Слово есть человеческая деятельность передающая мысли конспект

Обновлено: 05.07.2024

Разработчик: Лысакова М.В., преподаватель русского языка.

Пояснительная записка.

Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями в области русского языка, опытом творческой деятельности и направлены на достижение следующих результатов (выписка из рабочей программы):

1.Воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

2.Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

3.Осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

4.Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5.Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

6.Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

7.Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных

1.Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

2.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3.Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

4.Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

5.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

6.Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

1.Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2.Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

3.Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

4.Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

5.Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

6.Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7.Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

8.Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9.Владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10.Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Условные сокращения.

При указании достигнутых результатов в практической работе будет проставлено:

Инструкционная карта на выполнение практического занятия

Тема: Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Цель занятия : совершенствовать навыки работы с научно-учебным текстом; способствовать повышению письменной грамотности; воспитывать уважение к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов.

Норма времени : 90 минут.

Оснащение рабочего места : инструкционная карта.

Контрольные вопросы при допуске :

- Каковы две основные функции русского языка в жизни человеческого общества?

- Какова роль русского языка в жизни нашего государства?

- К какой группе славянских языков он относится?

- Помогает ли это в общении людей славянской национальности?

- Назовите реформаторов русского языка?

Теоретическая информация

Перед вами громада — русский язык!

Наслажденье глубокое зовёт вас,

наслажденье погрузиться во всю неизмеримость

его и изловить чудные законы его.

Русский язык — язык великого русского народа, имеющего герои­ческую историю, выдающиеся достижения в области науки, культу­ры, литературы, общественной мысли и т. д.

Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.

Русский язык является государственным языком Российской Фе­дерации и языком межнационального общения народов России.

Русский язык — один из мировых языков. Он активно функцио­нирует в современном мире, является одним из официальных, рабо­чих языков ООН и некоторых других международных организаций.

Высшей формой национального языка является литературный язык.

Язык, будучи средством общения людей, тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отклик в языке.

Прежде всего это отражается на словарном составе языка. Уход из жизни тех или иных понятий, предметов сопровождается исчезновением из общего употребления и соответствующих слов

(Архаизмы - устаревшие слова, вытесненные более современными: град - город, страж - сторож. Историзмы - называют предметы, вышедшие из употребления: боярин, пищаль, урядник, конка.)

С развитием техники, науки, искусства, всех сфер общественной жизни появляются новые понятия и новые слова. Новые орудия труда, предметы домашнего обихода, новые представления о мире несут с собой и новую лексику. Вместе с ними в языке беспрерывно появляются неологизмы.

Более медленно, но всё же изменяются и фонетический строй языка, и его морфология, синтаксис. Связано это и с внутренними закономерностями языка, и с жизнью общества, ускорением темпа жизни, повышения уровня грамотности и общей культуры носителей языка.

Нужна ли единая языковая политика в государстве? Если нужна, то почему?

Создаются словари и справочники, нормирующие произношение, ударение, словоупотребление, построение словосочетаний и предложений, защита родного языка от его огрубления, принижения, засорения ненужными заимствованиями из других языков - всё это дело языковой политики, осуществляемое самим обществом, передовой его частью под руководством государственных органов. Мы должны бережно относиться к культурным, духовным ценностям, запечатлённым в языке. Язык должен помогать в воспитании патриотических чувств россиян, национальной гордости, т. е он связан с историей.

Языки бывают естественные и искусственные .

Естественные языки возникают без предварительного замыс­ла в процессе мыслительной, трудовой и общественной деятель­ности больших групп людей. Как правило, естественные языки образуются на протяжении длительного периода времени. Они обслуживают все сферы жизни людей. Естественный язык созда­ётся народом, а не каким-то отдельным человеком.

Искусственные языки — это языки, которые созданы одним человеком или группой людей за непродолжительный период времени. В зависимости от цели использования они делятся на специализированные и неспециализированные.

Специализированные языки — это прежде всего языки про­граммирования ( PL , PASCAL , BASIC ), символические языки математики, физики, химии. Неспециализированные искус­ственные языки — это языки, созданные для международного общения. Различных проектов искусственных международных языков более 2 тысяч.

Историческая справка о реформаторах русского языка :

Буслаев сформулировал принципы исторической грамматики русского языка и определил цели сравнительной грамматики родственных языков.

Ход занятия

Задание 1. Используя приведённые ниже высказывания, докажите важность и объективную необходимость изучения русского языка в качестве средства межнационального и международного общения.

Одним из самых мощных стимулов изучения русского языка для меня было огромное желание познакомиться с книжным, лите­ратурным богатством русского народа. И мои ожидания не были обмануты. Иногда, задумываясь, ловлю себя на мысли о том, какой же я счастливый человек, что владею таким богатством, таким совершеннейшим инструментом человеческого мышления, как русский язык! От всего сердца, от всей души говорю спасибо великому, могучему и доброму русскому языку — языку русских былин, русской песни, языку русского народа — источнику света и тепла, радости и счастья людей.

(Юрий Рытхэу, чукотский писатель, 70-е гг. ХХ в.)

(Н.С. Трубецкой, лингвист, 1930 г.)

Задание 2. Прочитайте. О какой социальной функции русского языка говорит­ся в этом тексте? • Какова роль русского языка на международной арене?

▪ Перечислите все социальные функции русского языка. • Найдите и подчеркните ключевые слова текста.

Русский язык не только государственный язык РФ и язык межнационального общения. Он относится к числу мировых язы­ков — языков, служащих средством международного общения народов разных государств. Из более чем двух с половиной тысяч языков, известных в мире, международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков. Выдвижение языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью культуры, осно­ванной на этом языке. Статус языка как мирового юридически закрепляется путём признания его официальным или рабочим языком международных организаций или конференций (ООН, ЮНЕСКО и др.).

Так, русский язык признан одним из шести официальных язы­ков ООН наряду с английским, арабским, испанским, китайским и французским, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

Русский язык изучается в большинстве стран. Преподаватели русского языка как иностранного из различных стран мира объ­единены Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

Задание 3. Прочитайте. О каких функциях языка говорится в данном тексте?

Почему именно эти функции являются важнейшими?

• Опираясь на текст, сформулируйте суть каждой функции языка, запишите. Например: Язык служит средством общения людей. Это его коммуникативная функция.

У языка несколько назначений, несколько функций. Основные из них — информационная и коммуникативная — передавать информацию и служить общению людей. Когда говорят о языке как о средстве общения, на первый план выдвигается обознача­ющее, то есть то, что мы непосредственно воспринимаем. Оно делает речевое намерение явным, доступным для других. Но важен и весь знак целиком, вместе с обозначаемым.

Язык служит и для мышления, он является средством мысли. На первый план здесь выдвигается обозначаемое: понятия и пред­ставления, всё это — мысль. Но при этом опять-таки важен весь знак целиком. Без обозначающего мысль была бы неясной и для самого мыслителя, и для других. Эта функция языка называется познавательной (когнитивной) .

Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначения и действия в обществе. Помимо важнейших, базо­вых функций языка — информационной, коммуникативной и когнитивной, он обладает и рядом других функций. Среди них выделяют кумулятивную (культуроносную) и эстетическую функции.

Кумулятивная функция языка состоит в хранении и передаче традиций и своеобразия национальной культуры, истории наро­да, в отражении национального самосознания.

Эстетическая функция языка состоит в эстетическом воздей­ствии, она наиболее полно реализуется в художественной лите­ратуре, особенно в поэзии, способствует развитию у человека чувства прекрасного.

Задание 4. Прочитайте. Выделите в тексте информацию о законах искусствен­ного языка эсперанто.

▪ Составьте опорную схему, фиксирующую эти законы.

▪ Попробуйте объяснить, почему иностранцу легче освоить язык эсперанто, чем русский.

▪ На языке эсперанто trato - брат ; tilo - сын . Переведите на эспе­ранто: братья , сыновья ; брата , сына (В.п.), братьев , сыновей (В.п., мн.ч.); сестра , дочь (используйте суффикс, образующий слова жен­ского рода, - in -).

Алфавит эсперанто построен на основе латинского, причём каждая буква читается всегда одинаково, независимо от места в слове и сочетаний с другими буквами. Ударение у всех слов — на предпоследнем слоге. Лексика набрана из наиболее распростра­нённых европейских языков.

Отсутствуют грамматический род, разные типы склонений и спряжений, неправильные глаголы и т.п. Падежей только два — именительный и винительный, а значения остальных передают­ся с помощью предлогов. Легко различать части речи: у всех существительных окончание - о , у всех прилагательных — - а . К ним могут присоединяться показатели мн.ч. — - j и винительного падежа - - n . Например: najbaro - сосед , najbaroj - соседи , najbaron - соседа (В.п.), najbarojn - соседей (В.п., мн.ч.). Глаголы в неопределённой форме имеют окончание - i , например: esti - быть , vidi - видеть . Всё это делает грамматику эсперанто пре­дельно простой.

Количество эсперантистов в мире достигает 20 миллионов человек. На эсперанто издаётся свыше 150 газет и журналов. Изучение эсперанто включено в обязательную программу многих школ в Венгрии, Литве, Китае. Появились такие школы и в неко­торых городах России.

Задание 5. (по выбору студентов , при желании повысить оценку за практическое занятие). Напишите по одному из высказываний небольшое сочинение в форме рассуждения.

► Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставле­но, тем больше придаёт фразе силы и убедительности. ( М. Горький)

► Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. ( Л. Толстой)

► Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать­ся таким же неприличием, как не уметь читать и писать. (А. Чехов)

Требования к отчету: задания должны быть выполнены в тетради для практических работ.

Критерии оценки:

Критерии оценки схем:

-Соответствие оформления и содержания теме схемы.

- схема составлена правильно, четко, логично и соответствует теме;

- проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;

- отражены все составляющие;

- схема составлена правильно, но допущены незначительные ошибки;

- схема недостаточно полная; допущены существенные ошибки;

- схема составлена неправильно, не соответствует теме;

- не проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;

- не отражены основные составляющие.

Список рекомендуемой литературы:

Бунеев Р.Н., Бунева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык и литература. Русский язык — М., 2016.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык часть 1, 2 — М., 2014.

Напишите конспект текста : "Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому", - писал великий Л.

В этой фразе хорошо выражена мысль о специфеке русского языка : при помощи слова, то есть при помощи языка, люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколение знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития.

Язык непосредственно связан с мышленим, он является орудием мышления.

Следовательно, язык - необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры.

Русский язык - язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы, общественной мысли и т.

Д. Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.

О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие учёные, поэты, писатели.

Гоголь назвал русский язык "живым, как жизнь", подчёркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоватьс.

Он говорил и о меткости русского слова : "Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из - под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово".

Тургенев неоднократно призывал : "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками" ; "Берегите чистоту языка, как святыню!

". Русский язык относится к славянской группе языков, восточнославянской подгруппе.

Ближайшими его родственниками являются языки украинский и белорусский.

Более дальними - славянские языки других групп : польский, чешский, болгарский, сербохорватский и некоторые другие.

Русский язык принадлежит к индовропейской семье языков, т.

Е восходит к одному языку - основе с такими неславянскими языками, как английский, немецкий (германская группа), французкий, итальянский, испанский (романская группа), хинди (индийская группа), персидский, таджидский (иранская группа), литовский, латышский (балтийская группа).

Русский язык является государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения народов России.

Русский язык - один из мировых языков.

Он активно функционирует в современном мире, является одним из офицальных рабочих языков ООН и некоторых других международных оргинизаций.

Высшей формой национального языка является литературный язык.

Основоположенником современного русского литературного языка считают А.

Тургеньев писал о Пушкине : "Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением.

" Впоследствии развитие и совершенствование норм русского языка продолжалосьв творчестве крупнейших писателей и публицистов, а также во всей многообразной деятельности русского народа, русского общества.

Литературному языку противопоставляются диалекты, народные говоры России.

Диалекты имеют свои особенности : лексические, фонетические, грамматические, поэтому они территориально ограничены, т.

Е. они распространены и понятны только на определённой территории (диалектные слова часто называют областными).

Так, например, литературному кровь в диалектах могут соответствовать кров, кроу ; лит.

"Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому", - писал великий Л.Н Толстой. В этой фразе хорошо выражена мысль о специфеке русского языка: при помощи слова, то есть при помощи языка, люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколение знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития. Язык непосредственно связан с мышленим, он является орудием мышления. Следовательно, язык - необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры.

Русский язык - язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы, общественной мысли и т.д.

Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.

О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие учёные, поэты, писатели. Н.В. Гоголь назвал русский язык "живым, как жизнь", подчёркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоватьс. Он говорил и о меткости русского слова: "Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово".

И.С. Тургенев неоднократно призывал: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками"; "Берегите чистоту языка, как святыню!".

Русский язык относится к славянской группе языков, восточнославянской подгруппе. Ближайшими его родственниками являются языки украинский и белорусский. Более дальними - славянские языки других групп: польский, чешский, болгарский, сербохорватский и некоторые другие. Русский язык принадлежит к индовропейской семье языков, т.е восходит к одному языку-основе с такими неславянскими языками, как английский, немецкий (германская группа), французкий, итальянский, испанский (романская группа), хинди (индийская группа), персидский, таджидский (иранская группа), литовский, латышский (балтийская группа).

Русский язык является государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения народов России.

Русский язык - один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из офицальных рабочих языков ООН и некоторых других международных оргинизаций.

Высшей формой национального языка является литературный язык.

Основоположенником современного русского литературного языка считают А.С. Пушкина. И.С. Тургеньев писал о Пушкине: "Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением. " Впоследствии развитие и совершенствование норм русского языка продолжалосьв творчестве крупнейших писателей и публицистов, а также во всей многообразной деятельности русского народа, русского общества.

Литературному языку противопоставляются диалекты, народные говоры России. Диалекты имеют свои особенности: лексические, фонетические, грамматические, поэтому они территориально ограничены, т.е. они распространены и понятны только на определённой территории (диалектные слова часто называют областными). Так, например, литературному кровь в диалектах могут соответствовать кров, кроу; лит. идут - диал. идуть; лит. хороший - диал. баской; лит. работать руками - диал. работать рукам и т.д.

Автор: Сабанаева Валентина Михайловна

Организация: МБОУ Ташкирменская ООШ

Населенный пункт: Республика Татарстан, Лаишевский район, с.Ташкирмень

Задания:

Задание № 1.

Слово — средство передачи человеческого опыта и мудрости другим поколениям. Невозможно с этим не согласиться. Действительно, только с его помощью мы можем передавать из поколения в поколение накопленные веками знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития.

Следовательно, посредством такого орудия человеческой деятельности, как слово, мы имеем возможность передавать из поколения в поколение знания и опыт, накопленные человечеством веками.

Ключ:

Тезис:

Слово — средство передачи человеческого опыта и мудрости другим поколениям.

Доказательства:

Вывод:

Следовательно, посредством такого орудия человеческой деятельности, как слово, мы имеем возможность передавать из поколения в поколение знания и опыт, накопленные человечеством веками.

Задание № 2.

Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому. С этим нельзя не согласиться. Попробуем это доказать.

Таким образом, именно через слово, как удивительное орудие деятельности человека, имеем мы сейчас возможность познакомиться с гениальными мыслями, открытиями, трудами великих учёных и писателей.

Задание № 3

  1. В слове, в живой речи заключён опыт поколений, накопленный человечеством веками.
  2. Слово — способ передачи человеческого опыта и мудрости другим поколениям.
  3. Слово имеет силу огромного воздействия на человека .

Во-первых, вспомним для доказательства легенду, рассказывающую о силе слова, о его могучем воздействии на человека. В Древней Греции, как повествует старинная легенда,спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к дельфийскому оракулу. Они просили его прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушённого в военном деле и вдобавок ещё и хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевлённые его песнями, воспрянули духом и разбили врагов.

Таким образом, мы доказали, что воздействие слова на человека неоспоримо. Слово лечит, придаёт силы, выводит человека из себя, меняет судьбы, разбивает отношения и даже убивает. Слово — это энергия. И только от нас зависит, какой энергетикой слова мы воспользуемся: позитивной или негативной, созидающей или разрушающей.

Ключ :

Слово имеет силу огромного воздействия на человека.

Задание № 4

1) А в живой народной речи запечатлелось так много накопленной за долгие века мудрости, что, вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключенный в слове опыт поколений.

  1. Следовательно, посредством такого продукта человеческой деятельности, как слово, мы имеем возможность передавать из поколения в поколение знания и опыт, накопленные человечеством веками.
  2. Таким образом, надо бережно относиться к слову, потому что только с его помощью мы можем передать накопленные веками человеческие мысли и опыт.

Слово — способ передачи человеческого опыта и мудрости другим поколениям. Как возникло слово вообще? Почему нужны были слова? Потому что возникла потребность передачи накопленного веками опыта другим поколениям.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, речью. Новый человек родится с мыслями, с теми, что сложились в головах у людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. Всё это благодаря языку. И как сказал великий среднеазиатский математик и астроном Ас-Самарканди:

«Прекрасно слово, ибо в слове оставит память человек.

Ключ:

Следовательно, посредством такого орудия человеческой деятельности, как слово, мы имеем возможность передавать из поколения в поколение знания и опыт, накопленные человечеством веками.

Задание № 5

Таким образом, слово — это, действительно, удивительное орудие человека, посредством которого человек передаёт свой опыт и мысли другим поколениям.

Ключ:

Задание № 6

Я думаю, что это высказывание можно интерпретировать так.

Таким образом, художественное слово может, как орудие человеческой деятельности, сильно повлиять на душу человека.

Ключ:

Первый аргумент про влияние художественного слова на сознание человека можно использовать как правильный аргумент.

Второй и третий аргументы не подходят ни под тезис, ни под вывод, потому что не раскрывают содержание высказывания.

Аргумент:

Задание № 7

Слово — способ передачи человеческого опыта и мудрости другим поколениям. Невозможно с этим не согласиться. Действительно, только с его помощью мы можем передавать из поколения в поколение накопленные веками знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития.

Попробуем разобраться, как с помощью слова человечество может передавать свой опыт. Бесспорно, бесценный опыт содержится в литературе. Сколько гениальных произведений создали наши поэты и писатели!

Следовательно, посредством такого продукта человеческой деятельности, как слово, мы имеем возможность передавать из поколения в поколение знания и опыт, накопленные человечеством веками.

Ключ:

2) Во-вторых, можно привести отрывок из стихотворения Анны Ахматовой о бессмертии слова:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле — печаль,

И долговечней — царственное слово.

Задание № 8

Слово является удивительным орудием, посредством которого человеческий опыт и мудрость передаются другим поколениям. Невозможно с этим не согласиться.

Следовательно, посредством такого орудия человеческой деятельности, как слово, мы имеем возможность передавать из поколения в поколение знания и опыт, накопленные человечеством веками.

Ключ:

В критерии К1 учащийся дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, правильно сформулировал тезис сочинения (2 балла).

В критерии К2 учащийся привёл два аргумента, соответствующих содержанию высказывания (2 балла).

Критерий К3 - работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. В работе отсутствуют логические ошибки, абзацное членение не нарушено (2 балла).

Критерий К4 — работа композиционно построена правильно, завершена. Ошибок в построении текста нет (1 балл).

Критерий ГК1 — орфографических ошибок в тексте нет (2 балла).

Критерий ГК2 — пунктуационных ошибок нет (2 балла).

Критерий ГК3 — грамматических ошибок нет (2 балла).

Критерий ГК4 — речевых ошибок нет (2 балла).

Критерий ФК1 — фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет (2 балла).

Таким образом, учащийся за работу получает 17 баллов.

Задание № 9

2) Во-вторых, великий русский писатель, просветитель, публицист и мыслитель Лев Николаевич Толстой тоже подчёркивал, что веками народная мудрость накапливалась в языке:

Ключ:

  1. Слово — способ передачи человеческого опыта и мудрости другим поколениям. Невозможно с этим не согласиться. Действительно, только с его помощью мы можем передавать из поколения в поколение накопленные веками знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития.
  2. Таким образом, только с помощью слова мы можем передать накопленные веками человеческие мысли и опыт.

Задание № 10

Ключ:

В слове, в живой речи заключён опыт поколений, накопленный человечеством веками.

Следовательно, язык отражает глубокое знание жизни и природы, приобретённое человечеством. А в живой народной речи запечатлелось так много накопленной за долгие века мудрости, что, вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключенный в слове опыт поколений.

Задание № 11

Слово, язык - способ передачи человеческого опыта и мудрости другим поколениям. Именно посредством слова, речи мы передаём из поколения в поколение накопленные веками мысли и знания человечества.

Русский язык — язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы и общественной мысли.

Таким образом, к слову, к языку надо относиться с уважением, потому что только с их помощью мы можем передать накопленную веками человеческую мудрость, заключённую в слове.

Ключ:

Да, я согласна, что тезис и вывод в данном сочинении подобраны правильно, так как отражают суть высказывания.

Задание № 12

Слово имеет силу огромного воздействия на человека.

Вспомним для доказательства легенду, рассказывающую о силе слова, о его могучем воздействии на человека. В Древней Греции, как повествует старинная легенда,спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к дельфийскому оракулу. Они просили его прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушённого в военном деле и вдобавок ещё и хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевлённые его песнями, воспрянули духом и разбили врагов.

Вот ещё один пример. Святой Серафим Саровский творил чудеса, исцелял людей, которые постоянно тянулись к нему. И значимую роль в этом играло именно слово. "Христос Воскресе, радость моя," - именно этими словами старец встречал всех пришедших к нему. Всех, от генерала до пьяницы, от богача до нищего. Всем Серафим Саровский дарил радость, тепло, счастье. А речь идёт, как о спасении на духовном, так и на материальном уровне. Эти добрые слова вселяли надежду, исцеляли душу, позволяли по новому взглянуть на жизнь. Они были, как плечо, заботливо подставленное споткнувшемуся на жизненном пути человеку, позволяя ему двигаться дальше.

Таким образом, мы доказали, что воздействие слова на человека неоспоримо. Слово — это энергия. И только от нас зависит, какой энергетикой слова мы воспользуемся: позитивной или негативной, созидающей или разрушающей.

Ключ:

  1. Сила воздействия слова на человека.
  2. Древнегреческая легенда о силе слова.
  3. Слово Серафима Саровского.
  4. Энергетика слова.

Задание № 13

Следовательно, воздействие слова на человека неоспоримо. Слово лечит, придаёт силы, выводит человека из себя, меняет судьбы, разбивает отношения и даже убивает.

Так давайте, не будем забывать об этом.

Ярким примером воздействия слова на человека может служить и стихотворение поэта В.Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Ключ:

Ярким примером воздействия слова на человека может служить и стихотворение поэта В.Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Воздействие слова на человека неоспоримо. Слово лечит, придаёт силы, выводит человека из себя, меняет судьбы, разбивает отношения и даже убивает.

Так давайте, не будем забывать об этом.

Задание № 14

  • Конечно, с удовольствием. Вот, например, в качестве аргументов можно привести несколько высказываний по этой теме:

Использованная литература:

1) Ирзабеков Василий (Фазиль). Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. - М.: Даниловский благовестник. 2008.

6) Высказывания и стихи известных писателей и поэтов о русском языке.

Читайте также: