Сердечно легочная реанимация конспект урока

Обновлено: 09.08.2024

1. Ознакомление учащихся с приемами проведения непрямого массажа сердца и ИВЛ при остановке сердца.

1. Развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, принимать верное решение в ЧС;

2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в ЧС.

• мультимедийная установка, набор ЦОР.

• информационные листы для закрепления изученного материала;

Ход урока

(Звучит ритм бьющегося сердца и останавливается)

Учитель: В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи, связанные с остановкой сердца на улице, на работе, с близкими людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. Чтобы пострадавший не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, вы должны уметь оказать ПМП при остановке сердца.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю посмотреть вам видеоролик и попытаться самим сформулировать тему нашего урока.

Видеоролик (демонстрация)

Какая трагедия произошла с героем данного видеоролика?

Учитель: тема нашего урока :

Реальность сегодняшнего дня такова: среди общей смертности в России сердечно-сосудистые заболевания составляют 57%. Такого высокого показателя нет ни в одной развитой стране мира!

В год от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирают 1 млн. 300 тысяч человек – население крупного областного центра. Львиная доля здесь принадлежит ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии с ее осложнениями — инфарктами миокарда и инсультами.

От того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь самого человека и того, кто рядом с ним.

Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос:

СЛАЙД № 4. ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?

СЛАЙД № 5. На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

Инфаркт и его признаки

Правила проведения непрямого массажа сердца.

Правила проведения искусственной вентиляции лёгких.

Сердечно-лёгочная реанимация (совмещение приёмов).

Учитель: Для того чтобы нам научиться оказывать ПМП при остановке сердца, давайте вспомним из курса биологии - строение сердца.

(Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер.

СЛАЙД № 7 ВИДЕО СЕРДЦЕ

СЛАЙД №8 работа сердца

СЛАЙД №9 норма давления

СЛАЙД №10-11 инфарк и его признаки

-Где чаще всего определяем пульс? (на запястье, на сонной артерии)

- Что можно узнать по пульсу? (количество сокращений сердца в минуту).

СЛАЙД №17 клиническая смерть

Итак, мы вспомнили с вами основные моменты работы сердца. Но возникают ситуации, когда сердце прекращает свою деятельность.

После прекращения работы сердца и лёгких клетки головного мозга живут около 5 мин. Этот короткий период называется клинической смертью.

При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин.

Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью. Если пострадавший находится в состоянии КС более 3 минут, вероятность спасения-75 %, до 5 минут- 25%. Свыше 10 минут – шансов спасти, почти нет.

Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания.

Признаками клинической смерти являются: Ответы учащихся

• отсутствие пульса на сонных артериях;

• отсутствует реакция зрачка на свет;

• отсутствие дыхания.

(При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации).

Дайте ваше определение понятию реанимация.

Реанимация – (лат. Реа–возвращение, анимацио–движение) это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.

Действия при клинической смерти: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

1. Непрямой массаж сердца (НМС) СЛАЙД №20 (Показываю на Гоше)

Восстановление нормальных естественных сокращений сердца, т. е. его самостоятельной работы при массаже, происходит в результате механического раздражения сердечной мышцы.

2. Искусственная вентиляция легких (ИВЛ) СЛАЙД № 21

(Показываю на Гоше)

Применяется при серьезном нарушении самостоятельного дыхания человека, а также как средство, предохраняющее от нехватки кислорода, обусловленную применением общей анестезии или заболеваниями, связанными с нарушением спонтанного дыхания.

Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос:

ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?

Подводя итог нашего урока, хочется, чтобы вы составили несколько правил спасения жизни человека.

ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.

ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: "Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.

ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.

ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

Да, мы умеем оказывать первую медицинскую помощь при остановке сердца. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.

КАК НЕ УПУСТИТЬ ШАНС НА СПАСЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО В СОСТОЯИИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

Жизнь человека в состоянии клинической смерти находится в руках того, кто первым его увидит

В порыве помочь не надо бояться косых взглядов

Для спасения жизни наибольшее значение имеет своевременность оказания помощи, а не степень технического оснащения

Учитель: Давайте составим синквейн, где ключевым словом будет слово ЖИЗНЬ

Веселиться, горевать, прожигать.

Дана всем, не ценят многие.

Оценки за урок.

Домашнее задание: Составить плакат социальной направленности, призывающий людей оказывать помощь.

Конспект урока по математике для 3 класса Предмет Математика Класс 3 класс Автор учебника Н. Б. Истомина Тема урока: Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число.


Обучение учащихся проведению сердечно-лёгочной реанимации.

    1. Научиться определять признаки жизни.
    2. Изучить порядок проведения реанимационных мероприятий.
    3. Характеризовать ошибки, допускаемые при выполнении реанимационных мероприятий.
    4. Познакомить с особенностями оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Лекция-беседа, просмотр обучающих слайдов, практические упражнения, проверка знаний учащихся.

    Клиническая смерть, реанимация, сердечно-лёгочная реанимация, устойчивое боковое положение.


Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект открытого урока по теме

для педагогов ГКОУ СКШ № 571

учителем Орлянской Анастасией Игоревной

Цель: познакомить обучающихся с правилами оказания первой медицинской помощи при клинической смерти.

· знакомство обучающихся с понятиями: реанимация, клиническая смерть;

· формирование представлений об алгоритме определения клинической смерти;

· обучение оказанию доврачебной помощи;

· обучение правилам и приемам сердечно-легочной реанимации.

· развитие мыслительных операций путем выполнения интерактивных заданий;

· развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

· развитие мелкой моторики при выполнении письменных заданий;

· коррекция памяти и внимания во время выполнения самостоятельной работы с тестом.

· формирование чувства ответственности за безопасность жизни окружающих;

· воспитывать умение правильно ориентироваться в критической ситуации.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, карточки с тестом.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, биология.

Этапы и виды работы на этапе.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Наглядность.

I .Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (1 мин)

- Здравствуйте, ребята, садитесь, приготовьтесь к уроку.

Б) Проверка присутствия:

- Кто сегодня отсутствует?

Обучающиеся приветствуют учителя, садятся за парты, проверяют готовность к уроку.

дежурный сообщает об отсутствующих на уроке.

II. Актуализация знаний.

Учитель задает вопросы по теме предыдущего урока.

- Давайте с вами вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

- Какие действия мы должны предпринять при утоплении человека?

- Как отличить истинное утопление от сухого?

Отвечают на вопросы.

Пусть эпиграфом его станут слова знаменитого путешественника Андрея Ильина
Умение рождает уверенность. Уверенность вытащит из любой, самой экстремальной ситуации. Я знаю – любой человек способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать. Надо лишь знать, что делать.
Поэтому целью нашего урока будет овладение техникой СЛР.

На доске тема урока и цитата.

IV .Усвоение новых знаний (формирование понятий)

1.Работа с видео фрагментом. (3 мин)

- Давайте посмотрим видео, демонстрирующее, как выполнять СЛР.

Обучающиеся просматривают видеофрагмент.

2. Знакомство с понятиями реанимация и клиническая смерть.

- Необходимо понимать в каких случаях необходимо в качестве первой помощи проводить СЛР. Для этого нам нужно разобраться с двумя понятиями: реанимация и клиническая смерть.

-реанимация-комплекс мер, направленных на оживление организма при клинической смерти.

При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин.

Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью.

Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания.

Признаки клинической смерти:

• отсутствие реакции зрачков на свет,

• отсутствие пульса на сонной артерии.

Самое главное при клинической смерти - добиться, чтобы появился пульс (восстановилось сердцебиение и дыхание) и только потом если нужно останавливать кровотечение, накладывать повязки и шины.

При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание). Эти мероприятия называются сердечно-легочная реанимация.

На доске слайды.

- Нужно проверить, как вы все запомнили. Выполним интерактивное задание.

К доске выходит обучающийся и выполняет интерактивное задание.

V . Динамическая пауза.

Выполняют динамические движения, повторяя за учителем.

VI . Усвоение новых знаний. (СЛР).

- Как вы думаете, какое количество времени должен затратить спасатель на диагностику?
(потому что продолжительность клинической смерти 5 минут и в течение этого времени наступают необратимые процессы: разрушение клеток коры головного мозга).

  • Окликнуть пострадавшего.
  • Потрясти за плечо.
  • Проверить наличие дыхания (на слух, при помощи зеркала).
  • Проверить пульс на сонной артерии.
  • Проверить реакцию зрачка на свет.

2 этап:
подготовительный этап.

  • Уложить (перевернуть) пострадавшего на спину.
  • Расстегнуть воротник.
  • Ослабить пояс, галстук.

Очищение ротовой полости.

Ошибки при проведении ИВЛ.

Проводя искусственное дыхание, надо ежеминутно проверять, не произошла ли у пострадавшего также и остановка сердца. Пульс проверяют во время 2—3 секундного перерыва массажа при вдувании воздуха в легкие. Удобнее всего определять пульс на сонной артерии. Для этого пальцы накладывают на адамово яблоко пострадавшего и продвигая руку вбок, осторожно нащупывают сонную артерию.

Если пульсации на сонной артерии нет – надо немедленно начинать непрямой массаж сердца, сочетая его с искусственным дыханием. Если пропустить момент остановки сердца и 1 – 2 минуты проводить пострадавшему только искусственное дыхание без массажа сердца, то спасти пострадавшего, как правило, не удастся.

Непрямой массаж сердца

Оказывающий помощь занимает удобное положение справа или слева от пострадавшего, накладывает ладонь одной руки на нижнюю часть грудины, а другую руку — на тыльную сторону первой. Надавливание следует производить энергичными толчками выпрямленных в локтях рук, используя массу своего тела. (сдавливание грудины силой рук неэффективно, т.к. быстро приводит к утомлению спасающего).

  • В зависимости от возраста пострадавшего (комплекции) приложение силы : двумя руками, одной рукой (одним пальцем).

Ошибки при проведении массажа сердца.

  • Неправильное положение рук на грудине.
  • Недостаточная глубина прогибания грудины.
  • Недостаточно мощный, короткий толчок.
  • Не ослаблен пояс.

Выполнение ИВЛ и непрямого массажа сердца одним спасателем

2 вдоха + 30 надавливаний

При проведении массажа сердца следует помнить, что в состоянии клинической смерти вследствие резкого снижения мышечного тонуса грудная клетка приобретает повышенную подвижность. Поэтому оказывающий помощь должен действовать аккуратно, ни в коем случае не поддаваясь панике. При глубоком проведении массажа вероятны переломы ребер и грудины. Если помощь оказывают два человека, более опытный проводит массаж сердца, а второй — искусственное дыхание.

Читают правила. Рассказывают, почему эти правила нужно соблюдать, какие могут быть последствия при их нарушении.

На доске слайды с этапами и картинками.

- Проверим тест вместе.

VIII . Подведение итогов урока.

Подводя итог нашему уроку, я хочу вместе с вами подумать и ответить на два важных вопроса:
Достаточно ли 1 урока, чтобы правильно выполнять СЛР?
И второй, любой ли человек, обладающий знаниями СЛР, применит их в экстремальной ситуации?

Мне очень хочется верить, что любой из вас в подобной ситуации будет способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать.

К основным признакам жизни относятся наличие сознания, самостоятельное дыхание и кровообращение. Они проверяются в ходе выполнения алгоритма сердечно-легочной реанимации.

Причины нарушения дыхания и кровообращения

Внезапная смерть (остановка дыхания и кровообращения) может быть вызвана заболеваниями (инфаркт миокарда, нарушения ритма сердца и др.) или внешним воздействием (травма, поражение электрическим током, утопление и др.). Вне зависимости от причин исчезновения признаков жизни сердечно-легочная реанимация проводится в соответствии с определенным алгоритмом, рекомендованным Российским Национальным Советом по реанимации и Европейским Советом по реанимации.

Самым распространенным осложнением сердечно-легочной реанимации является перелом костей грудной клетки (преимущественно ребер). Наиболее часто это происходит при избыточной силе давления руками на грудину пострадавшего, неверно определенной точке расположения рук, повышенной хрупкости костей (например, у пострадавших пожилого и старческого возраста).

Избежать или уменьшить частоту этих ошибок и осложнений можно при регулярной и качественной подготовке.

Оцените безопасность для себя, пострадавшего (пострадавших) и окружающих на месте происшествия

На месте происшествия участнику оказания первой помощи следует оценить безопасность для себя, пострадавшего (пострадавших) и окружающих. После этого следует устранить угрожающие факторы или минимизировать риск собственного повреждения, риск для пострадавшего (пострадавших) и окружающих.

Проверьте наличие сознания у пострадавшего

Что делать при отсутствии признаков сознания

При отсутствии признаков сознания следует определить наличие дыхания у пострадавшего. Для этого необходимо восстановить проходимость дыхательных путей у пострадавшего: одну руку положить на лоб пострадавшего, двумя пальцами другой взять за подбородок, запрокинуть голову, поднять подбородок и нижнюю челюсть. При подозрении на травму шейного отдела позвоночника запрокидывание следует выполнять максимально аккуратно и щадяще.

Как определить наличие дыхания

Для проверки дыхания следует наклониться щекой и ухом ко рту и носу пострадавшего и в течение 10 сек. попытаться услышать его дыхание, почувствовать выдыхаемый воздух на своей щеке и увидеть движения грудной клетки у пострадавшего. При отсутствии дыхания грудная клетка пострадавшего останется неподвижной, звуков его дыхания не будет слышно, выдыхаемый воздух изо рта и носа не будет ощущаться щекой. Отсутствие дыхания определяет необходимость вызова скорой медицинской помощи и проведения сердечно-легочной реанимации.

Что делать при отсутствии дыхания

Что делать при отсутствии возможности привлечения помощника

При отсутствии возможности привлечения помощника, скорую медицинскую помощь следует вызвать самостоятельно (например, используя функцию громкой связи в телефоне). При вызове необходимо обязательно сообщить диспетчеру следующую информацию: место происшествия, что произошло; число пострадавших и что с ними; какая помощь оказывается. Телефонную трубку положить последним, после ответа диспетчера. Вызов скорой медицинской помощи и других специальных служб производится по телефону 112 (также может осуществляться по телефонам 01, 101; 02, 102; 03, 103 или региональным номерам).

Одновременно с вызовом скорой медицинской помощи необходимо приступить к давлению руками на грудину пострадавшего

Вдохи искусственного дыхания выполняются следующим образом:

Необходимо сделать свой нормальный вдох, герметично обхватить своими губами рот пострадавшего и выполнить равномерный выдох в его дыхательные пути в течение 1 секунды, наблюдая за движением его грудной клетки. Ориентиром достаточного объема вдуваемого воздуха и эффективного вдоха искусственного дыхания является начало подъема грудной клетки, определяемое участником оказания первой помощи визуально. После этого, продолжая поддерживать проходимость дыхательных путей, необходимо дать пострадавшему совершить пассивный выдох, после чего повторить вдох искусственного дыхания вышеописанным образом. На 2 вдоха искусственного дыхания должно быть потрачено не более 10 секунд. Не следует делать более двух попыток вдохов искусственного дыхания в перерывах между давлениями руками на грудину пострадавшего. При этом рекомендуется использовать устройство для проведения искусственного дыхания из аптечки или укладки.

Продолжите реанимационные мероприятия

Далее следует продолжить реанимационные мероприятия, чередуя 30 надавливаний на грудину с 2-мя вдохами искусственного дыхания.

К основным ошибкам при выполнении реанимационных мероприятий относятся:

нарушение последовательности мероприятий сердечно-легочной реанимации; неправильная техника выполнения давления руками на грудину пострадавшего (неправильное расположение рук, недостаточная или избыточная глубина надавливаний, неправильная частота, отсутствие полного поднятия грудной клетки после каждого надавливания); неправильная техника выполнения искусственного дыхания (недостаточное или неправильное открытие дыхательных путей, избыточный или недостаточный объем вдуваемого воздуха); неправильное соотношение надавливаний руками на грудину и вдохов искусственного дыхания; время между надавливаниями руками на грудину пострадавшего превышает 10 сек.

При оказании первой помощи используются простейшие способы проверки наличия или отсутствия признаков жизни:

Показания к прекращению СЛР

Реанимационные мероприятия продолжаются до прибытия скорой медицинской помощи или других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь, и распоряжения сотрудников этих служб о прекращении реанимации, либо до появления явных признаков жизни у пострадавшего (появления самостоятельного дыхания, возникновения кашля, произвольных движений).

В случае длительного проведения реанимационных мероприятий и возникновения физической усталости у участника оказания первой помощи необходимо привлечь помощника к осуществлению этих мероприятий. Большинство современных отечественных и зарубежных рекомендаций по проведению сердечно-легочной реанимации предусматривают смену ее участников примерно каждые 2 минуты, или спустя 5-6 циклов надавливаний и вдохов.

Реанимационные мероприятия могут не осуществляться пострадавшим с явными признаками нежизнеспособности (разложение или травма, несовместимая с жизнью), либо в случаях, когда отсутствие признаков жизни вызвано исходом длительно существующего неизлечимого заболевания (например, онкологического).

Для проверки сознания участник оказания первой помощи пытается вступить с пострадавшим в словесный и тактильный контакт, проверяя его реакцию на это;

Для проверки дыхания используются осязание, слух и зрение (более подробно техника проверки сознания и дыхания описана в следующем разделе);

отсутствие кровообращения у пострадавшего определяется путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). В виду недостаточной точности проверки наличия или отсутствия кровообращения способом определения пульса на магистральных артериях, для принятия решения о проведении сердечно-легочной реанимации рекомендуется ориентироваться на отсутствие сознания и дыхания.

Читайте также: