Шадриков психология деятельности человека конспект
Обновлено: 22.07.2024
Рассматривается система объективных закономерностей, которые характеризуют индивидуальную деятельность, ее теоретические начала, а также психологическая сущность обучения как процесса формирования психологической системы деятельности, Показываются роль и место способностей как свойств функциональных систем, реализующих разл1ганые психические функции, В отличие от первого издания (Москва, "Логос", 1994) специальный раздел посвящен духовным способностям.
Isbn 5-88439-015-7 © Шадриков в.Д, 1996
© Издательская корпорация Оформление, 1996
Предлагаемая читателю работа выполнена на стыке трех направлений: психологии способностей, психологии деятельности и проблемы развития.
Собственно психологическое изучение способностей и одаренности получило освещение в трудах Штерна, Клапареда, Тэр-стона, Спирмена, Торн дайка, Мебиуса и Беца, Меймана, Пьеро-на, Липмана и др. Ученых интересовала сущность способностей> их обусловленность наследственными факторами и историей жизни личности, а также проблемы общих и специальных способностей, возможности измерения способностей. Значительное число исследований было посвящено профессиональным способностям.
В настоящей работе представлена концепция познавательных способностей, их структуры и механизмов в единстве как re-
нетически обусловленных так и прижизненно сформированных механизмов- Данная концепция явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов Л.С-Выготского по развитию высших психических функций [55], Б.Г,Ананьева по функциональным и операционным механизмам перцептивных процессов [8], Д-А*Ошанина по проблемам оперативности отражения [194]? А.Р-Лурил по основам нейропсихологии [169], ILK.Анохина по физиологии функциональных систем [13], а также работ в области генетической психологии [216 и др-]-
Опираясь на разработанные автором представления о том, что такое способности, какова их структура и механизм функционирования, в книге предложено решение проблемы соотношения и взаимосвязи общих и специальных способностей, исследованы механизм развития способностей и пути диагностики способностей.
Учение о способности было приспособлено к нормативной деятельности, предполагающей некий способ ее выполнения. Способности раскрываются прежде всего тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества- Но мы изучаем не способности вообще, а способности действовать в нормативном мире-
Нормативные способности и способности творчества трагически противостоят друг другу* Мы же все свои усилия сосредоточиваем на нормативных способностях, на способностях, анга-
жированных нашей детерминированной жизнью, культурой, второй природой, созданной человеком- Между тем способности человека как представителя царства животных — первородные способности — часто входят в противоречия со способностями социального человека. И приходится констатировать, что способ-кости не только связаны с нашей социальной жизнью, но и подавлены этой социальной жизнью, деформированы и подмяты ею. В обозначенном контексте представляется целесообразным рассмотреть проблему общих и специальных способностей.
Из категории способностей ушли такие способности, как духовные. Но без духовных способностей невозможно проявление всех остальных способностей. Из духовного надо стремиться понять творческое, а далее — уже и способное, а не наоборот- Надо восходить от духовных способностей к реальным, исполнитель* ным. Социальная обыденность искажает реальный смысл способностей, сводя их к примитивному исполнению или познанию-Практичность в познании мира не может быть верховной ценностью и конечной ценностью человеческой жизни. Духовность же является такой ценностью* А следовательно, и оценка способности должна осуществляться через призму духовности. Вот почему вопрос о способностях тесно связан с онтологией добра и зла. Теоретически невозможно говорить ни о какой способности, если мы не определим добро и зло, ибо тогда не ясно, о способности к чему идет речь, так как не будет определен предмет способности. Такой подход в свою очередь предполагает, что добро есть, а не только мыслится людьми- Существует онтология добра и зла, а не только понятие людей о добре и зле.
Природная сила человека, природные способности проявляются в большей мере в детском возрасте, когда они во многом еще свободны от воздействия сознания, до сознания, до добра и истины, до оценки и выбора* Достаточно понаблюдать за ребенком, и мы увидим> что полнота отражения окружающей среды, природного мира у него гораздо больше, чем у взрослого* И это как раз объясняется тем, что эти способности проявляются до оценки и выбора, до добра и истины. Это непосредственное восприятие , это буйство и стихия природных способностей.
Генезис способностей как первичной стихии, как некоторой природной, досознательной целостности, не испытавшей рефлексии, и развитие способностей через раздвоение, через рефлексию* оценку, через свободу поведения еще нуждаются в анализе.
Нормы и ценности определяют динамику развития способностей. Поэтому не существует способностей вне норм и ценностей. Но эту связь надо видеть и надо раскрывать.
Обращаясь к проблеме развития способностей, мы с необходимостью приходим к проблеме деятельности, к определению места и значения способностей в деятельности, к выявлению условий, при которых деятельность становится средством развития личности в целом и способностей в частности* Данные проблемы решаются в работе с позиций концепции системогенеза деятельности [267],
В работе предпринята попытка вернуться к проблематике деятельности как искусства и деятельности как счастья.
По нашему мнению, в настоящее время утеряно по ним ал ие деятельности как искусства. Для того чтобы к нему вернуться, необходимо прежде всего представить систему объективных закономерностей, которые характеризуют деятельность, систему ее теоретических начал. Только усвоение системы этих теоретических начал открывает путь к достижению выдающегося результата, но все-таки способы деятельности ни в коей мере не будут произвольными.
Понимание деятельности как искусства будет неполным, если мы не раскроем идеи индивидуализации деятельности* С одной стороны, мы утверждаем уникальность каждого человека, с другой стороны, современные исследования позволяют утверждать, что даже элементарная частица потеряла свою единичность, у нее нет одинаковости, тождества [284]. Тем более это можно сказать о человеке- Личность не замкнута сама в себе, она взаимодействует с окружающей средой и с другими личностями и в каждый момент не тождественна сама себе. И все же мы ее идентифицируем как данную личность. Уместно также вспомнить слова НЗердяева, который писал, что говорить об индивидуальных особенностях человека это значит потерять индивидуальность. "Ложно всякое сравнение людей по их гениальности или даровитости, ибо это есть отрицание индивидуальности5* [30, с, 120]- Талант индивидуален, но индивидуален не столько в плане того, что присущ конкретному индивиду, а гораздо более важно, что он индивидуален в плане индивидуального выражения, в плане того, чтр в таланте проявляется вся личность, которая изменчива и которую невозможно измерить и оценить в полном объеме.
Понимание деятельности как искусства сокрыто в личности- Исходя из общей методологической установки о том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, можно утверждать, что нормативная деятельность всегда будет принимать индивидуально выраженный характер. Индивидуальный характер деятельности не есть следствие компенсации, а есть следствие выражения деятельности через личные качества. Но связь деятельности и личности взаимна- В том случае, когда человек не может на данном уровне развития реализовать требования деятельности, происходит развитие самой деятельности и развитие человека, В работе мы пытаемся рассмотреть эту диалектическую связь.
В настоящее время утрачен еще один важный, сущностный аспект деятельности — ее понимания как счастья как формы самовыражения, как формы становления человека тем, что заложено в потенции, как завершение природы человека путем развития его возможностей
На основе теоретических исследований и экспериментального материала в работе дается определение понятия психологической системы деятельности, выявлены компоненты ее архитектоники и сделана попытка раскрыть сущность научения в процессе освоения предметной деятельности:. Главная же задача состояла в наполнении архитектуры психологической системы деятельности конкретным психологическим содержанием, конкретными механизмами, отражающими специфику человеческой деятельности*
Изучение процессов системогенеза предметной деятельности позволило автору предпринять попытку интерпретировать ее применительно к ученой деятельности.
Исследование закономерностей системогенеза деятельности (учебной и трудовой) в единстве с рассмотрением философских проблем деятельности должно способствовать построению психологической теории деятельности личности*
Учитывая большую объяснительную силу категории деятельности, мы сочли целесообразным начать изложение именно с проблем индивидуальной деятельности.
Настоящая работа выполнена в рамках программы "Обновле-ние гуманитарного образования в России" и в первом издании носила название Деятельность и способности". На работу было по-
лучено большое число отзывов. В соответствии с высказанными пожеланиями при доработке книга была додолнена новым разделом "Духовные способности".
Автор выражает глубокую благодарность Н.ПАнсимовой, ТЛ.Бадоеву, В.Н.Дружинину, АЗ.Карпову, Н.В-Нижегородце-вой, Ю-П.Поваренкову, Л-В.Черемошкиной, В-Л,Шкаликову? Р.ВЛПрейдер, которые работали вместе с ним и во многом способствовали появлению на свет данной работы*
Особую благодарность автор высказывает К.А.Абульхановойр А.В-Брушлинскому, Е.П.Ильину, В. П.Кузьм и ну, Б.ФЛомову, В,Ф,Рубахину, МХ-Роговину которые на разных эталах работы над книгой участвовали в обсуждении ее замысла и неизменно доброжелательными и конструктивными советами и замечаниями способствовали развитию основных идей*
Автор выражает благодарность Е.В.Смирновой за подготовку рукописи к изданию.
В coepe.wefe№bij: условиях остро стоит вопрос о связи психологии с практикой. Однако "чтобы связь эта была реальной и эффактивнай отмечал СМ,Рубиптп1ейн,— надо принлтъ ее с двух сторон. Надо органически включить психологическую науку в решение жизненных проблем — это с одной стороны; но с другой, надо в самой теории создать внутрешше предпосылки для, &того, чтобы- связь эта была реальной и. действенной [221 >. В настоящей главе делается попытка раскрыть структуру деятельности и> психологическое содержания ее компонентов. Данный подход проверен в многочисленных прикладпььх исследованиях и доказал свою высокую эффективность при изучении как трудовой, так и учебной деятельности. Можно сказать, что предлагаемая творил деятельности несет в себе "внутренние предпосылки" ее использования на практике.
В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к ее изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С-Л-Рубинштейна, А,Н. Леонтьева, Б-М-Теплова, Б-Г, Ананьева, К-А-Абульха-новой-Славской В-Н-Мясищева, Г,В,Суходольского, Е-Б.Старо-войтенко, а также исследования, выполненные в русле психологии труда и инженерной психологии, КЛС. Платонова, Б-Ф.Ломова, Д.А.Ошанина, В,ГЬЗинченко, В.Ф.Рубахина, А.А.Крылова, Г.М.Зараковского, В-А-Пономаренко, В.П.Дружинина, А.ВЛСар-пова. Большой вклад в понимание психофизиологической сущности трудовой деятельности внесли работы И-М-Сеченова, И.П-Павлова, А.А.Ухтомского, Н.А-Бернштейна, ПЛС.Анохина,
В.Б.Швыркова. Сущностному раскрытию деятельности, выводящему на уровень социально-философского понимания, способствовали работы Н.А.Бердяева, М.Н.Бахтина, В.П.Кузьмина, В,В.Давыдова. Важным моментом в изучении деятельности явилось осознание ограниченности традиционных методов ее изучения и применение новой методологии системного подхода.
В чем же состоит предмет психологического изучения деятельности? Рассматривая данный вопрос, С.Л.Рубинштейн писал [219, с. 135]:
Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не означает, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действитель-кости, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы.
Вместе с тем, как отмечал А.НЛеонтьев* ограничение изучения деятельности внутренними психическими процессами и состояниями субъекта было бы односторонним. Такой подход "абстрагируется от того капитального факта, что деятельность в той или иной ее форме входит в самый процесс психического отражения, в само содержание этого процесса — его порождение" [156, с- 91]. Следовательно, в предмет психологического изучения деятельности должны быть включены внешние предметные действия субъекта.
Анализируя проблему соотношения деятельности и психики, Б, Ф Ломов отмечал, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны и они связаны между собой неразрывно [164, с, 16-17]:
Разделение деятелыностей на внешние и внутренние - это искусственное разделение. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать как они связаны, а в том, чтобы, изучая "внешнюю сторону" деятельности, раскрыть "внутреннюю сторону", а точнее, понять реальную роль психического в деятельности.
Таким образом, задача психологического изучения деятельности заключается в том, чтобы раскрыть систему ее теоретических начал, раскрыть, как в процессе целенаправленной активности личности происходит практическое преобразование объективного мира, каков механизм психической регуляции деятельности, как в процессе деятельности изменяется сам человек, как
деятельность влияет на развитие возможностей человека и на завершение его природы и как сама деятельность принимает индивидуальный характер.
При изучении теоретических основ деятельности целесообразно представить деятельность в виде идеальной модели- Выделение такой модели может рассматриваться как теоретическое (или содержательное) обобщение [76], которое позволяет свести разнообразные виды и формы профессиональной деятельности к определенному теоретическому конструкту, в котором отражены общие для любой деятельности компоненты и их связи. Б дальнейшем этой идеальной моделью можно пользоваться при анализе любой конкретной деятельности, рассматривая ее как частную.
Важным исходным пунктом для разработки такой модели является понятие функциональной физиологической системы [13]. На основании комплекса экспериментальных работ, связанных с развитием теорик функциональных систем в различных физиологических направлениях, ILK- Анохиным бы да предложена универсальная модель работы мозга и сформулированы центральные механизмы целостных приспособительных актов любой степени сложности. Ведущими в построении функциональных систем выступают закон результата и закон динамической мобилизации структур, обеспечивающих формирование функциональной системы и получение данного результата*
Исходя из принципа психофизического единства, можно яред-положить, что в качестве теоретической модели деятельности должна служить функциональная психологическая система деятельности. В рассматриваемой модели прежде всего следует выделить принцип функциональности* Он означает, что система строится из уже имеющихся психических элементов путем их динамической мобилизации в соответствии с вектором цель — результат.
Любая профессиональная деятельность предстает перед учеником в форме нормативно-одобренного способа деятельности, В процессе освоения профессии человек "распредмечивает" нормативный способ, превращал его в индивидуальный способ деятельности. Внутренней, интимной стороной овладения профессией является формирование психологической системы деятельности на основе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их реорганизации, переструктурирования исходя из мотивов деятельности, целей и условий. Потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности являются исходной базой для формирования психологической системы деятельности-
Несомненно, что индивидуальные качества, из которых строится функциональная система, сами в процессе деятельности не остаются неизменными, а под влиянием требований деятельности приходят в движение, приобретая черты оперативности, тонкого приспособления к этим требованиям [194], Второй принцип, который необходимо отметить, — системность проявления индивидуальных качеств деятельности* Они выступают не изолированно, а объединяются в систему деятельности*
Какие же основные компоненты функциональной системы деятельности можно выделить? Анализ теоретических работ и эмпирический анализ различных видов деятельности дозволяют представить следующие основные функциональные блоки:
Рассматривается система объективных закономерностей, которые характеризуют индивидуальную деятельность, ее теоретические начала, а также психологическая сущность обучения как процесса формирования психологической системы деятельности, Показываются роль и место способностей как свойств функциональных систем, реализующих разл1ганые психические функции, В отличие от первого издания (Москва, "Логос", 1994) специальный раздел посвящен духовным способностям.
ISBN 5-88439-015-7 © Шадриков В.Д, 1996
© Издательская корпорация Оформление, 1996
Предлагаемая читателю работа выполнена на стыке трех направлений: психологии способностей, психологии деятельности и проблемы развития.
Собственно психологическое изучение способностей и одаренности получило освещение в трудах Штерна, Клапареда, Тэр-стона, Спирмена, Торн дайка, Мебиуса и Беца, Меймана, Пьеро-на, Липмана и др. Ученых интересовала сущность способностей> их обусловленность наследственными факторами и историей жизни личности, а также проблемы общих и специальных способностей, возможности измерения способностей. Значительное число исследований было посвящено профессиональным способностям.
Рассматривается система объективных закономерностей, которые характеризуют индивидуальную деятельность, ее теоретические начала, а также психологическая сущность обучения как процесса формирования психологической системы деятельности. Показываются роль иместо способностей как свойств функциональных систем, реализующих различные психические функции. В отличие от первого издания (Москва, ''Логос'', 1994) специальный раздел посвящен духовным способностям. Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов университетов и академий. Будет полезна психологам, педагогам и родителям. Издание второе, переработанное и дополненое.
В статье рассматриваются основные положения теории познавательных способностей В. Д. Шадрикова. Раскрывается структура способностей, приводится описание способностей индивида, субъекта деятельности и личности, а также механизмов познавательных способностей.
Ключевые слова: способности, функциональная система, функциональные механизмы, операционные механизмы, мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы, способности индивида, способности субъекта деятельности, способности личности.
Главное место в теории В. Д. Шадрикова отводится описанию механизмов познавательных способностей. Способности он рассматривает в трех измерениях:
– способности субъекта деятельности;
Способности человека как индивида отражают природную (биологическую) сущность. Они сформировались для обеспечения выживания человека в естественных природных условиях. Способности индивида есть свойства его функциональных систем, реализующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции. За способности индивида отвечают функциональные механизмы.
Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Под влиянием требований деятельности природные способности индивида приобретают черты оперативности, развиваются операционные механизмы, природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельность.
Когда мы анализируем три механизма познавательных способностей, представленные в теории В. Д. Шадрикова, лучше понимаем процесс развития способностей.
Главную роль в развитии способностей субъекта деятельности В. Д. Шадриков отводит овладению интеллектуальными операциями, которые, в свою очередь, приводят к развитию способностей субъекта деятельности.
С интеллектуальными операциями ребенок не рождается, они формируются к двум годам. Предвестниками интеллектуальных операций являются предметные действия, которыми ребенок овладевает с момента взаимодействия с мамой, на начальном этапе онтогенеза.
К мотивационным (личностно-регулирующим) механизмам относится мотивация, личностные качества, эмоциональность и произвольность. Мотивация — это совокупность мотивов, направленных на цель деятельности. Каждому этапу деятельности соответствуют свои доминирующие мотивы, которые корректируют и переводят на другой качественный уровень способности субъекта деятельности, и они становятся личностными. Личностные качества — социально-значимые качества, которые помогают адаптироваться в обществе, способствуют успешности человека в социуме. Эмоциональная регуляция тоже влияет на изменение качества способностей и представляет собой их регулирующий механизм. Произвольность по Л. С. Выготскому — это овладение внутренней деятельностью; возникает в младшем школьном возрасте, когда становится возможным произвольное функционирование внутренних операций.
Функциональные механизмы отвечают за физиологическое развитие человека и формируются задолго до появления операционных механизмов.
Функциональные и операционные механизмы взаимосвязаны. Развитие операционных механизмов требует некоторого уровня развития функциональных возможностей человека; а формирование операционных механизмов способствует переходу развития функциональных механизмов на новый уровень.
Функциональные механизмы характеризуют человека как индивида, операционные — как субъекта деятельности, а мотивационные (личностно-регулирующие) — как личность [2].
- Макарова К. В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях. Монография. 3-е изд., дополн. — М.: Прометей, 2016. — 242 с.
- Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с.
- Шадриков В. Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): механизм, способность индивида, способность, способность субъекта деятельности, субъект деятельности, способность личности, способность человека, индивидуальная мера выраженности, учебная деятельность, функциональная система.
Ключевые слова
способности, функциональная система, функциональные механизмы, операционные механизмы, мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы, способности индивида, способности субъекта деятельности, способности личности
способности, функциональная система, функциональные механизмы, операционные механизмы, мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы, способности индивида, способности субъекта деятельности, способности личности
Похожие статьи
Основные термины (генерируются автоматически): способность.
Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей человека, имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
Мотивация как компонент развития способностей
В такой модели способности могут быть поняты как естественные свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и.
Дефиниции социальных способностей: проблемное поле
Следовательно, способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии деятельности [10].
Социальные способности в нем рассматриваются с позиции функциональных систем, проявляющихся в различных видах деятельности, творчество рассматривается как универсальная природная способность человека.
Субъектность личности как компонент психологического здоровья
Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.
Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным.
Развитие музыкальных способностей в младшем школьном.
В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности.
Педагогические механизмы саморегуляция учебной.
Педагогические механизмы саомрегуляции учебной деятельности остаются на сегодняшний день до конца не изученными.
Ключевые слова:саморегуляция, личность, учебная деятельность, студент заочной формы обучения.
Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального.
Сами способности определены Владимиром Дмитриевичем как «. свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности.
Одарённость как системное качество личности | Статья в журнале.
способность, деятельность, системное качество, система ценностей, ценность, научно-техническая революция, качество личности, духовная, способность личности, субъект деятельности.
Похожие статьи
Основные термины (генерируются автоматически): способность.
Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей человека, имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
Мотивация как компонент развития способностей
В такой модели способности могут быть поняты как естественные свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и.
Дефиниции социальных способностей: проблемное поле
Следовательно, способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии деятельности [10].
Социальные способности в нем рассматриваются с позиции функциональных систем, проявляющихся в различных видах деятельности, творчество рассматривается как универсальная природная способность человека.
Субъектность личности как компонент психологического здоровья
Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.
Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным.
Развитие музыкальных способностей в младшем школьном.
В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности.
Педагогические механизмы саморегуляция учебной.
Педагогические механизмы саомрегуляции учебной деятельности остаются на сегодняшний день до конца не изученными.
Ключевые слова:саморегуляция, личность, учебная деятельность, студент заочной формы обучения.
Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального.
Сами способности определены Владимиром Дмитриевичем как «. свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности.
Одарённость как системное качество личности | Статья в журнале.
способность, деятельность, системное качество, система ценностей, ценность, научно-техническая революция, качество личности, духовная, способность личности, субъект деятельности.
Читайте также: