Слова называющие предметы 2 класс школа 21 века конспект
Обновлено: 07.07.2024
логические – преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.
Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам, излагать мысли последовательно, ясно и просто.
Личностные: проявлять устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы, тетради, учебники.
I. Организационный момент.
- Сегодня на урок возьмём с собой улыбки и хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у вас.
- У меня два солнышка – грустное и веселое. Хлопните в ладоши, у кого грустное настроение. А теперь, у кого радостное.
- Надеюсь у кого настроение грустное станет радостным. Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся.
II. Минутка каллиграфии.
- Итак, у нас с вами урок русского языка. Чтобы красиво и правильно писать нужно, помнить о правилах посадки при письме. Сели правильно, открыли тетрадь. Запишите с доски число, классная работа.
- Обратите внимание на экран. Написание каких букв мы сегодня повторим? (Л, м)
- Чем похожи и чем различаются они? (Количеством элементов)
- Какие элементы мы используем для их написания? (Наклонные прямые палочки с закруглением влево и вправо)
- Запишите красиво эти буквы в тетрадь.
III. Актуализация знаний.
- Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то что его окружает.
IV. Словарная работа.
- Посмотрите на доску. Что это за слова? (Словарные)
Как вы думаете, что нужно сделать? (Вставить пропущенные буквы)
Словарь: г…род, т…варищ, д…рога, с…рока,в…р…бей, щ…вель.
Запишите эти слова в тетрадь и вставьте пропущенные буквы. (1 уч-ся у доски)
- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы.
- У кого были допущены ошибки? Вам нужно подучить написание всех словарных слов.
- Как вы считаете, написание всех словарных слов мы знаем? (Нет)
- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми словарными словами. А какими, вы узнаете, если отгадаете загадки.
То я в клетку, то - в линейку
Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)
Слайд со словарным словом
- Разделите слово на слоги. Сколько в нем слогов? (2)
- Какой слог по счету ударный? (2)
- А что такое тетрадь? (Учебная принадлежность для выполнения письменных работ).
- Запишите это слово в тетрадь.
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведет,
Там и след кладет. (Карандаш)
- Разделите это слово на слоги. Сколь слогов? (3)
- Какой слог по счету ударный? (3)
- Что такое карандаш? (Письменная принадлежность применяемая для письма, рисования и черчения).
- Запишите новое слово в тетрадь.
- Устно составьте с новыми словарными словами предложения.
- Какой вопрос мы зададим к словам тетрадь и карандаш? (Что)
- Что называют эти слова? (Предметы)
V. “Открытие” новых знаний.
1. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Да, правильно мы будем работать со словами, называющими предметы.
- Какие же задачи вы поставите для себя?
(1. Научиться находить слова, называющие предметы в тексте.
2. Задавать к этим словам вопросы.)
- Давайте вспомним: какие вопросы можно задать к словам: портфель, школа, умный, учиться?
- Какие слова мы отнесем к называющим предметы. (Портфель, школа)
2. Работа с учебником
- Откроем учебники на с 53 Упр. 1 (фронтальная работа).
Обучающиеся по очереди называют и записывают у доски слова, к которым можно задать вопрос что?
- А теперь выберите правильный ответ:
1. Выписанные слова обозначают предметы.
2. Выписанные слова называют признак предмета.
3. Выписанные слова называют, то, что делает предмет.
- Какие слова вы не выписали? Почему? (Они не отвечают на вопрос что?)
- Можно ли задать к ним вопрос? (Да)
VI. Физкультминутка для глаз.
(Работа с офтальмотренажером: проследить глазами в направлении стрелок. Глаза зажмурить и открыть 4 раза.
- Выполнение упр.2 по карточкам (3 человека). Поиск слов с определенным значением. (Слова обозначающие явления природы).
Самостоятельная работа остальных обучающихся с заданием на экране.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Выписать слова, отвечающие на вопрос что?)
- Проверим выполнение задания. Назовите выписанные слова. Сверьтесь с экраном.
4. Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах, выполнив упр. 3.
- Напоминаю работая в паре вы помогаете друг другу, оказываете совместную поддержку. Найдите и выпишите слова, которые не отвечают на вопрос что?
- Проверим выполнения работы. Зачитайте ответственные те слова, которые выписали.
- Какой вопрос вы задали к этим словам? (Кто?)
- А можно ли к одному слову задать два вопроса кто? и что?? Как вы думаете? Почему?
- Кого называют слова, отвечающие на вопрос кто? (Живые предметы)
- Обрати внимание на следующий слайд на экране.
- Наш урок мы назвали “Слова, называющие предметы”. Как теперь можно назвать урок иначе? (Имена существительные)
- Встали все. Немного отдохнем. Я буду называть предметы, если слово отвечает на вопрос кто? вы поднимаете руки вверх, если на вопрос что? приседаете.
VIII. Закрепление материала.
Работа в группах.
1 группа – подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что?
Учитель, тётя, солнце, портфель, бабушка, обувь
2 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто?
Учитель, тётя, солнце, портфель, бабушка, обувь
3 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что?
Мама, дождь, врач, мороженое, дверь, кошка
4 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто?
Мама, дождь, врач, мороженое, дверь, кошка
- Проверка работы по группам.
- На какие же вопросы отвечали данные слова?
- Что они называют?
- Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, называющие предметы как называются? (Имя существительное).
- В начале урока вы поставили пред собой цели:
Научиться находить слова называющие предметы.
- Как вы считаете, научились?
- Вторая цель была – задавать к словам вопросы.
- Умеете теперь вы задавать вопросы?
- Как вы считаете, поставленные цели мы выполнили?
- А если мы с вами все цели выполнили. Как вы думаете, урок удался?
- Чтобы закрепить знания полученные на сегодняшнем уроке дома выполните упр. 4, с 55. Запишите задание в дневник.
- Незаметно пролетел наш урок. Много сегодня мы с вами трудились, вы узнали много нового. Давайте проверим наше настроение. (Грустное и веселое солнце)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Бочкарева Т.И.
МОУ Островецкая СОШ, д. Островцы,
учитель начальных классов
Тема: Слова, называющие предметы.
Научить называть слова, обозначающие предметы.
Планируемые результаты образования:
проявлять устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов;
осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом;
обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
научатся решать учебные и практические задачи, осознавать цели и ситуации устного общения;
получат возможность научиться различать слова называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные:
Познавательные:
общеучебные – постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку.
Регулятивные:
оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные:
применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам, излагать мысли последовательно, ясно и просто.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для
индивидуальной и групповой работы, тетради, учебники.
I. Организационный момент.
- Сегодня на урок возьмём с собой улыбки и хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у вас.
- У меня два солнышка – грустное и веселое. Хлопните в ладоши, у кого грустное настроение. А теперь, у кого радостное.
- Надеюсь у кого настроение грустное станет радостным. Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся.
II. Минутка каллиграфии.
- И так, у нас с вами урок русского языка. Чтобы красиво и правильно писать нужно, помнить о правилах посадки при письме. Сели правильно, открыли тетрадь. Запишите с доски число, классная работа.
- Обратите внимание на экран. Написание каких букв мы сегодня повторим? (л, м)
- Чем похожи и чем различаются они? (количеством элементов)
- Какие элементы мы используем для их написания? (наклонные прямые палочки с закруглением влево и вправо)
- Запишите красиво эти буквы в тетрадь.
III. Актуализация знаний.
- Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то что его окружает.
IV. Словарная работа.
- Посмотрите на доску. Что это за слова? (словарные)
Как вы думаете, что нужно сделать? (вставить пропущенные буквы)
Словарь: г…род, т…варищ, д…рога, с…рока, в…р…бей, щ…вель.
Запишите эти слова в тетрадь и вставьте пропущенные буквы. (1 уч-ся у доски)
-Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы.
- У кого были допущены ошибки? Вам нужно подучить написание всех словарных слов.
- Как вы считаете написание всех словарных слов мы знаем? (Нет)
- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми словарными словами. А какими, вы узнаете, если отгадаете загадки.
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка! (тетрадь)
Слайд со словарным словом
- Разделите слово на слоги. Сколько в нем слогов? (2)
- Какой слог по счету ударный? (2)
- А что такое тетрадь? (учебная принадлежность для выполнения
- Запишите это слово в тетрадь.
Где носом проведет,
Там и след кладет. (карандаш)
- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов? (3)
- Какой слог по счету ударный? (3)
- Что такое карандаш? (письменная принадлежность которую применяют для письма, рисования и черчения).
- Запишите новое слово в тетрадь.
- Устно составьте с новыми словарными словами предложения.
- Какой вопрос мы зададим к словам тетрадь и карандаш? (Что?)
- Что называют эти слова? (предметы)
1. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Да, правильно мы будем работать со словами, называющими предметы.
-Какие же задачи вы поставите для себя?
(1. Научиться находить слова, называющие предметы в тексте.
2. Задавать к этим словам вопросы.)
- Давайте вспомним: какие вопросы можно задать к словам: портфель,
школа, умный, учиться?
- Какие слова мы отнесем к называющим предметы (портфель, школа)
2. Работа с учебником
- Откроем учебники на с 53 Упр. 1 (фронтальная работа)
Обучающиеся по очереди называют и записывают у доски слова, к которым
можно задать вопрос Что?
- А теперь выберите правильный ответ:
1. Выписанные слова обозначают предметы.
2. Выписанные слова называют признак предмета.
3. Выписанные слова называют, то что делает предмет.
- Какие слова вы не выписали? Почему? (они не отвечают на вопрос что?)
- Можно ли задать к ним вопрос? (да)
VI. Физкультминутка для глаз.
- Выполнение Упр.2 по карточкам (3 человека). Поиск слов с определенным
значением. (слова обозначающие явления природы).
Самостоятельная работа остальных обучающихся с заданием на экране.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать слова, отвечающие на
- Проверим выполнение задания. Назовите выписанные слова. Сверьтесь с
4. Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах, выполнив Упр. 3.
-Напоминаю, работая в паре вы помогаете друг другу, оказываете совместную поддержку. Найдите и выпишите слова, которые не отвечают на вопрос что?
- Проверим выполнения работы. Зачитайте ответственные те слова, которые выписали.
- какой вопрос вы задали к этим словам? (Кто?)
- А можно ли к одному слову задать два вопроса кто? и что? Как вы думаете? Почему?
- Кого называют слова, отвечающие на вопрос кто? (живые предметы)
- Обрати внимание на следующий слайд на экране.
назвать урок иначе? (Имена существительные)
- Встали все. Немного отдохнем. Я буду называть предметы, если слово
отвечает на вопрос кто? вы поднимаете руки вверх, если на вопрос что?
VIII. Закрепление материала.
- Работа в группах
- Теперь поработаем в группах. Повернулись друг к другу. У нас три группы.
В каждой группе есть ответственный. Возьмите задание, внимательно
чтобы никому не мешать.
1 группа – подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что?
Учитель, тётя, солнце, портфель, бабушка, обувь
2 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто?
Ученик, дядя, луна, карандаш, собака, домик
3 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что?
Мама, дождь, врач, мороженое, дверь, кошка
- Проверка работы по группам.
- На какие же вопросы отвечали данные слова?
- Что они называют?
- Слова отвечающие на вопросы кто? и что?, называющие предметы как
называются? (имя существительное).
- В начале урока вы поставили пред собой цели:
Научиться находить слова называющие предметы.
- Как вы считаете научились?
- Вторая цель была – задавать к словам вопросы.
- Умеете теперь вы задавать вопросы?
- Как вы считаете поставленные цели мы выполнили?
- А если мы с вами все цели выполнили. Как вы думаете урок удался?
X. Домашнее задание.
- Чтобы закрепить знания, полученные на сегодняшнем уроке дома
выполните Упр. 4, с 55. Запишите задание в дневник.
- Незаметно пролетел наш урок. Много сегодня мы с вами трудились, вы
узнали много нового. Давайте проверим наше настроение. (если грустное- тучки, если веселое- солнышко).
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, называющие предметы".
Оценить 684 0
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Пояснительная записка к уроку русского языка
2 класс
Слова, обозначающие признаки и действия предмета
Предметные: формировать умение определять части речи по лексическому и грамматическому значению слова.
Познавательные: устанавливать причинно-следственных связи.
Коммуникативные:
- формировать умение работать в группе, находить общее решение;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, допускать существование различных точек зрения;
- формировать умение аргументировать своё мнение;
- развивать доброжелательное отношение друг к другу.
Регулятивные: формировать умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия.
Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Освоение учащимися признаков частей речи по лексическому и грамматическому значению слова.
Образователь-ное пространство урока
-презентационные средства: физминутка для глаз;
-дидактические средства: учебник, раздаточный материал: карточки (для работы в парах), для самостоятельной работы.
Индивидуально-коллективная, дифференцированно (по вариантам), в парах
-по источнику знаний: словесные, практические;
-по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
-по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный
Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./[ Иванов С.В., Кузнецова М.И. и др.] – М.: Вентана – Граф, 2012.
Количество часов в неделю/ год
Сценарий урока
Этапы урока
1. Мотивация к деятельности
Работа над именем прилагательным
Физминутка (для глаз)
Работа над глаголом
3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Знакомство с творчеством И.К.Айвазовского
4.Контроль и оценка результатов деятельности
I этап. Мотивация к деятельности.
Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель: развивать орфографическую зоркость учащихся,
фонематический слух, расширять кругозор
1. Словарная работа.
Цель: выполнять орфографический анализ и разбор слова, развивать устную и письменную речь.
В трубах воет по ночам,
Не даёт гореть свечам,
Надувает паруса,
Растрепал все волоса,
Помогает птицам в небе,
Чешет волны моря гребнем,
Кто быстрее всех на свете?
Ну, конечно, это.
2. Минутка чистописания
-Что вам известно об этом явлении природы?
-Составьте своё предложение о ветре, запишите, поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга (взаимопроверка, озвучивание наиболее понравившихся предложений, обсуждение).
3. Проблемная ситуация
Цель: подводить анализируемые объекты под понятия в соответствии с заданием, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Подумайте о том, как доказать своё мнение
-Выслушав мнения друг друга, попытайтесь определить тему нашего урока.
-Сделайте предположение о том, чему вы должны научиться к концу урока.
4. Работа над именем прилагательным
Цель: активизировать знания о словах, обозначающих признак, находить орфограммы, соотносить с правилом.
-Вспомните, какие слова произносили ребята, когда описывали ветер?
- Определите орфограммы записанных слов. Докажите правильность вставленных букв.
- Запишите. Выделите орфограммы.
- В какое время года этими словами можно описать ветер?
-А слова, которые называют признак предметов и отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? называются ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
-В учебнике на стр.56 найдите упражнение Прочитайте задание. Кому непонятно, задайте вопросы сразу. Если всё понятно, выполняем (с комментированием).
Учащиеся дают ответ на загадку, выполняют устно фонетический разбор
Дети перечисляют слова: катер, скутер, термос и др.)
Дети отвечают по
Заслушиваются предложения детей.
Обсуждаются мнения учащихся. Дети приходят к выводу о том, что не все слова русского языка отвечают на вопросы: Кто? Что?
Дети высказывают свои предположения.
Учащиеся называют несколько слов, некоторые из них записываются учеником на доску х..лодный, к..лючий, ре..кий)
Дети высказывают свои мнения.
существительным и обозначает предмет
Учащиеся выполняют упражнение
Учащиеся выполняют упражнения для глаз
5. Работа над глаголом
Цель: активизировать знания о словах, обозначающих действие предмета, применять правила оформления предложения в письменной речи.
-Составьте из слов, записанных на доске предложение
тучи, нагоняет, лист, и, с, деревьев,
сдувает, ветер
-Назовите слова, обозначающие предмет.
-А кто из вас помнит, какие ещё слова, обозначающие действия ветра вы называли в начале урока?
-А эти слова на какой вопрос отвечают?
-Ребята, слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы «ЧТО ДЕЛАЕТ?ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? – это ГЛАГОЛЫ
Дети предлагают свои варианты, выбирают самый удачный и записывают предложение в тетрадь
(с комментированием) Тучи, лист, деревья
Эти слова обозначают действия ветра и отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?
Учащиеся перечисляют несколько слов: дует, свистит, воет, шумит
Дети выполняют устно упр.6, стр. 58
Физминутка (двигательная)
Осторожно ветер за калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
И, расправив гордо молодые крылья,
Полетел куда-то вперемешку с пылью.
Учащиеся выполняют упражнения
III этап. Интеллектуально-преобразовательная
деятельность
Цель: формировать у школьников способность к самоорганизации
при выполнении учебного задания
1. Работа в парах
- Вспомните стихотворные строки и вставьте пропущенные слова в предложения на карточках.
Ветер по морю …
И кораблик … .
Он … себе в волнах
На … парусах.
-Что вы можете о них сказать?
2.Самостоятельная работа
Цель: самостоятельно проводить сравнение по заданным критериям, обогащать словарный запас
- Выберите задание, которое сможете выполнить.
1 уровень - задание: составить предложение, найти имена прилагательные из ряда слов
часто, холодные, и, зимой, колючие, ветра, дуют
2 уровень - задание: исключить лишнее, найти глаголы
а) ветер, буря, бушует, ураган
б) синее, сильный, улетают, морозная
в) летит, падает, птицы, уплывает
3 уровень - задание: образовать от данных существительных однокоренные слова, являющиеся глаголом и прилагательным.
холод -
мороз -
3.Знакомство с творчеством И.К.Айвазовского
Цель: расширение кругозора, развитие речи, межпредметная связь ( изобразительное искусство). - Ребята, а зачем нужны прилагательные и глаголы?
-Правильно, использование прилагательных и глаголов делают нашу речь богаче, красочнее, помогают выражать свои чувства, передавать ощущения. А какими другими средствами может человек передавать свои ощущения, кроме речевых? – Перед вами репродукция Ивана Константиновича Айвазовского. Посмотрите на неё, что вы можете о ней рассказать?
- Какое настроение вызывает данная репродукция?
Учащиеся в совместной деятельности приходят к единому решению и выполняют задание
Учащиеся обсуждают ответ в парах, выбирают отвечающего и отвечают на вопрос.
Задачи урока: познакомить с понятием "Имя существительное"; учить находить существительное по вопросу, на который оно отвечает, и значению (что называет).
На уроке дети будут учиться выделять из ряда слов имена существительные, задавать к ним вопросы кто? что? Работа фронтальная.
Рекомендации:
Ирина Алексеевна, замечательная разработка презентации к уроку! Спокойный, но интересный фон слайдов, ненавязчивая анимация, разнообразные наглядные задания сделают урок увлекательным и запоминающимся.
Ирина Алексеевна, мне понравились задания, логичные переходы от одного к другому. Урок понятен и доступен учащимся, цели урока будут выполнены.
Ирина Алексеевна, спасибо за последовательный, поисковый, доступный, содержательный ресурс. Мне нравится когда всё логично и продумано. Спасибо! Успехов вам!
Данная презентация является сопровождением урока №17 по программе "Начальная школа 21 века". Имеется материал для каллиграфической минутки с листом для печати. Слайды для словарной работы.
Задачи урока: познакомить с понятием "Имя существительное"; учить находить существительное по вопросу, на который оно отвечает, и значению (что называет).
На уроке дети будут учиться выделять из ряда слов имена существительные, задавать к ним вопросы кто? что? Работа фронтальная.
Читайте также: