Слово и музыка 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

- расширить кругозор учащихся в области искусства; - сформировать понятие о жанрах в музыке, возникших под воздействием литературы; - сформировать знания о взаимодействии двух искусств – музыки и литературы. Тип урока – изучение нового материала.

Содержимое публикации

Урок музыки в 5 классе

Тема: Слово и музыка.

- сформировать представление учащихся тесном взаимодействии двух искусств - музыки и литературы.

- расширить кругозор учащихся в области искусства;

- сформировать понятие о жанрах в музыке, возникших под воздействием литературы;

- сформировать знания о взаимодействии двух искусств – музыки и литературы.

Тип урока – изучение нового материала.

1. Организация класса. Постановка цели.

На доске выписано высказывание о музыке и тема урока.

«Откройся мысль! Стань музыкою слово!

2. Работа по теме урока:

I этап – актуализация знаний по теме.

II этап – осмысление.

Учитель предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. Учащиеся дополняют кластер.

Учитель раздаёт учащимся распечатанный текст и поясняет о том, какие пометки ставятся в том или ином случае. Дает задание учащимся (не более 10 минут).

4. Разучивание песни:

Перед разучиванием учитель даёт краткую информацию о композиторе и авторе стихов. Учащиеся приступают к разучиванию, только после того, как учитель сам исполнит песню. Учитель в начале урока раздаёт текст песни каждому ученику. Результатом является хоровое исполнение одного куплета и припева.

IV этап – подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание.

Учащимся предлагается обсудить данные записанные в кластере и проанализировать его, отмечая важное и отметая ненужное, с учетом приобретённых знаний. Учитель выставляет оценки учащимся, которые наиболее активно участвовали в изучении новой темы.

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и даже симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Поэтому не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются.

Творчество композиторов превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки. Её поэтические интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки, некоторые слова - не совсем удобные для пения или не подходящие по звучанию – заменяются другими. Кроме того, произведение всегда предназначается для определённого голоса – сопрано, баритона или баса, что придаёт ему тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении.

Случается, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно было бы предано забвению.

При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения –даже чисто инструментального, - можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи. Фразы могут быть упорядочены; они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, закономерно и подвижно, подобно

Песни, романсы, мессы, кантаты, оратории, оперы – эти главные жанры вокальной музыки на протяжении многих веков оставались для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства.

Музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительную трактовку самого обычного текста, любого литературного жанра. В музыке созданной в разные времена, представлен весь огромный литературный мир, его древние памятники и эпические сказания, романы и повести, поэмы и стихотворения – от древнейших до самых современных, только вышедших из-под пера писателей.

Литература даёт жизнь огромной области музыкального искусства:

- вокальная музыка: опера, оратория, романс, песня;

- сценическая музыка: балет . драматическая пьеса с музыкой, мюзикл;

- программная музыка, созданная на литературный сюжет, в том числе симфония , концерт, пьеса.

Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.

муз. Е. Крылатова ст. Ю. Энтина

Если меркнет свет в окошке,

На душе скребутся кошки.

Кто сумеет нам помочь,

Кто прогонит кошек прочь.

Это знает всякий, это не слова

Преданней собаки – нету существа.

Преданней собаки, ласковей собаки, веселей собаки

Если кто-нибудь решится

На хозяев покуситься,

Кто сумеет рядом встать

И нахала покусать!

Это знает всякий, это не слова

Преданней собаки – нету существа.

Преданней собаки, ласковей собаки, веселей собаки

Кто любой приказ толково

Понимает с полуслова.

Кто не требует наград,

Рядом быть бывает рад.

Припев повторяется 2 раза.

Это знает всякий, это не слова

Преданней собаки – нету существа.

Преданней собаки, ласковей собаки, веселей собаки

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Тип урока: комбинированный.

Название раздела урока

Организационный момент. Распевание.

Настроить учащихся на восприятие музыкальных интонаций.

В.Моцарт. Симфония №40, 1 часть

Активизация знаний учащихся

Слушание музыки, диалог с учащимися.

Высказывание первоначальных предположений по теме урока.

Диалог с учащимися, запись на доске.

Анализ стихотворного текста.

Определить образный ряд стихотворения,.

Работа в малых группах

Составление плана музыкального развития.

Попытаться воплотить образы стихотворения в музыке.

Работа малыми группами.

Сравнить авторскую версию со своим предположением.

М.Таривердиев. Маленький принц

Добиться осмысленности и интонационной выразительности в исполнении.

Придти к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.

Придти к решению проблемы урока

Беседа с учащимися.

1. Организационный момент.

- Вы узнали музыку?

Ну, конечно, это нестареющий Моцарт.

- Вспомните, как звучит тема четверти?

Вспомните, какие аспекты связи стихов и музыки мы уже обнаружили?

- рифма – повторность окончания;

- Вспомните, кто из композиторов сумел наиболее приблизить музыку и слово? ( М.Мусоргский )

- Какие предположения можете высказать по этому поводу?

(Высказывания учащихся кратко записываем на доске)

  1. (Класс делится на группы, дети выбирают название команды).

Сейчас вы получите текст и чистый лист, разделенный на две части.

1задание: Внимательно прочитайте стихотворение. Попытайтесь представить себе зрительные образы, как кинорежиссеры. Делайте записи на одной стороне листа. Подсказка: разделите текст на части, как режиссеры делят сценарий на отдельные кадры.

2задание: Выполняем на другой половине листа. Теперь представим себя в роли композиторов и составим план музыкального развития: какой могла бы быть музыка? Определите построение каждой части, характер музыки, средства музыкальной выразительности.

3задание: Есть ли здесь такие места, где можно вставить оркестровый эпизод, чтобы усилить значимость данного фрагмента?

(Обсуждается и выполняется устно)

Сейчас мы услышим воплощение этих стихов композитором Георгием Свиридовым.

Теперь сравните свои записи с тем, что вы услышали.

- насколько оправдались ваши ожидания?

- восприятие стихов после прослушивания изменилось или осталось прежним?

- зачем стихам музыка?

- в конце куплета в стихах есть точка?

- а в музыке? Почему?

- смысл от недосказанности меняется?

- зачем этим стихам музыка?

- Нужна ли стихам музыка?

Обращаемся к записям на доске. Смотрим, что предположили в начале урока, убираем лишнее. Дописываем, чего не хватает. Делаем выводы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ дороги, выраженный в слове и в музыке (по поэме Гоголя Мертвые души")

На уроке звучит текст поэмы и музыка современных композиторов Р.Щедрина и А. Шнитке. Сотрудничество двух видов искусств помогает глубже проникнуть в тайну слова и постичь глубину музыки, создает необх.


“У каждого из слов душа своя. ” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)


Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме".


Презентация к песне "Город детства" слова Роберта Рождественского, музыка Фрэнка Миллера.

Презентация содержит краткие сведения о популярном советском поэте Роберте Ивановиче Рождественском, историю создания песни, текст, фотографии города Ступино.

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы.


Технологическая карта урока музыки 4 класс, УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Толкачева Е.Ю., учитель музыки

Урок музыки в 5 классе

Тема: Слово и музыка.

- сформировать представление учащихся тесном взаимодействии двух искусств - музыки и литературы.

- расширить кругозор учащихся в области искусства;

- сформировать понятие о жанрах в музыке, возникших под воздействием литературы;

- сформировать знания о взаимодействии двух искусств – музыки и литературы.

Тип урока – изучение нового материала.

1. Организация класса. Постановка цели.

На доске выписано высказывание о музыке и тема урока.

«Откройся мысль! Стань музыкою слово!

2. Работа по теме урока:

I этап – актуализация знаний по теме.

II этап – осмысление.

Учитель предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. Учащиеся дополняют кластер.

Учитель раздаёт учащимся распечатанный текст и поясняет о том, какие пометки ставятся в том или ином случае. Дает задание учащимся (не более 10 минут).

4. Разучивание песни:

Перед разучиванием учитель даёт краткую информацию о композиторе и авторе стихов. Учащиеся приступают к разучиванию, только после того, как учитель сам исполнит песню. Учитель в начале урока раздаёт текст песни каждому ученику. Результатом является хоровое исполнение одного куплета и припева.

IV этап – подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание.

Учащимся предлагается обсудить данные записанные в кластере и проанализировать его, отмечая важное и отметая ненужное, с учетом приобретённых знаний. Учитель выставляет оценки учащимся, которые наиболее активно участвовали в изучении новой темы.

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и даже симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Поэтому не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются.

Творчество композиторов превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки. Её поэтические интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки, некоторые слова - не совсем удобные для пения или не подходящие по звучанию – заменяются другими. Кроме того, произведение всегда предназначается для определённого голоса – сопрано, баритона или баса, что придаёт ему тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении.

Случается, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно было бы предано забвению.

При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения –даже чисто инструментального, - можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи. Фразы могут быть упорядочены; они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, закономерно и подвижно, подобно

Песни, романсы, мессы, кантаты, оратории, оперы – эти главные жанры вокальной музыки на протяжении многих веков оставались для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства.

Музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительную трактовку самого обычного текста, любого литературного жанра. В музыке созданной в разные времена, представлен весь огромный литературный мир, его древние памятники и эпические сказания, романы и повести, поэмы и стихотворения – от древнейших до самых современных, только вышедших из-под пера писателей.

Литература даёт жизнь огромной области музыкального искусства:

- вокальная музыка: опера, оратория, романс, песня;

- сценическая музыка: балет . драматическая пьеса с музыкой, мюзикл;

- программная музыка, созданная на литературный сюжет, в том числе симфония , концерт, пьеса.

Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

5 КЛАСС. I ЧЕТВЕРТЬ

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Урок 5. Слово и музыка. Два великих начала искусства

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— введение обучающихся в мир жанров, связывающих музыку и слово; исследование жанров песни и романса;

- умение выявлять связи и различие между литературными и музыкальными образами и темами, выразительными средствами музыки и литературы, рассуждать о них.

— совершенствование художественного вкуса в процессе восприятия классических образцов поэзии, музыки, живописи.

— формирование навыков сравнительного анализа литературной и музыкальной составляющих вокальной миниатюры.

Цели и задачи урока:

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- рассмотреть проявления взаимодействий, связанных с очевидным влиянием искусств друг на друга (слова и музыки);

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по сравнению литературных и музыкальных произведений.

Учебно-дидактическое обеспечение:

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Н. Заболоцкий

- Сегодня мы будем говорить о двух великих началах – Слове и Музыке. Как вы можете определить связь между ними?

Работа по теме урока. Взаимодействие слов и музыки

- Слово и музыка – два великих начала, две стихии ( здесь : могучая сила) искусства. Эти два понятия тесно связаны между собой. Отношения между ними непростые. На протяжении многих веков они могут спорить или бороться между собой, а могут дополнять друг друга, приходить к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – это песни, романсы, оперы.

Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров, делает более доступной для понимания. Как вы думаете, а каждое ли стихотворение может стать основой музыкального произведения?

- Нет, не каждое, так как стихотворение должно состоять из таких слов, которые легко поются, у него должен быть особый удобный ритм.

- Действительно, стихотворение должно по-особенному мелодичным и ритмичным , должно состоять из благозвучных - приятных на слух - слов, которые легко поются.

Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.

Кроме того, произведение всегда предназначается для определённого голоса. Какие вы знаете певческие голоса?

- Сопрано, меццо-сопрано, дискант, альт, контральто, тенор, баритон, бас.

- Как вы думаете, исполнение музыкального произведения зависит от того, кто его поёт?

- Конечно, ведь тембр голоса придаёт дополнительные краски, эмоциональность, и дальнейшая жизнь музыкального произведения часто зависит от исполнителя.

- Вы правы, это придаёт музыкальному произведению тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении.

Рассмотрите портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым.

hello_html_m7eb5f58a.jpg

В. Серов. Портрет Ф.И. Шаляпина

Ф. Шаляпин был великим русским оперным певцом, обладавший глубоким низким голосом — басом .

Знакомство с романсом

- Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное стихотворение. Кому знакомы эти замечательные строчки:

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты.

Как мимолётное виденье

Как гений чистой красоты…

Скажите, кто является автором этого стихотворения?

- Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

- Рассмотрите знаменитый портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем Тропининым.

hello_html_669222ff.jpg

В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина

Гениальные строки А. Пушкина учили наизусть и современники великого поэта, и их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне восхищался.

Это стихотворение – пример возвышенного и благородного отношения к женщине, преклонения перед красотой и поэзией человеческих отношений.

Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха, Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, почеркнул переломы в настроении, внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение – и сумел стать равным мастеру стиха.

Подробнее о жизни и творчестве М. Глинки - см. Приложение 1.

Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение.

- На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат?

- Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный.

- Средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои:

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

- А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит тоже вдохновенная мелодия, что и в первой части.

Музыка чётко следует за содержанием стихотворения, она чётко откликается на каждое настроение, каждую фразу. Удивительно певучую мелодию невозможно отделить от фортепианного сопровождения – вместе они представляют единое художественное целое.

Франц Шуберт является автором более 600 песен. Шуберт писал песни на стихи как великих (например, И.В. Гёте), так и малоизвестных поэтов, своих современников.

Подробнее о жизни и творчестве Ф. Шуберта - см. Приложение 2.

В движенье мельник жизнь ведёт,

Плохой тот мельник должен быть,

Кто век свой дома хочет жить,

Вода примером служит нам,

Ничем она не дорожит

И дальше, дальше всё бежит,

Колёса тоже не стоя,

Стучат, кружатся и шумят,

С водою в путь они хотят,

Вертятся, пляшут жернова,

Кажись, бы им и не под стать,

Да ведь нельзя ж от всех отстать,

Движенье – счастие моё,

Прости, хозяин дорогой,

Я в путь иду вслед за водой,

Песня состоит из пяти куплетов: пять раз повторяется одна и та же музыка, сопровождаемая каждый раз новыми стихами. С каждым куплетом мы узнаём всё больше: о том, что вперёд движется и вода в реке, и крутящиеся колеса, и вращающиеся жернова мельницы.

Слушание, разучивание и исполнение песни.

5. Работа над нотными примерами

В романсе М. Глинки (нотный пример 4) ученики отмечают свободное волнообразное строение мелодии. Строчки стихотворения в мелодии отделены друг от друга паузами. Партия фортепиано также певучая и плавная, она поддерживает и подчёркивает красоту мелодии.

В песне Ф. Шуберта (нотный пример 5) фортепианное сопровождение изображает и приветливое журчанье ручья, и бодрую ходьбу юноши. А в вокальной партии мы слышим активные жизнерадостные интонации, близкие народным немецким и австрийским песням.

6 . Вокально-хоровая работа

- А иногда случается и такое, что музыка возрождает к жизни поэзию. Послушайте мелодию и назовите это произведение.

Учитель наигрывает мелодию на фортепиано.

- М. Таривердиев. Маленький принц.

- А теперь споём со словами. Итак, настраиваемся на первый звук, выравниваем унисон, стараемся петь, как один, слушая друг друга. Поём лёгким, полётным звуком.

Обучающиеся исполняют песню.

- Что получилось бы с только что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поётся? И могла бы тогда эта песня появиться на свет?

7. Выразительные средства музыкальных произведений

- Я от всей души хотела бы пожелать вам, чтобы вы всегда верили в то, что жизнь – это чудо, это сказка, только у каждого своя.

Я хочу, чтобы ваш парусник всегда мчался вперёд, навстречу ветру перемен, навстречу новым открытиям, новым свершениям, несмотря ни на что. Ведь сказал же замечательно светлый, солнечный, великий Моцарт, что жизнь – это улыбка, даже тогда, когда по лицу текут слёзы.

Ответьте мне на вопрос: кто такой человек? Чем он отличается, скажем, от животных?

- Он умеет разговаривать. А это может делать только человек.

- Совершенно верно. Но ведь разговор разговору – рознь.

- Нет, это же поэзия Пушкина, только как-то не так она звучит.

- А как должно звучать, расскажите.

- У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

- Видите, как замечательно разговаривает с нами Пушкин. Слова берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ, становятся живой, волшебной картиной.

Можно произносить слова просто так, бездумно, попросту болтать. А можно говорить взволнованно, с чувством; можно рассказывать о смешном или печальном, можно хвалить или бранить. Но самая замечательная речь та, в которой есть смысл, красота, чувства.

Так вот, ребята, музыка – это тоже речь, потому что в ней присутствует и смысл, и красота, и чувства. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, даже чисто инструментального, можно услышать фразы и предложения , различные интонации , восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи.

8. Итог урока

В далёкие времена музыка и слово ещё не были отделены друг от друга.

Человек трудился, грустил, танцевал и всегда при этом пел, так что и слово, и музыка, и танец возникли из одного источника, одной стихии.

9. Вопросы и задания

Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало в музыке?

Заполни дневник музыкальных наблюдений на стр. 8.

Приложение 1

Из книги: Музыкальный словарь Гроува: пер. с англ. М., 2001. 1095 с.

Приложение 2

Из книги: Музыкальный словарь Гроува: пер. с англ. М., 2001. 1095 с.

Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями.

До конца XIX в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. (С. 1025, 102 6.)

жанровое много образие и взаим освязь её с дру гими видами искусства.

2. Развивать креатив ное мышление у чащихся к предм ету чере з

использование ху дожественн ой композиции, с оздание ситу ации

4. Воспитывать у учащихся эм оционально – ценностного от ношения к

5. Формировать комму никативные и информа ционные к омпетентност и

- учебные илл юстрации: ре продукции к артин, опорная схем а интонации.

На протяжени и урока на экране (ч ерез прое ктор) идет пок аз

соответствующи х слайдов. Слайды ме няются автом атически,

Учитель: Иску сство – это удивительны й мир интон аций слов и предложений,

красок и лини й, жестов и пла стики. Существу ют различные виды ис кусства.

Учитель: Различе н пу ть каждого иску сства к сердцу человека. Одни

воспринимают слу хом, дру гие – зрением. Но их что – то и объединяет. Чт о?

Ученики: кажды й творец в своих про изведениях хочет передать св ои мысли,

Учитель: Верно, их объединяет одна цел ь – передать всем людям м ысль

творца, его от ношение к миру , к природе, к лю дям. То, что все вид ы

искусства близк и между собой, л юди заметили давн о. Прошли столет ия. Но

Слово и му зыка – два великих начала, две стихии иску сства. Н а протяжении

двух веков они неп рерывно взаим одейству ют, иногда спорят и борются,

приходят к соглас ию и взаимо пониманию. Их столкновен ия порой рожд ают

ШЕДЕВРЫ – пес ни и рома нсы, баллады и оперы, кантат ы и симфони и.

Давайте вспомн им, при взаим одействии каких видов иску сств создается

но вый жан р. Например: жа нр - песня, романс, это родство к аких видов

Учитель: Поче му му зыка занимает почетное мест о в дру жной семье

Потому что му зыка может ярче д ругих видов искусства передать характе р,

Учитель: Верно, му зыка – это язык чу вств. Му зыка, как и речь богата

интонациям и. Вспомните, что такое интона ция в речи и му зыке?

Учитель: Какова р оль интона ции в разговорно й и музыкальной ре чи?

(предлагается рассмотреть схему ). Посм отрите на схему , она поможет в ам

Речевая инто нация придает см ысл пред ложениям, а му зыкальная инто нация

Учитель: Верно, му зыкальная и нтонация – выразитель ный мелодич еский

оборот, наполн енный чу вством. А как называетс я вокальная музыка без

произведение для пения на одних гласн ых звуках без те кста или музыкальная

подумайте, как ова роль интонац ии при исполнении в окализа?

В вокализе вся к расота передает ся мелоди ческой инто нацией, т.к. в ней нет

Учитель: А теперь определите, что полу чится при взаимод ействии двух

При взаимоде йствии двух вид ов искусств, музыка напол нится содержани ем,

Учитель: В му зыкальных магази нах продают необычные к ниги, кото рые

Либретто – это сл овесный текст теат рализова нного му зыкального

Давайте вместе н азовем имя гер оини балета Серге я Прокофь ева, в котором

Героиня сказки ф ранцузског о писателя Шарля П ерро, а пол учила в торую

Идет жестокая б итва людей за св ою родину , а в это время к омпозитор пишет

музыкальну ю сказку о борьбе д обра со зл ом. Как вы ду маете, ребята, почему

Ученики : В сказка х всегда торжеству ет справедл ивость, добро по беждает.

Верно , он сл овно хотел сказать : надо боротьс я и тогда Росс ия обязательно

А теперь, с пом ощью му зыки мы совершим пу тешествие в северную страну -

Норвегию. Пре дставьте себе вели чавые норвежс кие скалы, клу бящиеся

водопады, кото рые летом с гу лом низвергаются с у тесов, а з имой застываю т

прозрачными стат уями. Толсты й лед на озерах до тог о прозрачен, чт о видно,

как под ним мечу тся испуганные рыбы. И композитор пере дает всю эту

Скажите назван ие сюиты и имя к омпозитора эт ой сюиты.

Да , му зыка Грига мелодична. Его мотивы у знаешь, даже если сл ышал их

Много странств овал Пер. Но следу ющий фрагмент я х очу, что бы ребята

узнали по малень кой подсказке – в это й му зыке используется эффект,

Я – волшебное су щество, которое жив ет в сказоч ных горах Норвегии.

Именно обо мне думал Григ, когда писал свою пьесу « В пещере Горного

Моя пляска нач инается тихо, ровно. Но вот словно зловещи й вихрь

врывается в пещеру , и волше бный танец начинает напом инать бешены й

В самом конце раз даются громкие у дары всег о оркестра: пр аздник кончился,

Что же спу гнуло бешено веселящ ихся тролле й? Они - существа ночн ые и

Читайте также: