Самобытный сподвижник просвещения конспект

Обновлено: 06.07.2024

К 310-летию со дня рождения Великого Русского учёного-энциклопедиста, филолога, создателя университета Михаила Васильевича Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

ЛОМОНОСОВ - ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ

Родился Михаил Васильевич Ломоносов 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии. Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI в., к временам Ивана Грозного. Мать Ломоносова была дочерью дьякона. Михаил был единственным сыном в семье Ломоносовых.

Велика русская земля и щедра дарованиями, и все-таки Ломоносов один. Говорят, что гений появляется, не зависимо от времени и места, вряд ли это так.

Явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не счастливая случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение некоего сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером.

Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

Отец Михайла Ломоносова, Василий Дорофеевич, был на Холмогорах человек заметный – имел свои суда, промышлял в море.
Без грамоты невозможно было вести семейные дела, поэтому отец поручил своего сына учителям приходской Димитриевской церкви.

Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубного. Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме.

Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви. Псалтырь и богослужебные тексты Ломоносов знал наизусть.

Но отец не поддерживал его стремления. И не против учения был отец, а хотел он, чтобы сын унаследовал заведенное им дело – других наследников у него не было. Но сын предпочел учиться и не помышлял об отцовском наследстве.

В декабре 1730 года вместе с рыбным обозом в Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами.

Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.

В Москве Ломоносов жил впроголодь, перебиваясь рубкой дров и чтением Псалтири над усопшими.

В том же году трое лучших русских студентов – Михайло Ломоносов, Дмитрий Виноградов и Густав Рейзер отплыли на корабле, следовавшем из Кронштадта в Любек.
По решению Академии наук они были отобраны и отправлены в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, они занимались иностранными языками, танцами, литературой и рисованием.

Во время учебы в Марбурге Ломоносов освоил не только науки, но и умение обращаться со шпагой. И в таком совершенстве, что любившие позадираться немецкие студенты обходили его стороной.

Марбургский профессор Христиан Вольф был в восторге от своего талантливого ученика из России, поощрял его самостоятельные опыты в лаборатории и отослал в Петербург самый лестный отзыв о Ломоносове, упомянув лишь один недостаток — пристрастие к разгульной жизни.

Но тут уж ничего не поделаешь, толпы студентов бесчинствовали на улицах Марбурга, напивались, дрались, приставали к девушкам — таковы были традиции, а Ломоносов и тут выделялся из общей массы буйным нравом и физической силой.

За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.
В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов бежал и только через год ему удалось возвратиться на родину.

В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся в Россию. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья.

Только в январе 1742 года, с восшествием на престол Елизаветы Петровны, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики, а через три года стал профессором химии.

В 1745 году Михаил Ломоносов подает прошении об определении его профессором химии. Назначение в академию 5 августа 1745 года — профессором химии — совпало с приездом его жены из-за границы. Через четыре года у них родилась дочь Елена.
С этого времени начинается достаточно обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова, расцветает его научная деятельность.

В 1748 Ломоносов основал при Академии наук первую в России химическую лабораторию. В 1750 году, после представления императрице Елизавете дела его пошли в гору.

В 1751 году Ломоносова, наконец, наделили чином коллежского советника с жалованьем 1200 рублей в год. Чин также давал право на потомственное дворянство, которое он получил в 1753, уже являясь владельцем стекольного завода и приписанных к нему 211 душ крепостных.
В 1763 он получил чин статского советника с окладом в 1875 рублей. Это была вершина его служебной карьеры.

В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца.
Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения в глубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.

Но он все-таки не был рассеянным кабинетным чудаком. Крупный, позднее полный, и в тоже время быстрый, сильный, нрав имел хоть и добрый, веселый, но крутой, вспыльчивый до ярости.

До конца жизни Ломоносов не переставал помогать своим родным, вызывал их в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Михаила Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти.

Он очень много работал, не щадил себя. Кроме того, напряжённая, необъятная и разносторонняя научная деятельность была неотделима от бесконечной борьбы в Академии наук с её немецким засильем.

Борьбы по всем фронтам – за русскую науку, за русскую историю, за то, чтобы учились русские студенты, чтобы они учились на русском языке, а не на немецком и так далее.
Хотя при этом Ломоносов никогда не был ксенофобом, он глубоко уважал настоящих учёных независимо от их национальной принадлежности: немцев Христиана Вольфа и Георга Рихмана, швейцарца Леонарда Эйлера и подобных им.

Почти в полном одиночестве он отстаивал честь Российской академии от посягательств Иоганна Шумахера, который долгое время управлял всеми делами академии, с его родственниками, ставленниками и земляками. Боролся словом и делом, а иногда шёл и в рукопашный бой.

Умер Ломоносов в 54 года, можно сказать, в расцвете творческих сил, от воспаления лёгких.
Сидящему у его постели академику Штелину сказал:

Потрясенный известием о смерти Ломоносова академик поспешил во дворец, чтобы сообщить наследнику российского престола о столь печальном событии.

Похороны Ломоносова прошли с большою торжественностью, при огромном стечении народа, сенаторов и вельмож. Михаил Васильевич был погребен 8 апреля на кладбище Александро-Невского монастыря.

Через год канцлер граф Воронцов поставил на могиле нашего великого соотечественника памятник из каррарского мрамора. На памятнике высечена надпись на латинском и русском языках.

ЛОМОНОСОВ - САМОБЫТНЫЙ СПОДВИЖНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ

Ломоносов был инициатором создания первого русского университета, детально проработав систему обучения – факультеты, предметы и систему управления. Помня о студенческих годах, он настаивал на полном невмешательстве церковных властей в процесс обучения, а также на свободном обсуждении работ профессоров и студентов.

Университет был учрежден указом императрицы Елизаветы I 12 января 1755 года. Благодаря Ломоносову появились русские учёные, русские академики.

Михаил Васильевич Ломоносов умел смотреть в перспективу веков, он предсказывал, что Россия будет прирастать Сибирью и что важно развивать Северный морской путь.

Он остро поставил проблему роста народонаселения России, что актуально в наше время как никогда. Это был человек великого государственного ума.

Его труды составляют десять монументальных томов, которые были изданы в советское время. Чтобы оценить их во всём многообразии, потребуются десятки, если не сотни разнообразных специалистов.

Интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. Ломоносов избрал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики.

В Киеве – в храме Святой Софии Ломоносов увидел древние мозаичные иконы. Ему захотелось украсить здания Санкт-Петербурга лучезарными, сверкающими на солнце мозаичными картинами и портретами русских князей и царей.

Ломоносов сумел с нуля создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мозаичистами, подарил России новый жанр изобразительного искусства.

Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, посвященного битве под Полтавой и выполненного на Ломоносовском заводе.

Можно сказать, что этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.

Читать Ломоносова для развлечения, честно говоря, трудно. Сегодня его слог кажется нам тяжеловесным и непонятным.

Также Ломоносов переводил с латыни отрывки Вергилия, Овидия, Марциала, Сенеку, Ювенала и других авторов, с французского — Фенелона и Руссо, с немецкого — менее известных авторов.

Со вступлением на престол Елизаветы Петровны поэтическая деятельность Ломоносова ставится в несравненно более счастливые условия.

Кроме торжественных од, Ломоносов уже с 1741 года поставляет стихотворные надписи на иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады.

И везде мы видим стремление Михаила Ломоносова так или иначе выразить свои просветительные общественные идеалы, подчеркнуть те задачи, от исполнения которых зависит счастие России.
Всюду проглядывает глубокая мысль, часто встречаются реальные указания на то, что действительно нужно было России.

Вообще Ломоносов смотрел на свои стихотворения, главным образом, с чисто практической, общественной стороны, видел в нем лишь наиболее удобную форму для выражения своих прогрессивных стремлений.

К изучению русской грамматики Михаил Ломоносов впервые применил строгие научные приемы, впервые определенно и точно наметив отношения русского литературного языка к языку церковно-славянскому и к языку живой, устной речи.
Этим он положил прочное начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитие.

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЛОМОНОСОВА

При всей важности трудов Михаила Ломоносова в области русского языка, они были для него в известной степени побочными в общей академической деятельности учёного. Главной его специальностью было естествознание, и именно там гений Ломоносова проявлялся со всей силой и блеском.

Ломоносов интересовался метеорологией, вполне сознавая всю важность предсказания погоды, он стремился устроить метеорологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы: эти мысли были осуществлены только в самом конце XIX столетия.
Открытия Михаила Ломоносова обогатили многие отрасли знания.
Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества.
Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете.
Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере.

Михаил Ломоносов описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии.
Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы.

Сама его жизнь была столь чудесна, что не требует никаких фантазий и домыслов. Свет деяний Ломоносова не померкнет никогда. Эта светоносная личность в перспективе будущего будет обретать такие грандиозные контуры, которые мы ещё не в состоянии осознать.

Кто же такой Ломоносов? Я думаю, это имя известно каждому. Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец, все это воплотилось в одном человеке, в Ломоносове. Михаил Васильевич был непросто гениальным человеком, он был патриотом и делал очень многое для развития России.

Его без сомнений можно назвать - "Самобытный сподвижник просвещения" ведь он действительно просвещал Россию.

Ломоносов делал не только величайшие открытия в области химии и физики, но и литературе, географии, астрономии. Например: он объяснил причины агрегатных состояний веществ (твёрдое, жидкое и газообразное), изложил теорию строения вещества, открыл наличие у Венеры атмосферы, усовершенствовал устройство телескопа, сформулировал закон сохранения движения и материи, установил несколько закономерностей грозовых явлений.

В 1757 году ученый написал предисловие к собранию сочинений "О пользе книг церковных в российском языке", в котором изложил знаменитую теорию "трех шпилей". Он разделил слова по стилистической окраске, в зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: "высокий" - церковно-славянские слова и русские, "средний" - русские слова с небольшой примесью церковно-славянских слов, "низкий" - русские слова разговорного языка. Также в своих произведениях Михаил Васильевич сочетал и церковно-славянские и разговорные слова, чтобы текст был понятен каждому, но и не терял своего величия.

Таким образом, мы можем увидеть, что Ломоносов был гениальный ученый и просветитель, как много он сделал для России и всего мира в целом.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Ломоносов ясно сознавал, что Петербургская Академия наук не выполняет всех задач, поставленных перед нею еще Петром Великим.

Ломоносов обращает свои взоры к Москве. Здесь, в этом историческом центре русской жизни, вдали от академических и всяких иных иноземцев и придворных кругов, первый русский университет мог развиться и окрепнуть на самобытной национальной основе. В самой Москве и близлежащих губерниях жило много дворян, которым не под силу было содержать детей в Петербурге, чтобы дать им образование, если их не удавалось определить в кадетский корпус. Здесь можно было надеяться на то, что университет привлечет к себе более широкие демократические слои населения, ибо даже в официальном представлении в Сенат об открытии университета в Москве указывалось на большое число живущих в ней не только дворян, но и разночинцев.

Ломоносову удалось воодушевить своей мыслью И. И. Шувалова, и дело быстро стало продвигаться к осуществлению.

Ломоносов составил и разработал весь план университета, наметил всю его организационную структуру и даже программу преподавания. Только в силу совершенно особого положения Шувалова при дворе Елизаветы Ломоносову пришлось уступить ему честь основания университета. Выдвижение на первый план И. И. Шувалова способствовало скорейшему осуществлению задуманного великого дела, и Ломоносов умышленно поддерживал иллюзию почина у благожелательного, но вялого и нерешительного мецената.

Кураторами университета были назначены И. И. Шувалов и Лаврентий Блюментрост, бывший некогда первым президентом Академии наук. Фигура Ломоносова осталась в тени. Но для него было важнее всего само дело. Ради процветания наук в отечестве он готов был поступиться не только своей славой. Недаром он писал о себе:

По мне, хотя б руно златое

Я мог, как Язон, получить,—

То б Музам, для житья в покое,

Не усумнился подарить.

Ломоносов даже не был приглашен на открытие университета в Москве, состоявшееся 26 апреля 1755 года.

Однако дворянство не смогло оттеснить разночинцев, и в университете возобладали ломоносовские демократические традиции.

Талантливый поэт, Поповский продолжает литературное дело Ломоносова. Он пишет оды и послания, в которых славит науки и ратует о распространении просвещения в отечестве. Поповский умер всего тридцати лет от роду (в 1760 году). Его сменил Антон Барсов, оставивший математику для теории красноречия и поэзии. Он первый ввел толкование поэтических трудов Ломоносова с университетской кафедры наравне с сочинениями античных писателей.

Московский здесь Парнас изобразил витию,

Что чистой слог стихов и прозы ввел в Россию,

Что в Риме Цицерон и что Виргилий был,

То он один в своем понятии вместил,

Открыл натуры храм богатым словом Россов

Пример их остроты в науках Ломоносов.

Сон, привидевшийся Эмину, весьма прозрачен. Нетрудно разгадать, что сластена-медведь, охотник до чужих пасек, — это гетман и президент Академии Кирила Разумовский, злобный волк — советник Иоганн Тауберт, а душу человеческую имел один Ломоносов. Эмин хорошо уловил настроения многих русских людей, безмолвно наблюдавших обстановку в Петербургской Академии наук.

Особенное внимание Ломоносов обращает на состояние числящихся при Академии наук гимназии и университета, которые и получает в свое ведение в январе 1760 года. Ломоносову досталось тяжелое наследство.

Ломоносову удалось с боем занять спорный дом под гимназию и университет.

Ломоносов прилагал все усилия к тому, чтобы привлечь к науке как можно больше русских людей. Но чтобы обеспечить этот приток, нужно было решительным образом изменить положение в Академии наук, при котором одни не хотели идти в академическую науку, ибо она не сулила никаких служебных успехов, а других не пускали.

День инавгурации Петербургского университета должен был завершить труд всей жизни Ломоносова.

Это было переложение одного из стихотворений Анакреонта, отвечавшее собственным грустным раздумьям Ломоносова. В стихотворении поэт обращается к кузнечику, безмятежно скачущему в траве:

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен!

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен,

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен;

Что видишь, все твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.

Время шло. Инавгурация университета откладывается. Против Ломоносова в Академии строят новые козни. Из мелких столкновений вырастают крупные ссоры.

Ему, как деятелю русской культуры, приходилось постоянно встречать на своем пути наехавших отовсюду самоуверенных и заносчивых невежд, крикливо превозносивших свои собственные мнимые таланты, старавшихся пустить пыль в глаза гостеприимным русским людям, привыкшим глубоко уважать и ценить знания и образованность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Под знаменем идей Просвещения

Под знаменем идей Просвещения Восемнадцатое столетие было временем удивительных человеческих судеб. В неподвижном по видимости мире строгого сословного деления, тщательно вымеренных иерархических ступеней, жестких правил регламентации материальной и духовной жизни

ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ В университет я начал поступать перед окончанием девятого класса, и вот как. На областной математической олимпиаде школьников я занял первое место. Не то чтобы я сильно увлекался математикой, но учился хорошо, так уж получилось без всяких с моей стороны

Министерство просвещения

Министерство просвещения Когда 9 ноября 1918 года кайзер Вильгельм II отрекся от престола, Германия впала в политическую депрессию, из которой так полностью и не вышла. Лидеры социал-демократической партии из окон рейхстага провозгласили республику. Карл Либкнехт на

Глава шестнадцатая. Сподвижник просвещения

10. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ

10. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ Преобразовать старую систему просвещения, старый курс и старые методы обучения — такова одна из крайне важных задач нынешней великой пролетарской культурной революции.В ходе этой великой культурной революции необходимо полностью

Министерство народного просвещения

Поэзия — для познания и просвещения

Поэзия — для познания и просвещения С доисторических времен поэзия служила выражением переживаний человека, любовных томлений или мистических озарений, не говоря уже о сопровождении ритуальных танцев. Поэтическое мировосприятие не предполагало проникновения в тайны

Плоды просвещения

Ленин и вопросы просвещения*

Ленин и вопросы просвещения* «Культура народных масс и Октябрьская революция — явления, связанные друг с другом теснейшим образом. Для выяснения их лучше всего исходить из двух положений Ленина. Во-первых, Ленин твердо заявил, что мирный культурный, происходящий в

Сподвижник Франциска

Сподвижник Франциска Прожив несколько лет в Ставрониките, отец Арсений как-то услышал, что некий подвижник стяжал умную молитву и подвизается в пещере под скалой. Он помолился святителю Николаю, говоря: «Отче Николае, если я найду его, то, хотя и не знаю, грех это или не


Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Ломоносов — великий сын России

Родился Михаил Васильевич Ломоносов 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии. Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI в., к временам Ивана Грозного. Мать Ломоносова была дочерью дьякона. Михаил был единственным сыном в семье Ломоносовых.

Велика русская земля и щедра дарованиями, и все-таки Ломоносов один. Говорят, что гений появляется, не зависимо от времени и места, вряд ли это так.

Не случайным представляется, что на Севере, в древнем его центре – Холмогорах, возникла столь исключительная фигура: невероятная широта деятельности Ломоносова под стать северным просторам, его бурный, неукротимый характер под стать северному морю.

Явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не счастливая случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение некоего сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером.

Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.


Василий Дорофеевич

Отец Михайла Ломоносова, Василий Дорофеевич, был на Холмогорах человек заметный – имел свои суда, промышлял в море. Без грамоты невозможно было вести семейные дела, поэтому отец поручил своего сына учителям приходской Димитриевской церкви.

Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубного. Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви. Псалтырь и богослужебные тексты Ломоносов знал наизусть.

В декабре 1730 года вместе с рыбным обозом в Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами.

Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.


Место на Никольской улице, где находилась Славяно-греко-латинская академия. Заиконоспасский монастырь действует до сих пор

В Москве Ломоносов жил впроголодь, перебиваясь рубкой дров и чтением Псалтири над усопшими.

В том же году трое лучших русских студентов – Михайло Ломоносов, Дмитрий Виноградов и Густав Рейзер отплыли на корабле, следовавшем из Кронштадта в Любек. По решению Академии наук они были отобраны и отправлены в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, они занимались иностранными языками, танцами, литературой и рисованием.

Во время учебы в Марбурге Ломоносов освоил не только науки, но и умение обращаться со шпагой. И в таком совершенстве, что любившие позадираться немецкие студенты обходили его стороной.

Марбургский профессор Христиан Вольф был в восторге от своего талантливого ученика из России, поощрял его самостоятельные опыты в лаборатории и отослал в Петербург самый лестный отзыв о Ломоносове, упомянув лишь один недостаток — пристрастие к разгульной жизни.


Христиан Вольф, учитель Ломоносова

Но тут уж ничего не поделаешь, толпы студентов бесчинствовали на улицах Марбурга, напивались, дрались, приставали к девушкам — таковы были традиции, а Ломоносов и тут выделялся из общей массы буйным нравом и физической силой.

За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.

В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов бежал и только через год ему удалось возвратиться на родину.

В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся в Россию. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья.

Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики, а через три года стал профессором химии.

В 1743 году при Академии возникли исторический департамент и историческое собрание, в заседаниях которых Ломоносов повел борьбу против Миллера, обвиняя его в умышленном поношении славян.

В 1745 году Михаил Ломоносов подает прошении об определении его профессором химии. Назначение в академию 5 августа 1745 года — профессором химии — совпало с приездом его жены из-за границы. Через четыре года у них родилась дочь Елена. С этого времени начинается достаточно обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова, расцветает его научная деятельность.

В 1748 Ломоносов основал при Академии наук первую в России химическую лабораторию.


В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения в глубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.


В конце жизни Михаил Ломоносов был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий.

До конца жизни Ломоносов не переставал помогать своим родным, вызывал их в Петербург и переписывался с ними.

Сохранилось письмо Михаила Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти.

Он очень много работал, не щадил себя. Кроме того, напряжённая, необъятная и разносторонняя научная деятельность была неотделима от бесконечной борьбы в Академии наук с её немецким засильем.

Борьбы по всем фронтам – за русскую науку, за русскую историю, за то, чтобы учились русские студенты, чтобы они учились на русском языке, а не на немецком и так далее. Хотя при этом Ломоносов никогда не был ксенофобом, он глубоко уважал настоящих учёных независимо от их национальной принадлежности: немцев Христиана Вольфа и Георга Рихмана, швейцарца Леонарда Эйлера и подобных им.

Почти в полном одиночестве он отстаивал честь Российской академии от посягательств Иоганна Шумахера, который долгое время управлял всеми делами академии, с его родственниками, ставленниками и земляками. Боролся словом и делом, а иногда шёл и в рукопашный бой.

Похороны Ломоносова прошли с большою торжественностью, при огромном стечении народа, сенаторов и вельмож. Михаил Васильевич был погребен 8 апреля на кладбище Александро-Невского монастыря.


Через год канцлер граф Воронцов поставил на могиле нашего великого соотечественника памятник из каррарского мрамора. На памятнике высечена надпись на латинском и русском языках.

Ломоносов - самобытный сподвижник просвещения

Ломоносов был инициатором создания первого русского университета, детально проработав систему обучения – факультеты, предметы и систему управления. Помня о студенческих годах, он настаивал на полном невмешательстве церковных властей в процесс обучения, а также на свободном обсуждении работ профессоров и студентов.

Университет был учрежден указом императрицы Елизаветы I 12 января 1755 года. Благодаря Ломоносову появились русские учёные, русские академики.


Михаил Васильевич Ломоносов умел смотреть в перспективу веков, он предсказывал, что Россия будет прирастать Сибирью и что важно развивать Северный морской путь. Он остро поставил проблему роста народонаселения России, что актуально в наше время как никогда. Это был человек великого государственного ума.

Его труды составляют десять монументальных томов, которые были изданы в советское время.


Полное собрание сочинений М. В. Ломоносова

Чтобы оценить их во всём многообразии, потребуются десятки, если не сотни разнообразных специалистов.

Литературное творчество

Можно сказать, что этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.


Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды, на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов, рифмованные надписи по случаю всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии, идиллии и героические поэмы

Читать Ломоносова для развлечения, честно говоря, трудно. Сегодня его слог кажется нам тяжеловесным и непонятным.

И быстрых разумом Невтонов

Ах, жалко! без тебя лилеи почернели,

И ясные струи, и вина мне противны:

Но если придешь ты, лилеи побелеют,

И ясные струи, и вина будут сладки.

Кроме торжественных од, Ломоносов уже с 1741 года поставляет стихотворные надписи на иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады.


И везде мы видим стремление Михаила Ломоносова так или иначе выразить свои просветительные общественные идеалы, подчеркнуть те задачи, от исполнения которых зависит счастие России. Всюду проглядывает глубокая мысль, часто встречаются реальные указания на то, что действительно нужно было России.

Вообще Ломоносов смотрел на свои стихотворения, главным образом, с чисто практической, общественной стороны, видел в нем лишь наиболее удобную форму для выражения своих прогрессивных стремлений.

К изучению русской грамматики Михаил Ломоносов впервые применил строгие научные приемы, впервые определенно и точно наметив отношения русского литературного языка к языку церковно-славянскому и к языку живой, устной речи. Этим он положил прочное начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитие.

Научные интересы Ломоносова

При всей важности трудов Михаила Ломоносова в области русского языка, они были для него в известной степени побочными в общей академической деятельности учёного. Главной его специальностью было естествознание, и именно там гений Ломоносова проявлялся со всей силой и блеском.


Ломоносов интересовался метеорологией, вполне сознавая всю важность предсказания погоды, он стремился устроить метеорологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы: эти мысли были осуществлены только в самом конце XIX столетия.

Открытия Михаила Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере.


Ночезрительная труба М.В. Ломоносова

Михаил Ломоносов описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы.

Сама его жизнь была столь чудесна, что не требует никаких фантазий и домыслов. Свет деяний Ломоносова не померкнет никогда. Эта светоносная личность в перспективе будущего будет обретать такие грандиозные контуры, которые мы ещё не в состоянии осознать.

Искусство мозаики

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. Ломоносов избрал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики. в Киеве – в храме Святой Софии Ломоносов увидел древние мозаичные иконы. Ему захотелось украсить здания Санкт-Петербурга лучезарными, сверкающими на солнце мозаичными картинами и портретами русских князей и царей.


М. В. Ломоносов показывает Екатерине II в кабинете свои мозаичные работы, Алексей Кившенко, 1895

Ломоносов сумел с нуля создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мозаичистами, подарил России новый жанр изобразительного искусства.

Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

2. Антонов М. Ломоносов-это наше всё. Молодая гвардия. 2002. № 9.

Мозаичная мастерская Ломоносова


Мозаика Ломоносова Полтавская баталия фрагмент

Полтавская баталия Александр Невский.Мозаика ломоносовской мастерской. Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова, Портрет графа П.И. Шувалова Государственный Эрмитаж Михаил Васильевич Ломоносов - Мозаика "Портрет Петра I" - 1754 - Эрмитаж Мозаичная икона работы Михаила Васильевича Ломоносова Апостол Пётр.Мозаика ломоносовской мастерской. Портрет Екатерины II. 1763 Портрет императрицы Елизаветы Петровны Государственный Русский музей

Читайте также: