Шкалы и координаты 5 класс конспект урока фгос виленкин

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок-исследование с НРК.

  • дидактическая – рассмотреть практическую направленность знаний шкалы, делений шкалы; повторить понятие шкалы, повторить единицы измерения на различных приборах измерения, ввести понятие координатного луча, научиться определять координаты точек координатного луча.
  • развивающая – развитие умений различать деления шкал; развитие умений применять полученные ЗН в решении задач; определять координаты точек на координатном луче.

Оборудование: чертежные инструменты, презентация PowerPoint.

1. Организационный момент. (Учитель приветствует и сообщает тему урока)

2. Актуализация ЗУН.

Устный опрос: (слайд №3,4)

- Дайте определение отрезка

- Дайте определения луча.

- Дайте определение треугольника.

По рисунку определите:

- Какие точки принадлежат прямой а?

- Какие точки не принадлежат прямой а?

- Какая геометрическая фигура изображена на рисунке?

- Назовите вершины, стороны,углы.

(Слайд № 5) На слайде представлены разные геометрические фигуры:

Учитель: Ребята, я прошу вас посмотреть на геометрические фигуры, назовите их. С помощью каких инструментов можно чертить эти фигуры?

3. Изучение нового материала (слайд №6, 7)

Учитель: С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка? Длины отрезков измеряют линейкой. На линейке нанесены штрихи. Они разбивают линейку на равные части – деления. (слайд № 8). Расстояние между мелкими рисками равно 1 миллиметр, а между крупными 1 сантиметр. Все деления линейки образуют шкалу. Шкалы бывают не только на линейках. Какие приборы имеют шкалы? Термометр Каждое деление соответствует одному градусу Цельсия. Какую температуру показывает термометр? - Длины измеряют разными измерительными приборами. Шкалы могут быть и на других измерительных приборах, например термометр. Данный термометр имеет цену деления равную 1 градус Цельсия (слайд №9)

4. Историческая справка (слайд №9)

Андерс Цельсий - (1701-1744), шведский астроном и физик. Родился 27 ноября 1701 в Упсале. Окончил Упсальский университет и с 1730 до конца жизни был профессором этого университета. При его участии была организована Упсальская обсерватория, директором которой он стал в 1740. В 1733 Цельсий обнародовал данные наблюдений северного сияния, полученных им самим и другими астрономами в период с 1716 по 1732. В 1763 он принимал участие в экспедиции, целью которой была проверка гипотезы И.Ньютона о том, что Земля сплющена у полюсов. В 1742 опубликовал работу с описанием стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении была принята за 0°, а температура таяния льда - за 100°. Позже шведский биолог К.Линней "перевернул" эту шкалу, приняв за 0° температуру таяния льда. Этой шкалой мы пользуемся до сих пор, называя ее шкалой Цельсия. В 1948 она была принята как международная.

Учитель: На рисунке внизу изображен луч ОХ. Отметим на этом луче точку F. Под началом луча, точка O, напишем число 0, а под точкой F — число 1. Отрезок OF называется единичным отрезком. Нанесем на луч точку D, так чтобы расстояние OF было равно расстоянию FD и под точкой D напишем число 2. Затем на этом же луче отложим отрезок DE, равный единичному отрезку, и под точкой E напишем число 3. Повторяя эти действия, мы получим бесконечную шкалу. Ее называют координатным лучом. Числа 0, 1, 2, 3, . соответствующие точкам O, F, D, E . называют координатами этих точек. Пишут: О(0), F(1), D(2), E(3) и т. д.

Учитель: Шкалы могут быть и на других измерительных приборах (слайд № 10-17)

3) развитие у мения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы .

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: изучить шкалы, координаты точек, а так же уметь находить по шкале определенную величину и определять координату точки на координатном луче

Познавательные УУД: логические, умение структурировать знания

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция

Личностные УУД: самоопределение

Основные понятия : шкала, координата точки

Межпредметные связи: физика, туризм, химия

Ресурсы : учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин 2013г./, мультимедиа проектор, компьютер,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс 5.

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями шкала, координатный луч и координата точки.

Задачи урока:

Обучающие (формирование познавательных УУД):

сформировать понятие шкалы, деления шкалы, координатного луча;

учить определять на шкале единичный отрезок, строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

расширение кругозора учащихся;

развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

развитие интереса к предмету , познавательную творческую деятельность учащихся;

Воспитательные (формирование личностных УУД):

формировать умение аккуратного и точного изображения координатного луча;

интерес к изучаемой теме;

ответственное отношение к учебному труду.

План проведения урока

Цели и задачи этапа на уровне формирования универсальных учебных действий

1. Этап проверки домашнего задания. (№ 103, 104)

2. Повторение изученного.

3 . Этап работы с информацией.

Ориентирован на формирование познавательных универсальных учебных действий (умения формулировать вопросы к тексту, самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст).

4 .Этап первичного закрепления.

Ориентирован на формирование:

познавательных УУД (формирование умений

– по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

– по использованию доказательной математической речи;

– по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами);

регулятивных УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты);

коммуникативных УУД (формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты).

5 . Этап самостоятельной работы.

Ориентирован на формирование:

познавательных УУД (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов);

регулятивных УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты);

коммуникативных УУД (формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом).

6 . Этап подведения итогов.

Прогнозирование и самоопределение по выполнению домашнего задания. Предметная рефлексия. Формирование регуляторного опыта. Развитие умений формулирования вопросов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассматривается домашнее задание одного из учащихся.

Учащиеся сравнивают свое задание с заданием на доске, вносят коррективы, и оценивают себя самостоятельно (по заданным критериям).

hello_html_42a69f6.jpg

hello_html_6a5a4899.jpg

Учащиеся отмечают верные утверждения да-_ , неверные нет-  .

Сегодня на уроке мы будем изучать Шкалы и координаты.

- Какое слово вам непонятно?

- Понять значение новых слов нам поможет учебник.

Прочитайте статью учебника на стр. 21-22. И приготовьтесь ответить на вопросы: какие понятия связаны с координатным лучом? Расскажите, как построить координатный луч?

Читают текст и выделяют основные понятия связанные с координатным лучом ( шкала, координатный луч и т.д.)

Составляют при помощи учебника алгоритм построения координатного луча.

1. На доске начерчен координатный луч с отмеченными точками А, В, С, М, D , К.

- Покажите начало координат

- Покажите единичный отрезок

- Прочитайте А(1); В(2); С(3).

- Запишите координаты точек М, D , К.

2. Стр. 23, № 108, 109 (устно).

3. №110 (письменно).

- Сколько делений между числами 10 и 30?

- Чему равно одно деление?

- Запишите координаты точек С, А, В, D .

- Показывают на чертеже требуемые элементы.

- выполнение задания после ответа на поставленные вопросы.

- На доске варианты самостоятельной работы.

-Учитель проверяет задания на отворотах.

- Двое выполняют задание у доски на отворотах.

Самостоятельное выполнение заданий и самопроверка, по ответам учащихся проверенных учителем .

Учитель задает вопросы.

- объясните что такое координатный луч.

- о чем нужно помнить при построении координатного луча

Запишем домашнее задание:

Стр. 26 № 137, 138. Стр. 27 № 144(а), подготовить перечень бытовых приборов, имеющих измерительные шкалы.

Основная дидактическая цель урока: учить учащихся пользоваться различными шкалами, определять и записывать координаты точек, находить место точки на координатном дуче по данной координате.

I. Организационный момент

а) 64. 63, 46, 80, 42

б) 29, 18. 7, 39, 39

в) 39, 0, 28, 80, 92

г) 50, 50, 80, 80, 400

2. Графический диктант.

(Учитель читает высказывания. Учащиеся отвечают, рисуя отрезок или уголок. Ответ “да” соответствует _, ответ “нет” — Λ.)

1) Через две точки на плоскости можно провести только одну прямую.

2) Любое натуральное число можно изобразить точкой на координатном луче.

3) При пересечении двух прямых образуется не более трех лучей.

4) Любой отрезок является частью прямой.

5) Через точку можно провести только одну прямую.

6) Если на прямой отметить точку, то она разделит прямую на два луча.

7) Две пересекающие прямые делят плоскость на четыре части.

8) На любом луче можно отложить 1000 единичных отрезков.

9) Не всегда через две точки можно провести прямую.

Ключ: _ _ Λ _ Λ _ _ _ Λ

III. Определение темы урока

— Попробуйте сформулировать тему урока, исходя из заданий графического диктанта.

IV. Работа по теме урока

— Чему равен единичный отрезок?

— Назовите рост каждого ученика.

— Кто из ребят выше Тани, ниже Тани?

— Кто из ребят ниже Люды, выше Люды?

— На сколько Петя ниже Вани, ниже Сережи?

3. С. 24, № 118 (работа в паре).

V. Повторение изученного материала

— Сколько прямых надо провести через точку О?

— Назовите, полученные лучи. (ОА, ОВ, ОС, OD, OK, ОР, ОМ, ON.)

— На сколько частей эти прямые делят плоскость? (На 8.)

VI. Работа над задачей

— Прочитайте задачу. Сколько станков обслуживал первый рабочий?

— Какова его выработка в час на каждом станке?

— Можем ли узнать, сколько деталей изготавливал в час первый рабочий?

— Как узнать выработку в час второго рабочего на четырех станках?

— Как узнать выработку в час двух рабочих вместе?

— Составьте план решения задачи.

1) 11 ∙ 5 = 55 (дет.) — первый рабочий в час.

2) 15 ∙ 4 = 60 (дет.) — второй рабочий в час.

3) 55 + 60 = 115 (дет.) — оба рабочих в час.

4) 115 ∙ 8 = 920 (дет.) — оба рабочих за восьмичасовой рабочий день.

5) 60 - 55 = 5 (дет.) — на столько больше выработка второго.

6) 5 ∙ 8 = 40 (дет.) — на столько больше деталей сделает второй рабочий за рабочий день.

(При наличии времени на уроке можно рассмотреть второй способ решения задачи.)

1) 11 ∙ 5 = 55 (дет.) — первый рабочий в час.

2) 55 ∙ 8 = 440 (дет.) — первый рабочий за рабочий день.

3) 15 ∙ 4 = 60 (дет.) — второй рабочий за час.

4) 60 ∙ 8 = 480 (дет.) — второй рабочий за рабочий день.

5) 440 + 480 = 920 (дет.) — оба рабочих вместе.

6) 480 - 440 = 40 (дет.) — на столько больше изготовил второй рабочий.

— Сравните решения задачи.

— Какое решение вам понравилось больше? Почему?

VII. Самостоятельная работа

1. Начертите координатный луч, приняв за единичный отрезок длину одной клетки, и отметьте на нем точки М(7), А(3), В(8), К(10), С(5).

2. Начертите прямую CD, луч МК и отрезок АВ так, чтобы прямая пересекала луч и отрезок, а луч не пересекал отрезок.

1. Начертите координатный луч, приняв за единичный отрезок длину одной клетки, и отметьте на нем точки А(6), В(5), С(3), D(10), Е(2).

2. Начертите прямую СК, луч АЕ и отрезок MN так, чтобы прямая пересекала отрезок и не пересекала луч, а луч пересекал отрезок.

— Верно ли утверждение, что луч — это часть прямой, у которой есть начало, но нет конца?

— Сколько единичных отрезков можно отложить на координатном луче?

С. 27, № 143, 144 (б).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: