Словарный урок 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Предметные: Совершенствование умения проводить лексический анализ слова, наблюдать за использованием заимствованных слов, определять значение с помощью подбора синонимов. Работа со словарем.

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации

Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения

Личностные: Положительная мотивация и познаватель-ный интерес к изучению курса русского языка.

Оборудование: компьютер, презентация

Ход урока:

1. Организационный момент.

– Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.

– Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

– Кто такие полиглоты? (Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю.)

– Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л. Успенский:

– Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.)

– Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова.

3. Объяснение нового материала.

Основные причины заимствований:

1. Потребность в наименовании новой вещи, нового явления и т. п.

2. Необходимость разграничить содержательно близкие, но все же различающиеся понятия.

3. Необходимость специализации понятий - в той или иной сфере, для тех или иных целей.

4. Тенденция, заключающаяся в том, что цельный, не расчлененный на отдельные составляющие объект и обозначаться должен "цельно", нерасчлененно, а не сочетанием слов.

5. Социально-психологические причины и факторы заимствования: восприятие всем коллективом говорящих или его частью иноязычного слова как более престижного, "ученого", "красиво звучащего", а также коммуникативная актуальность обозначаемого понятия.

Мы видим, что в основном указываются внутрилингвистические причины заимствования. Мы также упоминали о внешних, экстралингвистических причинах заимствования англоязычной лексики: активизация связей с Западом, изменения в менталитете русскоговорящих людей.

Среди социально-психологических причин, влияющих на процесс заимствования, можно назвать увеличение количества говорящих и знающих английский язык в России.

Итак, мы рассмотрели историю, причины заимствований. А в молодёжном сленге, как вы думаете, есть заимствованные слова, вы их употребляете? (слайд 12)

Отмечают три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.

В настоящее время на развитие молодежного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счёт этого интернет-сленг проникает в молодёжную речь.

Ответ на поставленный вначале урока проблемный вопрос

Так как вы думаете, вернёмся к началу разговора, нужны заимствования в русском языке?

Пока ребята ищут ответ в словаре, учитель некоторым ученикам дает карточки

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются:

шоссе, облако, пальто, стол.

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.

– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д. :

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

– А как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря?

Признаки заимствованных слов:

1) не изменяются;

– Напишите после каждого пункта 2–3 своих примера.

а) белка, береза, фауна, осень;

б) телевизор, телеграф, телефон, приемник;

в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз.

6. Подведение итогов урока.

– Итак, какое значение для русского языка имеют заимствованные слова?

– Скажите, к чему может привести безмерное употребление заимствованных слов?

– Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и синонимичные им исконно русские слова?

Что значит беречь: писать и говорить правильно. Вот печальный пример: синтаксис и орфография в Интернете заставляют нас задуматься о сохранности нашего великого, могучего русского языка. Согласны? Это пример того, как не надо писать и говорить. И я надеюсь, что это станет предметом нашей будущей встречи или же вашего самостоятельного рассмотрения.

7. Домашнее задание: написать 10 примеров заимствованных слов из произведений русских классиков.

Оборудование: словари, учебники, раздаточный материал.

  1. Постановка целей и задач урока.
  2. Вступительное слово учителя.

- Необходимо ли быть грамотным человеком?(выслушать ответы учащихся).

- Необходимо, потому что иногда от нашей грамотности зависит жизнь человека.

  1. Работа со словарными словами, записанными на доске.

Инте…ектуальный, пр..т…тип, …рудиция, р…ликвия, м…нёвр, м…неврировать, п…н…рама, к…нсерватория, к…нцерт, бе…етристика, впеч…тление, впеч…тляющий.

  • Вставить орфограммы.
  • Подчеркните слово по его лексическому значению. Учитель зачитывает значения слов, а учащиеся по очереди подчёркивают слова.
  1. Публичное исполнение музыкальных произведений, или музыкальное произведение сложной формы.(концерт)
  2. Глубокие познания в какой-либо области знания или во многих областях.( эрудиция)
  3. Действительное лицо, послужившее автору основой для создания образа.(прототип)
  4. Духовный, умственный.(интеллектуальный)
  5. Свято хранимые как память о прошлом вещи, или предметы религиозного поклонения.(реликвия)
  6. Организованное и быстрое передвижение войск, или уловка, ловкий приём.(манёвр)
  7. Вид местности, простирающийся на далёкое пространство.(панорама)
  8. Художественная проза в отличии от поэзии и драматургии, или художественная литература.(беллетристика)
  9. Высшее музыкальное учебное заведение.(консерватория)
  10. След, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, или мнение, оценка, сложившаяся после знакомства.(впечатление)
  • Далее возможна работа с текстами учебника или самостоятельно подобранными, в которых встречаются эти слова( 2-3 упр.)
  • Связь с литературой.

Установить без словаря, какое из записанных слов не является заимствованным (впечатление).

- Остальные слова заимствованы из латинского, французского, греческого и итальянского языков. Посмотрите внимательно на слова и попробуйте определить, какие слова заимствованы из французского языка. Проверьте себя по словарю (манёвр, беллетристика).

- Выберите из списка слова для характеристики человека (интеллектуальный, эрудированный, впечатлительный).

(заслушать 1-2 сочинения).

-Какое слово по орфограммам сходно со словом интеллектуальный? (беллетристика). В переводе с французского означает – изящная словесность. Где мы изучаем беллетристику? (на уроках литературы).

- Какие из записанных слов мы можем нарисовать? (реликвия, панорама, консерватория). Нарисуйте свою реликвию, подпишите.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1

Методическая разработка урока для 8 класса

Чаплыгина Галина Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина

Урок русского языка

Тема урока: Словарный урок

Образовательные: познакомить обучающихся с различными видами словарей, их спецификой и строением .

Развивающие: развивать интерес школьников к русскому слову, формировать интерес к учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности, совершенствовать навыки работы со словарём, справочной литературой.

Воспитательные: прививать чувство любви и уважения к родному языку, формировать общекультурные и коммуникативные компетенции.

Планируемые результаты обучающихся:

личностные: понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.

метапредметные: умение извлекать необходимую информацию из различных видов словарей для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; способность систематизировать полученные знания для нормированного речевого общения; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; составление алгоритма решения практической задачи (выполнение заданий со словарями).

предметные: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков

Вид урока: комбинированный

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация, толковые словари, выставка словарей.

Эпиграф: На доске (слова французского писателя Анатолия Франса)

"Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли и радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова - дело плоти, крови и души Родины и человечества".

Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Беседа с обучающимися на поставленные вопросы:

- С какими словарями русского языка вы уже встречались?

- Какими словарями вы пользуетесь чаще всего?

- Какую помощь может оказать вам словарь?

Мотивация учебной деятельности .

Обучающийся зачитывает эпиграф к уроку.

- О каком мире говорит французский писатель?

- О чем пойдет речь на уроке?

Слово учителя: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир Словарей, поговорим, поделимся своими знаниями, умениями. Приглашаем к разговору о словарях (чтение эпиграфа).

Наш урок будет посвящен словарям, так как ежегодно 22 ноября в России отмечается праздник русской словесности - День словарей и энциклопедий. В 2015 году это мероприятие вошло в официальную программу Года литературы в РФ.

- А почему именно 22 ноября стали отмечать этот день?

Ответы обучающихся.

Вывод: Это день рождения, создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему путь в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения Даля.

Объявление темы и целе урока.

Работа по теме урока

Учитель: Сейчас принято говорить, что мы живем в век информации. Количество информации, которую мы принимаем и обрабатываем, ежедневно нарастает. Чтобы не утонуть в этом информационном потоке, нужно владеть культурой работы с информацией. Поэтому, ребята, очень важно уметь самостоятельно отыскать и собрать информацию в различных источниках информации – это энциклопедии, словари, справочники.

(Ответы обучающихся).

Словарная работа с толковым словарем русского языка С. И. Ожегова. Обучающиеся находят слово.

Учитель: Где хранится нужная нам информация – источник знаний? Верно в книгах и словарях.

Словарь - сборник слов, обычно в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.

- Кто скажет, сколько слов в русском языке?

(Ответы обучающихся) .

Физминутка для глаз

- Какие словари вы знаете? Какими чаще используете?

(Ответы обучающихся) .

hello_html_m38e38668.jpg

- Что вы знаете о В.И.Дале? (Русский ученый, писатель и лексикограф, составитель “Толкового словаря живого великорусского языка”).

- Давайте вспомним многозначных слов в русском языке намного больше, чем однозначных.

- Как отличить многозначные слова от однозначных?

(Ответы обучающихся).

Учитель: Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. Например: кисть руки, кисть винограда, малярная кисть. К толковым словарям мы обращаемся в том случае, если нам нужно узнать лексическое значение слова.

VI . Закрепление изученного материала

Подведение итогов урока. Рефлексия

Беседа с обучающимися:

- Какие выводы можно сделать? (Словари создавались в разные периоды времени, но первые толковые словари были созданы в 19 веке)

- Какие самые известные русские словари вы знаете? (Даль, Ожегов)

- Какие бывают словари? (толковый, переводной, синонимов/антонимов, страноведческий, этимологический, орфографический, произношения, профессиональным и т.е.)

- Какую информацию можно извлечь из этих словарей? (Толкование, перевод, правильное произношение и написание, происхождение слова, как можно заменить одно слово другим)

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать у обучающихся первичные знания по применению изученного материала.

Развивающие:

научить анализировать, обобщать и систематизировать учебный материал;

обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

развивать информационную культуру обучающихся;

развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC, опорный конспект, презентация

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Алгоритм. Свойства алгоритмов.

Способы записи алгоритмов.

Базовые структуры алгоритмов.

Изучение нового материала.

Языком программирования называется фиксированная система обозначений и правил для описания алгоритмов и структур данных. Любой язык программирования имеет как бы 2 лица. Одно из них обращено к человеку, использующему язык для записи своих программ, а другое адресовано ЭВМ, которая должна понимать команды, поэтому языки бывают низкого и высокого уровня. Языки низкого уровня используются для написания системных приложений, драйверов устройств, модулей стыковки с нестандартным оборудованием.

К языкам низкого уровня относится язык Ассемблер, в котором программа пишется в основном на уровне машинных кодов.
К языкам высокого уровня относятся: Бейсик, Паскаль, С++.

Языки программирования формальны, то есть они используют специальную систему команд, имеют свой алфавит и свои правила написания (синтаксис).

Языки высокого уровня позволяют писать программу с помощью условных обозначений, близких к языку человека.
Все языки высокого уровня условно можно разделить на две группы – алгоритмические языки (процедурные) и логические (непроцедурные, объектно-ориентированные).

Алгоритмические – предполагают реализацию алгоритма в виде последовательности операций с данными. При этом программы имеют жесткую структуру, определенную форму записи.

Остановимся на языке Паскаль.

Язык программирования Паскаль назван в честь французского ученого Блез Паскаля. Разработан данный язык профессором Николаусом Виртом – директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы.

Текст программы, написанный на Паскале не понятен компьютеру, его нужно перевести в машинные коды. Такой перевод программы называется трансляцией, а выполняется он специальными программами-трансляторами.

Существуют следующие виды трансляторов: интерпретаторы и компиляторы.

Интерпретатором называется транслятор, производящий покомандную обработку и выполнение исходной программы.

Компилятор преобразует всю программу в машинные коды, записывает в память и исполняет.

Разработка на языке Паскаль включает в себя следующие действия: ввод и редактирование текста программы на языке программирования, ее трансляцию и отладку.

Основой Паскаля, как и любого языка, является алфавит — конечный набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов.

В качестве букв в Паскале используются прописные и строчные буквы латинского алфавита, арабские цифры, специальные символы (арифметические знаки, знаки препинания, скобки и т.д.)

Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы:

= больше или равно

Фигурные скобки <> в тексте программы можно использовать для написания комментариев к программе. Текст, записанный в таких скобках, компилятор не обрабатывает. Поэтому комментарии не влияют на решение задачи. В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария.

Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы, например, 'Пример текста на русском языке'.

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделённые друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителем могут служить пробел, символ конца строки, комментарий. Набор слов, используемый в Паскале, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя. Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и раз и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом. Зарезервированные слова версии языка Паскаль для персональных ЭВМ приведены ниже.

Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема

Цель урока: закрепить знания об изученных односоставных предложениях; познакомить с инструкцией как возможной сферой употребления односоставных предложений.

Задачи урока:

образовательные: повторить сведения о роли односоставных предложений в речи; выработать навык составления инструкции;

развивающие: развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки;

воспитательные: прививать чуткое отношение ко всему живому; формировать чувство прекрасного.

Планируемые результаты

Предметные результаты: н аучиться создавать инструкции; уметь правильно употреблять односоставные предложения в инструкциях.

Метапредметные результаты : способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения.

Личностные результаты: достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы.

1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Читайте также: