Русская народная сказка хаврошечка конспект урока 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учить работать с текстом.

Формировать умения, необходимые для анализа произведения и характеристики героев.

Совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение читаемого текста.

Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения. Расширять читательский опыт и кругозор.

Развивать связную речь.

Воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям.

Оборудование:

1) - Какой раздел литературного чтения мы изучаем? (сказки)

- Как вы дадите определение понятия сказки?

- Заполните схему. (экран)

- Какие бывают сказки? (Сказки о животных, бытовые)

- Проверим правильность составленной схемы. (экран)

- Какие сказки о животных вы знаете?

- Как ведут себя звери, птицы, насекомые в сказках о животных?

- Какие сказки относятся к бытовым? (Бытовые сказки - сказки про быт, про простую жизнь. Героями являются простые люди).

- На свете очень много сказок. Но не все же сказки про животных и про быт. Еще какие сказки бывают? (Волшебные).

- Как вы думаете, какие сказки относятся к волшебным сказкам?

(В этих сказках происходят чудеса, волшебства. В сказке есть что-то чудесное, фантастическое.)

По словарю Ожегова слово "волшебный" имеет следующее значение - действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.(экран)

Значит, в волшебных сказках есть чудодейственная сила, что-то чудесное, фантастическое.

2) Предлагаю вам вспомнить сказки по отрывкам, напечатанных на листах.

*Вот так и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.

*Тянут- потянут, а вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

*Пошла девушка в ткацкую комнату и затворила дверь наглухо. Вскоре послышался за стеной быстрый- быстрый стук: кирикара тон-тон-тон, кирикара тон-тон-тон. День, и другой, и третий стучит ткацкий станок.

3. Первичное восприятие текста.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной волшебной сказкой.

(Слушание 1,2 части)

Проверка первичного восприятия.

- С какой сказкой мы сегодня познакомимся? (Русская народная сказка "Хаврошечка"). (слайд 4)

- Это современная сказка или старинная?

- Какая это сказка: авторская или народная? Какого народа?

- Посмотрите на обложку книги этой сказки.(экран) Можно ли по иллюстрации обложки понять, что это русская народная сказка? Почему?

4.Вторичное восприятие текста.

Работа над 1 частью .

- Обратимся к тексту сказки.

1)- Прочитайте 1 часть сказки цепочкой по предложению.

( чтение учащимися )Как можно озаглавить эту часть?

- Назовите героев сказки.

2)Ана л из прочитанного. Работа с текстом.

а) Словарная работа.

- Какие непонятные слова встречаются в тексте? Обратитесь к тексту. Назовите их. В современном языке встречаются такие слова? Как называются такие слова? ( устаревшие) – Где можно встретить устаревшие слова? (в сказках, былинах, пословицах, и т.д.)

- Устаревшие слова – это признаки сказки.

б) Работа по содержанию.

- А ещё какие признаки назовёте?

(ласковые слова, зачин, повторы, превращения, чудеса)

- Найдите в тексте зачин. Прочитайте.

- Как вы понимаете это высказывание?

- C какой интонацией его нужно прочитать? Почему вы так считаете? Используя эту интонацию, прочитайте.

в) Чтение по ролям.

- Найдите отрывок в тексте, где происходит разговор Хаврошечки с коровушкой.

- Возьмите простой карандаш, прочитайте самостоятельно этот отрывок, исключая слова автора, отмечая карандашом реплики героев.

- Попробуем прочитать получившийся отрывок.

Работа над 2 частью.

1)Чтение вместе с учителем хором.

2)Работа над содержанием.

- Какой отрывок текста соответствует иллюстрации в учебнике? (экран)

- Найдите отрывок, который мог бы прочитать вот этот человек. (Картинка хозяйки, мачехи) (экран)

-С какой интонацией это нужно сделать? Прочитайте.

- Какие слова повторяются в этой части?

- Перечитай те 2 часть, устранив повторы. Озвучьте, какой текст у вас получился.

Презентация Power Point, выставка книг, выставка поделок, рисунков, модели обложек к сказкам, DVD.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Подготовительный этап к изучению нового материала

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный и очень интересный урок. А чему он будет посвящен, вы узнаете, когда прослушаете песню.

(Звучит песня “В мире много сказок”.)

– Догадались, чему посвящен наш урок? (Сказкам.)

– Сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки.

– Сказки бывают разные.

– Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские.)

– А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются . (Народными.)

– Посмотрите на модели обложек к сказкам.

– Назовите, какие бывают сказки?

Сказки
Авторские Народные
волшебные бытовые о животных

– Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки).

1-й ученик.

Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(Царевна – лягушка. Народная сказка.) Слайд 3

2-й ученик.

Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка) Слайд 4

3-й ученик.

Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
(Волк и семеро козлят. Народная сказка.) Слайд 5

– А эту сказку сможет отгадать тот, кто был внимательным на уроке.

– Прослушайте музыкальный фрагмент.

(Звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Полет шмеля.) (А.Пушкин. Сказка о царе Салтане. Авторская сказка) Слайд 6

– Напомню вам, ребята, что музыку к этой сказке написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Слайд 7

– Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.

– Много ли сказок на свете? Попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете!

– Посмотрите на выставку книг. Прочитайте название сказок, назовите автора.

– Посмотрите на нашу выставку.

– Как она называется? (Поляна сказок.)

(Дети рассматривают выставку поделок и иллюстраций к сказкам).

– Эти иллюстрации выполнили вы.

– А вот посмотрите иллюстрации художников к сказкам.

– Скажите, каких художников-иллюстраторов вы знаете?

(Дети рассматривают иллюстрации И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Васнецова.) Слайд 8

3. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

– А любите вы слушать сказку?

– Послушайте, какое замечательное стихотворение написал Овсей Дриз.

1-й ученик.

Жили-были
Старик и старуха.
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только, что из печи..

2-й ученик.

А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежь ломоть-
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.

Учитель.

Добрую сказку
Помню я с детства
Хочу, чтобы сказку
Послушали вы,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

4. Изучение нового материала

– И сегодня, ребята, мы познакомимся с интересной сказкой.

– Прочитайте, как, она называется.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА. ХАВРОШЕЧКА.

– Начну читать сказку вам я. А вы внимательно слушайте и запоминайте:

– О ком говорится в сказке?

– Кто ее главные герои?

(Чтение 1 части сказки учителем.) (Обратить внимание на начало сказки)

  • Восприятие текста, проверка первичного восприятия текста

– Кто же главные герои сказки?

(Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.)

– Сейчас прочитаем вторую часть.

– А вы должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки.

(Чтение 2 части подготовленными учениками.)

– Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка.)

(Инсценирование 3 части сказки.)

– Что же задумала злая мачеха? Вы узнаете, когда посмотрите выступление ребят.

– Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?

– Прочитаем окончание сказки по цепочке. Открыли стр.131, нашли 2 абзац.

– Понравилась вам сказка?

– Как жилось Хаврошечке в чужой семье?

– Кто помогал девочке-сироте?

– Какую работу нужно было выполнять?

– Как об этом говорится в сказке? Прочитайте.

– Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам?

Хаврошечка
Сестры
трудолюбивая
ленивые
злые
добрая

– Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу.)

– Как называются слова противоположные по смыслу? (Слова противоположные по смыслу называются антонимы.)

– Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните их значение.

– Прочитаем последнее предложение. (В добре поживать, лиха не знать.)

– Это концовка сказки.

– Как вы понимаете смысл пословицы.

– Давайте и мы с вами научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.

Урок литературного чтения во 2 классе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Пригласительная открытка на внеклассное мероприятие в сельской библиотеке "Путешествие по русским народным сказкам".

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Хаврошечка" (УМК "Планета знаний")

Урок литературного чтения во 2 классе

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Конспект урока литературного чтения на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Конспект урока литературного чтения на тему "Хаврошечка" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: