Русский язык в современном мире 8 класс конспект урока ладыженская презентация

Обновлено: 05.07.2024

Презентация "Русский язык в современном мире" предназначена как средство сопровождения вводного урока по русскому языку в 8 классе; знакомит с понятиями "международные языки", "мировые языки", лингвистические иерархии", презентация содержит материал для словарно-орфографической работы на уроке.

ВложениеРазмер
russkiy_yazyk_v_sovremennom_mirent.ppt 53 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русский язык в современном мире Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный язык. К. Г. Паустовский

Задачи урока: формировать умение строить развернутый ответ , повторить особенности текста и его анализа; воспитание гражданственности, патриотизма, гордости за русский язык и интереса к его изучению .

Русский язык как язык межнационального общения Р о сс ия; р о сс ийский (российский флаг) Р о сс ийская Ф е д е рац и я р усский (русский язык) мног о н ац и ональное г о сударство сре д ство меж нац и онального о б щения г осударств енн ый язык К онституция Р оссийской Ф едерации

Русский язык как один из мировых языков ООН (Организация Объединённых Наций) ЮНЕСКО международная организация средство международного общения мировые языки : китайский, английский, хинди, испанский, русский международные официальные языки : английский, русский, испанский, китайский, французский, арабский

Лингвистическая иерархия Иерархия ( греч ) – порядок подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим по строго определённым ступеням ( иерархическая лестница ) Лингвистическая иерархия ( перен.)

Лингвистическая иерархия территориальные говоры диалекты диалектные группы наречия (крупные говоры) языки В мире насчитывают от 2500 до 5000 языков. Точную цифру установить невозможно, так как различие между разными языками и диалектами одного языка условно.

Терминология Термин ( лат. ) – предел, граница – слово или словосочетание , являющееся точным обозначением определённого понятия какой-л. области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. Терминология ( греч. logos – учение ) – совокупность терминов , употребляемых в какой-л. области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д.

Терминология Лингвистика ( лат. Lingua язык ) – языкознание, наука о языке ( лингвист, лингвистический) лингвистическая иерархия; лингвистический разбор; лингвистический анализ

Терминология Филология (греч.) phileo - люблю logos – слово совокупность наук, изучающих язык и литературу того или иного народа Изучать филологию, учёный-филолог, учитель-филолог, филологический факультет и др.

Терминология Универсальный (лат.) - всеобщий разносторонний, всеобъемлющий; пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий разнообразные функции универсальные функции языка: общение,

Терминология Функция (лат.) – отправление, деятельность 1) обязанность, круг деятельности; назначение; 2) специфическая деятельность животного или растительного организма, его органов, тканей и клеток; 3) мат. Соответствие между переменными величинами; зависимая переменная величина функции языка; универсальные функции; функциональный, функционировать

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков . Мы знаем могучие народные истоки русского языка. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К. Паустовский)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Верить в полный разума русский язык. " ("Русский язык в современном мире") для учащихся 10 классов

Данная работа содержит методическую разработку урока, презентацию учителя и учеников по теме : "Русский язык в современном мире.".

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык. " о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам восполнить пробелы по очень актуальной пробле.


Урок русского языка по теме "Русский язык в современном мире: межнациональном и международном общении"

Данный урок предназначен для учеников 11 классе по программе Власенкова.


Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.)

Разработка содержит презентацию и приложения для групповой работы.


Урок русского языка в 8 классе по теме " Русский язык в современном мире"

Данный урок является вводным уроком в 8 классе по русскому языку ( учебник Т.А.Ладыженской). Цель урока - показать роль русского языка в современном мире.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ "Русский язык в современном мире "

Урок русского языка в 8 классе на тему: "Русский язык в современном мире".

Цель урока: показать роль русского языка в современном мире.

Обучающие: определить место и назначение русского языка в современном обществе; способствовать формированию представления о роли русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку;

формировать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

способствовать развитию коммуникативной компетенции, направленной на формирование культурных норм в общении.

Развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы); развивать умение критически мыслить.

Воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

сформированность ответственного отношения к учению;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.

1.Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную тему. А какую, попробуйте определить, прослушав легенду.

До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.

К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.

Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.

Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.

Беседа с учащимися:

- В чем состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного фашистами города?

- Какая роль русского языка передана в легенде?

Умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа.

- Более семи десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую роль выполняет русский язык в современном обществе?

- Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- А что такое язык? Как вы понимаете значение данного слова?

По группам или по рядам задание: Сколькими способами можно дать определение данному слову. Кто больше назовет.

2.Средство выражения мысли )

- А как дано значение слова ЯЗЫК в толковом словаре?

Смотрят значение по толковому словарю

Итак , основная функция языка- это общение.

-А что такое ФУНКЦИЯ? Как вы понимаете значение этого слова?

-Давайте попробуем определить функции русского языка, опираясь на упражнение №1 учебника.

(Выполняют упражнение по заданию и составляют кластер)

3. Закрепление материала

А теперь обратите внимание. У вас на столах находятся высказывания великих людей о русском языке.

Ваша задача- установить соответствие:

а)«Язык – это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

Академик В. В. Виноградов

Д)Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В.Г.Белинский

6. Национальный язык

Ж).Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
Михаил Васильевич Ломоносов

Сравните установленные вами соответствия с таблицей на экране.

- Каждая страна совершала открытия в определенной области: Италия- в музыке, Германия- в философии, а Россия- в литературе.

Литература и русский язык связаны невидимой нитью. Давайте проследим это на примере упражнения из учебника.

(выполнение и проверка упр №4 по заданию)

Сегодня на уроке мы с вами говорили о языке, его функциях и роли. Мне бы хотелось ,подводя итоги урока, чтобы вы закончили предложение по его началу:

Русский язык – это язык великого народа и в нем отражены…..

Русский язык считается самым развитым языком в современном мире, потому что …..

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Знакомство с учебником

Описание презентации по отдельным слайдам:

Знакомство с учебником

Знакомство с учебником

Попробуйте объяснить значение следующего выражения «Мы хотели бы коммунициро.

Русский язык в современном мире.

Русский язык в современном мире.

 ЯЗЫК

Язык (1)- подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощу.

Язык (1)- подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения Орган животного как кушанье(языковая колбаса) в колоколе (перен. – имеющий вытянутую форму) (язык ледника, волны, пламени)

Язык (2)– исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматически.

Язык (2)– исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе (Восточнославянские языки, великий русский язык)

Язык (2)– стиль писателя (язык Тургенева) 3) способность говорить (лишиться я.

Язык (2)– стиль писателя (язык Тургенева) 3) способность говорить (лишиться языка) 4) система знаков, передающих информацию (язык пчел, муравьёв; язык жестов, . дорожных знаков, .. программирования, язык танца) 5) (перен.) - пленный

Язык (3)– Народ, нация (нашествие двунадесяти языков;… И назовёт меня всяк су.

Язык (3)– Народ, нация (нашествие двунадесяти языков;… И назовёт меня всяк сущий в ней язык..). Притча во языцех – предмет общих разговоров

Что такое язык? Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и.

Что такое язык? Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе

Русский язык по числу говорящих на нём занимает 5 место после китайского, а.

Русский язык по числу говорящих на нём занимает 5 место после китайского, английского, хинди и испанского. среди славянских языков русский — самый распространенный русский, белорусский и украинский языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи. Праславянский язык — это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Однако его можно восстановить путем сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками. Иногда для обозначения праславянского используется термин общеславянский.

1 задание Прочти упражнение №1 Сформулируй главную мысль каждого абзаца, опир.

1 задание Прочти упражнение №1 Сформулируй главную мысль каждого абзаца, опираясь на выделенные слова.

Опорный конспект Русский язык –родной язык русского народа. Русский язык – ср.

Опорный конспект Русский язык –родной язык русского народа. Русский язык – средство межнационального общения народов России. Он также является государственным языком Российской федерации. В Белоруссии и Киргизии –это второй государственный язык.

Опорный конспект 5. Русский язык входит в число мировых языков, на нём общают.

Опорный конспект 5. Русский язык входит в число мировых языков, на нём общаются учёные, его используют средства коммуникации. 6. Русский язык – один из шести официальных рабочих языков ООН. Как можно озаглавить текст? (Сформулируйте его основную мысль)


Сколько языков в современном мире? Около 5 000 языков и диалектов Изучено око.

Русский язык — один из широко изучаемых языков мира: его изучают более чем в.

Русский язык — один из широко изучаемых языков мира: его изучают более чем в 100 странах.

Вспомните поговорки об языке.

Вспомните поговорки об языке.

Держать язык за зубами Придержи язык! Злые языки Что на уме, то и на языке Ве.

Держать язык за зубами Придержи язык! Злые языки Что на уме, то и на языке Вертится на языке Кто тебя за язык тянул? Язык развязался Распустил язык

Функции русского языка в современном мире

Функции русского языка в современном мире

Что такое функция языка? Функция языка – это его назначение, то, для чего слу.

Что такое функция языка? Функция языка – это его назначение, то, для чего служит Для чего же служит язык?

Главные функции языка Средство общения Средство выражения мысли

Главные функции языка Средство общения Средство выражения мысли

Родной язык русского народа Наш родной язык – русский. Благодаря родному русс.

Родной язык русского народа Наш родной язык – русский. Благодаря родному русскому языку мы познаем мир, открываем новое и интересное об окружающих нас предметах и людях. (мышление) Мы учимся понимать друг друга, высказываем свои мысли и чувства, делимся наболевшим, передаем знания. (общение)

Вербальное (словесное, устное) общение

Вербальное (словесное, устное) общение

Невербальные средства общения Мимика – движение мышц лица, выражающее внутрен.

Невербальные средства общения Мимика – движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние

Жест – движение рукой или телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающе.

Жест – движение рукой или телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь



Поэтическая функция заключается в использовании особых художественных средств.

Поэтическая функция заключается в использовании особых художественных средств для создания произведений литературы

Экспрессивная функция заключается в способности выражать эмоциональное состоя.

Экспрессивная функция заключается в способности выражать эмоциональное состояние говорящего, его субъективное отношение к обсуждаемому

Язык межнационального общения

Язык межнационального общения

Язык межнационального общения народов многонациональной России Российское гос.

Язык межнационального общения народов многонациональной России Российское государство занимает огромную территорию, которую населяет немало народов. В силу этих условий поиск общего для всех инструмента коммуникации, посредством которого можно было заниматься общими политическими, экономическими, культурными, и другими вопросами, стал неизбежным фактом. Исторически сложилось так, что именно русский язык стал языком общения внутри многонационального государства.

Язык межнационального общения народов многонациональной России В многонациона.

Язык межнационального общения народов многонациональной России В многонациональной России отношения между представителями разных народов строятся на двуязычии. Причем, русский язык не вытесняет какие-то другие языки. Все языки, на которых разговаривают народности, проживающие на территории России, пребывают в постоянном равноправном развитии и взаимном обогащении.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993) русский язык являет.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей её территории. На нем издаются и публикуются законы, ведется федеральная документация и деловая переписка. А, кроме того, все народы России строят между собой политические, экономические или культурные отношения именно на русском языке. Государственный язык РФ

Русский язык является основным средством общения в армии, центральной и местн.

Русский язык является основным средством общения в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте, медицине, юриспруденции и т.д. А также русский язык является вторым государственным языком в Белоруссии, официальным языком в Казахстане и Киргизии. Государственный язык РФ

язык, использующийся в сфере официальных международных отношений. Такие языки.

язык, использующийся в сфере официальных международных отношений. Такие языки имеют юридически закрепленный статус официальных и рабочих языков международных организаций и конференций. Мировой язык -

английский китайский французский испанский русский арабский хинди Мировые язы.

английский китайский французский испанский русский арабский хинди Мировые языки:

С середины XX в. является официальным языком многих международных организаций.

С середины XX в. является официальным языком многих международных организаций, в том числе ООН, ЮНЕСКО, МЕГАТЕ и т.д. Значит, на русском языке издаются официальные документы, пресс-бюллетени, специальные журналы этих организаций, создаются их сайты в Интернете, ведутся радиопередачи. Один из мировых языков

Выступает также как рабочий язык крупнейших международных конференций, встреч.

Выступает также как рабочий язык крупнейших международных конференций, встреч на высшем уровне, обеспечивая общение представителей разных стран. А значит, является одним из языков официальной международной документации. Один из мировых языков


Цель урока: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значении как государственного языка и одного из мировых языков.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, составление плана, выразительное чтение.

I. Организационные вопросы

Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с общей структурой курса 8 класса: 3 урока в неделю.

II. Знакомство с учебником

1. Слово учителя

Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, на условные обозначения (с. 2), на оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).

2. Вопросы и задания

III. Лекция с элементами беседы о функциях русского языка в современном мире

1. Слово учителя

Тему нашего первого урока — на доске. Запишите ее в тетради.

Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые жили до нас за тысячи лет, с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.

2. Вопросы для обсуждения:

— Для чего он нужен?

— Каковы его функции?

3. Прочитаем статью учебника (с. 3).

4. Комментарий учителя и задание для обсуждения.

Как видите, это не так-то просто решить. И таких загадок язык хранит множество.

IV. Составление плана

Прочитайте текст упр. 1 (с. 3) (вслух читает ученик) и составьте письменно его план (5-7 мин). План может быть составлен в виде вопросов или в виде назывных предложений.

1. Два назначения языка. (Каковы функции языка?)

2. Неразрывная связь функций языка. (Как связаны эти функции?)

3. Другие функции языка: экспрессивная, поэтическая. (Каковы другие назначения языка и как они проявляются?)

4. Быть средством общения и средством мысли — основные назначения языка. (Что лежит в основе многочисленных функций языка?)

V. Чтение и обсуждение статьи учебника

VI. Закрепление изученного

Вопросы и задания:

— Приведите свои примеры общих черт словарного состава русского, украинского и белорусского языков.

— В каких случаях проявляется функция межнационального общения?

— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?

VII. Выразительное чтение

Читаем высказывания о русском языке из упр. 3 (четыре человека). Понравившийся текст записываем в тетради (по выбору).

Домашнее задание

2. Рассмотреть таблицу упр. 4, перенести в тетрадь и заполнить пустые графы карандашом.

3. Выполнить упр. 5.


-75%

Читайте также: