Шерлок холмс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна.
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа.
Описание материала: данный урок предназначен для учащихся 7 класса при изучении зарубежной литературы. С помощью различных методов раскрывается образ частного детектива, происходит знакомство учащихся с жанром детектива, обучение логике мышления, рассуждению и составлению собственных выводов.
Цели: проконтролировать знание текста рассказа; совершенствовать навыки краткого пересказа отдельных эпизодов, выявлять особенности его характера и профессиональной деятельности на основе приведенных аргументов, формировать логику мышления; развивать коммуникативные компетентности учащихся, воспитывать стойкость духа, стремление к справедливости, внимание к людям.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, рисунки учащихся, магнитофон, проектор, “экспонаты музея”.

Ход урока

Звучит музыка их кинофильма режиссера И. Масленникова “Шерлок Холмс и доктор Ватсон” (1979 г. )

Инсценировка фрагмента рассказа А. Конан-Дойла “Пестрая лента”. (См. приложение)

Учитель:

Из какого рассказа этот отрывок? Кто главные герои рассказа?

А кто такой Шерлок Холмс? Как вы думаете, почему тема нашего урока звучит именно так: “Этот загадочный Шерлок Холмс”?

Цель нашего урока - познакомиться с рассказами удивительного писателя, создавшего необычного героя, с жанром детектива, выявить художественное своеобразие прочитанных вами произведений; расследовать “загадочность” образа известного сыщика.

Ребята, вы уверены в том, что Шерлок Холмс действительно жил в Англии конца XIX - начала XX века и раскрывал свои бесчисленные преступления?

Пожалуй, ни у кого из книжных персонажей родословная не разработана так, как у знаменитого Шерлока Холмса. Впрочем, попробуйте только сказать, что Шерлок Холмс – вымышленный образ. В ответ поклонники Холмса приведут столько аргументов, что невольно встанешь в тупик.

Ведущий.

Давайте пройдемся по местам Шерлока Холмса. Для этого перенесемся в Лондон и совершим по нему небольшое путешествие. (Демонстрируется карта Лондона). Начнем, пожалуй, с самого знаменитого – квартиры сыщика на Бейкер-стрит.

Полицейский квартал Бейкерлоо нисколько не удивится вашим словам: “Где находится дом Шерлока Холмса?” Он привык к подобным вопросам – множество людей отправляется на поиски знаменитого детектива. Но когда вы окажетесь на Бейкер-стрит, ваше положение несколько осложнится. Кирпичные дома как один похожи друг на друга. Давайте обратимся к швейцару знаменитого дома № 221-б.

Швейцар (ученик).

- Да, именно в этом доме обосновался детектив. А вот и доказательство: в 1954 году здесь была восстановлена квартира двух приятелей и на стене дома укреплена мемориальная доска, которая подтверждает, что здесь с 1881 по 1903 год жил и работал знаменитый частный сыщик Шерлок Холмс.

Представьте себе, что на дворе зима, за окнами навис густой лондонский туман, едва пробиваемый газовыми фонарями. Доносится гул Сити, цокот лошади, крики разносчика, звуки шарманки, словом, шум, характерный для английской столицы конца прошлого столетия (звуковое оформление). Пять часов дня – время обычного чаепития – традиции столь же древней, как и сама Англия. Видимо, как раз этим были заняты хозяева накануне нашего прихода. Об этом говорят чашки с недопитым чаем на столе, сахарница, молочник. Тут же на столе – отмычки, две револьверные пули. Словом, тот беспорядок, который всегда вызывал неудовольствие у доктора Уотсона. Судя по всему, Шерлок Холмс и его друг вынуждены были в спешке покинуть свою квартиру. Причем настолько быстро, что аккуратист Уотсон даже забыл положить свой стетоскоп в самшитовый футляр, тот самый, из-за которого шляпа доктора всегда торчала горбом (в те времена врачи носили свои стетоскопы под головным убором). Воспользуемся отсутствием хозяев и продолжим осмотр.

(Все названные предметы лежат на столе и их демонстрирует ученик).

На великолепном викторианском камине, среди трубок, кисетов с табаком, перочинных ножичков, луп и наручников можно увидеть небольшую безобидную на вид коробочку из слоновой кости. Однако именно она чуть было не убила Шерлока Холмса, о чем рассказано в “Умирающем детективе”. В коробочке находилась иголка с ядом, которая выскакивала оттуда, стоило лишь приоткрыть крышку. Нельзя не обратить внимание и на персидскую туфлю, в которой “великий сыщик” хранил табак. А если заглянете в ведро с углем, то там, как вы и ожидали, обнаружатся сигары. Прямо на полу разложена карта района Дортмунда – с её помощью Холмс распутывал дело Баскервильской собаки. А вот и пистолет, потерянный на краю пропасти Рейхенбах, во время схватки с хитрым профессором Мориарти. Рядом любимица Холмса “страдивари” - скрипка, на которой он так любил играть. Возле окна бюст Шерлока Холмса. Это копия того самого бюста, что описан в рассказе “Пустой дом”. Оригинал, как вы помните, был разбит пулей полковника Морана.

Ведущий.

Покинем уютный кабинет на Бейкер-стрит и отправимся дальше “по следам Шерлока Холмса”. От Бейкер-стрит до Трафальгарской площади не так уж далеко. Цель нашего путешествия – соседняя с площадью узкая тихая улочка, в конце которой стоит четырёхэтажное здание. Ещё издали замечаешь вывеску со знакомым изображением сыщика. Сегодня здесь расположен бар Шерлока Холмса.

Учитель:

Ребята, вы все ещё сомневаетесь в существовании реального Шерлока Холмса?

Я могу привести ещё некоторые интересные факты. А вместе мы с вами придем к определенному выводу.

- Поистине, удивительная судьба у иных литературных героев. Об этом персонаже появились такие исследования, как “Частная жизнь Шерлока Холмса”, “Шерлок Холмс и музыка”, или “Шерлок Холмс и химия”. Есть музеи, посвященные Шерлоку Холмсу. В одном только Лондоне существует несколько таких мемориальных комнат-музеев, где вам вполне серьезно будут доказывать, что здесь обитал прославленный сыщик. Приходилось ли кому-нибудь слышать о том, что в честь литературного персонажа создавались журналы и даже целые организации его имени? Однако в Лондоне есть “Общество Шерлока Холмса” выходит журнал “Бейкер-стрит джорнел”, в Америке – общество “Добровольцы Бейкер-стрит”, “Клуб пестрой ленты” и ещё множество других союзов и клубов, носящих имя великого сыщика или названия его рассказов.

Нашлись современные “холмсоведы”, которые утверждают, будто автором всех приключений Шерлока Холмса был не Конан Дойл, а не кто иной, как сам доктор Уотсон. Словом, как пишет английский журнал “Зис уорд”, убедить поклонников Шерлока Холмса в том, что их героя никогда не существовало, невозможно, для них он самый что ни на есть на свете реальный человек, который действительно жил в английской столице и был известен многим.

- Ребята, так действительно думают многие, потому что Шерлок Холмс пользуется необыкновенной популярностью. И всё это благодаря человеку, который создал бессмертный персонаж. Кто же этот человек, который всех заставил поверить, что Шерлок Холмс реально существует? Сам Шерлок Холмс следовал четкому правилу: “Чтобы отыскать эти непонятные явления и необычайные ситуации, мы должны обратиться к самой жизни, ибо она всегда способна на большее, чем любое усилие фантазии”.

Последуем этому совету и поговорим о самом писателе – Артуре Конан Дойле. У нас сегодня присутствует группа литературоведов, которые серьёзно занималась изучением биографии и творчества писателя и о своих находках они расскажут нам.

(Рассказ литературоведов).

Молодой художник Чарлз Элтимонт Дойл был слишком беден, чтобы держать прислугу. Всю тяжелую домашнюю работу миссис Дойл, урожденная Фоли, делала сама. Выгребая золу и начищая каминную решетку, она, чтоб не терять времени даром, беседовала с сыном — Артуром. Чаще всего разговоры шли о геральдике. Гордая Мэри, чей род уходил корнями в XIV столетие, учила ребенка отличать графскую корону от герцогской, а льва от львиного леопарда. А заодно внушала мальчику средневековый кодекс поведения: "Бесстрашие перед сильными, смирение перед слабыми. Быть рыцарем со всеми женщинами, невзирая на происхождение. Подавать помощь нуждающемуся, кем бы он ни был. И тому порукою — слово рыцаря". Этот многократно повторенный урок матери Артур запомнил на всю свою жизнь.

Гораздо меньший след в душе Артура оставила учеба в иезуитском колледже Стонйхерст. Мальчик занимался весьма прилежно, но так и не смог отдать предпочтение ни одной из изучаемых там наук.

В результате дальнейшую судьбу Дойла пришлось решать матери. Это ей пришла в голову мысль о медицине и Эдинбургском университете. Миссис Дойл казалось, что диплом врача обеспечит сыну достойное место в обществе.

Среди выпускников медицинского факультета Эдинбургского университета 1881 года значится имя Артура Конан Дойля. Получив диплом врача, Артур, которому тогда было едва за двадцать, решил продолжать совершенствоваться на поприще медицины. Первым условием для этого была практика. И вот вскоре на одной из дверей в пригороде Портсмута появилась до блеска начищенная медная табличка: Конан Дойль, врач и хирург. Молодой доктор стал поджидать пациентов. Однако время шло, а посетителей можно было пересчитать буквально по пальцам. Напрасно молодой медик с укором и мольбой поглядывал на фотографию своего учителя доктора Джозефа Белла, стоявшую у него на камине. Его учитель профессор Королевского госпиталя в Эдинбурге, пользовавшийся у студентов огромной популярностью, не в силах был ему помочь. И все же старый учитель пришел на помощь своему питомцу. Правда, помог он ему не в обеспечении клиентурой, а в другом…

Еще в университете Конан Дойль увлекся рассказами американского писателя Эдгара По, родоначальника детективного жанра. Герой Э. По сыщик Дюпен с его методом дедуктивного мышления и логическим анализом напоминал чем-то Джозефа Белла, его метод изучения пациента. В этом смысле профессор был феноменальной личностью, во многом превосходившей героя Э. По. Он часто поражал студентов, в том числе и своего любимого ученика - Конан Дойля, необыкновенной проницательностью, умением исключительно по внешнему виду человека поставить не только диагноз, но и прочитать по выражению лица, глаз, по одежде и обуви его биографию, рассказать о нем то, чего, казалось бы, никак нельзя было предугадать при первом взгляде. Что касается взгляда Белла, то он, словно рентгеновские лучи, проникал внутрь пациента. Профессор, с непроницаемым, как у индейца, лицом, ставил диагноз еще до того, как больной успевал раскрыть рот. Это производило ошеломляющее впечатление, вспоминал позже Конан Дойль. Казалось чем-то сверхъестественным. А между тем, уверял Белл, все дело лишь в наблюдательности, в умении по внешним признакам делать логические выводы. “Пускайте в ход силу дедукции”, часто повторял он. И демонстрировал свой метод “расшифровки”. . . Свой дедуктивный метод Белл старался привить и ученикам. Неудивительно, что молодой ассистент Конан Дойль стал поклонником и последователем метода Белла. В дни вынужденного бездействия, когда не было пациентов, Конан Дойль трудился над листом бумаги. Он задумал создать образ сыщика иного, можно сказать, высшего типа, более умного и талантливого, чем Дюпен, обладающего острой наблюдательностью, умеющего видеть и при помощи анализа и дедукции делать единственно верный вывод. О преступлениях, раскрытых этим вымышленным сыщиком, oн и будет рассказывать. Вернее, не о раскрытых преступлениях — не это будет главным в его повествовании, а о приключениях человеческой мысли, которая раскрывает преступления. В его памяти сохранилась почти готовая живая модель его будущего героя.

Учитель:

Конан Дойль не отрицал, что старый учитель Джозеф Белл послужил прототипом его героя. (Обращается внимание учащихся на литературоведческий термин). Напротив, считал, что ему здорово повезло, ибо в жизни нашелся прообраз его будущего героя. Правда, вскоре после смерти писателя, сын Адриан решил опровергнуть слова отца. Он полагал, что наличие прототипа умаляет заслугу автора в создании знаменитого литературного персонажа. Тогда дочь Д. Белла представила письма писателя к ее отцу. В них черным по белому говорилось о том, что Холмс во многом списан с профессора Белла.

Жанр “ детектив”. Детектив от латинского detectio - раскрытие. В английском языке есть глагол to detect - “открывал” и слово detectiv – сыщик. Детектив – это произведение о совершении и раскрытии преступлений.

Учитель знакомит учащихся с особенностями классического детектива (проецируются на экран), которые и формируют этот жанр.

2. Странные действия детектива (ни непонятны ни Уотсону, ни Лейстреду, ни пострадавшему, но главное - читателю). На этом этапе оказываются в полном тупике помощники и полиция.

  • Обратимся к самим рассказам “Пестрая лента”, “Дьяволова нога”, “Союз рыжих”, с которыми вы уже познакомились.
  • Какое впечатление произвели эти рассказы?
  • Какие жанры рассказа вы уже знаете?

Подходят ли эти рассказы под уже известные вам жанры? Используя знание особенностей классического детектива, докажите на примере любого прочитанного вами произведения, что это классический детектив.

Наиболее понравившиеся эпизоды из прочитанных произведений наши художники запечатлели в своих рисунках. Они помогут вспомнить нам фрагменты сюжета рассказов и понять, насколько восприятие художественного произведения индивидуально. Слово художникам. (Выставка работ учащихся с комментариями авторов).

Учитель:

Благодаря художникам мы вновь окунулись в таинственный мир детектива.

А сейчас вы имеете возможность продемонстрировать свою наблюдательность, чуткое отношение к слову, детальное знание рассказов Артура Конан Дойла с помощью игры.

Итак, у нас 2 команды.

1 конкурс называется “Запутанный рассказ”.

Командам по очереди предлагаются 3 истории, изложенные от лица персонажей прочитанных рассказов. Рассказы подготовлены заранее помощниками учителя, в рассказах есть ошибки и неточности. Задачей команды, которой задан вопрос, указать на них. Когда команда закончила ответ, соперники могут внести свои исправления и дополнения.

2 конкурс. “Маска, я тебя знаю!”

Командам предлагается характеристика какого-нибудь персонажа рассказа, которого нужно узнать. Если по одной характеристике команда не может дать ответ, то начинаются “торги”, в которых участвуют и соперники. Всего на каждого персонажа 5 характеристик.

3 конкурс. “Что бы это значило?”

Каждой команде предлагается по 2 вопроса в такой форме: какую роль в повествовании играют эти предметы?

“ Союз рыжих”: “Британская энциклопедия”, чернила, перья.

“ Дьяволова нога”: корень, лампа.

“Пёстрая лента”: сейф, блюдечко с молоком.

Подведение итогов игры. Приз для лучшей команды – книга Артура Конан Дойла.

Звучит музыка из кинофильма “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”

Учитель:

Артур Конан Дойл – создатель знаменитого героя английской литературы, героя, который станет его вторым “я” и будет преследовать автора до самых последних дней. И проводил он её, между прочим, не только за письменным столом…

Едва началась англо-бурская война, Дойл, забросив рукопись очередного исторического романа, отправился в Южную Африку, на фронт. Он полагал, что человек с несокрушимым здоровьем и дипломом врача должен быть там, где под палящим солнцем умирают от ран и болезней солдаты.

А сколько людей были обязаны Дойлу своим спасением в мирное время! Биографам писателя хорошо известны два имени Джордж Идалджи и Окар Слейтер. На то, чтобы вырвать этих джентльменов из рук зарвавшегося правосудия, Дойл потратил несколько лет. Ради них он был вынужден сам превратиться в Шерлока Холмса. Не считаясь ни с временем, ни с затратами, писатель ездил по стране, встречался со свидетелями, рылся в архивах и доказал, в конце концов, что в тюрьму попали не садисты, не убийцы, а обыкновенные жертвы судебной ошибки…

Современников восхитило поведение Дойла – ведь сначала “преступники ” не были ему даже знакомы. И на сэра Артура посыпались письма с просьбой распутать очередное дело и спасти невинного человека. Дойл ни в коем случае не считал себя сыщиком, но иногда у него просто не хватало духу ответить отказом…

Впрочем, обо всем этом мы толком ещё ничего не знаем. Потому что архив писателя - двадцать огромных ящиков – до сих пор почти не опубликован, и можно только гадать, о чем писали сэру Артуру Уинстон Черчилль, Теодор и Франклин Рузвельты, английский король Эдуард VII. А вдруг и они просили Дойла начать какое-нибудь расследование?

Вот вам и ещё одна загадка и ещё один детектив, исследователями которых вы, надеюсь, захотите стать.

Обращение к рассказам Артура Конан Дойла позволило нам сегодня раскрыть загадочность образа его любимого героя Шерлока Холмса, развить понятие “сюжет детективного рассказа”, раскрыть особенности этого сюжета, в основе которого лежит тайна и её разгадка.

Домашнее задание: придумать рассказ в жанре детектива. Можете поручить расследование Шерлоку Холмсу, а можете придумать своего сыщика. (Приложение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сэр А?ртур Игне?йшус (в устаревшей передаче — Игна?тий)[4] Ко?нан Дойл[5][К 1] (Дойль)[К 2] (англ. Sir Arthur Ignatius Conan Doyle; 22 мая 1859, Эдинбург — 7 июля 1930, Кроуборо[en], Суссекс) — английский писатель (по образованию врач), автор многочисленных приключенческих, исторических, публицистических, фантастических и юмористических произведений. Создатель классических персонажей детективной, научно-фантастической и историко-приключенческой литературы — гениального сыщика Шерлока Холмса, эксцентричного профессора Челленджера, бравого кавалерийского офицера Жерара. Со второй половины 1910-х годов и до конца жизни — активный сторонник и пропагандист идей спиритуализма.

Школьная жизнь Артура прошла в подготовительной школе Годдера. Когда мальчику исполнилось 9 лет, богатые родственники предложили оплачивать его обучение и направили на следующие семь лет в иезуитский закрытый колледж Стонихерст, откуда будущий писатель вынес ненависть к религиозным и классовым предрассудкам, а также к физическому наказанию. В интернате Дойл с удовольствием занимался спортом, а также открыл в себе талант рассказчика, собирая вокруг себя сверстников, которые часами слушали на ходу придумывавшиеся истории.

Школьная жизнь Артура прошла в подготовительной школе Годдера. Когда мальчику исполнилось 9 лет, богатые родственники предложили оплачивать его обучение и направили на следующие семь лет в иезуитский закрытый колледж Стонихерст, откуда будущий писатель вынес ненависть к религиозным и классовым предрассудкам, а также к физическому наказанию. В интернате Дойл с удовольствием занимался спортом, а также открыл в себе талант рассказчика, собирая вокруг себя сверстников, которые часами слушали на ходу придумывавшиеся истории.

Начало Первой мировой войны полностью перевернуло жизнь Конан Дойла. Сначала он записался добровольцем на фронт. После того, как это предложение было отклонено, он посвятил себя публицистической деятельности. В 1916 году Конан Дойл проехал по боевым позициям британских войск и посетил армии союзников, считая своим долгом поддерживать боевой дух солдат. Брат, сын и два племянника Дойля ушли на фронт и там погибли. Это явилось сильнейшим потрясением для писателя и наложило тяжелую печать на всю его дальнейшую литературную деятельность.

Начало Первой мировой войны полностью перевернуло жизнь Конан Дойла. Сначала он записался добровольцем на фронт. После того, как это предложение было отклонено, он посвятил себя публицистической деятельности. В 1916 году Конан Дойл проехал по боевым позициям британских войск и посетил армии союзников, считая своим долгом поддерживать боевой дух солдат. Брат, сын и два племянника Дойля ушли на фронт и там погибли. Это явилось сильнейшим потрясением для писателя и наложило тяжелую печать на всю его дальнейшую литературную деятельность.

Всю вторую половину 20-х годов писатель провел в путешествиях, не прекращая активной публицистичес- кой деятельности. Последняя его поездка по Скандинавии подорвала его здоровье. Весну следующего года он провел в постели в окружении близких. В какой-то момент наступило улучшение: писатель немедленно отправился в Лондон потребовать у министра внутренних дел отмены законов, преследовавших медиумов. Это усилие оказалось последним: ранним утром 7 июля 1930 года в своём доме в Кроуборо (Сассекс) Конан Дойль умер от сердечного приступа. Он был похоронен неподалеку от своего садового домика.

Всю вторую половину 20-х годов писатель провел в путешествиях, не прекращая активной публицистичес- кой деятельности. Последняя его поездка по Скандинавии подорвала его здоровье. Весну следующего года он провел в постели в окружении близких. В какой-то момент наступило улучшение: писатель немедленно отправился в Лондон потребовать у министра внутренних дел отмены законов, преследовавших медиумов. Это усилие оказалось последним: ранним утром 7 июля 1930 года в своём доме в Кроуборо (Сассекс) Конан Дойль умер от сердечного приступа. Он был похоронен неподалеку от своего садового домика.

Памятники Артуру Конан Дойлу

Памятники

Артуру Конан Дойлу

При первой встрече с Шерлоком Холмсом доктор Ватсон описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека:

Шерлока Холмса сыграло более 70 актёров в 210 фильмах, но самой известноной стала роль Василия Ливанова. Её Величество Королева Великобритании Елизавета II наградила его званием Кавалера Ордена Британской империи.

Шерлока Холмса сыграло более 70 актёров в 210 фильмах, но самой известноной стала роль Василия Ливанова. Её Величество Королева Великобритании Елизавета II наградила его званием Кавалера Ордена Британской империи.

Посол Брентон в частности

сказал Господину Ливанову:

Памятник знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу и его бессменному помощнику доктору Ватсону был открыт возле здания посольства Великобритании на Смоленской Набережной в Москве С ним связана легенда. Оказывается, если сесть рядом с доктором Ватсоном и подержаться за его записную книжку, все проблемы и сомнения решатся. А вот если потрогать трубку знаменитого сыщика – забот заметно прибавится.

Памятник знаменитому

сыщику Шерлоку Холмсу и

его бессменному помощнику

доктору Ватсону был открыт

возле здания посольства

Великобритании на

Смоленской Набережной

С ним связана легенда.

Оказывается, если сесть

рядом с доктором Ватсоном и

подержаться за его записную

книжку, все проблемы и

сомнения решатся. А вот если потрогать трубку

знаменитого сыщика – забот заметно прибавится.


Возраст участников: дети среднего школьного возраста Цель мероприятия: стимулирование личностного роста детей в условиях игровой интеллектуальной деятельности;расширение кругозора; вовлечение их в творческую среду, воспитание познавательной активности, интереса и инициативы, развитие коммуникативных навыков

Содержимое разработки

СЦЕНАРИЙ ОТБОРОЧНОГО ТУРА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

Развитие познавательной активности у детей, стимулирование личностного роста является одной из важных составляющих социализации личности и продиктовано современным обществом. Мы живем в стремительно менающемся мире, в эпоху информации, компьютером, телевидения, мобильной связи, интренета и т.д. Информационные технологии дают нам новые возможности. А для того, чтобы дети были успешными, умело ореинтировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях, т.е. научить ребенка думать и размышлять. Для развития навыков эффективного мышления, требуется специально отработанная целенаправленная практика. В соответствии с современными тенденциями развития образовнаия, мы должны выпустить человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи.

Многие думают, что развитая познавательная активность и логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

Восприятие и пространственное мышление- это те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Поэтому работа по развитию у детей логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения разноплановых задач оказывается эффективным.

Возраст участников: дети среднего школьного возратса

Цель мероприятия: стимулирование личностного роста детей в условиях игровой интеллектуальной деятельности;расширение кругозора обучающихся; вовлечение их в творческую среду, воспитание познавательной активности, интереса и инициативы, развитие коммуникативных навыков

Оборудование: столы, музыкальный плеер, медиа-доска, сигнальные таблички, конверты с заданиями, карандаши

Ну что ж, команды, вы готовы? Тогда давайте начинать. Так как вы сегодня будете детективами – я предлагаю назвать ваши команды подходящим образом и выбрать капитана. На это задание вам дается 1 минута.(команды придумывают свои названия и пишут их на табличках , котрые расположены на столах)

1. То, с чего начинается детективный фильм. (преступление)

2. Как называется отметины, которые преступник оставляет руками на орудии преступления (отпечатки пальцев)

3. Как называют человек, который нарушает закон (преступник)

4. Как называют человека, который что-либо украл (вор)

5. Как называются предметы, оставленные на месте преступления? (улики)

6. Человек, который раследует преступления (детектив)

7. Куда надо звонить если совершено преступление? ( в полицию)

8. Человек, который был на месте преступления и видел происходящее (свидетель)

9. Как называется место, где преступники отбывают сов енаказанеи? (тюрьма)

10. Как зовут самого знаменитого сыщика Скотланд- Ярда? (Шерлок Холмс)

Жюри подводит итоги конкурса

Вчера в криминальной хронике вышла статья. В музее на 7 авеню была похищена золотая статуэтка. Преступник скрылся в неизвестном направлении. Однако, есть свидетели, которые его видели. Наша задача – создать фоторобот преступника. У вас на столе конверты – в которых лежать картинки с разными частями лица человека.(приложение 1) Я буду зачитывать слова свидетелей, а вы по данным фактам должны составить портрет преступника. Итак:

- Таксист Гари утверждает, что преступник был крепкого телосложения, высокий, поэтому это была не девушка

- Миссис Марпл говорит о том, что на улице было очень темно, она не смогла хорошо разглядеть цвет волос, но он точно был не темного цвета.

- Мистер Томас сказал, что нос у него был не узкий, а широкий,картошкой

- соседка Элис рассказала о том, что она не любит рыжий цвет, поэтому она бы точно заметила если бы он был у преступника.

- Бабушка Эльза сказала, что у ее сына в молодости была такая же прическа, он тогда еще очень любил отращивать волосы.

- Ингрит сказала – я не знаю ни цвет волос , ни прическу, но мне кажется что у него были маленькие светлые усы.

- Охранник музея видел только прядь его волос из капюшона - ему кажется что они были прямыми.

- Хозяйка соседнего магазина точно уверено, что преступник был блондин

Ответ- блондин, с длинной стрижкой, с прямыми волосами, нос картошкой и с усами.

Слово - Электричество (Лето Тело Лес Лев Тесто Лик Литр Лис Лот Тик Тир Тис Ток Тор Тост Кит Кол Кот Рис Рок Рот Рост Ров Человек Чек Счет Сок Сор Век Вол Вор Воск Ил Ор )

(Участнки показывают места преступления, а команды отгадывают)

Места преступления: на балете, на катке, в ресторане, в кино, в лесу и т.д.

Ведущий: Молодцы, замечательно справились с заданиями и мы готовы идти дальше. Шерлок Холмс, благодаря вашей помощи уже очень близок к разгадке преступления. Он сообщает нам о том, что на месте преступления был найдет мп3-плеер преступника с музыкальными композициями. Однако у него возникла проблема. Вся музыка записана с заду на перед, он не может распознать, что это за песни. Поэтому сейчас мы ему поможем. Сейчас каждой команде по очереди я буду включать музыкальную композицию, а вы должны угадать, что это за песня. (команды по череди угадыват названия песен)

Ведущий: Вот мы с вами и справились со всеми заданиями. Благодаря нашим усилиям, преступник пойман а статуэтку вернули в музей. Теперь вы все – достойны звания настоящих детективов. Осталось только подвести итоги и узнать победителей. А пока наши члены жюри подволят итого для вас всех музыкальный подарок

Музыкальная пауза

Ведущий: Вот и настал долгожданный момент. Для подведения итогов я предоставляю слово жюри. (жюри объявляет результаты. По итогам вручаются дипломы и подарки). Я поздравляю всех ребят, сегодня вы все замечательно спарвились со всеми заданиями. А мы с вам не прощаемся, нашашокла всегда открыта для всеж любителей приключений и расследований. А команда – победитель проходит в финальный тур. До новых встреч, ребята!

Финальный тур интеллектуально-познавательной игры

Правила нашей игры остаются те же – у нас есть 3 команды-финалиста, которые будут соревноваться между собой. Но для начала, я хочу представить вам настоящих профессионалов своего дела, членов нашего жюри. (представление членов жюри)

Ведущий: Ну что ж, команды, вы готовы? Тогда давайте начинать.

На экране медиа-доски проецируются предметы:

Золотой ключик (Буратино)

Хрустальная туфелька (Золушка)

Пропеллер и банка с вареньем (Карлсон)

Разбитое корыто (Старуха)

Сапоги (Кот в сапогах)

Шапочка яркого цвета (Красная шапочка)

Дуб и цепь (Сказка о царе Салтане)

Подводение результаты после конкурса

Для начала вам надо будет узнать, какие киноленты были украдены. На экране будут показаны ассоциации, связанные с определенными фильмами, вы должны будете угадать, что это за фильм. За каждый правильный ответ – 1 балл.

На экране проецируются слова – ассоциации из фильмом:

Команды выполняют задание. По истечению времени передают ответы членам жюри.

Чтобы всем было понятно, рассмотрим подробно расшифровку перевертыша строчки из стихотворения: Лежу перед окном у светлицы сухой

Начинаем искать замену словам: лежу — стою или сижу, перед — за или над, светлица — темница, сухой — мокрый или сырой. Сижу за решеткой в темнице сырой…

У вас на столах конверты с заданиями с перевертышами известных фраз (приложение 5) . Вам надо написать их правильно. На задание вам дается 3 минуты.

Ведущий: Молодцы, замечательно справились с заданиями и мы готовы идти дальше. Следующее наше задание нам прислали с полицейского участка. Нам нужно опрделить группу подозреваемых. У вас на стола конверты с данными подозреваемых и их силуэтами (приложение 6). Ваша задача внимательно ознакомиться с предложенными фактами и определить к кому из подозреваемых они относятся. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

После выполнения задания команды передают карточки члненам жюри для оценивания.

На экране проецируются картинки, на которых не хватает некоторых деталей. Участники разгадывают- чего не хватает

Ведущий: Ну вот мы с вами и справились со всеми заданиями, благодаря нашим усилиям, преступники пойманы, а киноленты вернули на место. Вы все достойны звания настоящих детективов. Осталось только подвести итоги и узнать победителей. А пока наши члены жюри подводят итого для вас всех музыкальный подарок

Музыкальная пауза

Читайте также: