, стихийное совершение дела, работы. (самотек)
Огнестрельное оружие. (пулемет)
10. Домашнее задание.
Упражнение 223, с. 123
Содержимое разработки
учитель русского языка и литературы
Наш урок сегодня пройдет под девизом:
груз…подъемник
машин…строение
земл…трясение
книг…печатание
гром о отвод
дожд е мер
груз о подъемник
каш е вар
нефт е провод
машин о строение
лед о ход
земл е трясение
книг о печатание
черн о морец
Сравните слова в двух колонках таблицы
Тринадцатое ноября
Классная работа
Сложносокращённые слова
Задачи урока поговорим о
Историческая справка
Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет . До 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме : например, “Е. И. В.” – “Его Императорское Величество”. В советское время появилось большое количество сложносокращённых слов: ВЦИК - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет,
Исполком - исполнительный комитет,
Профсоюз - профессиональный союз,
ЦИК - Центральный Исполнительный Комитет.
Изучение нового материала Как образуются сложносокращённые слова? Запишем в тетрадь Способы образования сложносокращенных слов :
- Несколько начальных звуков ( рыбхоз, завхоз )
- Начальные звуки ( СМУ строительно-монтажное управление, МГИМО Московский государственный университет международных отношений)
- Начальные буквы ( МГУ Московский государственный университет, ВВС военно-воздушные силы)
Работа с учебником
- Упражнение 220, с. 122
- Упражнение 221, с. 122
Аббревиатура – это условное сокращение слов на письме, а также слово, составленное путём
сокращения двух или нескольких слов
(по словарю С.Ожегова).
Интересные факты
- Самая длинная аббревиатура состоит из 55 букв: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТУПРАСИАСССР и обозначает : научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.
Изучение нового материала
Как правильно сказать :
- ГИБДД (проверил, проверила, проверило) автомобили?
- ООН (решил, решила, решило)?
Правило стр. 122
Составить предложения с аббревиатурами
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ
НАЙТИ ГЛАВНОЕ СЛОВО
РОД ГЛАВНОГО СЛОВА
Подведение итогов:
- Что такое сложносокращённые слова?
- Какие способы образования сложносокращённых слов вы знаете?
- Как определить род сложносокращённого слова?
Проверь себя сам!
- На уроке мне все было понятно, и в моей работе нет ошибок.
- На уроке мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки .
- Я многое не понял (не поняла) на уроке и допустил (допустила) много ошибок .
Тема "Сложносокращённые слова" является достаточно сложной для изучения шестиклассниками. Поэтому основная задача учителя - сделать урок не только интересным, но и легким для восприятия. В данном случае этому способствует использование элементов экскурсии во время занятия. Этот открытый урок был представлен в рамках проекта "Урок в Москве". Форма занятия даёт возможность реализовать метапредметные связи на уроке русского языка, а также использовать элементы игровой технологии, что в настоящее время является особенно актуальным в связи с переходом на ФГОС.
Целевая аудитория: для 6 класса
Представленный материал соответствует заявленной аннотации. Он раскрывает сложную тему " Сложносокращённые слова". Материал практичный, яркий, способен увлечь учащихся на уроке.
2 Валентина6221 • 17:11, 25.11.2021
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Прочитайте текст. О каких особенных словах в нем рассказывается? Почему они так называются? К какой основной мысли (идее)подводит нас автор текста?
Сложное слово, состоящее из сокращенных основ слов, называется сложносокращенным.
Как называется способ образования таких слов? Сложение сокращенных основ (аббревиация)
Задание: выпишите из данного текста сложносокращенные слова и найдите исходные словосочетания, от которых они образованы.
С. 121 в учебнике Каким образом могут сокращаться осн основы исходных слов?
Самая знаменитая сталинская высотка расположилась на Воробьевых горах, это главный корпус … Московский государственный университет МГУ
Здание … на Смоленской-Сенной площади – одно из лучших московских зданий, оно отличается сдержанностью декора и целостностью композиции. МИД Министерство иностранных дел
… находится в Северо-Восточном округе. Территория этого выставочного центра богата различными архитектурными памятниками, известными во всем мире. ВДНХ Выставка достижений народного хозяйства
Недалеко от ВДНХ расположена знаменитая Останкинская телебашня. Именно она позволяет осуществлять работу ОРТ. Общественное российское телевидение
Два крупнейших московских универмага уже давно стали символами нашей столицы. ГУМ ЦУМ Государственный универсальный магазин Центральный универсальный магазин
Вся история театральной культуры Москвы на долгие годы была связана с … В настоящее время это один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. ГАБТ Государственный академический Большой театр
Как определить род аббревиатуры? ТЮЗ показал(?) новый спектакль. Х Театр (м.р.) юного зрителя ТЮЗ показал (м.р.) новый спектакль.
Экскурсия по Москве В прошлое воскресенье мы наконец-то посетили Москву. Пор. зил(?) уже сам(?) МКАД своей масштабностью. Сразу чу. ствуешь, что ты попал в столицу. Некоторые места особенно меня пор. зили. Наша экскурсия началась с посещения огромн(?) ВВЦ, расположенного у метро ВДНХ. С те. итории этого масштабного комплекса пр. красно видна Останкинская телебашня, именно благодаря ей ОРТ осуществлял(?) вещание многие годы. Потом мы отправились в самое сер. це Москвы – к Кремлю и Красной площади. В этом районе находится большое количество значимых мест.
Мне особенно понравил(?)ся ГАБТ. Здание Большого театра поистине великолепно и изысканно. Очень жаль, что ГУМ мы увидели днем. В темное время суток ГУМ ярко подсвечен(?), это пр. дает (ему/ей) определенную сказочность. Самую знаменитую сталинскую высотку мы осмотрели уже в сумерках. МГУ пор. зил(?) меня своим величием и целос. ностью композиции. Экскурсию в Москву я запомню надолго, потому что наша столица – фантастически красивый город.
Рефлексия В каких речевых ситуациях могут использовать сложносокращенные слова? Приходиться ли вам в разговорной речи использовать такие слова? Какие именно? Можно ли обойтись без сложносокращенных слов в современном языке? Как вы думаете, что нужно дома повторить перед выполнением домашнего задания?
Домашнее задание: Упр. 221, 223
Презентации этого автора
20.11.2018 скрыт
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
Посмотреть презентацию на тему "Сложносокращенные слова" для 6 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 15 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.
Содержание
Сложносокращённые слова, образование и правописание.
Слайд 2
1: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.2: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.3: устанавливать способы образования слов
Слайд 3
Цели для учителя:
Обучающая: ознакомить учащихся со сложными и сложносокращенными словами; научить образовывать сложные слова из данных корней; формировать навыки правильного употребления сложносокращенных слов в речи; Развивающая: развивать речевую, мыслительную деятельность; умение рассуждать и применять данные правила. Воспитательная: Воспитывать познавательную активность, толерантность; содействовать развитию интереса к изучению языка как науки; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса, совершенствование памяти и логического мышления; развитие и коррекция связной речи.
Слайд 4
Далеко в лесу огромном,возле синих рек,жил с детьми в избушке темнойбедный дровосек.
Слайд 5
детсад, универмаг,главврач, ГАИ, ООН, ДК,ВВС, РФ, ОБЖ, медпункт
Слайд 6
Как образуются данные слова:
физкультура, детсад физ ическая культура дет ский сад
Слайд 7
Обозначьте корни. Расшифруйте слова.
турпоход = химчистка = зарплата = запчасть = туристический поход химическая чистка заработная плата запасная часть
Слайд 8
МЧС, МИД, ГЭС,ЧП, ГАИ, ООН, ДК,ВВС, РФ, ОБЖ, МХАТ
Слайд 9
Как образуются данные слова:
Р оссийская ф едерация м инистерство и ностранных д ел сложение начальных букв сложение начальных звуков
Слайд 10
Расшифруйте аббревиатуры:
ЧП, ГАИ, ВВС ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЧТИЕ. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Слайд 11
юные редакторы
Слайд 12
Соотнесите аббревиатуры и прилагательные.
ПТУ ИЗВЕСТНАЯ ООН ИЗВЕСТНЫЙ ТЮЗ ИЗВЕСТНОЕ
Слайд 13
(показать)ТЮЗ ………………. новый спектакль. (начать)ГЭС ………………. вырабатывать электрическую энергию.
Слайд 14
Домашнее задание:§ 34 Упр. 174
Слайд 15
Аббревиатуры.
При соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые слова -аббревиатуры (от лат. abbreviare - сокращённо излагать). Аббревиатуры значительно сокращают длинные названия, и тем они удобны, но не всегда новые слова оказываются легкими для произношения, а их смысл понятным. Аббревиатуры, как правило, недолго сохраняются в языке. Аббревиация – достаточно новый, но распространенный и продуктивный способ словообразования во многих языках мира.
Читайте также: