Русский язык в современном мире 8 класс конспект урока ладыженская презентация
Обновлено: 05.07.2024
Презентация "Русский язык в современном мире" предназначена как средство сопровождения вводного урока по русскому языку в 8 классе; знакомит с понятиями "международные языки", "мировые языки", лингвистические иерархии", презентация содержит материал для словарно-орфографической работы на уроке.
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_v_sovremennom_mirent.ppt | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский язык в современном мире Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный язык. К. Г. Паустовский
Задачи урока: формировать умение строить развернутый ответ , повторить особенности текста и его анализа; воспитание гражданственности, патриотизма, гордости за русский язык и интереса к его изучению .
Русский язык как язык межнационального общения Р о сс ия; р о сс ийский (российский флаг) Р о сс ийская Ф е д е рац и я р усский (русский язык) мног о н ац и ональное г о сударство сре д ство меж нац и онального о б щения г осударств енн ый язык К онституция Р оссийской Ф едерации
Русский язык как один из мировых языков ООН (Организация Объединённых Наций) ЮНЕСКО международная организация средство международного общения мировые языки : китайский, английский, хинди, испанский, русский международные официальные языки : английский, русский, испанский, китайский, французский, арабский
Лингвистическая иерархия Иерархия ( греч ) – порядок подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим по строго определённым ступеням ( иерархическая лестница ) Лингвистическая иерархия ( перен.)
Лингвистическая иерархия территориальные говоры диалекты диалектные группы наречия (крупные говоры) языки В мире насчитывают от 2500 до 5000 языков. Точную цифру установить невозможно, так как различие между разными языками и диалектами одного языка условно.
Терминология Термин ( лат. ) – предел, граница – слово или словосочетание , являющееся точным обозначением определённого понятия какой-л. области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. Терминология ( греч. logos – учение ) – совокупность терминов , употребляемых в какой-л. области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д.
Терминология Лингвистика ( лат. Lingua язык ) – языкознание, наука о языке ( лингвист, лингвистический) лингвистическая иерархия; лингвистический разбор; лингвистический анализ
Терминология Филология (греч.) phileo - люблю logos – слово совокупность наук, изучающих язык и литературу того или иного народа Изучать филологию, учёный-филолог, учитель-филолог, филологический факультет и др.
Терминология Универсальный (лат.) - всеобщий разносторонний, всеобъемлющий; пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий разнообразные функции универсальные функции языка: общение,
Терминология Функция (лат.) – отправление, деятельность 1) обязанность, круг деятельности; назначение; 2) специфическая деятельность животного или растительного организма, его органов, тканей и клеток; 3) мат. Соответствие между переменными величинами; зависимая переменная величина функции языка; универсальные функции; функциональный, функционировать
Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков . Мы знаем могучие народные истоки русского языка. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К. Паустовский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Верить в полный разума русский язык. " ("Русский язык в современном мире") для учащихся 10 классов
Данная работа содержит методическую разработку урока, презентацию учителя и учеников по теме : "Русский язык в современном мире.".
Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык. " о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса
Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам восполнить пробелы по очень актуальной пробле.
Урок русского языка по теме "Русский язык в современном мире: межнациональном и международном общении"
Данный урок предназначен для учеников 11 классе по программе Власенкова.
Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.)
Разработка содержит презентацию и приложения для групповой работы.
Урок русского языка в 8 классе по теме " Русский язык в современном мире"
Данный урок является вводным уроком в 8 классе по русскому языку ( учебник Т.А.Ладыженской). Цель урока - показать роль русского языка в современном мире.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ "Русский язык в современном мире "
Урок русского языка в 8 классе на тему: "Русский язык в современном мире".
Цель урока: показать роль русского языка в современном мире.
Обучающие: определить место и назначение русского языка в современном обществе; способствовать формированию представления о роли русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку;
формировать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
способствовать развитию коммуникативной компетенции, направленной на формирование культурных норм в общении.
Развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы); развивать умение критически мыслить.
Воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность ответственного отношения к учению;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.
1.Мотивация учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную тему. А какую, попробуйте определить, прослушав легенду.
До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.
К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.
Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.
Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.
Беседа с учащимися:
- В чем состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного фашистами города?
- Какая роль русского языка передана в легенде?
Умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа.
- Более семи десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую роль выполняет русский язык в современном обществе?
- Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?
- А что такое язык? Как вы понимаете значение данного слова?
По группам или по рядам задание: Сколькими способами можно дать определение данному слову. Кто больше назовет.
2.Средство выражения мысли )
- А как дано значение слова ЯЗЫК в толковом словаре?
Смотрят значение по толковому словарю
Итак , основная функция языка- это общение.
-А что такое ФУНКЦИЯ? Как вы понимаете значение этого слова?
-Давайте попробуем определить функции русского языка, опираясь на упражнение №1 учебника.
(Выполняют упражнение по заданию и составляют кластер)
3. Закрепление материала
А теперь обратите внимание. У вас на столах находятся высказывания великих людей о русском языке.
Ваша задача- установить соответствие:
а)«Язык – это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.
Академик В. В. Виноградов
Д)Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В.Г.Белинский
6. Национальный язык
Ж).Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
Михаил Васильевич Ломоносов
Сравните установленные вами соответствия с таблицей на экране.
- Каждая страна совершала открытия в определенной области: Италия- в музыке, Германия- в философии, а Россия- в литературе.
Литература и русский язык связаны невидимой нитью. Давайте проследим это на примере упражнения из учебника.
(выполнение и проверка упр №4 по заданию)
Сегодня на уроке мы с вами говорили о языке, его функциях и роли. Мне бы хотелось ,подводя итоги урока, чтобы вы закончили предложение по его началу:
Русский язык – это язык великого народа и в нем отражены…..
Русский язык считается самым развитым языком в современном мире, потому что …..
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Знакомство с учебником
Русский язык в современном мире.
Язык (1)- подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения Орган животного как кушанье(языковая колбаса) в колоколе (перен. – имеющий вытянутую форму) (язык ледника, волны, пламени)
Язык (2)– исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе (Восточнославянские языки, великий русский язык)
Язык (2)– стиль писателя (язык Тургенева) 3) способность говорить (лишиться языка) 4) система знаков, передающих информацию (язык пчел, муравьёв; язык жестов, . дорожных знаков, .. программирования, язык танца) 5) (перен.) - пленный
Язык (3)– Народ, нация (нашествие двунадесяти языков;… И назовёт меня всяк сущий в ней язык..). Притча во языцех – предмет общих разговоров
Что такое язык? Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе
Русский язык по числу говорящих на нём занимает 5 место после китайского, английского, хинди и испанского. среди славянских языков русский — самый распространенный русский, белорусский и украинский языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи. Праславянский язык — это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Однако его можно восстановить путем сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками. Иногда для обозначения праславянского используется термин общеславянский.
1 задание Прочти упражнение №1 Сформулируй главную мысль каждого абзаца, опираясь на выделенные слова.
Опорный конспект Русский язык –родной язык русского народа. Русский язык – средство межнационального общения народов России. Он также является государственным языком Российской федерации. В Белоруссии и Киргизии –это второй государственный язык.
Опорный конспект 5. Русский язык входит в число мировых языков, на нём общаются учёные, его используют средства коммуникации. 6. Русский язык – один из шести официальных рабочих языков ООН. Как можно озаглавить текст? (Сформулируйте его основную мысль)
Русский язык — один из широко изучаемых языков мира: его изучают более чем в 100 странах.
Вспомните поговорки об языке.
Держать язык за зубами Придержи язык! Злые языки Что на уме, то и на языке Вертится на языке Кто тебя за язык тянул? Язык развязался Распустил язык
Функции русского языка в современном мире
Что такое функция языка? Функция языка – это его назначение, то, для чего служит Для чего же служит язык?
Главные функции языка Средство общения Средство выражения мысли
Родной язык русского народа Наш родной язык – русский. Благодаря родному русскому языку мы познаем мир, открываем новое и интересное об окружающих нас предметах и людях. (мышление) Мы учимся понимать друг друга, высказываем свои мысли и чувства, делимся наболевшим, передаем знания. (общение)
Вербальное (словесное, устное) общение
Невербальные средства общения Мимика – движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние
Жест – движение рукой или телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь
Поэтическая функция заключается в использовании особых художественных средств для создания произведений литературы
Экспрессивная функция заключается в способности выражать эмоциональное состояние говорящего, его субъективное отношение к обсуждаемому
Язык межнационального общения
Язык межнационального общения народов многонациональной России Российское государство занимает огромную территорию, которую населяет немало народов. В силу этих условий поиск общего для всех инструмента коммуникации, посредством которого можно было заниматься общими политическими, экономическими, культурными, и другими вопросами, стал неизбежным фактом. Исторически сложилось так, что именно русский язык стал языком общения внутри многонационального государства.
Язык межнационального общения народов многонациональной России В многонациональной России отношения между представителями разных народов строятся на двуязычии. Причем, русский язык не вытесняет какие-то другие языки. Все языки, на которых разговаривают народности, проживающие на территории России, пребывают в постоянном равноправном развитии и взаимном обогащении.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей её территории. На нем издаются и публикуются законы, ведется федеральная документация и деловая переписка. А, кроме того, все народы России строят между собой политические, экономические или культурные отношения именно на русском языке. Государственный язык РФ
Русский язык является основным средством общения в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте, медицине, юриспруденции и т.д. А также русский язык является вторым государственным языком в Белоруссии, официальным языком в Казахстане и Киргизии. Государственный язык РФ
язык, использующийся в сфере официальных международных отношений. Такие языки имеют юридически закрепленный статус официальных и рабочих языков международных организаций и конференций. Мировой язык -
английский китайский французский испанский русский арабский хинди Мировые языки:
С середины XX в. является официальным языком многих международных организаций, в том числе ООН, ЮНЕСКО, МЕГАТЕ и т.д. Значит, на русском языке издаются официальные документы, пресс-бюллетени, специальные журналы этих организаций, создаются их сайты в Интернете, ведутся радиопередачи. Один из мировых языков
Выступает также как рабочий язык крупнейших международных конференций, встреч на высшем уровне, обеспечивая общение представителей разных стран. А значит, является одним из языков официальной международной документации. Один из мировых языков
Цель урока: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значении как государственного языка и одного из мировых языков.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, составление плана, выразительное чтение.
I. Организационные вопросы
Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с общей структурой курса 8 класса: 3 урока в неделю.
II. Знакомство с учебником
1. Слово учителя
Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, на условные обозначения (с. 2), на оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).
2. Вопросы и задания
III. Лекция с элементами беседы о функциях русского языка в современном мире
1. Слово учителя
Тему нашего первого урока — на доске. Запишите ее в тетради.
Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые жили до нас за тысячи лет, с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.
2. Вопросы для обсуждения:
— Для чего он нужен?
— Каковы его функции?
3. Прочитаем статью учебника (с. 3).
4. Комментарий учителя и задание для обсуждения.
Как видите, это не так-то просто решить. И таких загадок язык хранит множество.
IV. Составление плана
Прочитайте текст упр. 1 (с. 3) (вслух читает ученик) и составьте письменно его план (5-7 мин). План может быть составлен в виде вопросов или в виде назывных предложений.
1. Два назначения языка. (Каковы функции языка?)
2. Неразрывная связь функций языка. (Как связаны эти функции?)
3. Другие функции языка: экспрессивная, поэтическая. (Каковы другие назначения языка и как они проявляются?)
4. Быть средством общения и средством мысли — основные назначения языка. (Что лежит в основе многочисленных функций языка?)
V. Чтение и обсуждение статьи учебника
VI. Закрепление изученного
Вопросы и задания:
— Приведите свои примеры общих черт словарного состава русского, украинского и белорусского языков.
— В каких случаях проявляется функция межнационального общения?
— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?
VII. Выразительное чтение
Читаем высказывания о русском языке из упр. 3 (четыре человека). Понравившийся текст записываем в тетради (по выбору).
Домашнее задание
2. Рассмотреть таблицу упр. 4, перенести в тетрадь и заполнить пустые графы карандашом.
3. Выполнить упр. 5.
-75%
Читайте также: