Системный анализ 11 класс информатика конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

В этом уроке мы познакомимся с понятием "система", "состав системы", "подсистема", "системный эффект" и многое другое.

02. Модели систем. Модель черного ящика. Модель состава

На этом уроке мы подробно познакомимся с понятиями: "анализ", "синтез" и "системный анализ". А также мы изучим очень популярный в науке подход для изучения замкнутых малоизученных систем - модель "черного ящика".

03. Структурные модели систем. Графы

На этом уроке мы узнаем что такое "структурная модель системы", что используется для ее отображения, а также вспомним из чего состоят графы

04. Пример структурной модели предметной области

Сегодня на уроке мы построим и исследуем модель финансовой системы, опишем иерархическую структуру данных, определим необходимый набор параметров для каждого типа объектов, а также опишем таблицы для всех типов объектов и организуем связи между таблицами.

05. Что такое информационная система?

На коткретных примерах мы узнаем какими бывают системы (физические, биологические, социальные), но главное - узнаем что такое "информационная" система, познакомимся с видами информационных систем и областями их применения.

06. База данных - основа информационной системы

На данном уроке мы узнаем что такое "база данных", на какие виды делятся базы данных, что такое "СУБД" и многое другое.

07. Знакомство с СУБД LibreOffice Base

Сегодня на уроке мы узнаем какие бывают виды СУБД, что в себя включает среда СУБД, что такое запрос и многое другое.

08. Проектирование многотабличной базы данных

На данном уроке мы научимся создавать структуру базы данных в виде таблиц, узнаем какие отношения и связи бывают между таблицами, построим схему данных и многое другое.

09. Создание базы данных

На этом уроке мы научимся создавать новую базу данных, создавать в ней таблицы, устанавлиывать связи между таблицами и многое другое

10. Запросы как приложения информационной системы

Сегодня на уроке мы узнаем что такое "запрос", с помощью каких средств формируются запросы, а также какова структура запроса на выборку.

11. Логические условия выбора данных

На этом уроке мы быдем разбираться как используются логические условия выбора данных в базах данных. Мы узнаем какое выражение называется "логическим", какие существуют "логические операции", а также с помощью конструктора запросов реализуем логические условия выбора данных.

12. Реализация сложных запросов к базе данных. Практическая работа

Сегодня на уроке мы закрепим навыки по созданию и заполнению таблиц, а также отработаем приемы реализации сложных запросов на выборку

13. Создание отчета

Сегодня на уроке мы научимся создавать отчеты на основании таблиц базы данных, а также на основании запросов.

14. Повторение по теме: "Информационные системы и базы данных"

На этом уроке мы повторим понятия "система", "модели систем", "информационная система", повторим назначение информационных систем, а также этапы создания баз данных и методов управления ими.

15. История развития компьютерных сетей. Интернет и его аппаратные средства

Сегодня на уроке мы рассмотрим как развались компьютеры и компьютерные сети, а также при помощи каких аппаратных средств обеспечивается работа сетей и интернета.

16. Основные принципы работы и программное обеспечение сети Интернет

Сегодня на уроке мы узнаем о программном обеспечении Интернета, а также узнаем основные принципы работы интернета

17. Интернет как глобальная информационная система. Коммуникационные службы интернета

На этом уроке мы познакомимся с Интернетом как глобальной информационной системой, а также поговорим подробно о коммуникационных службах Интернета.

18. Информационные службы Интернета. Службы веб-2.0

Сегдня на уроке мы познакомимся с информационными службами Интернета, а также поговорим о сайтах, созданных по технологии веб-2.0

19. WWW - (world wide web) - всемирная паутина

Сегодня на уроке мы рассмотрим основные принципы работы всемирной паутины, а также при помощи каких программных средств они реализованы.

20. Средства поиска информации в WWW

На этом уроке мы подробно познакомимся с поисковыми каталогами и поисковыми указателями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системный эффект обеспечивается не только наличием нужного состава частей системы ,но и существованием необходимых связей между ними .

Структура системы – это совокупность связей существующих частями системы . Системный подход – это научным метод изучения действительности , при котором любой объект исследования рассматривается как система ,при этом учитываются его существенные связи с внешней средой .

Структура системы – это совокупность связей существующих частями системы .

Системный подход – это научным метод изучения действительности , при котором любой объект исследования рассматривается как система ,при этом учитываются его существенные связи с внешней средой .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТБ.Система и системный подход

Урок 1 (получение новых знаний)

Определить значимость системного подхода как одного из основополагающих методов изучения науки информатики

Развивать потребность в систематическом осмыслении, переработке и оценивании большого объема информации, что является необходимым условием для дальнейшего продолжения образования.

Получение новых знаний

применительно к реальным физическим объектам (Солнечная система, молекула как система атомов, компьютер как система аппаратного и программного обеспечения);

к абстрактным объектам, являющимися продуктами теоретического обобщения (система счисления, система синтаксических правил русского языка, периодическая система Д.И. Менделеева);

к процессам, включающим человеческую деятельность (система образования, система подготовки авиадиспетчеров, система телевещания, система работы актера над собой К.С. Станиславского)

Общим для всех систем является:

Все следующие объекты можно рассматривать как системы: кристалл как система атомов, живой организм как система клеток, компьютер, коллектив класса, Вселенная как система звезд и планет…

Согласно общей теории систем любой реальный объект (предмет, явление, событие) можно рассматривать как систему. В то же время любую систему можно рассматривать как самостоятельный объект.

Предполагаемый ответ: и, да и нет. Употребляясь в разных контекстах, отражают разные взгляды на объект.

Объекты, в которых отражен системный характер: система отсчета, система охлаждения двигателя, банковская система, система социального обеспечения, операционная система ЭВМ, система безопасности, файловая система компьютера…

Чтобы кокой-то объект можно было рассматривать как систему, необходимо прежде всего уметь выделять в нем основные составляющие его элементы и взаимосвязи между ними. Причем, связи могут иметь различную природу: физическую, химическую, биологическую, социальную…

Пример. (закончить таблицу дома)

Солнце и планеты

Материальные, финансовые и информационные потоки между цехами и отделами

Система линейных уравнений

Изобразим структуру системы в виде графа:

Фразу А.С. Пушкина «Издревле сладостный союз

Структуру молекулы воды;

Структуру локальной сети, организованной по кольцевому принципу.

В рамках одной и той же системы в зависимости от решаемой задачи (поставленной цели) можно провести структуризацию по-разному.

Пример. (дома: привести еще несколько примеров эмерджентности)

Если телевизор или радиоприемник разобрать на части, то они не смогут выполнять функции по приему и трансляции радиопередач;

Главы романа в отдельности не передают сюжета и замысла романа в целом…

Системы можно сравнивать между собой. Параметры, по которым оценивается система, выбираются в зависимости от цели сравнения. Оценки могут быть количественными и качественными .

Два класса могут сравниваться по количеству учеников, успеваемости, по результатам спортивных достижений…;

Компьютеры - по производительности, новизне установленных программных средств, дизайну…;

Параметры литературного произведения…

Параметры справочной системы…

Пример. (закончить дома)

Успеваемость класса выросла. Это может свидетельствовать, в частности, о возрастании интереса учеников к учебе…

Количество содержания документов в справочной системе увеличилось…

Виды систем: (дома: привести примеры)

материальные и информационные (абстрактные);

естественные и искусственные (конструктивные);

простые и сложные;

неорганические и органические;

статичные и динамичные;

детерминированные (вполне определенные) и стохастические (вероятностные);

замкнутые и открытые;

стационарные и нестационарные;

стабильные и нестабильные;

устойчивые и изменяющиеся;

развивающиеся и деградирующие.

Эти и др. аспекты изучаются в таких отраслях научного знания как системный анализ, общая теория систем…

Таким образом, мы составили логическую цепочку раскрытия основного понятия: система – основные элементы, основные взаимосвязи – структура системы - свойства системы – параметры системы – процесс (изменение системы).


На данном уроке учащиеся узнают, что такое система, состав системы, подсистема, системный эффект и много другое. Также узнают, какие существуют системы не только в информатике, но и в организме человека, и в окружающей нас природе.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Что такое система"


Система – это целостная и взаимосвязанная совокупность частей, существующая в некоторой среде и обладающая определённым назначением, подчинённая некоторой цели.


Человеческое общество развивается благодаря открытиям, исследованиям, экспериментам и любая система подлежит изучению.


Исследование системы включает в себя два этапа: анализ и синтез.


Анализ системы – это выделение её частей с целью прояснения состава системы.


Как нам уже известно, любая система состоит из подсистем. В свою очередь, любая подсистема состоит так же из нескольких подсистем. Таким образом, мы может разделить систему на самые мелкие объекты.


Возникает вопрос: а нужно ли нам это?

На первом этапе необходимо проанализировать систему для определения её состава и цели исследования. Целью исследования системы является получение её модели. Модель – это новый упрощённый объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления.


Соответственно с помощью модели мы можем получить необходимые нам результаты исследований. Например, узнать, как будет лететь самолёт при большой нагрузке багажом.

Далее необходимо выделить в системе связи между её частями. Например: основные компоненты велосипеда (рама, руль, колеса, педали, сиденье) зависят друг от друга. Качество данной системы – возможность ездить на велосипеде. Ни одна составная часть не обладает этим свойством. Но в свою очередь если собрать их вместе, связать их в одно целое, то появляется такое качество, как возможность ездить на велосипеде.


Состояние и поведение системы в той или иной ситуации можно понять и изучить только при наличии её состава и структуры.


Это был первый этап исследования системы.

Второй этап: Синтез.

Синтез – это мысленное или реальное соединение частей в единое целое. В результате данного этапа создаётся представление о системе, объясняется механизм системного эффекта.


Вывод: системный анализ – это исследование реальных объектов и явлений с точки зрения системного подхода, состоящее из этапов анализа и синтеза.


Любое описание системы отражает ограниченное число её свойств. Это зависит от того, с какой целью мы делаем описание, какие именно качества системы нам нужны.








Поэтому приходится обращаться к модели состава. Модель состава – это своеобразный список элементов системы. В данной системе не рассматриваются связи между её элементами.


Разберёмся более подробно на модели состава школы.


Любая школа состоит из администрации, учителей, учеников, учебных классов и родителей. На данной схеме мы видим пять составляющих нашей системы. Каждая из них является подсистемой со своим составом. Для этих подсистем можно также построить свои схемы состава. Например, учеников можно разделить по параллелям с первых по одиннадцатые классы. Или же учителей можно разделить на начальную и старшую школы.


Подведём итоги.

Читайте также: