Скелет строение состав и соединение костей конспект 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Кроме выполнения защитной и опорной функцияй, кости участвуют в минеральном обмене и выполняют кроветворную функцию.

Межклеточное вещество имеет высокую плотность и составляет около 2/3 всего объема соединительной костной ткани.

В её состав входят органические вещества (придающие костям гибкость и упругость), и неорганические вещества , главным образом минеральные соли фосфора, кальция, магния (придающие костям твёрдость).

Прочность кости обеспечивается сочетанием твердости её неорганических соединений с упругостью органических. Кости растущего организма обладают большей гибкостью, а кости взрослого (но не старого) — прочностью.

Если долго прокаливать кость (сжигать её), то из нее удаляется вода и сгорают органические соединения и кость становится настолько хрупкой, что при прикосновении рассыпается на мелкие, твердые частицы, состоящие из неорганических соединений.

Если удалить из кости неорганические соединения (выдерживав кость в растворе соляной кислоты), то кость становится настолько гибкой, что её можно завязать в узел

pic44a.jpg

Внутри диафиза находится канал, наполненный жёлтым костным мозгом. Поэтому такую кость, как бедренная, называют трубчатой .

pic13.jpg

Эпифизы бедренной кости образованы губчатым веществом , промежутки между которым заполнены красным костным мозгом. Концы (эпифизы) кости покрыты хрящом. За счет деления клеток хряща кость растет в длину.

Поверхность кости покрыта снаружи особой оболочкой из соединительной ткани - надкостницей , обеспечивающей рост кости в толщину, чувствительность, питание, срастание костей после переломов. В надкостнице проходит большое количество кровеносных сосудов и расположено множество нервных окончаний. На суставных поверхностях надкостницы нет.


На данном уроке рассматривается значение опорно-двигательной системы. Объясняется, для чего человеку нужны кости и мышцы. Описываются особенности строения костей различных типов (трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости). Устанавливается связь между строением, формой костей и выполняемыми ими функциями. Приводится химический состав костей. Перечисляются типы соединения костей. Объясняется, почему большинство костей в теле человека не сращены между собой. Описывается строение коленного сустава


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Скелет. Строение, состав и соединение костей скелета человека"

Если бы в теле человека не было костей, то оно напоминало бы бесформенный студенистый мешок, как у медузы.

В скелете человека выделяют три отдела: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Масса скелета составляет около 11 килограммов. Он играет большую роль в жизни человека: является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника – спинной мозг, который находится внутри него.

Мышцы – это двигатели нашего тела, благодаря которым мы передвигаемся и работаем. Они позволяют заниматься спортом, быть ловкими, сильными и быстрыми. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают образование звуков. Мышцы вместе с костями придают телу форму.


Строение и форма мышц зависят от той работы, которую им приходится чаще всего выполнять. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Они способны сокращаться и расслабляться. За счёт этого происходит движение костей, а значит, и нашего тела. Все этими процессами управляет головной мозг.

У человека выделяют мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Всего в теле человека насчитывается более 600 мышц.

Например, 200 из них используются при ходьбе, 43 – для того, чтобы наморщить лоб, и 17 – для того, чтобы улыбнуться.

Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. Её главная роль – обеспечение опоры и движения организма.

Так как кости не могут сами выполнять движения, они являются пассивной частью опорно-двигательной системы. Активной частью опорно-двигательной системы являются скелетные поперечно-полосатые мышцы. Именно они, сокращаясь, обеспечивают движение костей скелета, как рычагов.

Для человека характерно прямохождение и вертикальное положение тела, в связи с этим в опорно-двигательной системе имеется ряд особенностей. Например, изгибы позвоночника придают ему упругость во время совершения различных движений.

В скелете взрослого человека насчитывается от 204 до 208 костей. Они отличаются друг от друга по размерам, форме и выполняемым функциям. Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости.

Трубчатые кости входят в скелет верхних и нижних конечностей. Например, кости плеча, предплечья, бедра и голени. Они являются прочными рычагами, с помощью которых возможно передвижение организма или перемещение его частей.

Все трубчатые кости имеют вид полых цилиндров с утолщёнными концами – эпифизами. Средняя часть кости называется диафизом. Сверху кости покрыты соединительнотканной оболочкой – надкостницей. Она состоит из двух слоёв. В наружном слое много сосудов и нервных окончаний. К нему прикрепляются сухожилия и мышцы. Внутренний слой – тонкий и нежный, он состоит из живых клеток.


Надкостница прочно срастается с костной тканью. За ней располагается слой компактного вещества. В эпифизах компактное вещество переходит в губчатое. Оно заполняет всю головку.

Компактное и губчатое вещество образованы костными пластинками и межклеточным веществом. В компактном веществе костные пластинки образуют сложные системы ─ остеоны, которые состоят из вставленных друг в друга цилиндров. В центре каждого остеона расположен канал, по которому проходят кровеносные сосуды и нервы.

В губчатом веществе костные пластинки и перекладины перекрещиваются между собой и образуют множество ячеек.

Губчатые кости состоят из губчатого вещества, которое покрыто тонким слоем компактного. К губчатым костям относится надколенник и кости запястья. Кости такого типа расположены там, где необходимы одновременно большая прочность и подвижность.

К плоским, или широким, костям относятся тазовая кость, лопатка, кости мозгового отдела черепа. Их ширина и длина значительно превышают толщину. Они образуют стенки грудной, брюшной полостей и черепа. Плоские кости выполняют функцию опоры и защиты.

Смешанные кости состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и форму. К этому типу костей относятся позвонки и кости основания черепа. Они выполняют функцию опоры и защиты.


Кость состоит из нескольких тканей, важнейшей из которых является костная. К какому бы типу не относилась кость, она имеет сложный химический состав. Живая кость содержит 50% воды, 12,5% белков, 15,7% жиров и углеводов и 21,8% неорганических соединений. Это различные соединения, в состав которых входят кальций, фосфор, магний и в незначительном количестве – алюминий, фтор, марганец, свинец, молибден, железо и другие элементы.

В костях содержится 99% всего кальция, имеющегося в теле человека. Кости – своеобразное депо этого элемента.

Органические вещества придают кости эластичность и упругость, а неорганические, или минеральные, вещества придают твёрдость. Сочетание этих веществ делает кость очень прочной. В детском возрасте в костях преобладают вода и органические вещества. С возрастом содержание органических веществ уменьшается и увеличивается содержание неорганических. Поэтому у пожилых людей кости более хрупкие и часто ломаются.

Кость представляет собой живое образование, в котором происходят процессы роста и обмена веществ. В детстве и юности кости людей растут в длину и утолщаются.

Рост костей в длину происходит за счёт зон роста, которые расположены на границе диафиза и эпифизов. Здесь хрящевая ткань непрерывно растёт и замещается костной тканью. Если прослойка хряща подвергается окостенению, то рост кости прекращается. В толщину кость растёт за счёт деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

В возрасте 22–25 лет формирование скелета заканчивается.

Между перекладинами губчатого вещества кости содержится особая ткань – красный костный мозг. В нём происходит образование клеток крови – кроветворение. До младшего школьного возраста (7–9 лет) красный костный мозг находится как в губчатом веществе, так и в полостях трубчатых костей. В дальнейшем в диафизах он заменяется жировой тканью, которую называют жёлтым костным мозгом. Он является накопителем жировой ткани и не участвует в кроветворении.


Кости соединяются между собой по-разному. Существует три типа соединения костей: неподвижное (непрерывное), полуподвижное (полупрерывное) и подвижное (прерывное, или сустав).

Неподвижное соединение костей осуществляется хрящевой или соединительной тканью. У новорождённого ребёнка тазовая кость образована тремя костями (седалищной, лобковой и подвздошной). Они соединены хрящевыми прослойками. С возрастом хрящ постепенно заменяется костной тканью, и кости срастаются, образуя таз.

Неподвижное соединение костей может осуществляться с помощью швов. Так соединяются между собой кости черепа. В этом случае многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой кости. Непрерывные соединения обеспечивают надёжную защиту и опору для внутренних органов и мозга.

Большинство костей тела человека не сращены между собой, так как если бы кости нашего тела срастались, то движения были бы невозможны.

В полуподвижных соединениях кости связаны между собой хрящевыми дисками. Такие хрящевые диски расположены между телами позвонков. Они позволяют позвонкам менять своё положение в пространстве, и человек может совершать наклоны в разные стороны. С помощью таких хрящевых образований рёбра прикрепляются к грудине. Полупрерывные соединения смягчают толчки и удары. Они работают как биологические амортизаторы.

Подвижные (прерывные) соединения костей – суставы – облегчают скольжение костей относительно друг друга, одновременно плотно скрепляя их между собой. Скольжение достигается благодаря тому, что соединяющиеся концы костей имеют соответствующую форму.

Например, если на одной кости есть головка, то на другой – ямка.


Приведём несколько примеров суставов: это тазобедренный, коленный, локтевой суставы.

Строение коленного сустава. В его состав входят суставные поверхности сочленяющихся костей, капсула, полость, суставная жидкость, а также вспомогательные элементы – связки и мениски.

Сочленяющиеся концы костей покрыты гладким хрящом, который уменьшает трение между ними и облегчает движение. Прочность скрепления костей обеспечивается с помощью суставной капсулы, которая состоит из соединительной ткани, натянутой между концами костей по всей окружности сустава. Края капсулы прирастают к костям и прочно закрывают полость сустава. Полость сустава заполнена суставной, или синовиальной, жидкостью. Она постоянно выделяется внутренней поверхностью суставной капсулы. Синовиальная жидкость необходима для питания хряща и уменьшения трения костей. Наружный слой суставной капсулы переходит в надкостницу.

Капсула делает суставную полость герметичной. Герметичность способствует сближению костей и обеспечивает суставу достаточную прочность.

В создании герметичности принимают участие связки.

Связки – это пучки плотной волокнистой ткани, которые соединяют кости.

В состав опорно-двигательной системы входят свыше 230 суставов и около 700 связок.


В состав опорно-двигательной системы входит свыше 230 суставов и около 700 связок.

Итог урока. Основу организма человека составляет скелет. В его состав входит более 200 костей. Различают трубчатые, плоские, губчатые и смешанные кости. Между собой они могут соединяться по-разному. Существует три типа соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное (сустав).

Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Капля Светлана Станиславовна,

Строение и функции костей, соединение костей скелета человека

Цель урока: закрепление знаний о строении скелета человека и выявление особенностей строения, связанные с развитием головного мозга, прямохождением и трудовой деятельностью.

Задачи урока

обобщение и углубление знаний по теме “Опорно-двигательная система”

активизирование внимания учащихся на особенностях строения скелета человека

осуществление практического применения имеющихся знаний, умений и навыков (работа с таблицами, справочными материалами)

развитие у учащихся познавательного интереса к предметам естественного цикла

развитие мыслительных операций анализа, синтеза

Тип урока : комбинированный.

Основные термины

Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Кость (os, ossis) – орган, основной элемент скелета позвоночных.

- Движение – это жизнь. (слайд 1)

hello_html_m29715cec.jpg

Действительно ли человек приспособлен, а может и приговорен природой к движению? Благодаря чему мы перемещаемся в пространстве? ( Вступают в диалог с учителем, выявляют противоречии,. называют функции опорно – двигательной системы .) (слайд 2)

Какая особенность строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функции? Чем же объясняется прочность и легкость костей скелета? ( Определяют круг вопросов, которые необходимо рассмотреть на уроке.) (слайд 3 и4)

hello_html_30c1fa81.jpg

hello_html_m173833e4.jpg

II . 1. Запись темы в тетрадях

2. Определение скелета, значение скелета.

- Как вы думаете, какие функции выполняет скелет в нашем организме?

Записи в тетради.

Скелет состоит из соединенных между собой костей.

3начение. 1) опора и сохранение формы тела;

3) защита внутренних органов;

3) кроветворение;

4) участие в минеральном обмене .

3. Части скелета. (слайд 5, 6).

Скелет головы (черепа)

Состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. Единственная подвижная кость черепа - нижняя челюсть. Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем.

В черепе выделяют крупный мозговой и меньший лицевой (висцеральный) отделы. Мозговой отдел образуют кости: непарные – лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные – теменные и височные.

Наиболее крупные кости лицевого отдела – парные скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные и непарные – нижняя челюсть и расположенная на шее подъязычная кость.

hello_html_783de8dc.jpg

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки. Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

hello_html_m3b2f1961.jpg
hello_html_5fcef693.jpg

Записи в тетради.

Отделы скелет

Головы туловища поясов свободных

(череп) (позвоночник, конечностей конечностей

4. Разнообразие костей по форме и размерам. Виды костей . (слайд 7)

hello_html_m305e96a4.jpg

Записи в тетради.

Трубчатые Губчатые Плоские Смешанные Воздухоносные

— длинные (надколенник) (грудина, (позвонки) (лобная,

(плечевая, лопатка) решетчатая, бедренная) верхняя челюсть)

5. Строение кости (трубчатой).

Объяснение сопровождается показом слайда 8.

hello_html_m2260e22d.jpg

- Соотнесите названия частей трубчатой кости с текстом учебника, рисунком и слайдом.

Кость состоит из костной ткани, клетками которой являются: остеоциты; (обмен веществ,), остеобласты (ростковые клетки,), остеокласты (рассасывание костей), и минерализованного межклеточного вещества, сгруппированного в пластины (остеон). (слайд 9).

- Соотнесите строение кости под микроскопом и функцией опоры.

6. Рост костей. (слайд 10)

Объяснение сопровождается показом слайда.

hello_html_m1b90b584.jpg

Записи в тетради.

Рост костей

за счет хрящевых прослоек за счет деления клеток

на концах диафиза надкостницы

7. Химический состав костей. (слайд 11)

Записи в тетради.

hello_html_m3da21346.jpg

8. Соединения костей. (слайд 12, 13)

hello_html_36834b3b.jpg

Записи в тетради.

Соединения костей

Неподвижное (швы) Полуподвижное Подвижное (суставы)

Образуются путем Соединяются хрящевыми Прочность обеспечивают:

срастания костей прокладками (позвоночник, — суставная сумка;

(кости черепа, копчик, грудная клетка) — связки;

крестец, тазовый пояс) — давление в суставной

сумке ниже атмосферного.

головки суставной впадине;

- гладкий суставной хрящ;

hello_html_m1899fc44.jpg

9. Строение сустава (слайд 14).

hello_html_m5fdccd53.jpg

III . Домашнее задание

I V . Закрепление знаний: Беседа по следующим вопросам:

1. Вопросы обязательного уровня:

- Какое строение имеет кость? Какая ее часть обеспечивает питание кости и рост в толщину?
- Почему прокаленная на огне кость становится хрупкой?
- Если кость выдержать в 10% растворе соляной кислоты, то ее можно завязать узлом. Чем объясняется ее гибкость и упругость?
- Какие особенности строения сустава делают его прочным, уменьшают трение между костями?

2. Вопросы повышенного уровня.

- Каким образом кости участвуют в поддержании постоянства состава внутренней среды организма?
- Почему костную ткань считают видом соединительной ткани?
- Обоснуйте утверждение: "Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций".
- Некоторые считают, что кость - это мертвый орган. Правильно ли это утверждение? Ответ обоснуйте.

Цель: изучить химический состав, строение, свойства и рост костей, типы их соединения.

Задачи:

  • сформировать умения определять типы костей;
  • продолжить формировать умение работать с текстом учебника.
  • содействовать в ходе урока формированию причинно следственных связей между явлениями
  • развивать у школьников умения сравнивать, выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли.
ВложениеРазмер
sostav_stroenie_i_soedinenie_kostey.docx 27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Свойства, состав, строение и соединение костей

Цель: изучить химический состав, строение, свойства и рост костей, типы их соединения.

  • сформировать умения определять типы костей;
  • продолжить формировать умение работать с текстом учебника.
  • содействовать в ходе урока формированию причинно следственных связей между явлениями
  • развивать у школьников умения сравнивать, выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли.

Тип и вид урока: поэлементный.

Методы, приёмы, средства

Письменный индивидуальный опрос

1. Какая функция опорно-двигательной системы возможная только при условии взаимодействия мышц и костей скелета:

  1. опорная;
  2. двигательная;
  3. защитная.

3. Скелет кисти подразделяется на отделы:
а) плюсна, б) пясть,
в) предплюсна, г) запястье,
д) фаланги пальцев е) голень.

4. Скелет человека состоит из отделов:

1. скелета головы 3. скелета конечностей

2. скелета туловища 4. верны все ответы

5. Что защищает от повреждений спинной мозг?

1. черепная коробка 3. грудная клетка

2. позвоночник 4. лопатки

6. Грудной отдел позвоночника состоит из:

1. 8 позвонков 3. 5 позвонков

2. 12 позвонков 4. 7 позвонков

7. Скелет свободной верхней конечности образуют:

1. плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти;

2. лопатка и ключица;

3. бедренная кость, малая и большая берцовые кости, кости стопы;

4. ребра и грудин.

8. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:

а) в шейном и грудном;

б) в поясничном и крестцовом;

в) в копчиковом и грудном;

г) в шейном и крестцовом.

9. Скелет стопы подразделяется на отделы:
а) плюсна,
б) пясть,
в) предплюсна,
г) запястье,
д) фаланги пальцев,
е) голень.

1. Скелет стопы подразделяется на отделы:
а) плюсна,
б) пясть,
в) предплюсна,
г) запястье,
д) фаланги пальцев,
е) голень.

2. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:

а) в шейном и грудном;

б) в поясничном и крестцовом;

в) в копчиковом и грудном;

г) в шейном и крестцовом.

3. Исключите лишнее:

а) лучевая кость;

б) большая берцовая кость;

в) малая берцовая кость;

г) бедренная кость

4. В поясничном отделе позвоночника находиться

Г) 5 сросшихся позвонков.

5. Какую работу в организме выполняет скелет?

а) является опорой тела, защищает внутренние органы;

б) передаёт сигналы к органам от головного мозга;

в) приводит в движение тело.

6. Позвонки состоят из ____________ , __________, ____________.

7. К мозговому отделу черепа не относится кость

8. Позвоночник человека образован:

а) 30—31 позвонком; б) 33—34 позвонками;

в) 36—37 позвонками; г) 39—40 позвонками.

9. В состав грудной клетки не входят:

а) ключицы; б) ребра; в) грудина.

Описательный рассказ с элементами беседы.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Ребята, на предыдущем уроке мы с вами изучили значение опорно -двигательного аппарата, рассмотрели особенности строения скелета.

Сегодня мы с вами приступим к изучению свойств, состава и строения костей, которые входят в наш скелет.

Тема: Свойства, состав, строение и соединение костей

Цель: изучить химический состав, строение, свойства и рост костей, типы их соединения.

А) И начнём мы наш урок с изучения свойств костей. Ребята, а как вы думаете, какими свойствами могут обладать наши кости в связи с выполняемыми функциями?

Важнейшими свойствами наших костей являются: твёрдость, прочность, эластичность.

Твёрдость костей приближают к твёрдости стали. Не случайно наши предки использовали костный материал, полученный от животных для изготовления орудий труда, наконечников стрел и гарпунов.

Прочность позволяет кости выдерживать огромные нагрузки.

Не менее важно и такое свойство костей как эластичность. Именно это свойство помогает защищать организм от повреждений, вызванных повышенной нагрузкой на опорно-двигательную систему.

Б) А теперь рассмотрим химический состав костей. Кто же мне скажет, что нам с вами надо кушать, чтобы кости наши были крепкими? (кальций, фосфор, магний)

Если в организме не будет хватать этих элементов, то кости у нас будут хрупкие и смогут сломаться.

Ребята, живая кость человека состоит из воды, органических соединений и минеральных, неорганических веществ, таких как фосфор, кальций, магний. Так, например, если растворить минеральную часть кости с помощью кислоты, то кость станет мягкой и эластичной. А если кость лишить органических веществ, путём прокаливания на огне, то она станет хрупкой. Сочетание неорганического и органического компонентов делают кости упругими и прочными.

Работа с учебником.

III. Закрепление материала.

III. Объяснение нового материала.

В) А какое же строение имеет кость?! Каждая кость состоит из эпифиза (головка) и диафиза (средняя часть кости), или тела.

На поверхности кости имеются разнообразные выступы, шероховатости, гребни – это места прикрепления мышц. На ряду с этим, в костях имеются отверстия, которые необходимы для выхода кровеносных сосудов и нервов. Кости скелета человека образованы костной тканью — разновидностью соединительной ткани, её по другому называют надкостница. Надкостница обеспечивает нарастание кости в толщину и способствует восстановлению после переломов; из неё в кость проникают разнообразные кровеносные сосуды.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество.

Губчатое вещество состоит из множества пересекающихся тонких пластинок и многочисленных ячеек; в нём содержится красный костный мозг, который выполняет функцию кроветворения. В полостях длинных костей этот мозг заменяется жировой тканью – жёлтым костным мозгом.

Г. А какие же бывают типы костей?! В основу классификации костей положены следующие принципы: форма (строение) и функции. Различают трубчатые (длинные и короткие), губчатые ( длинные и короткие), плоские.

Трубчатая кость полая и состоит из тела и двух головок. Они выполняют все три функции скелета. Кто мне назовёт эти функции? (- опора, защита и движение). К ним относятся в основном кости конечностей).

Губчатые кости построены преимущественно из губчатого вещества покрытого тонким слоем компактного вещества. К ним относятся рёбра, позвонки, грудина, кости запястья и предплюсны. Они выполняют функцию опоры и защиты.

Плоская кость построена из двух пластинок компактного костного вещества, между которыми расположено губчатое вещество кости. К плоским костям относятся: тазовая кость, лопатка, кости мозгового черепа. Они образуют стенки полостей, которые содержат внутренние органы.

Д. Рост костей. Наши кости могут нарастать в длину и толщину. Примерно к 25 годам жизни у нас формируется скелет, и кости прекращают свой рост. За счёт чего нарастают кости в толщину? (-надкостница). Рост в длину происходит за счет деления хрящевой ткани в зонах роста, находящихся вблизи концов трубчатых костей.

Е. А как же кости могут соединяться между собой?! Ребята, а как вы думаете, для чего кости соединяются? Соединения нужны для того чтобы кости во-первых могли двигаться относительно друг другу и во – вторых для того чтобы несколько костей могли соединиться в одно образование. Поэтому-то соединения костей и бывают различными: подвижными (прерывными), полуподвижными и неподвижными (непрерывными).

Подвижными соединениями являются суставы. Они имеются в костях конечностей. Место контакта костей прикрыто прочной оболочкой из соединительной ткани – суставной сумкой, которая образует герметичную суставную полость. В суставной полости находиться особая жидкость, которая необходима для уменьшения трения в суставе.

Неподвижные соединения, или шов характерны для соединения костей мозговой части черепа, кости таза и крестца. Оно достигается путём срастания. При этом небольшие выступы одной кости заходят в выемки другой кости. При этом получается шов, который прочнее окружающих его костей.

Промежуточной формой сочленения костей является полуподвижное соединения. Оно характеризуется наличием между костями эластичного хряща. Так, например, между позвонками имеются, как я уже говорила межпозвоночные диски, а между рёбрами и грудиной упругие хрящи, которые обладают таким свойством как эластичность и тем сам позволяют костям немного смещаться. Их называют полуподвижными, так как они позволяют костям немного сдвигаться.

Работа с учебником.

IV. Закрепление материала.

Ребята, пользуясь учебником заполните таблицу. Только давайте договоримся, что работу вы будете выполнять тихо, не мешая своим одноклассникам.

Читайте также: