Русская народная сказка гуси лебеди конспект урока 2 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию внимания, памяти, навыков чтений, умений анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные: познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников в разных формах; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют правила в планировании способа решения; коммуникативные: аргументируют свою точку зрения и оценку событий, признают различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение.

Личностные: осуществляют собственную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

м етоды и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

УМК Л. Ф. Климановой

Материал рассчитан на 2 урока

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

— Научитесь читать красиво, без ошибок.

Утка моя, селезнюха моя.

Не летай за реку,

Не клюй песку, не тупи носку!

Селезень — самец утки.

IV. Введение в тему урока

— С какими видами сказок мы познакомились на уроках? (Бытовыми, о животных.)

~ Вспомните названия сказок и определите их вид. (Дети перечисляют прочитанные сказки.)

— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Посмотрите ее (или послушайте) и определите вид этой сказки.

V. Работа по теме урока

(Учитель включает видео- или аудиозапись сказки.)

— Понравилась ли вам сказка? Чем?

— К какому виду сказок мы ее отнесем?

— Что же в этой сказке волшебного?

VI. Физкультминутка

Хлопай-топай

Утром, днем и вечером!

Когда делать нечего.

Кем бы ни был ты — отличник

Иль совсем наоборот,

Разучите этот танец

И танцуйте целый год!

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение сказки и словарная работа

(Сначала учащиеся читают сказку, затем проводится словарная работа.)

Причитывать — причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь.

Кликать — громко звать.

Кудель — пучок льна, приготовленный из пряжи.

Веретено — приспособление для получения нити из шерсти.

Устьице — отверстие в печи.

2. Кроссворд по сказке

3. Персонаж, который сначала встретился девочке. (Печка.)

4. Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги. (Мышка.)

6. То, что предложила поесть речка. (Кисель.)

7. Место, где оказался украденный братец девочки. (Избушка.)

8. Персонаж, который встретился девочке после печки. (Яблоня.)

9. То, что предложила поесть печка. (Пирожок.)

10. Персонаж, который встретился девочке после яблони. (Речка.)

I. То, что дала девочка мышке. (Кашка.)

5. То, что родители обещали купить девочке. (Платочек.)

(Ключевое слово — то, которое девочка на обратном пути говорила всем: спасибо.)

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

IX. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— К какому виду сказок она относится?

— Докажите, что она волшебная.

— Чему учит эта сказка?

Домашнее задание

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.

III. Постановка целей урока

IV. Работа по теме урока

1. Деление сказки на части, подготовка к пересказу

— Дома вы должны были прочитать сказку. Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно разделить сказку на части, озаглавить их. (На доске начало и конец плана.)

1. Гуси-лебеди унесли братца.

2. Девочка бросилась догонять гусей.

8. Возвращение домой.

Информация для учителя

Дети зачитывают отрывки по плану и называют все пункты. Удачные названия учитель записывает на доске. Например:

3. Встреча с печкой.

4. На пути — яблонька.

5. Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

6. В избушке Бабы-яги.

7. Мышка помогает девочке.

2. Пересказ сказки по плану

(Используется получившийся план.)

V. Физкультминутка

Хлопай-топай

Утром, днем и вечером!

Когда делать нечего.

Кем бы ни был ты — отличник

Иль совсем наоборот,

Разучите этот танец

И танцуйте целый год!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Определение основных признаков сказки

— С чего начинается сказка? (Жили-были мужик да баба.) Это зачин. (Дети записывают в тетрадях.)

— К какому виду сказок мы ее отнесли? (Волшебная сказка.)

— Какие волшебные предметы есть в сказке?

— Найдите в сказке троекратный повтор.

— Где в сказке добро, а где зло?

Признаки сказки (запись в тетрадях):

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

— Ребята, вдумайтесь в название сказки. Что это за птицы — гуси-лебеди?

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 51. Какие чувства вызывает она у вас?

— Назовите действующих лиц сказки. Кто из них вам больше всего понравился и почему?

(Проверочную работу провести на этом этапе урока или на следующем уроке.)

Развитие речи, логическое мышления, воображения, умения определять главную мысль произведений;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема. Русские народные сказки. Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

Конспект урока составлен с использованием электронных образовательных ресурсов.

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"

Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока.


Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"

Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка".



Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России

Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России.


воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное чтение, определение темы, сюжета, образы героев, главная мысль произведения.

Метапредметные: 1 регулятивные УУД:

определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка.

2.Познавательные УУД:

осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное.

3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание .

Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

Ребята, прочитайте высказывание хором.

Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)

А как вы объясните пушкинские слова?

Актуализация опорных знаний учащихся.

Лексическая работа.

Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Ложь- обман, неправда, вымысел.

Намек - неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.

Добрым молодцам- молодым людям.

Урок - это процесс передачи знаний.

Итак, сказка- это урок.

А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.

Работа над темой урока.

-Какие виды сказок вы знаете?

О животных бытовые волшебные

Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.

А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)

Признаки сказки: (составление кластера)

Сказочные слова и выражения;

Борьба добра со злом;

Добро побеждает зло;

Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.

а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)

Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.

(работа с картинками)

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: Русская народная сказка

- учить анализировать произведение и оценивать поступки героев, ссылаясь на текст.

Формируемые универсальные учебные действия.

Познавательные:
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– понимать фактическое содержание текста;

- умение выразительно читать диалоги, читать по ролям.

Коммуникативные:
– воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении;
– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

Регулятивные:
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий

Личностные:
– первоначальные представления об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев

сказок, рассказов и других литературных произведений;
– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

I. Организационный момент.

- Прочитайте пословицу. Слайд 1.

Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Активную работу на уроке будем оценивать красными яблоками.

- Если вы не совсем довольны работой – жёлтые.

- Если вам что-то не удалось – зелёные.

II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

1. Речевая разминка. Слайд 2.

- Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Река, речка, реченька, речной.

Печь, печка, печурка, печной.

Яблоня, яблонька, яблоневый.

- Прочитайте . Что это? (Скороговорка)

У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.

- Произнести быстро.

- Произнести с чувством радости.

- Произнести с чувством огорчения.

- Произнеси с чувством обиды .

2. О чём вам напомнили слова речевой разминки? Речка, печка …

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с русской народной сказкой "Гуси-лебеди".

- А чему еще можно учиться на уроке чтения? (Инсценировать сказку, пересказать, поговорить о героях, обсудить поступки героев, пофантазировать.)

III. Работа по теме урока.

1. Что мы делали на прошлом уроке? (Читали сказку, делили текс на части)

- Что делали дома? (Рисунки)

2. Распределим рисунки так, чтобы получился картинный план.

3. Выборочное чтение.

- Найдите в тексте сказки ответ и прочитайте его.

1) Почему произошло несчастье?

2) Кто виноват в случившемся? Как об этом сказано в тексте?

3) Прочитайте, как гуси-лебеди унесли мальчика.

4) Что чувствовала Маша, когда потеряла братца?

4. Чтение отрывков по ролям.

- Кто помог в поиске братца?

- Как лучше прочитать эти отрывки: одному человеку или нескольким? Почему?

- Прочитайте по ролям диалог, исключая слова автора.

5. Пересказ отрывка сказки от лица героя.

- Где Маша нашла своего братца?

- Представьте себя на месте девочки. Перескажите от лица Маши, что она чувствовала в дремучем лесу возле избушки?

- Как вы думаете, почему Маша не отступила от намеченной щели?

6. Физкультминутка (слова сопровождаются движениями) (Слайд 3)

В тёмном лесу есть избушка,

Стоит задом наперёд.

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух, сердитая какая

Эта бабушка Яга!

- Кто помог детям добраться до дома?

- Как вы думаете, почему волшебные помощники помогали Маше, а не гусям?

8. Постановка последующих учебных задач.

- Сегодня нам предстоит задуматься над следующими вопросами:

1) По каким признакам можно определить, что это произведение – сказка?

2) Для чего народ создавал сказки?

9. Анализ художественного текста.

- Почему сказка так называется?

- Опишите, как выглядят эти волшебные птицы – слуги Бабы Яги?

- Определите вид сказки. Докажите.

- Какой в сказке троекратный повтор?

- Где, на ваш взгляд, в сказке кульминация?

- Как заканчивается сказка?

- Для чего народ создавал сказки?

- Как можно соотнести с содержанием сказки такое выражение?

- Кто автор этого высказывания?

- Определите главную мысль сказки.

- Выберите пословицу, которая отражает главную мысль. Осудите ответ в паре.

Ласковым словом и камень растопишь.

Не дорого начало, похвален конец.

Слезами горю не поможешь.

Подобрать подходящий по смыслу фразеологизм к выделенному фрагменту.

Каждая группа получает лист с высказываниями (одинаковый для всех) и карточки с фразеологизмами.

1. Маша бежит изо всех сил, несёт братца, ног под собой не чует .

2. Видит девочка – стоит яблонька, вся румяными яблоками увешана, а на ней яблок – видимо-невидимо

3. Немного погодя глянула Баба Яга в окно, не мальчика .

4. Бежит Маша, несёт братца, уж совсем близко .

5. Маша поняла свою ошибку и с тех пор стала заботливо оберегать братца.

Читайте также: