Самнер обычаи и нравы конспект

Обновлено: 09.07.2024

Самнер и Смолл являются одними из родоначальников американской социологии , хотя они и не были профессиональными исследователями (они были священниками ) Становление социологии в США как самостоятельной области научных знаний относится к 70 годам XIX века. Социология явилась теоретическим отражением неудовлетворенности различных слоев американского общества социальным устройством. Социология выступала выразителем идей реформирования общества.

Файлы: 1 файл

Самнер и Смолл являются одними из родоначальников американской социологии.doc

Самнер и Смолл являются одними из родоначальников американской социологии , хотя они и не были профессиональными исследователями (они были священниками ) Становление социологии в США как самостоятельной области научных знаний относится к 70 годам XIX века. Социология явилась теоретическим отражением неудовлетворенности различных слоев американского общества социальным устройством. Социология выступала выразителем идей реформирования общества. Социология также выступала в роли социального критика. Критика формировалась на фоне процессов и подвижек, происходящих в США - индустриализация, урбанизация, иммиграционные процессы. Все это отложило свою специфику на формирование социологии в Америке.

Одна из важных особенностей институционализации социологии в США - ее становление происходило с поддержкой со стороны политической и деловой элитой страны. Социология рассматривалась властными и бизнес – кругами как определенный барьер радикальным идеям – марксизму и социализму.

Социология была быстро внедрена в систему высшего образования, во многом благодаря реформе структуры самого образования (шло ослабление позиций церкви в школе - секуляризация). Лидеры социологического образования в США в это время – социологические факультеты в Чикагском (открыт в 1892) и Колумбийском университетах (1894).Их деятельность, в свою очередь, стимулировала распространение социологического образования в других вузах. Через несколько лет социология преподавалась в сотнях университетов по всей Америке. Европа могла о таком только мечтать.

СМОЛЛ Альбион (1854-1926) - американский ученый, основатель и руководитель первого в мире факультета социологии в Чикаго (1892), основатель Американского социологического общества, профессионального журнала "American Journal of Sociology", издатель первого американского учебника по социологии.

Заимствовав у Ратценхофера гипотезу конфликта интересов и исходя из того, что интересы являются первичными элементами общественных действий, С. предложил считать категорию интереса основной единицей социологического анализа и концепции социального процесса.

Уделяя категории "интерес" особое внимание, С. тем не менее не сумел выработать корректного определения ее, поскольку в общих чертах под интересом он понимал лишь "неудовлетворенную способность, соответствующую нереализованному условию, и ее предрасположенность к такой перестройке, которая была бы направлена на реализацию указанного условия".

Полагая, что жизнь индивида в обществе сводима к процессу приспособления и удовлетворения интересов, в ходе которого каждый человек стремится удовлетворить собственные интересы за счет других людей, С. утверждал, что эти простейшие образы действий вполне возможно проследить в поведении индивидов и даже классифицировать их.

Осуществляя эту классификацию, С. сделал вывод, что вся общественная жизнь является результатом взаимодействия шести общих классов интересов, ориентированных на здоровье (пищу, сексуальные отношения), благосостояние (владение вещами), общение, познание, красоту и справедливость (правоту). Подчеркивая особую силу интереса справедливости, С. вместе с тем отмечал, что любой класс интересов притязает на абсолютное доминирование, в результате чего реализуется постоянный конфликт разных классов интересов, выступающий формой выражения их всеобщей связи.

По мнению С., вокруг мощных носителей различных интересов и образуются различные общественные группы и институты. Причем в силу самой природы данных социальных общностей конфликт между ними становится в первую очередь конфликтом интересов.

Психологическая акцентировка социальных проблем, характерная для творчества С., содействовала его частичному отходу от прямолинейного социал-дарвинизма, что выразилось в предложении трактовать социальный конфликт как одну из возможных форм взаимодействия людей.

Истолковывая процесс общественного развития как результат постоянно возрастающего взаимопереплетения интересов индивидов, С. уделил большое внимание проблеме перехода от социального конфликта к социальному согласию. По С., этот переход должен осуществляться с учетом того, что "все социальные проблемы являются проблемами отношений личных единиц, которые имеют в себе определенную инициативу, выбор и силу. Этому личному уравнению должна быть приписана его реальная ценность".

В наиболее концентрированной форме суть социологических ориентаций С. следует из его афоризма, предвосхитившего психологическое направление как в классической, так и в современной социологии Запада: "Нет ничего социального, что не являлось бы психическим".

Придавая большое значение поиску практических возможностей использования социологии для постепенного улучшения всех общественных институтов, С. утверждал, что социология в ее прикладном аспекте может и должна выступать в качестве эффективного компонента "социальной технологии", направленной на гармонизацию социальных структур и отношений.

Существенно важным моментом в теории С. стала формулировка им практической задачи социологии, в качестве которой он рассматривал установление гармоничных внутренних и внешних отношений социальных групп и институтов путем изменения содержания и направленности психических процессов.

Смолл придавал значение не только природе и географической среде, но и внутреннему миру человека. По Смолу, как только индивид обретает сознание, он становится носителем идей, верований, чувств, предрассудков и т. д. Сознание того, что человек принадлежит к определенной группе, порождает групповое сознание. Эти идеи нашли отражение в социальной психологии. Начиная с 20 годов XX века идет процесс тесного взаимодействия между социологией и социальной психологией.

По политическим взглядам Смолл был либералом, критиковал монополистические традиции, призывал ограничить право наследования (очевидно, для того, чтобы не появлялись люди с огромными состояниями, нажитыми не ими), хотел, чтобы трудящиеся и вообще граждане участвовали в управлении предприятиями и всем обществом. Смолл не разделял идеи марксизма, однако высоко ценил роль Карла Маркса в развитии социальных наук.

Самнер, Уильям Грэм (1840-1910) - американский социолог, находящийся под влиянием дарвинизма. Самнер - один из отцов американской социологии, представивший студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе". Основные принципы его социологических воззрений, которые во многом устарели, впитали идеи Ч.Дарвина: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию. Сохранили свое значение идеи Самнера, изложенные им в "Народных обычаях" (1906 г.): механизмы формирования обычаев, их роль в развитии общества как условие этого развития и как код связи между поколениями; разработка понятий "мы-группа" и "они-группа", "этноцентризм" как основа межгруппового отношения.

Общество, согласно У. Самнеру, представляет собой конгломерат групп. Каждая группа заботится о сохранении своей целостности. Достигается это при помощи норм — особых правил, вырабатываемых группой и определяющих, что и как должны делать индивиды в различных ситуациях. У. Самнер разработал целую классификацию социальных норм.

Обычаи (folkways) описывают нормы, нарушение которых не угрожает целостности группы. Они напоминают правила приличия, например требование, пользоваться ножом и вилкой. Они различаются у разных народов и культур.

Нравы (mores) — более строгий вид норм. К нарушителям нравов группа применяет жесткие санкции вплоть до изгнания. Они составляют групповую мораль, или нравственность. К ним относятся требования уважать старших, помогать родственникам. "Нравы помогают делать что-либо правильно и избегать неправильных поступков", — писал У. Самнер.

Законы, третий вид норм, он подразделял на две категории:

1) обычное право,

2) формальное право.

Первый тип является кристаллизацией традиционной практики, второй — государственной деятельности. Нравы включают философские и этические оценки поступков. На обычаях и нравах основываются "естественные" институты, например, религия, семья, собственность, а на законах — "предписанные" институты (банки, система выборов). Институт — одно из ключевых понятий социологии У. Самнера. Нравы и обычаи представляют собой предписания о том, как следует обращаться с членами своей группы и с членами чужой группы. Если Л. Уорд повторил проект О. Конта по превращению социологии в разновидность науки управления обществом, то У. Самнер сознательно ушел от глобальных проблем к сиюминутным аспектам повседневной жизни, обратив внимание на индивидуальные и коллективные привычки, обычаи, традиции. Под его влиянием американские социологи отвернулись от глобальных проблем человечества, сосредоточившись на изучении малых дел и конкретных проблем.

Смолл выделял шесть классов интересов, связанных со сферами здоровья, благосостояния, общения, познания, кра­соты, справедливости. Первый класс интересов касается пищи и сексуаль­ных отношений, второй — богатства и владения вещами, третий — связей между людьми, четвертый — знания и науки, пятый — наслаждения эстети­ческим, шестой — правоты.

Строго говоря, конфликт, по Смоллу, имеет место не столько между самими интересами, сколько между людьми, которые стремятся удовлетворить собственные интересы за счет других индивидов. Ведь жизнь человека — это процесс приспособ­ления и удовлетворения его интересов. Следует отметить, что идею кон­фликта интересов социолог заимствовал из социал-дарвинизма.

Однако конфликт для Смолла не был единственной и универсальной формой отношений между людьми и социальными группами. Он считал, что главное состоит в умении найти переход от социального конфликта к соци­альному согласию. В связи с необходимостью поиска такого перехода он под­черкивал значение социологии, которая, по его мнению, выступая не только теоретической, но и практической дисциплиной, должна быть использована в целях установления нормальных отношений (значит, отношений согласия) между социальными группами.

Смолл известен в социологической науке не только как теоретик, рабо­тавший в рамках социал-дарвинистского направления и создавший важ­ные предпосылки для утверждения психологического направления. С его именем связано появление одной из первых кафедр социологии в США — в Чикагском университете.

Он был основателем и руководителем первого социологического факультета в стране как раз в этом университете, перво­го социологического журнала, автором первого учебника по социологии (совместно с Дж. Винсентом), одним из создателей Американского социологического общества, наконец, одним из отцов-основателей Чикагской социологической школы.

Свои главные идеи Самнер сформулировал на основании социологи­ческого анализа большого этнографического материала. Именно поэтому он считал народные обычаи и нравы определяющим фактором в развитии общества.

В качестве основного объекта социологического изучения Самнер рассматривает не общество в целом либо человека, а социальную группу. Общество же есть совокупность, конгломерат конкурирующих, соревну­ющихся групп. В центре этой борьбы оказывается каждый конкретный индивид, который в своей реальной жизни и деятельности связан с опре­деленной совокупностью социальных групп, т.е. с обществом.

Самнер находился под сильным влиянием идей Г. Спенсера и Ч. Дарви­на, по.этому считал основными принципами социологии социальный эволю­ционизм, естественный социальный отбор и борьбу за существование, кото­рую социальные группы ведут между собой. Каждый из этих принципов, выделенный в ходе анализа реальных социальных процессов, содержит в ка­честве собственного основания фактор межгруппового неравенства, начи­ная с имущественного и кончая духовным.

1. мы-группа (отношения характеризуются сплоченностью и солидарностью), представляется человеку центром притяжения его интересов, основа этноцентризма

2. они-группа ( в отношениях преобладает враждебность)

Психологический эволюционизм представляет собой течение социологиче­ской мысли конца XIX — начала XX в., представители которого рассматри­вали процесс развития общества как часть космической эволюции, имею­щей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала, т.е. разумного управления социаль­ными процессами. При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие до­стижения предшествующего благодаря организованной психической дея­тельности человека. Наиболее крупные представители психологического эволюционизма — американские социологи Лестер Уорд (1841 — 1913) и Франклин Гиддингс (1855—1931).

Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что не­обходимо видеть в эволюционном процессе природное, спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия челове­ка в обществе, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.

При этом генезис оказывается предметом исследования чистой, или тео­ретической, социологии, которая изучает предпосылки развития социаль­ных явлений и процессов. Телезис становится предметом прикладной, или практической, социологии, поскольку речь идет об эволюции уже самого об­щества за счет сознательного воздействия людей на социальные процессы. Как видно, Уорд стремится объединить изучение природного и социально­го в социологической науке. Соединительным звеном при этом становится человек - наполовину природное, наполовину общественное существо.

В первом случае — с генезисом — социолог имеет в виду естественный, природный прогресс, во втором случае — с телезисом — речь идет о прогрес­се, связанном с деятельностью людей. В основе этой деятельности лежат оп­ределенные силы, называемые социологом и социальными, и психическими.

Психологический эволюционизм американского социолога — это ре­зультат столкновения психической природы индивида с общественными условиями его жизни. Социальный прогресс общества обеспечивается осо­быми социогенетическими силами (по Уорду социогения — высшая сту­пень эволюционной лестницы, являющаяся синтезом всех природных и со­циальных сил). Эти силы подразделяются им на интеллектуальные и моральные. Наиболее значимыми являются первые, т.е. интеллектуальные. Они лежат в основе стремлений людей приобретать знания и образование. Последнему же Уорд уделял особое внимание.

Общий вывод, который следует из рассмотрения социологической кон­цепции Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных позиций, подчер­кивающих характерные особенности его учения. Это психологизация соци­альных процессов плюс утопизм социальных преобразований. В целом же Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что в социальной эволюции, имеющей активный характер, веду­щую роль играет психология человека и его воля.

Под натурализмом понимается направление, или совокупность концепций, авторы которых опирались в изучении общества и человека на познавательные средства и методы естественных наук. Для натурализма характерно стремление выработать объективную и строгую систему знания об обществе, о социальных явлениях, такую же, как и в развитых естественных науках. Но в результате подобной ориентации социологи часто приходили к прямым аналогиям общественных процессов с природными (натуральными), игнорируя сложную диалектику социальных процессов и отношений. Развитию натурализма способствовали значительные успехи во вт. пол. XIXв. естествознания, в основном физики и биологии (Дарвин) – следовательно, 2 основные линии натурализма: социальный механицизм и социальный биологизм.

Социальный механицизм – крайняя форма позитивизма, заключается в характеристике общественных законов как разновидности законов физики и механики. Общество рассматривается как механический агрегат, а социальные процессы и структуры сравниваются с процессами и структурами неорганического мира.

Оствальд В.Ф. (1853-1932) - немецкий физико-химик, лауреат Нобелевской премии по химии, представитель механицизма в социологии. Оствальд, называвший свою социальную концепцию физиосоциологией, полагал, что энергия - единственная субстанция мира, а все социальные явления - суть трансформация энергии. Культурный процесс, по Оствальду, есть трансформация свободной энергии в связанную, а критерием общественного прогресса служит улучшение использования свободной энергии. Подобные идеи отчасти разделяли В.Парето, В.М.Бехтерев, А. Кеттле.

Социальный биологизм – два ответвления: социальный органицизм и социал-дарвинизм.

Шеффле, Альберт (1831-1903) - Суть его концепции в том, что общество это единый организм и изучать его надо методами естествознания. Органическое единство общества является результатом превращения взаимодействующих воль и оценок в коллективное сознание, в дух народа. По Шеффле, основой развития общества является универсальный закон борьбы за существование, но главным признаком социальности является наличие ментальной, духовной связи, которая реализуется с помощью символических и технических действий. Главный труд Шеффле "Строение и жизнь социальных тел" (1875-1887гг.) (немец).

Вормс, Рене (1862-1926) - Вормс - основатель "Международного социологического журнала", организатор Международного института социологии, создатель Парижского социологического общества, организатор первого обществоведческого конгресса (именно, социологического), учредитель Международной социологической библиотеки. В 1893 г. он выпустил книгу "Организм и общество", в которой проводил аналогию между обществом и организмом, подчеркивая, однако, и различия между ними. Вормс подошел к пониманию надындивидуальной сущности социальной реальности, все части которой связаны общим сознанием (потом эту мысль проводил Э.Дюркгейм). Высшим проявлением этого сознания, утверждал Вормс, является национальное чувство, а главным в обществе - не конфликт, а солидарность, не борьба, а жизненное усилие.

Лилиенфельд П.Ф.(1829-1903) - русский чиновник, публиковавший свои труды на немецком языке, на основании чего он относится к немецкому течению органицизма. Суть социологических воззрений Лилиенфельда заключается в том, что социология основана на биологии и должна применять ее законы для изучения общества. Общество же выполняет сходные с организмом функции, но является высшим классом организмов.

Эспинас, Альфред (1844-1922) - представитель органической школы в социологии Франции, предшественник праксиологии и этологии. Социальная концепция Эспинаса содержит идеи о том, что рождение социологии было подготовлено изучением связей между животными, а общество - это живое существо, подверженное естественным законам.

Бэджгот, Уолтер (1826-1877) - Бэджгот изложил суть своей социальной концепции в работе "Физика и политика": конфликт между группами является результатом естественного отбора; главный сплачивающий фактор - подражание более низкого слоя более высокому; развитие общества представляет собой сочетание подражания (сообщает устойчивость обществу) и инноваций (позволяющих обществу изменяться) (англ.).

Социал-дарвинизм. Основывается в основном на идеях Дарвина о принципах эволюции, естетсвенном отборе, борьбе за существование. Можно выделить крайнее направление, тяготевшее к расизму (Габино, Чемберлен, Аммон и др.), собственно эволюционизм, хоть и переносивший механические биологические законы на общество, но видевший в них скорее общую модель эволюционного развития. В этом направлении отчетливо прослеживается попытка соединения биологизма с психологизмом – значение придается групповым отношениям, социальным нормам, фактам духовной жизни.

Аммон, Отто (1842-1916) - представитель расово-антропологической школы в социологии, основатель антропосоциологии в Германии. Основными идеями социальных воззрений Аммона были идеи иерархии рас, классов, народов. Проводя огромное количество антропометрических измерений, Аммон формулировал антропологические и социопсихологические характеристики нордической расы, называя ее "высшей расой", а немецкий народ - “избранным".

Де Лапуж, Жорж Ваше (1854-1936) - один из идеологов расизма, живший во Франции. Де Лапуж делил человечество на высшую расу (доликокефалы) и низшую (бракикефалы), полагая, что расы являются основным фактором исторического процесса, а с исчезновением арийских элементов начинается упадок цивилизаций.

Де Гобино, Жозеф Артюр (1816-1882) - французский дипломат, писатель, публицист, представитель расово-антропологического направления в социологии. В основном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853-1855 гг.) он утверждал превосходство белой расы, а также то, что этнические смеси ведут к вырождению человечества и к демократии, как к наихудшей форме государственного устройства.

Ратценхофер, Густав (1842-1904) - австрийский представитель социал-дарвинизма в социологии. Ратценхофер, как и Л.Гумплович полагал конфликт главным социальным процессом. Он считал, что во взаимоотношениях между людьми царит абсолютная враждебность по причине борьбы за самосохранение, за пропитание и т.д.

Смолл, Альбион (1854-1926) - как социолог, Смолл испытал значительное влияние дарвинизма и психологизма, полагая, что социальная жизнь определяется взаимодействием шести классов интересов, но интересов, имеющих субъективный и объективный аспекты (см. вопрос 10).

Самнер, Уильям Грэм (1840-1910) - основные принципы его социологических воззрений, которые во многом устарели, впитали идеи Ч.Дарвина: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию. Сохранили свое значение идеи Самнера, изложенные им в "Народных обычаях" (1906 г.): механизмы формирования обычаев, их роль в развитии общества как условие этого развития и как код связи между поколениями; разработка понятий "мы-группа" и "они-группа", "этноцентризм" как основа межгруппового отношения (см. вопрос 10).

Также можно отметить географическое направление в социологии:

Реклю, Жан (1830-1905) - представитель французской школы социогеографии. Реклю профессионально занимался географией. Мировую известность ему принесла 19-томная энциклопедия "Земля и люди". Признавая влияние внешней среды на общество, он не был географическим детерминистом. Реклю сформулировал три закона социального развития, идеи которых перекликались с идеями Н.К.Михайловского (преобладающая роль личности в обществе, например). Полагая, что главной социальной проблемой является свобода личности, Реклю проповедовал идеи анархизма, издавая вместе с Кропоткиным периодическую литературу анархистского направления.

Де Ла Блаш, Поль Видаль (1845-1918) - представитель французской социогеографии, основатель французской географической школы. Де Ла Блаш, развивая идеи взаимодействия социальных групп с естественной средой, утверждал, что ландшафт является продуктом не только природных событий, но и трудов человека.

Второй этап, морской (средиземноморский) – это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Особняком стоит психологическое направление в социологии (см. вопросы 9 и 14).

а) познание психологической сущности народного духа и действия этого духа;

б) выявление законов, по которым совершается духовная деятельность народа в жизни, в искусстве, в науке и др.;

в) исследование оснований, причин и поводов возникновения, развития и исчезновения особенностей какого-либо народа.

• первый, наиболее общий, уровень связан с анализом духа народа вообще, с выявлением общих условий жизни и деятельности, с установлением общих элементов и отношений духа народа,

• второй уровень относится к более конкретным исследованиям частных форм народного духа и развития этих форм.

Первый уровень исследований получил название этноисторической психологии, второй уровень — психологической этнологии. Непосредственными объектами анализа этих научных направлений выступали мифы, языки, мораль, нравы, быт и другие особенности культур. Считалось, что именно в процессе исследования этих элементов культуры наиболее наглядно раскрывается содержание народного духа.

Характеризуя метод и содержание этих научных направлений,М. Лацарус и X. Штейнталь предлагали развивать этническую психологию в качестве объяснительной науки о народном духе. В их понимании она выступала также и как учение об элементах и законах духовной жизни народов, и как исследование духовной природы всего человеческого рода.

Значение теоретической концепцииМ. Лацаруса и X. Штейнталя состоит, прежде всего, в значимости сформулированных ими научных проблем. Эти проблемы не утратили актуальности до настоящего времени, а попытки их разрешения явились неотъемлемой частью исследования культур в XX веке.X. Штейнталь и М. Лацарус поставили обширную задачу познания психологической сущности народного духа, выявления основных законов духовной деятельности народов. Именно в силу обширности программы она не могла быть выполнена ими до конца. В XX столетии эта программа была дополнена и успешно решалась, в частности, в рамках американской этнопсихологической школы (школы психологической антропологии).




По мнениюУорда, социальная эволюция отличается активностью и направляется психологическими силами. При этом сферу психологии он понимает предельно широко, включая в нее все, что не служит исключительно содействию жизненным функциям. Главную роль в системе психологических сил играет воля, волевые импульсы. Качественное отличие культуры как новой социальной реальности он видел в присутствии в ней таких важнейших психологических компонентов, как чувства и цели. При таком подходе человек выступает в качестве активного субъекта культурной истории и действует сообразно с выдвигаемыми им сознательными целями.

В концепцииЛ. Уорда большое внимание уделяется выявлению источников и движущих сил культурно-исторического развития. Так, в качестве начальной социальной силы он выделяет желание, которое, в свою очередь, выступает как отражение и выражение природных импульсов. Система желаний имеет сложную структуру, и в ней выделяются два уровня: желания первичные и желания вторичные.

• В качестве первичных желаний, отождествляемых с потребностями человека, поУорду, выступают потребности утоления жажды и голода (связанных с поддержанием жизни индивида) и половые потребности (отражающие стремление к продолжению человеческого рода).

Психические факторы цивилизации, по мнению Л. Уорда, слагаются из трех основных групп: субъективных факторов, объективных факторов и синтеза социальных факторов. При этом относил к субъективной психологии все явления, обнимаемые чувством, а к объективной психологии — все явления, обнимаемые интеллектом. К субъективным факторам он в числе прочих относил различные отрасли философии, к объективным — женскую интуицию и спекулятивный гений, а к синтезу социальных факторов — экономию природы и экономию духа.

Уорд обстоятельно анализирует процессы происхождения и роль удовольствия и страдания в жизни человека, исследует такие феномены, как счастье, как психология изобретений. Ученый выделяет как индивидуальные цели человеческой деятельности, так и коллективные цели. Каждая отдельная культура выступает носителем именно коллективных целей.

• Первая группа связана с борьбой людей друг с другом или с окружающей природой. Обычаи в этом случае выступают как конкретные виды защиты и нападения в процессе борьбы за существование.

• Обычаи выступают также как продукты четырех мотивов человеческих действий (голод, сексуальная страсть, честолюбие, страх).

Обычаи, получившие санкцию религии, или морали, становятся нравами. Если обычаи и нравы дополняются каким-либо социальным аппаратом для их поддержания, они образуют общественные институты.

На основе обширного историко-этнологического материалаСамнер положил начало социологическому анализу норм социального поведения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Для становления структурно-функционального анализа имела значение его теория развития культуры путем массового процесса проб и ошибок.

а) познание психологической сущности народного духа и действия этого духа;

б) выявление законов, по которым совершается духовная деятельность народа в жизни, в искусстве, в науке и др.;

в) исследование оснований, причин и поводов возникновения, развития и исчезновения особенностей какого-либо народа.

• первый, наиболее общий, уровень связан с анализом духа народа вообще, с выявлением общих условий жизни и деятельности, с установлением общих элементов и отношений духа народа,

• второй уровень относится к более конкретным исследованиям частных форм народного духа и развития этих форм.

Первый уровень исследований получил название этноисторической психологии, второй уровень — психологической этнологии. Непосредственными объектами анализа этих научных направлений выступали мифы, языки, мораль, нравы, быт и другие особенности культур. Считалось, что именно в процессе исследования этих элементов культуры наиболее наглядно раскрывается содержание народного духа.

Характеризуя метод и содержание этих научных направлений,М. Лацарус и X. Штейнталь предлагали развивать этническую психологию в качестве объяснительной науки о народном духе. В их понимании она выступала также и как учение об элементах и законах духовной жизни народов, и как исследование духовной природы всего человеческого рода.

Значение теоретической концепцииМ. Лацаруса и X. Штейнталя состоит, прежде всего, в значимости сформулированных ими научных проблем. Эти проблемы не утратили актуальности до настоящего времени, а попытки их разрешения явились неотъемлемой частью исследования культур в XX веке.X. Штейнталь и М. Лацарус поставили обширную задачу познания психологической сущности народного духа, выявления основных законов духовной деятельности народов. Именно в силу обширности программы она не могла быть выполнена ими до конца. В XX столетии эта программа была дополнена и успешно решалась, в частности, в рамках американской этнопсихологической школы (школы психологической антропологии).

По мнениюУорда, социальная эволюция отличается активностью и направляется психологическими силами. При этом сферу психологии он понимает предельно широко, включая в нее все, что не служит исключительно содействию жизненным функциям. Главную роль в системе психологических сил играет воля, волевые импульсы. Качественное отличие культуры как новой социальной реальности он видел в присутствии в ней таких важнейших психологических компонентов, как чувства и цели. При таком подходе человек выступает в качестве активного субъекта культурной истории и действует сообразно с выдвигаемыми им сознательными целями.

В концепцииЛ. Уорда большое внимание уделяется выявлению источников и движущих сил культурно-исторического развития. Так, в качестве начальной социальной силы он выделяет желание, которое, в свою очередь, выступает как отражение и выражение природных импульсов. Система желаний имеет сложную структуру, и в ней выделяются два уровня: желания первичные и желания вторичные.

• В качестве первичных желаний, отождествляемых с потребностями человека, поУорду, выступают потребности утоления жажды и голода (связанных с поддержанием жизни индивида) и половые потребности (отражающие стремление к продолжению человеческого рода).

Психические факторы цивилизации, по мнению Л. Уорда, слагаются из трех основных групп: субъективных факторов, объективных факторов и синтеза социальных факторов. При этом относил к субъективной психологии все явления, обнимаемые чувством, а к объективной психологии — все явления, обнимаемые интеллектом. К субъективным факторам он в числе прочих относил различные отрасли философии, к объективным — женскую интуицию и спекулятивный гений, а к синтезу социальных факторов — экономию природы и экономию духа.

Уорд обстоятельно анализирует процессы происхождения и роль удовольствия и страдания в жизни человека, исследует такие феномены, как счастье, как психология изобретений. Ученый выделяет как индивидуальные цели человеческой деятельности, так и коллективные цели. Каждая отдельная культура выступает носителем именно коллективных целей.

• Первая группа связана с борьбой людей друг с другом или с окружающей природой. Обычаи в этом случае выступают как конкретные виды защиты и нападения в процессе борьбы за существование.

• Обычаи выступают также как продукты четырех мотивов человеческих действий (голод, сексуальная страсть, честолюбие, страх).

Обычаи, получившие санкцию религии, или морали, становятся нравами. Если обычаи и нравы дополняются каким-либо социальным аппаратом для их поддержания, они образуют общественные институты.

На основе обширного историко-этнологического материалаСамнер положил начало социологическому анализу норм социального поведения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Для становления структурно-функционального анализа имела значение его теория развития культуры путем массового процесса проб и ошибок.

Гораздо более явственно черты “идеально-типического” социального дарвинизма свойственны теориям другого американского социолога – Уильяма Самнера (1840–1910). Будучи ортодоксальным спенсерианцем, он придал взглядам Спенсера несколько упрощенный и вульгарный характер. Отсюда два главных принципа его социологии: 1) автоматический и неуклонный характер социальной эволюции; 2) универсальность естественного отбора и борьбы за существование. Эти общие принципы определили его социально-практическую ориентацию; в отличие от Смолла, который был реформистом, Самнер был сторонником стихийности в социальном развитии и противником всех форм государственного регулирования социальных и экономических процессов.

Самая известная и оригинальная работа Самнера – “Народные обычаи” (1906) – основана на анализе большого этнографического материала. В конечном счете обычаи в ней рассматриваются как следствие фундаментальных биологических потребностей людей. Под обычаями автор понимает все стандартизованные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Две группы факторов, по Самнеру, определяют характер и содержание обычаев. Во-первых, это интересы . Обычаи являются определенными видами защиты и нападения в процессе борьбы за существование (либо между людьми, либо с окружающей средой). Во-вторых, обычаи – результат воздействия четырех главных мотивов человеческих действий вообще (здесь автор предваряет теорию “четырех желаний” Уильяма Томаса): голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В основании этих мотивов также лежат интересы . Обычаи не являются результатом сознательной воли человека и влияют на его поведение так же, как естественные бессознательные силы и импульсы.

Наибольшую известность получили разработанные Самнером в “Народных обычаях” понятия “мы-группа, или “внутренняя группа” (we-group”, “in-group) и “они-группа” или “внешние группы(they-group”, “out-groups). Отношения в “мы-группе” отличаются сплоченностью, тогда как отношения с “они-группами” – враждебностью. Самнер разрабатывает введенное Гумпловичем понятие этноцентризма, определяя его как “взгляд, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные определяются и оцениваются по отношению к ней” . Хотя Самнер представил упрощенную картину взаимоотношений между группами в первобытных обществах, разработанные им понятия сохранили свое значение и продолжают использоваться в социологии, социальной психологии и этнопсихологии.

Читайте также: