Самарская область наша малая родина конспект урока 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Формирование духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию народа.

• Сформировать у воспитанников представления о Самарской области – своей малой Родине;

• Расширить представления детей о географических объектах нашего края;

• пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

• Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края

Предварительная работа: разучивание стихотворений о Самарской области, поговорок и пословиц о Родине, изготовление вместе с детьми цветов способом объемной аппликации.

Материалы: мяч - модель Земли, мольберт, силуэт карты Самарской области, фрагменты карты Самарской области, картинки с изображением гор, рек, лесов, полей, корзинка с самодельными цветами, клей – карандаш,презентация

На экране слайд 2

Воспитатель: здравствуйте, ребята

Воспитатель: Воспитатель берет в руки мяч

У меня в руках мячик. Будем передавать его по кругу. Тот, в чьих руках окажется мячик называет себя. Но не просто, а ласково. Я начну. Я Верочка Александровна.

Дети передают мяч по кругу, называя свои имена в уменьшительно-ласкательной форме.

Воспитатель: А теперь давайте присядем на нашу полянку.

Дети рассаживаются на подушки, разложенные на полу

Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно на наш мячик. Это не просто мяч, а модель планеты.

Воспитатель: А что это за планета? Как она называется и кто на ней живет?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Это наша планета, называется Земля. Мы на ней живем. На земле очень много различных стран и народов.

Слайд с изображением карты России

Воспитатель: А вы знаете, как называется наша страна? И как называют людей, которые в ней живут?

Ответы детей

Воспитатель: Мы Россияне и живем в большой прекрасной стране – Россия. Россия – это наша Родина.

Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей

Воспитатель: Родина - значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель: Ребята, а как называется наш родной край, наша область, в которой мы с вами живем?

Ответы детей

Воспитатель: Я для вас приготовила небольшой сюрприз. Подойдите все ко мне.

Воспитатель: Посмотрите сюда.

Воспитатель снимает ткань, на мольберте – силуэт карты Самарской области.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей

Ответы детей

Воспитатель: Для того чтобы лучше разглядеть красоты родного края и восстановить карту, мы отправимся в путешествие на воздушном шаре. Занимайте скорее места, и в путь.

Звучит волшебная музыка

Воспитатель: А пока мы с вами летим, чтобы не скучать я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о Родине.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

Где кто родится, там и пригодится.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас, ребята, посмотрите на экран.

Появилась подсказка №1. Давайте спустимся на землю и добудем первый фрагмент карты.

Воспитатель: Что вы видите на слайде?

Отгадайте загадку: Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Ответы детей

Воспитатель: Реки имеют большое значение в жизни человека. Река во все времена была источником жизни, и недаром человек называет речку матушкой. Она его и кормила, поила, защищала, очищала, служила ему надёжной дорогой. Все старинные города, деревни и сёла возводились у больших или малых рек.

Где вода - там и жизнь. Нет воды - нет жизни.

Итак, для того, чтобы получить первый фрагмент карты вы должны назвать реки нашей Самарской области.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята. Много рек назвали. Получите заработанную награду. И прикрепите на карту.

Воспитатель дает детям фрагмент карты. Дети прикрепляют его на силуэт.

Воспитатель: Давайте присядем на нашей полянке и посмотрим фотографии этих рек.

Дети рассаживаются на подушки

Слайд река Волга

Воспитатель: Река Волга – самая главная река в Самарской области и самая большая река Европы. Волга финского происхождения и означает “светлая, священная”.

Есть такая легенда.

Слайд река Самара

Воспитатель: Река КИНЕЛЬ. Правый и самый большой приток Самары, имеющий протяженность свыше 400 км.

Слайд река Кинель

Воспитатель: Река Сок

Слайд река Сок

Звучит музыка

Слайд Самарская Лука

Воспитатель: Полетели дальше. Посмотрите внимательно на экран. Мы пролетаем над красивейшим местом. Как вы думаете, что на картинке изображено синим цветом?

Ответы детей

Воспитатель: Да, ребята, это река Волга. Посмотрите, как меняет направление река в этом месте. Она делает четыре поворота. И становится похожа на натянутый лук.

Поэтому это место люди назвали Самарская лука. Ребята, а куда впадает река Волга?

Ответы детей

Воспитатель: Существует старинная легенда. Давным давно в красавицу Волгу был влюблён сильный и могучий Молодец, но не люб он был ей, пленил сердце девицы седовласый Каспий. Не хотел пустить Молодец свою любимую к сопернику, преградил ей путь со своею дружиною, но обманула красавица, усыпила сладкими речами, а сама, обогнув великана, убежала к далёкому Каспию. Много веков минуло с той поры, окаменел Молодец, обратившись в Молодецкий курган, лесом поросла его очарованная дружина, вечно убаюкивает их Волга своим неумолчным журчанием. Так вот и появились на свет Самарская Лука и Жигулёвские горы. Сейчас Самарская Лука стала национальным парком, включающим в себя Жигулевский заповедник.

Слайд Жигулевские горы

Воспитатель: А вот и вторая подсказка. Отгадайте загадку:

Вся в вершинах эта местность,

Для людей неробких.

Здесь туристам интересно

Вверх идти по тропке. (Горы)

Жигулевские горы — главная туристическая достопримечательность Самарской Луки.

Дети выходят из шара, проходят к макету.

Воспитатель: Посмотрите по сторонам. На этой прекрасной полянке ветер разбросал много различных картинок. Ваша задача - Внимательно рассмотреть их и выбрать те, на которых изображены горы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились и с этим заданием. За это вы получаете ещё один фрагмент карты.

Воспитатель дает детям следующий фрагмент карты. Они прикрепляют его на силуэт.

Воспитатель: Ребята, а какие горы в нашей области вы знаете?

Ответы детей

А сейчас я предлагаю вам удобно расположиться на нашей полянке, и посмотреть на горы нашей области.

Слайд Молодецкий курган

Воспитатель: Это Молодецкий курган.

Слайд Верблюд гора

Воспитатель: Это Верблюд гора

Слайд Царев курган

Воспитатель: А здесь, наверняка многие из вас бывали с родителями. Это Царев курган.

Слайд Лысая гора

Воспитатель: А эту гору вы могли видеть, когда путешествовали по Волге – реке. Понравились вам горы, ребята?

Ответы детей

Воспитатель: Я думаю, что когда подрастете, вы вместе со своими родителями и друзьями обязательно совершите путешествие по горам нашей области. Да? …. А сейчас, я предлагаю вам немножечко размяться.

Звучит музыка

Воспитатель: Чтобы время в полете двигалось быстерее, я предлагаю вам вспомнить, какие города в нашей Самарской области вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Вот вы и выполнили третье задание и заработали последнюю часть карты. Давайте спустимся на землю, выйдем из шара и прикрепим недостающий фрагмент.

Дети выходят из шара, прикрепляют карту

Воспитатель: А какой город является самым главным в нашей области?

Ответы детей

Слайд с Городом Самара

Воспитатель: Правильно ребята. Столица нашего края, нашей малой Родины город Самара, который получил своё название от одноименной реки

Воспитатель берёт цветок из корзинки

Воспитатель: Я хочу прикрепить этот цветок на то место на карте, где находится наш город. Чтобы наш город с каждым днем становился краше и расцветал как этот прекрасный цветок.

Воспитатель прикрепляет цветок.

Воспитатель: А вам ребята я предлагаю немного помечтать. Скажите мне, пожалуйста, какими бы вы хотели видеть наш город и нашу область.

Ответы детей

Воспитатель: С помощью цветов, которые мы с вами заранее подготовили, я предлагаю сделать нашу область цветущей как весенний сад. Подходите к корзинке, берите цветы, и приклеивайте их на карту нашей области.

Дети выполняют задание под музыку (гимн Самары)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какая красивая и цветущая получилась наша Родина. Я желаю вам и нашим гостям, чтобы наша Самарская область была всегда прекрасна и радовала нас своими природными богатствами!

Слайд с изображением детского сада

Воспитатель: Вот мы и вернулись назад. Ну как, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие?

Ответы детей

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок математики 25.05.2018г.

Тема: Моя малая родина в задачах

Учитель: Начнем мы урок с небольшого, но необычного задания. Определите координаты точек на плоскости и расшифруйте слова в таблицах. Правильно выполненное задание определит тему урока.

Слайд 1:

Учитель: Все правильно, тему урока Моя малая родина –

Родина — слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

если сказать это слово с душою,

глубже морей оно, выше небес.

В нем умещается ровно полмира:

мама и папа, соседи, друзья,

поселок родимый, родная квартира,

бабушка, школа, котенок. . . и я

Да, у нас сегодня урок математики, но урок не обычный, а урок, связанный с историей нашего поселка. Главное место на уроке у нас займет понятие задача – её составление и решение. Так станем настоящими исследователями родного края, работая с математическими текстовыми задачами.

У каждого человека есть родина, место на земле, где он появился на свет и где впервые увидел небо. И пусть он исколесит потом много стран, он никогда не забудет родной деревни или родного города. Родина, как мать, единственная на всю жизнь. Мы часто не знаем, а порой просто не интересуемся своим селением, не стараемся узнать, как и почему оно появилось. – А знать это необходимо, ведь нет настоящего и будущего без прошлого.

Давайте поговорим о том, что вы знаете о нашем селе Кика.

Учитель: Задача помогает вырабатывать математические понятия, выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающем мире и способствуют развитию логического мышления. Кроме того, задача помогает нам моделировать жизненные ситуации, приближаясь к реальным событиям. Такие задачи называются практическими, то есть задачи, в которых отражаются реальные ситуации в жизни, содержат исторические сведения и краеведческий материал. Но таких задач в наших учебниках мало. Девизом нашего урока станет цитата - Стать настоящим исследователем родного края школьник может, составляя и решая текстовые задачи на уроках математики.

Слайд 3: Задача 1.

История Кикинской школы уходит в далекие 50-е годы. Первая – начальная школа была в здании по ул.Набережная, 1959 году были открыты 5-6классы, затем7-8 классы в здании по ул. Трактовой. И только 1 сентября 1961 года была построена школа по данному адресу. В школе обучалось 240 учащихся, включая детей из Гурулева, Хаима. В 2018 учебном году обучающихся – 74. На сколько процентов первоначальная численность учащихся больше сегодняшней? (на 69% больше)

Слайд 4: Математическая викторина:

1. Когда смотрим мы на цифру 2, а говорим 14? (На часах).

2. Как назвать пять дней подряд, не называя дней недели и не пересчитывая их? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

3. Круглый, но не дурак, с дыркой, но не бублик. (Ноль)

4. Сколько будет один да один, да полтора, да два, да два, да два с половиной? (10)

5. На дереве сидели пять ворон и три сороки. Улетели все сороки и столько же ворон, сколько ворон осталось? (2)

6. У квадрата 4 угла. Сколько углов останется, если отрезать один из них? (5)

7. У стола и стула их по 4, у дивана – 5, а у кресла – 6. O чем идет речь? (О количестве букв в слове)

8. Собака была привязана на 10-метровую веревку, а ушла на 300 метров. Как это? (Ушла вместе с веревкой)

9. Три человека ждали поезд три часа. Сколько часов ждал каждый? (3)

10. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)

Слайд 5: Задача 2.

Природа нашего края прекрасное место для отдыха и туризма. Здесь было найдено большое разнообразие полевых и лесных трав, кустарников и деревьев. Наша школа экологического направления в 2001 году заключила договор с аптекой №15 г.Улан-Удэ на сбор лекарственных трав. В первый год работы ребята собрали 50 кг брусничного листа, плодов шиповника и корней бадана. Корни составляют 48% всего сбора, плоды шиповника – 1/4 всего сбора, а остальное – лист брусничника. Сколько брусничника было собрано? (13, 5 кг)

Учитель:

А сейчас давайте отдохнем

Слайд 6: тест: Геометрические фигуры

Из пяти фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги, выберите одну, которая вам больше понравилась

ПРЯМОУГОЛЬНИК:
Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому ведущие качества прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

ТРЕУГОЛЬНИК:

Эта форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь многих.

Слайд 7: Задача 3.

Слайд 8: Математическая викторина:

1 . Блокнот стоил 60 рублей, книга стоит столько же плюс 1/3 к этой сумме. Вопрос: сколько стоит книга? (90 рублей)

2 . 10 рабочих роют яму за 10 часов, выкапывают 10 метров ямы. Сколько рабочих понадобиться, чтобы выкопать 100 метров за 100 часов. (10)

3. Самолет тратит на перелет из аэропорта А в аэропорт Б ровно 1.20 минут, но на обратный путь он тратит всего 80 минут. Как у него это выходит. (в часе 60 минут, то есть 80 минут – это ровно 1.20 минут)

4 . 3 птицы ловят за 1 минуту каждая по одной мухе, но за три минуты, у них получается поймать 3 мухи. Сколько нужно птиц, чтобы поймать за 1 час 60 мух. (3 птицы)

5 . Как с помощью пяти двоек записать число 11, используя при этом все имеющиеся в математике знаки математических действий? (22/2 +2-2)

Слайд 9: Задача 4.

Слайд 10: Рефлексия: По теме родного края можно говорить бесконечно… Хотелось бы послушать ваши отзывы о нашей Кики – ваши синквейны.

Поработали ребята мы с вами очень хорошо! Понравился ли вам урок?

Правильно решив пример, вы узнаете, какую оценку получил класс за работу на уроке:

Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели: познакомить с географическим положением, природными богатствами, особо охраняемыми местами Самарской области
Задачи:
• Уточнить и дополнить представления детей о географическом положении, водных ресурсах, природных богатствах Самарской области.
• Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
• Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.
• Развивать речь, память, воображение, логическое мышление.

Оценить 1994 0

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Тяглое Озеро муниципального района Пестравский Самарской области

(ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро)

Методическая разработка урока

Предмет: окружающий мир

Учитель:Артемьева Т.А

Используемые технологии и оборудование:

ноутбук учителя, интерактивная доска IQ Board ,

проектор, ученические ноутбуки,

система контроля и мониторинга

качества знаний Про класс.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели:познакомить с географическим положением, природными богатствами, особо охраняемыми местами Самарской области

Уточнить и дополнить представления детей о географическом положении, водных ресурсах, природных богатствах Самарской области.

Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.

Развивать речь, память, воображение, логическое мышление.

Планируемые результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

- воспитание чувства любви к своей Родине.

Метапредметные:

Познавательные умения:

- искать и выделять необходимую информацию;

- адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;

Регулятивные умения:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности;

-Коммуникативные умения:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;.

- Расширение знаний детей о расположении, природных богатствах, растениях, животных, особо охраняемых территориях Самарской области

Формы работы: фронтальная, , индивидуальная, работа в паре.

Оборудование:Учебник:А.А.Плешаков. Окружающий мир в 2ч. для общеобр. учржд. с приложением на электронном носителе . Издательство Просвещение, 2014 г. маршрутные листы из приложения к конспекту урока для каждого ученика,техническое оборудование: ноутбук учителя, интерактивная доска IQ Board , проектор, ученические ноутбуки, система контроля и мониторинга качества знаний Про класс, электронные ресурсы:

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

-Какой он наш край? Что нас окружает? Чем богата наша область? Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке.

О чудесном нашем крае

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

Актуализация знаний.

Учитель: Давайте вспомним, что мы уже знаем о нашей родине. (Тест с помощью системы контроля Про класс. Ученики отвечают с помощью пультов для голосования)

Усвоение новых знаний (учебно-познавательная деятельность)

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашему краю Самарской области. Вы будете работать парами. У каждой пары есть маршрутный лист, в котором вы будете делать записи по ходу нашего путешествия.

Рассмотрите административную карту России в учебнике. Изучите условные обозначения.

- О чём нам рассказывает карта?

-Что обозначают условные обозначения?

-Посмотрите, сколько республик, краёв, округов и областей в составе нашей страны.

-Найдите на карте нашу область. (Находят на карте Самарскую область)

- Какой город самый главный в нашей области? Найдите его на карте. (Находят город Самара)

-Как раньше называлась Самара? (Куйбышев)

- А область называлась Куйбышевской. Это наш край. Наша малая родина, которую мы должны любить и беречь.

-Рассмотрим карту Самарской области подробнее.

Учитель: Самарская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины . С какими областями граничит? (Граничит: на юго-западе — с Саратовской областью, на западе и северо-западе — с Ульяновской областью, на севере — с Республикой Татарстан, на северо-востоке, востоке и юго-востоке — с Оренбургской областью. На юго-востоке небольшой участок границы с Казахстаном. )

Учитель: Запишите ваши наблюдения в маршрутный лист, раздел географическое положение. (ученики записывают названия областей-соседей)
Учитель: Волга делит Самарскую область на две части: правобережье (Самарская Лука и возвышенность Жигули) и левобережье (Низкое Заволжье и Высокое Заволжье. На юге — равнина Средний Сырт, Каменный Сырт , переходящая на юго-востоке в Общий Сырт предгорья Урала.

- Давайте посмотрим, какими полезными ископаемыми богата Самарская область. Откройте по ссылке в избранном карту полезных ископаемых Самарской области.

Нефтяные месторождения – это нескольких (иногда одна) залежей нефти на определённой территории. Обычно занимает несколько сотен километров, для добычи используются нефтяные скважины , которые строятся в процессе бурения .

Нефтегазовые месторождения – скопление нефти , газа в одной или нескольких залежах . Для добычи используются нефтяные и газовые скважины . Газоносный горизонт обычно располагается выше нефтяного.

Газовые месторождения – это залежи природного газа на определённой территории. Обычно занимает несколько сотен километров, для добычи используются газовые скважины.

Горючий сланец — полезное ископаемое, при переработке которого получают смолу, близкую по составу к нефти.

Ещё на карте отмечены нефтеперерабатывающие заводы - промышленн ые предприятия , которые перерабатывают нефть в бензин , авиационный керосин , мазут , дизельное топливо , смазочные масла, смазки, битумы , нефтяной кокс , сырьё для нефтехимии. В Самарской области нефтеперерабатывающие заводы есть в Чапаевске, Новокуйбышевске и Самаре.

Учитель: Вот сколько полезных ископаемых в нашем крае. Конечно, этими природными богатствами пользуемся не только мы, делимся с другими краями, областями, а они дают то, чего нет у нас.

Представители от каждой пары представляют результаты работы, на доске появляются слайды презентации (Растения: ковыль, типчак, тимьян жигулевский, молочай жигулевский, солнцецвет, многочисленные виды клевера, чины, шалфея, герань луговая, смолка, гвоздики, девясил, нивяник - луговая ромашка . )

Животные: лоси, олени, кабаны, косули, волки, зайцы, лисы, барсуки, куницы, горностай, рысь, степная кошка.

По родному краю

Дружно мы шагаем.(Марш на месте.)

Справа от нас – зелёный луг. (Поворот направо.)

Слева находится лес (Поворот.)

В таком лесу полно чудес. (Махи руками.)

Белка с ветки на ветку скок (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

А ж захватывает дух! (Махи руками.)

Учитель: Богата наша область растениями и животными. Но человек должен беречь растения и животных. Откройте ссылку в избранном

Прочитайте статью об особо охраняемых местах Самарской области.

( Ученики читают статью, заполняют маршрутные листы. Представители пар зачитывают свои записи, на доске демонстрируются слайды презентации)

Первичное закрепление

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Молодцы. В результате получился вот такой атлас Самарской области.

Где вы можете применить свои знания?

- Что вы узнали нового?

- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

Какие чувства у вас возникли после проведённой работы?

Вы проявили на уроке активность, заинтересованность, желание. Ваша работа убедила меня в том, что вы действительно любите свою малую родину, свой край.

Домашнее задание

Оцените свою работу на уроке с помощью системы Про класс. (Ученики отвечают с помощью пультов для голосования)

Зелёный цветок- урок прошёл удачно, я активно участвовал в работе класса, успешно справлялся с заданиями. Я очень долен собой!

Красный цветок- сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Голубой цветок- задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Используемая литература и сайты

Окружающий мир: методическое пособие для учителя. 4 класс. Плешаков А.А. М. Просвещение, 2012 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с символами родной земли: с гербами городов Самары, Тольятти и Сызрани. Учить понимать символику герба.

Конспект открытого занятия по Истории Самарского края в 5 классе.

Гербы городов: учимся понимать символы родной земли.

познакомить с символами родной земли, с гербами городов Самары, Сызрани и Тольятти, учить понимать символику герба;

формировать уважительное отношение к культуре родной страны, области ,города; создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;

расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей;

развивать познавательную активность, фантазию, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронные презентации, разрезные картинки.

Гербы городов: учимся понимать символы родной земли.

Титульный слайд. Рассказы по истории Самарского края.

На доске словарные слова:

- Здравствуйте ребята и гости нашего урока.

Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости; чувствовать себя ответственным за все то, что с ней происходит.

Патриот- это человек готовый отдать многое, ради благополучия родины.

Внимание на экран.

(Звучит гимн Самарской области. На слайде: Герб и флаг Самарской области.)

- Какое музыкальное произведение мы сейчас слушали? Мы слушали гимн Самарской области.

- Какие слова вам подсказал ответ? Самарская земля.

- Гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак, официальный символ. Это торжественная песня, его слушают стоя.

- Что вы видите на экране? На экране мы видим флаг.

- Что такое флаг? Флаг — это опознавательный знак, официальный символ.

- Как вы думаете, что это за флаг? Самарской края, земли, области.

- Назовите цвета флага. На изображении, какого флага есть такие цвета? Российского флага, но в другом порядке.

- Что изображено в центральной части флага? (Герб.)

- Что такое герб? Герб — символическое изображение, опознавательно-правовой знак, официальный символ.

- Какое животное мы видим на гербе Самарской области? Мы видим дикого серебристого козла. У древних народов козел обозначал вожака, вождя, был воплощением непоколебимой силы.

Каждый человек, живущий в Самаре, испытывает чувство гордости за свою малую родину, самарский народ, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

- Как вы понимаете слово символы?

Словарная работа.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа большое значение.

Какие символы самары мы сейчас вспомнили?

Итак СИМВОЛ- это ЗНАК. А знаки и символы нужно уметь понимать.

-Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

Вторую часть темы нашего урока мы узнаем позднее.

Сначала вспомним как называется наша страна? (Ответы детей.) Узнаем известные символы нашей Родины.

Найдите среди символов государств флаг и герб России.

Молодцы, знаете символы нашей страны.

Карта и флаги и гербы государств

- Ребята, в нашей стране много удивительного: необыкновенно красивая природа, удивительные люди, красивые города.

- Назовите известные вам города России. (Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Саратов, Самара, Новосибирск, Волгоград, и др.)

- Дети, а в каком городе мы живем?

(ответ детей: Самара).- Покажите на карте наш город.

- Город Самара¸ это наша малая родина родина.

Город мой любимый,

Город мой родной,

Ты зеленый летом,

Ты стоишь зимой,

А весной ты нежный…

Я горжусь тобой!

Края ты столица,

И знакомых лица

На большой планете,

Городов не счесть,

На реке, на Волге –

самый лучший есть.

- Какие города Самарского края вы еще знаете? Сколько их? 10 городов. У каждого города своё символическое изображение, то есть герб.

- Именно о гербах городов мы будем говорить на уроке. Но не о всех, а только самых крупных городов Это САМАРА , Тольятти и Сызрань.

Работа с учебником.

- Откроем учебник на стр.53 и прочитаем тему урока.

- Далее пропустим слова мелким шрифтом.И прочитаем первый абзац.

Ответим на вопросы.

-Какую форму имеет герб?

-Как называется место вокруг щита?

-То, что мы перечислили и видим – это изображение, но у герба есть и описание.

- Перелистните страницу учебника. Вы видите изображения трёх гербов.

Французский щит — одна из основных форм щита. Представляет собой прямоугольник с наибольшим заострением в средней нижней части.

Испанский щит — форма щита. Представляет собой прямоугольник с закругленной нижней частью.

Корона на гербе Самары олицетворяет единение народов Российской империей.

Молодцы, нашли отличия в форме гербов.

-А теперь попробуем по описанию узнать герб города.

Вернемся на стр. 53 и прочитаем слова мелким шрифтом под темой урока.

-О каком гербе прочитали? А теперь найдите и покажите герб Самары на стр.54.

Когда он появился и как его понимать, мы прочитаем на стр.55 абзац наверху страницы.

- Когда Самара получила герб?

-Кто изображен на нем?

(Комиссия, составлявшая герб выбрала изображение козы исходя из предоставленной ей информации о рельефе местности, ее фауне и обычаях населения.)

- Найдем данные цвета в изображении на гербе.

Что расположено над щитом? (Корона.)Что обозначает? Почему? (В Самаре живут люди разных народностей в дружбе и согласии). Какую форму имеет щит?

- Как называется наш город?

Наш город какой? (красивый, большой, светлый, хороший, растущий, любимый, гостеприимный, современный, спортивный, рабочий, чистый, зеленый).

Что можно делать в нашем городе? (жить, работать, отдыхать, гулять, гостить, купаться, кататься, покупать).

- Как называются жители нашего города?

1.Все жители - "Самарцы"; мужчина - "самарец", женщина - "самарка".

2.Все жители - "Самарчане"; мужчина - "самарчанин", женщина - "самарчанка".

3.Устаревший вариант – самаряне.

Выбирайте на свой вкус и называйте, как вам нравится! Проще сказать жители Самары.(Житель или жительница)

- Итак мы рассмотрел и герб Самары.

- Какой еще герб имеет французскую форму? (Герб Сызрани.) Прочитаем о нем. Стр. 54

-Кто изображен на гербе? Почему? В чем сходство гербов Самары и Сызрани?

- Послушайте, что о Сызрани написано в учебнике на стр. 53 второй абзац.

- Найдите в тексте, в каком году (1683г.) Сызрань моложе Самары почти на 100 лет.

- Кем образована крепость Сызрань (Григорием Козловским).

Внимание на экран, перед вами памятник Григорию Козловскому в Сызрани. И главная достопримечательность Сызрани – единственная в области Спасская башня Сызранского Кремля.

У нас остался еще один герб на стр.54. Какой город символизирует этот герб. (Город Тольятти).

- Вспомним как называется форма щита.

- Прочитаем о гербе Тольятти на стр.54.

- А теперь ответим на вопросы.

- Как раньше назывался город Тольятти. (Ставрополь — это греческое слово, в переводе — город Святого Креста) Кто был основателем этого города.

-А теперь рассмотрим и научимся понимать символы герба Тольятти.

- На сколько частей разделен щит? (На 4 части).

- Как повторяется рисунок?

(Повторяющиеся узоры объединяют старый герб Ставрополя и новый знак Тольятти.)

- Как вы думаете, какой герб старый? (С крестом и крепостью)

- О чем рассказывает новый знак? (На синем фоне символизирующем Волгу, расположены очертания Жигулевских гор и Ладьи).

- Итак, мы рассмотрели гербы трех крупнейших городов Самарской области. А сейчас проверим, как вы запомнили их.

- Поиграем. Кто быстрее соберет?

Собери пазлы. Назови герб города.

- Пока ребята собирают, задание для остальных. Покажите герб Самары, Сызрани , Тольятти.

- Что такое герб города? Герб города - это его отличительный знак.

- О чем рассказывает герб? О местности города, животных, истории, наследии.

Герб (переводится — наследие) — изобразительный опознавательный знак из определенных цветов и фигур, служащий для отличия владельца, составленный и употребляемый по специальным правилам.

Д.З. - Где мы можем увидеть герб? (На государственных документах.)

-Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Все старались. Особенно постарались…

А сейчас я хочу узнать у вас, понравилось ли вам на уроке.

Так как мы говорили сегодня о символах, я предлагаю рассмотреть смайлики(символы)и выбрать один из них .Каким символом вы можете показать настроение на этом урока? А я попробую понять его.

Читайте также: