Медный всадник конспект урока с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

Интерес Пушкина к истории был постоянным и неугасимым. Особенно поэта интересовали две исторические личности: Пётр Первый и Пугачёв. Поэма "Медный всадник" (последняя поэма Пушкина) - это художественный итог его размышлений о личности Петра Первого. В предложенном конспекте урока раскрывается конфликт человека и власти. Сталкивая своих героев, анализируя их действия и поступки, Пушкин приходит к выводам, которые не теряют своего значения и в наше время: жестокая, немилосердная власть губительна не только для простого человека, но и для самой власти. По мысли Пушкина, своя правда есть и у Петра, и у Евгения. Необходимо соединить эти две правды: свести государство на уровень человека, а человека поднять до уровня истории. Философ XX века С.Л.Франк писал: "Образ Медного всадника, неподвижного, застывшего воплощения творческого порыва, и образ бушующей Нивы, и вся тема поэмы - сверхчеловечески суровая воля "чудотворного строителя", создавшего на месте "топи блат громады стройные дворцов и башен", и столкновение этой воли и с непобедимым буйством "божией стихии", и с неутолимой тоской человеческого сердца по простому счастью, - и неизъяснимый колорит самих слов поэмы, в которых гранитная твёрдость сочетается с бушеванием стихий - всё вместе есть смысл поэмы "Медный всадник".

Оценить 1907 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.

Город строился в невероятно тяжёлых условиях – посреди болот, при постоянной угрозе наводнения, руками бесчисленных мужиков, согнанных на строительство и сотнями мерших от болезней и непосильного труда. Новую столицу не любили, сам переезд царя из Москвы в новый город воспринимался народом как неуважение к традиции и подрыв вековых устоев. Петербург и позднее воспринимался многими как город, чуждый России, официальный, холодный, зачастую враждебный… Многие из иностранных наблюдателей рассматривали историю строительства Петербурга как доказательство рабской покорности русского народа своим правителям, затеявшим бессмысленное строительство призрачного города на совершенно непригодной для жилья земле.

В этом контексте поэтическое признание москвича Пушкина в своей любви к северной столице приобретает совершенно особый смысл. Прекрасно зная, во что обошлось русскому народу строительство этого города и политика Петра в целом, Пушкин видит и другое – те благотворные результаты, которые имели для России, её культурного и политического развития петровские преобразования, символом которых является Петербург до сих пор. Поэт не закрывает глаза на мучительную сложность жизни в послепетровской России (эта линия развивается в основной части поэмы) – и всё же он чувствует себя представителем именно той России, в которой живёт, не видя никакого смысла в возвращении назад, ко временам допетровской московской старины.

Роль вступления к поэме . Из немецкого романтизма пришла традиция-оживление статуй. И в литературе она получает свое дальнейшее развитие. 1. Как вы понимаете заглавие произведения? “Медный всадник” всадник - человек, скачущий на коне, ведущий за собой; медный - из меди; медь - металл

2. Петербургская повесть – странный жанр. Почему автор избрал такой жанр? - Что такое повесть? Повесть – произведение, повествующее о нескольких событиях из жизни героя. Петербургская – заявлено место действия

- О чем говорится во вступлении? - На что обращает наше внимание автор? Как это можно объяснить? Пустынных волн - пустота, море, пустыня Как это можно объяснить? Море пустоты – хаос, нежилое пространство; болото

- Кто такой ОН? Петр - Докажите, что речь идет о Петре - Где названо имя? в 3 части вступления - О чем мечтал Петр? Построить город

- Кому бросил вызов Петр? (Вспомните миф о сотворении мира. Кто создал мир, человека …города?) Бог Петр бросает вызов Богу, потому что на болоте города не строят. “Я сотворю город там, где ты не сотворил” - Еще Петр бросает вызов шведу – надменному соседу

- Какие два пространства представлены в произведении? (во вступлении) Свое и чужое - О чем мечтал Петр ? Мечтал создать державу могучую, всесильную. “…все флаги в гости будут к нам”

II часть вступления - Исполнилась ли мечта Петра? Да. Петр прав, город построен и ныне там. Россия приобретает новую столицу “И перед младшею столицей померкла старая Москва…”

III - IV ч. Вступления Петр приобретает имя. - Докажите, что Петербург для России имеет значение. “Красуйся град Петров, И стой неколебимо, как Россия,…” Пока стоит Петербург, будет стоять РОССИЯ.

I часть поэмы. - О чем говорится в I части поэмы? - Город переименован, зачем? - Кто герой произведения? Евгений (значение имени - благородный, знатный).

- Евгений – почему это имя? “Евгений Онегин”-герой романа, дворянин, благородный , знатный, но он “лишний человек” в обществе. -”под пером Карамзина” - Что имел ввиду Пушкин? Речь идет об “Истории государства Российского”, в которой Карамзин писал о знатных людях. Евгений – благороден, знатен, но БЕДЕН . - О чем он мечтает? мечты о личной жизни

Пушкин с гордостью относился к своей родословной. Знатный человек должен жить интересами государства. В выборе между чувством и долгом знатный человек выбирает ДОЛГ. Долг превыше всего. - К чему стремится Евгений? К личному счастью .

- Если человек живет не по ДОЛГУ, а ЧУВСТВАМИ, следует ВОЗМЕЗДИЕ. В I части по нарастанию изображается стихия. Докажите текстом.

- Далее появляется образ еще одного царя. Кто это? Александр I – потомок Петра. Александр I разводит руками. “С Божию стихией царям не совладать” - Город переименован. Петроград. Петр подобный Богу. Нет Петра – Бог наказывает город. Петр обрек народ на постоянное героическое проживание. Но герой должен быть один. Герой (Петр) исчезает – город наказывается.

МРАМОР – ПАМЯТНИК ВОДА – СИМВОЛ ЖИЗНИ, но несет смерть КУМИР НА БРОНЗОВОМ КОНЕ - ПАМЯТНИК

Памятник “Медный всадник” Памятник заказала Екатерина II французскому архитектору Фальконе, который работал над памятником 12 лет. Когда встал вопрос о постаменте, много народу было привлечено к поиску камня. Был предложен гром-камень, который был от скалы отсечен грозой. По преданию этот камень был известен и Петру I . Он забирался на него и осматривал окрестности. Камень врос в землю, и чтобы откопать его нужно было отрывать котлован глубиной в 3 человеческих роста. Общая его высота 9 метров (3-этажный дом), вес 2 тысячи тонн. Чтобы перевести камень понадобилось 1220 человек. 7 августа 1782 года в 100 летний юбилей воцарения Петра – был открыт памятник.

II часть произведения. - О чем рассказывается во 2 части? - С кем сравнивается Нева? С разбойниками, которые насытившись, уходят домой. - Евгений спасается – как? Петр помогает Евгению - Но человек несчастлив, почему? - Что с ним произошло? Докажите. Стал безумным, захохотал. - Что еще говорит о том, что Евгений стал безумным? Спал, дни лета клонились к осени пристань - граница

Прозрение героя. - Кто виноват в стихии? Петр - В чем Евгений видит его вину? В основании города, “…чьей волей роковой Под морем город основался…” Проклинать город не нужно. Умрет Петербург - Умрет Россия. Прозрение и вновь безумие.

Финал произведения. Обратимся к тексту. Евгений усмирен. Смирение подобно смерти. “Похоронили ради Бога” (как угодно Богу) Герой обретает дом, успокаивается.

- Для чего нужно вступление? О чем там речь? О Петре. - Можно ли его назвать “маленьким человеком”? Нет. - Вновь обращаемся к названию произведения. Всадник – ведущий за собой. А Евгений – “маленький человек”, поэтому он исключен из Петербурга. Там ему не место.

- Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра?

Вступление написано в традициях Ломоносовской оды высоким слогом. В жанре оды традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.

Главным героем поэмы “Медный всадник” является Евгений, он – обедневший дворянин и не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жизнью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Он не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье и собирается жениться на своей возлюбленной Параше. Но в спокойное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения. Евгений, сознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виновных в том, что рухнула его надежда на счастье. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет всю государственную машину, тем самым, вступая в неравную схватку. Пушкин показывает это через оживление памятника Петра I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

Домашнее задание: Размышление на тему “Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра?” (письменно).

Оборудование: мультимедийная презентация; тексты поэмы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье.
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.

III. Идея поэмы

Идея поэмы

IV. Главные герои поэмы

У А.С.Пушкина образ Евгения становится символом личности, а идея самодержавной государственной власти воплощена в образе второго главного героя поэмы — Петра Великого, представленного в виде знаменитого памятника — Медного всадника. Только в прологе поэмы появляется царь: Петр показан как выдающийся государственный муж, думающий о пользе и процветании своей державы:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

А в I и II частях поэмы великий реформатор изображается в виде Медного всадника, т.е. уже как символ самодержавного государства.

V. Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина

Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен
Он весь, как божия гроза.

Поэма заканчивается словами, где поэт признает чрезвычайные заслуги Петра перед Россией и в военной, и в политической, и в административной, и в культурной областях. Современная Россия, по мнению Пушкина, является прежде всего творением Петра Великого:

В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

С другой стороны, в Петре Пушкин видит не только государственную мудрость и человечность, но и самодержавное своеволие, когда тот не желает поинтересоваться чувствами невесты, и, помогая Ибрагиму, царь разбивает жизнь Наташи.

Пушкин признает выдающиеся заслуги Петра и удивляется его энергии, работоспособности, широте его души. Стихотворение написано как своеобразное наставление новому царю Николаю I, которого поэт призывает во всем быть похожим на великого Петра I, отличая созидательную деятельность его и патриотизм:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной;
Он знал ее предназначенье.

Нет! Он с поданными мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его цалует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.

Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Поскольку поэма является наиболее поздним крупным произведением о Петре, можно сделать вывод, что Пушкин пришел к многостороннему взгляду на личность Петра, в котором соединяются и уважение, и резко критическое отношение.

VI. Жанровое своеобразие поэмы

Черты классической героической поэмы:

Вывод: Пушкин создал лиро-эпическую поэму нового (реалистического) типа, отличную от классицистической героической поэмы.

VII. Итоги урока

Явная сниженность главного события и главного героя не мешает автору выразить в поэме глубокие социальные и философские идеи. Пушкин дал свое понимание современного российского государственного устройства роли государства в человеческой жизни вообще. Вывод поэта неутешителен: государство противопоставлено личности. Медный всадник равнодушно отвернулся от забот маленького, но живого человека:

И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

VIII. Домашнее задание


Конспект урока по литературе по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник". Урок разработан с учётом индивидуальности класса. Сценарий помогает полно раскрыть и проанализировать проблему произведения.

Содержимое разработки

национально-исторический подвиг. Это великое дело во благо России. Пётр I действовал во имя
интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Победой над
Швецией завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление
русского государства. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался
пред полками, могуч и радостен, как бой . ”).
II. Знакомство с текстом вступления к поэме “Медный всадник”.
Сегодня вновь обращаемся к эпохе Петра и увидим его с другой стороны в момент
строительства Петербурга. Соприкоснёмся с этим временем, ещё раз увидим бессмертие дел Петра и поймём его значение в истории России.
Это мнение о Петре Великом, оставленное в истории. Своё мнение об этом человеке
высказал А.С. Пушкин в поэме “Медный всадник”.
Чтение отрывка.
Поставим задачу: каким мы увидим Петра?
III. Анализ произведения.
1. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом
плодотворном времени года Пушкина.
2. По жанру это – поэма, т. е. лиро-эпическое произведение.
А что такое поэма? Какие её характерные особенности? (Поэма – один из жанров лиро-
эпических произведений. В поэме есть сюжет, события,что характерно для эпического
произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым
событиям, как в лирическом произведении).
Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового
сюжета здесь нет.
3. Остановимся на особенности лирического произведения.
1) Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям? (Любование, восхищение,
гордость за него, за его деяния, что он сделал для государства).
2) К какому жанру близко вступление? (Ода – стихотворение восторженного характера
(торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события) Вступление написано в
традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы ( отсель, град, ветхий,
полнощных), приёмы ораторского искусства( повелительная интонация, торжественность,
звуковая организация речи).Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его
государственную мудрость и патриотизм.
3) Как он это подчёркивает?
1. Авторское отношение: “Люблю тебя, Петра творенье”.
2. Курсив: он; эпитет “дум высоких полн”.
3. Уже в 1 строфе найдите фольклорные традиции в изображении величия и мощи
исторической личности. (А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической
личности: широкий взгляд на мир “укрепляет” личность героя – “он дум великих полн”. Пётр дан
на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить, преобразовать!
4. Выделение смысловых частей произведения. (Строфы – это части, их зрительно можно
выделить).
Темы:
1. Замысел Петра создать город на берегах Невы.
2. Результат деятельности Петра через 100 лет – “Петра творенье”
3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.
I тема.
1) Для чего Пётр I замыслил преобразования? (Это историческая необходимость).
2) Что нужно сделать в интересах государства? (Надо покорить природу, чтобы построить
город – всё покорить ради государственных целей).
3) Зачем?
- “отсель грозить мы будем шведу”,
- “здесь будет город заложен”,

- “в Европу прорубить окно”, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на
мировой арене,
- “ногою твёрдой стать при море”,
- “все флаги в гости будут к нам”.
Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга –
исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь
выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по
мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы
закрепиться у выхода к морю “назло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы
Россия имела его.
? Как вы понимаете смысл выражения:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Петр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить
торговые и культурные связи с Европой. Обращаем внимание на выразительность метафоры
“В Европу прорубить окно”.
? Каково значение строк:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех
стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово “флаги” употреблено вместо слов “корабли разных
стран”. Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или
единственное число вместо множественного (“Отсель грозить мы будем шведу”) называются
метонимией.
II тема.
Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.
Что было “прежде”
Что стало “ныне” (через 100 лет)
Строим образные ряды
1. Пётр I стоит один.
1. Город уже не сметёшь.(“все флаги в гости будут к нам”).
2. Река неслась широко, привольно.
2. Река – её берега скованы гранитом (“в гранит оделася Нева”).
3. Избы чернеют здесь и там.

4. Лес кругом шумел, не тронутый рукой человека.
3. Здесь дворцы и башни теснятся.

4. Теперь тёмно-зелёные сады.
Это и есть метод параллелизма (композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по
сходству).
Что же хотел сказать поэт, рисуя эти 2 картины? (Всё преобразилось за 100 лет!
Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна!
Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной, болотистой местности).
III тема.
1) Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу?
2) За что любит поэт свой город?
Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как новый город, по
строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под
прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.
Поэт любит “Невы державное теченье”, т. е. мощное, сильное, величественное течение
могучей реки.
Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными
решётками садов и мостов.

Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”,

“блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.

Петербург для Пушкина – олицетворение государственности.

5. Конфликт в литературном произведении.

Замысел Петра I был реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к

поэме призвано подвести к пониманию основного конфликта- истории и личности.

Конфликт – это столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

Какие конфликты смогли выделить учащиеся?

1. Конфликт – человек и природа. (Пётр I победил, потому что цели его общие,

государственные, исторические. Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную

столицу из “топи блат”. Человек должен покорить природу, но природа будет мстить –

2. Конфликт – столкнулись интересы простого человека и интересы государства. Образ

Петра здесь – символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Петербург был

возведён властью Петра I ценой огромных жертв, но это было необходимо для решения

государственных вопросов. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой

стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны. Но это всё-таки

историческая необходимость, и такие преобразования были под силу не каждому царю.

За какие деяния вошёл Пётр I в историю? (Его детище – город Петербург, которому уже

больше 300 лет! Это живой памятник, “краса и диво”).

4. Подведение итогов урока.

1) Каким показал А.С. Пушкин Петра I данном отрывке?

2) С какой ещё другой стороны поэт раскрыл нам Петра I?

3) В стихотворении “Стансы” (1826 г.) есть строки о Петре I.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

4) Согласны вы с Пушкиным?

Пётр – герой, мореплаватель, на троне вечный работник.

Пётр – это гордость России, слава России.

И насколько прав был Пушкин, говоря: “Гордиться славою своих предков не только можно,

5. Дом. зад. с комментированием к нему.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Методразр.Пушкин Медный всадник.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

Рассмотрено

протокол № ________ от

Согласовано

по методической работе

_____________ Е.Б. Купцова

директор ГБПОУ МО

________________ А.А. Лобанов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник" для групп первого курса ОБУЧЕНИЯ

по литературе

Профессия/ специальность 19.01.17 Повар, кондитер.

Преподаватель Мотыгина Ольга Евгеньевна

1. Пояснительная записка

2. Основная часть

4. Список использованный источников

1. Пояснительная записка

Актуальность методической разработки состоит в том. что она помогает преподавателю в учебном процессе реализовать следующие цели:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной речи обучающихся;

- освоение поэтического текста, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа литературного произведения.

Задачи методической разработки в том, что она

- формирует мировоззрение, основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; эстетическое отношение к миру;

- развивает умение анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, а также

- способность выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики.

Целесообразность и практическая значимость данной методической разработки состоит в её целях и задачах, а также в том, что экспериментаторство А.С.Пушкина в стихе, переработка жанровой традиции создают почву для интереснейших филологических наблюдений. Оригинален не только Пушкин-поэт (писатель, драматург), но и Пушкин - историк, мыслитель. Особенно интересен его взгляд на переломные, смутные периоды русской истории, оценка данной им Петру Великому.

2. Основная часть

Тема "Поэма "Медный всадник" А.С.Пушкина" изучается по литературе группах 1 курса СПО по профессиям СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, 19.01.17 Повар, кондитер . Она входит в раздел 1 "Русская литература первой половины 19 века". На изучение поэмы отводится 2 часа.

Задачи урока:

1. Опираясь на имеющиеся знания и навыки обучающихся способствовать углублению представлений об изучаемом объекте.

2. Развивать межпредметные связи.

3. Показать итог проектной деятельности обучающихся 1курса.

4. Развивать творческую активность и стимулировать самореализацию каждого обучающегося.

В ходе урока должен быть произведен комплексный анализ текста (литературоведческий и языковой). Используя межпредметные связи, рассмотреть одну из проблем, поднятых в произведении (наводнение в Петербурге) с точки зрения:

1. Географии (природно-климатические условия данной местности).

2. Физики (изменение уровня воды в сообщающихся сосудах).

3. Экологии (последствия наводнения и современная стратегия защиты от стихии).

4. ОБЖ (возможно ли прогнозировать наводнения, способы защиты при стихийных бедствиях).

5. МХК (использование иллюстративного материала).

Основные формы работы:

Методы: объяснительно- наглядные, диалоговые, устный опрос, дискуссия, беседа.

Оборудование:

сообщающиеся сосуды (для опыта по физике);

иллюстрации, географическая карта.

1. Орг.момент 2мин

2. Основная часть

Общие вопросы.

А волнуют ли эти вопросы современное общество? Актуальна ли эта поэма сейчас?

Главный герой.

Обучающиеся: Евгений, т. к. он единственный человек, чьи размышления приводятся в тексте, автор описывает именно его драму и т. д.

Преподаватель: Однако согласитесь, что Евгений написан не по-пушкински схематично. К тому же во вступлении о нем упоминаний нет вообще. А многие критики, в том числе Виссарион Григорьевич Белинский, полагали, что главным героем должен быть назван Петербург.

Пушкин и Петербург.

Преподаватель: Каким вам представляется Петербург? Может быть, там кто-нибудь был?

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель: А каким Пушкин видел Петербург? Кто может найти подтверждения в тексте?

Обучающиеся читают отрывок наизусть.

Преподаватель: А вот каким Петербург видел знаменитый художник Бенуа. Презентация: подобрать название к картине строчками из поэмы

Мировая художественная культура

Обратите внимание на эту картину. Какие ощущения она у вас вызывает? что вы видите на ней?

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель (дополняет): Черная полоса разорвала мрачное небо, темнота, стремящаяся ввысь вертикаль собора рождают ощущение трагедии. Чувством ужаса охвачена фигура убегающего Евгения. Как неумолимый рок, настигающий свою жертву, изображается медный всадник. Огромная тень и сама скульптура изображают страшную пасть, готовую поглотить малого человека – Евгения. В кульминационный момент трагедии, когда Евгений бежит от скачущего за ним громадного исполина – памятника Петру - мастер рисует город темными, мрачными красками.

Иллюстрации Бенуа к поэме Пушкина по сей день остаются непревзойденными. Обратите внимание также на эту картину. На ней изображено наводнение на Сенной площади. Страх и отчаянье скользят буквально в каждом штрихе. На первом плане мы видим маленького ребенка. Вообще, дети в возрасте семи лет считаются ангелами, и гибель невинной души лишний раз подчеркивает демоническую сущность города, построенного на костях.

На втором плане мы видим гроб, наполовину погруженный в воду. Как вы думаете, откуда он здесь?

Обучающиеся: Во время наводнений размывало кладбища.

Преподаватель: Верно. По легенде, во время этого наводнения, один из таких гробов потоком воды внесло в Зимний дворец. Император Александр I усмотрел в этом дурной для себя знак. Скажите, какая картина понравилась вам больше всех?

Русский язык и литература

Литературоведческий анализ.

Преподаватель: Давайте обратимся к вступлению. Разнится ли оно с остальными частями или стилистически похожи? К какому жанру можно отнести вступление?

Обучающиеся: К оде.

Преподаватель: Дайте определение оде.

Обучающиеся: Ода - торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию.

Преподаватель По каким признакам вы определили, что это ода?

Обучающиеся: Рассчитано на публичные выступления, написано высоким штилем.

Преподаватель Как вы определили, что это высокий штиль? Найдите примеры в тексте.

Ученики: Встречаются старославянизмы.

Преподаватель: Найдите примеры в тексте, поясните их значение.

Обучающиеся: Думы, отсель, лампада, ликует и т. д.

Преподаватель: В произведении очень ярко описывается наводнения, мы как будто представляем эти картины перед собой. Как вы думаете, благодаря чему достигается такая динамика? Найдите примеры в тексте.

Обучающиеся:

3. Краткие формы прилагательных и причастий (гневна, бурлива, погружен).

Преподаватель: С какой целью автор использует перечисления и бессоюзные предложения?

Обучающиеся: Для большей экспрессии.

Преподаватель: Какие символы вы можете найти в произведении?

Обучающиеся: Беззаботный перевозчик – это, несомненно, Харон, перевозящий души мертвых. Таким образом, путешествие Евгения - еще живого человека к мертвой невесте - сразу приобретает характер античного мифа. Оказавшись за символическую плату на другом берегу Невы - в стране мертвых, - Евгений, казалось бы, сходит с ума. Страна мертвых не принимает живого и не отдает ему мертвой Параши. Живому место среди живых.

Преподаватель: Обратите внимание на следующие строки:

Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой.

Обучающиеся: Гоголь, Достоевский.

Преподаватель: Правильно. Так вот, бунт Евгения подавлен, как подавлено и пугачевское восстание, но образ его, как и образ стихии, проходит через всю поэму. Разрушения в городе огромны, велико число жертв. Стихии наводнения ничто не может противостоять.

А теперь о том, почему наводнения характерны для этой области.

Преподаватель: Вы знаете, какие водные артерии проходят через Санкт – Петербург?

Обучающиеся: Река Нева и Финский залив.

Преподаватель: Сколько русел у Невы и как они называются?

Обучающиеся: Три - Малая Нева, Большая Нева и Большая Невка, от которой также отходят Средняя Невка и Малая Невка.

Преподаватель: Как вы думаете, какие природные катаклизмы наиболее часто случаются в Санкт – Петербурге?

Ученики: Наводнения.

По-вашему мнению из-за чего могут происходить наводнения?

Преподаватель: Как вы думаете, сколько наводнений было в Петербурге за всю его историю?

Обучающиеся: Более 300.

Преподаватель: За те 300 лет, что стоит на берегах Финского залива Санкт-Петербург, он более 300 раз становился жертвой разбушевавшейся водной стихии. Уже в год основания города, в ночь на 20 августа 1703 года, произошло первое на памяти очевидцев наводнение: за несколько часов вода поднялась на 2 метра. Наводнение происходили практически ежегодно, но большая их часть приходились на два осенних месяца – октябрь и ноябрь, причем 70 процентов наводнений случались ночью или ранним утром. Почему это происходит именно так – разговор особый.

Какие виды наводнений вы знаете?

Обучающиеся: Мало опасные, опасные и очень опасные.

И, наконец, третье катастрофическое наводнение случилось уже в XX веке, 23 сентября 1924 года. В этот день разбушевавшаяся Нева хлынула на город. Летний сад, Дворцовая и Исаакиевская набережные, Марсово поле, прилегающие к ним улицы и переулки были затоплены полностью – возвышались только дома-острова! Под водой практически целиком оказались Васильевский остров, Петроградская сторона, почти весь центр города. Вода покрыла 65 квадратных километра бывшей суши! Убытки были огромны, снесло 19 мостов, были повреждены более 5 тысяч домов, погибли многие люди… Чуть более слабые, но весьма впечатляющие наводнения случились в городе в октябре 1955 и в сентябре 1975 годов. Эти тревожные дни помнят многие старожилы Санкт-Петербурга.

Напоминаниями о былых бедах для жителей города служат памятные доски с датами наводнений 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годов, которые можно увидеть под аркой Невских ворот Петропавловской крепости.

Преподаватель: Вам, наверное, интересно узнать, почему происходят наводнения.… А у вас есть какие-нибудь догадки?

Обучающиеся: Уровень воды в каком-либо водоёме повышается и она разливается, затопляя всё вокруг.

Преподаватель: Если рассматривать данную ситуацию с физической точки зрения, то Финский залив и Нева являются сообщающимися сосудами. Вам, скорее всего, знаком этот термин. А вы можете объяснить его?

Обучающиеся: Сообщающиеся сосуды - это сосуды, которые соединены между собой в нижней части. В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одинаковом уровне.

Преподаватель: Приведите, пожалуйста, примеры сообщающихся сосудов в повседневной жизни.

Обучающиеся: Примерами в повседневной жизни могут служить лейка, чайник, кофейник.

Преподаватель: Сейчас я вам продемонстрирую, как это происходит. Я закрепила две трубки в штативе. Жидкости в них находятся на одинаковом уровне. Если я одну трубку закреплю в штативе, а другую буду поднимать, опускать или наклонять в разные стороны, то и в этом случае, когда жидкость успокоится, её уровни в обеих трубках будут одинаковыми. Это правило можно обосновать, рассуждая так: жидкость покоится, не перемещается из одного сосуда в другой, значит, давления её в обоих сосудах на любом уровне одинаково. Когда поднимаем одну трубку и доливаем в неё жидкость, то давление в нем увеличивается и жидкость перемещается в другой сосуд до тех пор, пока давления не станут одинаковыми.

А теперь все это на примере Финского залива и Невы. Установлено, что в силу существующих законов циркуляции атмосферы на земном шаре циклоны чаще всего перемещаются с запада на восток. Они обычно сопровождаются сильными ветрами. Ветры циклона сгоняют воду к финскому заливу, и она растекается в стороны в виде свободной волны, высота которой обычно составляет 50 сантиметров. Когда волна, движущаяся со скоростью 50 километров в час и более, начинает проходить узкую и мелководную часть залива, высота и скорость ее возрастают. С огромным давлением волна, порой достигающая 5-метровой высоты, вкатывается в Невскую губу и устье реки Невы, вызывая быстрый подъем воды, и происходит наводнение. Вода перемещается в Неву до тех пор, пока давления в реке и Финском заливе не станут одинаковыми. И после этого вода в Неве перестанет подниматься и будет находиться на одном уровне с Финским заливом.

Физика - неотъемлемая часть нашей жизни. С ней непосредственно связаны все явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни.

Экология и ОБЖ

Преподаватель: Как вы знаете, в мире происходит множество стихийных бедствий, будь то наводнения, землетрясения или что-то другое, не менее важное. Какие стихийные бедствия вы знаете? Желательно назвать самые крупные.

Преподаватель: Как видите, наше наводнение тоже входит в состав наиболее сильных бедствий в истории, также он было самым крупным в истории Петербурга (см. график). На этом графике представлены 10 самых сильных наводнений в истории Санкт-Петербурга.

Как видите, самое сильное из них произошло в 1824 году, и оно сильно выделялось среди остальных, что свидетельствует о его аномальности. Именно о нем нам и рассказывает Пушкин.

Преподаватель: И все же, какой вред приносят наводнения? Как вы думаете, что от них страдает больше всего?

Обучающиеся: Прежде всего страдает инфраструктура местности: разрушаются дороги, здания, размываются кладбища и канализации, что способствует развитию различных инфекций. И, конечно, самое ценное – человеческие жизни.

Преподаватель: Правильно. Так, наводнение 1824 года, когда вода поднялась более чем на четыре метра, было смыто около трехсот зданий, унесено 570 жизней, пострадали тысячи человек.

Преподаватель: Кто-нибудь может рассказать о том, как Петербург защищен от наводнений?

Обучающиеся: Дамба в Финском заливе – это мега проект, конкурирующий с плотиной Гувера (на реке Колорадо, США) Завершение строительства этой дамбы – большая новость, потому что строилась она на протяжении 26 лет. 65% строительных работ было завершено к моменту распада СССР, когда стройка остановилась. Защита от наводнений будет функционировать с 2008 года.

Преподаватель: Но что же делать, если наводнение застало вас врасплох или до его приближения остались считанные часы? Что бы вы сделали?

Обучающиеся:

1. Если у нас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

2. Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо быстро постараться выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

3. Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через нее.

Итоги. Личность Петра.

Преподаватель: Как Пушкин относится к личности Петра, основателя Петербурга? (дискуссия)

Во времена, когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже достоянием истории. Остался лишь медный Петр - объект поклонения, символ державности, горделивый истукан, кумир на бронзовом коне. А насилие, которое он совершил, теперь, во времена Евгения, возвращается в виде буйства стихии, мстя не своему обидчику, а его потомкам - невинным жителям города.

Позиция 2: Страна нуждалась в реформах, Петр реформировал Россию по образу и подобию Европы, это объясняется тем, что гораздо лучше строить новое общество, опираясь на чужой опыт – это дает возможность избежать каких – то ошибок.

Что касается того, что после правления Петра народ, оставленный царем, подвергался бесконечным стихийным бедствиям – да, эта мысль есть в произведении, однако, обратимся ко второй части. Она представляет собой продолжение темы наводнения 1824 года, соединенное с рассказом некого майора Батурина: Император в ожидании штурма наполеоновскими войсками северной столицы предлагал вывезти вместе с другими ценностями и статую Петра. Майор Батурин утверждал, что ему постоянно снится один и тот же сон: будто бы он стоит на Сенатской площади и смотрит на памятник Петру.

И поныне ходит легенда, что перед наводнениями Петр сходит со своего постамента и, объезжая на коне город, предупреждает людей об опасности.

Даже после своей смерти царь остался с народом.

Подводим итоги урока.

Оценки за работу на уроке: Все обучающиеся получают высокие оценки: “4” и “5”, так как каждый в меру своих сил и способностей работал на уроке и внес свой вклад в развитие темы.

Читайте также: