Склонение имен существительных конспект школа 8 вида

Обновлено: 07.07.2024

Образовательные:
– Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Склонение имен существительных в единственном числе”;
– закреплять знания правописания мягкого знака у существительных после шипящих, умение осознанно применять это правило на практике;
– закреплять умение определять склонение и падеж имен существительных, правильно и осознанно писать падежные окончания имен существительных.

Коррекционные:
– Коррекция внимания, мышления памяти;
– развитие орфографической зоркости;
– обогащение словарного запаса.

Воспитательные:
– Формировать интерес к родному языку через нетрадиционные формы обучения;
– воспитание сознательного отношения

Форма урока: урок-экскурсия

Оборудование: Презентация в POWER POINT, таблицы по теме урока, карточки с заданиями.

I. Организационный момент (психологический настрой на урок)

II. Общекоррекционный этап.

Как написать сухая трава четырьмя буквами? (Сено.)

Вопрос: К какой части речи относится слово-отгадка?

Сегодня на уроке мы совершим небольшую экскурсию по улицам королевства Грамматики, а сопровождать нас будет один из слуг Имя существительное.

Экскурсия будет веселой и интересной. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас на каждой улице.

Итак, все дружно, не толкаясь, встаем парами и отправляемся на экскурсию.

1. Улица первая “Вспоминай-ка”.

На этой улице живут правила, без знаний которых мы не сможем пройти на другие улицы.

Итак, вы готовы? Тогда отвечайте!

Задание: Дополни правило, приведи пример.

Имя существительное – это часть …, которая обозначает … и отвечает на вопросы …? .

У существительных женского рода после шипящих на конце …

У существительных мужского рода после шипящих на конце …

Вот вы вспомнили правила и мы можем идти дальше.

2. Улица вторая “Угадай-ка!”

Уже название улицы нам подсказывает, что мы будем что-то отгадывать. И действительно – начинаем отгадывать загадки. Но надо не просто отгадать, но и объяснить правописание слова-отгадки.

  • У реки стоит, при ветре шуршит. (Камыш.)
  • Что за чудо в доме нашем –
    Ест дрова и пахнет кашей. (Печь.)
  • На зеленом шнурочке белые звоночки. (Ландыш.)
  • По пустому животу
    Бьют меня невмоготу;
    Метко сыплют игроки
    Мне ногами тумаки. (Мяч.)
  • Из меня берут порою
    Реки свой исток.
    А в руках твоих открою
    Я любой замок. (Ключ.)
  • Маленький шарик
    Под лавкой шарит. (Мышь.)
  • Всех перелетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей. (Грач.)
  • Махнула птица крылом
    И покрыла весь свет одним пером. (Ночь.)
  • Ползун ползет,
    Иглы везет,
    Всегда их при себе носит,
    А шить не может. (Еж.)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

Наша экскурсия продолжается, идем дальше.

3. Улица третья “Склонение”.

На этой улице все правила рассыпались, а Имя существительное никак не может их собрать. Ребята, давайте поможем!

Задание: Выбери правильный ответ

А) изменение имен существительных по числам;
Б) изменение имен существительных по падежам;
Г) изменение имен существительных по родам.

1-е склонение
К этому склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е.
2-е склонение
К этому склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак
3-е склонение
К этому склонению относятся имена существительные мужского или женского рода с окончаниями -а, -я.

Правило 3-е: Найди ошибку (если она есть) в том, как написано правило

Чтобы определить, к какому склонению относится данное существительное, надо поставить его в начальной форме – родительном падеже единственного числа.

Молодцы, правила вы рассказали, а теперь попробуйте применить их на практике.

Задание: Определить склонение имен существительных в пословицах.

  • Каждая река к морю течет.
  • Январь году начало – зиме середина.
  • Одежда лучше новая, а друг старый.
  • Петухи зари не проспят.

Итоги. И с этим заданием вы справились. Наша экскурсия продолжается.

4. Улица четвертая “Физкультурная”.

Пора и отдохнуть.

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.

5. Улица пятая “Падежная”.

Ребята, на этой улице живут падежи. Но они все спрятались в своих домиках и чтобы их увидеть мы должны их позвать.

Вопрос: Сколько падежей в русском языке? Назовите их все.

Сейчас я вам прочитаю сказку “Зачем нужны падежи?”

У Падежей как-то спросил вопросительный знак:

– А зачем вы нужны существительным?
– Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношения Существительного к другим словам в предложении.
– А как?
– Мы указываем, что и где происходит (диктант на уроке), чем производят какое-то действие (пишу ручкой), целый предмет или его часть (листок тетради). Без нас никак нельзя!

Задание: Дополни объяснение.

Чтобы определить падеж существительного нужно:

  1. Найти …, от которого ставится вопрос к существительному.
  2. Поставить от этого слова … к существительному.
  3. По вопросу определить …

Вы правильно дополнили объяснение, а теперь попробуйте применить его на практике.

Задание: Определить падежи существительных в пословицах.

  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Труд человека кормит.
  • Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

6. Улица шестая “Ошибочная”.

Уже из названия этой улицы вы догадались, что здесь вы будете исправлять ошибки.

Задание: В каждом предложении есть нарушение связи слов. Найдите “нарушителя” и запишите предложения правильно.

Все лето прожила Дюймовочка в лес. Она пила роса и сладкий мед. Из трава малышка сплела себе колыбельку.

Итоги. МОЛОДЦЫ! Справились и с этим заданием.

IV. Итоги урока. Оценки за урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по русскому языку

в 8 классе 8 вида.

Тема: Склонение имён существительных в единственном числе.

Цель: совершенствовать умение определять склонение существительных.

Обучающие: закреплять умение определять склонение существительных;

закреплять знания правописания мягкого знака у существительных после шипящих,
Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;

Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; формирование умения работать в парах.

Проверка ДЗ.

Актуализация знаний.

* Сл. работа : гр…жданин, д…монстрация, образ…вание, кв…лификация, д…мократия, К…нституция, Отеч…ство.

- К какой части речи относятся данные слова? (сущ)

* Карточки (работа в парах) Сущ-ое – это …(часть речи)

отвечает на вопросы …(кто? что?)

- Вспомним признаки имен сущ-х:

* картинки на доске – одуш и неодуш предметы

- На какие 2 группы разделены предметы? (одуш, неодуш; живые-неживые)

* Слова на доске: собст – нарицат.

- На какие 2 группы разделены слова? (собст, нарицат )

* картинки на доске – трактор, кукла, солнце. По какому признаку разделены картинки? (м, ж, ср род)

* Следующий признак – Падежи. Сколько всего падежей, перечислите.

-Какой это признак? (число)

4. Проблемная ситуация

- Итак, мы подошли к последнему признаку имен существительных.

* инд. карточки на столах

- Посмотрите внимательно на группы слов. Кто-нибудь догадался по какому признаку распределены сущ-ые?

- В первом столбике слова м. и ж. рода с окончанием АЯ, во 2-ом…, 3-ем

- Теперь догадались по какому признаку распределены слова? (склонение)

- Склонение имен сущ-х – это и есть тема нашего урока.

5. Постановка цели урока.

- Вам уже известна эта тема. Какую же цель урока поставим? Учиться определять или вспомнить, как определять склонение сущ-х? (вспомнить)

6. Объяснение теоретического материала.

- Имена существительные бывают трёх склонений: 1-го, 2-го и 3-го.

- Склонение определяется по начальной форме. Начальная форма – это именительный падеж единственного числа.

* Работа в тетради: число, запись вывода (таблица)

- К 1скл относятся сущ-ые ж.р. и м.р., с окончанием –а, -я.

- Ко 2 скл – сущ-ые м.р., оканчивающиеся на согласный или мягкий знак (ь), а так же сущ-ые ср.р. с окончанием –о, -е.

- К 3 скл относятся сущ-ые ж.р., которые оканчиваются на мягкий знак (ь).

Работа по теме урока.

а) Упр. 79 стр. 60

- Прочитаем группы существительных. В каждом столбике найдём ошибку.

- Теперь запишем правильно существительные по склонениям.

б) Слова на доске :

Альбом, герой, картина, квартира, лестница, магазин, сыр, молоток, улица, ученик, ракета, дорожка.

- Юра и Тимофей выписывают сущ-ые 1скл, Миша и Леня – 2го.

- Какова была цель нашего урока?

- Вспомнили, как определять склонения имён существительных?

- Еще раз повторим.

Домашнее задание: стр 60 № 80

Задание : в каждом столбике зачеркни слова, которые не относятся к данному склонению.

1-е скл 2-е скл 3-е скл

турист тело память

обезьяна этаж родник

стенка сирень смелость

книга ученик поле

дядя яблоко лошадь

ремень снегирь дом

Запиши в тетрадь только существительные 3-ог склонения .

Жизнь, печь, помощь, картофель, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, пень, боль.

Задание : в каждом столбике зачеркни слова, которые не относятся к данному склонению.

1-е скл 2-е скл 3-е скл

турист тело память

обезьяна этаж родник

стенка сирень смелость

книга ученик поле

дядя яблоко лошадь

ремень снегирь дом

Запиши в тетрадь только существительные 3-ог склонения .

Жизнь, печь, помощь, картофель, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, пень, боль.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 111 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.11.2020 382
  • DOCX 23.9 кбайт
  • 26 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Поливкина Вероника Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: совершенствовать умение определять склонение имён существительных.

Задачи:

Обучающие: систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять склонение;

Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме.

Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе. Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.

Урок русского языка в 5 классе (8 вид)

Цель урока: совершенствовать умение определять склонение имён существительных.

Обучающие: систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять склонение;

Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме.

Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе. Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.

II. Активизация мыслительной деятельности. Слово учителя.

а) Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

1. Имя существительное-это

2. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).

3. У каждого предмета есть своё имя-название. Как называются такие имена существительные? (собственные).

4. Постоянный признак имен существительных… (род)

в) практическое задание: (после первого пункта блиц-опроса)

Называю слова, если имя существительное хлопаем в ладоши.

Радость, улыбаюсь, весёлый, смех, жизнь, быстрая, они, говорят, лебеди, молодёжный, я.

Сегодня мы продолжим изучение имени существительного.

Запись даты и темы в тетрадь.

Сколько существует склонений в русском языке?

Чертим таблицу (1,2,3 скл.)

Склонение существительного определяется по начальной форме.

Что такое начальная форма имени сущ.? (теория на стенд)

IV. Работа по теме урока.

1. Объяснение теоретического материала.

Теория (слайд №4,5,6). (заполняем таблицу- записываем теорию)

2. Алгоритм (слайд №7).

3. Практическое задание :

Заполняем таблицу. (слайд №8).

Первое сущ. объясняется учителем, далее по цепочке, учащиеся работают у доски.

4. Практическое задание:

Третий лишний. (слайд №9). (выполняется коллективно в устной форме).

Карточка (выполняется самостоятельно в письменной форме с последующей проверкой) (слайд №10). В случае ошибок делаем акцент.

Спорный вопрос. (слайд №11).

Диалогический метод (включение учащихся в диалог).

Учитель рассказывает ученикам, что у него возник спор с учеником 5 класса и просит помочь его разрешить.

Учащиеся вспоминают орфограмму, делают выводы, записывают теорию в тетрадь.(+ теория на стенд)

2 скл.(м.р.)-Ь 3 скл(ж.р.).-ь

8. Разбираем устно (слайд №12,13.14), записываем по памяти 6 существительных со слайдов (1 ученик у доски), обозначаем орфограмму, определяем склонение, проверяем.

Элемент здоровьесберегающих технологий.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Выполняем упражнения для профилактики нарушений зрения.

- глазами нарисуйте шесть кругов по часовой стрелке и шесть против часовой стрелки (следите за осанкой, не сутультесь);

-глазами нарисуйте геометрические фигуры (круг, квадрат ,треугольник);

- глазами напишите тему нашего сегодняшнего урока.

Мы с вами отдохнули, продолжаем работать.

9. Определите склонение, пользуясь алгоритмом.

Y. Подведём итоги.

- Какую тему мы сегодня изучали?

-В начале урока мы поставили с вами цель.

-Как вы думаете смогли мы её реализовать?

Карточки (задание выполняется в карточках, карточки сдаются) . Текст.

В жаркий полдень ребята шли по дороге. Вдруг они увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Серёжа кинулись тушить пожар. Миша помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Люди стали заваливать рожь землёй.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-закрепление на умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию.

Власенко Ира Ивановна, учитель русского языка и чтения

Класс: 6 класс

Количество учащихся: 6 человек

Диагноз учеников: тяжёлая и лёгкая умственная отсталость

- закрепить умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию (в И.п.);

-коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого;

- воспитание интереса к урокам русского языка.

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре,

Смело чётко говорим

Мы тихонечко сидим.

Подведение к теме урока.

Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической деятельности

На доске зашифровано слово. Этот ключ поможет его прочитать:

- Какое же слово получилось?

-Как вы думаете, какова же тема урока?

3. Подготовка к письму.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возьмусь.

4.Работа по теме урока.

Подбери слова к схемам. Упражнение в соотнесении.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Определите склонение каждого существительного.

(работа с сигнальными карточками).

Печка, печник, печь.

-Что вам помогло определить склонение имени существительного?

5.Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков.

Запись слов в три столбика (назови одним словом, записать отгадки, картинный диктант словарных слов)

1скл. 2скл. 3 скл.

Ручка есть, а не грабли,

землю роет, а не плуг.

В синей чаше алый мяч,

Он и светел и горяч.

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

5.Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

6.Подходить к дому стала

В небе солнце украло.

Назовите, и запишите одним словом.

Предмет, на котором ездил Емеля -… (печь)

Без него не откроешь замок -…(ключ)

Маленький ребёнок - … (малыш)

Она сверкает на ночном небе - …(звезда)

В поле колосится золотая … (рожь)

Что есть у ребёнка, стула, гриба..(ножка)

Чёрная птица, вестник наступающей весны - .. (грач)

Словарные слова (картинки)

Лиса, медведь, морковь, заяц, пальто, тетрадь, ворона.

Проверка написанных слов.

Прочитать слова относящиеся к 1 скл.

-Почему они относятся к 1 скл.?

(Аналогичная работа проводится с существительными 2скл., 3 скл.)

6.Динамическая пауза.

Упражнение на развитие памяти.

Учитель бросает ученику мяч и называет склонение, ученик возвращает мяч и называет слово, относящееся к этому склонению.

Упражнения на формирование операций обобщения.

На доске написаны слова.

Берёза рысь карандаш

Осина мышь линейка

Рябина медведь портфель

сирень лошадь пенал

- Прочитайте и назовите одним словом слова каждого столбика.

- Прочитайте названия деревьев и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

(Аналогичная работа со словами 2, 3 столбиков; последующая проверка)

8. Физ. минутка.

Я буду называть, и показывать слова (написаны на доске). Если услышите существительное, относящееся к 1 скл. – приседайте, если 2скл. – хлопки над головой.

(Весна, час, улица, минута, дерево, город, бумага, озеро, столица, перо, дрозд)

9.Работа с деформированными предложениями (карточки №1)

Развитие анализа и синтеза.

-Что надо сделать в этом задании?

1) На, росла, лес, большая, опушка, ель.

2) Вокруг, сочная, росла, трава, зелёная.

3) Здесь, в, дни, пел, летние, соловей.

(Устное составление предложений с последующей самостоятельной запись и проверкой)

- В каждом предложении подчеркнуть главные члены предложения, определить склонение подлежащих.

10. Творческий диктант.

Развитие творческих способностей.

-Посмотрите на картинку и назовите существительные 1,2,3 скл.

11. Работа в группах.

В тексте найти существительные, поставить их в начальную форму определить склонение.

Читайте также: