Слоговой принцип русской графики конспект

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Слоговой принцип русской графики. Понятие об орфоэпии.

  • Изучение слогового принципа русской графики, понятия об орфоэпии;
  • Воспитание любви к предмету;
  • Способствовать развитию логического мышления при выполнении практических заданий. Задачи:
  1. Повторить что такое ударение, как проверить безударную гласную в корне слова, изучить, что такое слоговой принцип русской графики, понятие об орфоэпии.
  2. Способствовать развитию критического мышления, умения обмениваться знаниями, взаимопомощи, оценивать свою работу и работу других, через работу в группе и диалоговое обучение.
  3. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Результат обучения: ученики знают, особенности слогового принципа, что такое орфоэпия.

Я знаю, что слоговой принцип.

Я умею различать слоговой принцип русской графики.

Я могу применить свои знания на практике.

Модули, используемые на уроке: критическое мышление (Блум), инклюзивное обучение, критериальное оценивание, возрастные особенности, обучение тому, как учиться.

Деятельность учителя (задания на урок)

Здравствуйте ребята! Вы готовы начать наш урок?

Но прежде чем мы начнем, давайте настроимся на работу!

Создание коллаборативной среды.

Учащиеся участвуют в тренинге.

Постановка темы и целей урока.

Как вы думаете? Что мы сегодня будем изучать?

Ученики высказывают свои предположения, составляют план работы по данной теме.

Но прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, давайте повторим то, что вы уже знаете.

Учащиеся выполняют фонетический разбор слова яблоко.

Каждый учащийся отвечает на вопросы учителя, группы зарабатывают баллы.

Учащиеся самостоятельно вырабатывают критерии оценивания, после проверки выставляют полученный бал в лист оценивания.

Рефлексия! (Какие трудности у вас возникли во время заполнения кластера)

Изучение нового материала.

Работа в группе.

Учащиеся знакомятся с правилом, задают друг другу вопросы на теме урока.

Учащиеся переписывают слова, делят их на слоги определяют мягкие согласные.

Учащиеся самостоятельно вырабатывают критерии оценивания, после проверки выставляют полученный бал в лист оценивания.

Учащиеся разделяют слова на слоги.

Рефлексия! (Какие трудности у вас возникли при объяснении постановки знаков препинания?)

Учащиеся переписывают слова, вставляя пропущенные буквы, определяют в какой части слова пропущена буква.

Учащиеся самостоятельно вырабатывают критерии оценивания, после проверки выставляют полученный бал в лист оценивания.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся самостоятельно вырабатывают критерии оценивания, после проверки выставляют полученный бал в лист оценивания.

Рефлексия! (Какие трудности у вас возникли при объяснении постановки знаков препинания?)

Ответьте на следующие вопросы:

Что такое графика?

Что такое слоговой принцип русской графики?

Какие есть отступления?

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.

Сравнение с критериями успеха!

§4 упражнение 40

Учащиеся подсчитывают количество баллов, выводят суммативную оценку.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРЕДМЕТ: русский язык класс: 11 Тема: Русское ударение. Орфоэпия. Русская графика. Слоговой принцип русской графики.

Цели: активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать орфоэпические навыки; отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова; развивать умения и навыки, связанные с научно-исследовательской работой.

Тип урока: закрепление полученных знаний и навыков.

Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, взаимопроверка, коллективная.

Средства обучения: доска, мультимедийная установка, рисунки учащихся.

Оргмомент. Объяснение целей и задач урока.

Материал для учителя.

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы.

Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и особенно – речь пойдет о красоте русской речи. Именно поэтому я хочу начать урок со стихотворения А.А. Фета, великого поэта России, замечательного мастера языка. Каждая фраза, каждое слово в его стихах – это картина и удивительная мелодия, которую нужно суметь услышать и понять.

ОСЕННЯЯ РОЗА

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

– Понравилось ли вам стихотворение Фета?

– Сумели ли вы услышать мелодию, звучащую в нем?

– Расскажите, что представилось вам, когда вы слушали стихотворение.

– Что вы можете сказать о языке стихотворения?

(Язык прозрачный, легкий, мелодичный, светлый, благозвучный. )

– Все это верно и относится, конечно, не только к стихотворению Фета, но к самому русскому языку. А вот Константин Паустовский, тоже мастер и знаток языка, назвал его алмазным, драгоценным чистым и точным.

– Возьмем в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку слова

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.

– Мы с вами давно ведем беседу, и пришло время вспомнить какие разделы языка занимаются изучением звучащей речи и её передачи на письме. Восполним этот пробел.

Фронтальный опрос

Фонетика изучает………………………………………звуки речи

Графика изучает…………………….…начертания букв, их виды

Каллиграфия учит…….…соблюдать принятые начертания букв

Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся……….

правила произношения звуков и ударения в словах.

б) Назовите отличия в образовании гласных и согласных звуков; звонких и глухих согласных.

В чем особенность сонорных звуков?

Сколько букв в русском алфавите?

Сколько гласных букв, звуков?

В чем заключается двойная роль букв е,ё,ю,я?

Назовите сочетания согласных букв, где ь знак не когда не пишется.

Назовите пары по глухости – звонкости, твердости – мягкости.

Составление фонетической записи (транскрипции) слов

Беда [ б`и д а], труд[т р у т], вьюн[в` j ` у н], просьба[п р о з` б а], устный[у с н ы j`], жир [ж ы р ], юг [j` у к].

Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи

[в`и с н а],[м`о т],[ц ы р к],[ж ы з`н`],[г а р а],[р`э т к`и j], [л`и х к о]

Весна, мёд, цирк, жизнь, гора, редкий, легко.

Творческий диктант.

Запишите отгадки. Какие правила правописания вам встретились?

Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. ( Туча.)

На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся.(Очки.)

Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, – скажешь здесь, а слышно там.(Телефон.)

Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи.)

Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю.(Парашют.)

На большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья.(Бабочки.)

6. Фонетический разбор слов – отгадок из предыдущего задания.

Туча, ту – ча, 2 слога, 2 согл., 2гл.

т- [т ]- согласный, глухой, парный, твердый, парный
у- [у ]- гласный, ударный

ч- [ч`]- согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный

а- [а ]- гласный, безударный

Лыжи, лы – жи, 2 слога, 2 согл., 2гл.

л-[л ]- согласный, звонкий, непарный, твердый, парный

ы-[ы]- гласный, ударный

ж-[ж]- согласный, звонкий, парный, твердый, непарный

и- [ы]- гласный, безударный

_____________

Запишите слова, расставьте в них ударение.

Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать, диспансер, километр, диалог, библиотека, красивей.

Грамматический турнир.

Записать слова в 3 столбика, обосновывая выбор орфограммы

Ъ Ь Без Ь и Ъ

Пол_ю, раз_езд, с_экономить, с_ыграть, обез_яна, под_ём, печен_е, раз_яренный, трех_этажный, об_учить, необ_ятный, лист_я.

9. Подведение итогов. Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

10. Выставление оценок за урок.

11. Домашнее задание: подготовиться к тестированию. Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика. Лексический разбор слова.

В основе русской графики лежит слоговой принцип. Слоговой принцип графики заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает слог, т. е. письмо и чтение в русском языке осуществляются не отдельными звуками и буквами, а их сочетаниями.

Сочетание букв, обозначающее согласный и гласный звуки, является цельным графическим элементом, в котором буквы взаимно обусловлены. Например, во многих случаях нельзя произнести согласный звук твердо или мягко, не учитывая обозначения следующего за ним гласного звука: вал — вял, нос — нёс и т. п. Обозначение твердых и мягких согласных производится на письме последующими гласными буквами.

Слоговой принцип относится не только к обозначению твердости и мягкости согласных, но и к обозначению йота. Звук [j], находясь перед гласными, как уже выяснено выше, не обозначается самостоятельной буквой, а вместе со следующим гласным обозначается одной буквой: л [ja], е[]э], ё [jo], /o[jy], и[ j и].

Слоговой принцип графики удобен в том отношении, что он позволяет сократить количество букв. Вместо 15 дополнительных букв для обозначения мягких согласных, соответствующих парным твердым, мы пользуемся одними и теми же буквами для обозначения и твердых, и мягких согласных: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.

При написании гласных после ж, ш, ч, щ, ц наблюдаются отступления от слогового принципа. К ним относятся такие написания, как жизнь, шинель, железо, шест, цена, цирк, чашка, щуриться, трущоба, плечо, палачом.

Слоговой принцип русской графики, а также отступления от него сложились исторически в результате целого ряда изменений как в алфавите, так и в самом языке.

Графика – часть науки о письме, изучающая начертания букв и соотношения между буквами и знаками.

Слоговой принцип русской графики:

- решение проблем известного пробела алфавита – отсутствия специальных букв для парных мягких согласных

-единицей чтения и письма является слог, точнее, сочетание звуков, следующих букв. Буквосочетательный.

В письме слогового типа слог обозначается одним знаком – силлабограммой. При слоговом принципе в пределах буквенно-звукового типа письма, каждый знак-буква обозначает один звук, а слог – сочетание букв (исключение Я).

"Мал" и "мял" различаются на письме гласными буквами, а так согласными звуками. При чтении твёрдость-мягкость согласных зависит от последующего гласного или мягкого знака, а при написании наоборот, употребление гласных и мягкого знака зависит от твёрдости-мягкости согласного. Показывается стрелкой назад.

В зависимости от предшествующей буквы, согласного или гласного (ь), читается с йотом или без йота. Имеет значение отсутствия буквы (пробел) – конец слова перед пробелом, читается твёрдо, после пробела гласные типа я с йотом.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с нею. При письме и чтении учитывается позиция букв в слове и по их отношению к соседним буквам и пробелу.

С.П.Р.Г. Применяется при обозначении мягкости и твёрдости согласных, йота.

На конце слов мягкость обозначается мягким знаком, твёрдость – буквой пробела.

Мягкость согласных перед последующими твёрдыми и мягкость л перед любыми согласными – мягким знаком, твёрдость - его отсутствием.

Мягкость и твёрдость согласных перед гласными различаются с помощью букв типа Я (и И).

Мягкий знак т.о. обозначает мягкость предшествующего согласного, плюс разделительный знак.

Знак твёрдости – буква пробела. Разделение слов.

Гласные буквы обоих рядов обозначают звуки и указывают на твёрдость-мягкость предшествующего согласного.

Указание мягкость – ё,я,ю,е,и

Согласные буквы по слоговому признаку означают неполный звук, без указания на твёрдость или мягкость.

Гласные буквы обозначают больше, чем 1 звук. Плюс ещё твёрдость или мягкость.

Мягкий знак и буква пробела показывают часть звука.

Буква типа я обозначают не сочетание гласного с йотом, а соответствующую гласную и мягкость предшествующего согласного.

Остальные гласные – звук и твёрдость, а И – звуки и мягкость.

Ъ не используется.

Йот обозначается вместе с гласной после гласных и после Ь,Ъ

Йот не перед гласными – Й

Йот на конце слов – слабый вариант йота, следовательно практически не находит применения.

И после Ь обозначает сочетание Йот плюс И

Ъ – после приставок и первых частей сложных слов, Ь – в остальных случаях.

Нарушения слогового принципа русской графики:

Йот в начале слова (йод, йог)

Вместо ё после мягкого знака пишется о (батальон, бульон)

Вместо я пишется ья (брильянт)

Вместо букв типа я пишутся сочетания с йот. (фоен, майя)

Ограничения: после букв ч, щ следует писать гласные типа я, а на конце слов мягкий знак. После ш, ж, ц – гласные типа а и конец без мягкого знака. На практике, после ш ставится мягкий знак (сдашь), а после щ иногда нет (плащ) Это потому, что они непарные по твёрдости-мягкости.

Заимствованные слова с е (декан, шинель), исключения из написания – мэр, пэр.

Орфография. Принципы русской орфографии.

Ведущий принцип русской орфографии.

Орфография – система правил, устанавливающая одинаковое написание одних и тех же значимых единиц языка, в первую очередь морфем и слов. Правила строятся на базе графики. Включает также правила обозначения на письме границ между языковыми единицами, о слитном и раздельном написании и написании через дефис. Правила употребления прописных букв, письменных сокращений, технические правила переноса.

Фонетический принцип. "Карман", "здесь". Больше употребляется в белорусском языке при выборе гласных букв и сербском при выборе согласных. Непосредственно проверяемый.

Морфематический. Стремление подчеркнуть единства морфемы. Неотражение живых чередований фонем. "вода"-"водный – через о. Этимологический. Косвенно проверяемый.

Исторический – ши, жи пишутся с буковой и. Традиционный. "О" в "горох", "молоко". Беспроверочный прицнип.

Принцип граммематический (символико-морфологический) – стремление обозначить граммему одним письменным знаком. Стремление распространить письменный знак на те формы, реальное звучание которых основания для этого не даёт. Мягкий знак в конце "ночь", дочь", "рожь" и "режь" и "плачь". Косвенно проверяемый.

Дифференцировочный – в русском языке почти не сохранился, разное написание mirъ и миръ. Символический или иероглифический. Беспроверочный принцип.

Ведущим является морфематический принцип. На втором месте фонетический (при написании приставок, оканчивающихся на з и с) и граммематический.

Читайте также: