Шедевры третьяковской галереи конспект

Обновлено: 16.05.2024

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Третьяковская галерея – настоящая сокровищница русского изобразительного искусства. В августе 1892 года Павел Михайлович Третьяков передал в дар Москве, всей России свое уникальное собрание картин. В августе 1893 года, состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. Сегодня Третьяковская галерея по праву считается одним из крупнейших музеев мира.
Давайте, перелистаем сегодня всего лишь несколько страниц истории….
Библиотечный урок для учащихся 5 - 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о жизни и деятельности замечательных людей.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах. Прочитав которые дети могут узнать о истории Государственной Тетьяковской галереи и ее основателе, какую роль играют в жизни нашего общества. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся сокровищницей русского изобразительного искусства.


Увы, земной недолог путь,
И всё ж во власти человека –
Великое творя, шагнуть
За рамки собственного века.
И. Гёте

Сергей Михайлович Третьяков (1834 – 1892)


Картины Третьяковской галереи:
Веков, событий ярких череда.
Для наших душ распахнутые двери
В тот мир, что восхищает нас всегда.
Картины Айвазовского, Брюллова-
Жизнь на холсте Поэзии большой!
К их волшебству я припадаю снова
Своею очарованной душой.
Со мной картины говорят стихами:
Саврасов, Репин, Левитан, Перов.
Святого Духа чувствую дыханье,
Что вдохновляло наших мастеров…


Луны не видно. но она - везде,
Всё залито её волшебным светом:
Стволы дерев, кувшинки на воде,
И девушка, вся в белое одета.
Вот только что присела отдохнуть,
Возможно, и прогулка утомила.
В такую ночь удастся ли уснуть?
У полнолуния - таинственная сила.
Она сама - как отражение луны:
Загадочна, тиха и одинока.
Глаза слегка задумчивы, грустны.
А мысли и не здесь уже, далёко.
О чём она мечтает иль о ком,
Что занимает юное сознанье?
Подлунный свет её окутал целиком,
От всей фигуры - ровное сиянье.
Вот ожили кусты и тополя,
Из чащи леса вышли на тропинку,
Свечением пронизана земля.
А девушка похожа на кувшинку.

Дело всей жизни

Тайна записной книжки
В бору сосновом утро настаёт
На бархате стволов темнеет влага,
Туман ползёт холодный из оврага,
И робко птица первая поёт.
Пока что в полудрёме мир лесной.
Так, благостно, так сладко в царстве сонном!
Луч солнышка целует нежно кроны,
И пахнет удивительно сосной.
Давно не спят мишутки - шалуны,
Балуются, как маленькие дети,
Второй лишь год живут на белом свете.
Весь мир познать скорей спешат они.
На сломанную бурею сосну
Они, пыхтя, влезают, как на горку…
Медведица их охраняет зорко
И слушает лесную тишину.


И.И. Шишкин "Утро в сосновом бору"

Из собрания Третьяковской галереи
Всю ночь лил дождь до самого рассвета.
А утром нехотя забрезжил свет.
Ненастным будет день, мы видим это,
Ведь на картине тёплых красок нет.
Заполнилось народом место казни,-
Увидеть смерть бунтовщиков хотят.
Глазеть приходят люди, как на праздник.
Когда чужие головы летят.
Толпа зевак как будто бы в тумане,
На зрелище сбежалась голытьба…
Стрельцы, конечно, на переднем плане,-
Их страшная и горькая судьба.
Вон рыжий, тот, что на картине слева,
Он не смирился со своей судьбой,
В колодах ноги, взгляд сверкает гневом,-
Он всей душою снова рвётся в бой!
В кафтане красном тот чернобородый,
В него вцепилась в ужасе жена.
Он смотрит исподлобья,- сильный, гордый…
Лицо жены бледнее полотна!
Он не был ласков со своей женою,
И часто не хватало ей тепла,
Но с Гришенькой, как будто за стеною,
Она всегда в довольствии жила.
Ещё такие маленькие дети,
И сердце разрывает ей тоска…
Кто скажет ей, как жить на белом свете?
Она его не хочет отпускать!
В отчаянье седобородый воин.
Совсем недавно брал Азов с Петром.
Он самой лучшей участи достоин,
Умрёт же, словно тать, под топором!
Черёд того, кто к нам спиной, в рубахе.
Он тяжесть сознаёт своей вины,
Душа его в смятении и страхе.
Не слышит вопли горькие жены.
Как тяжела последняя дорога.
Вокруг не замечая ничего,
Он об одном лишь только просит Бога,
Чтобы Господь за всё простил его.
Поближе к нам три скорбные фигуры,
Мы видим лица мокрые от слёз.
Орал кормилец спьяну или сдуру
А пёс смердячий на него донёс.
Царю мать челобитную носила:
Мол, молод, нёс крамолу сгоряча!
Но страшный приговор остался в силе.
У ног вдовы погасшая свеча…
Владимир Гусев




Спасибо вам - художники России!
Учителя любви и красоты!

Тайна записной книжки
Павел Михайлович Третьяков был одним из первых собирателей великого и древнего искусства иконописи, он раньше многих прозорливо увидел ее непреходящие художественные ценности. В 1890 году в Москве проходил VIII Археологический съезд. В залах Исторического музея была устроена выставка археологических находок, старинного оружия, народных костюмов, предметов быта. На ней можно было увидеть и коллекции древних икон из собраний купцов - старообрядцев И.Л. Силина, С.А. Егорова, Н.М. Постникова.
Павел Михайлович Третьяков с большим вниманием осмотрел выставку, любуясь мастерством древних иконописцев, и понял, что его собрание без образцов древнерусской живописи неполно. Он приобрел иконы из собрания И.Л. Силина, а позже и у других собирателей древнего искусства. И хотя коллекция икон, собранная Третьяковым, скромна по сравнению с богатейшими собранием современной Третьяковской галереи, но начало было положено.

В Третьяковской галерее
Светит аура добра.
Красота в ней не тускнеет,
Не уходит в никуда,
В ней, порой, непостижимо
Раскрывается сюжет.
И любая здесь картина
Словно времени портрет.

Оценить 840 0

Цель урока: Формирование представлений о живописи и жанрах картин представленных в Третьяковской галереи.

-познакомить учащихся с историей создания Третьяковской галереи,
- познакомить учащихся с творчеством великих русских художников и жанрами изобразительного искусства:
- использовать содержание урока для нравственного и эстетического воспитания.
- формировать умения анализировать жанры художественных произведений в живописи;

Основные понятия: галерея, экскурсия

Межпредметные связи: живопись и музыка

- основные: учебник МХК Л.Рапацкая

- дополнительные: презентация

Тип: открытие новых знаний

Жанр урока: метапредметный

Вид урока: музейный урок

Планируемый результат: научиться анализировать картины разных жанров портрет, пейзаж.

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Активизация внимания

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок .

Эмоционально-образный настрой к уроку

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Постановка проблемы.

Актуализация знаний

Посмотрите на доску, прочтите ключевые слова нашего урока.

Размышлять, анализировать, высказывать свое отношение

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Введение в тему урока

Ребята, предположите, что мы будем сегодня делать на уроке? О чем говорить?( экскурсия по галерее, знакомство с живописью).

Ребята, а вы были, когда-нибудь в картинной галерее?

СЛАЙД 2 ТЕМА УРОКА

А где она находится? (в Москве)

А что такое галерея, что в ней можно увидеть? (картины, скульптуры)

Познавательные

Учатся слушать и эмоционально откликаться

Совместное открытие новых знаний

Подведение итогов

Ребята, в нашей школе в 70-е и 80-е годы существовала малая Третьяковская галерея. Ваши сверстники знакомились с репродукциями картин известных художников. В этом году малая Третьяковка в школе была возрождена. Сегодня мы в ней побываем и прикоснемся к шедеврам живописи. Мы познакомимся с творчеством великих русских художников и их работами.

Нам будут помогать экскурсоводы - учащиеся 11 класса. Кто такие экскурсоводы?

В галерее 62 зала. Сегодня в ней представлено более 100 тысяч произведений. Картины расположены в галерее по разделам и жанрам.

Ребята, я приглашаю вас в галерею, на выставку картин. Давайте рассмотрим картины, поделимся впечатлениями, побеседуем.

(Переходим в зал к картинам)

Ребята, посмотрите на эти работы великих художников, какие чувства у вас возникают?

Какие-то картины вам уже знакомы? Где то вы могли уже встречаться с этими полотнами?

Что здесь передано? (красота осеннего пейзажа)

А познакомит нас с этой репродукцией Татьяна.

Ребята, какими чувствами, красками наполнено это полотно? Какие краски взял художник, чтоб передать ее красоту?

Ребята, а вы слышите, какая музыка звучит с этой репродукции? Какая она? (нежная, умиротворенная, возвышенная, мечтательная, солнечная). Пусть музыка картин Исаака Левитана еще долго звучит в вашей душе.

Путешествия по залам галереи, мы с вами видим картины, на которых изображена не только природа, но и люди? Чьи портреты вы увидели? Кто из людей, изображённых на этих картинах, вам хорошо знаком? Пушкин.

Один из шедевров портретной живописи - картина русского художника О. КипрЕнского. Многие художники изображали А.С Пушкина, но именно этот портрет является лучшим.

Каким поэт предстает пред нами? (задумчивым, ловит момент вдохновения, грустен, взгляд устремлен вдаль)

А расскажет нам об этой картине Дарья.

Ребята, почему художник изобразил поэта именно так, почему выбрал такой тон? ( чтоб выделить черты его лица, показать его сосредоточенность, его задумчивость)

А вот еще репродукция не менее известной картины. Она помогает нам почувствовать богатырскую удаль, силу, могущество.

Как она называется, кто автор?

Послушаем Дарью, что же интересного она нам расскажет о создании этой картины.

Итак, ребята, какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на нее? (силу, мощь, мужественность, защиту). Так и слышатся звуки богатырской мелодии М.П. Мусорского.

Оказывается, если внимательно всмотреться в репродукции картин, то они могут нам о многом рассказать, могут тронуть нашу душу, взволновать Мы сопереживаем.

Ребята, наш урок подходит к концу. И я предлагаю вам еще раз пройтись по школьной галерее. Пустькаждый из вас остановится у той картины, которая произвела наибольшее впечатление.

Ребята, а что поразило, удивило, поделитесь своими впечатлениями?

Я верю, что вы еще не раз побываете здесь в нашей школьной галерее. И мы продолжим разговор о картинах на следующим уроке.

Высказывают мнения о содержании картины. Передают чувства которые хочет выразить художник.

Передают свое ощущения от репродукции картины.

Познавательные:

учатся размышлять над содержанием произведения,

определять средства выразительности

высказывать суждения о репродукции картины

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Регулятивные:

овладение логическими действиями сравнения

Регулятивные:

Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.

Третьяковская галерея является крупнейшим художественно – историческим музеем, посвященным изобразительному искусству в России. Он расположен в Москве в Лаврушинском переулке. Галерея поражает своим размером – в ней насчитывается более 100 000 различных экспонатов.


Коротко об истории создания Третьяковской галереи

Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.

Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.

На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год

Современная деятельность

Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.
В самой галерее представлено несколько экспозиций:

  • Искусство Древней Руси 12-17 веков;
  • Искусство 18 века;
  • Искусство 19 века;
  • Искусство начала 20 века;
  • Искусство СССР и сокровищница.

Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.


Интересные факты


Похожие записи:

Коротко о Третьяковской галерее : 1 комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

В 62 залах главного здания Третьяковской галереи, которое находится на одноименной станции метро в Лаврушенском переулке, представлена основная часть коллекции П.В. Третьякова – 1300 картин и включает произведения от домонгольских икон до значимых произведений Репина, Сурикова и Серова.

Ниже – краткий путеводитель, который поможет сориентировать туриста при осмотре знаменитых шедевров, которые представляет Третьяковская галерея картины и скульптуры.

Всадница, Брюллов (ЗАЛ 9)

Эту картину часто называют Амазонкой и изображены на ней воспитанницы графини Самойловой. Были предположения, что художник запечатлил образ самой графини, но данная версия не подтвердилась. В школе давали задание написать сочинение на тему основных героев и эмоций, изображенных на картине. Из-за ярких несочетаний, например, неподвижности всадницы и животного порыва лошади, восхищения на лице девочки, редкого в живописи набора цветов картина запоминается надолго.

Явление Христа народу, Иванов (ЗАЛ 10)

Огромное, как будто главное полотно Третьяковки, оно выставлено в отдельном зале. А сюжет картины – самый важный в Библии для человечества, момент пришествия мессии к людям. Поистине завораживающая история. Художник трудился над Явлением 33 года (в Италии), это была главная работа его жизни, причем выполнена в пионерском для того времени жанре с отступлением от канонов академизма, к которому принадлежал Иванов.

Неравный брак, Пукирев (ЗАЛ 16)

1863 год. На выставке представлена картина Неравный брак, которая с горечью осуждает бич того времени – выдачу замуж молодых девушек из небогатых семей за престарелых генералов с приличным состоянием. Есть версия, что за невестой автор изобразил сам себя, ведь его возлюбленная отвергла его предложение и позже вышла замуж за более состоятельного кавалера. За картину художник получил звание профессора живописи, несмотря на множество критикующих мнений.

Охотники на привале, Перов (ЗАЛ 17)

Написанная в конце 19 века знаменитым художником картина у многих украшала дом в качестве репродукции. Сюжет банален, но вместе с тем и интересен. Каждый из охотников имел реального прототипа, так, в роли рассказчика выступил Кувшинников. Кроме него на полотне изображены молодой слушатель и средних лет компаньон, с ухмылкой участвующий в беседе. Такая знакомая всем с детства картина.

Грачи прилетели, Саврасов (ЗАЛ 18)

Во время вынужденной командировки по областям центральной России Саврасов сделал множество этюдов для будущих пейзажей. Полотно было выставлено на первой выставке художников-передвижников, основателем которой был в том числе и Саврасов. В картине и вечно поющая природа, и тайная прелесть жизни, о которой говорил художник.

Айвазовский, Радуга (ЗАЛ 19)

Айвазовский любим и узнаваем. В Третьяковке целый зал, пусть небольшой, с его картинами. Самая необычная – Радуга, запоминающаяся более яркими тонами по сравнению с остальными произведениями художника. Примечательна символичность изображения – корабль идет под воду, а в шлюпке – уцелевшие, для которых радуга еще и символ спасения.

Неизвестная, Крамской (ЗАЛ 20)

Прекрасная дама с гордым и одновременно грустным взглядом, чья личность так и не установлена, смотрит на нас из открытого экипажа, проезжающего по зимнему Санкт-Петербургу (позади здание Александрийского театра и крыши в снежных шапках).

Дети бегут от грозы, Маковский (ЗАЛ 22)

Картина нашего детства, присутствовавшая в хрестоматии и по которой в школе мы тоже писали сочинение. Очень эмоциональный сюжет, который после написания хранился в семье Нарышкиных. Чудесная передача эмоций сестры и брата на ее спине, одновременное выражение заботы и испуга перед силами природы.

Утро в сосновом лесу, Шишкин (ЗАЛ 25)

Многие ошибочно называют картину Сосновый лес или Мишка косолапый (это уже по названию вкусной шоколадно-вафельной конфеты производства Красного октября). А вы знали, что изначально авторство приписывалось двум художникам, но сегодня на картине стоит только имя Шишкина. Многие известные картины художника полны прелести русской природы. Кроме того, он был талантлив в других областях – как школьный учитель, например, или как управляющий города. А помните картину Рожь в школьном учебнике тоже кисти Шишкина?

Иван царевич на сером волке, Васнецов (ЗАЛ 26)

Картина одновременно странная и волшебная, знакомая нам по сказочному циклу. Иван царевич везет похищенную Елену Прекрасную по сказочному дремучему лесу, волшебному, как и костюмы героев, и глаза волка (почти человеческие).

Богатыри, Васнецов (ЗАЛ 26)

Продолжая народную фольклорную тему, картина Васнецова "Богатыри" (Три богатыря) воплощает лучшие традиции народного эпоса и былин. Добрыня Никитич слева, Илья Муромец с копьем в центре и Алеша Попович с луком – самые главные герои наших народных сказок, которые знакомы всем с детства. Почти 30 лет шла работ над картиной, и кроме образа Ильи Муромца, чей прототип был реальным историческим героем, на картине изображены настоящие упряжи и кони.

Аленушка, Васнецов (ЗАЛ 26)

На картине печаль и безысходность Аленушки, уставшей от безрезультатных поисков своего братца. В чертах Аленушки угадывается Вера Мамонтова, дочь известного мецената. Изначально женское существо на картине было более меланхоличное, а полотно называлось Дурочка Аленушка. Лишь в финальной версии Васнецов вернулся к сказочной теме.

Апофеоз войны, Верещагин (ЗАЛ 27)

Образ смерти, загадочной и пугающий, наравне с образом пустыни и чего-то восточного очень популярен в творчестве Верещагина. Его картины - как этюды к кинофильму Белое солнце пустыни. Хотя на картине нет отсылок к какой-либо эпохе или времени, на ней изображены последствия завоеваний Тимура. Тема войны близка Верещагину, как солдату, отдавшему жизнь отечеству.

Боярыня Морозова, Суриков (ЗАЛ 28)

Хотя к художнику было много вопросов по поводу достоверности всех изображенных на картине деталей, боярыня Морозова теперь воспринимается только в визуализации Сурикова. На момент раскола рядов верующих и ареста Морозовой ей было всего лишь 40 лет, хотя на картине она выглядит гораздо старше. Мало кто знает, что спустя всего 2 месяца после ареста боярыня умерла в подземной монастырской темнице от голода.

Утро стрелецкой казни, Суриков (ЗАЛ 28)

В 19 веке весьма популярны сюжеты на историческую тему. Суриков решает создать картину, изучает историю и быт стрельцов. Говорят, первоначально на картине были изображены повешенные, но полотно было настолько жутким, что художник изменил начальный замысел. К казни приговорены стрельцы, которых Петр 1 осудил за неповиновение.

Казаки пишут письмо турецкому султану (30 ЗАЛ)

Достоверность именно изображенного на картине исторического события можно бесконечно ставить под сомнение. Но в те времена, когда запорожские казаки составляли серьезную проблему для османского султана, вполне вероятно могло иметь место написание и отправка хохмического ответа на письмо турецкому царю. Конечно, в интернете можно найти несколько вариантов как самого послания султана, так и ответа казаков, но достоверных источников не регистрируется. Копия картины, написанная Репиным параллельно с основной версией, хранится сейчас в Харьковском музее.

Иван Грозный убивает сына (ЗАЛ 30)

В 2018 году полотно подверглось злостному вандальному нападению со стороны молодого человека и в настоящий момент находится на реставрации, на месте картины демонстрируется репродукция. Однако это не первое покушение. Более 100 лет назад а полотно было совершено аналогичное покушение. Сюжет картины - трагический случай, однако, не подтвержденный историческим фактами – даже при эксгумации останков сына Ивана Грозного не было обнаружено подтверждающих насильственную смерть повреждений.

Вечерний звон, Левитан (37 зал)

Художник-пейзажист изобразил на картине русскую природу во всей ее красе, удивительно затронув самые глубинные струны души. Неспешный бег реки, лодочная пристань и церковь на дальнем берегу – все такое понятное и знакомое, родное. Хотя картинные критики выделяют три плана произведения, которые существуют на полотне вполне самостоятельно, в общем пейзаж воспринимается единым целым, наполненным тепла и душевности российской глубинки.

Девочка с персиками, Серов (ЗАЛ 40)

Хотя прототипом для главной героини портрета стала дочь промышленника Мамонтова – Вера, в целом девочка является собирательным образом юности и озорства. Серов очень часто гостил в Абрамцево, где встречался с Мамонтовыми, не однократно писал портреты всей семьи.

Московский дворик, Поленов (ЗАЛ 35)

Тепло и уют столичного двора конца 19 века передает картина Поленова, западает в душу и запоминается надолго. Примечательно, что переехав из Петербурга в Москву, художник снимал квартиру в районе Спасопесковской церкви (ныне сохранившаяся на Новом Арбате от 18 века строении) и ее вместе с видом из окна изобразил на своей картине.

Шесть дней в неделю (понедельник-выходной) открывает посетителям свои двери Третьяковская галерея картины которой будет приятно осмотреть и гостям столицы, и любителям живописи.

Читайте также: