Система российского права конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – XVII г. н.э.) назвал Законы XII таблиц (древнейшая письменная фиксация римского права, осуществленная в 451-450 гг. до н.э.) “источником всего публичного и частного права”, имея ввиду, что это “корень, из которого и выросло могучее дерево римского права”.

- Что же такое “ источник права”?

- Какие выделяют источники права?

- Каково соотношение источников права?

Ответы на эти вопросы мы получим, изучив новую тему.

1. Что такое “источник права”.

Задание. Приведите примеры источников права .

(Ответы учащихся : произведения римских юристов, Русская Правда, Конституция РФ и др.)

2. Виды источников права.

Задание. Охарактеризуйте источники права, заполните таблицу.

(Учащиеся работают с текстом учебника Л.Н.Боголюбова “Обществознание 10 класс”, М., Просвещение, 2007 г., стр. 285-288, дополнительный материал дается учителем)

Вид источника права Происхождение Характеристика Примеры
Правовой обычай Самая древняя форма права, формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной властью Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которым государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. 1.Обычай делового оборота (ст. 5 ГК) –это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил о передаче имущества, денег, информации, оказании услуг.

3. Нормативно-правовой акт. Характеристика. Виды.

Нормативно – правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

  1. Исходит от государства; общеобязательность, гарантированность со стороны государства.
  2. Возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно – правовой акт.
  3. Особый юридический язык, формулировки точны и понятны, однозначное толкование.
  4. Подлежит официальному опубликованию.

Закон – нормативно –правовой акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует важные общественные отношения.

Задание. Расположите в иерархическом порядке законы:

Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, Закон “Об акционерных обществах”, закон субъекта Федерации .

Подзаконный акт – нормативный акт, принятый на основе и во исполнение закона.

  1. Обладает меньшей юридической силой.
  2. Исходит не от законодательной власти (принимают органы исполнительной власти и должностные лица).
  3. Юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государственного органа (или должностного лица), издавшего акт, т.е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти.

Задание. Расположите в порядке соподчинения:

Международные договоры, локальные нормативные акты, Конституция РФ, указы Президента РФ, акты министерств, федеральных служб, агентств, законы субъекта Федерации, федеральные законы, акты исполнительных органов власти субъекта Федерации, федеральные конституционные законы, акты органов местного самоуправления , постановления Правительства РФ.

Международные договоры
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Акты министерств, федеральных служб, агентств
Законы субъекта Федерации
Акты исполнительных органов власти субъекта Федерации
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативные акты

4. Конституция РФ – Основной закон государства.

Задание. Охарактеризуйте Конституцию РФ :

- структура,
- содержание глав,

докажите, что Конституция РФ – основной закон государства.

Учащиеся работают с источником – Конституцией РФ, делают выводы:

1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, т.к. эту силу Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путем референдума 12 декабря 1993 г.

2. Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт.

3. Конституция закрепляет:
- основы конституционного строя;
- права и свободы граждан;
- федеративное устройство;
- организацию высших органов власти.

4. Конституция служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.

5. Применение полученных знаний при решении практических заданий.

1. Правовые отношения родителей и детей регулирует

1) Конвенция о правах ребенка
2) гуманитарное право
3) Семейный кодекс
4) Административный кодекс

2. Среди прав, предоставляемых Конституцией 1993г., новым является

1) право на образование
2) право на участие в местном самоуправлении
3) право избирать и быть избранным
4) право на жизнь

3. Отдельные политико-юридические акты, имеющие торжественный характер, ставящие целью подчеркнуть их особо важное значение для судеб государства или ряда государств, носят название

1) распоряжение
2) договор
3) декларация
4) постановление

4. Что относится к источникам права?

1) газетная статья о военной службе
2) мемуары известного военачальника
3) обращение в Комитет солдатских матерей
4) приказ министра обороны

5. Конституция РФ гарантирует обеспечение права на

1) наследование
2) высшее образование
3) выезд за пределы РФ
4) труд

Урок разработан для обучающихся 10 классов, изучающих право на профильном уровне (2 часа), по технологии развития критического мышления на основе системно-деятельностного подхода.

ВложениеРазмер
urok_uskova.docx 23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по праву в 10 классе (профильный уровень – 2 часа)

Учитель: Ускова Наталья Юрьевна ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол Сергиевского района Самарской области.

Дата проведения урока: 11 апреля 2014 г.

Цель урока: формирование правового сознания и правовой культуры старшеклассников на основе осмысления конституционного понятия органов власти РФ, ее признаков, структуры и компетенций.

Планируемые образовательные результаты. У ченик после изучения темы раскрывает понятие органов власти РФ, перечисляет ее признаки, называет ее структуру и перечисляет компетенции по кластеру, умеет соотносить органы власти и их компетенции.

- определяет их структуру

- перечисляет их компетенции

- приводит в соответствие орган и полномочия

- формирует цели предстоящей деятельности

- планирует предстоящую деятельность

- владеет способами сотрудничества;

- выделяет основные смысловые единицы текста

- преобразует практическую задачу в познавательную,

- самостоятельно контролирует свое время и управляет им,

- владеет устной и письменной речью

- осознаёт своё знание и незнание

- обогащает собственный социо-культурный опыт

- осознает значение активной гражданской позиции.

Программное содержание: органы государственной власти РФ и ее признаки, структура, компетенции.

Мировоззренческая идея: знание компетенций и структуры органов государственной власти РФ - основа реализации своего конституционного права на участие в управлении делами государства и формирования активной гражданской позиции, повышения уровня правовой культуры и правового сознания гражданина РФ.

Основные понятия: органы государственной власти и их признаки, система органов государственной власти, компетенции органов государственной власти

План изучения нового материала:

  1. Понятие и признаки государственной власти.
  2. Президент РФ и его компетенции.
  3. Федеральное собрание РФ и его компетенции.
  4. Исполнительная власть РФ и ее компетенции.
  5. Судебная власть РФ. Прокуратура РФ и их компетенции.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Мезансцена урока: класс делится на 4 группы по 5 человек, парты расставлены парно.

Оборудование: рабочие папки с раздаточным материалом (текст Конституции, заготовленные формы кластеров), документ-камера, клей, ножницы, компьютеры с выходом в интернет, медиапроектор.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Система российского права. Законотворческий процесс"

Российская система права относится к романо-германской правовой системе. Главную роль в ней играет нормативный правовой акт, судебный прецедент занимает небольшое место (в сравнении с англосаксонской правовой системой).

Для романо-германской правовой семьи характерны следующие особенности:

· единая иерархически построенная система источников права; главную роль в формировании права играет законодатель;

· наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

· важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

· деление системы права на отрасли.

Эти особенности, как вы уже догадались, также характерны и для российской правовой системы.

В качестве одного из основных признаков права мы называли системность. Нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу. Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три её уровня: отрасли права, институты права и нормы права.

Отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют определённую сферу общественных отношений.

Принято выделять следующие основные отрасли системы российского права:

· Конституционное (государственное) право. Нормы конституционного права регулируют взаимоотношения личности и государства.

· Административное право. Данная отрасль права регулирует общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц в ходе исполнения ими их непосредственных функций.

· Гражданское право. Регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

· Финансовое право. Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с расходованием денежных средств.

· Экологическое право. Представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государством, обществом и природой, включая вопросы природоохранной деятельности.

· Процессуальное право. Регулирует отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и арбитражных дел.

· Международное право. Это регулируемая система прав и обязанностей, которые приняли на себя государства в отношениях друг с другом.

· Налоговое право. Представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

· Трудовое право. Отрасль права, регулирующая отношения в сфере наёмного труда.

· Семейное право. Регулирует отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления и так далее.

· Уголовное право. Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступлений и назначением наказания за данные действия.

Институты права – тоже группы правовых норм, но более мелкие. Скажем, в гражданском праве выделяют институты наследования, дарения, залога или институт проведения игр и пари.

Норма права – это конкретное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством. Например, когда речь идёт о наследовании, отдельные нормы устанавливают очерёдность наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

Классических элементов правовой нормы три: гипотеза, диспозиция и санкция. Разберёмся с каждым.

Гипотеза (предположение) – описывает обстоятельства вступления нормы в действие.

Диспозиция (распоряжение) – описывает само правило поведения, права и обязанности участников правоотношений.

Санкция (взыскание) – предусматривает последствия неисполнения нормы.

В целом структуру правовой нормы можно представить в виде схемы.

Гипотеза – если… Диспозиция – то… И санкция – иначе…

Можно выделит следующие формы (виды) правовых норм:

· Дозволение – что можно делать – предоставление права на совершение определённых положительных действий.

· Предписание – что нужно делать – установление обязанности совершать определённые действия.

· Запрет – чего нельзя делать – установление требования воздержаться от определённых действий.

Что является источниками права? Так называют те формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

Хронологически первый источник права – правовой обычай. Это неписаное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается всей его карательной силой.

Самый распространённый источник в романо-германской правой семье – нормативно-правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Ещё один источник права – договор. У него есть определённая специфика. Нормы, установленные договором, действуют лишь в течение того времени, которое самим договором обозначено. Когда условия договора оказываются выполненными или он прекращает своё действие, прекращаются и те правоотношения и обязательства, которые он породил.

Законодательство устанавливает иерархию, то есть систему господства и подчинения, норм права.

Но законы не рождаются сами по себе. Появление нового закона – это очень трудный и долгий путь, который и принято назвать законотворчеством.

Законотворческий процесс – это процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

Процесс законотворчества включает в себя следующие стадии:

Законодательная инициатива – это предоставленное строго определённому кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законодательных проектов.

Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту Российской Федерации, Совету Федерации и его членам, Депутатам Государственной Думы, Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов федерации, Конституционному и Верховному судам Российской Федерации (по вопросам их ведения).

После поступления законопроекта на рассмотрение депутатов Государственной Думы начинается основная работа над будущим законом. Совет Госдумы направляет поступивший законопроект в профильный комитет, в котором едёт основная работа с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, разбором альтернативных вариантов и так далее.

Во время первого чтения обсуждению подлежат основные, самые важные положения законопроекта. В случае несогласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передаётся вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его разработку. Комитет обязан доработать законопроект с учётом сделанных замечаний и внесённых предложений, после чего представить его для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения, которое можно назвать самым тщательным, идёт детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесёнными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Третье чтение – это завершающее обсуждение законапроекта в нижней палате парламента, в ходе третьего чтения депутатам не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни было содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. Именно в рамках третьего чтения уже идёт речь об одобрении или неодобрении.

В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется абсолютное большинство голосов от общего числа депутатов, то есть 50 % плюс один голос.

Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством, т. е. не менее двух третьих голосов.

После принятия закона депутатами Государственной Думы он в течение пяти дней передаётся на рассмотрение Совету Федерации, где должно пройти его утверждение.

Совет Федерации не обязан рассматривать все законы, поступающие из Государственной Думы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат: федеральные конституционные законы, законы о поправках к Конституции, финансовые законы; законы о ратификации и денонсации международных договоров; законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы.

Далее процедура голосования строится таким образом. Обычный федеральный закон получает одобрение, если за него проголосовало более половины членов Совета Федерации, а за принятие федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

Если в течение четырнадцать дней закон не был рассмотрен в верхней палате парламента, то он также считается одобренным.

Но совет Федерации может не только одобрять, но и отклонять законы. В этом случае закон отправляется на доработку и повторное рассмотрение в Государственную Думу.

Для преодоления возникших разногласий между палатами парламента и для выработки общего решения может быть создана так называемая согласительная комиссия, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и одобрению Советом Федерации.

В случае несогласия депутатов с решением Совета Федерации закон может быть принят без согласия верхней палаты парламента, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третьих (2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту, который в течение двух недель должен его рассмотреть и подписать.

Вето – это право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона и до вступления его в силу, а мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания.

В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третьих (2/3) голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то закон считается принятым и подлежит подписанию Президентом.

В тоже время Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

После подписания закона главой государства закон обнародуется и вступает в силу.

Цель обнародования – это довести содержание нового закона до всеобщего сведения путём публикации его в определённом издании.

В необходимых случаях законы и иные нормативные акты могут быть дополнительно опубликованы и в иных органах печати. Кроме того, нормативные акты могут быть дополнительно обнародованы по телевидению, радио, а также разосланы государственным органам либо переданы по иным каналам связи.

Также в Конституции нашей страны сказано, что неопубликованные законы не применяются, а любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Закон вступает же в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Раздел ЕГЭ: 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс

Российское право имеет свои специфические особенности, выделяющие его среди всех остальных стран. Уникальность права каждого государства зависит от действующей системы права.

Система права — внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности его норм при одновременном разделении на отрасли и институты.

Нормы права, объединяясь, образуют институты права, которые составляют подотрасли и отрасли права. Их единство и представляет собой систему права.

Институты права — совокупность норм права, которые регулируют определённый вид схожих общественных отношений (институт охраны труда, институт купли-продажи).

Подотрасль права — совокупность родственных институтов определённой правовой отрасли (наследственное право, право на интеллектуальную собственность).

Отрасль права — совокупность норм права, которые регулируют единую сферу общественных отношений и составляют предмет правового регулирования (конституционное право).

СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА

ВИДЫ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

По сферам распространённости:

  • межотраслевые (действуют в рамках двух и более отраслей);
  • отраслевые (характерны для одной конкретной отрасли).

По выполняемым функциям:

  • регулятивные (регулируют соответствующие общественные отношения);
  • учредительные (закрепляют правовой статус субъекта);
  • охранительные (следят за нормальным ходом и развитием общественных отношений и оберегают их от пагубного воздействия со стороны).

По правовому характеру:

  • материальные (отношения по производству и обмену материальных благ);
  • процессуальные (регулируют организационные и процедурные вопросы).

По внутренней структуре:

  • простые (простая структура);
  • сложные (во внутренней структуре выделяются самостоятельные элементы).

ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Отрасли права характеризуются предметом и методами правового регулирования.

  • Предмет — общественные отношения, которые образуют особые системы связи между юридическими нормами.
  • Методы — различные способы правового воздействия государства на общество.

Все отрасли права делят на:

Государственное (конституционное) право основывается на конституции государства. Закрепляет формы правления, территориального устройства, прав и обязанностей населения, избирательного права и системы, функционирование и взаимоотношения высших органов государственной власти.

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распределительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления.

Уголовное право состоит из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Уголовно-процессуальное право включает юридические нормы, регулирующие основания и порядок производства по уголовным делам.

Гражданское процессуальное право состоит из норм, которые регулируют судопроизводство по гражданским делам.

Семейное право регламентирует брачно-семейные взаимоотношения.

Финансовое право регулирует юридическое содержание общественных отношений.

Трудовое право устанавливает и следит за надлежащим исполнением трудовых отношений.

Процессуальное право регулирует процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права.

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Читайте также: