Шадриков психология деятельности человека конспект

Обновлено: 22.07.2024

Рассматривается система объективных закономерностей, которые характеризуют индивидуальную деятельность, ее теоретические начала, а также психологическая сущность обучения как процесса формирования психологической системы деятельно­сти, Показываются роль и место способностей как свойств функциональных систем, реализующих разл1ганые психические функции, В отличие от первого издания (Москва, "Логос", 1994) специальный раздел посвящен духовным способностям.

Isbn 5-88439-015-7 © Шадриков в.Д, 1996

© Издательская корпорация Оформление, 1996

Предлагаемая читателю работа выполнена на стыке трех на­правлений: психологии способностей, психологии деятельности и проблемы развития.

Собственно психологическое изучение способностей и ода­ренности получило освещение в трудах Штерна, Клапареда, Тэр-стона, Спирмена, Торн дайка, Мебиуса и Беца, Меймана, Пьеро-на, Липмана и др. Ученых интересовала сущность способностей> их обусловленность наследственными факторами и историей жизни личности, а также проблемы общих и специальных спо­собностей, возможности измерения способностей. Значительное число исследований было посвящено профессиональным способ­ностям.

В настоящей работе представлена концепция познаватель­ных способностей, их структуры и механизмов в единстве как re-

нетически обусловленных так и прижизненно сформированных механизмов- Данная концепция явилась результатом теоретиче­ского анализа и обобщения трудов Л.С-Выготского по развитию высших психических функций [55], Б.Г,Ананьева по функцио­нальным и операционным механизмам перцептивных процессов [8], Д-А*Ошанина по проблемам оперативности отражения [194]? А.Р-Лурил по основам нейропсихологии [169], ILK.Анохина по физиологии функциональных систем [13], а также работ в облас­ти генетической психологии [216 и др-]-

Опираясь на разработанные автором представления о том, что такое способности, какова их структура и механизм функциони­рования, в книге предложено решение проблемы соотношения и взаимосвязи общих и специальных способностей, исследованы механизм развития способностей и пути диагностики способностей.

Учение о способности было приспособлено к нормативной деятельности, предполагающей некий способ ее выполнения. Способности раскрываются прежде всего тогда, когда есть свобо­да деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества- Но мы изу­чаем не способности вообще, а способности действовать в норма­тивном мире-

Нормативные способности и способности творчества трагиче­ски противостоят друг другу* Мы же все свои усилия сосредото­чиваем на нормативных способностях, на способностях, анга-

жированных нашей детерминированной жизнью, культурой, вто­рой природой, созданной человеком- Между тем способности че­ловека как представителя царства животных — первородные способности — часто входят в противоречия со способностями со­циального человека. И приходится констатировать, что способ-кости не только связаны с нашей социальной жизнью, но и по­давлены этой социальной жизнью, деформированы и подмяты ею. В обозначенном контексте представляется целесообразным рас­смотреть проблему общих и специальных способностей.

Из категории способностей ушли такие способности, как ду­ховные. Но без духовных способностей невозможно проявление всех остальных способностей. Из духовного надо стремиться по­нять творческое, а далее — уже и способное, а не наоборот- На­до восходить от духовных способностей к реальным, исполнитель* ным. Социальная обыденность искажает реальный смысл способ­ностей, сводя их к примитивному исполнению или познанию-Практичность в познании мира не может быть верховной ценно­стью и конечной ценностью человеческой жизни. Духовность же является такой ценностью* А следовательно, и оценка способ­ности должна осуществляться через призму духовности. Вот по­чему вопрос о способностях тесно связан с онтологией добра и зла. Теоретически невозможно говорить ни о какой способности, ес­ли мы не определим добро и зло, ибо тогда не ясно, о способно­сти к чему идет речь, так как не будет определен предмет спо­собности. Такой подход в свою очередь предполагает, что добро есть, а не только мыслится людьми- Существует онтология доб­ра и зла, а не только понятие людей о добре и зле.

Природная сила человека, природные способности проявля­ются в большей мере в детском возрасте, когда они во многом еще свободны от воздействия сознания, до сознания, до добра и ис­тины, до оценки и выбора* Достаточно понаблюдать за ребенком, и мы увидим> что полнота отражения окружающей среды, при­родного мира у него гораздо больше, чем у взрослого* И это как раз объясняется тем, что эти способности проявляются до оцен­ки и выбора, до добра и истины. Это непосредственное воспри­ятие , это буйство и стихия природных способностей.

Генезис способностей как первичной стихии, как некоторой природной, досознательной целостности, не испытавшей рефлек­сии, и развитие способностей через раздвоение, через рефлек­сию* оценку, через свободу поведения еще нуждаются в анализе.

Нормы и ценности определяют динамику развития способно­стей. Поэтому не существует способностей вне норм и ценностей. Но эту связь надо видеть и надо раскрывать.

Обращаясь к проблеме развития способностей, мы с необхо­димостью приходим к проблеме деятельности, к определению мес­та и значения способностей в деятельности, к выявлению усло­вий, при которых деятельность становится средством развития личности в целом и способностей в частности* Данные проблемы решаются в работе с позиций концепции системогенеза деятель­ности [267],

В работе предпринята попытка вернуться к проблематике деятельности как искусства и деятельности как счастья.

По нашему мнению, в настоящее время утеряно по ним ал ие деятельности как искусства. Для того чтобы к нему вернуться, необходимо прежде всего представить систему объективных за­кономерностей, которые характеризуют деятельность, систему ее теоретических начал. Только усвоение системы этих теоретиче­ских начал открывает путь к достижению выдающегося резуль­тата, но все-таки способы деятельности ни в коей мере не будут произвольными.

Понимание деятельности как искусства будет неполным, ес­ли мы не раскроем идеи индивидуализации деятельности* С од­ной стороны, мы утверждаем уникальность каждого человека, с другой стороны, современные исследования позволяют утвер­ждать, что даже элементарная частица потеряла свою единич­ность, у нее нет одинаковости, тождества [284]. Тем более это мож­но сказать о человеке- Личность не замкнута сама в себе, она взаи­модействует с окружающей средой и с другими личностями и в каждый момент не тождественна сама себе. И все же мы ее иден­тифицируем как данную личность. Уместно также вспомнить сло­ва НЗердяева, который писал, что говорить об индивидуальных особенностях человека это значит потерять индивидуальность. "Ложно всякое сравнение людей по их гениальности или дарови­тости, ибо это есть отрицание индивидуальности5* [30, с, 120]- Та­лант индивидуален, но индивидуален не столько в плане того, что присущ конкретному индивиду, а гораздо более важно, что он ин­дивидуален в плане индивидуального выражения, в плане того, чтр в таланте проявляется вся личность, которая изменчива и ко­торую невозможно измерить и оценить в полном объеме.

Понимание деятельности как искусства сокрыто в лично­сти- Исходя из общей методологической установки о том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, можно утверждать, что нормативная деятельность всегда будет принимать индивидуально выраженный характер. Индивиду­альный характер деятельности не есть следствие компенсации, а есть следствие выражения деятельности через личные качест­ва. Но связь деятельности и личности взаимна- В том случае, ко­гда человек не может на данном уровне развития реализовать тре­бования деятельности, происходит развитие самой деятельности и развитие человека, В работе мы пытаемся рассмотреть эту диа­лектическую связь.

В настоящее время утрачен еще один важный, сущностный аспект деятельности — ее понимания как счастья как формы са­мовыражения, как формы становления человека тем, что зало­жено в потенции, как завершение природы человека путем раз­вития его возможностей

На основе теоретических исследований и экспериментально­го материала в работе дается определение понятия психологиче­ской системы деятельности, выявлены компоненты ее архитек­тоники и сделана попытка раскрыть сущность научения в про­цессе освоения предметной деятельности:. Главная же задача со­стояла в наполнении архитектуры психологической системы дея­тельности конкретным психологическим содержанием, конкрет­ными механизмами, отражающими специфику человеческой деятельности*

Изучение процессов системогенеза предметной деятельности позволило автору предпринять попытку интерпретировать ее применительно к ученой деятельности.

Исследование закономерностей системогенеза деятельности (учебной и трудовой) в единстве с рассмотрением философских про­блем деятельности должно способствовать построению психоло­гической теории деятельности личности*

Учитывая большую объяснительную силу категории деятель­ности, мы сочли целесообразным начать изложение именно с про­блем индивидуальной деятельности.

Настоящая работа выполнена в рамках программы "Обновле-ние гуманитарного образования в России" и в первом издании но­сила название Деятельность и способности". На работу было по-

лучено большое число отзывов. В соответствии с высказанными пожеланиями при доработке книга была додолнена новым раз­делом "Духовные способности".

Автор выражает глубокую благодарность Н.ПАнсимовой, ТЛ.Бадоеву, В.Н.Дружинину, АЗ.Карпову, Н.В-Нижегородце-вой, Ю-П.Поваренкову, Л-В.Черемошкиной, В-Л,Шкаликову? Р.ВЛПрейдер, которые работали вместе с ним и во многом спо­собствовали появлению на свет данной работы*

Особую благодарность автор высказывает К.А.Абульхановойр А.В-Брушлинскому, Е.П.Ильину, В. П.Кузьм и ну, Б.ФЛомову, В,Ф,Рубахину, МХ-Роговину которые на разных эталах работы над книгой участвовали в обсуждении ее замысла и неизменно доб­рожелательными и конструктивными советами и замечаниями способствовали развитию основных идей*

Автор выражает благодарность Е.В.Смирновой за подготовку рукописи к изданию.

В coepe.wefe№bij: условиях остро стоит вопрос о связи психологии с практикой. Однако "чтобы связь эта была реальной и эффактивнай отмечал СМ,Рубиптп1ейн,— надо принлтъ ее с двух сторон. Надо ор­ганически включить психологическую науку в решение жизненных про­блем — это с одной стороны; но с другой, надо в самой теории создать внутрешше предпосылки для, &того, чтобы- связь эта была реальной и. действенной [221 >. В настоящей главе делается попытка раскрыть структуру деятельности и> психологическое содержания ее компонен­тов. Данный подход проверен в многочисленных прикладпььх исследо­ваниях и доказал свою высокую эффективность при изучении как тру­довой, так и учебной деятельности. Можно сказать, что предлагаемая творил деятельности несет в себе "внутренние предпосылки" ее исполь­зования на практике.

В отечественной психологии разработан ряд плодотворных кон­цепций деятельности и методических подходов к ее изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С-Л-Рубинштей­на, А,Н. Леонтьева, Б-М-Теплова, Б-Г, Ананьева, К-А-Абульха-новой-Славской В-Н-Мясищева, Г,В,Суходольского, Е-Б.Старо-войтенко, а также исследования, выполненные в русле психоло­гии труда и инженерной психологии, КЛС. Платонова, Б-Ф.Ломо­ва, Д.А.Ошанина, В,ГЬЗинченко, В.Ф.Рубахина, А.А.Крылова, Г.М.Зараковского, В-А-Пономаренко, В.П.Дружинина, А.ВЛСар-пова. Большой вклад в понимание психофизиологической сущ­ности трудовой деятельности внесли работы И-М-Сеченова, И.П-Павлова, А.А.Ухтомского, Н.А-Бернштейна, ПЛС.Анохина,

В.Б.Швыркова. Сущностному раскрытию деятельности, выводя­щему на уровень социально-философского понимания, способст­вовали работы Н.А.Бердяева, М.Н.Бахтина, В.П.Кузьмина, В,В.Давыдова. Важным моментом в изучении деятельности яви­лось осознание ограниченности традиционных методов ее изуче­ния и применение новой методологии системного подхода.

В чем же состоит предмет психологического изучения деятель­ности? Рассматривая данный вопрос, С.Л.Рубинштейн писал [219, с. 135]:

Анализ психических механизмов деятельности приводит к функци­ям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Од­нако это не означает, что психологический анализ деятельности цели­ком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действитель-кости, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие бо­лее комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы.

Вместе с тем, как отмечал А.НЛеонтьев* ограничение изуче­ния деятельности внутренними психическими процессами и со­стояниями субъекта было бы односторонним. Такой подход "аб­страгируется от того капитального факта, что деятельность в той или иной ее форме входит в самый процесс психического от­ражения, в само содержание этого процесса — его порождение" [156, с- 91]. Следовательно, в предмет психологического изуче­ния деятельности должны быть включены внешние предметные действия субъекта.

Анализируя проблему соотношения деятельности и психики, Б, Ф Ломов отмечал, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны и они связаны между собой неразрывно [164, с, 16-17]:

Разделение деятелыностей на внешние и внутренние - это искус­ственное разделение. Любое внешнее действие опосредуется процес­сами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать как они связаны, а в том, чтобы, изучая "внешнюю сторону" деятельности, раскрыть "внутрен­нюю сторону", а точнее, понять реальную роль психического в деятель­ности.

Таким образом, задача психологического изучения деятель­ности заключается в том, чтобы раскрыть систему ее теоретиче­ских начал, раскрыть, как в процессе целенаправленной актив­ности личности происходит практическое преобразование объек­тивного мира, каков механизм психической регуляции деятель­ности, как в процессе деятельности изменяется сам человек, как

деятельность влияет на развитие возможностей человека и на за­вершение его природы и как сама деятельность принимает инди­видуальный характер.

При изучении теоретических основ деятельности целесообраз­но представить деятельность в виде идеальной модели- Выделе­ние такой модели может рассматриваться как теоретическое (или содержательное) обобщение [76], которое позволяет свести разнообразные виды и формы профессиональной деятельности к определенному теоретическому конструкту, в котором отражены общие для любой деятельности компоненты и их связи. Б даль­нейшем этой идеальной моделью можно пользоваться при анали­зе любой конкретной деятельности, рассматривая ее как частную.

Важным исходным пунктом для разработки такой модели яв­ляется понятие функциональной физиологической системы [13]. На основании комплекса экспериментальных работ, связанных с развитием теорик функциональных систем в различных физио­логических направлениях, ILK- Анохиным бы да предложена уни­версальная модель работы мозга и сформулированы центральные механизмы целостных приспособительных актов любой степени сложности. Ведущими в построении функциональных систем выступают закон результата и закон динамической мобилизации структур, обеспечивающих формирование функциональной сис­темы и получение данного результата*

Исходя из принципа психофизического единства, можно яред-положить, что в качестве теоретической модели деятельности должна служить функциональная психологическая система деятель­ности. В рассматриваемой модели прежде всего следует выделить принцип функциональности* Он означает, что система строится из уже имеющихся психических элементов путем их динамической мобилизации в соответствии с вектором цель — результат.

Любая профессиональная деятельность предстает перед уче­ником в форме нормативно-одобренного способа деятельности, В процессе освоения профессии человек "распредмечивает" норма­тивный способ, превращал его в индивидуальный способ деятель­ности. Внутренней, интимной стороной овладения профессией яв­ляется формирование психологической системы деятельности на основе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их реорганизации, переструктурирования исходя из мотивов деятельности, целей и условий. Потребности человека, его инте­ресы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамиче­ских качеств, свойств личности являются исходной базой для фор­мирования психологической системы деятельности-

Несомненно, что индивидуальные качества, из которых стро­ится функциональная система, сами в процессе деятельности не остаются неизменными, а под влиянием требований деятельно­сти приходят в движение, приобретая черты оперативности, тон­кого приспособления к этим требованиям [194], Второй принцип, который необходимо отметить, — системность проявления ин­дивидуальных качеств деятельности* Они выступают не изолиро­ванно, а объединяются в систему деятельности*

Какие же основные компоненты функциональной системы дея­тельности можно выделить? Анализ теоретических работ и эмпи­рический анализ различных видов деятельности дозволяют пред­ставить следующие основные функциональные блоки:

Рассматривается система объективных закономерностей, которые характеризуют индивидуальную деятельность, ее теоретические начала, а также психологическая сущность обучения как процесса формирования психологической системы деятельно­сти, Показываются роль и место способностей как свойств функциональных систем, реализующих разл1ганые психические функции, В отличие от первого издания (Москва, "Логос", 1994) специальный раздел посвящен духовным способностям.

ISBN 5-88439-015-7 © Шадриков В.Д, 1996

© Издательская корпорация Оформление, 1996

Предлагаемая читателю работа выполнена на стыке трех на­правлений: психологии способностей, психологии деятельности и проблемы развития.

Собственно психологическое изучение способностей и ода­ренности получило освещение в трудах Штерна, Клапареда, Тэр-стона, Спирмена, Торн дайка, Мебиуса и Беца, Меймана, Пьеро-на, Липмана и др. Ученых интересовала сущность способностей> их обусловленность наследственными факторами и историей жизни личности, а также проблемы общих и специальных спо­собностей, возможности измерения способностей. Значительное число исследований было посвящено профессиональным способ­ностям.

Рассматривается система объективных закономерностей, которые характеризуют индивидуальную деятельность, ее теоретические начала, а также психологическая сущность обучения как процесса формирования психологической системы деятельности. Показываются роль иместо способностей как свойств функциональных систем, реализующих различные психические функции. В отличие от первого издания (Москва, ''Логос'', 1994) специальный раздел посвящен духовным способностям. Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов университетов и академий. Будет полезна психологам, педагогам и родителям. Издание второе, переработанное и дополненое.


В статье рассматриваются основные положения теории познавательных способностей В. Д. Шадрикова. Раскрывается структура способностей, приводится описание способностей индивида, субъекта деятельности и личности, а также механизмов познавательных способностей.

Ключевые слова: способности, функциональная система, функциональные механизмы, операционные механизмы, мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы, способности индивида, способности субъекта деятельности, способности личности.

Главное место в теории В. Д. Шадрикова отводится описанию механизмов познавательных способностей. Способности он рассматривает в трех измерениях:

– способности субъекта деятельности;

Способности человека как индивида отражают природную (биологическую) сущность. Они сформировались для обеспечения выживания человека в естественных природных условиях. Способности индивида есть свойства его функциональных систем, реализующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции. За способности индивида отвечают функциональные механизмы.

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Под влиянием требований деятельности природные способности индивида приобретают черты оперативности, развиваются операционные механизмы, природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельность.

Когда мы анализируем три механизма познавательных способностей, представленные в теории В. Д. Шадрикова, лучше понимаем процесс развития способностей.

Главную роль в развитии способностей субъекта деятельности В. Д. Шадриков отводит овладению интеллектуальными операциями, которые, в свою очередь, приводят к развитию способностей субъекта деятельности.

С интеллектуальными операциями ребенок не рождается, они формируются к двум годам. Предвестниками интеллектуальных операций являются предметные действия, которыми ребенок овладевает с момента взаимодействия с мамой, на начальном этапе онтогенеза.

К мотивационным (личностно-регулирующим) механизмам относится мотивация, личностные качества, эмоциональность и произвольность. Мотивация — это совокупность мотивов, направленных на цель деятельности. Каждому этапу деятельности соответствуют свои доминирующие мотивы, которые корректируют и переводят на другой качественный уровень способности субъекта деятельности, и они становятся личностными. Личностные качества — социально-значимые качества, которые помогают адаптироваться в обществе, способствуют успешности человека в социуме. Эмоциональная регуляция тоже влияет на изменение качества способностей и представляет собой их регулирующий механизм. Произвольность по Л. С. Выготскому — это овладение внутренней деятельностью; возникает в младшем школьном возрасте, когда становится возможным произвольное функционирование внутренних операций.

Функциональные механизмы отвечают за физиологическое развитие человека и формируются задолго до появления операционных механизмов.

Функциональные и операционные механизмы взаимосвязаны. Развитие операционных механизмов требует некоторого уровня развития функциональных возможностей человека; а формирование операционных механизмов способствует переходу развития функциональных механизмов на новый уровень.

Функциональные механизмы характеризуют человека как индивида, операционные — как субъекта деятельности, а мотивационные (личностно-регулирующие) — как личность [2].

  1. Макарова К. В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях. Монография. 3-е изд., дополн. — М.: Прометей, 2016. — 242 с.
  2. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с.
  3. Шадриков В. Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): механизм, способность индивида, способность, способность субъекта деятельности, субъект деятельности, способность личности, способность человека, индивидуальная мера выраженности, учебная деятельность, функциональная система.

Ключевые слова

способности, функциональная система, функциональные механизмы, операционные механизмы, мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы, способности индивида, способности субъекта деятельности, способности личности

способности, функциональная система, функциональные механизмы, операционные механизмы, мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы, способности индивида, способности субъекта деятельности, способности личности

Похожие статьи

Основные термины (генерируются автоматически): способность.

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей человека, имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Мотивация как компонент развития способностей

В такой модели способности могут быть поняты как естественные свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и.

Дефиниции социальных способностей: проблемное поле

Следовательно, способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии деятельности [10].

Социальные способности в нем рассматриваются с позиции функциональных систем, проявляющихся в различных видах деятельности, творчество рассматривается как универсальная природная способность человека.

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным.

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном.

В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности.

Педагогические механизмы саморегуляция учебной.

Педагогические механизмы саомрегуляции учебной деятельности остаются на сегодняшний день до конца не изученными.

Ключевые слова:саморегуляция, личность, учебная деятельность, студент заочной формы обучения.

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального.

Сами способности определены Владимиром Дмитриевичем как «. свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности.

Одарённость как системное качество личности | Статья в журнале.

способность, деятельность, системное качество, система ценностей, ценность, научно-техническая революция, качество личности, духовная, способность личности, субъект деятельности.

Похожие статьи

Основные термины (генерируются автоматически): способность.

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей человека, имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Мотивация как компонент развития способностей

В такой модели способности могут быть поняты как естественные свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и.

Дефиниции социальных способностей: проблемное поле

Следовательно, способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии деятельности [10].

Социальные способности в нем рассматриваются с позиции функциональных систем, проявляющихся в различных видах деятельности, творчество рассматривается как универсальная природная способность человека.

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным.

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном.

В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности.

Педагогические механизмы саморегуляция учебной.

Педагогические механизмы саомрегуляции учебной деятельности остаются на сегодняшний день до конца не изученными.

Ключевые слова:саморегуляция, личность, учебная деятельность, студент заочной формы обучения.

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального.

Сами способности определены Владимиром Дмитриевичем как «. свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности.

Одарённость как системное качество личности | Статья в журнале.

способность, деятельность, системное качество, система ценностей, ценность, научно-техническая революция, качество личности, духовная, способность личности, субъект деятельности.

Читайте также: